Научная статья на тему 'Принцип ценностного взаимодействия в профессиональной подготовке современного музыканта'

Принцип ценностного взаимодействия в профессиональной подготовке современного музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме осуществления принципа ценностного взаимодействия в музыкальном образовании. В работе представлены методы аксиологического анализа музыки как носителя ценности и объекта познания, учителя и его учеников как коллективного субъекта, в совместном творческом труде обменивающихся музыкальными ценностями. Анализируется и обосновывается как необходимость, так и эффективность осуществления принципа ценностного взаимодействия в современном музыкальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип ценностного взаимодействия в профессиональной подготовке современного музыканта»

языку у учащихся, приобретения ими знаний о языке «как национально-культурном феномене», отражающем духовно-нравственный опыт народа. Поэтому учитель сам творит, тем самым развивается, становится высоким профессионалом, не только прекрасно владеющим своим предметом, но и имеющим глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент.

Список литературы:

1. Кирьякова A.B. Ценность как социальная доминанта ориентации // Учебные записки Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2002. - Вып. 1.

2. Щерба Л.В. Язык и личность. - М., 1989.

ПРИНЦИП ЦЕННОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме осуществления принципа ценностного взаимодействия в музыкальном образовании. В работе представлены методы аксиологического анализа музыки как носителя ценности и объекта познания, учителя и его учеников как коллективного субъекта, в совместном творческом труде обменивающихся музыкальными ценностями. Анализируется и обосновывается как необходимость, так и эффективность осуществления принципа ценностного взаимодействия в современном музыкальном образовании.

Основные тенденции развития современного музыкального образования свидетельствуют о постоянном поиске новых подходов, стремящихся обеспечить максимальное взаимодействие музыкального искусства и музыкального образования. Одним из таких подходов, призванным обеспечить гармоничное сочетание общей и профессиональной подготовки, дать возможность отказаться от императивного, авторитарного стиля преподавания в пользу диалогического общения, является аксиологический. В фундаменте аксиологического подхода заложен принцип ценностного взаимодействия, направленный на создание согласно «звучащего трио», в котором музыка как носитель музыкальной истины и музыкальной ценности, представляющая собой объект познания, одаривает этими ценностями учителя и его учеников, являющихся

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

коллективным субъектом познания, а в результате обогащается сама, насыщаясь новым художественным и духовным наполнением.

Основные функции, определяющие эффективность музыкального образования (передача творческого опыта, подготовка к профессиональной деятельности, формирование личности будущего музыканта), обретают в процессе осуществления ценностного взаимодействия между музыкой как объектом познания и учителем и учеником как коллективным субъектом познания ярко выраженный творческий характер. Это усиливает аксиологическую направленность музыкально-педагогического процесса, энергетически насыщает мотивационную сферу деятельности будущего профессионального музыканта, определяет его отношение к профессии.

Принцип ценностного взаимодействия, играет значительную роль в выявлении приоритетов современного музыкального образования, вовлекая всех участников образовательного процесса в активный обмен художественными и духовными ценностями. Обретая новые возможности для постижения музыкального мира, почувствовав себя исследователем и сотворцом создающейся совместными усилиями новой картины музыкального бытия, будущий музыкант формулирует для себя жизненную цель, начинает осознавать свое личностное предназначение, учится воплощать в своей работе полученные в музыкально-педагогическом процессе знания и умения, анализировать свои способности, ценностно осмысливать результаты собственной деятельности и определять следующие задачи и способы их решения.

В межсубъекгных отношениях учителя и ученика принцип ценностного взаимодействия открывает путь к партнерской деятельности, позволяя им ощущать себя частью единого творческого пространства, «соучастного бытия» (М. Бахтин). Педагог-музыкант, осуществляющий управление музыкально-педагогическим процессом, обретает, благодаря принципу ценностного взаимодействия, в лице каждого своего ученика надежного помощника и союзника. Это позволяет педагогу-музыканту выявлять ценностные ориентиры ученика, изучать его личностные особенности в процессе становления и развития, прогнозировать дальнейшие шаги в создании «режима наибольшего благоприятствия» для максимальной актуализации его личности. Принцип ценностного взаимодействия заставляет педагога-музыканта постоянно находиться в сфере напряженного творческого поиска, но не беспорядочного, а аналитически выверенного, так как каждый полученный результат изучается как проявление саморазвития и самонастройки сложного организма, «присваивающего» себе новые ценности и сотворчески преобразовывающего их в личностные смыслы. Задача педагога - не ошибиться в определении пути этого саморазвития и выявлении нужного «тона» для самонастройки.

При анализе мотивационной сферы музыкальной деятельности осуществление принципа ценностного взаимодействия помогает выявлять наличие «менталеобразующих функций» (Б. Гершунский), в значительной степени определяющих стратегическую направленность музыкально-педагогического

процесса. Эта задача также представляется чрезвычайно значимой. Для решения ее на основе музыкальной аксиологии как теории ориентации личности в мире музыкальных ценностей разработан эволюционно-синергетичес-кий метод, позволяющий проникать в глубины сложившихся на протяжении многих веков приоритетов и учитывать при формировании определенных учебно-воспитательных моделей сущностные особенности личности, гнездящиеся в ее генезисе. Эволюционно-синергетический метод - это один из способов сохранения и приумножения духовного наследия, обеспечивающий возможность ценностного взаимодействия не только со своими современниками, но и с далекими предками, с их этосом и моралью.

Концептуальная направленность эволюционно-синергетического метода на диалог является и для будущих профессиональных музыкантов,и для опытных мастеров не только школой постижения искусства, но и школой жизни. Исключая императивность в процессе обучения, эволюционно-синергетический метод в качестве «основного тона» для самонастройки избирает бесконечное уважение к личности партнера, приводя к осознанию того, что «если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования... Произведение искусства ... обращается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников отношения» [2, с. 7]. Эти слова из нобелевской лекции И. Бродского, произнесенной им в 1987 г., могли бы стать девизом для каждого педагога, стремящегося воспитать самостоятельно мыслящего и творчески активного ученика, готового самореализоваться в созидательной деятельности.

Эволюционно-синергетический метод может помочь будущему учителю музыки выйти на общение «тет-а-тет» с произведением искусства любого исторического периода и любой национальной принадлежности, так как всей предыдущей практикой он настроен на диалог. Несмотря на все возрастающий поток информации, «по мере роста знания незнание будет не уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь все более эффективной не облегчается, а затрудняется», поэтому учитель музыки (как и автор этих слов Ю. Лотман) должен быть подготовлен к постоянному поиску некой новой проекции изучаемой реальности, находя «партнера по коммуникации» даже через пространство и время. Аксиологический подход к музыкальному образованию с помощью эволюционно-синергетического метода ведет к осознанию «полифоничности» музыкального мира, где все голоса ведут свою собственную, неповторимую партию.

И если в этой многовековой «многоголосице» нет явно выраженной одной мелодии и аккомпанемента, это вовсе не означает, что в ней нет гармонии. Эволюционно-синергетический метод дает понимание «мировой гармонии» через бесконечное уважение к каждой личности, запечатлевшей в своем творчестве личностный мир музыкальных ценностей. Он активизирует исторически-исследовательскую деятельность педагогов-музыкантов, направлен-

ную непосредственно на развитие музыкально-педагогической науки как самостоятельной области гуманитарной культуры. Опираясь на убеждение, что «никакая развитая наука не может быть представлена только одним направлением» (В. Конен), а также на трактовку Ю. Лотмана «принципа дополнительности» эволюционно-синергетический метод дает возможность изучать музыкальную реальность в разных проекциях, постоянно стремясь к целостному восприятию познаваемого мира, чтобы многочисленные «ветви» музыкального «древа» никогда не отрывались от генетических корней.

Эволюционно-синергетический метод включает музыкальную педагогику в сферу напряженной гуманитарной мысли, создает новое музыкально-педагогическое пространство, отвечающее постоянно возрастающим запросам современности. Аксиологический анализ проблем музыкально-педагогического образования, при котором учитель и ученик совместно преодолевают все возникающие сложности и противоречия, стремясь к постижению истины, базируется на концепции диалога, в фундаменте которой заложен принцип ценностного взаимодействия. Поиск «диалогической истины» (М. Бахтин) пронизывает весь процесс познания и ценностного осмысления музыкального мира.

Диалог с автором и постоянный диалог учителя и ученика - залог успеха творческой педагогики. Способность к диалогу - обязательное условие становления ценностно-ориентированной личности. Музыкальный текст как сообщение может быть принят адресатом (учителем и учеником) в результате со-общения, то есть при возникновении отношений между передающим и принимающими.

Лотман Ю. в своих исследованиях семиотики культуры, где дается расширенное толкование сформулированного Н. Бором «принципа дополнительности», выявляет огромную значимость партнера по коммуникации, «Другого», который именно тем и интересен, что он «Другой», поскольку несет в себе иную позицию, иную проекцию реальности, иной взгляд на привычные явления жизни и искусства. Становление музыканта и становление человека в музыкальном образовании связаны неразрывно. Интерес к партнеру по коммуникации уже только потому, что он «Другой», чувство взаимного уважения и доверия, которое возникает при ценностном взаимодействии во время музыкально-образовательного процесса, обеспечивают и при передаче творческого опыта, и в непосредственной подготовке к профессиональной деятельности, и в процессе воспитания личности будущего музыканта «режим наибольшего благоприятствия».

Умение посмотреть на мир глазами «Другого», будь то античный грек или мыслитель Средневековья, изумление, возникающее при выявлении пересечений «переломо-переходного» XX века и «переломно-переходной» эпохи барокко, дня сегодняшнего и дня вчерашнего, осознание того, что сегодняшний результат есть начало нового витка развития, дарит и молодому, и опытному педагогу-музыканту ощущение полноты и радости творческого бытия.

Эволюционно-синергетический метод бесконечно обогащает эстетический опыт каждого исследователя, заставляя вновь и вновь обращаться к проблеме того, «какую систему образов «избирает» каждая эпоха...» [5, с. 14].

Осмысливая прошлое, он осознает настоящее и начинает с верой и надеждой вглядываться в будущее. Поняв и оценив Другого, он учится понимать и ценить самого себя. В поисках смысла, через диалог во времени и пространстве, в тесной парадигмальной связке со своим учителем будущий профессиональный музыкант приобретает то «лица необщее выраженье», которое и представляет, по мнению И. Бродского, «смысл индивидуального существования.», поскольку «задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь» [2, с. 7-8].

Эволюционно-синергетический метод постоянно ставит исследователя (а каждый, кто стремится обрести собственный путь в музыкально-педагогическом пространстве, несомненно является и экспериментатором, и исследователем) перед проблемой выбора, так как в бесконечности музыкальной вселенной он ищет ответы на самые животрепещущие вопросы современности. «Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание - всегда переживание частное. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, чем четче его нравственный выбор, тем он свободнее» [2, с. 7-8].

Таким образом, эволюционно-синергетический метод, освоенный в лекционной и семинарской работе, а также в индивидуальных занятиях, помогает будущим музыкантам не только формулировать дальнейшие цели и диагностировать возникающие проблемы, но и выбирать оптимальные решения, отвечающие поставленным задачам, определять способы реализации идей, осуществляя максимальную самореализацию в творческой деятельности. Применение эволюционно-синергетического метода, как в познании и ценностном осмыслении музыкального мира, так и в определении собственного места в нем, способствует приобретению эстетического опыта, окрашенного яркой личностно-ценностной позицией, что является основой для дальнейшей успешной самореализации и самоактуализации личности в художественном пространстве культуры XXI века.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. От Философии поступка к Риторике поступка. - М., 1996.

2. Бродский И. А. Стихотворения / Сост. Я. Гордон. - Таллинн, 1991.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.

4. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке. - М., 2009.

5. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997.

6. ЛотманЮ.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.