Научная статья на тему 'Инновационные подходы и методы совершенствования современной системы профессионального музыкального образования'

Инновационные подходы и методы совершенствования современной системы профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена изучению и анализу роли современных инновационных подходов и методов, способствующих совершенствованию современной системы профессионального музыкального образования. В работе анализируются сущность музыкально-педагогического процесса, специфические особенности его функционирования, подходы, методы и «механизмы», способствующие дальнейшему развитию и совершенствованию профессиональной подготовки музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы и методы совершенствования современной системы профессионального музыкального образования»

фессиональные качества зоолога, ботаника, этнографа, литератора, историка ребята могут испробовать непосредственно на практике. Кроме того, существуют еще общественные роли - должности, такие как командир, завхоз, казначей, медсестра, костровой и т.д. Они играют большую роль не только в самоопределении личности, но и помогают улучшить коммуникационные и адаптивные возможности ребенка в лагере;

- в состав экспедиции обычно входят опытные и увлеченные своим делом педагоги: это учителя физкультуры, истории экологии, биологии, ученые-практики, альпинисты.

Возможно, поэтому воспитанники Центра смогли достичь достаточно высоких результатов в разных сферах деятельности, связанных с туризмом. Ребята из «ЭКОС» совершили восхождение на Эльбрус, где был поднят флаг г. Ивантеевки, они смогли преодолеть множество сложных маршрутов с использованием альпинистского снаряжения, пройдя категорийные перевалы в Прибайкалье, в Заполярном Урале, на Кавказе, они являются победителями теле-игры «Идущие вперед», проводимой телестудией ГУВД «Петровка - 38». Полученные практические навыки и опыт позволяют Центру много лет подряд организовывать на высоком уровне городской слет - соревнование «Школа безопасности», принимать участие в областных соревнования и занимать призовые места.

Тесная связь с российскими и зарубежными скаутскими организациями, участие в скаутских лагерях в Испании, Югославии, Дании, Германии, Великобритании и Всероссийских скаутских лагерях «Паруса друзей» в Пушкинским районе, «Жигулевкая вольница» на Грушинской поляне под Самарой, «Планета добрых дел» на горнолыжном курорте «Красное озеро» под Санкт-Петербургом помогает ребятам из «ЭКОСа» расширить обмен опытом и сотрудничать с молодежью по туризму и экологии на международном уровне.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена изучению и анализу роли современных инновационных подходов и методов, способствующих совершенствованию современной системы профессионального музыкального образования. В работе анализируются сущность музыкально-педагогического процес-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

са, специфические особенности его функционирования, подходы, методы и «механизмы», способствующие дальнейшему развитию и совершенствованию профессиональной подготовки музыканта.

Проникновение в музыкальную Вселенную, которое осуществляется в системе профессионального музыкального образования, предполагает особый вид общения, при котором механизм «обратной связи» включает в свою очередь и механизм «музыкального наследования», дабы никогда не прерывалась «времен связующая нить». Бесперебойное действие «механизма обратной связи» - одно из важнейших условий достижения успеха в музыкально-педагогическом процессе, поскольку он открывает канал коммуникации, который необходим для создания постоянно действующего музыкально-информационного поля, той художественно-образовательной среды, где рождаются, самоутверждаются, трансформируются и постигаются музыкальные и музыкально-педагогические ценности.

Когда мы обращаемся к опыту великих педагогов-музыкантов, чьи достижения всегда были окрашены ярким личностным началом, то «включаем» действие «механизма наследования», который является обязательной составляющей «закона сохранения энергии» в музыкально-информационном поле. И хотя в этом поле все постоянно видоизменяется, переживает самые неожиданные трансформации, а постигающий его будущий педагог-музыкант делает все новые шаги в поиске «искусства в себе» и «себя в искусстве», и обретает на этом пути самоопределения все новые опоры, «закон сохранения энергии» действует постоянно и неумолимо, перемещая традицию и новацию, вопрос и ответ, заставляя в далеком прошлом увидеть ростки будущего, а в дне сегодняшнем - давно забытые черты.

Задолго до появления науки синергетики, изучающей развитие и взаимодействие сложных систем, пианист, теоретик и музыкальный мыслитель Б. Яворский утверждал: «По моей теории эпохи переплетаются, - конечная фаза предшествующей протекает одновременно с начальной фазой последующей эпохи» [7, с. 373]. Это и есть «Хаокосмос» в определении А. Лосева или же «взаимообратимость Вчера и Завтра» в современной терминологии (Т. Чередниченко). Музыкально-педагогический процесс - это взаимодействие трех саморазвивающихся систем: мира музыкальных ценностей, формирующейся личности и уже состоявшегося, но постоянно совершенствующегося педагога-музыканта. Музыкальное искусство, из глубины веков и по сегодняшний день обращенное «от сердца к сердцу», несет «эстафету единения», осуществляя коммуникативную функцию через Время и Пространство.

Музыкально-информационное поле функционирует как процесс непрестанного становления, взаимопроникновения, взаимообогащения, где каждое достижение, каждая завоеванная вершина - лишь шаг к следующим открытиям, частица непрерывно развивающегося музыкального бытия. Однако, открывая пути к новым достижениям, «старая» вершина не уменьшается, а возрастает. «Большое видится на расстоянии», и фигуры

И. Баха или П. Чайковского, Ф. Шопена или С. Рахманинова, А. Шёнберга или А. Шнитке, только «вырастают» с годами, обретая новые черты. Взаимодействие таких сложно организованных систем как человеческая личность и музыкальный «Хаокосмос», выявление возможностей их взаимо-поглощения, создание эмоционального фона для их «психологической совместимости» и интеллектуального фундамента для решения всех возникающих проблем определяют широкий спектр исследовательских направлений музыкально-педагогической мысли. Все это объясняет необходимость применения таких подходов и методов, которые позволили бы изучать в профессиональном музыкальном образовании процессы развития и сосуществования сложноорганизованных систем.

В социально-философском анализе музыки и музыкального образования с этой целью применяется системно-аксиологический подход, который позволяет изучать все происходящие в музыке и музыкальном образовании явления, как бы сложны они ни были, в их диффузности, взаимосвязанности, в их «кентавризме» (Д. Данин). Музыкальное образование как сложно организованная система объединяет в себе бесконечность постоянно развивающейся музыкальной Вселенной, становление и развитие формирующейся в музыкально-педагогическом процессе личности будущего педагога-музыканта, и, наконец, саморазвитие и самосовершенствование уже состоявшегося педагога-музыканта, осуществляющего взаимосвязь между всеми компонентами системы.

Это «трио» - музыка, учитель и ученик и есть суть профессионального музыкального образования. Оно не только должно «звучать» согласованно в гармоничной «партитуре» музыкально-педагогического процесса, но и каждый из участников этого коллектива выступает в роли соавтора в постоянном изменении и совершенствовании самой партитуры, в поиске все новых ценностных акцентов, новых интерпретационно-педагогических моделей. Их творческое взаимодействие только тогда станет успешным, когда будет отвечать запросам времени. Системно-аксиологический подход обращен к этому «трио» как к целостному образованию, способом существования которого является принцип ценностного взаимодействия между всеми его участниками. Взгляд на музыку и музыкальное образование с помощью системно-аксиологического подхода обретает широкую историческую перспективу, помогая будущему педагогу-музыканту, и уже опытному мастеру понять, что «в сконцентрированном художественном опыте прошлого можно найти многое, что позволит нам по-новому взглянуть на самые острые вопросы творчества и эстетической мысли современности. И тогда проблемы, казалось бы, давно отошедшие в область прошлого, оживут и заиграют новыми гранями в свете психологии сегодняшнего дня. В этом их главная заманчивость и научный интерес» [4, с. 7].

Системно-аксиологический подход предполагает применение эволюционно-синергетического метода, который играет значительную роль в

преодолении «сужения» сферы музыкально-педагогического образования. На эту проблему обращают внимание многие исследователи. Так В. Яко-нюк отмечает, что «в настоящее время все настойчивее проявляется несоответствие главного компонента музыкального образования - содержания

- современному этапу развития музыкального искусства <...> В результате сужения сферы взаимодействия образования с музыкальным искусством разных исторических эпох наблюдается парадоксальная ситуация: огромные культурные пласты доромантического периода остаются вне активного творческого опыта <...>» [8, с. 11]. Эта проблема уже не один десяток лет остро дискутируется в музыкальной науке. Милка А., обращаясь к методологическим поискам 70-х годов, как характерную особенность этого периода подчеркивает то, что «ориентация на европейскую музыку ХУП-Х1Х веков до недавнего времени сохранялась и в методологии музыкознания, что явилось причиной различного рода искажений и перекосов в исследовании, как древних пластов музыкальной культуры, так и современной музыки» [5, с. 179].

Эволюционно-синергетический метод позволяет приступить к преодолению обозначенной проблемы. Он применим во всех видах учебного процесса: в рамках индивидуальных занятий, в лекционной и семинарской работе, на базе педагогической практики студентов. В лекционных курсах студенты получают представление о сущности эволюционно-синергетического метода как способа постижения мира музыки в системной целостности, учатся определять свое место в этом мире, формировать собственные ценностные приоритеты и цели будущей профессиональной деятельности. Ориентация на максимальную включенность в самостоятельную исследовательскую деятельность делает особо значимыми семинарские занятия, где каждый студент может представить для обсуждения собственные варианты разрешения поставленных проблем, предложить гипотетические исполнительские или музыкально-педагогические модели. На семинарских занятиях с помощью эволю-ционо-синергетического метода подвергаются сравнительному анализу проблемы освоения музыки разных эпох, осваивается техника жанровостилевых, интонационно-стилевых и ассоциативно-арочных аналогий, выявляются особенности каждого авторского мира в его соотнесенности с социокультурным фоном его времени и сегодняшним днем.

Педагог-музыкант в процессе лекционной, семинарской, индивидуальной работы, в руководстве педагогической практикой студентов с помощью эволюционно-синергетического метода диагностирует уровень сформированное™ ценностного сознания студентов, выявляет приоритеты, ищет пути оптимального решения возникающих проблем, изучает формирование механизма ориентации как некоего механизма самонастройки на творческий процесс. Руководство учебно-воспитательным процессом с помощью эволюционно-синергетического метода способствует установлению со-звучия и гармонии в «трио» - музыка, учитель, ученик - через со-переживание и

со-творчество. Таким образом, в музыкально-педагогическом процессе воплощается концепция синтетически-диалогического общения, обеспечивающая нужный «тон», что позволяет «трио» находиться в постоянном поле «обратной связи».

Обобщающая направленность эволюционно-синергетического метода позволяет в учебно-воспитательном процессе: сформулировать концепцию постоянно развивающегося музыкального пространства как проявления само-развивающейся сущности музыки; осознать формирование ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом образовании как процесс ценностного становления личности; поставить задачи, направленные на решение проблем музыкальной герменевтики (понимания и толкования музыкального текста), через осмысление взаимозависимости музыкального языка и музыкального мышления различных исторических эпох; осознать взаимосвязь между воспитанием гармоничной творческой личности и целостным постижением музыкального пространства; сформулировать принципы формирования исполнительского и музыкально-педагогического репертуара, адекватные современным тенденциям развития музыкального искусства.

Эволюционно-синергетический метод дает студентам-музыкантам понимание того, что обучение музыке есть постоянное открытие новых миров, и если это открытие осуществляется коллективным субъектом (учи-тель+ученик), то результативность резко возрастает. Применение эволюционно-синергетического метода способствует формированию системы ценностных ориентаций, то есть аксиосферы личности, способной вырабатывать собственные концептуальные модели в дальнейшей музыкальнопедагогической деятельности, и постоянно готовой к творческому поиску, активной исследовательской работе, сопровождающейся самонаблюдением, самооценкой и самоконтролем.

Действие эволюционно-синергетического метода, в каждом конкретном случае, дает представление о значительных возможностях его практического применения и в индивидуальной, и в лекционной, и в семинарской работе. В ходе музыкально-педагогического процесса постоянно производится анализ уровней сформированности ценностного сознания, потребности и способности студентов к аналитически-исследовательской деятельности, уровень их познавательной активности, целенаправленного поиска и выбора вариантов при построении исполнительских и педагогических моделей. В процессе совместной исследовательской работы сравнительному анализу подвергаются их достоинства и недостатки. Напряженная эмоциональная и интеллектуальна работа способствует постоянному «подрастанию» учащихся, приближению к идеалам, ощущению со-общности, сопричастности, коллегиальности.

Системно-аксиологический подход к музыкальному образованию с помощью эволюционно-синергетического метода ведет к осознанию «по-лифоничности» (М. Бахтин) музыкального мира, где все голоса ведут

свою собственную, неповторимую партию, так рассматривает всю многовековую музыкальную партитуру как целостную систему. И если в этой многовековой «многоголосице» нет явно выраженной одной мелодии и аккомпанемента, это вовсе не означает, что в ней нет гармонии. Эволюционно-синергетический метод дает понимание «мировой гармонии» через бесконечное уважение к каждой личности, запечатлевшей в своем творчестве личностный мир музыкальных ценностей.

Он активизирует исторически-исследовательскую деятельность педа-гогов-музыкантов, направленную непосредственно на развитие музыкально-педагогической науки как самостоятельной области гуманитарной культуры. Опираясь на убеждение, что «никакая развитая наука не может быть представлена только одним направлением» (В. Конен) эволюционносинергетический метод дает возможность изучать музыкальную реальность в разных проекциях, постоянно стремясь к целостному восприятию познаваемого мира, чтобы многочисленные «ветви» музыкального «древа» никогда не отрывались от генетических корней. Таким образом, системно-аксиологический подход с помощью эволюционно-синергетического метода включает музыкальную педагогику в сферу напряженной гуманитарной мысли, создает новое музыкально-педагогическое пространство, отвечающее постоянно возрастающим запросам современности. А это и есть один из важнейших критериев эффективности современной системы профессионального музыкального образования.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л., 1982.

2. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного анализа. - СПб., 2006.

3. Бродский И.А. Стихотворения / Сост. Я. Гордин. - Таллинн, 1991.

4. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997.

5. Милка А.О методологических поисках 70-х годов (музыкальный анализ и судьбы «новых методов» //Методологические проблемы музыкознания. Сборник статей. - М., 1987.

6. Орлов Г. Древо музыки. - СПб., 2005.

7. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка / Ред.-сост. И.С. Рабинович. - М., 1972.

8. ЯконюкВ.Л. Музыкант. Потребность. Деятельнось. - Мн., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.