Опережающая роль и значимость культурологического подхода по совершенствованию профессиональной подготовки учителя музыки
Ю.А.Носорев
Данная статья в контексте культурологического подхода раскрывает возможность подготовки специалиста-музыканта в условиях национальных музыкальных традиций. Автор делает попытку значительно шире рассмотреть значение культурологического развития по трем типам. (Эволюционный, межкультурный, исторический).
Раскрывается актуальность культурологического подхода в отечественном музыкальном образовании.
The forestalling and importance of the culturological approach to the perfection the music teacher's training
Y.A.Nosorev
Given article in the context of culturological approach the possibility of training the specialist-musician under conditions of national musical traditions. The author makes an attempt to examine considerably broadly the meaning of culturologcical development by three types (evolutional, intercultural).
The article reveals the actuality of culturological approach in the music education of our country.
Третье тысячелетие, порог которого переступила мировая цивилизация поставило перед образованием новую систему ценностей в которой возраждается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности, природосообразности и индивидуально-личностного развития. Включение мирового образовательного процесса во всю совокупность культурных, социальных и личностных взаимосвязей предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующая роль занимала бы не традиционаая трансляция знаний, умений, ценностей и т.д., а создание условия для саморазвития личности, рассматривая её как объекта культуры со стремлением самореализации своих потенциальных возможностей.
В педагогической практике вузовской школы в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообра-зующую роль и для развития самой педагогики. Известно, педагогика по своей сути культуросообразна и социально направлена. Немецкий педагог А. Дистерверг,
разработавший принцип культуросообразности в педагогике, утверждал, что без постоянного обращения к культуре нельзя решить вопросы обучения и воспитания, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых предстояло жить и творить человеку.
Сам же культурологический подход интегрирует в себе теорию культуры и искусства (Л.А. Рапацкая). Основоположники этого подхода (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Д.С. Гуревич, Д.С. Лихачев и др.) обратили внимание на проявление целостности художественного освоения мира в ту или иную историческую эпоху, отмечая при этом общность закономерностей художественного мышления в разных видах искусства. Художественная культура рассматривалась при этом как целостность в диалектическом единстве составляющих ее компонентов.
Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода в воспитании можно считать идеи В.С. Библера, представленные в его концепции «Школа диалога культур». Воспитательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична и личность в процессе становления свое духовное обогащение черпает не иначе, как в условиях диалога культур.
Культурологический подход очень эффективен и является, по существу, центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию, как русских, так и башкир, татар, чувашей и многих других народов, населяющих Россию. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания тех качеств, которые несут в себе нравственно-эстетические основы каждой гармонически развитой личности.
В контексте культурологического подхода нельзя обойти вниманием также особенности русской культуры, как воспитание
учащегося с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие в нем христианской морали, соборности.
Культурологический подход по значимости все более находит понимание и поддержку как у ученых - педагогов, так и педагогов -практиков. Так, Н.Е. Щуркова пишет: «Воспитание - это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка природу развития личности, организованное профессионалом -педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека» [6, с. 7].
Разработке культурологического подхода большое внимание уделено в исследованиях Е.В. Бондаревской, которая и в развитии педагогической теории, и в совершенствовании педагогической практики рассматривает воспитание как процесс возрождения человека культуры. В связи с этим положением она обращает внимание на то, что «воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры, обслуживание исторического процесса смены поколений: формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества»[3,с.3]
В музыкально-педагогической деятельности за последнее время приобретает большую актуальность технология опережающего обучения. опираясь на дидактические принципы опережающая роль культурологического подхода включает такие понятия, как частота опрережения, дальность опережения.
В зависимости от художественно-культурологического опыта студента
3
используется ближнее опережение - в пределах урока, среднее - в пределах полугодия, дальнее - в пределах учебного курса, а также межпредметные опережения.
Особенность подготовки специалиста-музыканта в педвузе предполагает необходимость специальной подготовки к художественно-педагогической деятельности в рамках опережающей роли культурологического подхода во взаимосвязи с другими подходами.
Так, культурологический подход к проблеме образования и воспитания в наибольшей степени связан с аксеологическим подходом, важнейшим условием которого выступает ценностное отношение к человеку любого вероисповедания, понимания самореализации личности как смысла человеческой деятельности (В.В.Розанов, Б.Б.Медушевский, Б.С. Гершунский, Л.А.Волович, Н.Д. Никандаров, Э.Н.Фаустова).
С позиции взаимосвязи двух подходов наиболее полно раскрывается и проблема формирования системы ценностных ориентаций у студентов, посредством приобщения их к культурно-духовным ценностям многонациональной культуры, в том числе и музыкальной.
Эти ценности всегда историчны и на каждом витке своего исторического
развития обретают новый смысл и взаимодействуют с новыми ценностями
последующего периода сохраняя в них непреходящие по присущему им
содержанию значение. духовные ценности всегда выступали в качестве
вхождения общества к высшим человеческим идеалам и ценностям. Именно
образование, в том числе и музыкальное, охватывающие все типы школьных
учреждений "переводит" ценности общечеловеческой культуры в сферу нового
общественного сознания и таким путем оказывает действенное влияние на
процессы, происходящие в экономике и в духовной жизни общества.
Б.С,Гершунский считает, что по своему духовному потенциалу и по
общественному статусу образование может и должно вернуть людям веру в
4
высшие нравственные идеалы и ценности, указать человеку путь достижения личностных жизненных устремлений.[4,с.170]
Духовные ценности всегда выступали в качестве вхождения общества к высшим человеческим идеалам и ценностям. Эти ценности особенно присутствуют в религиозной морали различных конфессий.
Соответственно, обучающийся студент на лучших образцах музыкальной культуры начинает всё более осознавать, что понятие бога связано не только с чувством религиозности, но и с глубинными основаниями человеческого духа, поисками смысла жизни человека как частицы Вселенной. Освоение музыкальных произведений в контексте культурологического подхода вызывает интерес у студентов, желание их освоить побуждается духовно-нравственными мотивами и сопровождается поисковыми ситуациями в экскурс интеграции культурологического подхода с синергетическим подходом. (Г.Хакен, Т.М.Эйген, П.Шустер, Г.И.Рузавин, Н.М.Талантчук, Г.В,Мухаметзянова, Л.Э.Муртазина, Е.Н.Князева). в методологическом плане синергетика представляет собой особого рода симбиоз неоклассической физики, кибернетики, знаний о функционаровании и развитии нелинейных процессов. [1,с.44]. Синергетика происходит от греческого слова и означает совместные , кооперативные действия, изучая процессы самоорганизации. основными понятиями синергетики являются "самоорганизация", "открытость", "неравновесность", "нелинейность" и т.д. В большинстве работ синергетика рассматривается как особая парадигма мировосприятия и как спецефический (нелинейный) стиль мышления.
Следовательно, в музыкальной деятельности синергетический подход ориентирует студента постоянно быть в творческом поиске, обучая его основным музыковедческим понятиям и законам интеграции искусств (истории, литературы, живописи).
С целью саморазвития и самосовершенствования студента используются
5
следующие основные методы синергетики:
1) в триаде студент-произведение-преподаватель при изучении музыкальных произведений, определяются его духовно-нравственные ценности;
2) обратная связь взаимодействия студент-произведение и студент-слушатель;
3) вовлечение студента в состояние поиска активизация его художественно-образного мышления и творческого подхода при освоении музыкального произведения;
4) глубокое осмысление музыки разных полиэтнических культур и эпох, от древней до современной.
Умение отбирать высоко-художественные образцы музыкального искусства в своей исполнительской деятельности, является первым шагом на пути приобретения и совершенствования педагогического мастерства будущего педагога-музыканта. в таком понимании, наряду с исполнительскими умениями и навыками большое значение приобретает и умение использовать культурологический анализ в процессе отбора разнообразного художественного репертуара, включающего в себя произведения контрастные по характеру, стилю, жанру, средствам художественного воплощения и фактуре. В зависимости от жанровой разновидности произведения в классе специальных музыкальных дисциплин со студентом разбирается один из трех основных типов культурологического развития - эволюционное, межкультурное, историческое. Разбор одного из типов, перечисленных выше имеет принципиальное значение, поскольку в процессе овладения музыкальным произведением решаются не только технические, но образовательные и воспитательные задачи.
В процессе обучения необходимо выявлять один из главных типов
культурологического анализа, соответственно художественно-образному
содержанию отбираемых произведений. Что же представляют из себя три
6
основные типы культурологического развития?
Эволюционное развитие относится к отдельной культуре. В связи с этим произведение культуры втягивает в себя как в воронку все предметные и социальные структуры одной цивилизации. На это в частности указывает В.С.Библер, подчеркивая ее диалогичность: "Культура - в своих произведениях - позволяет нам - автору и читателю - как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, своё собственное бытие - из плоскости полотна, хаоса, красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственного катарсиса. [2, с.290]
Основываясь на теорию Библера музыкальное сознание обучающего вступает в диалогическое с предыдущими. Отсюда видно, что диалог, как двухсторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Основываясь на технологии "Диалога культур", мы формировали музыкальное мышление по схеме эволюционного развития культуры, когда высшие достижения человеческого мышления, сознания, бытия, вступают в диалогическое общение с предыдущими формами музыкальной культуры (музыкальная культура древних цивилизаций Греции, Востока, Эпохи Возрождения, классическая, романтическая, современная). При таком понимании основу эволюционного типа культурологического развития составляет изучение истории музыки, воссоздающая целостную картину музыкального искусства в социальном и культурном контексте.
Для межкультурного типа развития характерен процесс сменяющих друг
друга культур, их постоянное гармоническое взаимодействие. В связи с этим
данный тип культурологического подхода формирует у студентов равнозначное
отношение к национальной и инонациональной культуры. Особенно это
проявляется при изучении студентами курса "музыкальная этнография", где
используется принцип общности и конкретности трех музыкальных культур -
России, Башкортосана, Татарстана. Сопоставляя многонациональную музыку
7
между собой, студенты раскрывают их общие закономерности духовно-нравственной ориентации, что положительно сказывается на чувстве национального достоинства и уважения к культуре другой национальности. В качестве примера им дается сообщение о происхождении трех народностей и обращают их внимание о неподдельном интересе великих деятелей русской культуры к духовным ценностям тюркских народов. Приводится пример из стихов А.С.Пушкина "К Корану" и Л.Н.Толстого "Письма к магометанину".
Целенаправленное сопоставление музыкально-эстетических традиций, в рамках поликультурной подготовки явился основополагающим методом, и одним из условий формирования духовной культуры будущего учителя музыки.
Наиболее ярко национальные традиции проявлялись при изучении таких фольклорных жанров как баитов и мунаджатов у татарского и башкирского народов. Соответственно, в процессе их разучивания преподавателем производился их культурологический анализ.
Так, например, в татарских словарях термин"монаджат" (мунаджат) трактуется как молитва или "молитва с жалобой на свою судьбу" В этих песнях сосредоточились духовно-нравственные размышления о судьбах людей, о вопросах значимости человеческого бытия, гармонично соединялись татарские национальные традиции с духовно-нравственной установкой всего исламского мира. Мунаджаты относились "к числу жанров наиболее приближенных к культовой традиции, а потому наиболее почитаемых, имеющий высокий социальный статус"[7, с.43]
Если в начале зарождения этот жанр ограничивался религиозным содержанием, в котором было обращение к Богу с самыми сокровенными мыслями и пожеланиями связанными с потерей близких людей, размышлениями о смысле жизни, то позднее тематическое содержание мунджатов постепенно расширяется. Оно начинает вбирать в себя и тематику других жанров, таких как баитов, лирических песен и т.д.
Мелодии эпического жанра у народов Татарии и Башкирии назывались баитами.
Название баит (бает) происходит от арабского "баит" - дом, а в поэзии означает двухстрочную строфу стихотворения. С татарского языка бает (эйту) -повествовать.
Этот фольклорный жанр относится к словесному творчеству и отличается приоритетностью текста над музыкой. В основе напева баита, как правило заключена легко запоминаемая, построенная на принципе многократной повторенности попевка. По тематическому содержанию баиты делятся на три группы посвященные важным историческим событиям: обобщенно отражающие жизнь той или иной социальной группы. Позднее в этот эпический жанр проникает лирическая поэтика, и ученые-филологи стали их включать в систему песенного фольклора, наряду с протяжными песнями (озын куйляр), короткими песнями (кыска кюйляр), полупротяженными (уртага кюйляр), деревенскими ( аул кюйляр).
От башкирских народных песен в жанре куска-кюй родились песни -такмаки - плясовые частушки, в основе четверостишия которых лежит прием параллелизма. В первой половине обычно поется о природе, во второй половине четверостишия раскрывается основное содержание. Прием параллелизма используется и в русских частушках.
Русская народная частушка (частая, частуха, припевка, прибаска, коротушка и т.д.)- один из распространенных жанров народного певческого искусства в последней трети XIX и начала XX века. Её популярность объясняется интонационной простотой и удобством мелодии (средняя тесситура), формой построения (четверостишия), импровизационным характером и острой сатиричностью содержания.[5,^59]
Используя прием сходства и различия национальных музыкальных
культур музыкальное мышление студентов наполняется необходимой
9
культурологической информацией, которая в дальнейшем переходит в более высокий уровень восприятия, заряжаясь слуховым, эмоциональным и художественным опытом. На этом типе культурологического развития особенно прослеживается опережающая роль культурологического подхода, когда становление духовного мира личности становится более обогащенной и с оиентацией на профессионализм. Рожденный в переплаве полиэтнического музыкального искусства, обогащенное мышление перерождает личность, модифицирует её и наделяет способностью еще более глубоко проникать во внутреннее собственное "Я" и в специфику межличностных взаимоотношений с миром.
И наконец третий тип культурологического развития - исторический. В процессе смены исторических формаций при гибели одной культуры и образования возникало другое образование.
Данный тип обогащает таким образом закономерности развития музыки в контексте художественной культуры и во взаимосвязи и взаимодействии разных видов искусства.
Экскурс в область истории, литературы, живописи способствует формированию особого механизма смыслопостижения, связанного с содержанием художественного образа музыкального сочинения у студента возникает постоянная потребность в поиске дополнительных материалов живописи, литературы и исторических сведениях, над которыми работает в классе индивидуального обучения педагог с учеником.
Соответственно опережающей ролью культурологического развития на данном этапе является исторический аспект о музыкальном творчестве композитора, который с первого года обучения создает положительную эмоциональную заинтересованность к определенной исторической эпохи с постепенным познанием углублением ее на последующих курсах.
Постепенное усвоение каждой исторической формации для будущего
10
педагога - музыканта происходит через призму ценностей музыкальной культуры общественного развития на примере взаимосвязи художественно-музыкального мышления композиторов с их индивидуальным авторским творчеством.
В каждую эпоху под воздействием социально-исторических условий композитор создает свой собственный индивидуальный музыкальный стиль, который отражает "интонационный словарь эпохи" (Б.Асафьев).
Новаторский стиль всегда оригинален. но он возникает не на пустом месте, а вбирает в себя достижения различных национальных школ, обобщая и передавая ценнейшие завоевания предыдущей и современной культуры.
При этом в каждом индивидуальном стиле композитора растворены особенности эпохи и национально-творческие направления.
Бесспорно, характерные типы тем, образов, принципы стилистики в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки башкирских и татарских композиторов впоследствии становились эталоном академической музыкальной культуры. Пути их взаимодействия с академическими традициями европейской и русской музыкальной культурой XIX - XX вв. наиболее значительно отражают их эволюцию художественно-музыкального мышления на разных этапах истории становления национальных музыкальных культур. Становление башкирской и татарской музыкальной культуры в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века показывает, что динамично развивающийся классический стиль музыки обогащался благодаря межкультурному обмену ценностями музыкального языка.
Таким образом, в нынешних условиях, когда в российском обществе
музыкальная культура видится как интеграционный процесс, в котором
происходит смешение различных этносов, очень важно в процессе подготовки
специалистов музыкального профиля поставить такие культурологические
ориентиры, которые несут в себе систему общечеловеческих ценностей не
11
только своей этнической ментальности, но и всего человечества. ибо, как справедливо и мудро заметили древние философы, прежде всего в чувствах и уже потом в разуме расцветает человеческая душа и становится личностью. Бесспорно, музыкальное образование ориентированные на культуру и личностные ценностные смыслы ее творцов, мы называем культурологическим, так, как оно в большей степени способствует самоизменению и культурному саморазвитию обучающегося.
Литература.
1. Аршинов В.И., Усманова М.Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем//модерирование воспитательских систем теория-практика/ Под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой.-М., 1995.-с.44-45
2. Библер В.С. от наукоучения к логике культуры: Два филос.
Введения в двадцать первый век.-М.: Политиздат, 1990-629 с.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов на Дону, 1991. - 120 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века-М.: Интер Диалект, 1997.-697с.
5. Носорев Ю.А.Вокальные особенности музыкальных произведений как условие певческого развития младших школьников (на материале уроков музыки в Башкирской школе): Дис.канд.пед.наук.-М:, 1993-198с.
6. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры -М., 1997.-78 с.
7. Юнусова В.Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России. - М.: Хронограф, 1997. - 152 с.