Научная статья на тему 'Социально-философский анализ как фундамент современной философии музыкального образования'

Социально-философский анализ как фундамент современной философии музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме социально-философского осмысления музыки и музыкального образования на современном этапе. В статье анализируется особенности современного социокультурного пространства, рассматриваются процессы, характерные для нашего времени, выявляются стратегические ориентиры, необходимые для совершенствования современного музыкально-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ как фундамент современной философии музыкального образования»

которые изменяются (динамических) и нестандартных, то ему необходимы знания методов эвристики. А алгоритмическая деятельность таких знаний не требует [1].

Список литературы:

1. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Н.К. Сергеева (гл. ред.); канд. филос. наук, доц. А.П. Горячева. - Волгоград: Перемена, 1998. - 238 с.

2. Пойа Д. Как решать задачу / Д. Пойа. - Львов: Журн. «Квантор», 1991. - 214 с.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Издательство Московского университета, 2003. - 415 с.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАК ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме социально-философского осмысления музыки и музыкального образования на современном этапе. В статье анализируется особенности современного социокультурного пространства, рассматриваются процессы, характерные для нашего времени, выявляются стратегические ориентиры, необходимые для совершенствования современного музыкально-образовательного процесса.

Начало третьего тысячелетия - это время, стремительно и неуклонно осуществляющее прорывы в новое пространство, как в области науки и техники, так и искусства, поскольку подлинный прогресс - это неустанный поиск ответов на постоянно возникающие и множащиеся вопросы. Сегодня мы наблюдаем стремительно возрастающую потребность в социально-философском осмыслении как различных областей научного знания, так и культуры, и искусства. Это является свидетельством усиления инте-гративных процессов, характерных для пространства культуры нашего времени, устремленности к синтезу, свидетельством утверждения в культуре боровского принципа дополнительности, призывающего исследователя менять ракурс познания, искать «новые срезы мира» (П. Флоренский).

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор

Многовековой ход формирования и развития художественного пространства культуры преподал современному исследователю один из важнейших уроков - нет строго очерченных границ между художественными стилями, жанрами, есть движение к синтезу, ко взаимопроникновению, взаимодополняемости, диффузности, есть бесконечная устремленность к новому пространству. Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что нет строго очерченных границ и между науками: психология и педагогика, культурология и социология, антропология и философия непрерывно устремляются навстречу друг другу, потому что центром притяжения каждой из этих наук является человек, для которого процесс познания и самопознания является выражением его саморазвивающейся сущности в пространстве культуры.

Высшим проявлением этого стремления является философия - любовь к мудрости, потребность в глубинном постижении бытия. И если в музыкальном тексте сокрыты смыслы и ценности человека, если с помощью специфического музыкального языка до слушателя доносится образ мира, требующий философского осмысления его, то такой текст можно рассматривать как художественно-философский. Потому что в нем заключены ответы на множество вопросов: и о сущности бытия, и роли человека, его преображающего в великих творениях искусства. Может быть, в этом и заключается феномен музыки, «второй природы» (М. Каган), созданной Homo Musicus - Человеком Музыкальным.

Социально-философский анализ должен помочь исследователю найти ответы на широкий круг вопросов. Почему музыка возникла у всех народов мира? Какую роль она играет в пространстве всеобщей мировой культуры? Какова роль музыки в современном постиндустриальном обществе, в новой информационной цивилизации? Совершенно очевидно, что постоянное совершенствование интеллектуальных систем, сложнейших технологий, характерное для цивилизации техногенного типа, обусловливает возрастание роли науки, которая должна обеспечить происходящие процессы теоретическим фундаментом.

Возрастание требований к профессиональной компетентности специалистов во всех сферах знания является обязательным условием совершенствования современной системы образования. Профессиональная компетентность современных специалистов строится на творческом фундаменте, на способности самостоятельно искать и находить необходимую информацию, определять собственную траекторию личностного развития и профессионального развития, собственный путь обретения знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Но какова же при этом специфика обретения знания, когда предметом является музыка, в которой знание и переживание слиты воедино, так же, как рациональное и иррациональное постижение предмета изучения? Когда эмоция и интеллект должны действовать синхронно, а познание по-

стоянно оборачивается самопознанием. И является ли музыка и музыкальное образование на современном историческом этапе фактором духовного и социального развития общества? Каков сегодня потенциал музыкальной культуры? Оказывает ли она влияние на исторический процесс, на духовное развитие самого человека? Какова роль музыки и музыкального образования в процессе самоидентификации личности?

Для кого ворота в духовное пространство культуры открыты настежь, а кому необходимо долго и трудно подбирать к ним ключи? И каковы должны быть ключи, чтобы они были способны открыть эти ворота? Количество вопросов растет и множится в постоянно развивающемся художественном пространстве. Очень важно, чтобы каждый, кто избрал своим профессиональным поприщем художественное пространство культуры, учился сам задавать и себе, и своим ученикам вопросы, рожденные временем. Легко ли это? Конечно, нет. Приступая к социально-философскому анализу музыки как феномена в пространстве культуры, необходимо осознавать, что постижение музыки полностью исключает равнодушие и духовную леность, отстраненность и безжизненность, кабинетно-научную объективность.

Это включение всего духовного потенциала человека, сотворческий ансамбль ума и сердца, гармоническое единение эмоции и интеллекта, поскольку объект познания - Музыка - способна зачаровывать, втягивать в свое пространство, позволяя не просто слышать и «видеть» новые художественные миры (а новым миром может стать и далекое прошлое, на которое взглянули по-новому), но и проникать в новое художественное пространство, постигать его изнутри. В музыке заложено свойство объединять творца и постигающую его творения личность, поскольку постижение музыки всегда - со-творение, сотворческое преобразование музыкального текста в новую художественную реальность. А это требует от постигающей личности огромного напряжения, часто преодоления себя, сложившихся стереотипов, довлеющих над человеком, догм, всех тех «призраков», которые часто становятся тормозом для духовных исканий.

В нашей стране издано немало выдающихся музыковедческих и музыкально-педагогических трудов, рассматривающих различные проблемы музыкального искусства и образования. Однако, каждый из них, как правило, затрагивает определенные локальные аспекты: эпохи, стили, тенденции развития на различных этапах музыкальной истории и т.д. Даже в обобщающих работах, посвященных музыке как феномену в пространстве культуры, российскими исследователями, как правило, анализируются особенности европейской музыкальной культуры, что привело к поддержанию сложившегося мифа об «универсальности» музыкального языка, хотя каждый слушатель (профессионал или любитель) на собственном опыте убеждается в том, что звуки чужой «музыкальной речи» так же не понятны, как и звуки иностранного языка, если его до этого никогда не изучали.

Социально-философский анализ музыки неизбежно обращает исследователя к широкому кругу гуманитарного знания, к прославленным философам, психологам, культурологам, педагогам, музыковедам, ученым, прочно занимающим высокие позиции в научной иерархии. Но при этом необходимо учитывать стремительность развития музыки как одного из самых динамичных видов искусства, а также все усиливающуюся динамику развития информационного поля, постоянно меняющего ракурс познания.

Осмысление сущности музыки как особого предмета познания, заключающего в себе целый мир со своим этосом и своей моралью, своими законами музыкального бытия, нормами и ценностями, необходимо каждому, кто избрал сферой своей творческой деятельности художественное пространство культуры. Для кого звучащее пространство бытия - это не только естественная и необходимая среда обитания, но и выражение внутреннего мира, для постижения которого явно не достаточно бесперебойной работы органов слуха. Необходимо максимальное взаимодействие внутренних механизмов, заставляющих «душу трудиться» и вовлекающих в этот процесс весь духовный потенциал личности.

Музыка, человек, культура, понятия, связанные нерасторжимыми узами. В звуках музыки изложена многовековая история человечества, которую необходимо «услышать» и осмыслить в музыкально-образовательном процессе. Сохраняя и преображая в своем пространстве высшие ценности бытия, музыка несет в себе обязательную аксиологическую составляющую, что позволяет будущему профессиональному музыканту, постигая ее, открывать для себя и осмысливать ценности прошлых эпох, вступая в бесконечность духовного пространства.

Становление в музыкально-образовательном процессе личности Homo Musikus - творца звучащего пространства бытия нового времени - это проблема сложная, многоплановая, требующая поиска новых психолого-педагогических подходов, новых педагогических технологий, отвечающих запросам времени. К этой проблеме обращены и работы психолога-исследователя А. Тороповой, которая справедливо вопрошает: «Что есть «хомо музикус» в семантическом переводе, а не в транскрипции? Человек музыкальный или человек музицирующий, а может быть человек звучащий («аки кимвал») или человек <...> интонирующий, то есть выражающий нечто в мир для себя и для других <...> Все это функциональные грани смысла единой сущности человека, по-разному высвечивающиеся в разных культурных и научных контекстах. Внутри или на пересечении этих граней - человек, порождающий и порождаемый музыкальным сим-вологенезом, человек, обладающий музыкальным сознанием, или неким сознанием, обеспечивающим непрерывность звукового символогенеза. Как исследовать и трактовать этот символ?»[7, с. 5].

Интерес психологов к этой проблеме понятен, поскольку тайна рождения музыкального пространства сокрыта в глубинах человеческого соз-

нания. Между тем А. Торопова справедливо утверждает, что «проблема человеческого сознания, его происхождения, локализации или субстрата, отношения с реальностью и других сопряженных аспектов, сама по себе философская проблема в большей степени, чем принадлежащая какой-либо из частных наук. Музыкальное сознание как предмет теоретико-эмпирического исследования также нуждается в философской концептуализации своей сущности» [7, с. 5].

«Философская концептуализация сущности» музыкального сознания включает в себя значительный пласт проблем. Это и проникновение в тайны музыкального «Хаокосмоса» (А. Лосев), и выявление законов его бытия (онтологический аспект). Это и глубокое изучение принципов самоорганизации музыкального пространства, и особенностей познания (гносеологический аспект). Огромную роль играет также изучение в музыкально-образовательном процессе особенности ориентации личности в мире музыкальных ценностей (аксиологический аспект), ее способности в процессе постижения музыки понимать и толковать музыкальный текст (герменевтический аспект). Необходимо осмыслить процесс формирования в этом процессе художественно-эстетического переживания (эмоционально-эстетический аспект).

Будущий музыкант должен обрести в процессе обучения и воспитания возможность осуществлять межкультурный диалог в многомерном художественном пространстве (культурологический аспект), способность ориентироваться в новом информационном поле (информационно-технологический аспект). И это далеко не полный перечень проблем, возникающих перед современной системой музыкального образования. Решение этих проблем базируется на социально-философском осмыслении саморазвивающейся сущности музыкальной культуры во всем многообразии, анти-тентичности и полифоничности процессов, определяющих ее лицо на современном этапе развития. Музыка и философия, как античной системе мироздания, вновь и вновь оказываются рядом в процессе постижения сущности бытия. Понимание этого и определяет стратегию развития современной системы образования.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская Н.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.

2. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. - М., СПб., 1999.

3. Гачев Г. Космо-Психо-Логос. - М.,2007.

4. Межуев В.М. Идея культуры. - М., 2006.

5. Психология художественного творчества. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2003.

6. Конев В.А. Социальное бытие искусства. - Саратов, 1975.

7. Торопова А.В. ИОМО-МИ81Ки8 в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии: монография. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.