Научная статья на тему 'Постижение феномена музыкального искусства в современной системе образования: к проблеме создания и функционирования художественно-образовательной среды'

Постижение феномена музыкального искусства в современной системе образования: к проблеме создания и функционирования художественно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена постижению феномена музыкального искусства в современной системе образования. В работе анализируются проблемы, преодоление которых необходимо для постижения музыки, обосновывается необходимость расширения художественно-образовательной среды, создания новых музыкально-просветительских образовательных моделей, вовлекающих нашего современника в художественное пространство культуры и способствующих творческому становлению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постижение феномена музыкального искусства в современной системе образования: к проблеме создания и функционирования художественно-образовательной среды»

- включение в процессы культурной идентификации;

- обеспечение целостности телесно-душевно-духовной организации;

- выдвижение свободы как главной характеристики человека;

- многообразие возможностей человека, которые реализуют самостоятельность субъекта в выборе стратегий своего развития в культуре.

Список литературы:

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - M.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

2. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: науч. монография / А.Г. Бермус. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 384 с.

3. Бордовский Г.А. Педагогическое образование как фактор устойчивого развития российского общества // Вестник Герценовского университета. -2010. - № 8 (82). - С. 3-10.

4. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль. -1995. - № 5. - С. 55-65.

5. Кара-Мурза А.А. Арендт (Arendt) Хана // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семи-гин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1. - 744 с.

6. Орлова Э.А. Методологические основания социокультурного исследования // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. 2. - Вып. 1 (2). - С. 385.

7. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с. - («Gaudeamus»).

8. Розин В.М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы /

В.М. Розин. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 224 с. - (Высшее образование).

9. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография / Г.Ю. Канарш. - М., 2011. - 236 с.

ПОСТИЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена постижению феномена музыкального искусства в современной системе образования. В работе анализируются проблемы,

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

преодоление которых необходимо для постижения музыки, обосновывается необходимость расширения художественно-образовательной среды, создания новых музыкально-просветительских образовательных моделей, вовлекающих нашего современника в художественное пространство культуры и способствующих творческому становлению личности.

Обращаясь к проблеме постижения феномена музыкального искусства, современная система образования неизбежно сталкивается с огромным количеством проблем, возникающих из-за сложности и неординарности предмета изучения, который на протяжении исторического пути своего развития претерпевал такие невероятные преображения, что ставил в тупик высокообразованных исследователей, не способных понять и принять их. Известные нам из истории музыкального искусства высказывания, выдвигающие различные гипотезы о происхождении музыки, пророчащие гибель того или иного жанра музыкального искусства или даже искусства в целом, являются свидетельством того, что даже весьма значительные профессиональные знания и умения далеко не всегда являются гарантией понимания сущности процессов, происходящих в музыкальном пространстве.

Свидетельством чрезвычайной сложности постижения феномена музыкального искусства является то, что множественные попытки осмыслить тайну воздействия музыки на человека путем подробного изучения ее элементов, конструкций, жанровых и стилистических особенностей часто не имеют успеха. Но и отказ от попыток осмысления феномена музыкального искусства, полное признание его иррациональной природы тоже не представляется продуктивным, поскольку в музыке таится огромный дар воздействия на человека, дар провидения, предвестия новых идей, концепций, которые еще только созревают в пространстве культуры.

«Пением мира о себе» назвал музыкальное искусство выдающийся современный композитор В.В. Сильвестров. Это высказывание перекликается с определением М.С. Кагана, который называет искусство вообще и музыкальное искусство в частности инструментом самосознания культуры, феноменом художественной коммуникации, непосредственно обращенным «от сердца к сердцу». В эпоху глобального цивилизационного кризиса, сопровождающегося постоянно возрастающей агрессией, дегуманизацией бытия, услышать это «пение», сохранить, осмыслить те вечные смыслы и нетленные духовные ценности, которые оно заключает в себе, понять, что они являются фундаментом дальнейшего культурного строительства, представляется одной из важнейших и актуальнейших задач, поставленных перед современной системой образования.

Тем более что в нарастающей мощи технократической цивилизации великие смыслы и ценности подлинного искусства часто оказываются в тени, заглушаемые победным грохотом массовой культуры. Этим определяется острая необходимость в создании активно функционирующей музыкально-

образовательной среды, способствующей вовлечению молодежи в процесс постижения этих великих смыслов и ценностей, в процесс художественноэстетического и духовно-нравственного становления, определяющий стратегию жизни и деятельности личности, устремленной к самореализации и самоактуализации в пространстве культуры.

Для современной системы необходимо осознание феномена музыкального искусства как мира непрестанно развивающего, динамичного, обладающего способностью опережать, предвидеть, предвосхищать явления, которые только вызревают в социуме. Это сложнейший процесс, в который вовлечены все сферы внутреннего мира личности, поскольку музыка - пространство, где рождается знание-переживание, где эмоция и интеллект действуют синхронно, где мысль обогащается страстным чувством. Это мир, где применима особая логика, которую О. Мандельштам называет «царством неожиданности». По его мнению, анализировать искусство - это значит обращаться к «мощи доказательств», заключенной в великих творениях музыкальных гениев.

Научить нашего современника обращаться к «мощи доказательств», заключенной в творениях И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, Р. Шумана и Ф. Шопена, П. Чайковского и С. Рахманинова, Д. Шостаковича и И. Стравинского, А. Шнитке и С. Губайдулиной - это сложнейшая задача, которую необходимо решить современной системе образования. Решение такой задачи возможно только при наличии активно действующей художественно-образовательной среды, в которой последовательно и систематично осуществляется процесс постижения великих смыслов и ценностей, которые созданы гениями прошлого и настоящего для своих современников и для будущих поколений, продолжающих открывать, благодаря им, для себя все новые и новые духовные горизонты познания и самопознания.

Являясь инструментом самосознания культуры, музыкальное искусство неизбежно становится и инструментом самосозидания, выражением само-развивающейся сущности культуры, заключающим в себе особое знание о ее структурах, функциях и перспективах развития. Обращение к музыкальному искусству как носителю смыслов и ценностей культуры, инструменту ее самосознания и самосозидания, несомненно, находится в поле философско-педагогической мысли современности. При этом, обращаясь к феномену музыкального искусства в поиске путей к межкультурному диалогу, что сегодня представляется важнейшей магистралью развития культуры, очень важно осознавать роль образования в осуществлении этого процесса.

Необходимо понимать, что каждый народ «поет» о том, что им пережито на протяжении тысячелетий, о том, в чем он видит свое предназначение, свою миссию, на своем музыкальном «языке». Что это «пение» есть выражение духовной культуры народа, его ментальности, его мироощущения, его осознания себя в пространстве культуры. Может быть, именно этот опыт народа, обретенное им на протяжении долгих веков «знание до знания», отзвук ушедших миров является сущностью загадки необычайной интуи-

ции, предвидения, предощущения, провидческого постижения будущего, свойственного музыке как «культуре в культуре»?

Поэтому обращение к проблеме постижения музыкального искусства в современной системе образования исключает отстраненность, безжизненность, кабинетно-научную объективность. Это включение всего духовного потенциала человека, сотворческий ансамбль ума и сердца, гармоническое единение эмоции и интеллекта, поскольку объект познания - Музыка - способна зачаровывать, втягивать в свое пространство, давать возможность не просто слышать и «видеть» новые художественные миры (новым миром может стать и далекое прошлое, на которое взглянули по-новому), а проникать в новое художественное пространство, постигать его изнутри, потому что постижение - это всегда процесс сотворчества. Процесс, требующий напряжения, порой преодоления себя, сложившихся стереотипов, довлеющих над человеком, догм, всех тех «призраков», которые часто становятся тормозом для духовных исканий.

Личность, Свобода, Творчество - «три кита», на которых испокон веков строится художественное пространство культуры. Homo Faber - Человек Творящий - на протяжении тысячелетий борется за свободу творчества, чтобы суметь постичь окружающий мир, который, по выражению Н. Бердяева, «есть страсть и страстная эмоция», рождающая новые художественные миры, где царствует личность. «Страсть и страстная эмоция» - это то знание-переживание, которое является двигателем творческого созидания, механизмом активного преобразования мира, духовного пространства, где живут, функционируют и преображаются высшие ценности бытия.

«Страсть и страстная эмоция» - это механизмы, благодаря которым раскрываются тайны мироздания, мысль наполняется чувством, а человек превращается в Homo Faber - Человека Творящего. Творящий и постигающий музыку субъект - это и композитор, и исполнитель, и слушатель, и педагог-музыкант, и исследователь-культуролог. Каждый из них, познавая музыку, творит свое музыкальное пространство, свой духовный мир, повышая, по выражению Н. Бердяева, творческую энергию бытия. Свобода дает ему возможность быть «живым деятелем в бытии», созидателем тех духовных ценностей, которые лежат в основе саморазвивающейся сущности культуры.

Огромная сложность постижения феномена музыкального искусства в современной системе образования заключается еще и в том, что обращение к музыке - это одновременно и обращение к тайне творчества, тайне созидания художественного пространства культуры, во все времена и у всех народов связанной с человеком, его уникальным даром, потому чтобы музыку, необходимо понять творца, те смыслы и ценности, которые облекает он в особую, конструктивную и знаковую грань музыкальной формы, «кодирует» в нотном тексте, бережно «укрывает» во внутренней грани музыкальной формы, в мире созданных им художественных образов.

Чем ярче и самобытнее созданный художественный мир, тем дальше уходит он от сложившихся в каждом конкретном историческом отрезке времени и пространства норм, тем сложнее современникам понять и оценить его. Порой необходимы столетия (как это было с И.С. Бахом), чтобы уровень личности творца и значимость его творений в духовной культуре человечества стали очевидны, но уже не современникам, а потомкам.

Это связано с тем, что каждый великий художник не отражает, а преображает окружающий его мир, создавая новую реальность, некую метареальность. Чудо постижения этой метареальности заключено в способности человека проникать сквозь знаковую и конструктивную грань музыкальной формы в таинство художественно-образного мира, в его эстетику и поэтику, в то пространство, где, по выражению М.Ш. Бонфельда, живет уникальная художественная мысль, отлитая в уникальную художественную речь. Именно в уникальности художественной мысли, которая воплощена в уникальной художественной форме, заключается и огромная сложность их постижения современниками.

Не случайно огромное количество художников, выстроивших свое неповторимое мироздание, не получили единодушного, безоговорочного признания при жизни. Перечисление имен великих музыкантов, «обиженных» своими современниками могло бы занять сотни томов. «Обиженных» не только консервативной и часто не слишком сведущей в тонкостях композиторского творчества публикой, но и высокообразованными критиками, каждый из которых предлагает услышать в творчестве того или иного композитора то, что слышит он сам, а это далеко не всегда соответствует голосу самого композитора, который необходимо постичь, прочувствовать, ощутить ту муку и ту радость, которую несет его муза.

Для создания активно функционирующей музыкально-образовательной среды также необходимо осознавать, что нет единой универсальной и идеальной модели музыкального искусства, как нет единого идеала Красоты, одинаково воспринимаемого всеми жителями Земли. Существует множество моделей, но все они представляют собой не просто части, в сумме своей составляющие мировую музыкальную культуру, а являются подсистемами единой сложноорганизованной системы, которая являет собой целостное музыкальное пространство, в котором эти части - подсистемы - находятся в постоянном взаимодействии, влияя друг на друга и дополняя друг друга. Это то свойство, что изначально присутствует в музыке, открывающей новую метареальность, в которой жизненная сила, познание и самопознание образуют особое звучащее пространство бытия.

Чудо формирования этой метареальности сокрыто в тайне художественного творчества, где объединяются прозрения будущего и глубинная связь с истоками, осознание высочайшего предназначения искусства и сложнейший мировоззренческий комплекс, закодированный в нотном тексте. В этом музыкально-философском тексте скрыта сама идея культуры как само-

развивающейся системы, в которой постоянно рождаются, самоутверждаются и трансформируются высшие смыслы и ценности бытия. Выявление способов и методов постижения этого музыкально-философского текста и реализация их в процессе создания и активного функционирования художественно-образовательной среды в современной системе образования составляют одну из важнейших задач, от решения которой в значительной степени зависит дальнейшее развитие отечественной культуры.

Список литературы:

1. Аванесова Г.А. Культурно-просветительская деятельность: теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: Бояныч, Бланка, 1995. - 287 с.

3. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. - М.: ВЛАДОС, 2001. -224 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. - 382 с.

5. Ионин Л.Г. Обыденная и профессиональная интерпретация / Структура культуры и человек в современном мире. - М.: Ин-т философии, 1987. -

С. 28-47.

6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

7. Музыкант в культуре: концепции и деятельность. - СПб.: РИИИ, 2005. - 155 с.

8. Раймон Б. Общество и образование. - М.: Прогресс, 1989. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.