Научная статья на тему 'Музыка в постижении и восстановлении духовной природы человека в поликультурном пространстве современности'

Музыка в постижении и восстановлении духовной природы человека в поликультурном пространстве современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена сущности процесса постижения духовной природы человека, роли музыки в этом процессе, обретению личностью знания-переживания, несущего в себе огромные возможности для познания и самопознания. Автор анализирует философские основания понимания личности, особую природу духовности, возможности, которые несет в себе осмысление через музыку этой природы, для решения актуальных и острых проблем современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка в постижении и восстановлении духовной природы человека в поликультурном пространстве современности»

МУЗЫКА В ПОСТИЖЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИКУДЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ1

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена сущности процесса постижения духовной природы человека, роли музыки в этом процессе, обретению личностью знания-переживания, несущего в себе огромные возможности для познания и самопознания. Автор анализирует философские основания понимания личности, особую природу духовности, возможности, которые несет в себе осмысление через музыку этой природы, для решения актуальных и острых проблем современной педагогики.

Обращаясь в цикле лекций-очерков к своему читателю, философ A.C. Ар-сеньев в качестве основной цели выдвинул идею, согласно которой «существует непосредственная, прямая связь между основаниями философии, с одной стороны, и практикой педагогики и психологии - с другой» [1, с. 3]. Целью данной статьи было выявление такой же непосредственной связи не только между основаниями философии, педагогики и психологии, но и между постижением музыки как особого художественно-философского текста, несущего в себе знание о духовной природе человека.

Для современной педагогики, основой которой является гуманистическая парадигма, постижение духовной природы человека - важнейшая задача, требующая пристального внимания, постоянного «расширения сознания», поскольку «существование человека в современном «беспокойном мире», особенно в обстановке современного глобального кризиса, выключает его из понимания того, что он сам представляет собой, каково его место и назначение в этом мире как целом. Теряется то, что можно было бы назвать смысломжизни...» [1, с. 6].

Но может ли музыка вернуть человеку ощущение гармонии бытия, возможность осмыслить свое предназначение в жизни? Ведь ощущение бессмысленности существования всегда влечет за собой разочарование, потерю духовных и нравственных ориентиров, отчуждение от окружающего мира, то, что мы сегодня характеризуем как дегуманизацию бытия. Способна ли музыка «лечить» столь тяжкие «болезни» общества? Действительно ли музыка как особый художественно-философский текст может стать основани-

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг., г/к П 735 от 12.08.2009 г.

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

ем для постижения и восстановления духовной природы личности? Способна ли она стать «средством, позволяющим человеку вернуться к своей собственной человеческой сущности и занять подобающее ему место в жизни» [1, с. 6] или же ее удел исключительно скрашивать досуг человека?

На эти вопросы убедительно отвечает В.Н. Холопова, утверждая, что «в высших достижениях музыкального искусства человек созидает такую полноту личности, какая укрупняет его единичное «я» до тотальности всего мира, которую и способен воплотить талант, гений. Благо, добро, выраженное крупно и заразительно, в уникальном и ускользающем ряде прекрасных мгновений, незабываемо вторгающихся в жизнь личности, - вот неизмеримые ценности, которыми одаривает человека вечно живое, всегда рождающееся заново искусство Музыки» [7, с. 317].

Постижение духовных ценностей, заложенных в музыкальном бытии, обращает нас к проблеме познания, рождению знания-переживания, к возможностям проникновения в таинственное пространство одухотворенного звука, скрывающего в себе самую великую тайну - тайну человека. Размышляя о сущности знания, Н. Бердяев называет его живой функцией бытия, актом самосознания и самопознания универсального бытия.

Философия музыки неразрывно связана с познанием законов ее бытия, с тем, что великий русский философ называет самораскрытием бытия, его расчленением и оформлением. По его мнению, «бытие просветляется и оформляется в акте самопознания ... знание есть ценность, в знании совершается творческий акт, но ценность в самом бытии, в его развитии. Познание - солнечный свет, без которого бытие не может возрастать» [2, с. 94].

Солнечный свет, который необходим личности, начавшей свое восхождение «к Олимпу», к вечным ценностям бытия, к поиску смысла в духовном пространстве культуры, где мысль, знание и чувство объединяются в единое целое, поскольку «сфера духовной жизни - это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта» [5, с. 14].

В чем же сокрыта природа духовности, скрывающая в себе энергию творческого созидания? Как постичь ее сущность, тесно связанную с феноменом человека - высшей тайной, которую на протяжении веков пытаются разгадать философы, психологи, писатели, художники, музыканты? Может быть эта тайна заключается в том, что каждый художник - «очарованная душа», остро реагирующая на все проявления жизни, каждое из которых становится «кирпичиком» для строительства его собственного художественного мира?

Но эти «кирпичики» замешаны на способности человека переживаемые им простые чувства - радость, горе, тоску, печаль - преобразовывать во вселенские, несущие в себе новую космическую энергию. Вполне закономерно, что еще в глубокой древности мыслители постоянно обращались к

этому феномену, к безмерности его пространства. В музыке мы ищем и находим природу духовности, то знание-переживание личного жизненного опыта, которое превращается в «нить Ариадны»», способную вывести нас из самых сложных и запутанных лабиринтов, куда порой вовлекает нас стремительный поток бытия.

«Можно сказать, что художник тем и отличается от человека, лишенного творческого дара, что он включен в качестве элемента во вселенский континуум, и в нем - элемент этого гигантского целого - вибрирует и бьется ритм мира, его пульс [3, с. 396]. Но чтобы ритм мира пульсировал в сердце художника, он должен обладать способностью выходить за границы собственного «я»». Ему необходимо осознавать, что «творчество разума» - это могучая сила, которая «дублирует и продолжает творчество самой природы, контактирует с «Высшим разумом» как родоначальником всего сущего [4, с. 16].

Именно это и называет A.C. Арсеньев эффектом «расширения сознания», необходимым для постижения духовной природы человека, духовной природы личности, в чем остро нуждается современная педагогика для выработки адекватного стиля общения в образовательном пространстве. Постижение через музыку духовной природы человека предоставляет широкие возможности понять целостную природу человека, его взаимоотношения с окружающим миром, с той эпохой, в которой ему суждено формировать собственное духовное пространство.

Пением мира о самом себе называет музыку В.В. Сильвестров - выдающийся украинский композитор, чье служение красоте в искусстве вызывает неизменный восторг и безмерное уважение. Для него природа - это тоже музыка. В звуках моря композитор ощущает особую сложную структуру, более того он слышит оркестровую инструментовку, способную отразить эту структуру. В шуме ручья заключена для него тонкая вибрация, способствующая рождению целой оперы о ручье. Это представляется вполне естественным, соответствующим романтической традиции.

Но для Сильвестрова «даже конкретные бытовые звуки трамвая, машины, завода образуют какие-то звуковые явления, саму музыку жизни, словно прямую речь в отличие от сочиненной музыки, которую можно рассматривать как символическую речь. В принципе звучание жизни составляет своеобразный оркестр. Море с его звуками - что-то вроде учителя, а гром с его разнообразием звуковой палитры! Тут какое-то сочетание угрозы с печалью, отдаленное пространство, откуда доносится гром, создает эффект метафорической элегичности... И философия, и литература могут подпитывать музыку... Но музыка сама может быть философией, как, например, сонатная форма, философия на уровне структуры, гегельянство или кантианство как отражение структуры мира ... музыка может стать голосом мира... Это и есть признак лирического сознания. Не просто строится определенное звуковое тело, но тело, которое поет» [6, с. 89-90].

Чудо постижения этой метареальности заключено в способности человека проникать сквозь знаковую и конструктивную грань музыкальной формы в таинство художественно-образного мира, в его эстетику и поэтику, в то пространство, где «уникальная художественная мысль отливается в уникальную художественную речь» [3, с. 354]. Но в уникальности художественной мысли, которая облечена в уникальную художественную форму заключается и огромная сложность их постижения современниками.

Не случайно огромное большинство художников, выстроивших свое неповторимое мироздание, не получили единодушного, безоговорочного признания при жизни. Перечисление имен великих музыкантов, «обиженных» своими современниками могло бы занять сотни томов. «Обиженных» не только консервативной и часто не слишком сведущей в тонкостях композиторского творчества публикой, но и высокообразованными критиками, каждый из которых предлагает услышать в творчестве того или иного композитора то, что слышит он сам и далеко не всегда это соответствует голосу самого композитора, который необходимо услышать самостоятельно, почувствовать ту муку и ту радость, которые несет его муза.

Поэтому только проникновение в авторское пространство еще не являет собой акт постижения его. Впереди сложнейший, но и радостный путь ценностного осмысления и оценки постигаемого художественного мира, присвоения скрытых в нем смыслов и ценностей и превращение их в личностные смыслы, личностные ценности, бесконечно раширяющие эстетический и духовный опыт человека.

Именно тогда наступает самый главный и ответственный момент: со-творческое преобразование постигаемого художественного мира, моделирование нового художественного пространства, в котором личность творца и его интерпретатора объединяются во взаимообогащающем диалоге, создавая особое духовное пространство «соучастного бытия» (М.М. Бахтин), синтетически-диалогическую парадигму, являющуюся вершиной творческого процесса и стартом в новое художественное пространство.

Однако, может возникнуть вполне естественное недоумение, ведь такое проникновение в музыкальный текст - удел профессионалов, результат многих лет долгой и упорной работы. И это вполне справедливое замечание, поскольку постижение музыки - это серьезный и упорный труд. Но не только профессиональные музыканты способны заслужить, по классификации Т. Адорно, звание «слушателя-эксперта» или «хорошего слушателя». Эти «почетные звания» вполне достижимы для каждого любителя музыки, готового к адекватной оценке музыкального сочинения. способного почувствовать и пережить смыслы, заложенные в нем автором.

Более того, подлинный слушатель-эксперт - это далеко не всегда профессиональный музыкант, поскольку среди профессиональных музыкантов есть немало тех, кто выбрал уютный «островок» в бесконечном, бу-

шующем океане музыки. Музыкант-профессионал может обладать значительным музыкальным опытом в области классико-романтического искусства и при этом очень слабо ориентироваться в современной музыке. Это значит, что он живет в другой эпохе, проблемы современности ему чу^ды, непонятны, он старается их в лучшем случае не замечать, а в худшем -обрушивается на все, что происходит в современном пространстве культуры, с неистовством, достойным другого применения.

И эта ярость понятна, поскольку новые ценности грозят разрушением создаваемого на протяжении многих лет уютного и спокойного, но, к сожалению, иллюзорного мира. Конечно, нет необходимости превращать каждого слушателя в эксперта, но в классификации Т. Адорно есть прекрасная категория - «хороший слушатель», который способен не только чувствовать и переживать музыку, но и следовать за мыслью автора, осознавать смысловые связи, искать и находить для себя ответы на множество возникающих вопросов.

И среди этих вопросов значительное количество обращено к постижению духовного мира личности, существующей и реализующей себя в данную конкретную историческую эпоху, в условиях пространства и времени, предназначенного ей судьбой. Таким образом, обращение к музыке - это возможность погрузить себя в особую среду, где единичное и всеобщее соединены незримыми нитями, где понимание всеобщих начал преобразуется в личностное знание-переживание, где личность обретает способность выходить за рамки отведенного ей времени и пространства, данного социума, данной культуры, чтобы осознать синергетическую сущность бытия.

Это возможность понять себя, возможность самоопределиться в своем отношении к миру сегодня, здесь и сейчас, возможность восстановить духовную целостность внутреннего мира человека. И чем шире будет музыкально-образовательная среда, чем значительнее создаваемое ею музыкально-информационное пространство, тем эффективнее будет осуществляться поиск путей к постижению и восстановлению духовного пространства человека - творца культуры нового тысячелетия.

Список литературы:

1. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности. - М., 2001.

2. Бердяев Н. Философия свободы. - Харьков; М., 2002.

3. Бонфельд М.С. Музыка: Язык. Речь. Мышление. - СПб., 2006.

4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М., 2005.

5. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). - М.; Воронеж, 2003.

6. Сильвестров В.В. Музыка - это пение мира о самом себе. - К., 2003.

7. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.