УДК 316.77:316.334.4
Айвазян Оксана Оганесовна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры философии, культуроведения
и социальных коммуникаций
Кубанского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Ayvazyan Oksana Oganesovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism
SOCIOLOGICAL UNDERSTANDING OF COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE
Аннотация:
Статья посвящена социологическому осмыслению коммуникативно-правовой культуры молодежи в современном социокультурном обществе. На основе анализа научных концепций прошлого и настоящего отмечается, что формирование коммуникативно-правовой культуры личности - это длительный, многогранный и всеобъемлющий процесс, требующий освоения различных сторон жизни в социуме посредством привития правовых, коммуникативных, этических и нравственных ценностных установок во взаимосвязи. Указано, что становление коммуникативно-правовой культуры молодежи в текущих условиях сопровождается особенностями, заключающимися в этатизме, социо-, этикоцентризме, т. е. преобладании коллективизма, соборности над индивидуализмом. Описываются механизмы и способы, направленные на совершенствование коммуникативно-правовой культуры молодого поколения. В заключение приводятся выводы о значимости исследуемой проблематики, объясняемой тем, что в целях достижения демократичности, гуманности и справедливости, развития коммуникативно-правовой культуры необходима взаимодополняемость коммуникативных, правовых и нравственных основ, позволяющих структурировать и совершенствовать жизнедеятельность и коммуникативный мир людей.
Ключевые слова:
коммуникативно-правовая культура, социология права и коммуникации, нормативность, нравственность, молодежь, общество.
Summary:
The paper discusses the sociological understanding of the communicative and legal culture of youth in modern sociocultural society. Based on the analysis of various scientific concepts of the past and the present, it is noted that the formation of the communicative and legal culture of an individual is a long, multifaceted and comprehensive process that requires the development of various aspects of life in society by instilling legal, communicative, ethical and moral value orientations in an interconnected relationship. The study also notes that the formation of the communicative and legal culture of youth in modern conditions is accompanied by certain difficulties, which include statism, sociocen-trism, ethicocentrism, i.e. the predominance of collectivism, collegiality over individualism. The study describes the mechanisms and methods aimed at improving the communicative and legal culture of youth. The conclusions are given about the significance of the studied issues, justified by the fact that in order to achieve democracy, humanity and justice, to improve the communicative and legal culture of young people, complementarity of communicative, legal and moral foundations is needed to structure and improve people's livelihood and communicative world.
Keywords:
communicative and legal culture, sociology of law and communication, normativity, morality, youth, society.
В современных условиях трансформации социальной структуры общественного устройства, в эпоху глобализации и перехода к новой социокультурной парадигме особо значимы ценности, однако приходится убеждаться в том, что они утрачивают важность в сознании молодого поколения. Подобное умозаключение подкрепляется результатами опроса, проведенного О.С. Карымовой и Э.С. Романовой, которые отмечают, что «моральные и нравственные ценности теряют свою актуальность, на первый план выносятся материальные ценности и ценности индивидуальной самореализации» [1]. Данная проблематика указывает на недостаточную сформиро-ванность как общей культуры молодежи, так и коммуникативно-правовой, что выражается в незнании нормативных и этических основ права и коммуникации либо нежелании им следовать.
Кроме того, обнаруживается высокий уровень конфликтности, который проявляется в нецивилизованной форме, из чего следует необходимость применения коммуникативных методов и средств разрешения конфликтных ситуаций цивилизованным образом, с опорой на этические и нравственно-моральные нормы и правила. Это суждение подтверждается результатами социологического исследования Ю.М. Бондаревой и И.Ю. Кадацких «Особенности конфликтного поведения современной студенческой молодежи»: «анализ результатов уровня конфликтности личности показал, что ни один из респондентов не имеет низкий уровень конфликтности, 80 % имеют средний уровень конфликтности и 20 % респондентов имеют высокий уровень конфликтности, и
в основном способами регулирования конфликтов являются компромисс, приспособление и соперничество» [2, с. 26].
Проблема взаимодействия правовых, коммуникативных и моральных норм выступает одной из актуальных, множество исследователей разных эпох изучали данную тематику, однако считаем ее не в полной мере освещенной в рамках анализа особенностей формирования коммуникативно-правовой культуры личности молодых людей. Указанное утверждение обусловлено тем, что нормы и ценности во взаимосвязи в современном обществе важны, поскольку выступают социальными регуляторами, средством нормирования общественного правопорядка. Например, профессор Г.В. Мальцев отмечает, что такие соционормативные нравственно-этические и моральные институты, как религия, мифология, ритуал, традиции и обычаи, первичны и особо значимы, поскольку от того, насколько они сильны и сформированы в сознании личности и общества, зависит оформление правовых основ в современном социально-коммуникативном поле в качестве нормативных [3].
Нормативная коммуникативно-правовая база не может функционировать в современном социокультурном обществе без аксиологического обоснования с точки зрения социологической парадигмы. Данное утверждение в рамках рассматриваемого вопроса интерпретируется следующим образом: общество и каждая личность в отдельности должны обладать такими компонентами соционормативной системы, как вера в справедливость, элитарность коммуникативно-правовых норм и правил, поскольку в обратном случае общественность не может мирно сосуществовать, что отражается как на общей культуре, так и на коммуникативно-правовой и выражается в формах аморального, безнравственного и антиправового поведения и общения. Следовательно, без соблюдения нравственно-этических норм во взаимодействии с основами права и коммуникации невозможно говорить о достаточной сформированности коммуникативно-правовой культуры молодежи в условиях социальной реальности.
Становление коммуникативно-правовой культуры молодежи сопровождается особенностями, заключающимися в этатизме, социо-, этикоцентризме, т. е. преобладании коллективизма, соборности над индивидуализмом.
Этатизм в современном мире характеризуется оправданной подчиненностью личности государству, т. е. личные интересы уходят на второй план, а государственные требования становятся первостепенными, что небезосновательно, поскольку нормы права создаются государством.
Социоцентризм в обществе проявляется в том, что человек теряет индивидуальность, растворяясь в коллективе, т. е. интересы власти преобладают над личными правами и свободами индивида. Подобная тенденция нарушает конституционное право на сохранение и защиту прав граждан на частную жизнь, свободу слова и пр.
Явление этикоцентризма прослеживается на всем протяжении развития общества, его основной характеристикой выступает приоритетность нравственности над правом. Так, З.Н. Калан-даришвили отмечает, что «этикоцентризм заключается в подчинении права нравственным и религиозным ценностям, которые рассматриваются как более высокие. Право для православного сознания не имеет характера основополагающей ценности, а является лишь средством достижения религиозно-нравственных целей» [4].
При этом можно отметить как позитивные, так и негативные аспекты данного феномена при формировании коммуникативно-правовой культуры в молодежной среде. Положительные состоят в том, что нравственные начала в правовой сфере способствуют формированию духовно-нравственной идентичности личности.
Нравственные основы, как правило, регулируются традициями, обычаями и совестью, противопоставление им постулатов права как внешнему силовому регулятору приводит к тому, что в сознании населения, особенно молодых людей, право обладает меньшей ценностью по сравнению с нравственностью. Молодежь нормы права связывает с запретом и в случае их нарушения - с карательными мерами, осуществляемыми органами власти, что приводит к негативным тенденциям, проявляющимся в неприязни к законам, а впоследствии - в совершении правонарушений и проступков. Из сказанного следует, что наиболее тяжелой формой этикоцентризма в аспекте формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи выступает нигилистическое отношение к правовым и коммуникативным ценностям. Анализ результатов социологического исследования, проведенного профессором С.И. Захарцевым в целях определения лиц, обладающих нигилистическим правосознанием, подтверждает, что «большинство респондентов, 2 012 человек из 3 000, не доверяют праву, не верят в силу права и считают, что с его помощью добиться справедливости нельзя» [5, с. 17]. Из этого вытекает логичный вывод, что в условиях социальной реальности в молодежной среде обнаруживаются пренебрежение, непринятие норм права и правил коммуникации, неприязнь к законам либо нежелание им следовать.
Итак, указанные негативные аспекты мировоззрения и идеологии молодых людей разрушают взаимосогласованность нормативности и нравственности коммуникативных и правовых основ в системе формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современной молодежной среде. Данное противоречие подтверждает социокультурную значимость рассматриваемой проблематики.
Коммуникативно-правовая культура личности предполагает наличие позитивного правосознания, реализуемого в процессе коммуникативного взаимодействия. Однако на современном этапе обнаруживается деформация правосознания молодого поколения, правовые взгляды, убеждения, поведение и общение трансформируются в неправовые из-за недоверия к органам правопорядка и недостаточного уровня правовой информированности. Так, И.В. Жужгов отмечает, что «молодежь считает необходимым соблюдение всеми гражданами правовых норм, которые соответствуют социально-экономическим и политическим условиям (41,8 %), однако на практике лишь малая часть молодежи (9,2 %) всегда соблюдает нормы и правила, установленные в обществе и государстве, а остальным требуется контроль со стороны других (6,5 %), либо "принять данный закон", "согласиться с ним" (9,2, 24,5 % соответственно)» [6]. Анализ результатов данного опроса позволяет отметить, что причиной этого служит отсутствие элитарных ценностных установок у молодых людей, включающих коммуникативные и правовые нормы и ценности, или вовсе нежелание им следовать.
Актуальность исследуемой проблемы, по нашему предположению, обусловлена также недостаточным освещением в условиях трансформации социальной структуры общества в информационно развитую, в век глобализации и информатизации. Это подтверждает дефицит крупных научных изысканий в сфере социальной науки. Необходимы эффективные способы и механизмы совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодого поколения, сочетающие в себе нормативность и нравственность как компоненты соционормативной системы общества. Новизна рассматриваемой проблемы определяются совокупностью способов оценки механизмов влияния нормативности и нравственности во взаимосвязи на формирование коммуникативно-правовой культуры молодежи; содержанием предложенных инструментов, направленных на совершенствование коммуникативно-правовой культуры молодых людей; а также выявлением позитивных и негативных тенденций этикоцентризма как социокультурного фактора в становлении коммуникативно-правовой культуры молодого поколения.
Культура предполагает наличие знаний, а также способность к их реализации. Знание основ права и умение реализовывать их с помощью средств коммуникации - это основа правокуль-турной личности, обладающей коммуникативной компетентностью.
Социологическая интерпретация феномена «культура» представлена в трудах ученых прошлого и современности. В рамках данного исследования считаем необходимым отметить трактовку данного явления, предложенную А.П. Семитко и В.П. Сальниковым [7]: «Культура понимается как фактор организации и формирования жизни общества... Представителей этого подхода, изучающих правовую культуру, интересуют ее институциональные характеристики, место в социальной системе, связи с правом и другими структурами общества, а также ее функционирование в едином комплексе социальных регуляторов» [8, с. 15].
Коммуникативная культура каждого члена общества должна подразумевать, что все коммуниканты имеют представление о системных связях слов, способны использовать их, умеют находить правильные ассоциации, а также обладают способностью исключать из оперативной памяти ненужные значения и случайные звуковые и смысловые сближения слов. Также коммуникативная культура предусматривает уважение к словам и правильное обращение к ним. Как мы отмечали ранее, при этом в особом внимании нуждаются собственные имена и их четкое произношение, а также специальная профессиональная терминология, что относится к речевому этикету и культуре [9, p. 26].
А.А. Кукушкина указывает, что «правовая культура - это важнейший элемент жизни в российском обществе, включающий в себя мировоззрения, представления, идеи, знания, ценности, отрасли права, культуру поведения и правовое образование» [10, с. 81]. Данная трактовка также обусловливает рассмотрение во взаимосвязи коммуникативной и правовой культуры, базирующихся на нормативности и нравственности, поскольку правовые основы реализуются в процессе взаимодействия субъектов социума.
Авторитетные ученые Ю.А. Зубок и В.И. Чупров, анализирующие основы социологии молодежи при Институте социально-политических исследований РАН, отмечают, что «правовая культура - совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы принципов, правосознание, правоотношения,
правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Каждый из перечисленных элементов отражает различные аспекты правовой культуры, а в совокупности образуют ее структуру, в которой выделяются два уровня. Во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав. Во-вторых, уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежной когорты» [11, с. 37]. Оценка изложенной концепции приводит к логичному выводу, что правокультурность отличается двойственностью: включает непосредственно правовую культуру, а также коммуникативную, которая проявляется при реализации нормативно-правовых основ лицами или органами, задействованными в данной сфере деятельности.
Коммуникативно-правовая культура - это уникальный феномен, заключающийся во взаимосвязи основополагающих компонентов: правообразованности, правовоспитанности, правосознания, правопонимания, правового образа мышления, основ правовой коммуникации, в случае отсутствия хотя бы одного из элементов нельзя говорить о сформировавшейся коммуникативно-правовой культуре молодежи и общества в целом. Данная культура в молодежной среде также призвана выполнять коммуникативную функцию в сфере права, что предполагает возможность субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую идеологию, знания, ценности, практики. Итак, коммуникативно-правовая культура молодого поколения выступает неотъемлемой составляющей культуры социума, которая базируется на ее истоках и отражает уровень ее развития.
По мнению Г. Риккерта, «во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком» [12, с. 70]. В связи с этим социокультурные ценности важны, поскольку служат социальными регуляторами жизнедеятельности как молодежи, так и общества в целом.
В социологической науке аксиологические основы позволяют раскрыть ценностный потенциал права и коммуникации в сочетании с нравственностью, без чего невозможно сформировать надлежащую коммуникативно-правовую культуру молодежи, так как одной из ключевых причин ее низкого уровня являются заниженные стандарты нравственности. Представленный подход актуализирует возможность изучения правовых (справедливости, государства, закона, правосознания, правовой деятельности и правопорядка) и коммуникативных (норм языка, правил кодирования и передачи информации, этических и этнических принципов коммуникации) ценностей [13, с. 241].
Применительно к данному исследованию наиболее целесообразно обратиться к научной концепции, раскрывающей социологическое осмысление термина «ценность», предложенной А.А. Максименко: ценность - это «значимое для индивида либо группы явление духовной культуры или предмет материальной культуры, воспринимаемые субъектом оценки в качестве нормы, идеала, блага, пользы и выгоды» [14, с. 290]. Также американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий рассматривают ценность с нормативной точки зрения, полагая, что ценности - это нормы поведения и общения [15]. Важность представленной трактовки феномена «ценность» для исследования социологических основ коммуникативно-правовой культуры молодежи объясняется тем, что она актуализирует подход взаимосогласованности нормативности и нравственности как главных социальных институтов культуры социума. Французский философ и социолог Э. Дюркгейм определял категорию «ценность» в социологическом аспекте как идеал, двигатель поведения личности [16], на этой основе происходит становление цивилизованного общества, способного взаимодействовать с учетом культурных норм и правил.
Анализируя данные концепции, раскрывающие социологическое осмысление феномена «ценность», в рамках исследования коммуникативно-правовой культуры молодежи можно прийти к выводу, что способом регулирования поведения людей в общественной жизни выступают нормативность и нравственность. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что последние во взаимосвязи в процессе регулирования жизнедеятельности служат базой для исключения таких антиправовых явлений, как преступность, социальное неравенство, наркомания, девиантное поведение, коммуникативно-правовая безграмотность и пр.
Корреляция нравственных норм с правовыми и коммуникативными основами рассматривалась в разные периоды становления общества. Так, еще в трудах мыслителей Древнего мира изучались вопросы взаимодействия и взаимовлияния правовых, коммуникативных и нравственных норм как социальных институтов регулирования общественного уклада. Среди них особо выделяются Сократ, Платон, Аристотель, создавшие единую правовую стратегию, направленную на сопряжение этикета, морали, ораторского искусства с законодательством (правом) [17]. Например, юристы Римской империи сформулировали следующее высказывание: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем». Соответственно, закон подразумевает, что табу должно быть наложено на
поступки, противоречащие моральным и нравственным нормам. Помимо этого, римские юристы разработали постулат - «Обычай есть лучший толкователь закона» [18, а 220].
Французский просветитель К.А. Гельвеций рассматривал «этику и законоведение» как одну и ту же науку [19]. Немецкий ученый И. Кант также исследовал взаимосвязь правовых и нравственных норм. Его концепция заключалась в следующем: «все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» [20, с. 274].
В первой половине XX в. такие авторитетные мыслители, как В.С. Соловьев и И.А. Ильин, утверждали, что право представляет собой лишь часть нравственных основ или юридическое оформление моральных норм, тем самым сближая правовые и нравственные регуляторы общественного порядка. Исходя из представленной концепции, право должно быть средством воплощения нравственных идеалов общества, так как без них правовые основы не смогут существовать в интеллигентном коммуникативно-правовом социуме.
В современный период взаимосвязь права и коммуникации (общения) освещается в научных трудах Е.Ф. Усмановой: «изучение права как средства коммуникации является шагом к современному рациональному нормотворчеству, поскольку нормы не должны произвольно привноситься в общественное сознание, а наоборот - должны проявляться в контексте последнего как интеракции оптимального субъект-субъектного взаимодействия». Основы правовой культуры и коммуникации согласованы, так как «лица, участвующие в написании законов, являются носителями определенной правовой культуры, а это обусловливает почтительное отношение к законам, создает среду нетерпимости к правонарушениям, обеспечивает уважительное чувство к личным правам и свободам каждого» [21].
В аспекте рассматриваемой проблематики интерпретация данной концепции, а также взаимообусловленность правовых, коммуникативных и нравственных основ могут заключаться в следующем: коммуникация - это основа жизни человека. Успешное становление коммуникативно-правовой культуры молодежи невозможно без свободных навыков правовой коммуникации с учетом опоры на нравственные начала - уважение, порядочность, правдивость и др. - в процессе взаимодействия.
Существуют два подхода к пониманию взаимосвязи правовых основ и нравственности.
1. По мнению В.С. Соловьева, право - это «низший предел», или «минимум нравственности», т. е. между правовыми и нравственными нормами не должна возникать противоречивость, хотя нравственность шире, поскольку не все поступки, считающиеся аморальными с точки зрения нравственности, являются противоправными с правовой позиции [22]. Этическая составляющая более требовательна, нежели юридическая, «авторитет нравственных законов бесконечно выше» (Г.В.Ф. Гегель).
2. Е.Н. Трубецкой придерживался иной точки зрения, которая заключается во взаимоотношении права и нравственности, однако есть нравственные нормы, не находящие отражение в правовой сфере [23, а 36].
Право и нравственность гармонично взаимодействуют из-за того, что не одобряют преступные действия и аморальность в тех или иных поступках, т. е. правовые и нравственные нормы направлены на соблюдение законов, что возможно реализовать коммуникативным воздействием [24, а 13].
Вместе с общими чертами между правовыми, коммуникативными и нравственными основами наблюдаются следующие различия.
- Разное время возникновения. Нравственные нормы существуют с появления человечества, а право и основы коммуникации формируются позже, в процессе развития, что социально обусловлено, так как с возникновением общества зарождается потребность взаимодействовать и разрешать конфликты.
- Нормы права официально закреплены в государственных актах и текстах, на них ссылаются при анализе уголовных дел. Нормы нравственности не имеют письменного закрепления, а существуют лишь в общественном сознании. Правила коммуникации (нормы языка) фиксируются в словарях и справочниках.
- Различная степень конкретности правил. Нормы нравственности рассчитаны на разные поступки. Коммуникативные нормы предполагают правила общения, направленные на эффективность взаимодействия. Правовые нормы более определённы и имеют четкое дефинирование прав и обязанностей. Нравственность и коммуникативные основы предусматривают правдивость в отношениях, а правовые нормы - тот или иной вид юридической ответственности за правонарушение [25, с. 359].
- Разные методы обеспечения. Правовые нормы обеспечиваются с помощью убеждения, воспитания, поощрения, принуждения при их нарушении, а также юридической санкцией. Коммуникативные нормы формируются путем воспитания, обучения, поощрения. Нравственные нормы могут опираться на общественное воздействие, а также на чувства совести, долга, чести и порядочности [26, c. 360].
Причинами подобных различий выступают опережение нравственно-общественного сознания норм законодательства, техническое несовершенство правовых норм, проблема формализации оценочных понятий и качеств. Также необходимо отметить, что мотивами порождения правового и нравственного воздействия являются следующие.
1. С позиции норм права: чувство страха, которое возникает из-за боязни наказания за то или иное правонарушение. Поэтому право ориентировано на будущее, в котором можно понести наказание.
2. Со стороны нравственности: чувство совести из-за неисполнения долга, что прежде всего имеет направленность в прошлое.
Рассмотрев соотношение правовых, коммуникативных и нравственных норм и правил, существующих в обществе, можно отметить, что нравственность играет различные важные роли, которые определяют значимость показателей качества правовых основ и нравственных норм, способных совершенствовать законодательство. К тому же нравственность, воздействуя на правовую жизнедеятельность народа в современном коммуникативном пространстве, создает предпосылки для совершенствования системы правопорядка. Правовые основы должны быть направлены на утверждение добра и справедливости в качестве идеалов общественности. Вследствие этого право средствами коммуникации способствует осуществлению охраны нравственности.
Таким образом, формирование коммуникативно-правовой культуры молодежи - это длительный, многогранный и всеобъемлющий процесс, требующий освоения различных сторон жизни посредством привития правовых, коммуникативных и нравственных ценностей. Становление коммуникативно-правовой культуры молодого поколения происходит в рамках образовательной деятельности, в частности коммуникативно-правового образования в учебных учреждениях различного уровня, а также с применением средств правовой информатизации со стороны государственных структур, общественных и религиозных объединений, СМИ и иных учреждений коммуникативно-правового просвещения, призванных доводить до граждан сведения о правах и обязанностях личности.
Проанализировав теоретико-методологические основы изучаемой проблемы, можно выделить механизмы и способы, направленные на формирование коммуникативно-правовой культуры молодежи:
- качественная правовая пропаганда;
- правовая информатизация посредством коммуникационных каналов;
- коммуникативно-правовое обучение и воспитание;
- познавательная коммуникативно-правовая практика;
- коммуникативно-правовое самовоспитание и перевоспитание с помощью коммуникативного диалога в правовой сфере.
По нашему мнению, указанные механизмы совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодежи должны строиться с опорой на систему нормативно-нравственных идеалов общества, т. е. элитарные ценности, нацеленные на достижение успешности в процессе коммуникативно-правового взаимодействия. Итак, теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена его научно-познавательным значением, что позволяет рассматривать различные представления о формировании коммуникативно-правовой культуры молодежи в разрезе социологической науки. Кроме того, описанные инструменты и методы развития коммуникативно-правовой культуры в дальнейшем при практической реализации расширят возможности достижения в обществе демократичности, гуманности и справедливости. Помимо этого, механизм формирования высокой коммуникативно-правовой культуры молодого поколения направлен на восстановление доверительного отношения к правовым основам и органам власти в сочетании с сохранением интересов разных социальных групп.
В заключение отметим, что в условиях трансформации социальной структуры общества коммуникативные, правовые и нравственные ценности имеют немаловажное значение, поскольку представляют собой ориентиры общественного сознания, позволяют структурировать и совершенствовать жизнь и коммуникативный мир людей.
Ссылки:
1. Карымова О.С., Романова Э.С. Особенности системы ценностей современных старших школьников, проживающих в селе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2, ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=226l5 (дата обращения: 17.03.2020).
2. Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Особенности конфликтного поведения современной студенческой молодежи // Территория науки. 2015. № 3. С. 26-29.
3. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2009. 552 с.
4. Каландаришвили З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи : монография. СПб., 2009. 171 с.
5. Захарцев С.И. Правовой нигилизм в России // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2 (15). С. 12-20.
6. Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. 220 с.
7. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура: методологические проблемы. Саратов, 1989. 144 с. ; Семитко
A.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990. 174 с.
8. Корнев А.В., Петручак Л.А., Зенин С.С. Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи : монография. М., 2019. 416 с.
9. Айвазян О.О. Сущность, содержание и условия взаимодействия языка и общества в современном мире // European Science. 2015. No. 1 (2). P. 26-29.
10. Кукушкина А.А. Соционормативная система культуры адыгов как фактор формирования правовой культуры адыгского этноса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 2 (179). С. 80-83.
11. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 37-46.
12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век : антология. М., 1995. С. 69-101.
13. Зубова Я.В. Аксиологическое осмысление правовой культуры // Система ценностей современного общества. 2009. № 6. С. 241-246.
14. Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 2. С. 284-291.
15. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль : тексты / под ред.
B.И. Добренькова. М., 1994. С. 335-357.
16. Дюркгейм Э.: 1) Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост. А.Б. Гофмана. М., 1995. 352 с. ; 2) Ценностные и «реальные» суждения / пер. с фр. А.Б. Гофмана // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.
17. Ораторы Греции : сборник / сост. М.Л. Гаспаров. М., 1985. 495 с.
18. Профессиональная этика и служебный этикет : учебник / под ред. В.Я. Кикотя. М., 2011. 559 с.
19. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. М., 1974. Т. 1. 687 с. ; Т. 2. 647 с.
20. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965. С. 219-310.
21. Усманова Е.Ф. Роль правовой коммуникации в формировании и развитии правовой культуры общества // Мир науки и образования. 2015. № 4. С. 21.
22. Соловьев B.C. Оправдание добра // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47-548.
23. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. СПб., 1998. 224 с.
24. Лукашева Е.А. Социально-этические проблемы социалистической законности // Советское государство и право. 1982. № 4. С. 12-21.
25. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М., 2007. 592 с.
26. Там же. С. 360.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович