Научная статья на тему 'Рефлексия основных принципов и направлений правовоспитательной работы с молодежью как средства обеспечения национальной безопасности российской Федерации'

Рефлексия основных принципов и направлений правовоспитательной работы с молодежью как средства обеспечения национальной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGAL EDUCATION / PRINCIPLES OF EDUCATION / LEGAL PROVISIONS / RUSSIAN YOUTH / RUSSIAN SOCIETY / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

Статья посвящена освещению основных принципов и направлений работы с молодежью по правовому воспитанию данной социальной группы. В качестве основных рассматриваются принципы правового воспитания молодежи: целенаправленности, единства целей, задач, методов и форм воспитания, систематичности, непрерывности и последовательности, связи правового воспитания с практической деятельностью. Базовыми направлениями правовой воспитательной работы с молодежью обозначено формирование нравственных основ правовой культуры, правового сознания и социально-правовой активности современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE MAIN PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF LEGAL EDUCATIONAL WORK WITH YOUNG PEOPLE AS A MEANS OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the basic principles and directions of youth work on legal education of this social group. The main principles of legal education of youth the principles: focus, unity of purpose, tasks, methods and forms of education, consistency, continuity and consistency, connection of legal education with practical activities. The basic directions of legal educational work with young people indicated: the formation of the moral foundations of legal culture, legal consciousness and the legal-social activity of modern youth.

Текст научной работы на тему «Рефлексия основных принципов и направлений правовоспитательной работы с молодежью как средства обеспечения национальной безопасности российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 340.114.5 : 053.6 ББК 67.0

© 2017 г. Д. С. Загутин,

профессор кафедры связей с общественностью Донского государственного технического университета доктор философских наук, кандидат технических наук. E-mail: [email protected]

П. С. Самыгин,

профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета доктор социологических наук, доцент. E-mail: [email protected]

С. И. Самыгин,

профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета доктор социологических наук. E-mail: [email protected]

РЕФЛЕКСИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена освещению основных принципов и направлений работы с молодежью по правовому воспитанию данной социальной группы. В качестве основных рассматриваются принципы правового воспитания молодежи: целенаправленности, единства целей, задач, методов и форм воспитания, систематичности, непрерывности и последовательности, связи правового воспитания с практической деятельностью. Базовыми направлениями правовой воспитательной работы с молодежью обозначено формирование нравственных основ правовой культуры, правового сознания и социально-правовой активности современной молодежи.

Ключевые слова: правовое воспитание, принципы воспитания, правовые нормы, российская молодежь, российское общество.

D. S. Zagutin - Professor, Department of Public Relations, Don State Technical University,

PhD of Technical Sciences, Doctor of Philosophy.

P. S. Samygin - Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University

of Economics, Doctor of Sociology, Associate Professor.

S. I. Samygin - Professor, Department of Human Resource Management and Sociology, Rostov State Economic

University, Doctor of Sociology.

REFLECTION OF THE MAIN PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF LEGAL EDUCATIONAL WORK WITH

YOUNG PEOPLE AS A MEANS OF ENSURING NATIONAL SECURITY OFTHE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the basic principles and directions of youth work on legal education of this social group. The main principles of legal education of youth the principles: focus, unity ofpurpose, tasks, methods and forms of education, consistency, continuity and consistency, connection of legal education with practical activities. The basic directions of legal educational work with young people indicated: the formation of the moral foundations of legal culture, legal consciousness and the legal-social activity of modern youth.

Key words: legal education, principles of education, legal provisions, Russian youth, Russian society.

В современных условиях молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс государства. Именно в этой особой категории граждан фокусируются перспективы не только социально-эконо-

мического роста, но и суверенитета, устойчивого развития российского общества, осуществления государственной внешней и внутренней региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. Ин-

новационный путь развития российского социума также в значительной степени будет зависеть от молодежи.

Воспитание молодого поколения россиян в правовой сфере в данный период общественного развития оказывает значительное воздействие не только на процесс построения социального государства, но и становления гражданского общества. Эффективность правового воспитания молодежи в процессе формирования правового мировосприятия зависит от потребности молодежи соблюдать законы во всех сферах жизнедеятельности. Дефицит же правового воспитательного воздействия на молодых людей становится одним из главных факторов того, что в нынешнем социуме широкое распространение получили негативные проявления правового молодежного нигилизма, а различные формы поведения молодежи приобретают девиант-ный, а зачастую и делинквентный, противоправный характер, «способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей» [1, с. 7].

Что же представляет собой процесс правового воспитания? В широком контекстуальном значении под правовым воспитанием молодежи подразумевается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под воздействием идеологических, правовых, социально-политических, экономических, социально-культурных и иных факторов. В узком смысле - это процесс целенаправленного воздействия образовательно-правовых социальных институтов и общественности на сознание и поведение молодежи с целью формирования у нее устойчивых ценностных ориента-ций и направленности личности на законопослушное, правовое поведение. Важно подчеркнуть, что правовое воспитание молодежи не стоит редуцировать только лишь к сугубо правовой информированности молодых граждан, необходимо все время помнить, что это широкомасштабный и глубинный процесс, сопряженный с четким осознанием молодыми людьми собственных прав и свобод как человека и гражданина своей страны, знанием и пониманием основных положений Конституции и главных действующих законов на территории Российской Федерации [2].

При описании принципов правового воспитания молодежи, если снова обратиться к узкому толкованию данного понятия, первостепенным должен быть принцип целенаправленности, предполагающий формирова-

ние всесторонне развитой и юридически грамотной личности.

Основной целью правового воспитания молодежи является подъем уровня молодежного правосознания (индивидуального и группового) до уровня общественного правосознания и совершенствование правовой культуры. Иными словами, имеющаяся теоретическая и практическая правовая информация общественного правосознания и правовой культуры должна быть успешно внедрена в сознание воспитуемых посредством арсенала соответствующих методов и форм. В этой связи считаем необходимым обозначить основные формы правового воспитания молодежи, получившие в сегодняшней правовой сфере наибольшее распространение:

1 . Правовое образование, которое предполагает прохождение специальной подготовки и обучение в высшей и средней профессиональной школах. Под правовым образованием подразумевается трансляция, накопление и усвоение молодежью правовых знаний в процессе ее обучения [3].

2. Правовоспитательная пропаганда молодежи, проводимая в образовательных лекториях, общественных консультациях, а также пропаганда, осуществляемая в средствах массовой информации [4]. Правовая пропаганда включает в себя широкое распространение в молодежной среде правовых установок, идей, мировоззрений и правового мировосприятия.

3. Правовоспитательная практическая деятельность специализированных правоохранительных органов по правовому воспитанию молодых правонарушителей.

4. Юридическая практика, реализуемая в ходе обучения студенческой молодежи, получающей знания и умения в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что вышеперечисленные формы правового воспитания молодежи могут одновременно отражать устную сторону взаимодействий и взаимоотношений воспитателя и воспи-туемого, а также письменную, печатную (книги, плакаты) сторону данных интеракций [5].

Указанные формы правового воспитания молодежи должны быть подчинены главной задаче воспитательного воздействия - превращению и преобразованию внешних мотивирующих факторов (идейных ценностей) во внутренние личностные установки, убеждения и реальные поступки, а также привитию молодым людям стремления к правомерным формам поведения.

Второй не менее важный принцип правового воспитания молодежи, вытекающий из перечисленных выше форм и задач правового воспитания, - принцип единства целей, задач, методов и форм воспитания.

Третий принцип предполагает систематичность (не от случая к случаю), непрерывность и последовательную линию правового воспитания молодежи.

Следующий принцип правового воспитания требует тесной связи правового воспитания с практической деятельностью, активным привлечением не только практических специалистов правовой сферы, но и самих молодых людей к участию в правоохранительной жизнедеятельности социума. Как отмечает в этой связи Ж. Т. Тощенко, правовое воспитание и формирование правовой молодежной культуры, признания истинности и правомочности законов - дело весьма сложное и трудоемкое, так как «достигается не просто путем разъяснения молодежи правовых норм, но и личным практическим опытом и примером, опирающимся не только на собственное, но и общественное мнение о целесообразности и правильности законов» [6, с. 458].

Кроме того, можно также обозначить еще принципы учета возрастных особенностей и индивидуально-личностных различий молодых людей (уровень их развития, темперамент, характер, потребности и склонности), опоры на позитивные личные качества воспитуемых, использования социально одобряемого и правомерного примера других людей.

Какие актуальные на сегодняшний день направления правовоспитательной работы с молодежью можно отрефлексировать?

На наш взгляд, первостепенным направлением правовой воспитательной работы с молодыми людьми является формирование у них нравственных основ правовой культуры и правового сознания. Преодоление у сегодняшнего поколения молодых россиян, как пишет А. А. Возьмитель, «тотального иммунодефицита нравственных начал», формирование системы представлений о нравственном и безнравственном, о норме и отклонении от нее [7, с. 20] становится приоритетной проблемой нормального функционирования общества и государства, обеспечения социальной (духовно-нравственной) безопасности российского общества в правовом поле. Идея о высокой социальной ценности права и необходимости его соблюдения выступает сегодня доминирующей в области социального правового сознания. Поэтому данная

идея и должна быть центральной в процессе реализации правового воспитания молодежи.

Знание и понимание правовых норм, осознанное стремление следовать предписаниям этих норм приходит через формирование нравственного сознания, которое в свою очередь становится эпицентром активной жизненно нравственной позиции личности молодого человека. На почве нравственности происходит зарождение воспитанной (в том числе и в правовом отношении) личности, способной к нравственным социальным отношениям и социально здоровой нравственной жизнедеятельности [8]. Она представляет собой реально функционирующее практическое молодежное сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности является духовно-нравственный облик личности, способной к нравственным отношениям. Нравственные отношения, характеризующие правосознание, на наш взгляд, включают в себя совокупность идей, чувств, представлений, установок, ценностей, оценок и других интеракций между молодыми людьми, возникающих у них в процессе (по поводу) восприятия окружающего мира в целом, личного и общественно-правового бытия, отражения отношения к действующему праву и правовым нормам. Таким образом, о наличии у молодежи правосознания можно говорить в том случае, если понимание правовых требований у нее сочетается с духовными и нравственно-этическими нормами [9].

Следующим по значимости направлением правовоспитательной работы с молодежью является формирование социально-правовой активности молодежи, которая выражается в осознании молодым человеком его личной ответственности за состояние законности и правопорядка в российском социуме. Иными словами, формирование социально-правовой активности необходимо начинать с формирования позиций гражданственности, то есть молодые люди должны осознавать себя гражданами своей страны, а значит, быть социально активными и не стоять в стороне от разного рода социальных проблем. При этом важное условие, способствующее развитию социально-правовой активности у молодежи, - уважение личного достоинства молодых граждан и отказ от жесткого декларирования правовых норм.

Отсюда вытекает третье направление правовоспитательной работы с молодежью -

помощь в усвоении знаний Конституции Российской Федерации, поскольку она представляет собой не просто документ политического характера, но и документ, воплощающий в себе воспитательный, духовно-нравственный потенциал, общественное сознание и принципы нравственности. Это способствует обучению правам и свободам личности, что является составным элементом правового воспитания молодежи.

И, наконец, еще одно важное направление правовоспитательной работы с молодежью -выработка, формирование в сознании личности понимания принципов, роли и сущности права, его социальной ценности для россий-

Литература

1. Самыгин П. С., Исакова Ю. И., Печку-ров И. В. Правовая социализация современной российской молодежи: моногр. / под ред. С. И. Самыгина. М., 2016.

2. Ивлев А. К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. М., 1992.

3. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.

4. Самыгин С. И., Попов М. Ю., Загу-тин Д. С. Социальные сети как социальный институт социализации молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5.

5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М., 1983.

6. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 2009.

7. Возьмитель А. А. Актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности // Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практ. журн. 2008. № 2 (38).

8. Shakhbanova M. M., Gafiatulina N. Kh., Vereshchagina A.V., Samygin S. I., Imgrunt S. I. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth // Social Science (Pakistan). 2016. T.11. № 16.

9. Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А., Ки-рик В. А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д, 2016.

10. Степанов О. В., Самыгин С. И., Самы-гин П. С. Образовательное право и проблемы правосознания российской учащейся молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1.

ского общества. Данное направление способствует пониманию молодежью принципов правового государства и развитию гражданского общества.

Поводя итоги, следует подчеркнуть важность неукоснительного и планомерного следования основным принципам правового воспитательного воздействия и направлениям правовос-питальной работы с молодежью. Для реализации основных целей и задач правового воспитания молодежи требуется привлечение к работе в различных образовательных организациях компетентных кадров, наделенных «системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры» [10, с. 259].

Bibliography

1. Samygin S. P. Isakova, Yu. I., Pechkurov I. V. Legal socialization of modern Russian youth: monograph / under the editorship of S. I. Samygin. Moscow, 2016.

2. Ivlev A. K. The legal Consciousness and legal education of youth. Moscow, 1992.

3. Malko A.V. Theory of state and law in questions and answers. Moscow, 2004.

4. Samygin S. I., Popov M. Y., Sagutin D. S. Social network as a social institution of socialization of youth // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2015. № 5.

5. Soviet encyclopedic dictionary / chapters. ed. A. M. Prokhorov. 2nd edition. Moscow, 1983.

6. Thesaurus of sociology: thematic dictionary / ed. by J. T. Toshchenko. Moscow, 2009.

7. Vozmitel A. A. Topical theoretical-methodological and practical problems of the spiritual security // Social policy and sociology. Interdisciplinary scientific and practical journal. 2008. № 2 (38).

8. Shakhbanova M. M., Gafiatulina N. Kh., Vereshchagina A. V., Samygin S. I., Imgrunt S. I. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth // Social Science (Pakistan). 2016. T.11, № 16.

9. Tarasenko L. V., Nor-Arevian O. A., Kirik V. A., etc. Modeling of professional socialization of student's youth in conditions of social uncertainty. Rostov-on-Don, 2016.

10. Stepanov O. V., Samygin S. I., Samygin, S. P. Education law and problems of legal consciousness of the Russian youth // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2015. № 3-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.