УДК 342
Касьянов Валерий Васильевич
Kasyanov Valeriy Vasilyevich
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета [email protected]
Doctor of Sociology, Doctor of History, professor, head of the chair of history and culturology, Kuban State University [email protected]
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
LEGAL CULTURE AS A FACTOR OF POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH OF MODERN RUSSIA
Аннотация:
The summary:
Статья посвящена исследованию процесса становления и развития правовой культуры как фактора политической социализации современной российской молодежи.
The article investigates the process of formation and development of legal culture as a factor in the political socialization of modern Russian youth.
Ключевые слова:
правовая культура, политическая социализация, российская молодежь, правовые нормы.
Keywords:
legal culture, political socialization, Russian youth, rule of law.
Сущностно политическая социализация выступает не только как способ отражения молодежью в политических взглядах, убеждениях положения различных социальных групп в системе общественных отношений. Она предполагает способ деятельности молодых людей в сфере политических, экономических и других отношений. Этот способ обусловлен правовыми нормами.
В этой связи у молодых людей возникает необходимость освоения правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к политическим, материальным и духовным ценностям, то есть выработки правовой культуры. Правовая культура находится в органической связи с другими областями культуры - политической, профессиональной, нравственной, нормы которых гармонично увязаны с правом.
В западной социологии и политологии ученые выделяют внешнюю и внутреннюю стороны правовой культуры (М. Вебер, Г. Хэрт и др.). С внешней стороны правовая культура рассматривается как аспект сложившейся соционормативной системы и характеризует нравственно-этическую и политико-правовую зрелость всего общества как один из показателей уровня его цивилизованности. С внутренней стороны правовая культура характеризует глубину индивидуального восприятия права и умение приспособить нормы действующего права к своим потребностям и интересам. В этом смысле право приобретает инструментальную жизненную ценность.
Правовая культура политической социализации включает также правосознание, правовое поведение (законопослушание), которые предполагают знание правовых норм и требований, представление о правовых аспектах функционирования важнейших сфер жизнедеятельности молодежи, с которыми она сталкивается постоянно на работе, в быту, при проведении мероприятий, реализации своего свободного времени.
Известно, что законы предписывают гражданам пределы дозволенного: разрешая, предписывая, запрещая. Состояние правовой культуры в гражданском обществе обеспечивает ориентацию общества в целом и государства на индивида, защиту его личных
прав и психологического комфорта. Правовое поведение индивидов соответственно характеризуется преобладанием правомерного поведения, что связано с высоким уровнем индивидуального самосознания и правосознания.
Переходное состояние, переживаемое современным российским обществом, в частности, проявляется и в том, что происходит постепенный сдвиг в правосознании части населения к правовым представлениям, соответствующим ценностям гражданского общества с приоритетом индивида и права. В то же время большинство россиян характеризуется по-прежнему доминированием размытых представлений о соотношении нравственности («совести») и позитивного права, в которых бесспорный приоритет отдается нравственности как непосредственному моральному побуждению. Именно неотрефлек-сированные эмоциональные движения, относимые респондентами цитированных опросов к сфере нравственности, возводятся ими в абсолют и рассматриваются как достаточные основания для массовых нарушений формального права.
Неопределенно-промежуточное состояние общества индивидуального правосознания оказывает существенное влияние на правовое поведение индивидов. Ведь традиционная советская правовая парадигма еще сохраняется в мировоззрении миллионов, а либеральная альтернатива только прорисовывается. Правовому поведению индивидов на переходном этапе присуща амбивалентность, проявляющаяся в присутствии позитивных и негативных тенденций.
Последние усугубляются квазидемократическими формами, которые приняла в последнее время государственная власть. Сложившаяся практика функционирования политической системы общественного управления сегодня приводит к тому, что в массовых слоях развиваются негативные социальные реакции эскапизма (уклонения), отчуждения и нигилизма, которые особенно остро проявляются в области правового поведения. Это порождает неверие в силу закона, возможности правовой защиты и в крайних своих проявлениях вызывает девиантное и откровенно противоправное поведение.
Перечисленные тенденции на уровне правового сознания масс порождают такое явление, как правовой нигилизм. Нигилистическая направленность сознания в целом, как неоднократно отмечалось исследователями, составляет характеристику эпохи и вписывается в общий контекст секуляризованной культуры. Тем не менее на уровне конкретных правоотношений нигилистические настроения принимают опасные и социально разрушительные формы.
Ввиду тесных связей, существующих между правовой культурой, правосознанием и правовым поведением, представление о ненужности, бессилии и нравственной бесплодности права превращается в устойчивую установку массового сознания, формирующую на практике соответствующее поведение. Оно характеризуется наличием множественных девиаций, откровенной противоправной направленностью.
Более того, обратное влияние правового поведения на правосознание в этом случае проявляется в отсутствии адекватной социальной оценки противоправного поведения, а также в оценке неадекватной, нигилистической в своих корнях, которая выражается в абсолютном или полуосуждающем одобрении противоправного поведения и даже восхищении практикующими его индивидами. Именно правовым нигилизмом, возобладавшим в сознании части населения, объясняется массовый интерес к быту криминальной среды, распространенность блатного жаргона или его элементов на всех уровнях социальной жизни, в том числе и на тех, где он совсем уж неуместен.
Правовой нигилизм расшатывает и без того размытые представления россиян о праве и приобретает в них облик инструмента достижения определенных политических и личных эгоистических целей власть имущих. Подрыв доверия к праву как средству защи-
ты личности в обществе автоматически приводит к моральному обоснованию и оправданию неправовых и противоправных форм самозащиты: самосуда, кровной мести (в регионах, где существовали такие традиции), криминальных и полукриминальных форм заработка и обогащения.
Стойкие девиации, возникающие в социальной, и в частности правовой, культуре в результате процессов, происходящих в массовом сознании россиян и порожденных особенностями переходного периода, представляют серьезную опасность для самосохранения общества и государства.
Незнание законов, регулирующих повседневную жизнь, лежит в основе закононе-послушания, ведет с юношеских лет к их пренебрежению, вседозволенности, приводит к печальным последствиям. Так, по данным нашего исследования, проведенного в 2010 году в Краснодарском крае, лишь 15,8 процента молодых людей верят, что в будущем в России будет ликвидирована преступность среди молодежи.
По нашему мнению, для ликвидации основ правового нигилизма молодежи есть несколько путей. Один из них - правовой всеобуч. В социологической и юридической литературе вопрос о необходимости правового всеобуча молодежи ставился не раз еще в советский период. Тогда что-то делалось в этом направлении в рамках политического просвещения, по линии общества «Знание», в средствах массовой информации, в школах, учебных заведениях. Все это с некоторых пор поубавилось, хотя общественная потребность в правовом всеобуче молодежи не только не уменьшилась, но и намного возросла. Ведь законопослушание молодых людей немыслимо без правовых знаний, их представлений о юридических законах, неукоснительное соблюдение которых - долг и обязанность каждого гражданина страны.
Следует особо указать и на то, что, кроме общегражданских, существуют и законы о молодежи, которые непосредственно предназначены для нее, законы, отвечающие естественным правам молодежи, призванные защищать молодых людей, помогать им в своем жизнеустройстве.
Эти законы о молодежи важно не только знать, но и уметь ими пользоваться в жизни. То есть речь идет о более широком контексте, чем просто законопослушание, о развитии правового сознания и соответствующем ему поведении, об освоении из общественного правосознания всего того, что необходимо в реальной жизни.
Поскольку на политическую социализацию молодежи, ее правовую культуру в настоящее время большое влияние оказывает деятельность различных структур государственной системы и власти, то, видимо, решение и этой проблемы лежит в подготовке и реализации комплексной Программы государственной молодежной политики в Российской Федерации.