СОЦИОЛОГИЯ
УДК 340.114.5:316.34-053.6 ББК 67.05:60.54 А 79
Е.В. Аракелова,
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского кооперативного института АНОО ВО «Российский университет кооперации», г. Краснодар, тел.:+79184600812, е-mail:[email protected]
Э.В. Сергеев,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: +79094644192, е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. Представленная статья посвящена анализу проблем формирования правового сознания современного молодого поколения, а также влияния на данный процесс социокультурной специфики современной российской реальности. Авторы исследуют факторы, формирующие правовое сознание молодежи в общей системе совершенствования государственного устройства России.
Ключевые слова: молодежь, правосознание, правовая культура, правовая социализация, трансформация.
E.V. Arakelova,
Candidate of Sociology, Teacher of Department of the Theory and History of State and Law, the Krasnodar Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation, Krasnodar,ph.: +79184600812, e-mail: [email protected]
E.V. Sergeev,
Teacher of Department of Tactical Special Preparation of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79094644192, e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FORMATION OF SENSE OF JUSTICE OF YOUTH IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF THE RUSSIAN REALITY
Abstract. The present article is devoted to the analysis of problems of formation of legal consciousness in the modern younger generation and influence of sociocul-tural specifics of modern Russian reality on this process. Authors investigate the factors forming legal consciousness of youth in the general system of improvement of state system of Russia.
Keywords: youth, sense of justice, legal culture, legal socialization, transformation.
Исследование правового сознания, характера его возникновения и трансформации среди представителей множества социально-демографических групп в российском социуме является одним из наиболее актуальных направлений в современной социологической науке. Данный факт обусловлен, прежде всего, тем, что характер социального, группового правосознания, в значительной степени, влияет на успешное преобразование правовой системы государства.
Во многих научных исследованиях, посвященных данной проблематике, такие авторы, как Я.В. Зубова, И.В. Клочко, А.И. Петрулевич, М.Б Смоленский и ряд других, указывают на очевидное взаимовлияние происходящих в социуме культурно-правовых трансформаций и изменений в правовом сознании, в частности молодого поколения граждан. Данными учеными отмечается, что несогласованность проводимых реформ и специфики правосознания большинства населения во многом повлияли на процесс развития и усиления девиантных установок не только в личном правосознании, но и в обществе в целом.
Так, И.В. Клочко в одной из своих работ отмечает: «Негативная динамика реформирования политико-правовой системы, реализованного в постсоветский период, была во многом обусловлена тем, что данные преобразования осуществлялись без учета уровня и специфики правового сознания граждан» [1].
На сегодняшний день эффективное формирование правового сознания и правовой культуры в среде современного молодого поколения граждан является наиболее актуальной задачей, стоящей перед государством, формулирующего перед собой задачу обеспечения бесспорной ценности права и закона, ориентацию на законопослушное поведение.
Данная проблематика становится предметом изучения на различных научных полях, актуализируя многочисленные подходы и формируя исследовательские парадигмы. Междисциплинарный метод, используемый при изучении проблем правового сознания и поведения, объясняет повышенный интерес ученых к интеграции значительного объема знаний в данной предметной области.
Так, П.С. Самыгин в исследовании, посвященном правовой социализации современной российской молодежи, отмечает: «Научное исследование особенностей формирования правосознания у представителей молодого поколения является актуальным, поскольку уровень выраженности тех или иных недостатков в его структуре может быть рассмотрен как косвенный индикатор масштабов отклонений в процессе правовой социализации тех индивидов из числа молодежи, которые оказались за пределами формирующего воздействия» [2].
В свою очередь, О.А. Гулевич говорит о том, что «ключевая роль правового сознания объясняется тем, какое место оно традиционно занимает в структуре базовой культуры личности: к числу основных элементов правосознания, принято относить правовые чувства, установки, правовой опыт, правовые иллюзии, знание права, представления о праве, отношения и требования к праву, отношение к выполнению правовых предписаний, мотивы соблюдения закона, а также осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве» [3].
Таким образом, в зависимости от характера индивидуального правосознания обуславливается направленность правового поведения.
Следует отметить, что в структуре правового сознания можно выделить несколько компонентов, такие как когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный
и деятельностно-практический. Первый включает в себя правовое мышление его носителя, присущие последнему правовые взгляды и убеждения, эмоционально-ценностный компонент - правовые чувства, ценности и ориентации; деятель-ностно-практический, соответственно, - правовые установки, навыки, реализующиеся в рамках правового поведения, способного быть правомерным или противоправным.
Как правило, формирование правового сознания происходит в процессе получения правовых знаний, которые впоследствии преобразуются в правовые убеждения индивида. В свою очередь, на основе правовых убеждений формируются ценностные личностные ориентации и установки в правовом пространстве, находящие практическое воплощение в индивидуальном правовом поведении, обуславливая его характер и направленность.
В тоже время правовое сознание молодежи находится под воздействием объективных особенностей социального статуса молодых индивидов в российском социуме, неустойчивости и маргинальности их положения, в определенной степени присущих молодому поколению как особой социально-демографической группе.
И.А. Егоров, и Ф.С. Сафуанов в своей работе «Образовательный процесс как фактор формирования правосознания» отмечают: «Правовые знания, безусловно, являются важным компонентом индивидуального правового сознания, и их формирование - неотъемлемый компонент процесса правовой социализации личности. Без элементарных представлений о праве, системе законодательства нормальное функционирование человека в современном сложном обществе оказывается практически невозможным, поскольку любой индивид сталкивается с правовыми нормами в различных сферах своей деятельности и на разных этапах жизни» [4].
Многочисленные исследования указывают на то, что в современном российском социуме достаточно много граждан, для которых, с одной стороны, характерен высокий уровень правовых знаний. Однако, с другой стороны, данные индивиды могут отличаться нигилистическим отношением к праву. В качестве важнейшего показателя уровня правового сознания молодежи следует, на наш взгляд, рассматривать отношение представителей указанной социально-демографической группы к закону: позитивное правовое сознание высокого уровня характеризуется трансформацией правовых знаний в признание права и закона в качестве высших ценностей.
Все вышеуказанное актуализирует необходимость усиления деятельности, направленной на формирование позитивного правосознания молодежи, устойчивую направленность на правомерный характер поведения.
В России разработаны государственные программы, направленные на формирование позитивного правосознания различных групп населения, в том числе молодежи, включающие воздействие на эмоционально-ценностный и деятель-ностно-практический компоненты правового сознания. Здесь можно выделить, в частности, программу «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [5].
Следует отметить, что на сегодняшний день процесс правовой социализации подрастающего поколе -ния, включающий и формирование его правового сознания, во многом имеет неконтролируемый характер, что обуславливает влияние на исследуемый процесс различных факторов. Влияние на процесс социализации представителей молодого поколения оказывают различные социальные институты и, в особенности, средства массовой информации.
Что касается последних, то они зачастую оказывают негативное воздействие на правовое сознание молодежи, представители которой имеют неокрепшее, несформировавшееся мировоззрение.
Актуальная для современного российского государства и социума задача, связанная с формированием правосознания молодых граждан, может быть решена на основе координации усилий государственных институтов, включая их социокультурный потенциал, и института семьи, призванных осуществлять целенаправленное формирующее воздействие на представителей молодого поколения. Средств массовой информации, распространяющие доступные информационные материалы правового характера, необходимые для развития различных компонентов правосознания российской молодежи, должны выступить в данном процессе как основной агент социализирующего влияния, интегрирующий в себе не только информационный потенциал, но
культурные детерминанты, формирующие правопослушный стиль поведения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основными проблемами формирования правосознания молодежи в современной России являются:
- неконтролируемый характер процесса правовой социализации подрастающего поколения, включающий и формирование его правового сознания;
- недостаточно эффективное формирование ценностных личностных ориентаций и установок в правовом пространстве социума;
- особенности, формирующие социальный статус молодых индивидов: культурная маргинальность, правовой нигилизм, неустойчивость положения в системе социальной стратификации;
- дисфункциональность механизмов обретения правовых знаний, влияющих на общий уровень правовой социализации на стадии ранних возрастных периодов.
Примечания:
1. Клочко И.В. Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6.
2. Самыгин П.С., Исакова Ю.И., Печкуров И.В. Правовая социализация современной российской молодежи: монография. М., 2016.
3. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор). М., 2003.
4. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2016. Т. 16, № 2.
5. Гречин А.С. Социология правового сознания. М., 2001.
References:
1. Klochko I.V. Theoretical and methodological foundations of the problem of the formation of legal awareness of students // World of science, culture and education. 2013. No. 6.
2. Samygin P.S., Isakova Yu.I., Pechkurov I.V. Legal socialization of modern Russian youth: a monograph. M., 2016.
3. Gulevich O.A. Legal conscience and legal socialization (an analytical review). M., 2003.
4. Samygin P.S., Popov M.Yu., Samygin S.I. Legal socialization of youth in the conditions of the crisis state of modern Russian society // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Sociology. 2016. Vol. 16, No. 2.
5. Grechin A.S. Sociology of legal consciousness. M., 2001.