УДК 331.548
ЛукАшонок Ирина Вячеславовна, доктор социологических наук, доцент, директор Инновационного центра профессиональной ориентации и довузовской подготовки Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 27 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и 4 учебно-методических пособий
социологический анализ системы профессиональной ориентации на территории архангельской области
В статье акцентируется внимание на определении понятия «профессиональная ориентация», раскрывается ее значение с точки зрения отечественной науки и практики, общечеловеческой культуры, общественных отношений и личности. Определяются основные факторы, затрудняющие процесс профессионального самоопределения молодежи. В качестве практического примера приводятся результаты социологического исследования профессиональных намерений выпускников школ города Северодвинска.
Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональные намерения, молодежь
Под профессиональной ориентацией отечественная наука и практика понимают равноправное взаимодействие общественных структур и личности в длительном процессе ее профессионального самоопределения. Это взаимодействие предусматривает определенные отношения которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой - создают адекватное представление
о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом, и которые потребуется решать в будущем.
Профессиональная ориентация представляет собой один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и
© Лукашонок И.В., 2011
развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда1.
Общественное значение профессиональной ориентации заключается в способствовании экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в рыночной экономике, позволяя достичь сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда.
На личностном уровне профориентационная работа позволяет обеспечить социальные
гарантии личности в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; содействует непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом2.
На уровне личности профориентация способствует профессиональному самоопределению личности. Профессиональное самоопределение можно определить как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.
Процесс профессионального самоопределения молодежи достаточно неоднозначен. С одной стороны, становясь потребителем на рынке профессиональных услуг, молодой человек, не имея достаточно опыта и знаний о множестве профессий, их сущности, реальной востребованности на рынке труда, испытывает состояние растерянности по отношению к своему профессиональному будущему.
С другой стороны, недостаток информации и отсутствие своевременной квалифицированной помощи в вопросах профессиональной ориентации приводит к тому, что молодые люди при выборе профессии руководствуются внешними причинами: желанием родителей, мнением друзей, наличием возможности для поступления, территориальным расположением учебного заведения, стереотипами или неправильным пониманием содержания профессиональной деятельности.
Вследствие отсутствия своевременной квалифицированной профориентационной помощи и информационной поддержки возникают как личностные, так и общественные проблемы. В частности: социально-экономическая (нехватка востребованных квалифицированных кадров); демографическая (отток молодежи, не удовлетворившей свои профессиональные ожидания); снижается уровень социально-психологического здоровья граждан.
Анализируя состояние системы профориентационной работы на территории Архангельской области, можно выделить следующие пробле-
мы, негативно влияющие на процесс профессионального самоопределения молодежи:
1. Несоответствие между потребностью государства и бизнеса в кадровом обеспечении в соответствии с динамичным запросом рынка труда и отсутствие государственного заказа на профессиональную ориентацию молодежи;
2. Противоречие между потребностями и ожиданиями старшеклассников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной готовностью педагогов, родителей и других социальных партнеров к решению данной проблемы;
3. Несвоевременность и узконаправлен-ность мероприятий профориентационной направленности, а именно, самая активная профориентация начинается в старшей школе. При этом основными действующими субъектами являются представители учебных заведений профессионального образования, которые предлагают специальности, представленных в учебных заведениях, без учета реальных потребностей работодателей региона.
4. Система профориентационной работы практически не задействует родителей. Согласно результатам социологических исследований, родители - одни из первичных агентов, влияющих на выбор ребенком учебного заведения и специальности.
5. Недостаток информированности учащихся о специальностях, предлагаемых в учебных заведениях профессионального образования, реальных потребностях рынка труда региона.
6. Разобщенность профориентационных мероприятий, проводимых различными организациями города, образовательными учреждениями.
7. Отсутствие преемственности общего и профессионального образования, организации системы непрерывного образования, а также деформациями в структуре подготовки кадров, организации и содержании профессионального образования.
В мае 2011 года авторами было проведено социологическое исследование профессиональных намерений выпускников 11-х классов школ города Северодвинска.
Одной из задач исследования было выявление типа учреждения профессионального образования, выбранного выпускниками для продолжения образования.
Важно, чтобы выпускник выбирал уровень образования в соответствии со своими реальными возможностями, склонностями, интересами и требованиями рынка труда.
По результатам исследования 63,5% выпускников решили продолжать образование в высших учебных заведениях. 10,6% планируют поступать в колледж. В учреждения среднего профессионального образования готовы поступать 9,6%, из них 3,8% - в профессиональные училища и 5,8% - в техникумы. При этом 52,9% планируют поступить на бесплатную форму обучения и 5,1% - на платную. В случае не поступления на бесплатную форму обучения, 36,5% готовы поступить на эту же специальность, но уже на платной основе.
Для сравнения, среди выпускников одиннадцатых классов всех населенных пунктов Архангельской области количество желающих поступать в вузы составляет 47,9% от общей численности выпускников школ.
Наибольшее количество желающих получить высшее образование, сосредоточено в следующих городах и районах области: Приморский район (66,4%); Новодвинск (65,3%); Холмогорский район (63,7%); Архангельск (59,5%); Виноградовский район (59,2%); Северодвинск (57,8%); Мезенский район (55,9%).
Наименьшее количество выпускников школ, стремящихся получить высшее образование в вузах Архангельской области, сосредоточено в следующих городах и районах Архангельской области: Вельский район (16,8%); Котлас (17,9%); Лешуконский район (19,3%); Ленский район (19,8%); Котласский район (21,3%) и др.
Указанные районы имеют наиболее высокий процент выпускников, стремящихся получить образование за пределами Архангельской области.
Количество желающих поступать в средние профессиональные учреждения по всем районам Архангельской области составляет около 20% от общей численности выпускников школ.
Наибольшее количество выпускников, ориентированных на получение среднего профессионального образования в Архангельской области, сосредоточено в Каргопольском (53,3%), Плесецком (47,6%) и Мезенском (41,4%) районах.
Наибольшее количество неопределившихся с выбором школьников сосредоточено в Лешукон-ском (63,2%) и Шенкурском (32,2%) районах.
Таким образом, можно отметить, что выпускники школ в больших городах и близлежащих к таким городам районов в большей мере ориентированы на получение высшего образования.
Следующей задачей исследования было выявление степени профессиональной готовности учащихся - формирования личного профессионального плана.
Количество выпускников школ города Северодвинска, которые не составили свой профессиональный план или сомневаются в его правильности, составляет 28,8%. Можно сказать, что к моменту поступления выпускники, не сформировавшие свой профессиональный план, а их около трети всех обследованных, выбирают учебное заведение случайно.
Одной из причин сложившейся ситуации с несформированностью профессиональных планов учащихся может являться малая информированность выпускников о востребованных профессиях, ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда, также в связи с незнанием своих интересов, склонностей, личностных особенностей, а часто несогласованности имеющихся желаний и возможностей.
Все вышеперечисленное говорит о необходимости проведения и внедрения информационно-просветительских профориентационных мероприятий, с целью оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
По результатам исследования были выделены профессии, являющиеся предпочитаемыми среди выпускников 2011 года. Среди наиболее привлекательных можно выделить профессии врача, инженера, юриста, менеджера, строителя, архитектора, дизайнера, экономиста. Эти профессии занимают главные позиции среди предпочтений учащихся, несмотря на наполненность рынка труда специалистами этих областей
деятельности. Можно отметить оторванность представлений выпускников о реальном положении в сфере трудоустройства и тех профессиях, которые, по их мнению, являются востребованными. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть важность своевременного и адекватного информирования выпускников в момент принятия ими профессионально важных решений.
Рассмотренные профессиональные предпочтения во многом подтверждаются при выборе выпускниками предполагаемой отрасли трудоустройства в будущем.
Практически одинаково высоко значимыми и привлекательными для выпускников являются сферы архитектура и дизайн (22,8%), финансы и экономика (21,8%), культура, наука и образование (20,5%), а также техническая сфера (19,9%).
Такие профессиональные отрасли как сфера услуг и общественного питания, транспорт, торговля и промышленное производство находятся на примерно одинаково небольшом уровне привлекательности.
Таким образом, уже по результатам анализа структуры профессиональных намерений можно сказать, что существуют расхождения между профессиональными планами выпускников и реальной ситуацией, складывающейся на региональном рынке труда.
Важным аспектом в профессиональном самоопределении являются факторы, регулирующие активность профессионального выбора учащихся: собственные интересы учащихся, черты характера, здоровье, а так же влияние социума (родители, педагоги, друзья и т.д.). Эти факторы можно определить как внутренние и внешние регуляторы активности субъекта профессионального самоопределения. Зная преобладание тех или иных факторов, влияющих на процесс самоопределения учащегося, можно целенаправленно регулировать этот процесс.
Среди внутренних факторов преобладающими являются интересы выпускников, которые, по их мнению, и определяют выбор профессии.
Среди внешних факторов приоритетными становятся советы родителей (25%) и друзья (5,4%). Ни педагоги, ни СМИ не являются ав-
торитетными для молодежи, хотя именно эти источники должны нести выпускникам адекватную и достоверную информацию о специфике рынка труда и образовательных услуг.
Определяющими мотивами выбора профессии по результатам исследования является то, насколько высоко она оплачивается (47,1%), престижность профессии (41%), гарантирует трудоустройство (40,4%) и дает возможность учиться в том учебном учреждении, в котором хочется (36,5%).
Отдельно стоит отметить, что готовы работать по рабочим профессиям, при условии, что они гарантируют высокую оплату труда и трудоустройство, 31,4% выпускников, а 39,8% - не готовы. Остальные затруднились ответить.
При этом девушки (К=0,19) в гораздо меньшей степени, чем юноши (К=0,57) готовы работать по рабочим специальностям. Успеваемость в школе также влияет на готовность обучаться и работать по рабочим специальностям. Среди тех, кто имеет высокий уровень успеваемости степень готовности к такой работе гораздо ниже, чем среди тех, кто учится удовлетворительно и ниже (см. Таблицу 2).
Таблица 1
влияние пола на готовность обучаться и работать по рабочим профессиям
пол Индекс
женский 0,19
мужской 0,57
итого 0,35
Таблица 2
влияние уровня успеваемости на готовность обучаться и работать по рабочим профессиям
уровень успеваемости Индекс
отлично 0,11
отлично и хорошо 0,10
хорошо и удовлетворительно 0,45
удовлетворительно 0,71
удовлетворительно и неудовлетворительно 0,73
итог 0,35
В настоящее время проблема выбора, стоящая перед выпускником, и его дальнейший профессиональный путь являются актуальными в масштабах всей страны. Так, по мнению многих исследователей, выявлена тенденция к неготовности выпускников самостоятельно и адекватно осуществлять профессиональный выбор, и эта тенденция обусловлена тем, что родители в большинстве жизненно важных ситуаций совершают выбор за своего ребенка, принимая весь груз ответственности на себя.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы:
• Профессиональные намерения выпускников не в полной мере соответствуют реальному положению на рынке труда;
• Наиболее важными факторами, определяющими профессиональный выбор, являются представление школьников о величине заработной платы, гарантии трудоустройства и престижности тех или иных профессий;
• Наиболее важными агентами, влияющими на профессиональный выбор выпускников являются родители;
• Несмотря на распространенность информации о перегруженности рынка труда специалистами с высшим образованием и преобладанием вакансий рабочих профессий, выпускники определяют для себя высшее образование в качестве приоритетного образовательного уровня;
Очевидно, что в данной ситуации необходимо разрабатывать систему мероприятий, стимулирующих молодежь к выбору рабочих профессий и профессий производственной сферы, которые наиболее востребованы на современном рынке труда. Это требует совершенствования системы информирования о требуемых профессиях на региональном рынке труда.
Таким образом, несомненно, что в Архангельской области назрела необходимость в организации эффективно действующей системы профориентации молодежи с учетом региональных особенностей, рационального использования кадрового потенциала, динамики рынка труда и рынка образовательных услуг.
примечания
1 Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1.
2 Самчук Е.А., Матерова Т.А. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: метод. пособие. Барнаул, 2007.
Lukashonok Irina
SOCIAL ANALYSIS OF CAREER GUIDANCE SYSTEM IN THE ARKHANGELSK REGION
The article focuses on defining the concept «career guidance», and reveals its importance in terms of domestic science and practice, universal culture, social relations and personality. The main factors impeding professional self-determination of the youth are determined. The sociological research results on professional intentions of Severodvinsk school leavers are given as a practical example.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Ульяновский В.И., доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова