УДК 316.35
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается проблема возможностей организации деятельности по профессиональному ориентированию учащейся молодежи с учетом факторов макро- и микросреды, определяющих ее результативность. На основе междисциплинарного анализа дано определение профессиональной ориентации, указаны ее субъекты, выделены основные этапы процесса ориентирования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессио-
нальное самоопределение, этапы профессиональной ориентации, система профессиональной ориентации, учащаяся молодежь.
Проблема профессиональной ориентации учащейся молодежи рассматривается одной как одна из наиболее актуальных социальных проблем как учеными-обществоведами, так и профессионалами-практиками. При исследовании ее, с одной стороны, в центре внимания оказывается личность молодого человека как социального субъекта, с собственной жизненной позицией, а, следовательно, свободного в определении стратегии своего поведения, реализующейся в процессе выбора профессионального пути. С другой стороны, поиск оптимальных средств и методов решения комплекса задач по созданию условий для осознанного мотивированного профессионального самоопределения невозможен вне социально-экономического и культурного контекстов современности, формирующих пространство выбора профессии, в котором индивид реализует свою субъектность.
На макросистемном уровне социального анализа предметом исследования становится целый ряд взаимосвязанных аспектов. Во-первых, состояние образовательной системы (доступность, адаптивный потенциал, эффективность). Как система открытого типа она имеет свои «входы» (динамика ожиданий, требований выпускников школ к предоставляемым образовательным услугам) и «выходы» (специалисты-профессионалы, отвечающие требованиям работодателей). Отсутствие своевременной реакции на изменения особенностей «входов» и требований, предъявляемых на «выходе» снижают адаптационные возможности профессионального образования. Тенденцией последних лет является рост числа вузов и их филиалов, прежде всего экономического и юридического профиля, в которых образовательные услуги осуществляются на коммерческой основе. Уровень подготовки выпускников многих из них не отвечает потребностям работодателя. В ситуации перенасыщения рынка труда специалистами подобных профилей работодатели вынуждены отказывать им в трудоустройстве. Во-вторых, немаловажным аспектом является состояние экономики и рынка труда конкретной территории (структура рынка труда, квалификационная структура занятости, институционализированные практики конкуренции и трудоустройства). На рынке труда наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. В частности, в Липецкой области 75% предприятий нуждаются в рабочих кадрах, а 85% от граждан, зарегистрированных в областной службе занятости — это специалисты с высшим профессиональным образованием (50% из которых имеют экономический, юридический и педагогический профили).
Противоречивые процессы, происходящие в системе образования и экономике, приводят к формированию среды, детерминирующей исходные профессиональные потребности и мотивации индивидов. Структурные и институциональные особенности и параметры социальной системы создают макросоциальные условия реализации функций профориентационной деятельности и достижения целей ее субъектов. Для социальной системы в целом характерна ориентация на стабильность всех ее компонентов. Основополагающим становится сохранение и повышение адаптационного потенциала системы
НА СИЛКИНА
Белгородский государств енный национальный исследовательский университет
е-таИ: [email protected]
профессиональной подготовки кадров в нестабильной социально-экономической среде. Для корпоративных систем приоритетным является наличие квалификационных характеристик, обеспечивающих их членам необходимый в обществе социальный статус, отражающийся в определенном уровне дохода, престиже, пространстве социальных связей.
На микроуровне анализируются действия социальных субъектов — конкретных индивидов, групп с различными ресурсными возможностями, обусловленными их социальным капиталом. Возникающий в условиях нестабильности и неустойчивости современной жизни, разрывов социальной преемственности индивидуализированный рефлексивный тип личности характеризуется постоянным внутренним мониторингом меняющихся реалий1. Рефлексивный мониторинг связан с отслеживанием индивидами не только своей деятельности и социальных контекстов ее реализации, но и с ожиданием аналогичного поведения других2. В ходе мониторинга проблем, возникающих в процессе взаимодействия крупнейшего работодателя региона (ОАО «НЛМК») с учебными заведениями, в 2008-2010 гг. автором проведено, в частности, социологическое исследование «Профессиональные предпочтения старшеклассников города Липецка». По результатам исследований выяснилось, что абсолютное большинство старшеклассников (88,5%) ориентировано на поступление в вузы. Стремление получить высшее профессиональное образование связано с убежденностью молодых людей в том, что сам факт его наличия обеспечит устойчивое место в жизни. Этот формальный символ, уже не являясь гарантированным пропуском в систему занятости и механизмом статусного роста, все же выступает его необходимой предпосылкой. По замечанию футуролога У. Бэка «квалификационные сертификаты все менее достаточны и одновременно все более необходимы, чтобы добиться желанных, но столь немногочисленных рабочих мест3. В последнее время у старшеклассников пользуются популярностью профессии (бухгалтер (11,2%), экономист (10,6%), программист (12,1%), юрист (8,1%)). Наблюдается рост популярности творческих профессий, таких как дизайнер/стилист (9,4%). Также растет популярность чиновничьей работы, государственной службы. Профессии, определяющие специализацию региона в национальном хозяйстве страны, металлург (10,6%), строитель (7,3%) остаются периферийными в системе приоритетов старшеклассников.
Факторы макро- и микроуровней взаимозависимы и предполагают друг друга. Актуализация любого из них связана с изменением роли субъекта в процессе профессиональной ориентации на данном ее этапе и в конкретной социально-экономической ситуации. Субъекты, обладая соответствующими ресурсами, реализуют в социальноэкономическом пространстве различные стратегии, воспроизводя и развивая свой потенциал, постоянно адаптируя его к условиям, которые также подвергаются в этом процессе воспроизводству и развитию. В частности, на микроуровне индивиды могут спонтанно создавать неформальные правила и соответствующие им новые поведенческие практики с жесткой целевой ориентацией, реализуя возможности, обеспеченные имеющимися условиями. Такие правила опосредованы обычаем, массовыми образцами поведения, смысловыми кодами. При трудоустройстве это, нередко, выражается в приоритетном использовании ресурса личных связей родителей и знакомых, «кумовстве», «семейственности», новых формах «династизма». Многочисленные исследования подтверждают решающую роль авторитетных членов микрогрупп, оказывающих приоритетное влияние на профессиональный выбор молодых людей4. Следует отметить, что приоритетность и влиятельность факторов макросреды и микроокружения, принципы их взаимодействия будут иными на различных этапах профессиональной ориентации.
Как объект научного анализа понятие «профессиональная ориентация» является субстанционально сложным, полисемичным. Это вызвано разнообразием ролей обозначаемого им феномена в различных сферах и на разных этапах человеческой жизни. Диа-
1 Бурдье П. Начала. — М., 1994; Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации.— М., 2003.
2 Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. — М., 2007. — С. 55-56.
3 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М., 2000. — С. 225.
4 Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежив сибирском регионе. // Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 96.
лектическая сложность профессиональной ориентации проявляется в различных направлениях ее концептуализации на понятийном уровне. Речь идет, с одной стороны, о внутренних индивидуальных установках, интенциях, целях молодых людей в их профессиональном становлении, ставших результатом рефлексии собственных склонностей, способностей, а также окружающей социальной среды (микро- и макроокружения)5. С другой стороны, профориентация понимается как деятельность, реализующаяся в системе внешних воздействий со стороны различных социальных субъектов. Спектр целей воздействия простирается от выявления профессиональных интересов, склонностей молодежи и, на этой основе, рациональной расстановки и эффективного использования и закрепления по месту работы, до формирования у индивидов положительных установок в отношении актуальных для общества видов профессиональной деятельности, их интеграции в профессиональную структуру общества6. Такое понимание представляется релевантным целям и задачам настоящего исследования.
В контексте деятельности профессиональная ориентация приобретает качество субъект-субъектного взаимодействия. Доминирующим в науке считался взгляд на деятельность как взаимодействие по линии «субъект-объект». Субъект, в соответствии с классическим философским определением, является носителем предметно-практической деятельности, оценки и познания, источником сознательной активности, направленной на объект. Целенаправленное созидание реальности обозначает исходный пункт и существо отношения субъекта к объекту. Свои отношения с объектом субъект реализует в деятельности. Деятельность предполагает несовпадение деятеля и предмета деятельности. «Соединяющий» характер деятельности выражается в том, что объект деятельности, измененный и преобразованный, становится частью субъекта. Таким образом, деятельность представляется процессом создания субъектом условий своего существования и развития, преобразования окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. Действие субъекта разрешает конкретную задачу и выражает определенное отношение к окружающему.
Акцентируя социальное в деятельности, ряд исследователей выражают обоснованные сомнения по поводу постулирования субъект-объектного отношения как исходного для процесса познания7. Исходным отношением является субъект-субъектное отношение, поскольку социальная деятельность имеет две ипостаси — действие и общение. Первое направлено на предмет, второе — на другой субъект. Объектность составляет лишь момент предмета, а потому и субъект-объектное отношение, во-первых, выступает лишь как момент предметного действия, во-вторых, оно всегда вплетено в ткань межсубъект-ных отношений, в-третьих, оно не первично ни исторически, ни логически. Первично межсубъектное отношение. Мысль о единстве объектного и субъектного аспекта и о ведущей роли последнего свидетельствует о том, что предметная деятельность по своей сущности является категорией внутренне рефлексивной.
Классический подход постулировал, что в процессе деятельности осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект», взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной активности8. Деятельность выступает процессом взаимообмена субъективациями в объективированной форме и объективациями в субъективированной форме. Следует признать, что в профориентационной деятельности не существует «чистого» субъект-объектного, как и «чистого» субъект-субъектного отношения. В зависимости от содержания конкретного этапа процесса профориентации, детерминирующих его средо-вых факторов, а также целевой установки действующих в его рамках субъектов потенциал их субъектности не остается неизменным. Своей деятельностью субъект, изменяя объект, во-первых, переносит все свое содержание в него. Происходит объективация субъекта. Во-вторых, изменение объекта субъектом есть изменение не только объекта, но и изменение
5 См., например: Матусевич В.А., Оссовский В.Л., Костенко Н.В. Массовая информация и общественное мнение молодежи. К., 1990; Чередниченко Г.М., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства. — М., 1985.
6 См., например: Назимов И.Н. Проблемы и пути формирования системы профориентации. —
М., 1991.
7 См., например: Злобин Н.С. Терминологическая разноголосица и (или) концептуальные расхождения // Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990.
8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — С. 81.
самого субъекта. В данном случае речь может идти о взаимозависимости активности субъекта от отношения к объекту и воздействии объекта спецификой своего бытия на формирование рамок поведения субъекта. В-третьих, своей непрерывной деятельностью субъект столь же непрерывно расширяет, углубляет объект своей деятельности.
Помимо рефлексивной личности (школьника, студента, молодого специалиста) в качестве субъектов профессиональной ориентации целесообразно рассматривать: государство и корпоративных субъектов. Каждый из них оперирует собственными ресурсами в соответствии с общественными, корпоративными и индивидуальными целями, своим видением эффектов профориентации, своими критериями эффективности реализации профессиональных и жизненных планов. Это предполагает диффузное распределение ответственности за результативность процесса между различными субъектами. Базовым механизмом достижения эффективности является согласованность действий субъектов, преследующих собственные цели и прямо или косвенно воспроизводящих характеристики, которые необходимы для их достижения. Успешность выбора профессии означает оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития человека. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе профессий, тем успешнее осуществляется работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности потребностей в кадрах и реального выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации.
Общество как специфический макросистемный субъект профориентации, прежде всего, заинтересовано в создании таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно вовлечена в реализацию общественного интереса, связанного с формированием профессиональной структуры, соответствующей текущим и перспективным потребностям экономического развития. Приоритетна в данном случае все же репродукция социально значимых, а не индивидуально-личностных качеств. Посредством регулирования воспроизводства различных социальных слоев, рабочей силы, образования, других аспектов поддерживается стабильность общества и государства, обеспечивается деятельность социальных институтов и первичная социализация индивидов. Так, государство реализует свою субъектность в процессах взаимодействия системы профессионального образования и экономики посредством регулирования взаимосвязи количественных и качественных параметров профессионального обучения и компонентов экономической подсистемы на основе регулярного проектирования и прогнозирования этих параметров в соответствии с потребностями развития и изменяющимися требованиями субъектов рынка.
Анализ воспроизводства образовательного потенциала предполагает определение количественных и качественных параметров, характеризующих ресурсы системы профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики и качественной подготовки специалистов. В условиях рыночной экономики и децентрализации образовательных систем происходит утрата государственной монополии на принятие решений в сфере образования и организацию его инфраструктур9. Это выражается не только в регионализации образовательных систем, но и в создании внутрифирменных форм профессионального обучения, дифференциации учебных программ. Тем не менее, государство сохраняет за собой контроль базовых направлений и содержания профессионального образования посредством утверждения образовательных стандартов, регулирования образовательных процессов в соответствии с необходимостью решения стратегических проблем определения объема и структуры подготовки квалифицированных кадров и трудоустройства выпускников.
Сложность профессиональной ориентации обусловливает многоаспектный муль-тидисциплинарный характер исследовательской активности в выявлении и познании той первоосновы, которая составляет ее специфическую качественную определенность. Гуманитарное знание рефлексирует данный феномен, очерчивая круг проблем, находящихся в предметной области конкретной науки. Результатом синтеза социологического и психологического подходов стало выделение понятия «профессиональное самоопределе-
9 Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование подвопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. — М., 2007. — С. 76.
ние» на основе исследования способностей, ценностных ориентаций, мотивации, интересов и представлений. Предпринимая попытку преодолеть неоднозначность трактовок данного концепта и его нередкого использования в качестве синонима профессиональной ориентации, под профессиональным самоопределением следует понимать процесс осознания личностью своих возможностей и потребностей, и на этой основе формирования человека как субъекта труда и профессионала. Этот процесс одновременно дискретен, ограничен во времени и непрерывен10. С одной стороны, молодой человек не может совершать свой выбор бесконечно долго, особенно, в условиях высокого темпа современной жизни. Тем не менее, в настоящее время можно эмпирически фиксировать отмеченную еще Т. Парсонсом тенденцию увеличения периода обучения молодежи, что искусственно затягивает профессиональный выбор и откладывает трудоустройство. В больших городах численность молодежи, которая все дольше остается в стенах образовательных учреждений неуклонно растет11. Этому способствуют, в частности, образовательные траектории выпускников школ и средних учебных заведений, большинство из которых в дальнейшем поступают в вузы.
С другой стороны, данный процесс идет на протяжении всей жизни, фиксируясь в основных жизненных выборах. Выбор осуществляется на основе общей направленности интересов и ценностных ориентаций как вершины многоуровневой системы диспозиций, детерминирующей поведение индивида12. Средний уровень формирует совокупность обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний — ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности. Ключевыми моментами в этом продолжительном процессе являются акты принятия решения при выборе нового места работы, специальности и даже профессии. Первый такой акт обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Но и в последующем индивид непрерывно оценивает правильность сделанного выбора, рефлексирует свои потребности и возможности, присматривается к другим сферам труда. Все это предопределяет необходимость соотнести профессиональное самоопределение с понятием «выбор профессии» как одномоментного акта. Последнее следует рассматривать как решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу, при этом не всегда интенционально обоснованное.
Нестабильность современных реалий, влияние различных сочетаний определяющих их факторов на индивида в рамках конкретного этапа его личностного и профессионального становления требует серьезного внимания к разработке научно обоснованной комплексной модели профессиональной ориентации. Модель должна быть ориентирована на минимизацию влияния ситуативных факторов и способствовать своевременному и осознанному выбору профессии. Очевидно, что актуализация в процессе профессионального ориентирования потребностно-мотивационной сферы индивида минимизирует значение ситуативных факторов его выбора и создаст условия для более долгосрочной и стабильной индивидуальной профессиональной траектории.
В постсоветский пореформенный период на фоне ослабления внимания к проблемам трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи со стороны государства активность в проведении профориентационных мероприятий стали проявлять корпоративные субъекты — коммерческие структуры в виде организации рекламно-презентационных мероприятий для учащихся школ, организации практик и стипендиальных программ для студентов профессиональных учебных заведений, а также профотбора персонала. Однако эти эпизодические усилия в большинстве случаев не носят комплексного систематического характера, обусловленного общей стратегией развития. Между тем, эффективное управление организациями сталкивается с целым рядом новых вызовов. Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой органи-
10 Фомин В.Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: ак-туализационно-потенциальный подход. — Белгород, 2009. — С. 111-115.
11 Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений (сравнительный анализ) // Социологические исследования. — 2001. — № 12. — С. 115.
12 Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 89-105.
зации, корпоративным кодексом поведения. Традиционно работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения. В настоящее время формируется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: взаимодействие сторон обусловлено обоюдной выгодой, сотрудничество происходит с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации. Новые условия жизни и хозяйственной практики объективно заставляют многих экономических агентов осознать свою реальную заинтересованность в получении профессионально ориентированных специалистов.
На основе категориального и методологического анализа профессиональная ориентация понимается как поэтапное осуществление комплекса мер по формированию сознательной мотивированной активности молодежи в определении своих профессиональных перспектив, с одной стороны, наиболее полно реализующих личностный потенциал в конкретном труде, а с другой — обеспечивающих предсказуемый стабильный кадровый ресурс реализации корпоративной стратегии сохранения и укрепления рыночных позиций предприятия в отрасли, региональном хозяйстве, национальной экономике.
В рамках социологического исследования профориентационной деятельности предприятия заметным эвристическим потенциалом обладают методологические принципы, реализуемые в системном и процессном подходах. Системный подход предполагает исследование социального объекта как целостной совокупности относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой подсистем, элементов во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между ним и внешней средой. Система профессиональной ориентации, следовательно, состоит из ряда взаимосвязанных подсистем.
а?
д-
(В
яъ
к
§ч
I
В
*5
Ф
К I
Уз
^ ф і
В
ч
ч
ч
Институциональная
подсистема
- школа;
- профессиональные учебные заведения;
- предприятие.
Система профессиональной ориентации
Цель
Технологическая
подсистема
- средства;
- процедуры;
- операции.
Управленческая
подсистема
-анализ проблемной ситуации;
- планирование;
- решение.
Подсистема
индивидуальной
активности
- профессиональное самоопределение;
- выбор профессии; трудоустройство.
Рис. Система профессиональной ориентации
В процессе профессиональной ориентации выделяются два ключевых узловых этапа, предполагающих применение различных форм и методов работы. Первый этап школьной профориентации выражается в форме целенаправленного внешнего по отношению к объекту воздействия, в виде применения комплекса методов активизации профессионального и личностного самоопределения на основе индивидуальных способностей и склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности, ценностей, мотивов, потребностей и концентрированно выражающих их интересов в сфере трудовой деятельности, образования. Складываясь, прежде всего, в учебной деятельности, эти ориентации влияют на формирование некой идеальной профессии у младших школьников. Некоторые исследователи замечают при этом, что дети, выражая желание стать кем-то, имеют в виду не конкретную профессию, а некоторое свойство идеала профессии, которой им хотелось бы обладать. Через выбор конкретных, как правило, популярных профессий они формируют свои представления о том, какими качествами должна обладать желаемая ими профессия, по сути, готовя вакансию, на которую позже будут проециро-
вать реальные профессии13. В основной школе осуществляется подготовка школьника к осмысленному выбору профессии и соответствующего ей уровня и вида профессионального образования. Период старшей школы характеризуется принятием решения относительно своего профессионального будущего. Ранее формирование идеала профессии шло вяло и стихийно, школьник самоопределялся под влиянием внешних и внутренних возмущений, хаотически перебирая известные в его возрасте альтернативы. Под воздействием внешних субъектов профориентации оно приобретает более интенсивный и целенаправленный характер.
Второй основной этап представляет собой профориентацию учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений, перед которыми встает вопрос выбора места работы. Этот этап в определенной степени зависит от предшествующего, поскольку в процессе первичной профессиональной ориентации формируется та система ценностей и притязаний индивида, согласно которой он выбирает для себя профессию, но под влиянием несколько иного, чем на первом этапе, набора факторов. Необходимым условием профессиональной ориентации студентов является адаптация к специфической профориентационной среде, которую предоставляет профессиональное учебное заведение. Данная среда находится в прямой зависимости от характера взаимодействия между рынками труда и образовательных услуг, определяя отношение к труду и образованию, стратегии, связанные с выходом на рынок труда. В процессе профориентации студентов существуют свои кризисные периоды14. В частности, более свободный характер организации учебных занятий, отсутствие постоянного контроля и необходимость самостоятельной активности приводят к сомнениям в правильности сделанного выбора. На стадии окончания вуза решается вопрос о трудоустройстве, встает проблема выхода на рынок труда. В отличие от первого курса выпускники начинают переоценивать сделанный выбор с точки зрения востребованности специальности на этом рынке. Проблемы могут быть вызваны и возможными дефектами личности, связанными с дисфункциями предыдущих этапов профессионального развития, отсутствием сформированных профессиональных интересов, а также деятельностью социальных институтов, обеспечивающих взаимосвязь полученного образования и выбранной профессии. На каждом этапе процесса профессиональной ориентации трансформируется ее содержание, а также потенциал основных субъектов, реализующих определенные формы и методы воздействий.
Таким образом, анализ теоретико-методологических основ исследования профессиональной ориентации учащейся молодежи, значимых для разработки корпоративной модели, позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие «профессиональная ориентация» является субстанционально сложным, полисемичным. Это вызвано разнообразием ролей обозначаемого им феномена в различных сферах и на разных этапах человеческой жизни. Такая сложность обусловливает многоаспектный мультидисциплинарный характер исследовательской активности в выявлении и познании той первоосновы, которая составляет ее специфическую качественную определенность.
2. На основе категориального и методологического анализа профессиональная ориентация понимается нами как поэтапное осуществление комплекса мер по формированию сознательной мотивированной активности молодежи в определении своих профессиональных перспектив, с одной стороны, наиболее полно реализующих личностный потенциал в конкретном труде, а с другой — обеспечивающих предсказуемый стабильный кадровый ресурс корпоративной стратегии сохранения и укрепления рыночных позиций предприятия в отрасли, региональном хозяйстве, национальной экономике.
3. В контексте деятельности профессиональная ориентация, на наш взгляд, приобретает качество субъект-субъектного взаимодействия. В зависимости от содержания конкретного этапа процесса профориентации, детерминирующих его средовых фак-
13 Фомин В.Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: ак-туализационно-потенциальный подход. — Белгород, 2009. — С. 135-136.
14 Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. — 2001. — № 7. — С. 134. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. —1997- — № 10. — С. 63.
торов, а также целевой установки субъектов, реализующих определенные формы и методы воздействий, потенциал их субъектности не остается неизменным.
4. Субъектами профориентации являются: государство; корпоративный субъект; самоопределяющаяся и ориентирующаяся личность (школьника, студента, молодого специалиста). Каждый из них оперирует собственными ресурсами в соответствии с общественными, корпоративными и индивидуальными целями, своим видением эффектов профориентации, своими критериями эффективности реализации профессиональных и жизненных планов. Это предполагает диффузное распределение ответственности за результативность процесса между различными субъектами.
Список литературы
1. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. — М.: Socio-Logos, 1994. — 287 c.
2. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. — М.: Академ. проект, 2003. — 525 с.
3. Кравченко, С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире: монография/ С.А. Кравченко. — М.: МГИМО-Университет, 2007. — 264 с.
4. Орлова, В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе / В.В. Орлова// Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 95-99.
5. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. — М.: Прогресс-традиция, 2000. -381 с.
6. Оссовский, В.Л. Массовая информация и общественное мнение молодежи / В.Л. Оссов-ский, Н.В. Костенко, В.А. Матусевич и др. — Киев: Наукова думка, 1990. — 283 с.
7. Чередниченко, Г.М. Молодежь вступает в жизнь: Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства / Г.М. Чередниченко, В.Н. Шубкин. — М.: Мысль, 1985. — 240 с.
8. Назимов, И.Н. Проблемы и пути формирования системы профориентации. — М.: Наука, 1991. —186 с.
9. Злобин, Н.С. Терминологическая разноголосица и (или) концептуальные расхождения // Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
11. Макарова, М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе / М.Н. Макарова. — М.: ЛКИ, 2007. — 168 с.
12. Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. /М.Х. Титма. М.: Знание, 1975.
— 198 с.
13. Человек и его работа (социологическое исследование). / Под ред. Г.А. Здравомыслова и др. — М.: Мысль, 1967. — 392 с.
14. Фомин, В.Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: актуализационно-потенциальный подход. — Белгород: БГТУ, 2009. — 163 с.
15. Чередниченко, Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений (сравнительный анализ) / Чередниченко Г.А. // Социологические исследования. — 2001. — № 12. — С. 108-115.
16. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — С. 89-105.
17. Дидковская, Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я.В. Дид-ковская // Социологические исследования. — 2001. — № 7. — С. 132-135.
18. Вишневский, Ю.Р., Рубина, Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. — 1997. — № 10. — С. 56-69.
THEORETICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE CORPORATE MODEL
In the article the author investigates opportunities for vocational guidance activity of studying youths taking into consideration macro and micro
N. A.SILKINA
Belgorod National Research University
e-mail: [email protected]
environments that define their effectiveness. Based on interdisciplinary analysis a definition of vocational
guidance is given, objects are denoted,
basic phases of vocational guidance process are distinguished.
Key words: vocational guidance, vocational self-determination, phases of vocational guidance, vocational selfdetermination system, studying youths.