УДК 331.548-053.67(470.11)(045)
ЕВМЕНОВ Николай Викторович, аспирант кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области. Автор двух научных публикаций
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Автором статьи представлены институциональный и нормативно-правовой механизмы совершенствования системы профессиональной ориентации, внедрение которых позволит эффективнее адаптировать молодежь на рынке труда, тем самым влияя на качественное улучшение кадрового потенциала экономики региона и сокращение уровня «молодежной безработицы».
Профессиональная ориентация, рынок труда, трудовые ресурсы
Существенным элементом государственного регулирования рынков труда и образовательных услуг наряду с государственным заказом на подготовку кадров является создание эффективной целостной системы профессиональной ориентации молодежи. Регулирование потоков учащихся выпускных классов позволит более качественно и продуктивно осуществлять процессы, связанные с удовлетворением потребностей экономики Архангельской области.
Профессиональная ориентация (англ. vocational orientation) - система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Она способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профессиональная ориентация включает в
© Евменов Н.В., 2010
себя: 1) профессиональное просвещение -обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; 2) профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; 3) профессиональное консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку. Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социальноэкономическими характеристиками профессий, знать перспективы их развития и районы рас-
пространения, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач, медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний, требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Он включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности1.
На сегодняшний день в Архангельской области профориентационная работа осуществляется агентством по труду и занятости Архангельской области. Специалисты отдела профориентации и профобучения и профконсультанты центров занятости Архангельской области участвуют в реализации «Программы содействия занятости населения Архангельской области», «Основных направлений программы содействия занятости молодежи Архангельской области», областной социально-экономической целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», в рамках которых проводятся различные профориентационные мероприятия для молодежи и выпускников школ.
Анализируя формат и масштаб деятельности по профессиональной ориентации молодежи, можно сделать вывод, что она носит «точечный» характер и не учитывает изменения потребности экономики области в кадрах, возможности образовательных учреждений, миграционные потоки и другие факторы. В настоящее время отсутствует полноценная система профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, совершенствование которой позволит учитывать вышеуказанные параметры для более эффективного регулирования рын-
ка труда. Вместе с тем, актуальность создания эффективной целостной системы профессиональной ориентации молодежи обусловлена, прежде всего, общими задачами государственной молодежной политики, нацеленной на обеспечение прав молодежи на образование и труд, в т.ч. за счет предоставления стартовых возможностей для трудоустройства, развития интеллектуального и духовного потенциала, ориентирования на правильно сделанный профессиональный выбор.
Таким образом, с целью проведения единой политики в области профессиональной ориентации, адаптации молодежи к рынку труда предлагается создать Архангельский региональный центр профессиональной ориентации молодежи (далее - Региональный центр) с перспективой открытия филиалов в районах области.
Основным направлением деятельности Регионального центра должно быть осуществление мероприятий, направленных на расширение и повышение качества профориентационных услуг, предоставляемых молодежи.
Основные задачи Регионального центра:
1. Профессиональная ориентация, консультирование и психологическая поддержка обучающихся и выпускников общеобразовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
2. Научно-методическое и информационное обеспечение профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;
3. Оказание образовательных услуг по программам дополнительного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников школ Архангельской области, осознанному выбору ими учебных заведений профессионального образования, в рамках работы Архангельского регионального центра профессиональной ориентации молодежи предлагается использовать следующие формы и методы:
Евменов Н.В. О совершенствовании системы профессиональной ориентации молодежи.
1. Организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся, родителей, работников учреждений образования, культуры, военкоматов, УИН и других заинтересованных организаций по вопросам выбора профессии и трудоустройства в местных отделениях Регионального центра;
2. Осуществление превентивных мероприятий с выпускниками учебных заведений профессионального образования в форме индивидуального и группового консультирования, семинаров и тренингов по технологии поиска работы;
3. Проведение декад и месячников профориентации в муниципальных образованиях области;
4. Проведение дней профориентации в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
5. Организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников;
6. Проведение круглых столов по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей;
7. Освещение в средствах массовой информации проведения социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников;
8. Использование современных мульти-медиатехнологий в презентации организаций и предприятий, с наглядным изображением рабочего процесса, особенностей работы специалистов различных профессий.
Уполномочить Архангельский региональный центр профессиональной ориентации молодежи в части развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов целесообразно принятием областного закона «О профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области».
Данный закон будет призван решать следующие задачи:
• реализация государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи;
• обеспечение в полном объеме реализации прав молодежи на профессиональную ориентацию;
• развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;
• обеспечение сотрудничества всех заинтересованных организаций на основе общей программы профессиональной ориентации, разработанной с учетом специфики региональных и местных условий;
• организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;
• содействие становлению рынка профессиональных услуг;
• развитие материальной базы, создание единой системы профессиональной ориентации в регионе, проведение единой кадровой политики в области профориентации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления этого вида деятельности, объединение научного потенциала и систематизация научных знаний в данной области.
Выполнение норм областного закона «О профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области» потребует ежегодного выделения средств областного бюджета в размере 4 млн р., которые включают покрытие расходов на создание и обеспечение деятельности Архангельского регионального центра профессиональной ориентации молодежи как координирующего субъекта в системе профессиональной ориентации молодежи в целях содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов.
Учитывая, что особенностью рынка труда в Архангельской области является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, создание полноценной системы профессиональной ориентации молодежи позволит снизить «кадровый голод» на рабочие профессии у предприятий и организаций области. Правильная профессиональная ориентация
подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда,
с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Примечания
1 ШадриковВ.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1996.
Evmenov Nikolay
ON ENHANCEMENT OF YOUTH PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM
IN THE ARKHANGELSK REGION
The author of the article presents institutional and regulatory mechanisms of the professional orientation system enhancement. Implementation of these mechanisms will allow adapting young people in the labour market more effectively and, therefore, influencing qualitative improvement of the region’s personnel potential and reduction of the «youth unemployment» levels.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент -Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова