Научная статья на тему 'Социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР'

Социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕБНЫЕ И НАУЧНЫЕ СТАЖИРОВКИ / СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКОКИТАЙСКИЕ ЛЕТНИЕ И ЗИМНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ОБМЕН СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ / ВУЗЫ-ПАРТНЕРЫ / EDUCATIONAL SPHERE / THE INTERNATIONAL PROGRAMS / THE INTERNATIONAL SCIENTIFICALLYPRACTICAL CONFERENCES / FOREIGN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC TRAINING / JOINT RUSSIAN-CHINESE SUMMER AND WINTER SCIENTIFICALLY-PRACTICAL SCHOOLS / AN EXCHANGE OF STUDENTS AND OF TEACHERS / HIGH SCHOOLS-PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

В статье представлен социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере на уровне приграничного российского региона Забайкалья и провинций Китая. На основе социологического исследования автором выявлены основные формы международной деятельности ведущих образовательных учреждений Забайкальского края в рамках российско-китайского сотрудничества; определены перспективы реализации совместных международных проектов российских и китайских образовательных учреждений на уровне приграничных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological analysis of the international communications in educational sphere between the Russian frontier region Transbaikalia and provinces of the peoples republic of China

In presented article the author carries out the sociological analysis of the international communications in educational sphere at level of frontier regions of Russia and China. The author investigates the basic directions of leading of the international activity educational institutions of Transbaikalian edge within the limits of the Russian-Chinese cooperation. Оn the basis of sociological research the basic problems in development of the international interaction of high schools of Transbaikalia and the Peoples Republic of China are revealed; prospects of realisation of joint international projects of the Russian and Chinese educational institutions at regional level are defined.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР»

УДК 301.085: 37 ББК С 55.55

С. Б. Макеева

Социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями кнр

В статье представлен социологический анализ международных коммуникаций в образовательной сфере на уровне приграничного российского региона Забайкалья и провинций Китая. На основе социологического исследования автором выявлены основные формы международной деятельности ведущих образовательных учреждений Забайкальского края в рамках российско-китайского сотрудничества; определены перспективы реализации совместных международных проектов российских и китайских образовательных учреждений на уровне приграничных регионов.

Ключевые слова: образовательная сфера, международные научно-практические конференции, зарубежные учебные и научные стажировки, совместные российско-китайские летние и зимние научно-практические школы, обмен студентами и преподавателями, вузы-партнеры.

S. B. Makeyeva

The sociological analysis of the international communications in educational sphere between the Russian frontier region Transbaikalia and provinces of the peoples republic of China

In presented article the author carries out the sociological analysis of the international communications in educational sphere at level of frontier regions of Russia and China. The author investigates the basic directions of leading of the international activity educational institutions of Transbaikalian edge within the limits of the Russian-Chinese cooperation. Оп the basis of sociological research the basic problems in development of the international interaction of high schools of Transbaikalia and the Peoples Republic of China are revealed; prospects of realisation of joint international projects of the Russian and Chinese educational institutions at regional level are defined.

Keywords: educational sphere, the international programs, the international scientifically-practical conferences, foreign educational and scientific training, joint Russian-Chinese summer and winter scientifically-practical schools, an exchange of students and of teachers, high schools-partners.

Одним из центральных векторов развития российской системы образования в условиях глобализации является её интеграция в мировое образовательное пространство. В настоящее время во всех российских регионах активизируется деятельность вузов по вхождению в Болонский процесс. Расширение глобальной образовательной сферы оказывает особое влияние на интенсивность международных коммуникаций российских образовательных учреждений, находящихся в приграничных с другими государствами регионах, так как это способствует ускоренному развитию партнерских отношений, взаимовыгодному сотрудниче-

ству и экспорту российских образовательных услуг в сопредельные государства.

Процесс расширения международных коммуникаций в образовательной сфере между приграничными регионами России и Китая реализуется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами, основным из которых является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 г. в Москве Президентом Российской Федерации и Председателем КНР. Согласно этому документу, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической,

энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам между собой. С момента подписания договора сотрудничество в гуманитарной области является одним из наиболее заметных широкой общественности направлений двусторонних отношений [1, с. 13-19]. Вопросы, связанные с расширением международных коммуникаций в образовательной сфере, входят в число наиболее обсуждаемых руководством России и Китая. Так, на встрече в июне 2009 г. и в мае 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао выразили удовлетворение поступательным развитием сотрудничества в гуманитарной сфере. Особо отмечена важность наращивания молодежных контактов, в том числе проведения студенческих фестивалей, обменов студентами и школьниками, форумов ректоров, образовательных выставок российских и китайских вузов.

Наблюдаемый за последнее десятилетие процесс активного расширения межгосударственного российско-китайского партнерства оказывает благоприятное влияние на усиление международных коммуникаций в образовательной сфере на уровне приграничных регионов. Одним из стратегически важных российских регионов, находящимся на границе с Китаем и Монголией, является Забайкальский край. Интеллектуальный потенциал вузов Забайкалья в значительной степени используется в рамках российско-китайского межгосударственного сотрудничества в образовательной сфере. Практически все ведущие образовательные учреждения Забайкалья осуществляют международную деятельность с учебными заведениями КНР, основываясь на давних традициях, накопленном опыте партнерства в образовательной сфере.

В рамках социологии международные коммуникации определяют как систему взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран. Анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР основан на результатах социологического исследования, которое проводилось методом анкетного

опроса. Объектом исследования выступали профессорско-преподавательский состав ведущих образовательных учреждений Забайкалья (238 человек), студенты забайкальских вузов (445 человек), а также преподаватели из КНР, работающие в забайкальских вузах (8 человек), и китайские студенты, проходящие обучение, практику и стажировку на территории Забайкалья (21 человек). Всего было опрошено 712 человек, отобранных методом двухступенчатой выборки, где на последней ступени использовался квотный отбор по следующим признакам: социальное положение (студент или преподаватель), национальность (русский или китаец). Предметом исследования выступал процесс участия профессорско-преподавательского состава и студентов приграничного российского региона Забайкалья и провинций КНР в расширении международных российско-китайских коммуникаций в образовательной сфере.

Анализируя степень изученности проблемы, необходимо отметить, что при большом количестве публикаций, посвященных межгосударственному российско-китайскому сотрудничеству, современным особенностям развития института образования в России и Китае, практически отсутствуют работы, в которых использованы результаты социологических исследований, позволяющих провести комплексный анализ международных коммуникаций в образовательной сфере на уровне приграничных российских и китайских регионов. Использование значительного количества документов Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, а также результатов социологического исследования, проведенного нами в начале 2010 г., позволяет проанализировать состояние международного взаимодействия ведущих образовательных учреждений Забайкальского края и провинций КНР.

В настоящее время образовательные учреждения Забайкалья и провинций Китая в процессе взаимодействия между собой используют следующие формы международных коммуникаций:

- развитие взаимовыгодных партнерских связей между учебными, научными,

культурными, промышленными учреждениями;

- совместное участие в международных программах и проектах, конференциях, научных исследованиях;

- проведение семинаров и олимпиад, летних и зимних школ для российских и китайских студентов;

- содействие в организации прохождения стажировок в КНР сотрудниками университетов;

- обмен студентами для прохождения учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик;

- обмен преподавателями для чтения лекций;

- выполнение совместных российско-китайских научных, образовательных, методологических работ и публикация их результатов.

В Китае университеты Забайкальского края воспринимают как серьезных партнеров, признают их достижения в ряде областей исследовательской деятельности, что открывает новые возможности для активизации международных коммуникаций. Один из ведущих вузов Забайкальского края Читинский государственный университет (ЧитГУ) проводит обширную деятельность по заключению новых и поддержанию старых договоров с такими образовательными учреждениями КНР, как Даляньский университет иностранных языков, Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, Хэйлунцзянский университет (г. Харбин), Шаньдунский Институт технологии и бизнеса в Китайско-Канадском колледже (г. Яньтай), Цзилиньский педагогический университет (г. Сыпин), Цицикарский университет (пров. Хэйлунцзян), Тяньзинь-ский международный институт культуры, Юньнаньский университет (г. Куньмин).

В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского (ЗабГГПу) также ведется активная работа с вузами-партнерами в КНР [2, с. 4-12]. Только за 2009-2010 гг. руководство ЗабГГПУ пролонгировало старые и заключило новые договоры о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской деятельности по реализации программ повышения ква-

лификации с Сямыньским университетом, Хэбэйским университетом, Центральным университетом национальностей (г. Пекин), Хулунбуирским институтом, Маньчжурским институтом университета Внутренней Монголии, Хэйлунцзянским университетом (г. Харбин), Цицикарским Высшем педагогическим колледжем. Совместно с Хулунбуирским институтом профессорско-преподавательский состав ЗабГГПУ участвует в организации деятельности Института русского языка и культуры в г. Хайлар (АРВМ КНР) [2, с. 13-17]. Данные социологического исследования показывают, что профессорско-преподавательский состав (64 %) и студенты (56 %) забайкальских вузов относятся положительно к расширению международных коммуникаций в образовательной сфере между вузами России и Китая; отрицательную оценку данному процессу выразили преподаватели (14 %), студенты (28 %); затруднились с ответом преподаватели (22 %), студенты (16 %). Следовательно, больше половины опрашиваемых преподавателей и студентов наблюдают положительную динамику в развитии международных связей вузов Забайкалья и КНР.

Результаты проведенного нами социологического исследования показывают, что за последние два года преподаватели (26 %) и студенты забайкальских вузов (39 %) посетили КНР в рамках туристической поездки; принимали участие в российско-китайских научных мероприятиях забайкальские преподаватели (21 %) и студенты (25 %); профессорско-преподавательский состав (19 %) проходил стажировку в образовательных учреждениях КНР; преподаватели (8 %) по программе обмена осуществляли преподавание различных дисциплин в вузах КНР; кроме того, преподаватели (4 %), студенты (1 %) посетили КНР по личному приглашению. Не имели возможность посетить КНР забайкальские преподаватели (22 %) и студенты (35 %). В предстоящее время преподаватели забайкальских вузов (52 %) планируют принять активное участие в совместных российско-китайских мероприятиях в образовательной сфере, из них: в совместных научных программах, проектах и конференциях (21 %); в процессе выпол-

нения российско-китайских научных, образовательных, методологических работ и публикации их результатов (6 %); в совместных семинарах, олимпиадах, летних и зимних школах (5 %); в процессе прохождения стажировок в КНР (12 %); чтение лекций в вузах КНР (8 %).

Одной из самых распространенных форм международных коммуникаций в образовательной сфере между учебными заведениями Забайкалья и Китая является совместное участие российских и китайских преподавателей, студентов в международных конференциях, научных исследованиях. Проведенное нами социологическое исследование, показывает, что только за 20092010 гг. профессорско-преподавательский состав (21 %), студенты (9 %) вузов Забайкальского края принимали участие в десятках совместных российско-китайских конференциях, симпозиумах, семинарах в области науки, техники и образования, проводимых как на территории Забайкалья, так и в КНР. На базе ЗабГГПУ в 2009 г. прошла совместная российско-китайская международная конференция «Русский язык в современном Китае». В ЧитГу была организована международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития современного китайского общества». Кроме того, в рамках 36-й научнопрактической конференции студентов, магистрантов и аспирантов ЧитГУ, которая проходила в марте 2009 г., была организована секция «Китай в контексте мировой глобализации и интеграции». На международном научно-методическом семинаре «Высшая школа настоящего и будущего: проблемы, опыт, перспективы», организованном профессорско-преподавательским составом Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации (ЗИПСиб-УПК), выступали с докладами учёные России и КНР.

Практически все вузы Забайкальского края приняли активное участие в проведении международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (2009 г.). Данную конференцию посетила многочисленная делегация из КНР, в состав ко-

торой вошли директор Шаньдунского института технологий и бизнеса профессор Лю Цюаньшунь, директор Тяньцзиньского международного института культуры профессор Чжоу Юйвэй, директор Маньчжурского Института Университета Внутренней Монголии Ли Вэйдун и многие другие. Зарубежные гости отметили высокую значимость тесного экономического, социального, культурного взаимодействия России и Китая, определяющую роль успешных программ обмена студентами между ЗабГГПУ, ЧитГУ и университетами северо-восточных провинций КНР [2, с. 15].

Результатом использования образовательными учреждениями Забайкалья и КНР таких форм международных коммуникаций, как обмен студентами для прохождения учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик; обмен преподавателями для чтения лекций; содействие в организации прохождения стажировок в КНР сотрудниками университетов стала возросшая академическая мобильность. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу в КНР выезжают сотни студентов, аспирантов, преподавателей Забайкальского края. Это развивает российско-китайское стратегическое партнерство, способствующее общему научно-техническому прогрессу.

Одним из основных условий, обеспечивающих высокую результативность международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР, является знание преподавателями и студентами забайкальских вузов английского, а в лучшем случае китайского языков. В ходе социологического исследования большинство респондентов из числа профессорско-преподавательского состава забайкальских вузов отметили, что хорошо знают английский язык (31 %), китайский язык (9 %); могут читать на английском языке (48 %), на китайском языке (15 %); практически не знают английский язык (21 %), китайский язык (76 %). Что касается забайкальских студентов, то хорошие знания английского языка у себя определили (44 %), китайского языка (18 %); могут читать на английском языке (29 %), на китайском язы-

ке (17 %); не владеют английским языком (27 %), китайским языком (65 %). В процессе реализации совместных российско-китайских научно-практических мероприятий знание английского языка использовали преподаватели забайкальских вузов (19 %), студенты (13 %). В настоящее время изучают китайский язык преподаватели (4 %), студенты (17 %); планируют приступить к изучению китайского языка в ближайшие годы преподаватели (16 %), студенты (19 %).

Количество забайкальцев, въезжающих в провинции КНР с научно-учебными целями, увеличивается с каждым годом, и это - объективная тенденция, свидетельствующая о растущей демократизации и открытости российского общества. Предполагается, что стажирующиеся в Китае забайкальские преподаватели, студенты, аспиранты, сотрудники вузов приобретают новые знания и опыт в науке, технике, экономике, менеджменте, гуманитарной области и т. д. , необходимые для использования в самой России с целью повышения ее научно-технического, экономического, интеллектуального потенциала. В рамках реализации данной формы международных коммуникаций ЗабГГПу ежегодно отправляет студентов на языковую стажировку в Хулунбуирский институт (г. Хайлар, АРВМ), выпускников ЗабГГПу на обучение в магистратуре Харбинского и Хэйлунцзянского университетов (г. Харбин). ЧитГу ежегодно направляет своих студентов в Шань-дунский Институт технологии и бизнеса Китайско-Канадского высшего колледжа (г. Янтай) для прохождения производственной практики, связанной с информационными технологиями, бухгалтерским учетом, экономикой и международной торговлей. Кроме того, студенты ЧитГу проходят языковую практику в Цзилиньском педагогическом университете, Цицикарском университете (пров. Хэйлунцзян), Тяньцзиньском университете.

По данным проведенного нами социологического исследования, только за последние два года студенты забайкальских вузов (7 %) прошли стажировку в различных учебных заведениях КНР; кроме того, забайкальские студенты (6 %) побывали в КНР в рамках учебно-ознакомительной, производ-

ственной и преддипломной практик. В Чит-ГУ активно реализуется программа по обмену преподавателями с целью изучения русского языка в китайских образовательных учреждениях, а китайского языка в русских университетах. Среди китайских образовательных учреждений, в которых осуществляют педагогическую деятельность преподаватели ЧитГУ, в основном представлены Цзилиньский педагогический университет (г. Сыпин), Шаньдунский институт технологий и бизнеса (г. Яньтай), Хэйлунцзянский университет. Преподаватели из КНР обучают забайкальских студентов непосредственно китайскому языку. По данным социологического исследования, положительно оценивают свой опыт преподавания в забайкальских вузах 86 % опрашиваемых китайских преподавателей, и только 14 % затруднились с ответом.

Образовательные учреждения Забайкалья осуществляют активную деятельность с вузами-партнерами и фирмами по набору китайских студентов для обучения в России. На данный момент на территории Забайкалья обучается свыше 250 студентов и аспирантов из КНР по различным образовательным программам. На базе ЗабГГПу китайские студенты из Цицикарского Высшего педагогического колледжа проходят стажировки. Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии направляет своих студентов в ЗабГГПУ с целью прохождения педагогической практики, ознакомления с культурой России. В Чит-ГУ также проходят обучение по различным специальностям студенты, а также магистранты и аспиранты из КНР, общее количество которых в 2009-2010 учебном году составило 65 человек. На базе ЗИПСибУПК в 2009-2010 учебном году была организована языковая практика студентов Даляньского университета иностранных языков.

Социологическое исследование показало, что китайские студенты, обучающиеся в забайкальских вузах, осваивают специальности социального профиля (13 %), художественного профиля (35 %), естественного профиля (2 %), экономического профиля (6 %), связанного с изучением русского языка (39 %), технического профиля (1 %), другого профиля (3 %). В ходе исследования за-

байкальские студенты (17 %) указали на то, что в составе их групп обучаются китайские студенты, другие иностранцы (19 %), только русские (64 %). Оценивая отношение забайкальских преподавателей и студентов к китайским студентам, обучающимся в вузах Забайкалья, необходимо отметить доброжелательное отношение преподавателей (36 %), студентов (32 %); нейтральное отношение преподавателей (41 %), студентов (20 %); не вполне доброжелательное отношение преподавателей (4 %), студентов (7 %); враждебный настрой отметили у себя студенты (2 %). Затруднились с ответом преподаватели (19 %), студенты (39 %). Менее трети преподавателей забайкальских вузов (27 %) отмечают высокий уровень подготовки китайских студентов; другие преподаватели (31 %) оценили подготовку на среднем уровне; низкий уровень подготовки отметили преподаватели (9 %). При этом треть преподавателей (33 %) затруднились с определением уровня подготовки. На вопрос: «Какие основные качества присущи китайским студентам» профессорско-преподавательский состав забайкальских вузов отметил трудолюбие (24 %), предприимчивость (13 %), доброжелательность (37 %), хитрость (9 %), любознательность (7 %), коммуникабельность (3 %), дисциплинированность (6 %), неуважение к окружающим (0 %), затруднились с ответом (1 %).

Образовательные учреждения Забайкальского края и провинций КНР, поддерживая между собой такую форму международных коммуникаций, как совместное участие в международных программах и проектах, вносят значительный вклад не только в расширение межгосударственного российско-китайского сотрудничества, но и в развитие научно-практической деятельности приграничных регионов. Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения РАН (ИПРЭК-СО РАН) реализует научные проекты совместно с научными центрами КНР. На базе ЧитГУ функционирует Международный центр соизучения языков и культур, осуществляющий работу по проведению совместных научных исследований китайских и российских студентов и преподавателей. Основным вузом-партнером данного

центра в КНР является Даляньский университет иностранных языков.

Особое значение для развития международных коммуникаций между вузами Забайкалья и КНР имел масштабный российско-китайский проект - Год русского языка в Китае (2009 г.) и Год китайского языка в России (2010 г.). В рамках данного проекта сотрудники ЗабГГПУ в январе 2009 г. оказали содействие в открытии совместного центра по изучению русского языка на базе Хэбэйского университета (г. Баодин). Кроме того, профессорско-преподавательский состав ЗабГГПУ в апреле 2009 г. принял активное участие в организации недели русского языка в Хулунбуирском институте, Маньчжурском институте Университета Внутренней Монголии КНР. С ответным визитом в декабре 2009 г. ЗабГГПУ посетила делегация Института русского языка Ху-лунбуирского института и приняла активное участие в мероприятиях, посвященных Году русского языка в КНР.

Одной из перспективных форм российско-китайских коммуникаций в образовательной сфере является совместное проведение летних и зимних научнопрактических школ. В рамках этого направления студенты и преподаватели ЧитГУ, а также Хэйлунцзянского университета (г. Харбин) организовали в июле 2009 г. работу летней школы «Регионоведение Китая (исследования и практика)», на которой были прочитаны лекции, посвященные актуальным проблемам в развитии китайских провинций. О том, что данное направление международных коммуникаций является развивающимся, свидетельствуют результаты социологического исследования, согласно которым только 2 % студентов и 5 % преподавателей забайкальских вузов принимали участие в организации и проведении научно-практических российско-китайских школ за 2009-2010 гг.

Современные российско-китайские отношения, по оценкам исследователей, являются «лучшими за всю их историю» [3, с. 20-38]. Различные направления международного взаимодействия России и Китая на региональном уровне, в том числе и в образовательной сфере, базируются на общих интересах, взаимном учете проблем, под-

держке друг друга по принципиальным вопросам. Социологический анализ в образовательной сфере между вузами Забайкалья и КНР показывает, что стабильность межгосударственного российско-китайского партнерства на высшем уровне оказывает благоприятное влияние на поддержание старых и возникновение новых форм сотрудничества образовательных учреждений Забайкалья и провинций КНР. На высоком уровне оценивают международные российско-китайские коммуникации в образовательной сфере на уровне приграничного региона Забайкалья и провинций КНР преподаватели (24 %) и студенты забайкальских вузов (18 %), преподаватели (36 %) и студенты из КНР (27 %); на среднем уровне - преподаватели (58 %) и студенты Забайкалья (43 %), преподаватели (54 %) и студенты из КНР (59 %); на низком уровне - забайкальские преподаватели (18 %) и студенты (39 %), китайские преподаватели (10 %) и студенты (14 %).

К основным проблемам в процессе поддержания международных коммуникаций в образовательной сфере между забайкальскими вузами и китайскими образовательными учреждениями, по мнению забайкальских и китайских преподавателей и студентов, относятся доступность стажировок в КНР для большего количества забайкальских преподавателей; привлечение ки-

тайских студентов к обучению в забайкальских вузах не только по специальностям, связанным с международными отношениями, филологическим и художественным профилями, но и по всем остальным программам обучения; недостаточное финансирование процесса организации совместных российско-китайских летних и зимних научно-практических школ; поддержание различных форм российско-китайского сотрудничества на уровне средних общеобразовательных школ Забайкалья; освоение практики получения второго диплома забайкальскими студентами в вузах КНР.

Таким образом, современное состояние международных коммуникаций в образовательной сфере между Забайкальем и провинциями КНР находятся на стадии активного развития и совершенствования различных форм сотрудничества в этом направлении. Данный процесс требует значительной поддержки и понимания со стороны не только непосредственных участников взаимодействия (преподавателей и студентов России и Китая), но и руководящих ведомств приграничных российских и китайских регионов, от которых зависит судьба одного из перспективно развивающегося направления российско-китайского сотрудничества XXI в.

Список литературы

1. Бородавкин А. Н. Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 12-19.

2. Годовой отчёт работы Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. 2009. С. 2-43.

3. Разов С. С. Шестьдесят лет российско-китайских отношений: некоторые уроки // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. 20-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.