УДК 301.014.25
Макеева С.Б. Makeeva S.B.
Анализ международных коммуникаций в образовательной сфере между Иркутской областью
и провинциями КНР: по результатам социологического исследования
The analysis of the international communications in educational sphere between Irkutsk area and provinces of the Peoples Republic of China: by results of sociological research
В представленной статье на основе социологического исследования автором выявлена степень вовлечённости китайских студентов, обучающихся в вузах Иркутской области в различные формы российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере; определены проблемы и перспективы реализации совместных международных проектов российских и китайских образовательных учреждений на уровне Иркутской области и отдельных провинций КНР.
Ключевые слова : образовательная сфера, зарубежные учебные и научные стажировки, совместные российско-китайские летние и зимние научно-практические школы, обмен студентами и преподавателями, вузы-партнёры
♦
In presented article on the basis of sociological research by the author degree of an involvement of the Chinese students trained in high schools of Irkutsk area in various forms of the Russian-Chinese cooperation in educational sphere is revealed; problems and prospects of realisation of joint international projects of the Russian and Chinese educational institutions at level of Irkutsk area and separate provinces of the Peoples Republic of China are defined.
Key words : educational sphere, the international programs, foreign educational and scientific training, joint Russian-Chinese summer and winter scientifically-practical schools, an exchange of students and of teachers, high schools-partners
КНР на протяжении ряда лет остаётся для России, а особенно для Иркутской области, одним из главных партнёров, это касается не только внешнеторговых связей, но и сотрудничества в образовательной сфере. С 2007 года в Иркутской области осуществляет свою деятельность Генеральное консульство КНР. В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный и образовательный потенциал. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 38 образовательных учреждений, в том числе 12 государственных вузов, 16 филиалов государственных вузов, 2 негосударственных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов [1, с. 1]. Большое значение имеют традиционные связи вузов Иркутской
МАКЕЕВА Светлана Борисовна, к.и.н., доцент кафедры китаеведения Иркутского государственного лингвистического университета (г. Иркутск). E-mail : msbmag958l@ yandex.ru
области и вузов КНР. Их совместная деятельность развивается по двум направлениям : подготовка кадров для социально-экономической сферы обеих стран и научно-техническое сотрудничество.
Анализ уровня развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере между Иркутской областью и провинциями КНР основан на результатах социологического исследования, которое проводилось методом анкетного опроса, а также результатах экспертного опроса. Объектами анкетирования выступали китайские студенты, обучающиеся в вузах Иркутской области. Объектами экспертного опроса выступали руководители и сотрудники международных отделов при вузах Иркутской области (6 человек). Предметом анкетного опроса выступал процесс участия студентов, обучающихся или проходящих практику в вузах Иркутской области, в расширении российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Предметом исследования экспертного опроса являлся процесс организации и реализации различных форм сотрудничества в образовательной сфере с вузами КНР на уровне международных отделов вузов Иркутской области. Анализируя степень изученности проблемы, необходимо отметить, что при большом количестве публикаций, посвящённых межгосударственному российско-китайскому сотрудничеству, современным особенностям развития института образования в России и Китае, практически отсутствуют работы, в которых использованы результаты социологических исследований, позволяющих провести комплексный анализ форм российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере на уровне отдельных российских и китайских регионов. Использование результатов социологического исследования, проведённого нами в 2012 г., позволяет комплексно проанализировать состояние международного взаимодействия ведущих образовательных учреждений Иркутской области и провинций КНР.
Вузы КНР год от года расширяют формы образовательного сотрудничества с вузами Иркутской области. Развитие образовательного сотрудничества между вузами Иркутской области и провинций КНР направлено на расширение совместной образовательной и научно-исследовательской работы, что в конечном итоге должно способствовать обмену передовыми научными достижениями, инновационными методиками в области образования, расширению языковых обменов и научных стажировок. Расширение образовательного сотрудничества между Иркутской областью и провинциями КНР способно укрепить и вывести на новый уровень образовательные контакты между отдельными регионами. Спрос на учёбу в вузах Иркутской области стимулируется интенсивно развивающимся двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих техническими, экономическими, юридическими специальностями и плюс к этому русским языком. С учётом формирующегося рынка образовательных услуг, вузы Иркутской области проводят работу по открытию новых, актуальных для области и региона специальностей. Существенно и то, что при поступлении в образовательные учреждения Иркутской области не требуется сдавать экзамен по русскому языку : достаточно предъявить свидетельство об окончании в КНР средней школы или высшего учебного заведения, после чего можно начать учёбу в высшем учебном заведении. Эти обстоятельства и играют решающую роль для определённого числа молодых китайцев при выборе места учёбы.
В период с января по апрель 2012 года нами было организовано социологическое исследование в форме анкетного опроса студентов из КНР, обучающихся в вузах Иркутской области, чтобы выявить степень их вовлечённости в различные формы российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере на уровне Иркутской области и провинций
КНР. Было опрошено 137 студентов, обучающихся в вузах Иркутской области, что обеспечило более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности. При этом Иркутская область определяет границы выборки, студенты — основное свойство изучаемой генеральной совокупности, а 137 студентов — это количество единиц генеральной совокупности.
Характеристика выборки - распределение респондентов по полу : мужчины - 23%, женщины - 77%. По возрасту : 18 лет - 5 %, от 19 до 21 года — 25 %, старше 22 лет — 70 %. Это свидетельствует о том, что большинство граждан КНР приехали в Россию после окончания вуза в КНР. Этот факт подтверждается тем, что большинство опрошенных нами респондентов имеют высшее образование (72%), только 28% студентов указали, что имеют законченное среднее образование. Как показал опрос, основным «поставщиком» студентов для России остался Северо-Восточный Китай, который имеет тесные экономические, гуманитарные, научные и образовательные связи с Иркутской областью. В целом, китайские студенты, обучающиеся в Иркутской области, прибыли из следующих провинций КНР : Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Хэбэй, Внутренняя Монголия, Хэнань. Подавляющее число респондентов указало, что основной в настоящий момент деятельностью является освоение русского языка. При ответе на вопрос : «На каком курсе Вы учитесь?», было выявлено, что в нашей выборке присутствуют учащиеся со всех ступеней высшего образования с приблизительным соблюдением пропорций : студентов основных курсов на порядок больше, чем учащихся подготовительных факультетов и аспирантов. На курсах русского языка, на подготовительном факультете обучаются 6% опрошенных, на младших (первом-втором) курсах проходят обучение 26% китайских студентов, на старших курсах (третьем-пятом) обучаются 65% респондентов, в аспирантуре обучается 3% опрошенных.
Мотивация респондентов, побудившая их поехать в Россию, в реальности, разумеется, носит смешанный характер, однако примечательно, что 63 % учащихся назвали в качестве своего мотива желание получить более глубокие знания или приобрести знания по русскому языку. Ещё 14 % опрошенных хотели бы изучить культуру, традиции и обычаи России. Мотивом у 7% опрошенных стала симпатия к России, 9% заявили, что хотели бы в дальнейшем работать с русским языком, у 4% основной причиной поехать в Россию стало желание расширить кругозор, 3% респондентов открыто заявили о любви путешествовать. Из этого можно сделать вывод, что у респондентов имеются различные мотивы поездки в Россию, однако, основной причиной, которая побудила студентов КНР поехать в Россию, в частности в Иркутскую область, стало изучение русского языка.
Значительное количество вопросов в ходе проведённого нами анкетирования касалось оценки китайскими студентами уровня российско-китайского образовательного сотрудничества. 70% респондентов положительно оценивают российско-китайское сотрудничество в образовательной сфере, 20% не удовлетворены нынешним состоянием российско-китайского сотрудничества в данной сфере, ещё 10% затруднились дать ответ на этот вопрос. Это свидетельствует о том, что большинство китайских студентов, приехавших для обучения в вузы Иркутской области, удовлетворены качеством образовательных программ, условиями обучения и проживания, а также степенью вовлечённости в различные формы сотрудничества в образовательной сфере. На вопрос : «Как вы считаете, что включает в себя российско-китайское сотрудничество в образовательной сфере?», нами были получены следующие ответы : сотрудничество в образовательной - это, прежде всего, обмен студентами
и преподавателями, научное и культурное сотрудничество, изучение таких областей, как экономика, искусство, государственное устройство, история, политика, традиции, музыка. Китайские студенты считают, что данное сотрудничество предполагает обмен специалистами, технологиями, взаимопроникновение культур, общение на бытовом уровне, проведение конференций по русскому языку, организацию олимпиад по русскому языку, изучение различных аспектов русского языка, а также указывают на то, что российско-китайское сотрудничество в современный период времени имеет все необходимые условия для дальнейшего развития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сознании китайских студентов российско-китайское сотрудничество в образовательной сфере является многопрофильным взаимодействием не только на межгосударственном уровне, но и на уровне отдельных регионов и провинций двух соседних государств.
В ходе анкетирования на вопрос : «За последние 5 лет принимали ли Вы активное участие в совместных российско-китайских мероприятиях в образовательной сфере?», 58% респондентов дали положительный ответ, что свидетельствует о высокой степени вовлечённости китайских студентов в различные формы российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере, а также о достаточном количестве мероприятий, организуемых вузами Иркутской области. При этом 75% студентов, которые участвовали в совместных российско-китайских мероприятиях, использовали знания русского языка в процессе их реализации. Следовательно, можно предположить, что в процессе реализации совместных российско-китайских мероприятий китайские студенты совершенствовали свои знания не только по русскому языку, но и расширяли знания о России в целом. 25% респондентов указали, что принимали участие в российско-китайском сотрудничестве в образовательной сфере на территории других регионов России. В основном, это студенты из приграничных районов КНР. 85% китайских студентов хотели бы принять активное участие в совместных российско-китайских мероприятиях в образовательной сфере, что свидетельствует о высоком интересе к участию в мероприятиях, которые позволили бы более качественно изучить язык, культуру и традиции народа.
Анализируя степень владения русским языком, в ходе анкетирования были получены следующие данные. Большинство студентов (75%) в состоянии лишь объясняться по-русски; знают русский язык хорошо или хотя бы могут свободно читать лишь 10% опрошенных, ещё 15% заявили о том, что практически не знают русский язык. Это свидетельствует о том, что китайские студенты приезжают в Россию без языковой подготовки, слабо усваивают русский язык в последующем, чему способствует и скудость контактов с российскими однокашниками. Таким образом, студенты из провинций КНР не смогут должным образом освоить профильные предметы и стать полноценными специалистами.
Особый интерес у китайских студентов вызвал вопрос об основных проблемах сотрудничества в развитии российско-китайского взаимодействия в образовательной сфере. По мнению китайских студентов, основной проблемой является различие культур народов двух стран, разные системы образования, языковой барьер. Студенты КНР считают, что приводится в жизнь очень малое, а также выражают недовольство относительно высокой стоимости обучения и уровня безопасности. Также интересны ответы, затрагивающие организацию учебного процесса. По мнению китайских студентов, в вузах Иркутской области разработан неподходящий учебный план (наличие избыточных дисциплин). Вопросы относительно студентов-иностранцев не решаются в полной мере, что может негативно повлиять на будущее состояние российско-китайского со-
трудничества в образовательной сфере. Китайские студенты указали на то, что не получают достаточного внимания со стороны учителей, сталкиваются с недопониманием и безответственностью с их стороны, выражают недовольство сложной учебной программой. Респонденты обеспокоены тем, что в российско-китайском сотрудничестве в образовательной сфере малое количество школьников принимают участие в программах обмена, а также, что данный аспект сотрудничества плохо освещён в СМИ. Таким образом, сотрудничество в образовательной сфере является важным направлением китайско-российских отношений с позиции китайских студентов. В ходе реализации различных форм российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере наличие проблем неизбежно, поэтому для расширения масштабов и улучшения качества сотрудничества в образовательной сфере необходимо учитывать мнение китайских студентов, с должной ответственностью относиться к организации учебного процесса, принимать меры для дальнейшего привлечения студентов из КНР, имеющих заинтересованность обучаться в вузах Иркутской области.
В процессе анкетирования китайские студенты высказали свои предложения по развитию российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Китайские респонденты предлагают устраивать больше мероприятий, олимпиад и соревнований среди студентов с использованием русского языка. Студенты из КНР хотели бы наблюдать более высокий уровень организации быта и учёбы, а также заинтересованы в увеличении качества и количества программ обмена. Студенты хотели бы проводить больше времени с носителями языками (преимущественно устраивать занятия), получать больше поддержки и помощи со стороны учителей. Респонденты выразили желание заранее знать об образовательной программе. По мнению опрошенных, для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере необходимо повышение эффективности решения возникающих вопросов. Нами было выявлено, что китайским студентам не хватает информации относительно основных тенденций в развитии системы российского образования.
Таким, образом, можно сделать вывод о том, что для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере следует вести полноценный диалог не только на межгосударственном уровне, но и удовлетворять потребности китайских студентов, которые обучаются в данный момент на территории Иркутской области, а также потенциальных студентов из КНР. Необходимо создавать благоприятные условия для обучения, использовать СМИ и интернет для предоставления достоверных сведений о программе обучения, условиях быта. В настоящий момент требуется проводить больше мероприятий, которые будут способствовать повышению уровня образования китайских студентов, будут улучшать понимание между народами двух стран.
В ходе проведения комплексной оценки российско-китайского сотрудничества на уровне Иркутской области и провинций КНР, нами также был организован экспертный опрос с апреля по май 2012 г. Основными респондентами являлись эксперты — высококвалифицированные специалисты, а именно руководители и сотрудники международных отделов при ведущих вузах Иркутской области. Большинство опрошенных нами экспертов указали, что нынешнее состояние российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере находится на среднем уровне. По мнению специалистов, в процессе осуществления различных форм российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере между вузами Иркутской области и провинций КНР периодически возникают различные проблемы. Сотрудники ИГЛУ, ИГУ и ИрГТУ, БГУЭП отме-
тили трудности, возникшие в рамках реализации совместных образовательных программ. Проведение семинаров и олимпиад, летних и зимних школ является проблемным вопросом в ИГЛУ. В САПЭУ отметили трудности в проведении семинаров и олимпиад, проблемы также возникали при совместном участии в международных программах, конференциях, научных исследованиях. Кроме того, респонденты отметили, что на уровне их университетов степень реализации форм сотрудничества также находится на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что в процессе реализации различных форм российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере возникают проблемы, вузы Иркутской области вовлечены не во все формы сотрудничества с вузами КНР, поэтому в дальнейшем необходимо проводить многоплановую работу по улучшению качества образовательных программ; конкретные меры должные касаться организации быта китайских студентов. Деятельность вузов должна быть направлена на увеличение количества мероприятий, способствующих повышению уровня сотрудничества между вузами Иркутской области и провинций КНР.
Респонденты экспертного опроса также отметили наиболее перспективные формы сотрудничества с вузами КНР. Эксперты ИГУ, СА-ПЭУ, ИрГТУ, ИГЛУ, БГУЭП хотели бы и дальше проводить реализацию совместных образовательных программ. Приоритетным направлением развития сотрудничества в образовательной сфере в ИГЛУ является экспорт образовательных услуг. В ИГУ, БГУЭП, БрГУ указали на то, что приоритетной задачей для них является развитие взаимовыгодных партнёрских связей между учебными заведениями. Развитие такой формы сотрудничества, как проведение семинаров и олимпиад, летних и зимних школ рассматривают приоритетной в САПЭУ и ИГУ. Все без исключения специалисты хотели бы, чтобы в рамках их учебных заведений студентам и сотрудникам оказывали содействие в организации стажировок в КНР. Таким образом, можно сделать вывод о том, что руководители международных отделов вузов Иркутской области считают необходимым и в дальнейшем развивать различные формы сотрудничества с вузами КНР, увеличивать академическую мобильность, принимать участие не только в образовательном, но и научном сотрудничестве.
В ходе экспертного опроса нами было предложено оценить нынешний уровень российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Большинство экспертов считают, что на данный момент уровень сотрудничества в образовательной сфере не является лучшим за всю историю. Что, на наш взгляд, может быть вызвано наличием проблем в вузах в процессе осуществления сотрудничества, трудностью привлечения иностранных студентов, неудовлетворённостью качеством подготовки студентов и преподавания, а также недостаточным финансированием различных форм международного обмена со стороны региональных и федеральных властей. Однако, делая вывод относительно степени вовлечённости вузов Иркутской области в российско-китайское сотрудничество, можно утверждать, что более десяти вузов Иркутской области ведут разноплановое по формам сотрудничество с вузами провинций КНР, между вузами закреплена нормативно-правовая база. Вузы Иркутской области в процессе реализации международного сотрудничества используют различные формы контактов, которые направлены на расширение сотрудничества с вузами провинций КНР. Динамика, возрастающая масштабность и актуальность международной деятельности вузов приводит к убеждению, что она обладает большим и ещё не использованным потенциалом в качестве важного фактора социально-экономического развития территорий, где эти вузы расположены.
Литература
1. Образование и наука / Иркутская область, официальный портал.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.irkobl.ru/society/science. [Дата обращения : 28 марта 2012].
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Obrazovanie i nauka [EHlektronnyj resurs] / Irkutskaya oblast', ofitsial'nyj portal. - http://www.irkobl.ru/society/science. (28 marta 2012)