Научная статья на тему 'Китайские студенты в Казанском федеральном университете: социальный опрос'

Китайские студенты в Казанском федеральном университете: социальный опрос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайские студенты / Казанский федеральный университет / образо-вательное сотрудничество / Китай / Россия / Chinese students / Kazan Federal University / educational cooperation / China / Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цзюэ

В данной работе по результатам социального опроса китайских студентов в Казанском федеральном университете проводится анализ и обобщение их состояния в учебе, в бытовой жизни и общественно-культурной коммуникации, выявляются их основной про-гресс и трудности в России. Анализ данного исследования может помочь китайским студентам лучше узнать себя, способствовать совершенствованию образовательной программы для ино-странных студентов в КФУ и содействовать продолжительному развитию китайско-российского образовательного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Цзюэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE STUDENTS IN KAZAN FEDERAL UNIVERSITY: SOCIAL SURVEY

In this paper, based on the results of a social survey of Chinese students at the Ka-zan Federal University, they analyze and summarize their state of learning, everyday life, and social and cultural communication, identify their main progress and difficulties in Russia. The analysis of this study can help Chinese students to better understand themselves, contribute to the improvement of the educational program for foreign students in KFU and contribute to the long-term development of Chinese-Russian educational cooperation.

Текст научной работы на тему «Китайские студенты в Казанском федеральном университете: социальный опрос»

УДК 327

КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

Лю Цзюэ

[email protected]

Аннотация. В данной работе по результатам социального опроса китайских студентов в Казанском федеральном университете проводится анализ и обобщение их состояния в учебе, в бытовой жизни и общественно-культурной коммуникации, выявляются их основной прогресс и трудности в России. Анализ данного исследования может помочь китайским студентам лучше узнать себя, способствовать совершенствованию образовательной программы для иностранных студентов в КФУ и содействовать продолжительному развитию китайско-российского образовательного сотрудничества.

Ключевые слова: китайские студенты, Казанский федеральный университет, образовательное сотрудничество, Китай, Россия.

Актуальность исследования

В последние годы политическое взаимодоверие, торгово-экономическое сотрудничество и гуманитарные обмены между Китаем и Россией выходят на новую ступень. В области образования количество китайских обучающихся в российских вузах непрерывно растет, в том числе и в Казанском федеральном университете.

Будучи старейшим и современным высшим учебным заведением России, КФУ нацелен на активное вхождение в мировое образовательное и научное пространство, рассматривает международное сотрудничество как одно из приоритетных направлений деятельности университета. Он в рамках реализации партнерских соглашений и участия в совместных научно-образовательных проектах установил сотрудничество с 22 университетами, школами, научными организациями Китая. Ежегодно растет количество иностранных студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся в КФУ. В 2014/2015 году в КФУ прошли обучение 273 гр. Китая. В 2015/2016 году -402 гр. Китая. В 2016/2017 году - 574 . На 2017/18 год в КФУ обучаются 4 тысячи иностранных студентов, в том числе 666 гр. Китая. Среди китайских студентов 301 обучается в бакалавриате, 131 - в магистратуре, 15 - в аспирантуре, 148 - на подготовительном факультете, 71 - на стажировке. Очевидно, что те, кто учится на подготовительном факультете, будут и поступать на бакалавриат в КФУ после языковой подготовки. Состояние китайских студентов в учебе и жизни в КФУ привлекает особое внимание со стороны их родителей, руководства КФУ, университетов с китайской стороны, и так же отдела по делам образования Посольства КНР в РФ и других государственных органов. Поэтому исследование состояния китайских студентов в КФУ

имеет особую актуальность. Для того, чтобы узнать их состояние в КФУ, мы провели следующее анкетирование и собеседование.

Анкетирование для китайских студентов в КФУ

В анкетирование входит 31 вопрос, касающийся учебы, жизни и общественно-культурной коммуникации.

Основная информация

В КФУ было случайно отобрано 100 китайских студентов для проведения опроса, среди них 50% составляют девушки, а 50% - юноши.

Они проезжают из разных городов и представляют почти все провинции в Китае. Число китайских студентов из провинций Хэнань, Цзилинь, и Хэйлунцзя входит в тройку лидеров, почти каждый пятый опрошенный приезжает из провинции Хэнань.

Средний возраст респондентов - 20 лет, минимальный возраст - 16 лет, максимальный - 35 лет. По мере расширения социального уровня обучающихся за рубежом, увеличивается и возрастной диапазон студентов. За последние годы количество студентов и бакалавров, приезжающих учиться в России, непрерывно вырастает и происходит всё большая диверсификация уровней образования тех, кто желает получить российское образование. Как результат показывает, что опрошенные китайские студенты обучаются в КФУ два семестра, минимальный срок - один семестр, а максимальный - больше 6 лет.

Учащиеся в КФУ проявляют достаточную гибкость и разнообразие в выборе специальностей, практически в каждом институте КФУ обучаются китайцы. Среди опрошенных 51% специализируются в институте филологии, 19% выбирают институт управления и финансов. В других институтах обучается только по 1-2 студента из Китая.

Почему они выбрали КФУ для учебы? Главными мотивами выбора КФУ для большинства опрошенных являлись следующие: по совету родственников, друзей или преподавателей(40%), по направлению от Минобразования КНР, фирмы или компании либо своего вуза в рамках программ академических обменов, двойных дипломов (20%). Конечно и другие мотивы: престижность диплома КФУ, личное представление об университете (7%), более высокий конкурс при поступлении в университет в Китае (12%), с развитием отношений между Китаем и Россией, у русистов появляется больше возможностей (18%), стоимость на обучение дешевле, чем обучение в странах Европы и США(14%) и т.д.

За чей счет китайские студенты обучаются в России? 80% опрошенных получают российское образование на платной основе, в основном за счёт собственных средств(средств родителей), 13% за счёт государства, а остальные обучаются по обмену.

Учебная жизнь

Средняя стоимость обучения китайских студентов в КФУ составила 117,45 тыс. рублей (примерно 13000 юаней) каждый год. С такой суммой справляется большинство китайских семей.

Какой уровень у китайских студентов в владении русским языком? Только 6% опрошенные считают свой уровень владения русским языком достаточным для учебного процесса, больше половины считают, что не достаточным, ещё 43% студентов думают, что у них знаний русского языка мало для учёбы в КФУ.

Собеседования показывают, что основной проблемой в учебе является слабая подготовка по русскому языку, которая также является источником многих других проблем. Особенно студенты, которые недавно приехали в Россию, из-за плохого знания русского языка и невыработанных речевых навыков, сталкиваются со многими трудностями, они ничего не понимают и не знают, как высказать то, чего они хотят. Возможно, они боятся сделать ошибку на русском языке. Тем более, студенты, обучающиеся на экономическом факультете, изучают сложные специальные предметы на неродном языке, недостаток знания русского языка для них - одно из самых больших препятствий в профессиональном образовании. Согласно результатам опроса, большинство китайских студентов считают, что после первого года обучения они смогли понять большинство содержания на занятиях.

В целом китайские студенты довольны дисциплинами, методикой и программой обучения в КФУ. 17% опрошенные считают, что количество занятий в КФУ приемлемым, но остальные считают, что чрезмерно много или слишком мало. В глазах большинства китайских студентов преподаватели в КФУ серьёзные и ответственные, они не только водят обучение, но и занимаются культурно-просветительской работой, иногда проводят студентов в местные музеи, что способствует их более глубокому пониманию российской культуры. Многие опрошенные утверждают, что при чистом русскоязычном учебном процессе их уровень русского языка быстро повысился. Одновременно они отметили отличие методики преподавания от китайской и особенности механизма мышления русского народа. Занятие в маленькой группе (около 10 человек, а в Китае 30 или более человек) позволяет предоставить им больше возможности практики речи. Конечно, китайские студенты сталкиваются со многими проблемами в учёбе, например, некоторые теоретические предметы для них слишком трудны; без учебника не очень удобно осваивать материалы на занятиях; отсутствие обеденного перерыва мешает эффективности учёбы; общежитие находится далеко от учебного корпуса и т.д.

После анализа успеваемости в профессиональной подготовке, как профессиональные знания и техники, умение говорения и слушания, умение письма и чтения, мы заметили, что наибольший прогресс китайских студентов получился в таких аспектах речевой деятельности, как говорение и слушание. Это объясняется тем, языковая среда им очень помогла. В русскоязычной среде студент либо активно принимает участие в коммуникации, либо испытывает пассивное влия-

ние от окружающей языковой среды: вокруг него везде россияне, таким образом, практика языка становится необходимой частью жизни.

Бытовые условия

Вопросы о бытовой жизни многообразные. Как они живут в Казани? 96% студентов живут в общежитиях, из них 69% в целом удовлетворены условиями и правилами проживания, только 5% живут в арендованных квартирах.

91% студентов обычно готовят сами. Кроме того они предпочитает питаться в Бургер Кинг, СТС, Макдоналдс и китайских ресторанах.

Средние бытовые расходы на питание, проживание, транспорт, досуг и другие за месяц оставили 18.3 тыс. рублей (примерно 2300 юаней).

48% студентов часто звонит домой, 35% иногда звонит домой, а 13% практически не звонит.

На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» 84% опрошенных отвечают, что любят остаться в интернете или слушать музыку, 50% любят заниматься спортом, 47% иногда спят, 35% предпочитают компьютерные игры, 34% любят путешествовать или участвовать в различных мероприятиях и 31% играют с друзямти.

Насчет подработки ответы показывают, что 65% студентов подрабатывают, около 20% занимаются закупкой по поручению, иначе говоря, каждый пятый опрошенный этим занимается. Закупки по поручению популярны в Китае, люди покупают товары через знакомых из Америки, Кореи, Японии, России, так как импортная косметика на китайском рынке стоит дорого. И студенты, которые учатся за границей, входят в такую команду, чтобы зарабатывать. «Как Вы оцениваете закупки по поручению, влияют ли они на учёбу ? Могли бы Вы дать какие-нибудь советы?» На этот вопрос опрошенные ответили по-разному, одни считают, что это зависит лично от себя, в своё свободное время купить косметику для других не только позволяет заработать деньги, но и обогащает. Но не стоит в таком случае, если придется жертвовать учёбой. Особенно юноши не разбираются в этом деле, им надо тратить больше времени и сил, поэтому они не могут концентрироваться на учёбе. Один из опрошенных сказал: «Когда студенты начинают зарабатывать деньги, они не могут совладать с собой и забывают своё первоначальное намерение, поэтому если вы хотите заниматься закупками по поручению, надо быть разумными и трезвыми».

Результат опроса показал, что многие китайские студенты не привыкли к климату и еде в Казани. Климат в Казани сильно отличается от климата в Китае, поскольку климат в большинстве китайских провинций принадлежит к умеренному и субтропическому, самая холодная температура - около 0 градуса, ярко выражены времена года. А климат в Казани принадлежит к умеренно-континентальному, зима продолжается полгода, часто бывает холодно, самая низкая температура минус 350С градусов. Благодаря отоплению 80% китайских студентов не жалуются на климате в Казани. А к российской еде привыкли толь-

ко 62% опрошенных, некоторым не нравится, что еда слишком сладкая. После проведенного опроса мы обнаружили следующие причины.

В первую очередь, психологическое отторжение российской еды. Китайцы с детства привыкли к своей кухне. Затем, рис и мучные изделия важны для китайцев как картофель для россиян. В Китае овощи выращивают все времена года, люди едят овощи каждый день, а в России небольшой выбор привычных продуктов и, в частности, овощей. Ещё существует разница в способе приготовления пищи. Китайская кухня славится мастерством разделки, точным выбором режима огня и разнообразием способов приготовления блюд. Кроме того, в китайской кухне особое место занимают приправы, а русская кухня готовится совсем по-другому. Поэтому 91% китайских студентов готовят сами в общежитии.

Респонденты единогласно согласны с тем, что благодаря жизни за границей, они стали более самостоятельными, а также научились самоконтролю. Это объясняется тем, что им надо жить в незнакомой обстановке, без контроля родителей и помощи друзей. Они готовят для себя, несут ответственность за свою учебу, решают проблемы и организуют свой быт и своё время.

Общественно-культурная коммуникация

Жители в Казани хорошо воспитанные и культурные. Они ходят в театр, в кино, занимаются спортом и т.д. Сотрудники КФУ или местные жители часто организуют разнообразные мероприятия. Как показывает опрос, 87% китайских студентов приняли участие в мероприятиях 1 -3 раза или больше 3 раз. Это помогает им войти в социум и интегрироваться в российское общество.

Исследователи давно пришли к выводу о необходимости соизучения языка и культуры, 72% студентов частично заинтересованы в традиционной русской культурой, 20% опрошенных очень заинтересованы. Они потрясены достижениями россиян в областях искусства, литературы и архитектуры. В Казани открыты разнообразные музеи: художественный, музыкальный, дома-музеи и т.п. Посещение музеев помогает студентам глубже понять Россию и заинтересоваться русским языком и русской культурой.

Путешествие дает возможность лучше узнать мир. Кроме города Казань, 2% студентов посетили 10 российских городов, 71% опрошенных посетили 1-3 города, а 18% студентов не были в других городах. Путешествие расширяет наш кругозор, испытывая неожиданные ситуации в путешествиях, мы учимся быстрому реагированию, адаптации, креативности, неординарности, приобретаем новые навыки общения. Путешествие по России помогает китайским студентам знакомиться с российской историей, традициями и обычаями, обогащает наше знание и развивает речевые способности в общении с местным населением.

Насчет эффективности административного управления КФУ, опрос показывает, что 81% опрошенных недовольны. Особенно во время начала се-

местра они с утра до вечера стояли в очереди в ожидании оформления документов, потому что студентов слишком много, а работников мало.

С ростом количества китайских студентов в КФУ рекомендуем набирать волонтёров, которые хорошо знают китайский и русский языки для повышения эффективности работы. Они могут помочь в работе с новыми приезжающими и объяснять им нужные процедуры и то, на что следует обратить внимание.

Согласно опросу 86% китайских студентов главным образом общаются с китайскими друзьями, а лишь 14% студентов общаются с российскими друзьями или с друзьями из других стран. У 58% студентов есть русские друзья, но очень редко с ними поддерживают связь, ещё у 15% пока нет ни одного русского друга. При этом важно понимать особенности китайского менталитета, некоторые не любят активно общаться с незнакомыми людьми, они стесняются или боятся из-за большой культурной разницы, ещё они не уверены в своем уровне русского языка. Здесь нельзя не упомянуть, что желание общаться с китайскими студентами только у тех русских студентов, которые изучают китайский язык. Поэтому 86% китайских студентов проводят время чаще всего со своими соотечественниками. Многие считают, что большее значение имеет непосредственное общение с местными жителями. Можно увидеть, как они живут и как они размышляют. На занятиях общение преподавателя со студентами строится с помощью условно-речевых ситуаций и нередко носит несколько условный характер. Внеаудиторная деятельность может быть более разнообразной и реальной.

Обучение и жизнь в России соответствуют ли ожиданиям китайских студентов? По ответам видно, что 51% опрошенных считают, что частично совпадают, лишь 10% отвечают, что полностью соответствуют, а остальные указывают, что не так, как ожидали. В чем проблема? Помимо плохого владения русским языком, китайские студенты высказали такие трудности, как одиночество, проблема межкультурной коммуникации, отсутствие практики устной речи, безопасность, магистранты и бакалаврианты в одном общежитии, у них есть большое различие в режиме дня и т.д.

В общем, учеба в России помогает китайским студентам узнать разные культуры и традиции, которые сильно отличаются от китайской, дружиться со студентами из других стран. Действительно адаптация китайских студентов к русскоязычному пространству - процесс нелегкий, но в результате у них совершенствуются мировоззрение, взгляды на мир, на жизнь и ее ценность, а также повышаются сознательность и стойкость в учебе и в жизни благодаря новым испытаниям в понимании культурного многообразия, одно-вренно у них офрмируется готовность к новому и необычному испытанию.

Заключение

Полученные нами результаты анализа данных свидетельствуют о том, что китайские студенты в целом привыкли к жизни в России, но из-за слабой подготовки по русскому языку и большой разницы в климате, еде, системе

образования и культуре, они столкнулись со многими трудностями. В то же время они достигли успехов в учебе, в бытовой жизни и общественно-культурной коммуникации. Например, улучшение русского языка, получение профессиональных знаний, повышение самостоятельной способности, расширение кругозора, понимание культурного многообразия и др.

Надеемся, что состояние китайских студентов привлекает большее внимание. Проблемы, которые указаны в данной статье, будут решать руководствами вуза, психологами и педагогами. Всё это даёт возможность китайским студентам лучше учиться и жить в России. В конечном счете, это будет способствовать устойчивому и здоровому развитию китайско-российского сотрудничества в области образования.

CHINESE STUDENTS IN KAZAN FEDERAL UNIVERSITY: SOCIAL SURVEY Liu Jue

Abstract. In this paper, based on the results of a social survey of Chinese students at the Kazan Federal University, they analyze and summarize their state of learning, everyday life, and social and cultural communication, identify their main progress and difficulties in Russia. The analysis of this study can help Chinese students to better understand themselves, contribute to the improvement of the educational program for foreign students in KFU and contribute to the long-term development of Chinese-Russian educational cooperation.

Keywords: Chinese students, Kazan Federal University, educational cooperation, China, Russia.

Дата поступления 23.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.