Научная статья на тему 'Анализ академической мобильности китайских студентов'

Анализ академической мобильности китайских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ACADEMIC MOBILITY / CHINESE STUDENTS / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / STUDY ABROAD / KAZAN FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Ланьи, Аликберова Альфия Рафисовна

В работе рассмотрены вопросы усиления роли КНР на мировой арене, проведения политики реформ и открытости, что даёт мощный толчок и для расширения академической мобильности китайских студентов, привлекая всё новых абитуриентов получать образование за рубежом, представлен анализ структуры академической мобильности китайских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of academic mobility of Chinese students

The paper discusses some issues of strengthening the role of China in the world arena, political reforms that give a powerful impulse for the expansion of academic mobility of Chinese students, and attracting new students to study abroad. The aim of the present research work is to analyze the structure of the academic mobility of Chinese students.

Текст научной работы на тему «Анализ академической мобильности китайских студентов»

Ли Ланьи*, А.Р. Аликберова**

Анализ академической мобильности китайских студентов

АННОТАЦИЯ: В работе рассмотрены вопросы усиления роли КНР на мировой арене, проведения политики реформ и открытости, что даёт мощный толчок и для расширения академической мобильности китайских студентов, привлекая всё новых абитуриентов получать образование за рубежом, представлен анализ структуры академической мобильности китайских студентов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: академическая мобильность, китайские студенты, российско-китайские отношения, обучение за рубежом, Казанский федеральный университет.

Последнее десятилетие ХХ в. и первое десятилетие XXI в. стали для Китая эпохой новых вызовов и новых возможностей. Для решения новых задач руководство КПК полностью пересмотрело стратегические планы развития, были скорректированы старые и сформулированы новые принципы, ключевые концепции как во внутренней, так и во внешней политике.

Основополагающая концепция «политики реформ и открытости», предусматривающая в качестве основных целей развитие внешнеэкономических связей КНР, увеличение использования передовой

* Ли Ланьи, PhD, доцент Хунаньского педагогического университета, директор Института Конфуция Казанского (Приволжского) федерального университета; E-mail: lanyili2005@ 126.com

** Аликберова Альфия Рафисовна, к.и.н., старший преподаватель кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, Татарстан, Россия; E-mail: affiakasimova@,gmail.com

© Ли Ланьи, Аликберова А.Р., 2017

471

иностранной техники и технологий, расширение экспорта, внедрение новых форм внешних экономических связей и привлечение иностранного капитала, в начале 2000-х гг. была дополнена несколькими новыми стратегиями. Председатель КНР Цзян Цзэминь сформулировал концепции «многополярности» и «выхода вовне» (ШЖ^),

но ключевой новационной концепцией стало «великое возрождение Китая» (ФД^^Ж^). На ХУ1-м съезде КПК Цзян Цзэминь определил три основные исторические задачи, стоящие перед руководством и партией: «... продвижение вперёд модернизации, завершение объединения Родины, защита мира во всём мире и стимулирование совместного развития. Словом, осуществить великое возрождение китайской нации на пути социализма с китайской спецификой».

Председателем КПК особо отмечено создание новых принципов внешнеполитической работы, в частности, указано на необходимость активизации двусторонней и многосторонней дипломатической деятельности, а также международного обмена и сотрудничества с целью повышения статуса страны на международной арене. Сформулирована и определена необходимость равного внимания как к материальной, так и к духовной культуре: «.Важно, исходя из китайских реалий, продолжать лучшие традиции национальной культуры, брать всё полезное у зарубежной культуры, формировать социалистическую духовную культуру, непрерывно повышать идейно-нравственные качества и научно-культурный уровень всей нашей нации». В разделе доклада, посвящённом культурному строительству и реформе культурной системы, Цзян Цзэминь отмечал, что Китай выступает за сохранение многообразия мира и намеревается «. широко развёртывать народную дипломатию, ширить внешний обмен в области культуры, укреплять дружбу между народами, стимулировать развитие межгосударственных отношений.».

Кроме того, в стремлении увеличить своё влияние не только на региональном, но и на мировом уровне КНР активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своём развитии несколько тысячелетий. В настоящее время набирает популярность концепция «мягкой силы» (Ш^Л), которая подразумевает использование нематериальных властных ресурсов культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Для наращивания совокупной мягкой силы государства используются различные инструменты, в том числе и технологии культурной дипломатии Одним из таких

механизмов, способствующих выходу Китая вовне, продвижению

472

китайской культуры и языка за рубежом, накоплению мягкой силы государства является академическая мобильность.

Вследствие укрепления культурных взаимодействий между разными народами, усиления экономики и духовной культуры Китая всё больше китайских семей рационально и целенаправленно выбирают обучение за границей. Образование за рубежом становится обязательным направлением развития китайского образования.

Согласно статистике китайского портала Learning.Sohu.com, по-свящённого обучению за рубежом (ШШШЖ) [1], ключевым фактором при выборе обучения за границей стали расширение кругозора, накопление опыта и желание лучших условий для учёбы, при этом количество студентов, выбравших расширение кругозора и накопление опыта, составляют 69,3 %, а желающих лучших условий для учёбы — 67,0% (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные причины обучения за рубежом граждан КНР

473

Несмотря на ежегодное увеличение количества китайских учащихся, обучающихся за рубежом, учащиеся и их родители по-прежнему отдают предпочтение известным и привычным для обучения странам: США, Великобритании, Австралии. Наряду с этим, Канада, Голландия, Корея, Сингапур и Россия также постепенно становятся привлекательными для китайских учащихся (см. таблицу 2) [1].

Помимо вышеперечисленных государств, к обучению в Голландии, Ирландии, Италии, Испании, Аргентине, странах Юго-Восточной Азии также проявляется интерес китайских студентов. Распределение китайских учащихся по зарубежным странам в целом можно охарактеризовать как «высокую концентрацию и широкую распространённость».

Таблица 2

Страны, наиболее привлекательные для обучения китайцев за рубежом

ТОРЮ

тт

¿¡¡¿¿59%

тягт

тжх

п

9% п

а*

474

Учащиеся за рубежом проявляют достаточную гибкость и разнообразие в выборе специальностей, большинство выбирают будущие профессии, связанные с предыдущим образованием или наиболее популярные в своей стране, например, финансовое дело, бухгалтерию, управление экономикой и т.д. Согласно статистике китайского портала Learning.Sohu.com [2], среди опрошенных учащихся 17% специализируются на инженерном деле и прикладных технологиях, около 50% выбирают экономическое управление и финансовое дело, 6% выбирают гуманитарные науки и средства массовой коммуникации (см. таблицу 3).

Таблица 3

Выбор специальностей при поступлении в зарубежный вуз

штшшшшъ

По мере расширения социального уровня обучающихся за рубежом, увеличивается и возрастной диапазон студентов. За последние годы количество школьников и бакалавров, уезжающих учиться за границу, непрерывно увеличивается и происходит всё большая диверсификация уровней образования тех, кто желает получить зарубежное образование. Согласно «Отчёту по динамике обучения за границей» (ФДШЩ^Ш) [3], учащиеся старших классов школы

475

среди обучающихся за рубежом составляют 38%, бакалавры — 51% и магистры — 15% (см. таблицу 4).

Таблица 4

Распределение по уровню образования

Российско-китайское партнёрство в сфере образования и науки продолжается не одно десятилетие, но с каждым годом количество совместных проектов и разработок становится всё больше. Актуальность взаимодействия с образовательными и научными учреждениями Китая обусловливается рядом факторов, в числе которых — эффективное экономическое развитие КНР, позиционирование Китая как стратегического партнёра России, возрастающая потребность в подготовке высококвалифицированных национальных кадров, в том числе и за рубежом. А создание крепкой межгосударственной договорно-правовой базы культурного и образовательного сотрудничества способствует быстрому развитию отношений в данной сфере.

Со второй половины 1990-х гг. российско-китайское сотрудничество переходит на качественно новый уровень — начинается реализация конкретных крупномасштабных проектов: ежегодные фестивали культур, Годы национальных языков, тесное взаимодействие в области спорта, туризма, театрального и музыкального искусств, открываются центры по изучению китайского и русского языков. Все мероприятия, реализуемые в рамках межправительственных соглашений, имели большой политический и социо-культурный эффект, изменилось отношение народов друг к другу, увеличился поток достоверной информации о странах, что имело благоприятное

476

влияние на имидж государств. Кроме того, необходимо отметить политическую и экономическую значимость этих проектов. После проведения Года России в Китае и Года Китая в России значительно увеличился туристический поток, а также количество россиян, обучающихся в Китае, и китайцев, получающих образование в России.

Обобщив данные посольства России в Китае, организаций студентов-иностранцев и опубликованные в России материалы, мы пришли к выводу, что ныне в России обучается около 40 000 китайских студентов, среди них от 50 до 60% находятся в Москве, Санкт-Петербурге и примыкающих к ним районах. За последние годы возросло количество китайских студентов, обучающихся в небольших городах дальневосточного региона, центральной и западной России (см. таблицу 5), например, в Казани, Нижнем Новгороде и т.д.

Таблица 5

Распределение граждан КНР, обучающихся в России, по городам и регионам

Региональный анализ

■ Моска и московская область

Санкт-Петербург и Ленинградская

область

■ Дальний Восток и

Сибирь

■ Другие города и

Согласно статистическим данным специального раздела «Жэнь-минь жибао», посвящённого загранице [4], китайские учащиеся в России выбирают те же специальности, что в США и Европе, в основном это финансовое дело, бухгалтерия и управление. Специальности, связанные с русским языком, также составляют большой процент. Это свидетельствует о сохранении в современном обществе Китая понимания его развития в первую очередь как основной финансово-экономической державы (см. таблицу 6).

477

Таблица 6

Выбор специальностей гражданами КНР, обучающимися в РФ

30 Анализ специальностей

НИН Финансы, бухучет, Русский язык Искусство М управление кг едицина Другое

За последние годы количество желающих обучаться на бакалавриате удвоилось, а рост количества выбравших обучение в магистратуре, наоборот, замедлился. По этой причине в Китае новой тенденцией в области заграничного обучения стало «омоложение» учащихся. Согласно статистике Отдела образования Российского посольства в Китае, представители которого докладывали о ситуации на Всероссийском съезде китайских студентов в Казани в 2015 г. Г51, бакалавров, обучающихся в России, — 45%, магистров — 35%, докторантов — 20% (см. таблицу 7).

Таблица 7

Анализ уровня квалификации студентов из КНР, обучающихся в России

478

Преимущества и недостатки обучения в России в качестве студента-иностранца

Преимущества обучения в России

1. Несложно поступить на учёбу. Для поступления на подготовительные курсы в любой ВУЗ страны необходимо предоставить лишь свидетельство об окончании среднеобразовательного учебного заведения, после окончания курсов и успешной сдачи экзаменов можно поступить на бакалавриат по специальности.

2. Стоимость обучения ниже, чем в Европе и США. Это является одним из решающих факторов для родителей при выборе обучения в России.

3. Большое количество известных университетов с мировым именем, например Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО.

Недостатки обучения в России

1. Вопрос личной безопасности, который всегда волновал желающих обучаться в России. В последние 2 года проблемы с общественным порядком, сравнительно высокий уровень преступности, усугубление террористической опасности способствовали падению привлекательности учёбы в России.

2. Сложность русского языка, одного из самых сложных для изучения в мире. Часто встречаются случаи невозможности эффективного овладения специальностью по причине языковой некомпетентности. В отличие от английского языка, который широко распространён, интеграция русского языка в мировое сообщество пока невелика.

3. Недостатки внешней среды: условия для проживания и обучения в России не так комфортны, как в США и европейских странах, климат — относительно холодный.

Преимущества и недостатки обучения в средних и малых городах России (на примере Казани)

Преимущества обучения в Казани

1. Расходы на обучение и проживание ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах.

2. Сравнительно маленький процент иностранцев, что позволяет создать хорошую языковую среду для обучения.

3. Ситуация с общественным порядком более стабильная, чем в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, есть гарантия личной безопасности студентов.

479

4. В Казани находятся известные по всей России ВУЗы: Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет, Казанская консерватория и др. Эти учебные заведения занимают видное место в мировом рейтинге ВУЗов.

Недостатки обучения в Казани

1. Несмотря на наличие в Казани таких ВУЗов, как КФУ, КНИТУ и т.д, количество мест в них ограничено, выбор специальностей заметно меньше, чем в вузах Москвы и С.-Петербурга. В особенности ощущается нехватка вузов медицинской и художественной направленности.

2. Континентальное расположение Казани и недостатки экономического развития определяют сложность при устройстве на работу и невысокий уровень зарплат.

3. Хотя известность Казани выросла за последние годы, она всё ещё не достигла уровня Москвы и С.-Петербурга, по конкурентоспособности Казань уступает другим мегаполисам.

4. Транспортная инфраструктура развита слабо, отсутствует прямое авиасообщение с Китаем, плохо развито сообщение с другими городами.

Таким образом, несмотря на то, что обучение в России не столь популярно, как обучение в США и Европе, по мере укрепления связей между Китаем и Россией взаимоотношения двух стран становятся все более тёплыми и российские ВУЗы активно проводят мероприятия по привлечению китайских студентов. В будущем взаимоотношения Китая и России в области образования за рубежом вернутся в состояние «медового месяца» и Россия станет центром притяжения для китайских учащихся.

Литература

1. Портал на китайском языке, посвященный обучению за рубежом, — ШШШЩ. Статистика причин и целей обучения за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://mt.sohu.com/20161009/n469794694.shtml (дата обращения: 15.10.2016.).

2. Портал, посвящённый обучению за рубежом, — Статистика по трудоустройству. [Электронный ресурс]. URL: http://m.sohu.com/n/440937 866/ (дата обращения: 15.10.2016.).

3. Отчёт по динамике обучения за границей, — ФШШ^&Ш. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vccoo.eom/v/e4ab 17 (дата обращения: 15.10.2016.).

4. Официальный сайт ежедневной газеты «Жэньминь жибао». [Электронный ресурс]. URL: http://people.com.cn/ (дата обращения: 15.10.2016.).

480

5. Официальный сайт Посольства КНР в РФ. Отдел образования. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ (дата обращения: 15.10.2016.).

Li Lanyi*, A.R. Alikberova* * Analysis of academic mobility of Chinese students

ABSTRACT: The paper discusses some issues of strengthening the role of China in the world arena, political reforms that give a powerful impulse for the expansion of academic mobility of Chinese students, and attracting new students to study abroad. The aim of the present research work is to analyze the structure of the academic mobility of Chinese students.

KEYWORDS: academic mobility, Chinese students, Russian-Chinese relations, study abroad, Kazan Federal University.

* Li Lanyi, PhD, Doctor of Hunan Normal University, Yuelushan Lu HNU, Changsha, Hunan, PRC; E-mail: lanyili2005@126.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Alikberova Alfiya Rafisovna, senior lecturer, PhD in History, Department of Altay and Sinological Studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies. Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Tatarstan, Russia; E-mail: alfiakasimova@,gmail.com

481

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.