А.Р. Аликберова*
Татарстано-китайские отношения в гуманитарной сфере: формы взаимодействия
АННОТАЦИЯ: Республика Татарстан занимает лидирующее положение по многим показателям как внутри государства, так и на международной арене, в связи с чем может стать хорошим примером для других регионов РФ в вопросах расширения гуманитарного сотрудничества с Китайской Народной Республикой.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Татарстан, татарстано-китайс-кие отношения, гуманитарное сотрудничество, Казанский (Приволжский) федеральный университет, региональное сотрудничество.
Российско-китайские отношения являются постоянным объектом исследования российских и зарубежных учёных. Изучая отечественную и зарубежную историографию гуманитарного сотрудничества России и Китая, представленную в работах В. Л. Ларина, В.Г. Дацы-шена, Б. Гэна, Д. Лю, мы видим, что учёными накоплен немалый теоретический и фактический материал, раскрывающий позиции стран во внешней политике, масштабы российско-китайских отношений в области культуры, образования и науки, а также дающий возможность для дальнейшей работы по указанной теме. При этом региональные аспекты двустороннего взаимодействия исследованы в меньшей степени, татарстано-китайские отношения также не получили должного освещения в научной литературе.
* Аликберова Альфия Рафисовна, канд. ист. н., кафедра китаеведения и стран Азиатско-Тихоокеанского региона Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, Казань; E-mail: affiakasimova@,gmaiLcom
© Аликберова А.Р., 2016
110
Современный уровень регионального сотрудничества между Россией и Китаем формирует новые возможности взаимодействия национальных рыночных экономик, территорий, культур, народов и политических систем двух соседних государств и оказывает влияние на развитие многосторонних процессов региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). К настоящему времени в российско-китайском межрегиональном сотрудничестве участвуют около 50 субъектов и городов Российской Федерации. Наиболее интенсивно развиваются контакты пограничных регионов. Это Приморский и Хабаровский края, Амурская, Читинская области и Еврейская автономная область, с российской стороны, и провинции Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, Автономный район Внутренняя Монголия — с китайской. Сейчас в процесс регионального взаимодействия всё активнее начинают втягиваться и районы западной части России, например Республика Татарстан (РТ). Изучение татарстано-китайских связей позволит не только раскрыть солидный потенциал двустороннего сотрудничества в разных сферах, но и помочь решить ряд важных вопросов, а значит, будет содействовать укреплению взаимопонимания и доверия между Республикой Татарстан и Китайской Народной Республикой.
Двустороннее партнёрство в сфере образования и науки продолжается не одно десятилетие, и с каждым годом количество совместных проектов и разработок становится всё больше. Актуальность взаимодействия с образовательными и научными учреждениями Китая обусловливается рядом факторов, в числе которых эффективное экономическое развитие КНР, его позиционирование как стратегического партнёра России, возрастающая потребность в подготовке высококвалифицированных национальных кадров, в том числе и за рубежом. Быстрому развитию отношений в данной сфере способствует и создание крепкой межгосударственной договорно-правовой базы гуманитарного сотрудничества.
Нормализация политических отношений между двумя государствами в конце 1980-х — начале 1990-х гг. создала предпосылки для развития образовательных связей нового уровня. В этот период наблюдался настоящий бум в изучении русского и китайского языков не только в приграничных районах двух стран. Такой всплеск во многом определялся не культурным интересом, а рыночной конъюнктурой: спросом на специалистов. Не стал исключением и Волго-Вятский регион России. На факультете татарской филологии Казанского государственного университета открывается кафедра восточных языков, на которой начинают преподавать китайский язык после долгого перерыва. В 2000 г. кафедра трансформируется в Институт востоковедения,
111
а китайский язык становится одним из основных восточных языков специализации студентов. Именно в структуре этого Института открывается Институт Конфуция, который начинает функционировать в сентябре 2007 г. Университетом-партнёром с китайской стороны становится Хунаньский педагогический университет (ХПУ, г. Чанша), соглашение об учебном, научном и культурном сотрудничестве с которым было подписано ещё в 1990 г.
Татарстано-китайские отношения в гуманитарной сфере развиваются уже более двадцати лет, но в наиболее активную фазу они вошли после визита в нашу Республику Председателя КНР Ху Цзиньтао в марте 2007 г. В ходе визита было подписано Соглашение об открытии Института Конфуция (далее ИК) на базе Казанского государственного университета (сейчас Казанский (Приволжский) федеральный университет), который стал центром распространения китайского языка и культуры в Республике Татарстан. На сегодняшний день ИК Казанского университета открыл свои филиалы в Набережных Челнах, Елабуге, Чебоксарах, а также в ряде казанских школ.
По данным официальных отчётов Департамента внешних связей КФУ (ДВС КФУ) на 2010 г. Казанский (Приволжский) федеральный университет имел подписанные соглашения о сотрудничестве и участии в совместных научно-образовательных проектах с шестью китайскими вузами и организациями — это Хунаньский педагогический университет, Сянтанский государственный университет (провинция Хунань, г. Сянтан), Синьцзянский государственный университет (Синьцзян-уйгурский автономный округ, г. Урумчи), Гуандун-ский университет международных исследований (провинция Гуандун, г. Гуанчжоу), Шаньдунский государственный университет (провинция Шаньдун, г. Цзинань) и Китайский геологический университет (провинция Хубэй, г. Ухань). На 2010 г. активная работа была налажена лишь с двумя вузами (ХПУ и Китайским геологическим университетом). Формально договоры существовали, но в действительности научно-образовательный обмен в полной мере не осуществлялся.
Согласно опубликованной на сайте ДВС КФУ [8] информационной справке за 2014 г., активное сотрудничество осуществляется со следующими образовательными и научными организациями: Хунаньский педагогический университет (студенческий и преподавательский обмен, основное направление — филология, русский и китайский языки, сотрудничество в рамках Института Конфуция); Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом (НапЬап, организация и финансирование Института Конфуция); Цзинаньский университет (научное сотрудничество в области физики); Институт традиционной китайской медицины и
112
натуральных продуктов Университета г. Ухань (научное сотрудничество в области биологии); Шанхайская астрономическая обсерватория (научное сотрудничество в области астрономии, совместные исследования, публикации); Пекинский университет международного обучения (Второй Пекинский институт иностранных языков, привлечение китайских студентов на обучение в КФУ, филология); Шанхайский педагогический университет (студенческая мобильность, основное направление — филология, русский и китайский языки); Нанькайский университет г. Тяньцзинь (научное сотрудничество в области экологии, стажировки сотрудников КФУ); Университет Гуанчжоу (студенческая мобильность, филология); Синьцзян-ский университет (биология, филология); Национальная астрономическая обсерватория Академии наук КНР; Нанкинский педагогический университет (г. Нанкин, Китай). Следует отметить положительную динамику работы с китайским направлением, к 2014 г. количество партнёрских договоров возросло вдвое, а также расширилась область совместных научных разработок.
Программа студенческой мобильности с Хунаньским педагогическим университетом является одной из наиболее активных программ такого рода в КФУ. Помимо студенческого реализуется преподавательский обмен: как минимум по одному преподавателю китайского и русского языка командируется в вуз-партнёр на учебный год. В 2015-2016 учебном году в КФУ находятся 2 преподавателя из ХПУ: Ли Ланьи (Li Lanyi) в Институте международных отношений, истории и востоковедения и Ли Чжэнвэнь (Li Zhengwen) — в Елабужском филиале КФУ. Ещё один китайский преподаватель, Лю Дунна (Liu Dongna) из Синьцзянского педагогического университета, работает в ИМОИВ также по линии и при финансовой поддержке Генеральной канцелярии по распространению китайского языка в мире «Ханьбань».
С 2010 г. ежегодно в ХПУ организовывается летний лагерь. В программу занятий входят экскурсии по Пекину и провинции Хунань, а также 10-дневный интенсивный курс изучения китайского языка. Слушатели программы получают сертификат ХПУ. В 2014 г. лагерь проходил с 4 по 17 июля, группа состояла из 20 человек из Казани, Н. Челнов и Елабуги. Группа за время пребывания в Китае прошла курс по китайскому языку и познакомилась с культурой Китая.
Начиная с 2008 года, в октябре в стенах Казанского университета ежегодно проходит Международная конференция «Россия-Китай: история и культура». Каждый год организаторы выбирают определённый аспект международной политики, экономики, истории и культуры взаимодействия двух стран темой мероприятия. Данное
113
мероприятие собирает около 50 синологов и востоковедов, в т.ч. и из партнёрских китайских вузов. 8-11 октября 2015 г. на базе Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ прошла уже 8-я Международная научная конференция при участии руководства Хунаньского педагогического института и представителей Посольства КНР в Москве. Участники конференции обсудили актуальные вопросы филологии и методики обучения китайскому языку, а также истории, современного состояния и перспектив российско-китайских отношений. В рамках данного мероприятия состоялись открытые лекции ведущих отечественных и зарубежных учёных: профессора из Хунаньского университета Лю Сюна (Liu Xiong) на тему «Советская помощь Китаю во время японской агрессии в исследованиях китайской научной общественности (ФД^^^^^ЩЙ ^аВЙШЙ^Й.)», доктора филологических наук, профессора кафедры Китайской филологии Санкт-Петербургского государственного университета А.Г. Сторожука, который рассказал об особенностях мировосприятия в восточных обществах. Большой интерес аудитории вызвали лекции доцента департамента истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге И.В. Саблина «Пост-имперское управление Сибири и Монголии, 1911-1924» (презентация монографии Governing PostImperial Siberia and Mongolia, 1911-1924), а также магистра философии, младшего научного сотрудника Лаборатории исследований проблем межэтнических коммуникаций преподавателя РГППУ, ЦДО «Школа Конфуция» А.К. Вагнера «Китайская чайная культура».
На сегодняшний день налажено активное сотрудничество между Казанским университетом и Синьцзянским университетом. Взаимодействие началось благодаря визиту в 2002 г. в Казанский университет делегации китайского вуза, в состав которой входил профессор А. Аббас, известный учёный-лихенолог. Благодаря его инициативе биологи казанского и китайского университетов сотрудничают в области обмена научными знаниями, участия в конференциях и публикациях. В апреле 2010 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве между Колледжем наук о жизни и технологий Синьцзянского университета и Институтом фундаментальной медицины и биологии КФУ (ранее биолого-почвенный факультет). С учётом имеющегося сотрудничества по ряду направлений в настоящее время международными службами двух вузов подготовлен проект межуниверситетского соглашения. Прорабатывается вопрос о направлении магистров и аспирантов Института фундаментальной медицины и биологии КФУ в 2015-2016 учебном году на стажировку в Синьцзянский университет за счёт средств Казанского федерального университета. В
114
рамках официального визита делегации республики Татарстан во главе с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым 15 апреля 2014 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между КФУ и Синьцзян-ским университетом.
Учёные КФУ сотрудничают с китайскими коллегами из Шанхайской астрономической обсерватории (астрономия), Нанькайского университета г. Тяньцзинь (экология), Цзинаньского университета (теоретическая физика, история), Сычуаньского университета (биомедицина), Уханьского университета (перспективные материалы), Университета Ланьчжоу (физика), Университета природы и интеллектуальных технологий Академии наук КНР (алгебра), Институтом связи в Шицзячжуане (радиофизика).
Казанский университет приглашает учёных из Китая для выступления с открытыми лекциями перед сотрудниками и учащимися университета, а учёные КФУ в свою очередь принимают участие в научных мероприятиях в Китае. В 2013 г. директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ проф. Р.Р. Хай-рутдинов принял участие в работе международной конференции «1943: laying a foundation to the post-war world political pattern», по-свящённой 70-летию Каирской и Тегеранской конференций (Пекин, 23-25 ноября 2013 г.). В ходе конференции состоялись рабочие встречи Р.Р. Хайрутдинова с руководством Институтов новой истории и мировой истории CASS, на которых обсуждались конкретные шаги по развитию двусторонних научных связей, по подготовке Соглашения о сотрудничестве между институтами.
В августе 2014 г. директор Института международных отношений, истории и востоковедения Р.Р. Хайрутдинов успешно прошёл обучение на семинаре повышения квалификации, организованном в Восточно-Китайском педагогическом университете (ВКПУ) для директоров Институтов Конфуция и руководителей мировых востоковедческих вузов. ВКПУ является базовым вузом для Государственной Канцелярии по распространению китайского языка и культуры Китая за рубежом (Ханьбань) по научно-методическому сопровождению деятельности Институтов Конфуция во всём мире.
В течение недели более 30 руководителей институтов из различных стран (России, Пакистана, Южной Кореи, Камбоджи, Японии, Турции, Бенина, Эфиопии, США, Германии, Испании, Канады, Перу, Чили, Дании, Кыргызстана, Таджикистана, Ирландии, Зимбабве и др.) слушали лекции, участвовали в работе круглых столов, семинаров, обменивались мнениями и дискутировали по новым планам обучения китайскому языку и культуре, программе развития Институтов
115
Конфуция, особенностям преподавания китайского языка, оценке качества Институтов Конфуция и другим вопросам.
В рамках развития двусторонних региональных отношений большие перспективы имеет сотрудничество между Казанским отделением РИО и Синьцзянским историческим обществом, многонациональным регионом Китая, в котором проживают татары, уйгуры, казахи, узбеки, представители других народов и национальностей. Мяо Пу-шэн, председатель Синьцзянского исторического общества, вице-президент Академии общественных наук Синьцзяна, высказал глубокий интерес к обмену учёными и специалистами, подготовке кадров как в университетах и научных центрах автономного района Синь-цзян, так и в институтах и факультетах КФУ, перспективам совместной работы над историей Синьцзяна и древней историей татарского народа по выявлению и публикации исторических источников.
Профессор кафедры теоретической физики Р.Р. Нигматуллин успешно сотрудничает с Шаньдунским университетом. В апреле 2014 года проф. Нигматуллин прочёл в китайском вузе цикл лекций по общей теории воспроизводимого эксперимента и приведения к идеальным условиям. В настоящее время с международным отделом Шаньдунского университета обсуждается проект рамочного соглашения о сотрудничестве и протокола о студенческом обмене.
С 2012 г. развивается партнёрство юридического факультета КФУ с юридической школой Нанкинского педагогического университета КНР, которая занимает лидирующие позиции в системе китайского юридического образования. Студенты-юристы КФУ два года подряд (2013-2014 гг.) принимали участие в Летней школе по праву, проходившей на базе Нанкинского университета. Программой летней школы были предусмотрены круглые столы, посещение Верховного народного суда провинции Цзянсу во время реального судебного заседания по уголовному делу, а также знакомство с культурой Китая. Занятия проходили на английском и китайском языках. В сентябре 2014 г. представители Нанкинского университета приняли участие в международной научно-практической конференции «Юридическая наука и образование в XXI веке», посвящён-ной 210-летию образования Казанского университета, а также прочитали серию лекций по уголовному праву для студентов и магистрантов юридического факультета.
24-28 октября 2014 г. делегация юридического факультета КФУ в составе декана юридического факультета, профессора И. Тарханова, заместителей декана профессора М. Талан и доцента И. Салихова, старшего преподавателя А. Белафендиева и магистранта Ли Сюя (Ы Хи) посетили с рабочим визитом юридическую школу Нанкинского
116
педагогического университета. В рамках визита члены делегации приняли участие в международной конференции, посвящённой актуальным проблемам уголовной ответственности за нарушения в финансовой сфере, а также были прочитаны лекции об основных направлениях развития современного уголовного права России и современному состоянию и международным перспективам развития российского юридического образования. В ходе визита был подписан Меморандум о взаимопонимании между юридическими институтами КФУ и НПУ. В ходе многосторонних встреч и переговоров с руководством Нанкинского университета и юридического факультета, с участием представителей Министерства юстиции и Министерства образования Китая, коллеги достигли соглашения по ряду интересных направлений развития взаимовыгодного сотрудничества (реализация совместных образовательных программ, совместные исследования и публикации в китайских и международных изданиях).
В рамках работы по привлечению иностранных студентов КФУ уже третий год подряд (2012-2014 гг.) принимает активное участие в крупнейшей образовательной выставке Китая «China Education Expo». В ходе работы образовательной выставки в 2013 г. проректор по внешним связям Л.Н. Латыпов дал интервью русскоязычной версии китайского канала CCTV. Также состоялось подписание договора с китайским образовательным сайтом Global Education, который с декабря 2013 г. начал кампанию по размещению информации о КФУ на своём портале (http://earthedu.com/English/). В ноябре 2013 года прошёл пресс-тур по Казанскому федеральному университету для журналистов из США, Китая, Турции, Украины и Литвы, а чуть позднее в свет вышли репортажи и видеоролики по итогам визита представителей иностранных СМИ. Центральное телевидение Китая (China Central Television — CCTV) снимает документальный фильм о Казанском университете. На выставке, которая прошла в Пекине 25-26 октября 2014 г., Казанский федеральный университет был представлен как отдельным стендом, так и в рамках общей экспозиции вузов проекта «Top 100», организованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Посетители выставки, среди которых были как потенциальные абитуриенты, так и их родители, проявили большой интерес к стендам КФУ. Наибольшей популярностью пользовались направления подготовки по финансам, филологии, юриспруденции и информационным технологиям. Многие из посетителей оставили свои контактные данные для получения более детальной информации. Также китайских граждан интересовали вопросы, связанные с процедурой приёма, условиями проживания и англоязычными программами.
117
В рамках китайской деловой программы 24 октября 2014 г. был организован визит делегации российских университетов в Тянь-цзиньский университет иностранных языков (ТУИЯ), отмечающий своё 50-летие. Знаковым событием стало подписание Соглашения о сотрудничестве между КФУ и ТУИЯ.
Весьма успешно в рамках международной деятельности с китайскими вузами сотрудничает Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ — КХТИ, бывший ЮТУ). Ещё в 1989 г. он подписал соглашение с Центрально-китайским преподавательским университетом (провинция Хубэй, г. Ухань), в 1992 г. — с Тяньцзиньским университетом лёгкой промышленности и Пекинским политехническим университетом. В последующие годы партнёрами КНИТУ стали Сианьский университет современной химии и Ляонинский нефтехимический университет (провинция Ляо-нин, г. Фушунь). С Ляонинским вузом КНИТУ с 2006 г. осуществляет совместную подготовку бакалавров по направлению «Русский язык».
Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ — КАИ) в настоящее время имеет три китайских вуза-партнёра: Аэрокосмический университет (г. Нанкин), Северо-западный политехнический университет (г. Сиань) и Хэбэйский университет (г. Баодин).
Представленная ниже таблица взаимодействия основных татар-станских вузов с китайскими наглядно демонстрирует лидерство Казанского (Приволжского) федерального университета по количеству подписанных соглашений и договоров (информация с официальных сайтов вузов по состоянию на апрель 2015 г.), что непосредственно связано с амбициозным проектом вхождения Казанского университета в «Тор 100» лучших вузов мира (см. табл. 1).
Таблица 1. Взаимодействие татарстанских вузов с китайскими
Вуз КФУ КНИТУ- КНИТУ- ИУЭП КГАСУ ТИСБИ КазГУ КГ
КХТИ КАИ КИ МУ
Кол-во 12 5 3 3 1 1 1 1
вузов-
партне-
ров
На основе количественных данных табл. 1 и приведённых выше фактов можно сделать следующие выводы:
1. Научные и образовательные учреждения Республики Татарстан недооценивают потенциал китайского образовательного рынка, считая его вторичным, недостаточно понимают его перспективы в плане совместной подготовки кадров;
118
2. В региональных вузах отсутствует систематическая достоверная информация о китайских образовательных учреждениях;
3. Незнание образовательных программ и стандартов, деловой этики КНР приводит к невозможности реализации заключённых с китайскими вузами договоров и соглашений, к серьёзным нарушениям в оформлении таких договоров, в результате новые договоры не заключаются;
4. Международное сотрудничество и академический обмен осуществляются не в полной мере в связи с недостаточным количеством квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
Кроме того, после заключения межправительственного российско-китайского «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных степенях» (26 июня 1995 г., Ф
ЙШШ) стало расти число татарстанцев, получивших дипломы китайских вузов, и китайцев с российскими дипломами. Но разработка и реализация программ двойного дипломирования с вузами КНР сталкивается со следующими сложностями из-за самой структуры китайского образования:
1. Общего государственного стандарта образования для вузов не существует, т.е. нет необходимого количества учебных часов для согласования предметов при взаимопризнании дипломов и курсов;
2. Система условно-зачётных единиц (сюэфэнь в КНР не соответствует российским единицам [6].
Официально параллельная выдача двух дипломов по бакалавриату двумя национальными университетами китайской стороной не поддерживается, а дипломы магистров должны пройти обязательное утверждение в Министерстве образования КНР.
Можно говорить о том, что в последние годы российско-китайское экономическое и научно-техническое сотрудничество на территории России сосредоточено в двух центрах: первое — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, второе — в городах федерального значения. Именно там реализуются совместные межправительственные, межрегиональные проекты в области научных исследований и высоких технологий. Тому есть практическое объяснение — в этих центрах сложились наиболее благоприятные условия для быстрого и эффективного развития российско-китайских отношений в области науки и техники, чему способствовала тщательно разработанная договорно-правовая база: Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 г., Стратегия
119
социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-востока КНР на 2009-2018 гг. Необходимо отметить, на Форуме АТЭС в 2012 г. этим вопросам было уделено особое внимание [7]. Если говорить о городах федерального значения и их пригородах как инновационных и научных центрах, то нельзя не отметить российско-китайский технопарк «Дружба», инновационный центр «Сколково», многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина», Консорциум «Центр науки и высоких технологий», «Российский Дом международного научно-технического сотрудничества». Научные учреждения России, сотрудничая с китайскими коллегами в сфере совместных научных исследований и разработок, также преимущественно ориентированы на Академии наук и другие исследовательские центры северо-восточных провинций Китая.
Таким образом, несмотря на конкретные крупные проекты в области машиностроения, авиастроения, сельского хозяйства, строительства между Республикой Татарстан и провинциями Китайской Народной Республики, изучение опыта по созданию промышленных площадок — индустриальных парков, а также активное участие в разнообразных совместных рабочих группах по сотрудничеству в торгово-экономических и гуманитарных областях с регионами КНР, в республике очень слабо представлен двусторонний научный потенциал. Единичные разработки ведутся на базе казанских вузов и практически отсутствуют на территории Открытой Экономической Зоны «Алабуга», «Иннополис», «Смарт-Сити» и т.д., хотя для этого создаются все условия и на их площадках размещены китайские предприятия-резиденты. То есть подтверждается общероссийская закономерность, что в целом Китай крайне неохотно допускает в своё научно-техническое пространство российских исследователей, но, в свою очередь, активно привлекает их разработки и пользуется результатами их исследований. Недостаточная осведомлённость руководства российских научно-исследовательских центров о приоритетах и формах действия Китая приводит к тому, что нередко научно-исследовательские центры РФ идут на невыгодные для себя формы сотрудничества, не соблюдают ключевой в российско-китайских отношениях принцип паритета интересов. В некоторых случаях совместные научные проекты приводят к односторонней передаче китайской стороне важной научной информации, интеллектуальной собственности, технологии реализации проектов [4].
120
Татарстано-китайские отношения в области культуры развиваются не так динамично, как образовательные. В начале 2000-х гг. во время проведения Национальных годов Китая в России и России в Китае, г. Казань посетил с гастролями китайский цирк. Это было первое масштабное мероприятие подобного рода, представление вызвало живой интерес жителей города к китайской культуре. Следующим крупным событием стало проведение «Недели китайского кино» в кинотеатре «Мир», инициатором также была китайская сторона — Государственный фонд китайского кино. Ежедневно в течение семи дней были показаны новинки кинематографа КНР с субтитрами на русском языке.
В 2007 г. после открытия Института Конфуция в г. Казань основной площадкой проведения культурных мероприятий стал Казанский университет. ИК КФУ совместно с кафедрой китаеведения, истории и культуры стран Дальнего Востока ежегодно организует 10-15 крупных проектов, ориентированных на разные возрастные группы, привлекая всё больше участников не только из Республики Татарстан, но и других регионов Приволжского федерального округа. Так, особой популярностью пользуются «Дни китайской культуры», «Фестиваль русско-китайской песни», «Региональный конкурс по китайскому языку», на которых проводятся различные мастер-классы, открытые уроки, которые знакомят участников с китайским языком, каллиграфией, живописью, музыкой, книгами.
В ходе проведения подобных мероприятий татарстанцы имеют возможность познакомиться с уникальной культурой соседней страны, ощутить её привлекательность. У них появляется ещё больший интерес к восточному государству с древней цивилизацией, энтузиазм в изучении его языка.
Кроме ИК КФУ и его филиалов в Елабуге и Набережных Челнах, в Татарстане с 2013 г. при поддержке руководства Посольства КНР функционирует Союз китайских студентов и аспирантов. Данная организация является общественной, неполитической, нерелигиозной, некоммерческой, основными целями и задачами которой являются: 1) адаптация китайских студентов к культуре и традициям Татарстана; 2) укрепление и углубление взаимопонимания и дружбы между китайскими, российскими и иностранными студентами, аспирантами, стажёрами; 3) содействие в укреплении взаимопонимания и дружбы между народами; 4) установление и развитие контактов с общественными и учебными организациями и другими вузами; 5) привлечение всё большего количества китайских студентов и аспирантов к студенческой жизни.
121
Союз китайских студентов и аспирантов является организатором различных мероприятий, знакомит представителей других народов с китайской культурой и историей. Так, одним из самых ярких событий ежегодно становится празднование китайского нового года по лунному календарю. Как правило, площадкой для проведения встреч, концертов, мастер-классов становится Дом дружбы народов, целью которого является оказание государственной поддержки общественным национально-культурным организациям, входящим в состав Ассамблеи народов Татарстана, по возрождению, сохранению и развитию культур народов Республики Татарстан.
В целом организация подобных центров и ассоциаций способствует развитию культурных и образовательных связей между РТ и КНР, не только на правительственном уровне, но и на уровне индивидуальных контактов. Подобные проекты способны повысить интерес граждан к культуре и истории наших стран и расширить масштабы изучения русского и китайского языков. Все мероприятия, реализуемые в рамках межправительственных соглашений, имеют большой политический и социокультурный эффект, так как меняется отношение народов друг к другу, увеличился поток достоверной информации о странах, что благоприятно влияет на имидж республики. Кроме того, необходимо отметить политическую и экономическую значимость этих проектов. После организации крупных проектов в области культуры и образования значительно увеличивается туристический поток, а также количество татарстанцев, обучающихся в Китае, и китайцев, получающих образование в Республике Татарстан.
Таким образом, в татарстано-китайских отношениях в сфере культуры, науки и образования наметились некоторые аспекты, требующие серьёзного анализа и определения приоритетных интересов Республики Татарстан и Российской Федерации в образовательных и научных проектах.
В образовательно-научном обмене учебных заведений РТ с КНР очевидны две закономерности: во-первых, сотрудничество развивается преимущественно с университетами и институтами СевероВосточного Китая, по своему академическому потенциалу в основном уступающим российским партнёрам; во-вторых, российское направление для большинства китайцев не является приоритетным.
Кроме того, говоря об академическом сотрудничестве в области образования, необходимо отметить недостаточное количество квалифицированных специалистов и преподавателей, не просто владеющих китайским языком в России и русским языком в Китае, но и имеющих более узкую сферу преподавания и исследования, напри-
122
мер: преподаватель китайского языка и переводчик в нефтегазовой области, преподаватель классического китайского языка и др.
Для дальнейшей поддержки и развития совместных гуманитарных проектов необходимо тщательно разрабатывать стратегию долгосрочного, равноправного и взаимовыгодного российско-китайского, татарстано-китайского сотрудничества в данной области.
1. Необходимо повысить уровень макроуправления в руководстве образовательного сотрудничества и усилить координационную работу Подкомиссии по образовательному сотрудничеству и Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств;
2. Вырастить собственные высококвалифицированные кадры для двустороннего научно-образовательного сотрудничества, включая кадры всех уровней управления (правительственные организации, региональные правительства, учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия), хорошо знающие китайский язык и разбирающиеся во внутренней политике;
3. Увеличивать финансовую составляющую научно-образовательного сотрудничества, привлекая различные источники;
4. Поддерживать положительную динамику развития научного и инновационного сотрудничества Республики Татарстан и Китая;
5. Развивать сотрудничество на основе Программ развития регионов РФ и Программ образовательного и научно-технического развития России;
6. Подходить к данному вопросу комплексно, используя весь административный потенциал правительства и региональных властей, разработки организаций и научно-исследовательских центров, международные контакты вузов;
7. Поддерживать и стимулировать региональное сотрудничество в области образования и инноваций, создавая территориально новые российско-китайские научно-образовательные центры [1].
Несмотря на ряд вопросов, требующих серьёзного анализа, гибких реформ и определения приоритетных интересов России, в том числе Республики Татарстан, в научных проектах, татарстано-китайские отношения в гуманитарной области обладают огромным потенциалом развития.
Литература
1. Аликберова А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е — 2000-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2014. 214 с.
2. Гэн Бинцяо Сяньдай гоцзидэ чжун-э гуаньси Я Ф®^
(Китайско-российские отношения в новой международной обстановке) //
Сяньдай гоцзи гуаньси ШЛ^ШИ^Ж Пекин, 1993. № 1.
123
3. Дацышен В.Г. История изучения китайского языка в Российской империи. Благовещенск, 2006. 183 с.
4. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях в 80-ые годы ХХ века — начале ХХ1 века. М., 2005. 390 с.
5. Лю Дэси Сулянь цзети хоу дэ чжун-э гуаньси ШШШШШ^^ Ш^Ш (Китайско-российские отношения после распада СССР). Харбин, 1996.
6. Маслов А А. Россия — Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX-XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего. М., 2009. С. 133-160.
7. Научно-техническое сотрудничество КНР с Санкт-Петербургом. Генеральное Консульство КНР в Санкт-Петербурге // URL: http://saint-petersburg. china-consulate.org/rus/kihz/t311611 .htm
8. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета // URL: http://kpfu.ru/
A.R. Alikberova*
Tatarstan-Chinese relations in the humanitarian sphere: forms of interaction
ABSTRACT: This paper examines the Tatarstan-Chinese relations in the humanitarian sphere. Tatarstan holds a leading position in many fields, both within the state and internationally. In this connection, the republic could become a good example for other regions of the Russian Federation of establishing humanitarian cooperation ties with China.
KEYWORDS: Republic of Tatarstan, Tatarstan-Chinese relations, humanitarian cooperation, Kazan (Volga region) Federal University, regional cooperation.
* Alikberova Alfiya Rafisovna, senior lecturer, Ph.D. in History, Department of Sinological Studies and ATR region countries, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University (Kazan, Russia); E-mail: [email protected]
124