Научная статья на тему 'Социологическая диагностика внутрисистемных процессов в высших военных учебных заведений'

Социологическая диагностика внутрисистемных процессов в высших военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРИВУЗОВСКИХ ПРОЦЕССОВ / ВНУТРИВУЗОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ / HIGHER MILITARY EDUCATION / QUALITY OF HIGHER MILITARY EDUCATION / SOCIAL MANAGEMENT OF THE QUALITY OF HIGHER MILITARY EDUCATION / PROBLEM AREAS OF FUNCTIONING OF INTRA-UNIVERSITY PROCESSES / INTRA-UNIVERSITY PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина К.В.

В статье определяются основные направления совершенствования процесса социального управления качеством высшего военного образования на основе анализа и всесторонней оценки внутривузовских процессов. Сквозь призму оценок и мнений субъектов высшего военного образования была дана оценка функциональности внутривузовских процессов, обеспечивающих профессиональную подготовку и всестороннее развитие личности будущего офицера, а также обозначены проблемные аспекты функционирования внутривузовских процессов в современном военном вузе.The article defines the main directions for improving the process of social management of the quality of higher military education based on the analysis and comprehensive assessment of intraUniversity processes. Through the prism of opinions of subjects of higher military education was given to evaluating the functionality of internal processes, providing training and comprehensive development of personality of future officer and outline the problematic aspects of the functioning of University processes in the modern military University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая диагностика внутрисистемных процессов в высших военных учебных заведений»

Социологическая диагностика внутрисистемных процессов в высших военных учебных заведений

Истомина Ксения Викторовна

преподаватель, Военный Университет МО РФ, kvistom@yandex.ru

В статье определяются основные направления совершенствования процесса социального управления качеством высшего военного образования на основе анализа и всесторонней оценки внутривузовских процессов. Сквозь призму оценок и мнений субъектов высшего военного образования была дана оценка функциональности внутривузовских процессов, обеспечивающих профессиональную подготовку и всестороннее развитие личности будущего офицера, а также обозначены проблемные аспекты функционирования внутривузовских процессов в современном военном вузе. Ключевые слова: высшее военное образование, качество высшего военного образования, социальное управление качеством высшего военного образования, проблемные зоны функционирования внутривузовских процессов, внутривузовские процессы.

Качество результатов преломляется сквозь призму качества процессов ВВУЗа. Оценка качества процессов (учебно-воспитательного, научного, социокультурного) позволяет выйти затем на уровень обеспечения, то есть диагностировать функциональность системы обеспечения ВВУЗа [1]. Основной задачей, данной исследования, будет являться определение основных направлений совершенствования процесса социального управления качеством высшего военного образования на основе анализа и всесторонней оценки внутривузовских процессов [2].

Также в ходе исследования сквозь призму оценок и мнений субъектов высшего военного образования была дана оценка функциональности внутривузовских процессов, обеспечивающих профессиональную подготовку и всестороннее развитие личности будущего офицера, а также обозначить проблемные аспекты функционирования внутри-вузовских процессов в современном военном вузе.

Качество результатов преломляется сквозь призму качества процессов ВВУЗа. Оценка качества процессов (учебно-воспитательного, научного, социокультурного) позволяет выйти затем на уровень обеспечения, то есть диагностировать функциональность системы обеспечения ВВУЗа.

Одним из важных показателей функциональности учебно-воспитательного процесса в ВВУЗе выступает его прак-тико-ориентированность. По результатам опроса руководителей, а также и преподавателей, менее половины всех занятий составляют практические занятия. Так, 24% опрошенных преподавателей указали на то, что практические занятия составляют более половины всего фонда занятий, 65% отметили,

что практические занятия составляют менее половины, 9% не знакомы с ситуацией. Мнения обучаемых практически совпадают с мнением преподавателей. Таким образом, доля практических занятий в общем объеме занятий составляет менее половины, что свидетельствует о недостаточной практической ориентации образовательного процесса в современном ВВУЗе.

Далее было проанализировано использование инновационных технологий в образовательном процессе. По мнению руководителей, в образовательном процессе используются, в основном, такие инновационные технологии как активное обучение; практически слабо используются, судя по оценкам руководителей, игровые методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение. Положительный факт, большинство преподавателей использует инновационные технологии. По оценкам преподавателей, наиболее широко в учебном процессе применяются также активные технологии обучения (отметили 64%), гораздо менее используются игровые методы обучения (17%), технологии модульного обучения (9%), технологии проблемного обучения (9%). Только менее 4% опрошенных преподавателей ответили, что не используют никаких инновационных технологий.

Формирование личностной активности обучаемых детерминировано использованием активных форм занятий. Активные формы занятий способствуют выявлению и развитию качеств личности, которые затем служат основой ее социальной и гражданской активности. Среди активных методов обучения преподаватели используют такие как семинар (86%), деловая/ролевая игра (31%), групповые дискуссии, диспуты (34%). Гораздо менее практикуются обучаемыми такие формы занятий как круглый стол (9%), экскурсия (9%), проектная работа (8%), написание эссе (18%), мастер-класс, тренинг (8%). По оценкам преподавателей, указанные формы занятий используются ими не чаще од-ного-двух раз в неделю. Таким образом,

степень использования активных форм занятий среди преподавателей недостаточно высока; чаще преобладают более традиционные формы - семинар, дискуссии, нежели инновационные (игровые методы, проектная работа, т.д.).

Сами обучаемые подтверждают данный факт: на вопрос «Используются и как часто в процессе обучения такие активные методы как дискуссии, проектная работа, работа в малых группах, деловая игра?» только 2% указали, что данные методы используются почти каждый день; 10% отметили, что используются 2-3 раза в неделю, 18%- несколько раз в месяц, 35% отметили вариант «редко», 30% указали на то, что практически не используются. Далее, 2% обучаемых указали на то, что в процессе обучения 2-3 раза в неделю преподавателями используются такие формы активизации обучения как проблемная лекция, лекция-дискуссия, диспут/дискуссия, используются несколько раз в месяц - 4%, используются, но редко - 13%, практически не используются - 71%. Таким образом, обучаемые утверждают, что занятия в форме игр, диспутов, дискуссий у них проходят редко. Достаточно мало, по оценкам самих преподавателей, используются написания эссе, тренинги и мастер-классы. Приведенные данные указывают на крайне невысокую степень использования преподавателями различных форм активизации процесса обучения через использование различных инновационных технологий.

Использование активных форм занятий в высшей военной школе составляет, в среднем, от 20 до 50%; до половины обучаемых отмечают, что активные формы слабо практикуются преподавателями; кроме того, низкая доля ответивших среди обучаемых свидетельствует о том, что они слабо знакомы с активными формами проведения занятий и затрудняются дать четкую оценку. Активные формы занятий способствуют установлению более тесных связей преподавателей и обучаемых, позволяют индивидуализировать процесс обучения.

Как показали исследования, довольно слабо в высшей военной школе практикуются интерактивные формы занятий - проблемные лекции, лекции-дискуссии, деловые игры, тренинги, что снижает потенциал использования активности обучаемых. Интерактивные формы обучения подразумевают под собой определенный способ познания, осуществляемый в совместной деятельности и позволяющий развить субъект-субъектные отношения через решение теоретических и практических проблем, то есть развивается ситуация делового сотрудничества (П.Д. Гаджи-ева) [3].

Проанализируем воспитательные компоненты в образовательном процессе. В этой связи особую важность приобретает развитие патриотизма и патриотического мировоззрения у обучаемых. Патриотический компонент воспитания личности будущего офицера представляет собой сегодня проблемное звено на этапе оценки результатов военного образования. Обучаемые не вполне четко представляют себе сам смысл патриотизма, а руководители и преподаватели отмечают недостаточность патриотической подготовки современного выпускника-офицера при крайней важности наличия у него данного качества. Руководителям и преподавателям был задан вопрос о формах военно-патриотического воспитания обучаемых в современном ВВУЗе, - как в ходе обучающих занятий, так и в виде отдельных мероприятий. Руководители отметили, что «практически все учебные занятия содержат элементы военно-патриотического воспитания» (Интервью 7), военно-патриотическое воспитание проводится «с помощью военно-патриотической атрибутики» (Интервью 8), «(исполнения гимна Российской Федерации, ношения военной формы» (Интервью 1), «(проведения военных сборов, военных игр» (Интервью 3), «(воспитания на истории России, тесной связи с Вооруженными Силами» (Интервью 10), «военно-спор-

тивных игр» (Интервью 2), «(уроки истории в форме дискуссий» (Интервью 9), «(военно-тактические игры» (Интервью 12); преподаватели отмечали примерно то же, добавляя «(морально-нравственное воспитание», «(героико-патриотическое воспитание», «(общефизическую подготовку», «(формирование нравственности», « воспитание духовности, гражданской позиции». Отмечено также, что в процессе занятий воспитывается «(правовая культура, активная жизненная позиция», « формируется толерантность». Таким образом, спектр форм и методов воспитания патриотизма у обучаемых достаточно широк; он включает в себя как органично встроенные в сам процесс обучения воспитательные элементы, так и специально организованные мероприятия. Положительно также, что преподаватели включают в смысл патриотического воспитания компоненты права, нравственности, проводят тесную связь с общекультурным воспитанием и физической подготовкой. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенных высказываниях все же недостаточно четко выражены именно используемые формы и методы ведения воспитательной работы, что создает впечатление, что сами руководители и преподаватели не вполне четко представляют себе данные вопросы.

Отдельными мероприятиями, по оценкам руководителей, организованными с целью патриотического воспитания, служат «(встречи с ветеранами» (Интервью 5), «(посещение музеев, изучение истории РФ» (Интервью 2), «уроки мужества» (Интервью 11), по мнению преподавателей - « знакомство с историей страны и с гражданской символикой», « проведение тематических лекториев по ликвидации правовой безграмотности», « встречи и круглые столы с выдающимися военными». Важным направлением военно-патриотического воспитания является социальное партнерство с военными и внутриведомственными организаци-

ями, в рамках которых, по оценкам руководителей, «организуются встречи с военными специалистами» (Интервью 6), «(ведется спортивная подготовка» (Интервью 3). Например, организуется «<полевая стрельба, летние палаточные лагеря патриотической направленности «(Десантник» (Интервью 9), «(проводятся семинары, лекции и беседы» (Интервью 10), «(организуется музей Боевой славы» (Интервью 11), «(организуются спортивные соревнования, спартакиады по военно-прикладным видам спорта» (Интервью 1). Кроме того, отдельные руководители отмечали факт приглашения на учебные занятия представителей ведомственных МО РФ организаций, общественных организаций - ДОСААФ и ВДВ, парашютного, конного и других военно-спортивных клубов. Приглашенные специалисты «(проводят занятия в форме бесед, лекториев, круглых столов и мастер-классов» (Интервью 5) с военно-патриотической тематикой.

Таким образом, анализ высказываний руководителей ВВУЗов позволяет говорить о достаточно плотно организованной работе в рамках социального партнерства по военно-патриотическому воспитанию обучаемых; вместе с тем, патриотическое воспитание в ходе учебных занятий организовано недостаточно хорошо, что видно из высказываний преподавателей, а также следует из невысокой доли преподавателей, ответивших на предложенный вопрос (ответили только 34%). Между тем, военно-патриотическое воспитание, органично включенное в учебный процесс не только в виде специальных мероприятий, но и в виде логичных между предметных связей, отдельных смысловых блоков в преподаваемых дисциплинах и т.д., на наш взгляд, могло бы сильно повлиять на повышение уровня сформи-рованности патриотизма у выпускников ВВУЗов.

Между тем, научная ориентированность высшего военного образования только тогда имеет положительный эф-

фект, если в стенах ВВУЗов стимул иру-ется научная активность обучаемых, и имеется связь между научными разработками, научными школами и фундаментальными исследованиями, с одной стороны, и практической реализацией результатов научных исследований, передачей научной «эстафеты» обучаемым, - с другой стороны. В этой связи, следует сделать акцент на уровне вовлеченности обучаемых в данный процесс.

Далее проанализируем включенность обучаемых ВВУЗов в различные мероприятия. По мнению руководителей, с обучаемыми часто проводятся военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры, походы, военно-полевые мероприятия, сборы; иногда, менее часто - дискуссии на тему формирования здорового образа жизни; редко - литературно-художественные/музыкальные вечера, творческие вечера самодеятельности, экскурсы в историю с приглашением специалистов-историков. Мнения преподавателей схожи с мнением руководителей, - наиболее частыми мероприятиями в их ВВУЗах являются военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры, походы, военно-полевые мероприятия, сборы.

Обобщая мнения всех субъектов высшего военного образования, участвующих в образовательном процессе, можно заключить, что с обучаемыми достаточно часто проводятся мероприятия непосредственно военно-патриотической тематики и направленности; кроме того, проводятся и мероприятия по формированию здорового образа жизни. Вместе с тем, стоит отметить, что мероприятия иной направленности проводятся довольно редко или не проводятся вообще. В ряде ВВУЗов частота проведения указанных мероприятий различна. Практически редко проводятся с обучаемыми мероприятия, позволяющие развивать кругозор, общегуманитарной направленности, - в частности, на исторические темы, с приглаше-

нием специалистов, имеющих отношение к истории, а также литературно-художественные/музыкальные вечера. Данный фактор ограничивает развитие патриотического мировоззрения и сужает возможности общекультурного развития личности будущего офицера.

Следующий аспект - наличие системы контроля качества образования. Оценивая результаты исследования, можно зафиксировать, что контроль качества образования в современной высшей военной школе не имеет четкой системы. По сути, существуют отдельные ее элементы, в виде контроля результатов, то есть уровневой подготовки обучаемых и выпускников через систему тестирования, экзаменов и защит квалификационных работ. Руководители отметили, что формами контроля качества образования служат «<тестирование» (отметили почти все опрошенные руководители), « контрольные работы», « мониторинг качества», « рейтинговая система оценки», «(защита выпускных квалификационных работ», «(экзамены». Приведенные формулировки позволяют говорить о том, что, по сути, отсутствует какая-либо единая модель контроля качества, равно как и единое понимание сущности оценки качества образования. Так, указанный «мониторинг» не конкретизирован через какие-либо индикаторы, то есть руководители не поясняют, в чем именно заключается мониторинг. В основном, контроль качества образования сводится к оценке результатов подготовки обучаемых и выпускников. Это вполне может свидетельствовать о том, что в обследованных учреждениях отсутствует системная работа в области контроля качества.

Наконец, еще одним аспектом анализа качества процессов служит оценка использования в образовательном процессе педагогических технологий, отражающих личностно-ориентированный подход, поскольку это позволяет оценить индивидуализацию процесса обучения. По мнению руководителей ВВУ-

Зов (были предложены конкретные варианты ответов), в учебно-воспитательном процессе используются такие как рейтинговая система оценки знаний (максимальное число ответов), обучение на различных уровнях, использование метода проектов, ведение персональных баз данных (данные варианты указала примерно половина руководителей), формирование портфолио обучающихся, игровое обучение с подбором учащихся на различные роли, реализация обучения в сотрудничестве (данные варианты указала треть опрошенных руководителей), программированное обучение, проблемное обучение, концентрированное обучение (1-2 руководителя). Таким образом, среди личностно-ориентированных технологий более всего практикуются в ВВУЗах рейтинговая система обучения, а также обучение на различных уровнях, использование метода проектов, ведение персональных баз данных. Можно сделать вывод о том, что индивидуализация процесса обучения находится на среднем уровне.

Итак, резюмируя проведенный анализ качества внутри ВВУЗовских процессов, можно сделать заключение о том, что их функциональность может быть обозначена как средняя, имеющая определенные резервы. В большинстве вузов работа строится традиционных формах и методах обучения и воспитания, недостаточной долей практической составляющей, слабым использованием инновационных форм и методов активизации процесса обучения и стимулирования активности самих обучаемых. Вместе с тем, в отдельных вузах ситуация иная: практикуются различные способы стимулирования инноваций, в форме поощрения преподавателей и обучаемых за выдвижение новых идей, участие в научной работе. В общем и целом, можно констатировать, что учебно-воспитательный процесс в военных вузах недостаточно направлен на всестороннее развитие личности будущего офицера, акцентируется в боль-

шей степени именно общепрофессиональная компонента подготовки. Не достаточно делается упор на развитие личностной активности обучаемых, их вовлечение в научную, экологическую, волонтерскую, культурную деятельность, что, безусловно, составляет резервы современного военного вуза в подготовке всесторонне развитой и эрудированной личности современного офицера, обладающего критически мышлением и самостоятельной жизненной позицией, а также определенными социальными навыками. На наш взгляд, оптимизацию внутри ВВУЗовских процессов возможно проводить лишь на основе современной институциональной среды, функционирующей в высшей военной школе. В этой связи, анализ институциональной среды выступает следующим аспектом анализа.

Литература

1. Бондаренко В.Ф. Социология военного управления. Ч. 2. М.: изд-во Московского гуманитарного университета, 2013;

2. Давыдов Д. А. Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов. // Ориентир, 2009. № 3;

3. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся // Инновации в образовании. - 2012. - №10. - С.7.

Teacher of the Department of sociology of the military University of the Russian defense Ministry

Istomina K.V.

Military University of the Russian defense Ministry

The article defines the main directions for improving the process of social management of the quality of higher military education based on the analysis and comprehensive assessment of intra-University processes. Through the prism of opinions of subjects of higher military education was given to evaluating the functionality of internal processes, providing training and comprehensive development of personality of future officer and outline the problematic aspects of the functioning of University processes in the modern military University.

Keywords: higher military education, quality of higher military education, social management of the quality of higher military education, problem areas of functioning of intra-University processes, intra-University processes.

Referfences

1. Bondarenko V.F. Sociology of military administration. Part 2. M: publishing house of the Moscow University for the Humanities, 2013;

2. Davydov D. A. Management of the moral and

psychological climate of the military team. Ways to prevent and resolve conflicts. // Landmark, 2009. No. 3;

3. Gadzhieva P.D. Interactive learning as a modern direction of activating cognitive activity of students // Innovations in education. - 2012. - No. 10. - C.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.