Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ КАК УПРАВЛЯЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT MECHANISM / THE EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / SOCIOCULTURAL MECHANISM AS A CONTROLLED PHENOMENON / PEDAGOGICAL EDUCATIONAL MECHANISMS / EDUCATIONAL PROCESS IN A MODERN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

В статье рассматривается такое педагогически управляемое явление, как социокультурный механизм развития воспитательной системы высшей школы. Выделяются структурные элементы воспитательной системы вуза, их специфика и сущность, а также параметры, обеспечивающие ее эффективность. Кроме того, рассматривается социокультурный механизм развития воспитательной системы, определяются основные факторы его формирования и развития, а также факторы оптимизации воспитательного процесса в рамках единой образовательно-воспитательной системы высшей школы.The article considers such a pedagogically controlled phenomenon as the sociocultural mechanism for the development of the educational system of higher education. The structural elements of the educational system of the university, their specificity and essence, as well as the parameters ensuring its effectiveness are highlighted. In addition, the sociocultural mechanism for the development of the educational system is considered, the main factors of its formation and development, as well as the factors of optimizing the educational process within the framework of a single educational system of higher education are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Шумилова Елена Аркадьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (г. Краснодар)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается такое педагогически управляемое явление, как социокультурный механизм развития воспитательной системы высшей школы. Выделяются структурные элементы воспитательной системы вуза, их специфика и сущность, а также параметры, обеспечивающие ее эффективность. Кроме того, рассматривается социокультурный механизм развития воспитательной системы, определяются основные факторы его формирования и развития, а также факторы оптимизации воспитательного процесса в рамках единой образовательно-воспитательной системы высшей школы.

Ключевые слова: социокультурный механизм развития, воспитательная система высшей школы, социокультурный механизм как управляемое явление, педагогические воспитательные механизмы, образовательно-воспитательный процесс в современном вузе.

Annotation. The article considers such a pedagogically controlled phenomenon as the sociocultural mechanism for the development of the educational system of higher education. The structural elements of the educational system of the university, their specificity and essence, as well as the parameters ensuring its effectiveness are highlighted. In addition, the sociocultural mechanism for the development of the educational system is considered, the main factors of its formation and development, as well as the factors of optimizing the educational process within the framework of a single educational system of higher education are determined.

Keywords: sociocultural development mechanism, the educational system of higher education, sociocultural mechanism as a controlled phenomenon, pedagogical educational mechanisms, educational process in a modern university.

Введение. Сегодня вся человеческая жизнедеятельность характеризуется стремительным развитием разных сфер и областей, в том числе сферы образования. Постоянно происходят структурные изменения в структуре института воспитания в рамках высшей школы. Российское высшее образование, трансформируясь, соответственно современным мировым тенденциям, стремится к абсолютной или частичной интеграции в европейскую и даже общемировую систему. В связи с этим вопросы исследования сущности и специфики воспитания, обеспечения воспитательной деятельности в рамках общей образовательной работы, анализ и рефлексия результатов такой деятельности - одни из наиболее актуальных и требующих постоянного исследования не только педагогической наукой, но и психологией и социологией. Именно этим характеризуется возникшая острая необходимость в обновлении знаний о формировании социокультурных механизмов развития воспитательных систем вуза, рассмотрении их с точки зрения педагогической управляемости, разработки качественно новых подходов и методов к реализации в современных социокультурных условиях.

Изучение механизмов развития воспитательных систем образовательных учреждений сегодня актуально по той причине, что знание их сущности и приемы их адаптации к реалиям каждого отдельно взятого вуза позволит повысить эффективность функционирования, что, в свою очередь, послужит условием успешного социального становления воспитанников и воспроизводства культуры социума как фактора преемственности молодого поколения, главного условия его самосохранения. Исключительно в целостной и гармоничной воспитательной системе возможно полноценное и всестороннее развитие личности.

К исследованию воспитательных систем высшей школы и механизмов их развития как педагогически управляемого явления, изучению их специфики и сущности обращаются такие отечественные ученые, как Т.А. Баранова, В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова, Н.В. Козлова, Л.И. Новикова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Г.А. Филиппов и другие.

Изложение основного материала статьи. Главным основание для проведения настоящего исследования является совершенно переосмысленная роль современного воспитательного процесса в высшей школе. Ранее считалось, что воспитание - некий побочный эффект образования. Современные педагоги, переосмыслив роль и значение такого процесса, утверждают, что воспитательная деятельность не должна рассматриваться как дополнение, побочный эффект образования и обучения. Приведем пример такого пересмотра. Так, по словам Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина, воспитание - самостоятельная и полноценная отрасль, позволяющая осуществлять поиск и применять наиболее эффективные методы и принципы для решения основных задач обучения. Кроме того, они отмечают, что создание воспитательных систем обеспечивают значительное повышение эффективности воспитательной работы, в связи с чем рассмотрение и изучение таких систем является обязательным этапом формирования концепции образовательного процесса [5].

В целом же, воспитательная система вуза - это целостный лично-ориентированный комплекс, состоящий из непрерывно взаимодействующих воспитательных методов, форм, средств, технологий и обеспечивающий максимально эффективный процесс обучения и социального межличностного взаимодействия между субъектами (педагогами, обучающимися, управленцами и т.д.) этого процесса [2; 4; 5].

Это дает нам повод полагать, что все существующие воспитательные системы направлены на индивидуальную личность, центрального ядра всего образовательно-воспитательного процесса -обучающегося. Это явление лишний раз подтверждает и актуальность современной тенденции в сфере образования к личностно-ориентированному подходу и выявлении основных качеств студента. Важно отметить, что обучающийся - не только тот, на кого оказывается влияние воспитательной системой, но и тот, кто стоит в основе процесса ее формирования и главным образом оказывает активное воздействие на нее и ее структурные элементы. Педагог же с этой точки зрения создает основные условия и формирует концепцию, исходя из набора способностей обучающихся, что позволяет учесть все их потребности, нужды и направления мыслительных процессов в области обучения. Таким образом, активными субъектами

построения воспитательной системы вуза являются, в большей степени, именно обучающиеся. И именно поэтому управлять такими системами необходимо как минимум с двух сторон - педагогов и студентов.

Нам представляется необходимым подробнее рассмотреть структуру воспитательной системы, поскольку это знание позволит сконструировать наиболее точную концепцию, исходя из которой можно будет делать заключения о социокультурном механизме развития этого педагогически управляемого явления. В связи с этим отметим, что Л.И. Новикова, ведущая активные исследования на тему воспитания и воспитательных систем в частности, приходит к выводу о том, что любая воспитательная система имеет несколько обязательных параметров, необходимых для ее максимальной эффективности и целенаправленного применения в процессе обучения. К таким параметрам относятся:

- наличие эффективного, гармоничного и концептуально-системного педагогического целеполагания, основывающегося на постановке задач социокультурного воспитания и принимающего во внимание актуальные потребности и цели субъектов высшей школы;

- совокупность идей и программ осуществления деятельности по реализации ранее поставленных задач и целей воспитательной системы, которая включает множество структурных субъектов;

- упорядоченность и органичность быта и жизнедеятельности высшей школы, их гуманистически направленный характер, а также интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ранее поставленными или осуществленными целями;

- управляемое и контролируемое развитие высшей школы в соответствии с деформирующимися и развивающимися внешними и внутренними условиями, запросами и целями ее субъектов [2; 4].

Вышеуказанные параметры служат важным и фактически обоснованным подтверждением абсолютно индивидуализированного на сегодняшний день характера высшего образования, поскольку воспитательные системы в силу своей специфики в значительной мере влияют и формируют его основной образовательно-воспитательный потенциал.

Т.А. Баранова, обращаясь к этой же теме, приходит к выводу о неспособности подобных систем совершить реальный и принципиально новый вклад в решение проблемы собственно воспитания социально полезной в будущем личности, поскольку в них (системах) отсутствуют связи «между структурными компонентами и возрастными и индивидуально-психологическими особенностями самого субъекта воспитания» [1]. Н.В. Козлова, в связи с этим, отмечает, что воспитательная система вуза направлена на интеграцию самого явления воздействия воспитательного характера в целостный структурный педагогический комплекс, который способствует активной и наиболее эффективной реализации воспитательных целей и задач [3].

Обратимся к вопросу социокультурных механизмов и их специфике. По мнению Г.А. Филиппова, к примеру, социокультурный механизм развития воспитательной системы высшей школы -«культуросообразный переход от одного объектного состояния системы к другому, результатом которого всякий раз будет выступать новая система» [6]. То есть развитие такой системы всегда обусловлено ее культурными трансформациями, где культура представляет собой комплекс, состоящий из активно взаимодействующих и неразрывно связанных целей, идеалов, правил и норм, свойственных конкретной воспитательной системе. При этом важно отметить, что главный источник таких изменения - это постоянное активное взаимодействие и поддержание коммуникативных связей с культурами других социальных субъектов. Следствия же таких трансформаций представляются в виде целенаправленных или спонтанных, непредвиденных деформаций самой структуры воспитательной системы.

Этот же автор отмечает, что при качественном педагогическом управлении культуросообразным развитием воспитательной системы есть возможность оптимизации процесса. Этого можно достичь лишь в том случае, если:

- регулярно проводится культуро-аналитическая диагностика развития конкретной системы, в результате чего выявляются базовые несоответствия между существующим состоянием воспитательной системы и сущностью основных элементов ее культуры;

- целесообразно диагностируются, выявляются и обосновываются новшества, инновации, которые способны привести развитие воспитательной системы в относительное соответствие с ее культурой;

- новшество или инновация активно вовлекается в структуру системы и становится ее элементом [6].

Такой механизм может и должен в обязательном порядке управляться грамотным педагогом,

осуществляющим образовательно-воспитательную деятельность в соответствии с существующими стандартами и педагогическими положениями. Для него крайне важно понимать структуру и основные сущностно-концептуальные положения социокультурного механизма развития воспитательной системы хотя бы для активного управления всей системой, ее оптимизации и регулирования ее вектора. Обратим внимание на главные, основополагающие положения такого механизма.

1. Культура - основа развития всех существующих социальных систем в социокультурном пространстве, в том числе и воспитательных. Она вступает в непосредственное взаимодействие и налаживает эффективную коммуникацию с иными культурами, становится неким полем для внедрения и эксплуатирования культурных инноваций и нововведений, что возможно исключительно в том случае, когда они полностью соответствуют или обладают рядом преимуществ в виде приверженности ценностям этой культуры, в которую внедряются. При этом важно заметить, что модернизация, оптимизация и совершенствование такой культуры происходит зачастую стихийно, в каждом отдельно взятом случае по-разному, крайне ситуативно и непредсказуемо. Так, на базе одной и той же высшей школы на протяжении истории культура может видоизменяться и находиться в постоянном движении от индивидуализированной направленности на личность до социальной, общечеловеческой направленности, от авторитаризма норм и правил - к демократическим, лояльным идеям и ценностям, от доминирования общественно-коллективных ценностей - к индивидуальному подходу. В связи с этим возникает неопределенность и зачастую педагогический ступор, поскольку педагог не может предсказать процесс развития или деградации воспитательной системы и ее культуры.

2. Главное следствие, результат изменений системы культуры является изменение структуры педагогически управляемой воспитательной системы. Уже измененная структура должна соответствовать обновленной культуре, что может послужить важнейшим критерием для проведения аналитического локального исследования с вынесением оценки оптимальности развития воспитательной системы, развитие которой благодаря этому происходит культуросообразно, то есть структура находится в постоянном движении и пытается соответствовать культуре, поддерживать ее основные положения и правила.

3. Одним из средств управляемого культуросообразного развития воспитательной системы высшей школы является социокультурная инновация (нововведение), реализация которой позволяет и выделить произошедшие культурные изменения, и реализовать, оптимизировать инновационные технологии по их включению в структуру, и целенаправленно управлять трансформациями непосредственно в самой культуре всей воспитательной системе.

4. Социокультурный механизм осуществляет развития воспитательной системы является педагогически управляемым явлением и осуществляет культуросообразный переход от одного объектного состояния этой системы к другому, происходящему посредством трансформаций в самой культуре системы, средством и формой чего в большинстве служит социокультурная инновация [6].

Важно понимать, что развитие воспитательной системы просто невозможно без непосредственно развития культуры этой систему. Это особенно важно для педагога-управленца, который может не обратить внимание на эту особенность. Рассмотрим сущность исследуемого ранее социокультурного механизма развития воспитательной системы высшей школы. Первичная сущностная характеристика такого механизма представляет собой состав и логическую структуру действий, которые необходимы для положительной динамики процесса развития воспитательной системы высшей школы. Г.А. Филиппов в соответствии с этим, основываясь на проведенные практические исследования в области развития воспитательных систем, выделяет определенный состав действий, который заключается в следующих положениях:

1. Активное, непрерывное и взаимодополняющее взаимодействие культуры воспитательной системы высшей школы с культурами других социокультурных субъектов.

2. Инновационная деятельность по внедрению нововведений в структуру культуры.

3. Выявление расхождений между уже претерпевшей изменения культурой и существующей структурой воспитательной системы, а также подбор инноваций, новшеств, которые способны привести структуру к необходимому соответствию с культурой.

4. Структурное нововведение [6].

Наиболее важным аспектом в исследовании социокультурного механизма развития воспитательной системы высшей школы, по нашему мнению, является управленческая деятельность в отношении самого механизма, поскольку управление происходит не просто педагогом, а руководителем всего вуза, имеющего координатора, направляющего помощника - заместителя по воспитательной работе, либо педагога, заинтересованного в таком развитии. Именно поэтому отметим, что правильно, гармонично выстроенный управленческий процесс обеспечивает такие факторы внутри воспитательной системы, как:

- цельность, которая достигается при помощи задействования всех уровней руководства, заинтересованного количества педагогов и иногда даже инициативных студентов старших курсов, выпускников;

- устойчивость, осуществимая лишь с условием оптимального и грамотного распределения кадров;

- восприимчивость, характеризующаяся в первую очередь вовлеченностью в управленческую систему всех педагогов, обучающихся, их родителей;

- динамичность, происходящая посредством возможности саморазвития и самоорганизации и т.д.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что воспитательная система высшей школы

формируется посредством влияния различных факторов и явлений, однако наиболее важным для теоретического исследования представляется социокультурный механизм, поскольку он представляет собой совокупность технологий, обеспечивающий цикличность процесса формирования новых воспитательных систем. В связи с этим важно, что такой механизм обязательно управляется педагогами и управленцами в сфере образования, представляя собой, с одной стороны, управляемое и регулируемое явление, а с другой -непредсказуемо развивающееся.

Литература:

1. Баранова Т.А. Специфика воспитательной деятельности в современном высшем учебном заведении / Т.А. Баранова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2016. - № 5 (19 - 1).

2. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова; под редакцией В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 448 с.

3. Козлова Н.В. Роль воспитательной системы вуза в формировании социальной компетентности обучающихся / Н.В. Козлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 141-146.

4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Л.И. Новикова. - М.: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

5. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, В.А. Сластенин; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 332 с.

6. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения / Г.А. Филиппов. - Ярославль, 1999. - 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.