Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЕЕ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЕЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА / СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / SOCIAL ROLES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY / THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A MODERN UNIVERSITY / THE SPECIFICS OF HIGHER EDUCATION CULTURE / THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / THE PEDAGOGICAL FORMATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Марина Абдуловна

В статье рассматривается такой элемент современного образовательно-воспитательного процесса, как воспитательная система высшей школы, а также социальные роли, реализующиеся ей в обществе в качестве отражения специфики ее культуры. Рассматриваются и основные терминологические дефиниции, раскрыта их сущность и структура. Кроме того, выявлены основные функции и специфические характеристики социальных ролей, определены социальные роли, выполняемые воспитательными системами в вузах. В заключении делается вывод о том, что такие системы сегодня включают в основные задачи выполнение социальных ролей в обществе, посредством чего отражают специфику своей культуры. Эти социальные роли не просто проявляют культуру воспитательных систем, но и культуру всего высшего учебного заведения, поскольку являются активной и многофункциональной его частью.The article considers such an element of the modern educational process as the educational system higher education, as well as the social roles that are realized in society as a reflection of the specifics of its culture. The basic terminological definitions are considered, their essence and structure are revealed. In addition, the main functions and specific characteristics of social roles are identified, social roles performed by educational systems in universities. In conclusion, it is concluded that such systems today include in the main tasks the fulfillment of social roles in society, whereby reflect the specificity of their culture. These social roles not only show the culture of educational systems, but also the culture of the whole institution of higher education, since they are an active and multifunctional part of it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЕЕ КУЛЬТУРЫ»

созданием инновационных технологий, но и со сферами, изучающими собственно человеческие ресурсы [ 3, с. 87].

Самодеятельный туризм, в контексте социально-культурной, досуговой деятельности формирует, актуализирует позволяет реализовывать духовные потребности личности и имеет большой педагогический потенциал, возможности которого, студенты - будущие специалисты социально-культурой деятельности должны учитывать в своей профессиональной деятельности.

Необходимо решить ряд задач направленных на формирование социального опыта личности, с помощью педагогической аксиологии:

• вооружить знаниями основ личностно-образующих возможностей, создать ценностное отношение к развитию собственной личности, творческому саморазвитию личности в интрапсихическом пространстве;

• сформировать у студентов оценочные установки для достижения акмеологического уровня в области профессионального мастерства;

• сформировать у студентов умение ценить прекрасное, способность к отделению истинных ценностей от ценностей проходящих [6, с. 64].

Рассматривать духовно-нравственное развитие личности, способность к культурному самоупорядочиванию, как категории структурно конституирующих ценностей, выявлять возможности их использования в теории и практике обучения студентов вузов культуры.

Литература:

1. Горбачев А.А., Горбачева В.А., Горбачева Д.А О проекте «инновационные подходы в туристско-краеведческой и этнокультурной деятельности системы детско-юношеского туризма и учреждений культуры» // Курорты. Сервис. Туризм. - Краснодар, 2014. № 1 (22)., - С. 59-66.

2. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход // автореферат дисс... доктора педагогических наук / ФГОУВПО "Московский государственный университет культуры и искусств". -Москва, 2009

3. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход // Монография. - Краснодар, 2016. с. 180.

4. Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Горбачева В.А. Культурно-познавательный туризм - интегративная технология профилактики молодежного экстремизма // Культура и время перемен. - 2014. № 3 (6). -С. 112-137.

5. Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Горбачева В.А. Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2012. № 4. - C. 35-38.

6. Горбачева Д.А. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов факультета социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. № 6, - C. 62-64.

7. Зорин И.В. Аксиологическое пространство как предметная область педагогики туризма // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С. 58-60.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М., 1910. - с. 287

9. Юлдашев Л.Г. Теория ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. -2001. № 8, - С. 142-144.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Горшкова Марина Абдуловна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕ КАК

ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЕЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается такой элемент современного образовательно-воспитательного процесса, как воспитательная система высшей школы, а также социальные роли, реализующиеся ей в обществе в качестве отражения специфики ее культуры. Рассматриваются и основные терминологические дефиниции, раскрыта их сущность и структура. Кроме того, выявлены основные функции и специфические характеристики социальных ролей, определены социальные роли, выполняемые воспитательными системами в вузах. В заключении делается вывод о том, что такие системы сегодня включают в основные задачи выполнение социальных ролей в обществе, посредством чего отражают специфику своей культуры. Эти социальные роли не просто проявляют культуру воспитательных систем, но и культуру всего высшего учебного заведения, поскольку являются активной и многофункциональной его частью.

Ключевые слова: социальные роли воспитательной системы вуза, воспитательная система современного вуза, специфика культуры высшей школы, образовательно-воспитательный процесс вуза, педагогическое формирование воспитательной системы.

Annotation. The article considers such an element of the modern educational process as the educational system higher education, as well as the social roles that are realized in society as a reflection of the specifics of its culture. The basic terminological definitions are considered, their essence and structure are revealed. In addition, the main functions and specific characteristics of social roles are identified, social roles performed by educational systems in universities. In conclusion, it is concluded that such systems today include in the main tasks the fulfillment of social roles in society, whereby reflect the specificity of their culture. These social roles not only show the culture of educational systems, but also the culture of the whole institution of higher education, since they are an active and multifunctional part of it.

Keywords: social roles of the educational system of the university, the educational system of a modern university, the specifics of higher education culture, the educational process of the university, the pedagogical formation of the educational system.

Введение. Современное российское социокультурное пространство и действующие в его рамках субъекты в виде структур общества, индивидов, социальных институтов, различных сфер деятельности и т.д. характеризуется, в первую очередь, значительными социально значимыми преобразованиями в технической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности. Ключевым элементом это пространства, его культуры и сущности является человеческий капитал, который по совместительству приходится и главным, обеспечивающим стабильность, прогресс и эффективность, ресурсом.

Сегодня социум нуждается в образованных, обученных, смышленых, самостоятельных, самоорганизованных, ответственных и творчески мыслящих трудовых единицах, способных преобразовать не только собственную сферу профессиональной деятельности, но и все социокультурное пространство в целом. Такие люди способны модернизировать саму структуру высшей школы и ее принципов профессиональной подготовки, а также ее позиционирование с точки зрения организации образовательно-воспитательного процесса. Воспитательная система, являющаяся составным элементом этого процесса, современной высшей школы потенциально способна не только обеспечить достойное вовлечение личности в профессиональную деятельность, но и поспособствовать ее полноценной социализации и успешной профессиональной адаптации, конструировании верной профессиональной культуры. Именно с этой целью в высших школах разрабатываются и осваиваются новейшие воспитательные системы, реализующие их концепции и модели, которые направлены на упорядочение и оптимизацию целого ряда социальных, психологических, физических влияний, оказываемых на личность студента, формирование условий для ее успешной социализации и развития. Кроме того, такая система в первую очередь интегрирует все педагогические воспитательные воздействия, которые направлены на обучающихся, в единообразный системный педагогический процесс, обеспечивающий в определенных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания.

К исследованию социальной и других ролей воспитательной системы высшей школы в обществе как отражения специфики ее культуры обращаются такие отечественные ученые, как Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов, Е.В. Демидова, Н.В. Козлова, В.Н. Корчагин и другие.

Изложение основного материала статьи. Воспитательный процесс - концептуально сложная структура, динамическая система, направленная на социальное развитие личности обучающегося. Она служит не только для организации образовательного процесса, его оптимизации и модернизации, но и для взращивания социально активной, социально ответственной, ценностно ориентированной личности, умеющей самореализовываться и придерживаться принципов самодисциплины. Для наиболее эффективного осуществления такого развития человека необходима целостная реализация воспитательного процесса посредством формирования принципиально новой, целенаправленной и личностно ориентированной воспитательной системы, которая, обладая крайне сложной структурой, включает такие элементы:

- результаты целенаправленного целеполагания - цели, которые выражены в исходной концепции, иными словами совокупность идей, на реализацию которых она направлена;

- практическая деятельность, которая направлена на обеспечение эффективной, стабильной и качественной реализации такой концепции;

- основные и дополнительные субъекты воспитательной деятельности: организаторы, управленцы, педагоги, обучающиеся и другие возможные участники;

- рождающиеся в процессе воспитательной и коммуникативной деятельности взаимоотношения, что позволяет интегрировать субъектов в некую общность, группу, своеобразный социум;

- среда воспитательной системы, освоенная и модернизированная входящими в нее субъектами;

- основное управление, которое обеспечивает интеграцию компонентов в целостный комплекс и способствует его всестороннему развитию.

Важно отметить, что воспитательная система не является стандартизированной, общей для всех высших школ страны, не формируется на уровне государства, а является локальной мерой, создается посредством применения навыков и знаний непосредственно всехсубъектов образовательно-воспитательного процесса. В связи с этим она представляется нам непрерывно, динамично развивающийся феномен, активно вошедший в отечественную педагогическую практику и имеющий непосредственно социальную направленность и значение. Процесс развития воспитательной системы противоречив, имеет нелинейную динамику: система может двигаться как по пути развития, так и по пути спада, угасания, может оставаться на одном этапе, а может и вовсе не появиться [2]. Обратимся к рассмотрению теоретической базы, связанной с социальной направленностью воспитательной системы высшей школы.

В.Н. Корчагин считает, что социальная роль представляет собой «интегративное проявление жизни человека» [4]. По его словам, она обладает самыми разнообразными факторами и элементами, которые проявляются в виде и ожидания к личности выпускника со стороны социума, и его ценностей, норм, профессиональной и социальной деятельности, поведении, в его отношении, личностной культуре. Социальные роли в первую очередь являются некими индикаторами выполнения или невыполнения задач воспитания и самовоспитания, а также проявляются как компоненты содержания воспитания. Такое содержание реализуется при таких условиях, как:

- педагогическое регулирование освоения и выполнения молодым человеком объективных социальных ролей, регулирование процесса становления его гражданского и социального самосознания;

- активная деятельность студента с области освоения и овладения социальными ролями, ключевым аспектом которой является ее самосовершенствование, самовоспитание [4].

Именно последний аспект, по нашему мнению, можно считать главным фактором, позволяющим наиболее полно и всецело раскрыть сущность процесса воспитания как системного, ориентированного на индивидуальность, удовлетворение ее социальных потребностей. Обычно оно регулирование осуществляется с помощью реализации педагогом системы объективных воспитательных функций, которые находятся в сообразном, гармонизированном и синергетическом взаимодействии, что позволяет им составить единую комплексную структуру воспитательной деятельности педагога в рамках воспитательной системы высшей школы [4].

Одной из ключевых ролей, которую играет воспитательная система вуза, является роль социального воспитания личности, основные принципы которой отражаются во многих работах научного характера психологов, социологов и педагогов. Рассмотрим ключевые принципы социального воспитания личности:

- принцип природосообразности, заключающийся в подробном, целостном изучении способностей, наклонностей, задатков и потенциальных умений обучающегося. Этот принцип направлен не просто на диагностику способностей студента, но и на организацию процесса их становления и развития. Важно отметить, что этот принцип является основой для дальнейшего эффективного личностного становления, в процессе которого обучающийся будет способен на самореализацию нестандартными путями, на самоактуализацию и на проявление объективного критического мышления, что крайне важно не только с точки зрения профессиональной подготовки, но и с ценностно-ориентированной;

- принцип народности, который состоит в исследовании и учете национальной культуры, традиций, родного языка, фольклора и т.д. в процессе становления гражданской сознательности, предшествующей и сопутствующей гражданской активности, выражению гражданской позиции, патриотизму и верности отчизне;

- принцип гуманности, основанный на признании уникальности, индивидуальности каждого обучающегося, а также его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития. Этот принцип в основном проявляется в милосердии, проявлении понимания и поддержке в кризисной для студента ситуации посредством помощи ему на пути становления личностной ориентации, в стремлении к самоопределению, помощи в самореализации не только в вузе как студента, но и как члена семьи, как важного участника культурных, правовых, социальных, государственных и общественных отношений;

- принцип социальной ответственности, проявляющийся в понимании и осознании обществом ответственности за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворении в общении. Чаще всего он выражается в формировании условий для развития одаренных обучающихся, а также для обучающихся в сложных жизненных ситуациях, социально или физически ущемленных, социально не адаптированных и т.д.

Помимо этого, интересно обратить внимание на такую воспитательную систему, которая опирается на компетентностный и проектный подходы, которые являются главными формирующими звеньями одной цепи и составляют основной воспитательный потенциал такой системы в высшей школе. Так, компетентностный подход - основа формирования исключительно важных социальных компетенций у обучающихся, о которых мы упоминали ранее. Именно целостное осознание и отождествление социальных компетенций создает базу предпосылок для успешного выполнения ими в перспективе профессиональных профильных задач, а также эффективного коммуницирования, взаимодействия с субъектами окружающего студента социокультурного пространства.

Второй, проектный подход реализовывается посредством принципов системности и саморазвития и предполагает опережающее отражение действительности, которое связано в первую очередь с целеполаганием, прогнозированием, формированием теорий, концепций, программ. Именно проектирование - один из ведущих, популярных и наиболее эффективных аспектов творчества студенческого сообщества, благодаря ему полностью реализовывается система деятельности, основанная на планировании, прогнозировании, принятии решений, научном исследовании. Проектирование в целом - крайне эффективная технология для саморазвития студента, его творческого становления, поскольку предусматривает становление творческой единицы путем воплощения собственных идей через целеполагание, непосредственно практическую деятельность, презентацию и аналитику в совокупности с объективной критической рефлексией.

Применение таких подходов в практической деятельности позволяет вскрыть факторы и условия, не только обеспечивающие формирование социальной компетентности обучающихся, но и определяющие наиболее актуальные и значимые составляющие процесса проектирования формирования социальной компетентности путем реализации социального потенциала студенческой молодежи.

Н.В. Козлова укоренилась во мнении, что воспитательная деятельность обязательно должна осуществляться исключительно посредством системы деятельностей и отношений, связанной исключительно с социальной активностью [3]. Этот же автор утверждает, что управление воспитательной деятельности осуществляет обучение, координацию и ее контроль структурных подразделений высшей школы, а именно:

- воплощение внутревузовских и внешних социальных, культурных, гуманитарных, спортивных, просветительских и других проектов, программ и идей;

- организацию деятельности структурных подразделений вуза по профилактической работе;

- мониторинг, социологические и социально-психологические исследования, связанные с проблемами внутривузовской жизни и непосредственно воспитательной работы;

- внедрение и реализацию в практику внеаудиторной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

- организацию деятельности органов студенческого самоуправления;

- воспитательную деятельность, проводимую в высшей школе на разных уровнях управления;

- деятельность ответственных лиц (управленцев в сфере образования и воспитания, педагогов, организаторов и т. д.) в структурных подразделениях, которые отвечают непосредственно за выполнение воспитательной деятельности, наставников, тьюторов, кураторов учебных групп;

- распространение наиболее благоприятного, положительного опыта работы в образовательных структурах не только конкретного вуза, но и в других вузах, находящихся в едином социокультурном пространстве региона или области [3].

Еще одним важным элементом в процессе выявления социальных ролей воспитательной системы можно назвать формирование и становление системы ценностей студентов в контексте национального воспитательного идеала, который, во-первых, соответствует целям и задачам социализации, а во-вторых -представляет собой ключевую цель всего процесса образования, высоконравственное представление о личности, на воспитание, обучение и развитие которого направлены ресурсы основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций [2]. Таким образом, роль, которую выполняет воспитательная система вуза, - национальная, направленная на взращивание гражданственности, гуманизма, патриотизма и социальной ответственности в личности молодого человека, что всегда было и остается до сих пор важнейшей целью всего образования, поскольку оно изначально направлено на удовлетворение социальных нужд и потребностей.

Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и П.В. Степанов сходятся во мнении, что современное учебное заведение как целостная воспитательная система основывается на принципах порядочности,

интеллигентности, благородства и ставит их во главу образовательно-воспитательного процесса (вместо, например, академических знаний), поскольку находится в социокультурном пространстве страны и ориентируется на социум, его мнение и свое позиционирование в его структуре. Важно войти в систему социума хотя бы для дальнейшего развития и эффективного функционирования как отдельной единицы. Именно в связи с этим, со слов авторов, приоритетной целью в этом случае является формирование благоприятных условий для развития ценностных отношений обучающегося к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, ко всем членам общества [1].

Выводы. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что воспитательная система современного вуза имеет крайне сложную и многогранную структуру, включая в себя все компоненты жизнедеятельности и функционирования каждого современного человека. Крайне важно, что именно она формирует тот социальный потенциал, которым выпускник, будущий профессионал, будет пользоваться всю оставшуюся жизнь, постоянно пополняя и совершенствуя его, реализовывая его по-новому. В связи с этим воспитательные системы сегодня включают в основные задачи выполнение социальных ролей в обществе, посредством чего отражают специфику своей культуры. Эти социальные роли не просто проявляют культуру воспитательных систем, но и культуру всего высшего учебного заведения, поскольку являются активной и многофункциональной его частью. Важно также отметить, что такие системы готовят студентов к жизни в социуме, взращивая в них не только важного, конкурентоспособного и обогащенного знаниями профессионала, но и сильную личность, не боящуюся трудностей, а преодолевающую их, и социально активного и ответственного гражданина своей страны, патриота, самореализовавшегося во всех сферах своей жизнедеятельности.

Литература:

1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Степанов П.В. Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - ФГБНУ, 2017.

2. Демидова Е.В. Роль воспитательной среды и уклада образовательного учреждения в социализации учащихся // Эксперимент и инновации в школе / Е.В. Демидова. - 2012. - № 5.

3. Козлова Н.В. Роль воспитательной системы вуза в формировании социальной компетентности обучающихся // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки / Н.В. Козлова. - 2011. - № 2.

4. Корчагин В.Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике / В.Н. Корчагин. - Казань, 2005.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье акцентируется необходимость разработки и создания информационной стратегии в современной высшей образовательной организации, как необходимого условия эффективного развития вуза и повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Проведен анализ нормативных документов определяющих содержание стратегической деятельности ведущих педагогических вузов России в области развития их электронной информационно-образовательной среды, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и информатизации в целом. Показаны основные сложности, возможные подходы к формированию информационной стратегии, и её оптимальной интеграции в основной план развития вуза.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, цифровизация, высшая образовательная организация.

Annоtation. The article emphasizes the need to develop and create an information strategy in a modern higher educational organization, as a necessary condition for the effective development of the university and increase its competitiveness in the market of educational services. The analysis of regulatory documents determining the content of the strategic activities of leading pedagogical universities in Russia in the field of development of their electronic information and educational environment, e-learning, distance learning technologies and informatization in general is carried out. The main difficulties, possible approaches to the formation of an information strategy, and its optimal integration into the main plan for the development of the university are shown.

Keywords: information and communication technologies, e-learning, distance education technologies, electronic information and educational environment, digitalization, higher educational organization.

Введение. Современная высшая образовательная организация находится в постоянной конкурентной борьбе за своего абитуриента, федеральные и региональные гранты, высокие рейтинги в образовательных, научных и статистических исследованиях различных агентств и ассоциаций [7, 9, 14]. И, конечно же, трудно добиться реальных успехов не имея хорошо проработанного всестороннего плана развития или стратегии открывающей более понятные, простые и эффективные пути достижения главных целей организации с применением потенциала информационно-коммуникационных технологий [10, 11, 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.