Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / DESIGNING OF EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATION / EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рачковская Надежда Александровна

В статье рассматриваются основные положения, связанные с дефиницией «воспитательное пространство» в рамках современного высшего профессионального образования. Выявляются сущность и специфика процесса проектирования такого пространства посредством применения различных методик, форм и технологий. Определяются и подробно рассматриваются функции этого феномена, механизмы его реализации и методики оптимизации. В заключении статьи делается вывод о том, что проектирование воспитательного пространства современного вуза, развивающегося в соответствии с международными тенденциями развития высшего профессионального образования, базируется на принципах развития как педагогической, так и студенческой сред, организации их максимально эффективного взаимодействия и благоприятного взаимовлияния посредством интегрирования передовых инновационных методик, технологий и форм.The article discusses the main provisions related to the definition of "educational space" in the framework of modern higher professional education. The essence and specificity of the design process of such a space through the application of various techniques, forms and technologies are revealed. The functions of this phenomenon, the mechanisms of its implementation, and methods are determined and examined in detail optimization. The article concludes that the design of the educational space of a modern university, developing in accordance with international trends in the development of higher education, is based on the principles of developing both pedagogical and student environments, organizing their most effective interaction and favorable interaction through the integration of innovative methods, technologies and forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рачковская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

экологических убеждений личности, усвоение норм экологической этики и как результат - формирование экологической культуры, эколого-педагогической готовности.

Литература:

1. Беленькая А.В. Экспериментирование - шаг к познанию / Анна Владимировна Беленькая // Дошкольное воспитание.- 2007. - № 5. - С. 7-10.

2. Газина А. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками / А. Газина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 86-90.

3. Завгородняя Л.П. Применение особенностей Сумского природно-территориального комплекса в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного учреждения/ Л.П. Завгородняя // Вестник Глуховского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Выпуск 2. - Глухов: ГДПУ, 2003. - С. 38-45.

4. Крайнова Л.В. Развитие экологического сознания будущих воспитателей дошкольных учебных заведений / Любовь Валентиновна Крайнова, Инна Васильевна Трубник // Дошкольное образование. - 2004. -№ 1. - С. 20-25.

5. Кучерявый А.Г. Педагогика: личностно-развивающие аспекты. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2011. - 439 с.

6. Лысенко Н.В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду / Нелли Васильевна Лысенко. - К., 1990. - 197 с.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 184 с.

8. Сысоева С.А. Профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в педагогическом колледже: личностно-ориентированная технология обучения естествознанию: Учебно-мет. пособие. / Светлана Александровна Сысоева, Людмила Васильевна Козак. - К.: Миллениум, 2006. - 194 с. - Библиогр.: 189-193.

9. Ярышева Н.Ф. Методика ознакомления детей с природой / Ярышева Н.Ф. - М.: Высшая школа, 1993. - 219 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, доцент Рачковская Надежда Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, связанные с дефиницией «воспитательное пространство» в рамках современного высшего профессионального образования. Выявляются сущность и специфика процесса проектирования такого пространства посредством применения различных методик, форм и технологий. Определяются и подробно рассматриваются функции этого феномена, механизмы его реализации и методики оптимизации. В заключении статьи делается вывод о том, что проектирование воспитательного пространства современного вуза, развивающегося в соответствии с международными тенденциями развития высшего профессионального образования, базируется на принципах развития как педагогической, так и студенческой сред, организации их максимально эффективного взаимодействия и благоприятного взаимовлияния посредством интегрирования передовых инновационных методик, технологий и форм.

Ключевые слова: проектирование воспитательного пространства, воспитательная система, воспитание, образовательно-воспитательная система, воспитание обучающихся.

Annotation. The article discusses the main provisions related to the definition of "educational space" in the framework of modern higher professional education. The essence and specificity of the design process of such a space through the application of various techniques, forms and technologies are revealed. The functions of this phenomenon, the mechanisms of its implementation, and methods are determined and examined in detail optimization. The article concludes that the design of the educational space of a modern university, developing in accordance with international trends in the development of higher education, is based on the principles of developing both pedagogical and student environments, organizing their most effective interaction and favorable interaction through the integration of innovative methods, technologies and forms.

Keywords: designing of educational space, educational system, education, educational system, education of students.

Введение. Социокультурные нормы общества претерпевают постоянную, непрерывную, динамичную трансформацию, что требует от современного вуза, в первую очередь, ориентированности на индивидуальность обучающегося, его личностные способности, диагностику одаренности, формирование и развитие профессиональной культуры будущего специалиста. Именно с этой целью все отечественные и зарубежные педагоги ориентируются исключительно на воспитательно-образовательную систему.

Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется, в первую очередь, системностью в педагогическом подходе. Она проявляется в грамотной и профессиональной компоновке основных элементов принципов обучения и воспитания, а также в их реализации. Именно системность позволяет максимально органично оптимизировать образовательный процесс и создать педагогические предпосылки к формированию и развитию профессиональной культуры и компетентности в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста.

Воспитательная деятельность в вузе - важнейшее, приоритетное направление современной педагогики, которое развивается посредством взаимовлияния и тесного взаимодействия учебной и внеучебной (самостоятельной) работы обучающихся всех направлений подготовки и форм обучения, являющегося основой личностного, интеллектуального, творческого, профессионального и социального развития. Все

элементы воспитания, которые задействуются в процессе этого взаимодействия, составляют единое воспитательное пространство, обеспечивающее наиболее высокую его эффективность и результативность.

Исследованием вопросов специфики и сущности проектирования воспитательного пространства современного вуза занимались такие исследователи, как О.Н. Григорьева, К.В. Дрозд, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова, Н.И. Лобковская, А.В. Железнякова, Ю.А. Евдошкина, М.Г. Резниченко, О.В. Уваровская и другие.

Изложение основного материала статьи. Воспитательная деятельность современного педагога высшей школы постоянно переосмысливается, ее роль и функции в рамках образовательного процесса меняют свою форму и способ реализации. Это связано и с современными социокультурными изменениями, и со спецификой психики и развития молодых людей - основных субъектов образовательно-воспитательного процесса, и с необходимостью предоставления актуальных знаний, воспитательных ценностей, необходимых для построения фундаментальной системы профессиональных качеств. Таким образом, воспитание с педагогической точки зрения - это тот двигатель, который мотивирует обучающегося к самореализации, самоактуализации, саморазвитии и самоорганизации в профессиональной, социальной и творческой деятельности.

К определению такого понятия, как «воспитательное пространство вуза», обращаются многие отечественные и зарубежные педагоги-исследователи. Для выявления специфики проектирования этого пространства необходимо ознакомиться с различными дефинитивными структурами, предложенными разными авторами для рассмотрения феномена всесторонне и объективно.

О.Н. Григорьева в связи с этим, опираясь на положение о том, что основой воспитательной системы является социокультурное пространство, направленное на обеспечение и удовлетворение различных потребной обучающихся в развитии их гражданско-патриотического, духовно нравственного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, лидерского потенциалов. Именно это формирует у обучающихся, во-первых, усвоение педагогического богатства и наследия, а во-вторых -активную субъективную позицию в рамках этого наследия, становление профессионального потенциала и начального этапа профессиональной культуры [1].

Согласно этому, в современной теории и практике педагогики выявляется острая и актуальная необходимость в концептуальном конструировании и динамичном развитии обновленного воспитательного пространства, направленного на развитие гражданственности и патриотизма обучающихся, системы социально и индивидуально значимых духовных, морально нравственных ценностей.

Согласно основным положениям исследований Е.Ю. Илалтдиновой и С.В. Фроловой, «воспитательное пространство - это часть образовательного пространства, целенаправленно формируемая, развивающаяся совокупность взаимосвязей в непрерывной и нелинейной деятельности его субъектов, направленная на достижение воспитательных результатов - формирование системы ценностных ориентаций, моделей социально и личностно значимого поведения обучающихся и педагогов» [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что единой тенденцией современного высшего образования является индивидуализация образовательного процесса, взращивание социально ответственного, патриотичного, творческого, находчивого и исполнительного гражданина, что является основой педагогического воспитательного процесса.

М.Г. Резниченко считает, что воспитательное пространство - это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, которые созданы в области нахождения субъектов воспитания с целью фундаментального формирования социально активной и ответственной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения. Структура такого пространства состоит в слиянии и системности процессов интеграции и дифференцирования, определяющих цели и функции каждого его элемента, а также объединяющих их во взаимосвязанную комплексную систему [5].

Обеспечение эффективности проектирования воспитательного пространства достигается путем компоновки различных удобных и действенных при решении определенных задач и целей педагогических технологий, методик и организационных мероприятий, способствующих динамичному развитию личности. В связи с этим М.Г. Резниченко предлагает собственную концепцию подхода к вопросу организации и проектированию воспитательного пространства современного вуза, заключающуюся в формировании качественно нового представления об этом феномене, о виде и образе профессиональной культуры педагога, о воспитательных технологиях, методиках и т.д.

Основным методом организации воспитательного пространства является воспитательная технология, представляющая собой совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного воспитательного процесса, который обеспечивает эффективное достижение поставленных воспитательных целей. Как известно, любая педагогическая технология в обязательном порядке опирается на научно-исследовательское концептуальное конструирование, при котором педагогические цели задаются однозначно [5].

Н.И. Лобковская, А.В. Железнякова и Ю.А. Евдошкина сходятся во мнении о том, что любой образовательно-воспитательный процесс необходимо выстраивать с учетом специфики ключевого с точки зрения обучающихся индивидуально-личностного пространства, соответствующего основным тенденциям современного высшего образования, в рамках которого они способны самореализовываться и саморазвиваться [4].

Педагогическая наука сегодня уделяет особое внимание вопросу проектирования воспитательного пространства современного вуза, поскольку он требует не просто высоких навыков профессионального характера от педагога, но и проектно-моделирующих умений, которые складываются в систему эффективного проектирования и организации образовательного пространства. Многие исследователи в области изучения педагогических категорий рассматривают воспитательное пространство как фундаментальный базис, обеспечивающий непрерывное самовоспитание в течение всего периода жизнедеятельности индивида. Первично этот базис выстраивается в вузе, который, помимо основ профессиональной подготовки, снабжает обучающихся и основами самодисциплины, самосовершенствования и самостоятельности в контексте формирования системы духовно-нравственных качеств.

К.В. Дрозд, на протяжении многих лет обращающийся к вопросам современной педагогической науки, считает, что существует ряд функций, выполняемых воспитательным пространством вуза. Для

всеобъемлющего анализа и исследования этого феномена обратимся к рассмотрению этих функций и их специфике. Итак, к функциям воспитательного пространства современного высшего учебного заведения принято причислять:

- социально-адаптационную функцию, основывающуюся на положении о том, что безусловный успех профессиональной и учебной деятельности обеспечивается путем активной социальной адаптации обучающегося. Исследователь утверждает, что такой успех можно считать ключевой базисной предпосылкой социального признания личности, ее самореализации в социокультурном пространстве вуза и государства;

- культурологическую функцию, базирующуюся на индивидуализацию, личностную ориентацию процесса культурного обогащения и воспитания личности обучающегося путем внедрения в образовательный процесс культурологической компоненты. Эта компонента предполагает воплощение в научно-организованной системе образования и социокультурном воспитательном педагогическом пространстве таких дефиниций, как слово, речь и мысль о культуре;

- воспитательную функцию, связанную с формированием у обучающихся личностно-ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с самосознанием и самоактуализацией в структуре социума, с саморазвитием в профессиональной и творческой деятельности, поиском своего местонахождения в социуме. Сюда можно отнести и воспитательный потенциал в рамках взращивания искреннего интереса и любви к выбранному направлению подготовки и будущей профессиональной деятельности. Такой потенциал реализовывается посредством выработки у обучающегося наиболее объективного представления о социальном значении и содержании будущей деятельности, о закономерностях, сущности и специфике ее развития, а также формирования у каждого обучающегося стойкого убеждения в своей профпригодности, своего значения в рамках специальности;

- гуманистическую функцию, предполагающую приобщение студенческой молодежи к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведенческой системы [2].

Воспитательное пространство, как указывалось ранее, играет важнейшую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающегося, который после выпуска из вуза может свободно самовыражаться не только в рамках выбранной им профессии, но и в смежных, междисциплинарных областях знания, практической деятельности. Именно с этим связывается необходимость во взращивании гуманистических и общесоциальных ценностей в сознании обучающегося, которые состоят в справедливости, порядочности, благородстве, разуме, доброте и др. Воспитательное пространство современного вуза, таким образом, является ключевым фактором при реализации целей гармоничного развития индивида, системы целесообразного воспитательного педагогически-образовательного взаимодействия разных субъектов образовательного процесса.

На наш взгляд, основой проектирования воспитательного пространства вуза являются механизмы и методики, позволяющие оптимизировать процесс его организации и развития. Такие методики призваны:

- активно и динамично влиять на механизмы преобразования способов педагогического влияния, выражающего качественную деформацию характера управления и технологий его реализации, становясь ключевым, первичным, аналитически-рефлексивным;

- в значительной степени повышать и развивать уровень научно-педагогического потенциала педагогов, управленцев и организаторов в сфере образования, активную динамику в рамках успешности функционирования отдельных образовательно-воспитательных подсистем;

- реконструировать воспитательный потенциал, систему профессиональных навыков и профессионально-педагогический опыт педагогического состава современного вуза;

- осуществлять управленческое структурно-целостное саморазвитие образовательно-воспитательной системы и т.д.

М.Г. Резниченко, выстраивая субъективную авторскую концепцию подхода проектирования воспитательного пространства современного вуза, опирается на исследование специфики принципов этого проектирования. К таким основным принципам, согласно вышеуказанному исследователю, относятся:

- индивидуализация и личностно-ориентированная характерная направленность воспитательного пространства в рамках современного высшего образования;

- концептуальная целостность воспитательного пространства во всем образовательном и социокультурном пространстве учебного заведения, а также его элементах;

- гуманизм, который предполагает особенное отношение к субъекту воспитательного пространства -обучающемуся - как к индивидуальной творчески, профессионально свободной самоценности, обладающей навыками социальной ответственности;

- максимально возможный комфорт воспитательного пространства для всех его субъектов -обучающихся, педагогов, управленцев и т.д.;

- культуросообразность, которая базируется на принципах организации воспитательного процесса в соответствии с общечеловеческими ценностями, общенациональными общетрадиционными региональными и другими ценностями, которые не противоречат общегуманистическим, общечеловеческим ценностям;

- толерантность, основным положением которой является внимательное и принимающее отношение к мнению окружающих людей, культур, традиций, религий и т.д.;

- вариативность, заключающуюся в эксплуатировании различных технологий и методик в сущности воспитания и форм работы с обучающимися - будущими специалистами [5].

По нашему мнению, воспитательное пространство вуза не просто должно основываться на воспитательной деятельности отдельно взятых педагогов, но и фокусироваться на объединении всех существующих форм, методов и технологий в единую педагогическую систему, формирующую благоприятную обстановку для эффективного развития личности обучающегося. Кроме того, оно развивается в соответствии с основными принципами внеучебной деятельности самоорганизации обучающихся в рамках студенческого самоуправления - наиболее эффективного метода объединения большого количества обучающихся.

Крайне важным аспектом в рамках исследуемой темы является актуальное, своевременное и целенаправленное обновление научно-методического обеспечения воспитательного пространства современного вуза, которая регулирует не только педагогическую деятельность, но и деятельность обучающихся в социокультурном пространстве вуза и вне его. Это обеспечение должно не просто регулярно обновляться, но и модернизироваться в соответствии с современными инновационными технологиями и

методиками, внедряться в различные структуры системы воспитания, превнося новые интерактивные элементы, влияя на мотивацию обучающихся к самовоспитанию и самореализации. Таким образом, феномен воспитательного пространства заключается в постоянной инновационной поддержке и педагогической методической обеспеченности, что составляет основу для его благоприятного формирования и развития.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что проектирование воспитательного пространства современного вуза, развивающегося в соответствии с международными тенденциями развития высшего профессионального образования, базируется на принципах развития как педагогической, так и студенческой сред, организации их максимально эффективного взаимодействия и благоприятного взаимовлияния посредством интегрирования передовых инновационных методик, технологий и форм.

Литература:

1. Григорьева О.Н. Формирование воспитательного пространства вуза / О.Н. Григорьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3.

2. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К.В. Дрозд. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 265 с.

3. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации / Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 6.

4. Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института / Н.И. Лобковская, А.В. Железнякова, Ю.А. Евдошкина // Современное образование. - 2017. - № 2.

5. Резниченко М.Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе / М.Г. Резниченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4.

6. Уваровская О.В. Воспитательная система вуза: новые подходы и технологии ее реализации / О.В. Уваровская // Истоки педагогического мастерства. - Полтава, 2011. - С. 228-292.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры психологии, главный специалист по научно-аналитической работе Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук, доцент Хрулёв Алексей Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Статья представляет собой аналитическое исследование проблемы развития социальной активности молодежи в теории и практике педагогической науки. В тексте статьи дается определение и определяется сущность и специфика дефиниции «социальной активности молодежи». В заключении статьи приведен комплексный вывод, основная мысль которого состоит в том, что социальная активность, базирующаяся на основных принципах социально значимой деятельности, направлена, с одной стороны, на самореализацию личности в условиях стремительно развивающегося мира, а с другой - на ее реализацию как общественного значимого субъекта, оказывающего непосредственное влияние на формирование и развитие многих социальных структур посредством самосознания, проявления четкой и стабильной гражданской и жизненной позиции, патриотизма.

Ключевые слова: проблема развития социальной активности молодежи, социальная активность, социальная деятельности, теория и практика педагогики, педагогическая наука.

Annotation. The article is an analytical study of the problem of the development of social activity of youth in the theory and practice of pedagogical science. The text of the article defines and determines the essence and specificity of the definition of "social activity of youth". The article concludes with a comprehensive conclusion, the main idea of which is that social activity based on the basic principles of socially significant activity is directed, with one on the self-realization of a person in a rapidly developing world, and on the other, on its realization as a socially significant subject that has a direct impact on the formation and development of many social structures through self-awareness, the manifestation of a clear and stable civic and life position, patriotism.

Keywords: the problem of the development of youth social activity, social activity, social activity, theory and practice of pedagogy, pedagogical science.

Введение. Современное образование - обширнейшая и значительнейшая сфера человеческой деятельности в социокультурном пространстве государства. Его социальная роль сегодня невообразимо возвысилась над различными другими системами, поскольку именно образование составляет основной потенциал человека, формирует его систему ценностей, воспитывает нравственные и личностные качества. Да и в целом от качества и уровня развития образовательной структуры зависит прогресс в сфере глобального социального и экономического пространства. Это связано с осознанием всех субъектов этого пространства ценности личности обучающегося как главного субъекта, осуществляющего познавательную, поисковую, исследовательскую и творческую деятельность, что ведет к непосредственному развитию всех существующих ныне областей знания и практики.

Молодежь - это основной потенциал каждого развитого и развивающегося государства, способствующий его укоренению на мировой арене и демонстрирующий преимущества в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.