Научная статья на тему 'Поликультурное образование как социокультурный феномен'

Поликультурное образование как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / SOCIOCULTURAL / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новолодская Светлана Леонидовна, Аверячкина Татьяна Сергеевна

Рассматривается поликультурное образование как социокультурный феномен. Россия объединила в своем составе разные народы, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В основу образования должны быть положены системные принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование.The article discusses multicultural education as a sociocultural phenomenon. Russia united in itself many countries and peoples which are different in languages, cultures, religions. In the basis of Russian education it must be put such system principles, which can change education in Russia into effective sociocultural mechanism, predetermining over ethnic unity of the society. Polycultural education can give reliable foundation for this education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новолодская Светлана Леонидовна, Аверячкина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как социокультурный феномен»

УДК 378

С.Л. Новолодская, Т.С. Аверячкина,

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации (г. Чита)

Поликультурное образование как социокультурный феномен

Социокультурная реальность выступает как определенным образом упорядоченное, наделенное смыслом пространство - мир бытия человека, созданный и познанный им [4].

До того как стать системообразующим в методологии общественных наук, понятие"соци-окультурность" прошло долгий и нелегкий путь. На этом пути выделяются два вполне определенных этапа. «Первый - конец XVIII - ХХ века, который ознаменовался осознанием «социокультурного» лишь как следствия исторического развития общества. Второй - от второй половины ХХ века по настоящее время, который характеризуется некоторой трансформацией отношения к "социокультурному" уже как к элементу общественного сознания» [4].

Исследуя ведущие направления формирования социокультурной методологии в России, надо сказать следующее. Первым разработчиком научной концепции «социокультурного» является А.С. Ахиезер. В основе социокультурного подхода лежит положение о том, что какими бы мотивами своей деятельности человек ни руководствовался, все равно все это отражается прежде всего в культуре. Поэтому А.С. Ахиезер и другие исследователи трактуют культуру как своего рода своеобразный социальный дискурс.

Своеобразие социокультурного подхода к изучению человека и общества состоит прежде всего в том, что культуру мы воспринимаем как какую-либо опре-

Забайкальский институт предпинимательства Сибирского университета потребительской кооперации (г. Чита)

деленную конкретную культуру, а не культуру вообще. Конечно, изучение же культуры «вообще» в принципе возможно, но тогда мы переходим уже от конкретики на абстрактный уровень. Генезис и эволюция культуры не означает того, что человек транспонирует данную культуру в конкретную систему общественных отношений, так как общество как социальный дискурс и общество как совокупность систем отношений могут не совпадать и чаще всего не совпадают. Это несоответствие затрагивает каждую личность. Методологические основы социокультурного подхода изучают общественные трансформации. Этот метод не отрицает все другие однако, претендует на унифицированность за счет широкого охвата различных

систем и их составляющих общественного развития, в том числе и социальных институтов как элементов общества.

Надо отметить, что социокультурный подход опирается на аксиологическое учение и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея формирования и развития личности посредством присвоения общекультурных ценностей, понимания природы и человека как величайших ценностей, желания жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.

Социокультурный подход стал сегодня популярным жанром в научном знании. При этом, как справедливо замечает Ж.Т. То-щенко, злоупотребление поня-

© Новолодская С.Л., Аверячкина Т. С., 2017

СВЕТЛАНА

ЛЕОНИДОВНА

НОВОЛОДСКАЯ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. Сфера научных интересов: педагогика и методика обучения иностранным языкам. Автор 190 публикаций

тием «социокультурный» зачастую приводит к стиранию граней «между научным знанием и любым нарративом (социокультурным разговором об обществе)» [7]. «Это ставит вопрос, -замечает он, - о потере критериев научности, когда понятием "социокультурный" подменяется все многообразие происходящих в обществе процессов» [7].

На этом фоне работы А.С. Ахи-езера и Н.И. Лапина выделяются своей строгостью определения исходных методологических предпосылок и тщательностью обоснования используемых понятий, что и определяет их рассмотрение в качестве образцов применения социокультурного подхода. Используемый ими подход для анализа проблем общественной трансформации в России имеет ряд особенностей, определяющих целесообразность и границы его применения. Специфической его чертой является определенный универсализм, позволяющий обозреть и культурные, и политические, и хозяйственные, и прочие эле-

ТАТЬЯНА

СЕРГЕЕВНА

АВЕРЯЧКИНА

кандидат исторических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. Сфера научных интересов: педагогика и методика обучения иностранным языкам. Автор более 80 публикаций

менты общественного целого [2, с. 32]. Одновременно сущность социокультурного подхода, по определению Н.И. Лапина, состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности [3, с. 24]. Под культурой в данном случае понимается совокупность способов и результатов деятельности человека, в том числе идеи, ценности, нормы, образцы, а под социальностью - совокупность взаимоотношений социальных субъектов. Кроме того, специфика социокультурного подхода состоит в том, что он имеет многомерный характер, объединяет в единое целое, например, цивилизаци-онный и формационный подходы [3, с. 25] или же историософское и социологическое рассмотрение общества [1, с. 32]. Это позволяет, как отмечают сами представители социокультурного подхода, принимать во внимание «всю сложность и реалистическое многоцветье палитры социальной жизни» [3, с. 18], исследовать российское общество как противоречивое единство,

«содержащее сложные напряжения отношения личности, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях» [1, с. 32].

При социокультурном подходе в центре внимания исследователя находится человек активный (homo activus), являющийся многомерным био-социо-культурным существом и субъектом действия [3, с. 27], его нравственность, составляющая основание любой культуры [1, с. 32]. Тем самым предпринимается попытка выявить сущностные ценностные и этические характеристики социальных субъектов, определяемые долговременным культурным контекстом, поскольку культура, как справедливо замечают сторонники этого подхода, пронизывает все без исключения состояния социальной жизни. Социокультурный подход оперирует определенной моделью общества. Общество здесь понимается как социокультурная система, возникающая и изменяющаяся в результате действий и взаимодействя людей.

Социокультурный подход диктует необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру как основы «вхождения» в культуру. Он предусматривает организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия человека с миром культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-) в рамках всех возрастных субкультур. Предполагается формирование культуросообразного содер-

Рассматривается поликультурное образование как социокультурный феномен. Россия объединила в своем составе разные народы, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В основу образования должны быть положены системные принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование.

Ключевые слова: социокультурный, социокультурный подход, образование, общество, поликультурное образование.

The article discusses multicultural education as a sociocultural phenomenon. Russia united in itself many countries and peoples which are different in languages, cultures, religions. In the basis of Russian education it must be put such system principles, which can change education in Russia into effective sociocultural mechanism, predetermining over ethnic unity of the society. Polycultural education can give reliable foundation for this education.

Key words: sociocultural, sociocultural approach, education, society, polycultural education.

жания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы человеку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности в жизни обучаемого на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе следует уделять знакомству с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

Социокультурный подход в образовании, в частности подход к обучению иностранному языку, предложенный В.В. Сафоновой, предполагает «обучение межкультурному иноязычному общению в контексте социально-педагогических доминант педагогики гражданского мира и согласия» [5, 6]. Обучение в рамках этого подхода, по мнению автора, должно идти в русле диалога культур с опорой на культуровед-ческие и лингвострановедческие знания обучаемых. Главными целями становятся не только формирование иноязычной языковой личности, но и осознание обучаемыми себя, своей жизненной позиции, этнических корней, развитие их мировосприятия и миропонимания. Другими словами, происходит идентификация лич-

ности в поликультурном окружении.

Как показывает анализ культу-роведческих подходов, до 1990-х годов XX века соизучение языка и культуры ограничивалось изучением конкретного иностранного языка и культуры лингвистического большинства. Своим появлением социокультурный подход мгновенно способствовал решению многих существующих в языковой педагогике проблем. В частности, социокультурный подход позволил значительно расширить рамки обучения культуре. Вместо ознакомления с культурой истеблишмента обучаемые получили возможность познакомиться и сравнить множество других культур, существующих в рамках изучаемого геополитического пространства, проследить их взаимовлияние друг на друга и определить их место в культурных сообществах. Представление обучающимися всей широты культур поликультурного сообщества играет положительную роль в избавлении от упрощенческих стереотипов, способствует созданию представлений о мире как о едином поликультурном сообществе, в котором каждая культура имеет право на существование и репрезентацию.

Необходимо отметить, что с появлением социокультурного подхода впервые стал подниматься вопрос об изучении других, традиционно не освещаемых в учебной литературе, типов культур. Обучающиеся получили возможность ознакомиться с культурным разнообразием этнических, социальных, религиозных и других культурных групп изучаемых поликультурных сообществ.

Выделим существующие положения социокультурного подхода к обучению иностранному языку. Полагаем, что эти положения можно брать за основу и экс-

траполировать на другие дисциплины.

Первое положение заключается в построении адекватной модели обучения иностранному языку, которая предполагает предварительное изучение социокультурного контекста неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и национальной среде с учетом кросс-культурных влияний других цивилизаций и цивилизаци-онных пластов.

Второе положение требует глубинного реформирования языкового бикультурного образования посредством «глобализации», гуманизации, экологизации и культуроведческой со-циологизации его содержания с учетом рекомендаций ЮНЕСКО по вопросам образования в духе мира, уважения прав человека с ориентацией на диалог культур как философию образования, а также социокультурных характеристик иностранных языков (международного статуса, потенциальных социализирующих свойств и условий их проявления, социокультурных характеристик учебной и внеучебной среды их изучения, личностноо-бразующего потенциала коммуникативной методики обучения иностранному языку).

Третье положение состоит в том, что многоаспектное социокультурное образование (общекультурное, страноведческое, лингвострановедческое, социолингвистическое, коммуникативно-прагматическое) - обязательный компонент языковой подготовки молодежи, когда условия общепланетарного бытия на Земле позволяют значительно расширить круг людей, выступающих в функции субъектов диалога культур. Оно (социокультурное образование) должно и может осуществляться по принципу расширяющегося круга культур

(от этнических, суперэтнических культур, социальных субкультур к геополитическим маркированным регионально-континентальным культурам и мировой культуре) и в контексте их диалога. Социокультурное образование должно быть направлено на развитие самосознания обучаемого как культурно-исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик и его роли как субъекта культур. Оно предполагает формирование интегративных общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения и обобщения достижений соизучаемых культур в мировом наследии, потребностей изучающих иностранный язык в социокультурном освоении мира. Наконец, социокультурное образование опирается на познание закономерностей мирового коммуникативного процесса, развития многоязычия и многокультур-ности как характерных черт современного мира.

Следующее положение гласит, что междисциплинарной базой для социокультурного образования средствами иностранного языка служит страноведчески маркированное культуроведе-ние, посредством которого обогащаются знания обучаемых о социокультурном портрете изу-

чаемых языков, стран, регионов и народов, об историко-культурном фоне их развития на основных этапах движения человеческой цивилизации, культуре взаимодействия индивида и государства, общества, природы и человека, различных социумах и индивида с самим собой, о культуре межэтнического общения в соизучаемых сферах. В результате обучение иностранному языку как средству международного общения тесно взаимосвязано с его активным использованием как инструмента познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка.

В положении о моделировании вариантов социокультурного образования средствами иностранного языка предполагается опора на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурный контекст обучения и изучения иностранного языка, социокультурные особенности (взаимодействующих в учебном процессе) языков и культур. Точно также должны учитываться диапазон общественных функций изучаемых иностранных языков в конкретной среде проживания (городе, регионе, области), социокультурные и коммуникативные потребности обуча-

емых, уровень социокультурного образования обучающих, отличительные черты языковой политики в отношении изучения иностранного языка и условия для практической реализации, организационно-дидактические и методические условия овладения иностранным языком. Социологию изучения и обучения иностранному языку, как пона-зала в своих работах В.В. Сафонова, следует рассматривать как неотъемлемую часть общетеоретического фундамента куль-туроведчески ориентированной коммуникативной методики преподавания иностранного языка [5, 6].

Особая роль при социокультурном подходе отводится родной культуре. Как уже упоминалось выше, на протяжении многих десятков лет обучаемые считались экспертами и полноценными представителями родной культуры. Именно этим объясняется минимальный объем сведений о родной стране и культуре в учебно-методическом комплексе по иностранному языку 1960-1980-х годов. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, опубликованные Р. Мильрудом в 1996-1997 годах, очень часто уровень культу-роведческой компетенции в изучаемой культуре значительно выше, чем в родной. Однако без знания родной культуры обучаемые не могут быть полноценными субъектами диалога культур. С появлением социокультурного подхода впервые родная культура получила системное и целостное отражение в современных программах и учебно-методическом комплексе по иностранному языку.

Россия исторически объединила в своем составе множество народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не исключение по

Е11В^1В В

Национально-культурное многообразие России

полиэтничности и поликультурности - это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизаци-онному потенциалу России особую устойчивость и открытость. В основу российского образования должны быть положены такие системные принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Многомерная этнополитиче-ская и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом

становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к общероссийской и мировой культуре. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование,адекватное условиям России.

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов России. Его идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России. Российская цивилизация полиэтнична, поликультурна, полилингваль-на, однако русская культура является ее центральным компо-

нентом и играет главную роль в выработке путей цивилизаци-онного развития страны. Национально-культурные интересы народов России в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. В то же время система образования, «вырастающая» из культурно-исторических традиций народов России, обращенная к их насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы должен быть подчинен актуальным интересам общественного развития, исходить из стратегии сохранения культурного многообразия и ориентироваться на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского и международного масштаба.

ЛИТЕРАТУРА

1. АхиезерА.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). М., 1991.

2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. Новосибирск, 1997.

3. ЛапинН.И. Пути России: социокультурныетрансформа-ции. М.: Институт философии РАН, 2000.

4. Поддубный Н.В. Синергетика как методология исследования. Белгород, 2001.

5. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.

6. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку. М.: Высшая школа, АМСКОРО ИНТЕРНЕШНЛ, 1991.

7. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате в социологии // СОЦИС. № 9. 2002.

LITERATURA_

1. Ahiezer A.S. Rossija: kritika istoricheskogo opyta (sociokul'turnyj slovar'). M., 1991.

2. Ahiezer A.S. Rossija: kritika istoricheskogo opyta. T. 1. Novosibirsk, 1997.

3. Lapin N.I. Puti Rossii: sociokul'turnye transformacii. M.: Institut filosofii RAN, 2000.

4. Poddubnyj N.V. Sinergetikakakmetodologijaissledovanija. Belgorod, 2001.

5. Safonova V.V. Izuchenie jazykov mezhdunarodnogo obshhenija v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh: Istoki, 1996.

6. Safonova V.V. Sociokul'turnyj podhod k obucheniyu inostrannomu jazyku. M.: Vysshaja shkola, AMSKORO INTERNESHNL, 1991.

7. Toshhenko Zh.T. O ponjatijnom apparate v sociologii // SOCIS. № 9. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.