КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Д. Николаева, О.П. Осипова
Аннотация. В статье приведен анализ культурной парадигмы системы образования, ее вариативной модели - социокультурному подходу в образовании на материале Концепции социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: культурная парадигма, социокультурный подход, социокультурная модернизация образования, этнорегиональный контекст образования.
Summary. The article deals with the analysis of the cultural paradigm of educational system, the sociocultural education model on the material of Sociocultural modernization of education Conception in the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: cultural paradigm, sociocultural approach, sociocultural modernization of education, ethno-regional education context.
Одной из актуальных задач современной образовательной системы является поиск ее моделей, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации. Поэтому важнейшим направлением фундаментальных педагогических исследований последних лет стало изучение проблемы культуросообразности образования, его функционирования как сферы культурной деятельности.
Культурная парадигма в образовании - одна из наиболее актуальных и перспективных направлений педагогических исследований. Культура предстает уникальным механизмом самосохранения общества, средством его адаптации к окружающему миру; отражает причинно-следственные связи и определяет качество образования, которое становится источником развития культуры, генератором новых культурных и цивилизационных форм [ 1-4].
Современный этап развития культуры ставит новые задачи перед системой образования. Н.Б. Крылова, анализируя проблемы, стоящие перед образованием, целенаправленно связывает их с культурными явлениями, системами и процессами, прежде всего, моделями культурно-образовательной среды, принципом культуросоо-бразности и культурологическим подходом [4, с. 269]. Характерной особенностью последних лет становится переход к практике претворения в жизнь некоторых положений культурной парадигмы, что побуждает заинтересованные в инновациях образовательные учреждения более целенаправленно следовать их нормам.
Важно определить различные понятия, связующие культуру и образование. Н.Б. Крылова предлагает «развести» их следующим образом. Понятия, которые имеют прилагательное «культурная»
49
3 / 2012
Преподаватель XX
ЕК
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
50
(культурное, культурный), следует относить к практике организации и обеспечения компонентов образования, связанных с конкретными явлениями, процессами и закономерности культуры. Сюда относятся понятия: культурная парадигма, культурная норма, культурная среда, культурные модели образования, культурное самоопределение, культурные практики ребенка, культурные интересы, культурная миссия и новая оценочная культура педагогического образования. Это наиболее общий уровень использования понятий философии и теории культуры. Сюда относятся и понятия, имеющие прилагательные «культуросообразный», как существующий и реализуемый в пространстве конкретной культуры. Понятия, имеющие прилагательное «культурологический», следует понимать в рамках проблематики культурологии (научного направления). Поэтому они как бы вторичны и имеют скорее методический и специально научный, а не практический смысл: культурологический подход, культурологические исследования, культурологические акценты преподавания, культурологическое содержание образования. В этой связи употребление словосочетаний «культурологическая парадигма» или «культурологический лицей» возможно, но в узком смысле, например, при характеристике преподавания культурологии, или преподавания отдельных предметов с позиций культурологии (теории культуры) как науки [там же].
Основополагающий принцип модернизации образования в Республике Саха (Якутия) связан с усилением гуманитарной составляющей, мировоззренческих и духовно-нравственных начал, аспектов, действующих на основе культурных норм, присущих социо-
культурному своеобразию, специфическим климатическим, географическим, культурным, педагогическим условиям. Так, методологией социокультурной модернизации системы регионального образования явился социокультурный подход. В этом плане интерес вызывает исследование А.М. Цирульникова по проблемам организации и развития системы образования. Автор отмечает, что при таком подходе система образования исследуется в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы [5].
Нельзя не согласиться с авторами социокультурной модернизации образования в том, что в условиях такого рода преобразований на передний план выходят социокультурные эффекты образования, образовательная поддержка социально-экономи че ско го развития территорий, социальные программы, утверждающие приоритет образования как общественно-государственной политики, личностные и общественные ценности, солидарность и взаимопонимание людей. Одной из ведущих целей образования становится реальное, а не декларируемое, развитие индивидуальности человека, создание условий и возможностей его самореализации в современном мире. Возрастает значение мобильности, доступности и нового качества образования. Таким образом, социокультурный подход означает изменение взгляда на образо-вательную действительность и ее роль в социальной практике.
В публичном отчете «Об итогах деятельности Министерства образования
Преподаватель XX
ЕК
3 / 2012
в 2011 г.» министр образования Республики А. Владимиров подчеркнул, что эффективное функционирование и развитие системы образования неразрывно связано с внедрением социокультурного подхода. На необходимость смены парадигм указывают кардинальные изменения в обществе отношений к содержанию общего образования. Несомненно, значимым нормативно-правовым актом, определяющим политику образования на ближайшие пять лет, является Указ Президента Республики Саха (Якутия), утвердивший Государственную программу «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы».
Другой системой отсчета социокультурного подхода выступает этно-региональное, которое определяется А.Н. Цирюльниковым и А.Д. Николаевой как конкретизация и локализация социокультурного, соединение этноса с конкретным местом, в котором реализуется его историческая судьба, произрастает уклад и образ жизни, обусловливающий особенности образовании. Этнорегинальное - не просто составляющая системы образования. Это скорее, сущность, выражающаяся в целях и содержании образования, его философии и тех-нологии, а в плане системы ее построении и организации, укладе не только варьируется в национальных, этнорегиональных координатах, но произрастает из этнореги-онального [5; 6]. Наиболее специфичным уровнем использования этнореги-ональных смыслов образования является Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», в рамках которой, например, будут приобретены кабинеты якутско-
го, русского языков, языков коренных народов Севера, проведены научные исследования, разработаны и изданы учебные пособия для детей дошкольного и школьного возраста, переведены в цифровой формат уникальные памятники якутской письменности и народов Севера и др.
Современная социокультурная ситуация, стремительное и постоянное изменение технологий требуют от человека мобильности, умения адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам рынка. Именно так устроен современный мир. И войти в него можно лишь через общество образованное, следовательно, образовательное. Свое достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти через культурную, в том числе, педагогическую традицию.
Общий вывод многих исследователей: изменение условий развития общества показало, что проблемы образования можно решить, ставя новые, культурные, задачи образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библер В.С. Философия диалога культур. - М., 1993.
2. Видт И.Е. Культурологические основы образования. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002.
3. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Новые ценности образования. - 2007. - № 4. - С. 3-11.
4. Крылов Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования, 2000. - № 10.
5. Цирюльников А.М. Система образования в этнорегинальном и социокультурном измерениях. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.
6. Николаева А.Д. Эволюция системы управления общим образованием в национальном регионе: социокультурный контекст: Монография. - Якутск, 2008. ■
51
3 / 2012
Преподаватель |_