Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE PARADIGM OF EDUCATION / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / TEACHER'S READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / TEACHER'S READINESS TO USE INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Статья посвящена проблеме подготовки будущего педагога в высшей школе в условиях модернизации образования и становления инновационной образовательной парадигмы. В работе обосновывается потребность подготовки будущих учителей в системе высшего образования к реализации инновационной педагогической деятельности, а также к осуществлению одного из ее направлений - внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий. В исследовании проанализирована сущность понятий «готовность педагога к инновационной деятельности» и готовность учителя к использованию инновационных педагогических технологий», изучены основные методологические аспекты формирования готовности будущих учителей к использованию инновационных педагогических технологий в учреждениях образования.The article is devoted to the problem of training a future teacher in higher education in the conditions of modernization of education and the formation of an innovative educational paradigm. The paper substantiates the need to prepare future teachers in the higher education system for the implementation of innovative pedagogical activities, as well as for the implementation of one of its directions - the introduction of innovative pedagogical technologies in the educational process. The study analyzes the essence of the concepts "teacher's readiness for innovation" and teacher's readiness to use innovative pedagogical technologies". the main methodological aspects of forming the readiness of future teachers to use innovative pedagogical technologies in educational institutions are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки будущего педагога в высшей школе в условиях модернизации образования и становления инновационной образовательной парадигмы. В работе обосновывается потребность подготовки будущих учителей в системе высшего образования к реализации инновационной педагогической деятельности, а также к осуществлению одного из ее направлений -внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий. В исследовании проанализирована сущность понятий «готовность педагога к инновационной деятельности» и готовность учителя к использованию инновационных педагогических технологий», изучены основные методологические аспекты формирования готовности будущих учителей к использованию инновационных педагогических технологий в учреждениях образования.

Ключевые слова: инновационная парадигма образования, инновационная педагогическая деятельность, инновационные педагогические технологии, готовность педагога к инновационной деятельности, готовность учителя к использованию инновационных педагогических технологий, профессиональная подготовка будущих педагогов, профессиональное педагогическое образование.

Annotation. The article is devoted to the problem of training a future teacher in higher education in the conditions of modernization of education and the formation of an innovative educational paradigm. The paper substantiates the need to prepare future teachers in the higher education system for the implementation of innovative pedagogical activities, as well as for the implementation of one of its directions - the introduction of innovative pedagogical technologies in the educational process. The study analyzes the essence of the concepts "teacher's readiness for innovation" and teacher's readiness to use innovative pedagogical technologies". the main methodological aspects of forming the readiness of future teachers to use innovative pedagogical technologies in educational institutions are studied.

Keywords: innovative paradigm of education, innovative pedagogical activity, innovative pedagogical technologies, teacher's readiness for innovative activity, teacher's readiness to use innovative pedagogical technologies, professional training of future teachers, professional pedagogical education.

Введение. На современном этапе своего развития отечественная система образования переживает период модернизации, который характеризуется изменением содержания и совершенствованием способов обучения, воспитания и развития обучающихся. Причиной модернизации образования в широком смысле является изменение образовательной парадигмы с традиционной (репродуктивной) на гуманистическую (инновационную).

В контексте инновационной парадигмы образования основной задачей учителя является реализация инновационной педагогической деятельности.

Инновационность как принцип педагогики обеспечивает условия развития личности, осуществление ее права на индивидуальный творческий взнос, на личностную инициативу, на свободу саморазвития и достижения собственной и общественной цели.

Развитие системы образования в контексте инновационной парадигмы требует в процессе реализации профессиональной подготовки будущих педагогов формировать их готовность к реализации всех направлений инновационной педагогической деятельности в учреждениях образования. одним из составляющих указанной готовности является способность учителя на высоком когнитивном и методическом уровне применять инновационные педагогические технологии.

Целью данной статьи является анализ сущности понятий «готовность педагога к инновационной деятельности», «готовность учителя к применению инновационных педагогических технологий»; изучение аспектов формирования готовности будущих педагогов к внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.

Изложение основного материала статьи. Новый подход к характеру и уровню профессиональной деятельности современного учителя связан с желанием отойти от стереотипов в обучении, воспитании и развития личности. Он предусматривает индивидуально-творческую деятельность педагога, способного создать и внедрить новые технологии, эффективно реализующие требования личностно-ориентированного образовательного пространства.

Инновационная деятельность предусматривает сформированность у учителя высшей степени педагогического творчества, поскольку суть такой деятельности подразумевает обновление педагогического процесса, внесение прогрессивной составляющей в традиционную систему обучения и воспитания.

По мнению М.В. Мазуриной, «инновационная педагогическая деятельность основывается на личностном подходе, где внешние педагогические воздействия всегда опосредованы, преломляются через внутренние свойства личности каждого субъекта инновационного процесса, определяются его активностью» [10, с. 192].

По мнению В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой «одним из важных факторов осуществления инновационной деятельности является креативность учителя, которая необходима для создания нового взгляда, программы, учебника, а также для модификации этого нового на уровне внедрения» [12, с. 66].

Как было отмечено выше, профессиональная подготовка будущего учителя в высшей школе в современных условиях подразумевает формирование его готовности к реализации инновационной деятельности. В рамках данного исследования, вслед за С.А. Трифоновой, готовность педагога к реализации инновационной деятельности будем рассматривать как «совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на осуществление комплекса видов работ, реализуемых в инновационном процессе и направленных на создание, освоение и распространение инноваций» [13, с. 129].

В структуре готовности педагога к инновационной деятельности исследователи выделяют ряд компонентов, а именно:

- знаниевый (когнитивный);

- мотивационный;

- методический (деятельностный);

- личностный;

- технологический;

- рефлексивный [1; 8; 13]

В рамках данного исследования наше внимание приковано к технологическому компоненту готовности педагога к инновационной деятельности. Сущность данного компонента заключается в готовности учителя к применению в собственной педагогической практике инновационных технологий.

В научной литературе в широком смысле педагогическую технологию понимают как строго обоснованную систему педагогических средств, форм и методов, включающую их этапность, нацеленность на решение конкретных учебно-воспитательных задач.

Многие современные международные издания педагогическую технологию трактуют как исследование с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации учебно-воспитательного процесса через анализ факторов, которые повышают его эффективность путем конструирование и применение приемов и материалов, а также оценки используемых методов [7].

По мнению автора теории педагогических систем В.П. Безпалько, рассматриваемый нами термин - это научное, соответствующим образом структурированное проектирование (описание) педагогического процесса путем анализа, отбора, конструирования и контроля всех управляемых компонентов в их взаимосвязях со следующим воспроизведением проекта в учебной аудитории [4]. Ученый видит глубинный смысл и суть педагогической технологии в переводе преподавания на путь предыдущего проектирование учебного процесса с его воспроизведением, а также в определении структуры и содержания учебно-познавательной деятельности обучающихся [3].

В современной школе внедряется много инновационных технологий, среди которых выделяют следующие группы:

- технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания;

- традиционные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся;

- педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса;

- педагогические технологии на основе дидактического совершенствования и реконструирования материала;

- структурно-логические технологии;

- интеграционные технологии;

- игровые технологии;

- тренинговые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- диалоговые технологии и т.д. [1; 2; 5; 8].

Технологический подход в обучении направлен на конструирование учебного процесса с учетом образовательных ориентиров, цели и содержания обучения. Особенностями технологически построенного образовательного процесса, отличающими его от традиционного, являются следующие аспекты:

- коррекция;

- оперативная обратная связь;

- своевременная оценка эффективности.

Технологическое построение учебного процесса порождает ряд проблем, не решенных в рамках имеющейся педагогической технологии. Это касается, прежде всего, создания новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие обучающегося как личности на основе соответствующей формулировки целей и определения содержания обучения, единства процессуальной и содержательной сторон обучения (воспитание), соответствующего конструирования учебно-воспитательного процесса, механизмов полноценной передачи обучающимся и усвоения всех компонентов социального, культурного опыта.

Разнообразие и большое количество современных инновационных педагогических технологий требует от современных педагогов пристального внимания и соответствующей подготовки к их выбору и внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательной организации [11].

Готовность будущих учителей к применению инновационных педагогических технологий, разделяя мнение ученых Ю.А. Дмитриева и О.Ф. Рудого, будем понимать как «интегративное качество личности, проявляющееся в целенаправленном преобразовании педагогами своей профессиональной деятельности, освоении современных технологий, методов, средств воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста с целью профессионально-личностного развития и обеспечения качественно более высоких результатов дошкольного образования» [6, с. 39]. Указанное интегративное качество личности педагога является, по мнению указанных авторов, результатом профессионального образования и системообразующим фактором его профессиональной деятельности [6].

Формирование указанного профессионально-значимого качества будущего педагога выступает в современных условиях неотъемлемым компонентом процесса их профессиональной подготовки в вузе, так как одним из видов их профессионального труда является организационно-технологическая деятельность, которая предполагает организацию образовательного процесса с применением эффективных педагогически технологий [9].

Формирование готовности будущих педагогов к применению инновационных технологий базируется на:

- изучении специальной литературы;

- анализе педагогического опыта учителей-новаторов;

- разработке плана внедрения новой техники;

- оптимальном сочетании гуманитарных и технологических знаний.

При формировании готовности будущих педагогов к использованию современных педагогических технологий в процессе их обучения в высшей школе необходима опора на ряд методологических принципов, а именно:

- принцип усиления практической направленности профессиональной подготовки педагогов;

- принцип расширенного доступа к ресурсам;

- принцип технологического обеспечения.

Методологической основой процесса формирования готовности будущих учителей к использованию инновационных педагогических технологий являются, по мнению Ю.А. Дмитриева и О.Ф. Рудого, концептуальные положения личностно-развивающего и практико-ориентированного обучения.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе модернизации всех уровней отечественного образования одной из важнейших стратегических задач является обеспечение качества подготовки специалистов образовательной сферы на уровне государственных и международных стандартов. Решение указанной задачи возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения, способствующих формированию готовности будущих учителей к их применению в собственной практике и, соответственно, их готовности к инновационной педагогической деятельности.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса: Метод. Основы. - Москва, 1982. - 192 с.

2. Березанская Н.Б. Инновации в образовании или инновационное образование? // Инновации. - 2008. - №10. - С. 99-102

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва, 1989. - 192 с.

4. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения. -Москва, 1989. - C. 3-53.

5. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2004. - 432 с.

6. Дмитриев Ю.А., Рудой О.Ф. Подготовка педагогов к использованию технологий дошкольного образования // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 38-43.

7. Иена-план П. Петерсена (Новые пути зарубежной педагогики) / Под. Ред. С.В. Иванова, Н.Н. Иорданского. - М., 1997. - С. 24-31.

8. Ипполитова Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А. Соколова.- Шадринск: Исеть, 2006. - 236 с.

9. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. - № 12. - С 35-45.

10. Мазурина М.В. Предпосылки готовности педагога к инновационной деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 5. - С. 192-195.

11. Никитина Н.Н. Инновационная деятельность учителя // Школьные технологии. - 2003. - № 2. -С. 159-165.

12. Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - 224 с.

13. Трифонова С.А. Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2010. - №12. Т.2. - С. 129-131.

Педагогика

УДК 37.015.31

кандидат филологических наук, доцент Хлыбова Наталия Александровна

Институт иностранной филологии Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

преподаватель Томичева Ирина Валентиновна

Институт иностранной филологии Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

старший преподаватель Гиренко Ирина Викторовна

Институт иностранной филологии Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ МЕТАПОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. Предметом исследования является изучение способности обучающихся формировать новые персональные знания в иностранном языке под руководством преподавателя. Преподаватель должен моделировать использованные им стратегии, чтобы стать моделью метапознания для обучающихся. Данный метод исследования сопровождался теоретическим осмыслением и обобщением опыта, основанного на глубоком изучении процесса обучения. Новизна исследования заключается в разработке подхода, который позволит обучаюшимся наилучшим образом использовать память. Это приведет к созданию их мнемических навыков. Эффективность аудиторных занятий будет зависеть от ментальных инструментов, представленных на занятии. Был разработан проект из четырех этапов. Была сделана попытка разработать наиболее эффективные механизмы запоминания. Данная последовательность проекта позволила разобраться обучающимся с условиями наиболее эффективного обучения.

Ключевые слова: когнитивное функционирование, компетенция, ментальный инструмент, внимание, эмоции, механизм обучения, проект, элемент лексики, продуктивное обучение, стратегия, рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.