Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения в рамках преподавания профильных дисциплин при реализации профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе'

Инновационные технологии обучения в рамках преподавания профильных дисциплин при реализации профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / PHILOLOGICAL EDUCATION / FUTURE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL PARADIGM / INNOVATIVE APPROACH IN EDUCATION / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / READINESS FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

Статья посвящена изучению вопросов оптимизации и повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. В работе обосновывается потенциал инновационных педагогических технологий относительно решения указанных вопросов, а также их роль в формировании готовности будущих педагогов-филологов к реализации инновационной педагогической деятельности. В работе приведены взгляды ученых относительно эффективности инновационных педагогических технологий в преподавании профильных филологических дисциплин в высшей школе, указаны их преимущества, рассмотрены наиболее результативные современные технологии обучения студентов иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES WITHIN TEACHING OF RELEVANT DISCIPLINES IN THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PHILOLOGISTS A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of optimization and efficiency of professional training of future teachers of a foreign language. The paper substantiates the potential of innovative pedagogical technologies to address these issues, as well as their role in shaping the readiness of future teachers-philologists to implement innovative pedagogical activities. The paper presents the views of scientists on the effectiveness of innovative pedagogical technologies in teaching specialized philological disciplines in high school, their advantages are indicated, the most effective modern technologies of teaching students a foreign language are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения в рамках преподавания профильных дисциплин при реализации профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе»

парадигмы подготовки специалиста к «индивидуально-творческой», предусматривающей всемерное использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий.

Литература:

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1984. - 267 с.

2. Ершов А.П. Избранные труды. — Новосибирск: Наука; Сибирская издат. фирма, 1994. - 216 с.

3. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. — 1989. — № 1. - С. 44

4. Куимова, Е.И. Функции задач в обучении математике [Текст] / Е.И. Куимова, К.А. Куимова, Е.И. Титова // Молодой ученый. - 2014. - № 12. - С. 280-281

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов оптимизации и повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. В работе обосновывается потенциал инновационных педагогических технологий относительно решения указанных вопросов, а также их роль в формировании готовности будущих педагогов-филологов к реализации инновационной педагогической деятельности. В работе приведены взгляды ученых относительно эффективности инновационных педагогических технологий в преподавании профильных филологических дисциплин в высшей школе, указаны их преимущества, рассмотрены наиболее результативные современные технологии обучения студентов иностранному языку.

Ключевые слова: педагогическое образование, филологическое образование, будущие учителя иностранного языка, модернизация высшего образования, инновационная образовательная парадигма, инновационный подход в образовании, педагогические инновации, готовность к инновационной педагогической деятельности, педагогическая технология, инновационные педагогические технологии.

Annotation. The article is devoted to the study of optimization and efficiency of professional training of future teachers of a foreign language. The paper substantiates the potential of innovative pedagogical technologies to address these issues, as well as their role in shaping the readiness of future teachers-philologists to implement innovative pedagogical activities. The paper presents the views of scientists on the effectiveness of innovative pedagogical technologies in teaching specialized philological disciplines in high school, their advantages are indicated, the most effective modern technologies of teaching students a foreign language are considered.

Keywords: pedagogical education, philological education, future teachers of a foreign language, modernization of higher education, innovative educational paradigm, innovative approach in education, pedagogical innovations, readiness for innovative pedagogical activity, pedagogical technology, innovative pedagogical technologies.

Введение. В системе профессиональной подготовки учителей иностранных языков сегодня особое внимание сосредотачивается на усилении практической направленности обучения, базирующейся на организации иноязычного речевого взаимодействия и требует от будущих специалистов не только знаний иностранного языка, но и умений оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе путем использования педагогических инноваций интерактивного характера.

Концепция модернизации российского образования гласит, что новое качество образования - это его ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [2].

Поступательное развитие отечественного высшего филологического образования сопровождается тем, что в процессе профессиональной подготовки будущие учителя иностранного языка призваны усвоить современные направления развития теории речевой коммуникации, освоить умение использовать языковые механизмы и модели создания и восприятия другого языка в общении, что актуализирует совершенствование процесса подготовки учителей иностранных языков.

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями в контексте становления инновационной парадигмы образования возможно, по нашему мнению, путем использования в учебно-воспитательном процессе вуза инновационных технологий и методов обучения.

Изложение основного материала статьи. Инновационное образование, которое на современном этапе развития общества является доминирующей тенденцией во всем мире, выступает альтернативой традиционной, знаниевой парадигме образования и должно соответствовать следующим требованиям:

- непрерывности;

- фундаментальности;

- универсальности;

- гуманизации;

- демократизма.

Существенным признаком современных инновационных процессов в сфере обучения и воспитания является их технологизация - соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения новшеств.

Для соответствия системы профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка актуальным требованиям преподавателям высшей школы необходимо обеспечивать целостный непрерывный комплекс создания и внедрения инноваций в образовании на основе методологии инноватики и ее адаптации к реалиям современной высшей школы.

Обращение к инновационному подходу в высшем педагогическом образовании обосновывается и тем, что успешность будущей профессиональной деятельности учителя в значительной степени зависит от его инновационного потенциала, готовности к инновационной профессиональной деятельности. В данном ключе уточним, что инновационная деятельность учителей иностранных языков - это системная деятельность, направленная на реализацию нововведений на основе использования и внедрения новых научных идей, знаний, подходов или трансформации известных результатов научных исследований и практических разработок в новый или усовершенствованный продукт.

Инновационная деятельность учителей иностранных языков обладает комплексным, многоплановым характером, воплощая в себе единство научных, технологических, организационных мероприятий.

Так, для оптимизации иноязычной подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе должны использоваться педагогические инновации интерактивного характера, которые базируются на активном межличностном взаимодействии, поскольку именно диалогичность является формой существования и развития личности.

Данный подход разделяют и исследователи Я.Н. Скрипник, Т.Г. Борисова, Е.А. Луговая, М.Э. Ахметова, подчеркивая, что сегодня «основная задача преподавателя - активизировать положительную познавательную мотивацию студентов, используя разнообразные активные и интерактивные технологии обучения. А распространившееся в последнее время интерактивное обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов обучения, по своей сути - это один из вариантов коммуникативных технологий, так как их классификационные признаки совпадают» [8, с. 23].

По мнению М.М. Полехиной, на современном этапе развития образования инновационный подход обучения филологов предполагает внесение в учебно-воспитательный процесс новизны, обусловленной не только спецификой современного образования, но и потенциальными возможностями самой личности будущего специалиста [6]. Автор считает, что сегодня профессиональная подготовка будущих филологов в высшей школе предусматривает обеспечение систематической настроенности студента на поиск нового знания, на реализацию собственных интеллектуальных способностей. Сегодня учебный материал все чаще преподносится в форме проблемного обсуждения творческих ситуаций: преподаватель задает проблему, а обучающиеся выступают в роли оппонентов, становясь носителями определенных философских, эстетических, культурологических концепций и отстаивая те или иные точки зрения [6].

Исследовательница подчеркивает, что «в парадигме сегодняшнего дня особая роль должна принадлежать инновационным интерактивным образовательным технологиям: методу проблемного и проектного обучения, приемам «перевернутого класса», мозгового штурма, деловым играм, тренингам, кейсам, дебатам и дискуссиям, вебинарам и компьютерным симуляциям и т.п.» [6, с. 331].

Так, важными моментами организации учебного процесса в изучении иностранных языков и оптимизации его результатов является внедрение новейших методик и педагогических технологий. В данном ключе уточним, что в контексте данного исследования понятие «педагогическая технология обучения иностранному языку» понимается нами как системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических педагогических инноваций и направленности на достижение высоких результатов в образованности и развития личности обучающегося [7].

Сложность, многогранность педагогической деятельности будущих учителей иностранных языков является фактором, открывающим пространство для многих педагогических технологий, динамика продуцирования которых постоянно растет. В этой связи с целью формирования готовности будущих филологов иностранного языка к реализации инновационной педагогической деятельности и формирования их профессиональной компетентности в практике обучения студентов иностранным языкам в высших учебных заведениях целесообразно применять интегративно традиционные, инновационные и информационно-коммуникационные технологии, системообразующей основой которых является развитие активного сотрудничества студентов и преподавателей, то есть построение субъект-субъектного педагогического взаимодействия как основного условия реализации образования, согласно позициям компетентностного, гуманистического и личностно-ориентированного подходов.

Инновационные технологии Е.В. Крапивник рассматривает в значении «способа максимально эффективной реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащийся реализует свои возможности как активного и творческого субъекта учебной деятельности» [3, с. 99].

В современных научно-педагогических исследованиях очерчена эффективность применения различных инновационных, нетрадиционных, информационных, проектно-коммуникативных и других технологий в учебно-воспитательном процессе.

В своем исследовании «Инновационные технологии в учебно-методическом обеспечении процесса обучения иностранных студентов-филологов» Е.В. Крапивник предлагает следующие эффективные инновационные технологии обучения, которые могут применяться в учебно-воспитательном процессе высшей школы:

- обучение в сотрудничестве;

- проектная технология обучения;

- центрированное на ученике обучение;

- дистанционное обучение;

- интерактивное обучение;

- языковой портфель и другие [3].

Среди эффективных инновационных технологий обучения, которые могут применяться в процессе преподавания профильных дисциплин будущим учителям иностранного языка, следует назвать следующие:

- Mind-Map (Карта памяти);

- Brain Storming (Мозговой штурм);

- Cluster-Method (гронирование).

Обратимся к более детальному их изучению. Метод «Mind-Map» является технологией, заключающейся в записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Затем идет поток идей, количество которых неограниченно, и они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, он демонстрирует индивидуальные возможности студентов, создает пространство для проявления их креативных способностей.

Метод «Brain Storming», в ходе которого путем мозговой атаки студенты называют все, что они знают и думают на заданную тему (проблему). Все идеи принимаются, независимо от того, правильные они или нет. Роль преподавателя в данном случае - мотивировать мыслительную активности каждого студента, подвести их к правильным выводам.

Метод «Cluster-Method» служит для стимулирования мыслительной деятельности. При этом методе используется графический прием систематизации материала. Мысли не накапливаются, а будто образуют гроздь, то есть располагаются в определенном порядке.

По словам М.А. Мачулиной, «опыт практического использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов неоднократно доказал их преимущества» [4, с. 16].

А.В. Бычков определяет следующие преимущества использования инновационных педагогических технологий в процессе реализации профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка:

- инновационных технологии позволяют сформировать у педагогов навыки самостоятельного получения новых знаний;

- формируют новый, более высокий уровень личной познавательной активности;

- создают такие условия обучения, при которых студенты-филологи не могут не научиться;

- стимулируют творческие способности каждого обучающегося;

- приближают учебную деятельность к практике будущей профессиональной деятельности;

- формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [1].

Выводы. Трансформации в образовании на современном этапе развития общества базируются на

изменении вектора организации учебного процесса: от традиционного, ориентированного на усвоение определенной совокупности знаний, к процесса подготовки человека инновационного типа, которую может сформировать только инновационное по своей сути образование, основывающееся на технологизации образовательной среды.

При выборе той или иной инновационной технологии обучения студентов иностранному языку следует учитывать, что она должна гарантировать достижение определенного уровня обучения и воспитания, быть эффективной по результатам, оптимальной относительно сроков внедрения, затрат сил и средств.

Литература:

1. Бычков А.В. Инновационная культура // Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

2. Концепция развития образования РФ до 2020 г. // URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14.htm (дата обращения: 3.11.2015).

3. Крапивник Е.В. Инновационные технологии в учебно-методическом обеспечении процесса обучения иностранных студентов-филологов // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». -2014. - Том 5, № 1. - С. 98-103.

4. Мачулина М.А. Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов // Молодой ученый. - 2017. - №3.1. - С. 15-17.

5. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - М.: Флинта, 2012. - 320 с.

6. Полехина М.М. Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин // Cross Cultural Studies: Education and Science. - 2018. - № 3. - С. 327-332.

7. Полехина М.М. Опыт преподавания филологических дисциплин в аспекте новых образовательных технологий (Тезисы). II Международный форум по педагогическому образованию. Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию. Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая. 2016. - Казань: Куранты, 2016. - C. 305-306.

8. Скрипник Я.Н., Борисова Т.Г., Луговая Е.А., Ахметова М.Э. Современные интерактивные технологии филологического образования // Молодой ученый. - 2017. - №3.1. - С. 22-25.

Педагогика

УДК 378.02

старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Васильева Алсу Айзатовна

ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается особенность ролевой игры в процессе организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. К выпускнику аграрного вуза, как к высококвалифицированному специалисту, предъявляются высокие требования. Конкурентоспособный специалист в полной мере должен владеть не только профессиональными навыками, а также языковыми компетенциями. Знание иностранного языка дает возможность расширять мировоззрение и совершенствовать коммуникативные способности, покорять высокие карьерные вершины. Одним из популярных методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе является ролевая игра. Для совершенствования своих языковых знаний студенту неязыкового вуза необходима систематическая тренировка и четкая мотивация к самообучению. Благодаря применению метода ролевой игры при изучении иностранного языка наблюдается формирование речевых навыков и умений обучающихся, происходит сплочение коллектива.

Ключевые слова: иностранный язык; студент; неязыковой вуз; аграрный вуз; самостоятельная работа; самообучение; мотивация; преподаватель; уровень владения; ролевая игра.

Annotation. The article discusses the feature of role-playing in the process of organizing independent work when learning a foreign language in a non-linguistic university. High requirements are imposed on a graduate of an agricultural university as a highly qualified specialist. A competitive specialist should fully possess not only

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.