КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14756 УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иванова Юлия Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград [email protected]
Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза
Аннотация. В статье рассматривается применение инновационных технологий обучения на занятиях иностранного языка как фактор развития творческой активности будущего учителя и использования иностранного языка в профессиональных целях.
Ключевые слова: инновационные технологии, педагогическое мышление, инновационные педагогические задачи, педагогическая деятельность, профессионально-ориентированное обучение.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Развитие системы образования в целом и динамические изменения в содержании обучения иностранному языку диктует необходимость разработки и внедрения инновационных технологий в процесс профессиональной подготовки будущих учителей. Учитывая это, вопрос, касающийся инновационных технологий при обучении иностранному языку, постоянно находится в фокусе внимания преподавателей высшей школы.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него инновационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Педагогической деятельности, как и другим сферам практики, присуще движение от экстенсивного к интенсивному началу в её организации, т. е. к достижению максимальной эффективности на основе использования науки и передовой технологии при наименьшем расходовании сил и времени.
Применение инновационных форм и методов обучения на занятиях иностранного языка направлено на развитие творческой активности будущего учителя, формирование познавательного интереса к изучению иностранного языка, развитие умения анализировать иноязычный текст, приобретение опыта работы в команде, стимулирование к самостоятельной деятельности студентов по дисциплине.
Изучая педагогическое мышление будущего учителя как элемент его готовности к решению инновационных педагогических задач, мы выделили следующие его характеристики. Во-первых, это анализ того, что выступает объектом педагогического мышления. В качестве такового мы выделили инновационную педагогическую задачу или проблему, возникшую в конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса. Например, как оценить то или иное действие ученика, какую в связи с этим поставить конкретную цель, какой выбрать прием обучения или форму педагогического воздействия. Чаще всего в реальной практике эти задачи нечетко рефлекси-руются в сознании учителя, оказываются недостаточно вербализированными, и если не учить студентов правильно формулировать и «проговаривать» инновационные педагогические ситуации, то у них вообще могут сформироваться ошибочные навыки педагогического мышления, так называемые «шаблоны». Во-вторых, изучая педагогическое мышление, мы обращали внимание на его мотивы. Исследование по-
г\л Л г\л
ART 14756
научно-методический электронный журнал
УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
/,“Т II. 7 1.
Гос. рег.
казало, что уровень педагогического мышления, степень его новизны и оригинальности зависит от интереса студентов к профессионально-педагогической деятельности. Формировать педагогическое мышление, не формируя одновременно интерес к профессии учителя, практически невозможно. В-третьих, важнейшим аспектом педагогического мышления является его операционно-стилевые характеристики. Типичными для педагогического мышления являются такие операции, как умение оценить развивающую функцию педагогического приема, возможные последствия его применения; построить мысленную модель целостной инновационной педагогической ситуации, опираясь на педагогическое воображение; распознать мотивы, скрывающиеся за теми или иными действиями и поступками учащихся. Выполняя эти операции, педагог использует психолого-педагогические категории «деятельность», «психическое состояние», «функция метода», «цель-средство-результат» и др. По тому, насколько сознательно и адекватно использует будущий учитель педагогические категории, мы различаем научное и обыденное педагогическое мышление. Для научного подхода к инновационным задачам характерны конкретность, системность, умение правильно оперировать признаками педагогических понятий. Кроме того, подлинно научное мышление предполагает рефлексию, т. е. самопроверку, обоснованность выводов [1, 7].
Житейское мышление, пока еще достаточно распространенное в массовой практике, причем не только у студентов, но и у преподавателей многих кафедр педагогических вузов, основывает свои выводы на случайных фактах и зависимостях, не затрудняя себя поиском единства там, где оно находит различие.
Успех деятельности учителя зависит от его готовности к анализу дидактических возможностей учебного материала и уровня развития обучающихся, от правильности выбора метода и организационной формы обучения, от нахождения верной линии поведения при установлении контакта с ученическим коллективом и родителями.
Объектом педагогического мышления является инновационная педагогическая задача, которая представляет собой заданную в определенных условиях (ситуации) цель обучения и воспитания, связанную с организацией, планированием и проведением учебно-воспитательного процесса.
Инновационная педагогическая ситуация - это конкретное состояние педагогического общения, объективно существующий фрагмент педагогического процесса, характеризуемый реально существующими целью, содержанием, формами и методами взаимодействия его участников. Источником инновационной педагогической задачи является расхождение реальной ситуации с целями и намерениями субъектов учебно-воспитательного процесса. Задачи, возникающие перед педагогами, могут носить стратегический характер, т. е. ориентироваться на масштабные изменения воспитательной практики, и тактический, предполагающий преобразование конкретного состояния педагогического общения, возникающего в данной актуальной ситуации. Последний вид задач мы назвали ситуационными инновационными задачами. Ситуационная педагогическая задача может быть связана с конкретной сферой совместной деятельности педагога и обучающегося - познанием, диалогом, техническим творчеством, и тогда перед преподавателем встает необходимость выявить педагогическое содержание возникшей задачи. Инновационная педагогическая задача, поставленная перед студентами - это некоторая типичная проблемная ситуация, моделирующая процесс обучения и воспитания в средней школе, решение которой возможно при условии её анализа, соотнесения данного и искомого и применения соответствующих знаний. В качестве данного в инновационной педагогиче-
IV О IV
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14756 УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ской задаче выступают факторы учебной ситуации: взаимоотношения её участников, используемые преподавателем воспитательно-дидактические средства, а также педагогический опыт студентов, их общий уровень развития, отношение к будущей профессии, сложившийся стиль преподавания и т. п. Искомым является цель, план, программа воспитательной работы, креативность, а также методы, организационные формы, приемы, которые необходимо применять для их реализации.
Необходимым условием подготовки студентов к решению реальных инновационных педагогических задач является, как мы предположили, их активная педагогически ориентированная деятельность в процессе овладения всеми элементами педагогического образования, а не только методическими дисциплинами. Это может быть достигнуто путем вовлечения студентов в самостоятельную деятельность по решению разнообразных инновационных задач с педагогическим содержанием. Данные психолого-педагогических исследований и наш собственный опыт позволили сделать предположение о том, что введение инновационных педагогических задач в структуру учебного материала при обучении студентов иностранному языку является необходимым условием активизации профессионального мышления студентов в процессе овладения знаниями [2, 320].
Дидактическая ценность подобных инновационных педагогических задач заключается в том, что студенты усваивают материал предмета в контексте своей будущей деятельности, синтезируя материал разных предметов вокруг педагогической проблемы [3, 7].
Подготовка будущего учителя к решению инновационных педагогических задач требует целенаправленной отработки специальных и педагогических действий с определенной функцией (педагогических умений). Задания, направленные на целенаправленную отработку отдельных умений в отличие от задач мы рассматриваем в качестве упражнений. Последние осуществляются главным образом в ходе лабораторно-практических занятий, тогда как постановка и решение инновационных педагогических задач требует комплексного использования многих форм работы со студентами - лабораторных занятий, УИРС, общественно-педагогической работы студентов, а также коммуникации многих предметов - психологи, методики, специальных предметов и т. д.
Использование инновационных педагогических задач направлено на коренное изменение стереотипа отношения студентов к процессу изучения иностранного языка на неспециальных факультетах в вузе как «равномерно-затухающему» во времени и далекому от их профессиональных и социальных потребностей; обучение студентов приемам учения, способам познания иностранного языка, необходимым для рациональной самостоятельной работы по овладению этим предметом. Сюда мы отнесли умения находить нужную информацию, осмысливать её профессиональное значение, воспроизводить, запоминать материал логически, а не механически, строить оценочные суждения, анализировать, адаптировать материал текста, работать со словарями, справочниками. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку требует тщательной подготовки преподавателя к занятиям, хорошего знания современной школы, основ педагогики, педагогического мастерства, приемы работы пе-дагогов-новаторов. Педагогические знания и опыт входят в систему самообразовательной работы преподавателя педагогического вуза, применяемые ими методы обучения служат реализации профессиональных целей, обеспечивают самостоятельность и заинтересованность студентов в овладении иностранным языком.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14756 УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В ходе поисковой опытно-экспериментальной работы мы выделили два этапа формирования готовности к решению инновационных педагогических задач на материале преподавания иностранного языка: 1) пробуждение интереса к инновационным педагогическим задачам, предложенных в условиях иноязычного общения (репродуктивный этап); 2) самостоятельный отбор и использование педагогических понятий и схем в новых условиях, выработка собственных решений (творческий этап). Постановка инновационных педагогических задач на первом этапе осуществляется не в явном виде, а через подбор текстов, содержащих психолого-педагогическую, специально-научную и мировоззренческую информацию; постановку заданий, требующих собственных оценок, суждений о каком-либо фрагменте педагогического опыта; разработку тематической карты межпредметных связей изучаемой темы с психолого-педагогическими дисциплинами; использование элементов проблемного, программированного, игрового (контекстного) обучения с требованием указать на возможность их применения в школе. На втором этапе нами используются: привлечение студентов к обсуждению методики какого-либо фрагмента занятия, эффективности той или иной формы изложения и контроля; организация деловых игр, дидактических ситуаций, требующих анализа своей работы; более детальное ознакомление студентов с дидактической категорией качества знаний, а именно с такими их качествами как осознанность, действенность, перенос знаний в новые ситуации и др. При решении инновационных педагогических задач студенты могут использовать иностранный язык в профессиональных целях: диалог по поводу педагогической ситуации, аннотирование педагогических текстов, моделирование ситуаций, фрагментов уроков и воспитательных мероприятий [4, 43].
Наиболее эффективным средством воздействия на мышление будущих педагогов, как было отмечено выше, является постановка инновационных задач, предполагающих рассмотрение актуальных для студентов ситуаций из реального педагогического опыта, приобретенного в ходе непрерывной педагогической практики и в других сферах.
То, что в процессе изучения отдельных предметов, например, иностранного языка, непосредственно не осваиваются формы и методы организации учебновоспитательной работы, не снижает профессиональную значимость этих предметов, если учебный процесс ориентирован на личность педагога, как главное средство воспитательной деятельности, её интеллектуальный, волевой, нравственный потенциал. Такая личностно-профессиональная установка студента способствует осознанию необходимости развития собственной личности, кругозора и эрудиции в процессе изучения иностранного языка.
Инновационные технологии обучения обеспечивают вовлечение студентов в процесс познания и совместного с партнерами действия по решению инновационной педагогической задачи. Вместе с тем, интерактивные методы и формы обучения, основанные на решении профессионально значимых задач, не могут быть обособлены от традиционных, а их применение не является самоцелью. Эти методы призваны внести новое качество в существующую дидактическую систему, стать её необходимой и органической, составной частью, и тем самым способствовать совершенствованию всего процесса подготовки будущих специалистов. Применение коллективного разбора инновационных педагогических ситуаций на занятиях иностранного языка способствует формированию навыков и умений общения; развивает привычку взаимоконтроля; помогает имитировать школьный учебно-воспитательный процесс. Вследствие этого, занятия по иностранному языку становятся более живыми, интересными, содержательными; у студентов появляется возможность больше и чаще
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14756 УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
высказывать собственные мнения, выражать мысли, оценки, используя иностранный язык в профессиональных целях. Будущие специалисты должны быть готовы использовать иностранный язык в качестве средства профессиональноориентированного общения [5, 10].
К формами введения и разбора инновационных педагогических ситуаций при обучении иностранного языка можно отнести: общение-диалог по поводу педагогической информации, прочитанной на иностранном языке; анализ инновационных ситуаций; выполнение студентами творческих заданий с педагогическим содержанием (аннотирование педагогических текстов, оценка их содержания, постановка вопросов, выполнение заданий на непрерывной педпрактике, включающие беседы по педагогической тематике, анализ урока иностранного языка). Среди других форм можно назвать: имитация педагогического общения, моделирование ситуаций фрагментов урока, воспитательных мероприятий; урок-экскурсия; игровые ситуации, ролевые игры; конкурсы, викторины.
Таким образом, функция инновационных задач связана с имитацией типичных действий педагога при усвоении содержания предмета (что, соответственно, подготавливает студентов к профессиональному использованию этого содержания), стимулированием развития основных педагогических умений, профессиональных установок (мотивации) изучения учебных предметов. Специально подобранные инновационные педагогические задачи формируют необходимые операции педагогического мышления, среди которых - анализ различных проявлений субъектов инновационной педагогической ситуации, оценка соответствия применяемых воспитательнодидактических средств цели и др.
Переработка традиционного материала в инновационные задачи с педагогическим содержанием должна способствовать научению студентов умению воспринимать предмет глазами будущего учителя и его учеников, выделять содержательные, процессуальные и целевые характеристики материала. Инновационные педагогические задачи в данном случае становятся не «дополнением» к основному материалу, а приоритетным компонентом учебного занятия [6, 48].
На основании изложенного правомерно утверждать, что профессионализация учебного процесса в педагогическом вузе основывается на выявлении общего предметного содержания учебных дисциплин, каковым является педагогическая деятельность будущего учителя и те личностные и профессиональные свойства, которые обеспечивают эффективное выполнение этой деятельности. Инновационные педагогические задачи, включаемые в содержание учебных дисциплин, позволяют сделать педагогическую деятельность предметом усвоения. Концептуальным положением, на котором должна строится интеграция и педагогическая направленность учебных предметов в педвузе является вывод о том, что содержание этих предметов будут выступать основанием для организации педагогических воздействий на обучающихся, будет выполнять операционную функцию в деятельности педагога. Будущий педагог должен приобрести необходимый опыт выполнения соответствующих операций, чему и служит применение инновационных педагогических задач при изучении этих предметов.
Как показывает опыт использования инновационных форм и методов обучения позволяют развивать субъектность студентов. Они проявляют стремление к самореализации, увлеченность и заинтересованность будущей профессией. У студентов происходит рефлексия ценностного смысла собственной деятельности. В организа-
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14756 УДК 811:378.147
Иванова Ю. А. Инновационные технологии обучения иностранному языку студентов педвуза // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14756. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14756.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ции общения у них также происходят изменения, что проявляется в независимости
высказываемых суждении, в самостоятельности оценок.
Ссылки на источники
1. Крицкая Л. Н. Социально-философские проблемы формирования нового типа педагогического мышления будущих учителей: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1986. -19 с.
2. Иванова Ю. А. Инновационные педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский издательский дом, 2011. - № 1. - С. 319-320.
3. Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. - М., 1983. - 34 с.
4. Иванова Ю. А. Подготовка будущий учителей к инновационной деятельности на основе применения педагогических задач // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 6(20). - URL: www.grani.vspu.ru - [Дата обращения 23.07.2014].
5. Милованова Л. А. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 8-13.
6. Иванова Ю. А. Педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2010. - Т. 45. - № 1. - С. 44-48.
Julia Ivanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Head of the Foreign Languages Department Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd [email protected]
Innovative Technologies of Teaching a Foreign Language the Students in Pedagogical Higher School
Abstract. The article deals with the use of innovative teaching technologies in foreign language classes as a factor in the development of creative activity of the future teachers and the use of a foreign language for professional purposes.
Key words: innovative technologies, pedagogical thinking, innovative pedagogical problems, pedagogical activity, professionally - oriented education.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
r>J
6 ~