Научная статья на тему 'К проблеме применения инновационных технологий обучения иностранным языкам'

К проблеме применения инновационных технологий обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Эльвира Рашитовна

Ориентиры инновационного развития российского образования обозначены в ряде программных документов. Модернизация системы образования предполагает решение приоритетных задач. Одной из них является создание современной системы непрерывного образования. Организация обучения иностранному языку предполагает воплощение идей гуманизации образования, направленных на применение инновационных технологий в процессе обучения. Современному выпускнику стало необходимо владеть иностранным языком. Одной из возможностей получения дополнительных знаний являются занятия на курсах иностранного языка. Для педагогически грамотного специалиста необходимы знания всего обширного спектра образовательных технологий. В статье рассматриваются некоторые из современных технологий применительно к курсам обучения иностранному языку (интерактивные методы, дистанционное обучение). Рассмотренные методы могут быть применены не только на занятия по языку, но и по различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Эльвира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of using innovative technologiesof Foreign Languages Teaching

Reference points of innovative development of Russian education are designated in a number of program documents. Modernization of education system assumes the solution of priority tasks. One of them is creation of modern system of continuous education. The organization of foreign language teaching assumes an implementation of the ideas of a humanization of education directed on application of innovative technologies in the course of training. The modern graduate student needs to know a foreign language. One of the opportunities of receiving additional knowledge is attending foreign language courses. Knowledge of all extensive range of educational technologies is necessary for pedagogically competent expert. The article considers some of modern technologies in relation to foreign language courses (interactive methods, distance learning). The considered methods can be applied not only to language classes, but to various disciplines in professional educational institutions as well.

Текст научной работы на тему «К проблеме применения инновационных технологий обучения иностранным языкам»

1УДК 371:811.111.1 ББК 74.00

к проблеме применения инновационных технологий обучения иностранным языкам

Э. Р. Латыпова

Ориентиры инновационного развития российского образования обозначены в ряде программных документов. Модернизация системы образования предполагает решение приоритетных задач. Одной из них является создание современной системы непрерывного образования. Организация обучения иностранному языку предполагает воплощение идей гуманизации образования, направленных на применение инновационных технологий в процессе обучения. Современному выпускнику стало необходимо владеть иностранным языком. Одной из возможностей получения дополнительных знаний являются занятия на курсах иностранного языка. Для педагогически грамотного специалиста необходимы знания всего обширного спектра образовательных технологий. В статье рассматриваются некоторые из современных технологий применительно к курсам обучения иностранному языку (интерактивные методы, дистанционное обучение). Рассмотренные методы могут быть применены не только на занятия по языку, но и по различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: инновационное развитие, непрерывное образование, модернизация образования, технология обучения, инновационные технологии, иностранный язык.

To THE problem of usiNG iNNovATivE TEcHNoLoGiEs oF FoREiGN languages TEACHiNG

E. R. Latypova

Reference points of innovative development of Russian education are designated in a number of program documents. Modernization of education system assumes the solution of priority tasks. One of them is creation of modern system of continuous education. The organization of foreign language teaching assumes an implementation of the ideas of a humanization of education directed on application of innovative technologies in the course of training. The modern graduate student needs to know a foreign language. One of the opportunities of receiving additional knowledge is attending foreign language courses. Knowledge of all extensive range of educational technologies is necessary for pedagogically competent expert. The article considers some of modern technologies in relation to foreign language courses (interactive methods, distance learning). The considered methods can be applied not only to language classes, but to various disciplines in professional educational institutions as well.

Keywords: innovative development, continuous education, modernization of education, educational technology, innovative technology, foreign language.

Радикальные перемены в социально-экономическом развитии страны поставили перед педагогической наукой новые сложные задачи. В современных условиях конкурентной борьбы ценятся компетентные специалисты, способные постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменение условий профессиональной деятельности.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятая правительством РФ в ноябре 2008 г., ориентирует российское образование на инновационное развитие. В программном документе «Стратегия развитие образования до 2020 г.» подчеркивается необходимость обеспечения высокого качества российского образования, соответствующего

требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1, с. 3].

Реализация этой цели предполагает решение приоритетных задач. Одной из них является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров [1, с. 4]. Это обеспечивает благоприятные условия для общего и профессионального роста человека, является механизмом воссоздания профессионального и культурного резерва, а также критерием прогресса общественного производства.

Во всех промышленно развитых странах образование, обретая все более и более черты непрерывного образования, выдвигается в ряд стратегических ресурсов, определяющих не только конкурентоспособность той или иной страны на мировых рынках, но и ее экономическую независимость и национальную безопасность [2].

Проблема модернизации содержания образования - это не только проблема государственная, но и проблема каждого отдельного учебного заведения. Вуз - не исключение. Сегодня перед вузом стоят задачи развития в инновационном направлении, повышения качества образовательного процесса, разработку и внедрение перспективных технологий обучения [3; 4].

Определение столь непростых проблем взаимосвязано также и с реальным, действенным воплощением идей гуманизации и гуманитаризации образования (В. С. Библер, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, В. В. Давыдов, Д. П. Эльконин, Е. Н. Шиянов, Г. П. Щедровицкий). Организация обучения иностранному языку предполагает учет потребностей, интересов и личностных особенностей обучаемого. При этом студент выступает как полноправный участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения. В этом и состоит еще одно из направлений реализации идеи гуманизации системы образования.

Гуманизация педагогического процесса определяет интерес исследователей к проблеме профессиональной коммуникативности и направлена на применение инновационных

технологий в процессе обучения, в котором главный акцент ставился бы на формирование у студентов профессионально значимых коммуникативных умений.

В современных условиях специалист не может быть состоятелен и успешен, если имеет только технические и технологические знания и не ориентируется в гуманитарных проблемах, коммуникативных стратегиях, не владеет социальными навыками и культурными компетенциями.

Изменения, происходящие в стране, содействовали мотивации к получению дополнительных знаний. Многим выпускникам вузов неязыковых специальностей стало необходимо владение иностранным языком.

Иностранный язык способствует развитию общей культуры и играет важную роль в профессиональном становлении, позволяет решать профессиональные проблемы на более высоком уровне и является составной частью его общей культуры. Обучение иностранным языкам преследует в основном практические цели, оно готовит студента к умению использовать иностранный язык как средство и инструмент его научной или практической деятельности, как средство получения или обмена информацией с тем, чтобы быть в курсе последних достижений науки и техники за рубежом.

Саморазвитие и самосовершенствование студента происходит через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта. Одной из возможностей такого нового опыта может выступать занятие студентов на курсах иностранного языка.

Принцип вариативности, заявленный в образовании, дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В этих условиях необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже извест-

ного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы преподавателя, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на занятии целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.

Этот термин получил широкое распространение в 1970-е гг. как для обозначения обучения с использованием технических средств, так и рационально организованного обучения в целом. Вследствие чего в понятие «технологии обучения» начали включать все важные вопросы дидактики, связанные с модернизацией учебного процесса и повышением его эффективности и качества организации.

Основными характеристиками технологий обучения являются:

1) результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым обучающимся);

2) экономичность (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом);

3) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления);

4) высокая мотивированность в изучении языка [5, с. 129].

Ведущим правилом или принципом, определяющим выбор и реализацию инновационных образовательных технологий, должна служить ориентация на современные и прогнозируемые потребности личности, организации, отрасли, региона, общества в целом [6, с. 17].

В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям относят: метод проектов, центрированное на учащихся обучение, обучение в сотрудничестве, использование языкового портфеля, дистанционное обучение, тандем-метод, технология case study, компьютерные и аудиовизуальные технологии.

Рассмотрим некоторые из технологий применительно к курсам обучения иностранному языку.

Применение интерактивных методов преподавания является актуальным для современной преподавательской деятельности, входит в группу современных методов, которые базируются на одной из популярных в социальной психологии концепции - интеракцио-низме. Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения [7, с. 89]. В рамках этой концепции социальное взаимодействие людей понимается как межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Главной идеей интерактивных методов является развитие критического мышления как конструктивной интеллектуальной деятельности, осмысленное восприятие информации с последующим ее усвоением. Критическое мышление, по А. Н. Щукину, - это сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения. В рамках интерактивных методов разработаны основы обучения и учения, состоящие из стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии [5, с. 150].

По сравнению с традиционными в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности обучающегося, задача преподавателя состоит в создании условий для их инициативы. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен. Преподаватель же не столько дает готовые знания, сколько побуждает участников обучения к самостоятельному поиску.

С целью решения воспитательных и учебных задач мы используем следующие формы интерактивной работы:

• метод кластера;

• целенаправленное чтение;

• case-study;

• деловые и ролевые игры;

• учебные групповые дискуссии;

• мозговой штурм.

Каждая педагогическая технология обладает определенной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент [7, с. 90].

С совершенствованием новых компьютерных технологий развиваются и новые способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное обучение. Эта форма организации учебного процесса предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Участники обучения самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо при личной встрече, либо по электронной почте. Основной характеристикой дистанционного обучения является опосредованный характер телекоммуникационного общения преподаватель - студент. При дистанционном обучении должны быть тщательно и детально спланированы деятельность обучаемого, доставка необходимых учебных материалов, эффективная обратная связь, максимальная интерактивность между обучаемым и преподавателем.

Благодаря развитию Интернета и современных методов общения и обмена данными становится возможным создавать и применять новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т. д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является пакет МооЬ!е, представляющий собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных опПпе-курсов преподавателями [8].

В основу создания системы управления обучением МооЬ!е были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Л. С. Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии, как конструктивизм, кон-струкционизм, социальный конструктивизм [9].

Социальный конструктивизм расширяет эти направления до уровня взаимодействия в группах. Участники совместно создают малую культуру общих объектов и смыслов, тем са-

мым погружаясь в нее. На основании этих направлений Мартин Доугиамас (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением МооЬ!е) сформулировал 5 принципов, положенных в основу МооЬ!е, объединив их под общим названием «социальный конструкционизм» [10].

1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками.

В МооЬ!е существует большое количество инструментов (таких как форумы, ш1к1, глоссарии, базы данных, семинары, блоги, личные сообщения), которые дают широкие возможности обучающимся участвовать в создании контента. Помимо этого очень гибкая система ролей позволяет расширить систему прав студентов вплоть до полного слияния по возможностям с ролью преподавателя.

2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям.

Для реализации этого принципа хорошо подходят следующие инструменты:

• форумы и блоги, позволяющие организовать пространство для представления и обсуждения результатов своей деятельности;

• ш1к1, с помощью которого можно организовать коллективную работу с документами;

• глоссарии, позволяющие организовать коллективную работу над списком терминов, которые будут автоматически связываться по всему содержимому курса;

• базы данных, являющиеся расширением идеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;

• семинары, позволяющие организовать многопозиционное, многокритериальное оценивание работ учеников.

3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег.

Для реализации этого принципа в МооШе предоставляется большой спектр инструментов по удобному доступу к информации о студентах, преподавателях, их активности в курсе.

4. Понимание других людей позволит учить их более индивидуально.

Необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализа-

ции и самопрезентации студента, так и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.

Для реализации этого принципа в МооЬ!е представлен широкий набор коммуникативных инструментов (форумы, чаты, личные сообщения, блоги), анкеты, опросы, удобные инструменты по доступу к обзору активности участников курса.

5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей.

С учетом этого принципа реализуются все инструменты МооЬ!е: коммуникативные, учебные и административные.

На основании этих 5 принципов можно строить учебные сообщества и эффективно влиять на процессы, происходящие в них. МооЬ!е можно также результативно использовать и в более традиционных и простых ситуациях: проведение тестирования, создание гипертекстовых материалов и т. п.

В связи с тотальной компьютеризацией учебных заведений страны дистанционное обучение можно рассматривать как одну из самых перспективных форм обучения в системе современных технологий.

Опыт преподавания подтверждает эффективность применения интерактивных методов и дистанционного обучения в качестве средств развития интеллектуальных способностей, аналитического мышления обучающихся в процессе межличностной коммуникации.

Преподавателю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь максимального результата от их применения.

Рассмотренные методы могут быть применены как на занятиях по языку, так и при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как начального, так и среднего, и, безусловно, высшего профессионального образования для обеспечения подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А. И. Рытов, Крутова, Т. В. Светенко, А. И. Рожков, И. В. Абанкина. -М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.

2. Лобанов, Н. А. Исторические ступени развития непрерывного образования [Текст] / Н. А. Лобанов // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 10-й юбилейной междунар. конф. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования: в 2 ч. - Вып. 10. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012.- Ч. 1. - 372 с.

3. Богин, Г. И. Концепция языковой личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г. И. Богин. - М.: 1982. - 36 с.

4. Богин, Г. И. Современная лингводидактика [Текст]: учеб. пособие / Г. И. Богин. - Калинин, КГУ, 1980. - 61 с.

5. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Щукин.

- 2-е изд. - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.

6. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе [Текст]: моногр. / Л. И. Гурье, А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев, И. Э. Ярмакеев; под ред. В. В. Кондратьева.

- М.: ВИНИТИ, 2006. - 288 с.

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

8. Белозубое, А. В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев. - СПб., 2007. - 108 с.

9. Философия Moodle [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://docs.moodle.org/ru/ Философия (дата обращения: 11.12.14).

10. Pedagogy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.moodle.org/en/Pedagogy (дата обращения: 11.12.14).

REFERENCES

1. Rytov A. I., Krutova O. E., Svetenko T. V., Ro-zhkov A .I., Abankina I. V. Gosudarstvennaya politika v sisteme obshchego obrazovaniya Ros-siyskoy Federatsii: ucheb. posobie. Moscow: APKiPPRO, 2009. 86 p.

2. Lobanov N. A. Istoricheskie stupeni razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya. Obrazovanie cher-ez vsyu zhizn: Nepreryvnoe obrazovanie v inte-resakh ustoychivogo razvitiya: Proceedings of the 10th International Conference. St-Peters-burg, 2012. Part 1. 372 p.

3. Bogin G. I. Kontseptsiya yazykovoy lichnosti: Extended abstract of PhD dissertation. Moscow: 1982. 36 p.

4. Bogin G. I. Sovremennaya lingvodidaktika: ucheb. posobie. Kalinin: KGU, 1980. 61 p.

5. Shchukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym

yazykam: ucheb. posobie. Moscow: Filomatis, 2010.188 p.

6. Gurye L. I., Kirsanov A. A., Kondratyev V. V., Yarmakeev I. E. Integrativnye osnovy innovat-sionnogo obrazovatelnogo protsessa v vysshey professionalnoy shkole: monogr. Moscow: VI-NITI, 2006. 288 p.

7. Selevko G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove aktivizatsii, intensifikatsii i effektivnogo upravleniya UVP. Moscow: NII shkolnykh tekhnologiy, 2005. 288 s.

8. Belozubov A. V., Nikolaev D. G. Sistema dis-tantsionnogo obucheniya Moodle: ucheb.-metod. posobie. St-Petersburg, 2007. 108 p.

9. Filosofiya Moodle. Available at: http://docs. moodle.org/ru/Filosofiya (accessed: 11.12.14).

10. Pedagogy. Available at: http://docs.moodle.org/ en/Pedagogy (accessed: 11.12.14).

латыпова Эльвира рашитовна, ассистент кафедры иностранных языков Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, соискатель кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования Бирского филиала Башкирского государственного университета e-mail: lat-elvira@yandex.ru

Latypova Elvira R., Assistant lecturer, Foreign Languages Department, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Post-Graduate Student, General Pedagogy, History of Pedagogy and Education Department, Birsk Branch of Bashkir State University e-mail: lat-elvira@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.