УДК 541.64:547.759.32
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «MOODLE» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
А.В. Логинова
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Рассматриваются возможности использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении иностранному языку, в частности системы MOODLE для осуществления электронного сопровождения и поддержки учебного процесса при изучении курса «Профессиональный иностранный язык» студентов 3 -го курса.
Ключевые слова:
Компьютерные технологии, индивидуальный подход, коллаборативные технологии, коммуникация, мультимедийные технологии.
Key words:
Computer technologies, individual approach, collaborative technology, communication, multimedia technology.
Основной целью системы высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов и создание условий для формирования профессиональных качеств и развития личности, способной адаптироваться к современным социальным и экономическим преобразованиям, что подразумевает развитие гибких качеств инженеров, в том числе умение осуществлять самообразование, самооценку и саморегуляцию. Система высшего образования как источник подготовки высококвалифицированной рабочей силы должна учитывать новые особенности сферы занятости и готовить выпускников для такого рабочего места, где ценится инициатива, умение видеть, формулировать и правильно решать профессиональные задачи, выделять в огромном информационном потоке профессионально значимую информацию и на основе анализа достоверной информации самостоятельно принимать решения.
Для реализации всех вышеуказанных задач Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет осуществляет проект по обучению студентов на основе Модульной Объектно-Ориентированной Динамической Обучающей Среды - MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая ориентирована на коллаборативные технологии обучения, т. е. позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями.
На момент перехода на систему MOODLE в учебном процессе при обучении иностранному языку использовались различные электронные и информационные ресурсы, которые выступали в качестве инструментальных средств при организации самостоятельной работы студентов. Однако создание учебных материалов при помощи информационных технологий и использование автоматизированных средств реализации и демонстрации материалов в индивидуальном режиме не обеспечивало эффективного взаимодействия преподавателя и студента.
Логинова Анна Владимировна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков Института кибернетики ТПУ E-mail: [email protected]
Область научных интересов: методика преподавания
иностранного языка.
Осуществление обратной связи участников учебного процесса является одной из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любого формата - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Технология форумов дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить как по группам, так и со всеми участниками курса. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Система снабжена функцией оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы "Обмен сообщениями", "Комментарий" предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента, которая может подразумевать рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.
В основу создания системы управления обучением на основе MOODLE были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Л.С. Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря их научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии как конструктивизм и социальный конструктивизм [1].
На основании этих направлений Martin Dougiamas (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением MOODLE) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы, объединив их под общим названием "социальный конструктивизм" [2]. Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип 1: в настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Данный принцип предполагает переход преподавателя на новую ступень взаимоотношений со студентами. Он становится не столько носителем знаний, а скорее "проводником", направляющим их на самостоятельный путь поиска информации.
Принцип 2: Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям. В основу положен достаточно очевидный тезис о том, что люди учатся в действии. Если результаты деятельности становятся доступны другим участникам, то возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.
Принцип 3: Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег. Действия, выполняемые другими студентами в похожей учебной ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.
Принцип 4: Понимание других людей позволит учить их более индивидуально. Необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации студентов, так и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.
Принцип 5: Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам
образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей. Система должна быть понятной и удобной для всех участников учебного процесса и предоставлять им разнообразные способы и средства для решения учебных задач: получение информации, обмен мнениями, получение консультации, оценивание, оперативное обновление и т. д.
С учетом этих принципов были реализованы все инструменты системы MOODLE: коммуникативные, учебные и административные [3].
Особенно привлекателен этот подход при изучении динамичных, быстро развивающихся дисциплин, требующих регулярности занятий, когда важно дать студентам не только некую каноническую информацию об объекте изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежей информацией по изучаемому предмету, обменяться мнениями. Использование MOODLE позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить
консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен и для студентов, т. к. позволяет им значительно экономить время и силы, реализовывать индивидуальный подход при обучении.
В использовании MOODLE для студентов появляется целый ряд преимуществ:
• доступность обучения в любое удобное время;
• отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов в современном электронном виде непосредственно из программ обучающей среды;
• система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя;
• повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и осваивая новейшие информационные технологии.
Помимо преимуществ для студентов существуют и неоспоримые преимущества для преподавателей, среди них:
• свободный график, т. к. аудиторные занятия сведены к минимуму или полностью отсутствуют;
• возможность автоматизировать систему оценки знаний;
• использование современных мультимедийных технологий в учебных материалах, что не всегда возможно при аудиторных занятиях;
• синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем. Синхронное общение может реализовываться при помощи видеоконференций, а асинхронное предполагает электронную переписку. Таким образом, сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией «слушателей» курса.
На кафедре иностранных языков Института кибернетики при обучении студентов очной формы для сопровождения и в поддержку учебному процессу при обучении профессионально ориентированному иностранному языку на протяжении семестра велась работа по созданию сетевого электронного учебно-методического комплекса дисциплины для того, чтобы апробировать возможности дистанционного обучения для студентов очной формы. Для этого была выбрана среда MOODLE, обладающая широким набором дидактических и технических возможностей.
В курсе «Профессиональный иностранный язык» значительная часть часов отведена на самостоятельную работу (СРС). Учитывая довольно короткий срок реализации учебных языковых курсов в рамках программы (18 учебных недель, 2 часа в неделю), автором курса было задумано использовать электронный курс в системе MOODLE в качестве обеспечения домашней, дополнительной и индивидуальной работы студентов.
Курс «Профессиональный иностранный язык» предназначен для студентов 3 курса Института кибернетики и ориентирован на реализацию компетентностной модели новых образовательных стандартов.
В соответствии с учебной программой дисциплины курс «Профессиональный иностранный язык» изучается в течение четырех семестров. Каждый семестр разбивается на три модуля в соответствии с календарным планом. Для пилотирования данного проекта был взят материал 1 -го семестра.
Содержательно каждый учебный модуль включает практические, тестовые задания, перечень самостоятельных и лабораторных работ, учебные аудио и видео материалы и пр. Помимо оперативного выполнения заданий и консультаций была создана система тестирования, с помощью которой студент может проверить свои знания по окончании каждого модуля, используя вопросы для самоконтроля, а также тестовые задания.
Разработанный автором виртуальный курс расширяет возможности за счет использования интерактивных заданий, компьютерных и мультимедийных технологий. При этом курс разработан таким образом, что его могут использовать студенты разных языковых уровней. Курс своевременно может быть скорректирован для решения отдельных
образовательных задач и реализации разнообразных обучающих стратегий. Так же в курсе предусмотрены консультации с преподавателем в режиме реального времени.
Внедрение виртуального курса обеспечило не только реализацию содержательной модели обучения иностранному языку в связи с созданием весьма обширной ресурсной базы, но и усовершенствование в овладении студентами языковыми умениями и навыками. Однако оказалось, что не только процесс разработки, но и сам этап внедрения требуют многочисленных усилий не только со стороны студентов, но и преподавателя. Среди возникших проблем существует неясность того, как с помощью этого курса возможна реализация развития языковых умений и навыков на практике. При этом мы размышляли и о том, где и когда традиционный курс английского языка может быть дополнен электронными ресурсами и заданиями, и какие интерактивные подходы/занятия/задания могут обеспечить изучение базисных компонентов в структуре английского языка.
Как показала работа с курсом, речевая деятельность студентов и лежащие в её основе языковые умения не являются единственными трудностями. Как показали беседы, проведённые со студентами, им зачастую, было неловко признаться в том, что они не являются достаточно уверенными пользователями и это мешает им при работе с заданиями в рамках виртуального курса.
В процессе работы с курсом у нас появилось понимание того, какие моменты требуют корректировки и каким образом лучше организовать последующую работу с курсом. Первые данные, полученные создателями виртуального курса в ходе интервьюирования студентов, позволили не только осмыслить замечания, но и найти некоторые основанные на практических идеях решения для эффективного внедрения виртуального курса.
Во-первых, необходимо установить, является ли виртуальный курс дополнительным компонентом традиционного курса или представляет собой отдельное целое. Во-вторыгх, успех виртуального курса во многом зависит от компьютерных умений и навыков всех его участников, от эффективности технической поддержки. Немаловажным является и командный дух, который должен присутствовать, обеспечивая сотрудничество преподавателя и студентов.
Немаловажным является осуществление мониторинга процесса обучения в виртуальной среде с помощью таких функций, как оценка и самооценка (тесты, различные виды вопросов), обеспечение контакта между преподавателем и студентами, между студентами (чаты, форумы и т. д.). При этом курс должен следовать алгоритму совмещения обучения в традиционном понимании с самообучением, практики работы под руководством преподавателя с самостоятельной работой, а в рамках разрабатываемого курса, согласования размещаемых данных, таких как, например, учебные задания, план поиска дополнительной информации в сети, с основными темами традиционного курса.
Кроме того, разработчики виртуального курса должны сосредоточиться не только на развитии или адаптации интерактивных заданий, но и на персонализации информации, что сделает её содержание более значимым для студентов с точки зрения культуры. Пилотирование курса сейчас находится в процессе и еще трудно определить все его преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны. Но уже можно сказать, что студенты с воодушевлением воспринимают работу в электронной среде. Они с удовольствием выполняют задания, обмениваются сообщениями, участвуют в обсуждениях по тематике на форумах курса и т. д. Они сразу могут видеть результаты своей работы, практиковаться в том режиме, который удобен именно им.
Таким образом, образовательную целесообразность использования целевых веб-сайтов и электронных ресурсов можно проследить в суммарном эффекте электронного курса, выраженном в повышении мотивации, преодолении психологических барьеров и улучшении интегративных языковых и коммуникативных умений и навыков студентов.
Развитие комплекса электронного сопровождения учебного процесса по иностранному языку видится в дальнейшей наполняемости курса учебными и методическими материалами, тестовыми заданиями, а также разработкой интерактивного тренажера, что позволит повысить эффективность учебного процесса и качество получаемых знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Dougiamas M. A, Journey into Constructivism. 1998. URL: http://dougiamas.com/
writing/constructivism.html (дата обращения 01.10.2011).
2. Philosophy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Philosophy (дата обращения 01.10.2011).
3. Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy (дата обращения 01.10.2011).
Поступила 17.10.2011 г.