УДК 372.881.111.1 ВАК 13.00.02 РИНЦ 14.85.00
А.Н. Бехтерев, А.В. Логинова
Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку
Представлен опыт разработки сетевого электронного учебно-методического комплекса на платформе модульной объектно-ориентированной обучающей среды (MOODLE), предназначенного для обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. Разработанный комплекс позволяет интенсифицировать процесс обучения, создавая оптимальные условия для реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, а также усиливая мотивацию студентов к изучению языка за счет разнообразных форм и видов учебных заданий.
Ключевые слова: компьютерные технологии, индивидуальный подход, технологии сотрудничества, мультимедийные средства.
APPLICATION OF "MOODLE" E-LEARNING SYSTEM IN TEACHING LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES
The article presents the development experience of online computer-assisted learning package based on modular object-oriented dynamic learning environment (MOODLE) that is designed to teach a foreign language for specific purposes in non-linguistic university. The developed package allows enhancing the teaching process by creating optimal conditions to realize the principles of teaching differentiation and individualization and also by stimulating the students' motivation to learn the language through various methods and kinds of teaching tasks.
Keywords: computer technologies, individual approach, collaborative technologies, multimedia technologies.
Введение
Основной целью современной системы высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов и создание условий для формирования профессиональных качеств и развития личности, способной адаптироваться к современным социальным и экономическим преобразованиям. Умения адаптации включают в себя такие качества, как толерантность, гибкость, коммуникабельность, способность к самообразованию и саморегуляции.
Необходимость образования через всю жизнь обусловлена интенсивным развитием техники и
технологий, расширением международного сотрудничества и возникновением процессов глобализации, что, в свою очередь, требует от специалистов хорошего владения иностранным языком, в том числе и профессионально ориентированным (ПИЯ). Именно поэтому особенную актуальность приобретает языковое образование для будущих инженеров, а вопросы, связанные с методами и качеством обучения, являются первостепенными не только для преподавателей-практиков, но и для менеджеров образовательной среды.
Система обучения иностранным языкам является постоянно
изменяющейся, современная жизнь очень динамична и диктует такие же высокие и одновременно эффективные темпы обучения, поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку является очень актуальным вопросом современного образования.
1. Методологические основы
В мировых практиках обучения языку информационные технологии достаточно давно и широко применяются в качестве тренажера. Общеизвестная зарубежная технология, подразумевающая обучение иностранному языку с компью-
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0721 «Модернизация содержания и подходов к организации обучения профессионально ориентированному иностранному языку (ИЯ) студентов технического вуза».
t i
Алексей Николаевич Бехтерев,
магистрант кафедры Интегрированных Компьютерных Систем Управления Тел.: (923) 401-83-16 Эл. почта: [email protected] Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/
iyaik
Alexey N. Bekhterev,
Master's Degree student of Integrated Computer Control Systems Department Tel.: (923) 401-83-16 E-mail: [email protected] National Research Tomsk Polytechnic University
http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/
iyaik
Анна Владимировна Логинова,
старший преподаватель кафедры Иностранных Языков Тел.: (3822) 419-144 Эл. почта: [email protected] Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/
iyaik
Anna V. Loginova,
senior lecturer of Foreign Languages Department Tel.: (3822) 420-471 E-mail: [email protected] National Research Tomsk Polytechnic University
http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/
iyaik
терной поддержкой, в методической литературе звучит как CALL, что означает Computer Assisted Language Learning.
Внедрение средств мультимедиа в обучение иностранным языкам позволило расширить спектр возможностей языковой тренировки. Появились системы мультимедиа и методы комплексного применения программных средств, в которых применение информационных технологий становится комплексным за счет встраивания в единую систему различных текстовых материалов, функций, опций, гипертекстовых способов обработки информации [1].
Несмотря на то что современные технологические возможности предоставляют очень значимые для обучения средства, при этом программ, удовлетворяющих стандартам качества образования, разработано еще недостаточно. Одна из основных причин - недостаточное внимание разработчиков к лингвометодическим требованиям, которым должны отвечать учебные материалы в компьютерно-опосредованной среде.
Требования, предъявляемые к качеству обучающих программ по иностранному языку, складываются из следующих аспектов:
- общедидактических (индивидуализация обучения, активная роль обучающегося и др.);
- лингвистических (правильность и нормативность используемого языка);
- методических (коммуникативная и профессиональная направленность обучения);
- электронно-дидактических (интерактивность обучения, модульное построение содержания материала, мультимедийность подачи учебной информации).
Рассмотрим подробнее обозначенные требования и их составляющие [2].
Принцип индивидуализации достаточно известен в психолого-педагогической науке. Он давно обсуждается исследователями и при видимых и очевидных достоинствах имеет, на наш взгляд, некоторое противоречие, а именно: с одной стороны, доминирование
Рис. 1. Интерфейс электронного курса
коллективной формы обучения (групповое обучение, ролевые игры, проектные работы), с другой - индивидуальные особенности и потребности обучающегося.
Редуцирование данного противоречия мы видим в грамотном сочетании и использовании различных форм индивидуализации обучения. Для достижения данных целей наиболее подходят электронные комплексы, позволяющие выбирать собственный темп и интенсивность обучения.
Особую обучающую функцию должен выполнять в программах по иностранному языку интерфейс (рис. 1).
Одним из методических требований к интерфейсу является использование изучаемого языка. При обучении язык одновременно является и целью изучения и средством взаимодействия, поэтому для максимального погружения в среду для приобретения навыков автоматизма в использовании языка рекомендуется 100%-е его применение при выполнении тренинговых заданий.
Поскольку интерфейс программы служит средством взаимодействия с обучающимся, изучаемый язык должен быть представлен в интерфейсе очень последовательно: от названий пунктов меню, формулировок заданий, инструкций по работе с программой до оценки действий обучающегося, как в текстовом, так и в звуковом формате.
Необходимо помнить, что выбор интерфейса является одной из самых сложных и ответственных задач. Программа не должна содер-
жать отвлекающих элементов, всё внимание обучающегося должно быть сосредоточено только на изучаемом материале.
Можно с уверенностью сказать, что выучить иностранный язык только с помощью таких электронных учебников не представляется возможным. Это скорее помощник, консультант или экзаменатор, нежели экспресс-метод изучения языка [3].
2. Методология MOODLE
Рассмотрим на примере систему модульной объектно ориентированной динамической обучающей среды - MOODLE. В ее основу положены принципы, разработанные такими учеными, как Л.С. Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. На основании этих принципов Мартин Дуджиамас (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением MOODLE) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы, объединив их под общим названием «социальный конструктивизм» [2]. Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип 1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Данный принцип предполагает переход преподавателя на новую ступень взаимоотношений со студентами. Он становится не столько носителем знаний, а скорее «проводником», направляющим их на самостоятельный поиск информации.
Принцип 2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям. В основу положен достаточно очевидный тезис о том, что люди учатся в действии. Если результаты деятельности становятся доступны другим участникам, то возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.
Принцип 3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег. Действия, выполняемые другими студентами в похожей учебной ситуации, оказывают значительное
влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.
Принцип 4. Понимание других людей позволит учить их более индивидуально. Необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации студентов, так и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.
Принцип 5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей. Система должна быть понятной и удобной для всех участников учебного процесса и предоставлять им разнообразные способы и средства для решения учебных задач: получение информации, обмен мнениями, получение консультации, оценивание, оперативное обновление и т.д.
С учетом этих принципов реализуются все инструменты системы MOODLE: коммуникативные, учебные и административные [4].
Осуществление обратной связи субъектов учебного процесса является одной из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любого формата - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Технология форумов дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить как по группам, так и со всеми участниками курса. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Система снабжена функцией оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами.
«Чат» позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента, которая может подразумевать рецензирование ра-
бот, обсуждение индивидуальных учебных проблем. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен для студентов, так как позволяет им значительно экономить время и ресурсы, реа-лизовывать индивидуальный темп при обучении.
Особенно привлекателен этот подход при изучении динамичных, быстро развивающихся дисциплин, требующих регулярности занятий, когда важно дать студентам не только некую каноническую информацию об объекте изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежей информацией по изучаемому предмету, обменяться мнениями [5].
Использование MOODLE позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ.
В использовании MOODLE для студентов появляется целый ряд преимуществ:
- доступность обучения в любое удобное время;
- отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов в современном электронном виде непосредственно из программ обучающей среды;
- система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя;
- повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и осваивая новейшие информационные технологии.
Помимо преимуществ для студентов, существуют и неоспоримые преимущества для преподавателей, среди них:
- свободный график, так как аудиторные занятия сведены к минимуму или полностью отсутствуют;
- возможность автоматизировать систему оценки знаний;
- использование современных мультимедийных технологий в
INTRODUCTION ТО PROFESSIONAL COMMUNICATION
1 J DOCUMENTS □
COURSE WFO 15. TIMETABLE
Рис. 2. Титульная страница электронного курса
учебных материалах, что не всегда возможно в режиме аудиторных занятий;
- синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем.
Синхронное общение может реализовываться при помощи видеоконференций, а асинхронное предполагает электронную переписку. Таким образом, сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией.
3. Практическая реализация
Для реализации всех вышеуказанных задач в рамках проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Национальный исследовательский Томский политехнический университет осуществляет обучение студентов на основе MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая ориентирована на коллаборатив-ные технологии обучения. Данные технологии позволяют организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями.
На момент перехода на систему MOODLE в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку (ПИЯ) использовались различные электронные и информационные ресурсы, которые выступали в качестве инструментальных средств для организации самостоятельной работы студентов. Однако создание учебных материалов при помощи информационных технологий и автоматизированных средств демонстрации материалов в индивидуальном режиме не обеспечивало эффективного взаимодействия субъектов учебного процесса.
На кафедре иностранных языков Института кибернетики при обучении студентов очной формы для сопровождения и в поддержку учебному процессу при обучении ПИЯ на протяжении семестра проводилась работа по реализации сетевого электронного учебно-методического комплекса дисциплины для того, чтобы выявить возможности смешанного обучения.
Для этого была выбрана среда MOODLE, обладающая, как уже упоминалось выше, широким набором дидактических и технических возможностей (рис. 2).
Основная цель разработанного комплекса - это создание информационно-образовательной среды, погружение в которую позволит существенно повысить эффективность организации процесса обучения.
В курсе «Профессиональный иностранный язык» значительная часть часов отведена на самостоятельную работу (СРС). Учитывая дефицит учебного аудиторного времени в рамках программы (18 учебных недель, 2 часа в неделю) предполагалось использование электронного учебного курса в системе MOODLE в качестве обеспечения самостоятельной, индивидуальной и дополнительной работы студентов.
В соответствии с учебной программой дисциплины курс «Профессиональный иностранный язык» изучается в течение четырех семестров. Каждый семестр разбивается на два модуля. Для пилотирования данного проекта был взят материал 1-го семестра.
Остановимся подробнее на структуре разработанного комплекса.
Проанализировав научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в данной области, мы пришли к выводу, что не существует единой точки зрения относительно структуры сетевого электронно-методического комплекса. Это индивидуальная позиция разработчиков, которая зависит от конкретных целей курса, целевой группы студентов, их информационной компетентности и компетентности преподавателя.
В нашем случае при разработке мы придерживались цели, направленной на организацию педагогических условий скоординированной и управляемой СРС. Поэтому комплекс включал как обязательные для изучения, так и дополнительные разделы учебного материала. Под обязательными разделами понимаются: электронные учебные материалы для студентов, учебные аудиовизуальные приложения. Под дополнительными разделами подразумеваются глоссарий терминов, лабораторные работы, учебно-методические материалы для самостоятельных проектных работ, дополнительные интернет-ресурсы и справочные материалы (рис. 3).
Так, разработанный комплекс включает два модуля: «Engineering and technological world» и «Describing technical processes». Каждый из них состоит из таких разделов, как: Reading, Vocabulary, Listening and Video.
Данный комплекс объединяет возможности текстового редактора, электронной почты, электронных журналов и многих других атрибутов современной компьютерной технологии, которые широко представлены на платформе MOODLE.
Структурными компонентами каждого модуля являются: текстовая страница, ссылка на файл или
MODr]^4 CHECK-tlP □
E^pftKfttsa TEST i
QP4C-DRE3S "I t В riMAL Ifs-r £ SPeAKing ТД5Ч r sfEA* ч6 г ilWWTTVKlTASK I iwffmw Tisiii £t££LF€XAJUirMn»d CJEbTIDKS
О
module accessory materials
I 1 у №50K
j >1,— 0>KJ4E RESOUftCCS
Si. SELF-CHECK CiinONS
Рис. 3. Модули с проверочными и дополнительными материалами
PROGRESS TEST1
The 10 highest grades:
1 Andrey CherKasnm 100%
2 Darya Povamicyna 87%
3 Aleksandr Stavehuk 86%
4 J van Solovev 85%
5 Sergey Konkin 84%
6 Darya Uskova 77%
7 Anastasiya Ryabikina 77%
В У а na Vías ova 76%
9. Timofey Prohorov 71%
10 Vyachestav Chen 70%
Рис. 4. Рейтинг результатов тестирования
веб-страницу, книга, пояснение, рабочая тетрадь, форум, упражнение, тест, вебинар.
Глоссарий, один из значимых разделов комплекса, представляет особую важность для обучения ПИЯ, так как содержит подборку основных терминологических единиц профессионального тезауруса. Если какой-нибудь из терминов глоссария встретится в тексте любой части курса, то он автоматически преобразуется в ссылку на этот термин. Студенты могут пользоваться имеющимся глоссарием или создавать собственный, структурируя термины по различным категориям.
Следующий важный раздел комплекса - это различные виды тестовых заданий. Одним из неотъемлемых их преимуществ становится быстрота обработки результатов, так как большинство тестовых заданий оценивается автоматически, а также то, что система продуцирует рейтинг результатов обучающихся с тем, чтобы они могли видеть и самостоятельно оценить свой прогресс (рис. 4).
Данная модульная объектно ориентированная обучающая среда позволяет структурировать тесты по категориям для более удобной работы. Так, например, преподаватель может автоматически настроить количество попыток для сдачи теста и размещать свои комментарии и комментарии обучающихся как к отдельным ответам, так и ко всему тесту.
Для совершенствования навыков устной и письменной речи
мы использовали такую опцию, как «форум». Студенты и преподаватель имеют возможность просматривать дискуссии в разных режимах отображения: древовидно (возможность читать сообщения всех участником) и плоско (возможность читать ответы только на свои комментарии). Участники форумов имеют возможность обсуждать проблемные ситуации по изучаемой профессиональной тематике.
Еще одной важной функциональной особенностью форума является обеспечение обратной связи с пользователем, поэтому каждое задание, текст, тест можно прокомментировать. Наличие такой системы позволяет вносить коррективы и дорабатывать материал до требований пользователей.
Важно отметить, что разработанный комплекс - это не прямое перемещение традиционных учебных материалов на компьютерный инструментарий с добавлением аудио- и видеоматериалов. Возможности платформы МООDLE привели к качественному изменению содержания учебного курса по ПИЯ. Разнообразие ее ресурсов открыло новые возможности презентации учебного материала в доступной, интересной форме и потенциал компьютерных средств для реализации качественного обучения языку, основанного на принципе гибкости и вариативности, что позволяет студентам определять траекторию изучения предмета самостоятельно.
В дополнение электронный комплекс обеспечивает работу в интерактивном режиме, легкость и простоту навигации, т.е. быстро переходит от одной темы к другой по структуре электронного учебного издания. Кроме того, используя преимущества навигации, студент может получить необходимую справку, комментарий, просмотреть иллюстрацию (в том числе видеофильмы, интерактивные анимации), искомую информацию, обменяться по электронной почте сообщениями с преподавателем. Также в курсе предусмотрены консультации с преподавателем в режиме реального времени (рис. 5).
Курс разработан таким образом, что его могут использовать студенты разных языковых уровней. Курс своевременно может быть скорректирован для решения отдельных образовательных задач и реализации разнообразных обучающих стратегий. Внедрение виртуального курса обеспечило не только реализацию содержательной модели обучения ПИЯ в связи с созданием весьма обширной ресурсной базы, но и условия стабильного тренинга для овладения студентами языковыми умениями и навыками.
4. Результаты и полученные данные
Однако оказалось, что как процесс разработки, так и сам этап внедрения требуют многочисленных усилий и определенной подготовки не только со стороны преподавателя, но и со стороны студентов.
Среди возникших проблем существует неоднозначность понимания, как и в какой степени данный курс должен интегрироваться с традиционной системой и методами обучения. При этом мы размышляли и о том, какие интерактивные подходы/занятия/задания могут обеспечить качественное усвоение базисных компонентов, содержащихся в программе по ПИЯ.
Как показала практика внедрения разработанного комплекса, речевая деятельность студентов и лежащие в её основе языковые умения не являются основными трудностями. Первая трудность, с чем столкнулись студенты, был сам ресурс. По мнению студентов, они не являются достаточно уверенными пользователями, и это мешает им при работе с аналогичными системами. Поэтому, первым выводом, обозначенным в качестве корректирующих мероприятий, был учет
M0DULE 5 ACCESSORY MATERIALS
|Gf№№RSUIDEB00K J ANIMATION J ON-LINE RESOURCES
^ SELF-CHECK QUESTIONS
Рис. 5. Сервис для консультаций в режиме реального времени
уровня подготовленности студентов к использованию такого рода ресурса.
Для получения обратной связи было проведено анкетирование студентов, результаты которого позволили не только осмыслить замечания, но и найти некоторые решения для более эффективного внедрения виртуального курса.
Во-первых, необходимо четко сформулировать цель и место виртуального курса в системе обучения - является ли виртуальный курс дополнительным компонентом традиционного курса или представляет собой нечто отдельное, дополнительное.
Во-вторых, успех виртуального курса во многом зависит от уровня информационной компетентности всех его участников и от соответствующей технической поддержки.
В-третьих, немаловажными являются командный дух и обоюдная заинтересованность, которые должны присутствовать, обеспечивая сотрудничество преподавателя и студентов.
В-четвертых, важным является осуществление мониторинга процесса обучения в виртуальной среде с помощью таких функций, как оценка и самооценка (тесты, различные виды вопросов), обеспечение контакта между преподавателем и студентами, между студентами (чаты, форумы и т.д.). При этом курс должен следовать алгоритму совмещения обучения в традиционном понимании с самообучением, практики работы под руководством преподавателя с самостоятельной работой, а в рамках данного курса необходимо согласование размещаемых данных, например таких, как, учебные задания, аудио- и видеоматериалы и т.д., с основными темами программного материала.
Кроме того, в дальнейшем разработчики виртуального курса должны сосредоточиться не только на развитии или адаптации интерактивных заданий, но и на персона-лизации информации, что сделает её содержание более значимым для студентов с профессиональной точки зрения.
Таким образом, образовательную целесообразность использова-
ния целевых электронных ресурсов можно проследить в суммарном эффекте электронного курса, выраженном в повышении мотивации, преодолении психологических барьеров и улучшении интегратив-ных языковых и коммуникативных умений и навыков студентов.
Развитие комплекса электронного сопровождения учебного процесса по ПИЯ видится в дальнейшей наполняемости курса учебно-методическими материалами, тестовыми заданиями, а также разработкой интерактивного тренажера.
Подводя итоги работы, мы заметили следующее:
- у студентов появился больший интерес к изучению предмета;
- индивидуальный режим работы повысил самооценку обучающихся;
- разнообразные формы работы с компьютером повысили мотивацию студентов;
- организация ситуаций общения на занятии сформировала легкость в общении и обеспечила интенсификацию обучения, позволила создать условия для самостоятельной тренировки, развития навыков и умений самоорганизации и самообразования, что является ключевым в современной концепции вузовского образования.
Курс на данный момент находится в процессе пилотирования и еще трудно определить все его преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны. Но уже можно сказать, что студенты с большим воодушевлением воспринимают работу в электронной среде. Они с удовольствием выполняют задания, обмениваются сообщениями, участвуют в обсуждениях по тематике на форумах курса и т.д. Они сразу могут видеть результаты своей работы, практиковаться в том режиме, который удобен именно им.
Выводы
Изучение опыта использования информационных технологий в преподавании иностранных языков показало, что зарубежный опыт преподавания намного опережает отечественный.
Так, например, Университет Са-утгемптона реализует проект EAP
ToolKit по созданию и использованию образовательной платформы для самостоятельной тренировки языковых и неязыковых аспектов.
Платформа предназначена для социальной и лингвистической адаптации иностранных студентов, проходящих обучение на ИЯ по программам академической мобильности.
Подобные платформы организованны и другими крупными европейскими университетами, такими как Nantes Polytechnic University, Masaryk University в Брно, а также University Telecom-Bretagne.
Подводя итог всей работе, следует сказать, что существует противоречие между установленным дидактическим потенциалом компьютерных технологий при обучении ПИЯ и недостаточно разработанной научно обоснованной методикой их использования.
В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Базируясь на многочисленных исследованиях, посвященных методике, методологии, теории и практике создания электронных учебников, программ и учебно-методических комплексов, и анализе результатов апробации виртуального комплекса в экспериментальной группе, были сделаны следующие выводы:
- низкая инициативность и заинтересованность в изучении у обучающихся в большой степени объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную деятельность;
- при правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки обучающихся и появляется сознательное отношение к изучению предмета;
- наличие заданий, предусматривающих самостоятельность, инициативность студентов и со-
трудничество, способствует интенсификации учебного процесса и, как следствие, повышению качества получаемых знаний;
- наличие хорошо разработанной компьютерной программы не облегчает работу преподавателя, а усиливает ее;
- основные преимущества использования компьютерных технологий в обучении ПИЯ заключаются: в интерактивной связи с образовательной средой; разнообразии форм и режимов работы; гибкости методики обучения; возможности регулирования скорости обучения, интенсивности и оптимизации нагрузок; информационной
насыщенности; обновлении материалов и наличии обратной связи.
Необходимо понимать, что при работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности обучающихся. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместных инициатив.
В заключение отметим, что создание качественных обучающих программ, учебно-методических комплексов и учебных пособий для обучения ПИЯ - это сложный процесс, требующий временных и материальных затрат и объединения
усилий методистов и преподавателей кафедры, а также специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
Следует также отметить, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно расширяет возможности преподавателя, предоставляя большую свободу для творческого поиска новых методов и приемов обучения; обеспечивает сочетание аудиторной и внеаудиторной работы на интерактивной основе, что, в свою очередь, способствует улучшению качества языковой подготовки выпускников технических вузов.
Литература
1. Марченко Е.В. Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2009. - № 2. - С. 52-58.
2. Соколова Э.Я. Сетевой электронный учебно-методический комплекс как образовательный ресурс для обучения профессиональному английскому языку (для студентов технических вузов) // Вестник Томского государственного университета - 2012. - № 4. - С. 59-64.
3. Бовтенко М.А. Лингвометрическая оценка обучающих программ по иностранному языку // ИТО-2000. - М., 2000. - С. 35-40.
4. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
5. Смирнова Н.В. Использование системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе техникума [Электронный ресурс] / Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова. - Режим доступа: http:// spo-ket.ru/node/284 (дата обращения: 10.03.2013).
6. Буран А.Л. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в создании электронного учебного пособия // Радиоэлектроника, электроника и энергетика: тр. Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 6-8 октября 2011 г.): в 2 т. Т. 2: Энергетика. Инновационные научно-образовательные технологии в энергетике. Томск, 2011. - 196 с.
7. Попов Н.С., Мильруд Р.П., Чуксина Л.Н. Методика разработки мультимедийных учебных пособий: монография. - М.: Машиностроение-1, 2002. - 128 с.
8. Dougiamas, M.A. Journey into Constructivism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dougiamas.com/ writing/constructivism.html (дата обращения: 01.10.11).
9. Philosophy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.moodle.org/21/en/Philosophy (дата доступа: 01.10.11).
10. Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy (дата доступа: 01.10.11).