г
EDUCATION ONLINE
ч
J
ВА. СТАРОДУБЦЕВ, профессор Национальный исследовательский Томский политехнический университет АА. КИСЕЛЕВА, старший преподаватель МАОУДПО Институт повышения квалификации (г. Новокузнецк)
Рассмотрены функции дисциплинарного блога в рамках интегрированного процесса традиционного и электронного обучения. Показана возможность организации самостоятельной учебной работы аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации с помощью блога как учебно-методического комплекса.
Ключевые слова: электронное обучение, дисциплинарный блог, электронный учебно-методический комплекс
Блог как средство
электронного
обучения
Эволюция информационно-образовательных технологий привела в настоящее время к появлению двух типов конкурирующих средств обучения - стандартизированных систем менеджмента процесса обучения (LMS типа Black Board, Sakai, MOODLE, отечественных систем Прометей, Батисфера и др.) и вариативных персональных образовательных сред, создаваемых с помощью облачных сервисов Интернета. В зарубежной периодике последние получили названия сетевого образовательного окружения (online learning environment, OLE), виртуальной образовательной среды (virtual learning environment, VLE), персонального образовательного пространства (personal learning space, PLS), персональной образовательной среды (personal learning environment, PLE).
В нашей стране LMS успешно используются, в первую очередь, в заочном образовании; за рубежом на основе платформ LMS получили развитие открытые неформальные учебные курсы, предлагаемые образовательными консорциумами и отдельными вузами: Coursera, Udacity, EdX и др. [1; 2]. Чаще всего они фигурируют под аббревиатурой MOOC (Massive Open Online Course), особенности их взрывного внедрения в образовательное пространство рассмотрены в работе [3]. Легитимация в «За-
коне об образовании в РФ » электронного обучения (при выполнении оговоренных условий) дает стимул к применению не только систем LMS, но и авторских систем PLE в очном учебном процессе [4].
Создание и использование преподавателями вузов персональных образовательных сред (ПОС) адекватны тенденции к индивидуализации, персонификации и персонализации образовательного процесса [5]. Индивидуализация образования, по нашему мнению, определяет выбор пути образовательного процесса - создание программы обучения, ориентированной на потребности конкретного учащегося и собранной из различных составляющих (нормативное оформление индивидуального учебного плана, выбор модулей образовательной программы, академическая мобильность, развитие учебной автономии учащегося и т.д.). Персонификация образования как процесса педагогического взаимодействия означает реализацию дидактического принципа дифференциации содержания образования в плане учета потребностей, возрастных особенностей, физиологических, когнитивных и эмоционально-волевых свойств личности обучаемых. Персонализация образования как системы акцентирует роль педагога в качестве ведущего субъекта в системе, определяя его
Education Online
87
автономность в области создания авторской методической системы и адекватных ей образовательных ресурсов, средств обучения и диагностики. Для педагога персонализация означает максимальное самовыражение в творческой деятельности, единение профессионального и личностного совершенствования, формирование нематериальных ценностей как доминирующих в системе мотивации деятельности.
В этом контексте персональная образовательная среда (или сфера [4; 5]) является, по сути, авторским аналогом педагогической системы (цель, субъекты, содержание, методы, средства обучения). Она конструируется педагогом в открытой инфраструктуре информационно-коммуникационной среды для обеспечения деятельности как поставщика, так и потребителя образовательных услуг. В ПОС реализовано взаимодействие целевого, инструментального, технологического, субъектного, содержательного и деятельностного блоков, ее функционирование определено персональным менеджментом знаний. В создании образовательных ресурсов, являющихся составной частью ПОС, целесообразно применение персонализированного подхода, в их использовании - персонифицированного. Конкретный состав ресурснотехнической базы ПОС определяется актуальными потребностями педагога и его информационно-коммуникационной компетентностью [4; 5].
Ведущим компонентом ПОС как среды поставки преподавателем электронных образовательных услуг является дисциплинарный блог. В общем случае блог определяется как простой в использовании сервис Интернета для регулярного размещения авторских материалов общекультурного или профессионального назначения, полемики на актуальные темы общественной жизни, для публикации мультимедийных образовательных ресурсов и т.д., позволяющий комментировать содержание страниц блога. Для создания блогов имеет-
ся более сотни Интернет-сервисов (платформ). В работе [6] рассмотрены общие функции индивидуальных и коллективных блогов, приведены примеры использования блогов как средства обучения и воспитания в школьном образовании. Ряд советов по ведению школьного блога приведен в [7].
Целью настоящей статьи является обсуждение дидактических свойств блогов и возможности их конвертации в дисциплинарные образовательные ресурсы для формального высшего и неформального послевузовского образования.
Дидактические функции, состав
и структурадисциплинарного блога
Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств материальных и материализованных инструментов, используемых с определенными целями в учебно-воспитательном процессе [8]. Согласимся с мнением [9], что какой-либо инструмент деятельности преподавателя/ учителя является средством обучения, если он содержит учебную информацию, способен активизировать мыслительную деятельность, мотивировать ее, имеет возможность управлять познавательной деятельностью и обладает свойством ком-пенсаторности для сокращения непроизводительных затрат времени и сил по овладению знаниями.
Как современное электронное средство обучения, блог должен обеспечивать следующие дидактические функции:
• информационно-содержательную,
• руководства действиями пользователя,
• стимулирования мышления пользователей,
• упражнений и самоконтроля,
• социализации и формирования мировоззрения.
Декомпозиция информационной, организационной, мотивационной и социальной функций блога в более подробный перечень приводится в [8]. По нашему мнению, наи-
88
Высшее образование в России • № 7, 2014
более сущностными являются возможность дистанционной поддержки очного обучения (размещение текстовой, графической, аудио/ видеоинформации), возможность обмениваться мнениями и идеями, формировать коммуникативные навыки, стимулировать познавательную деятельность и развитие творческого мышления, создавать условия для самообразования. Эти дидактические функции могут быть реализованы путем создания нелинейной разветвленной структуры учебного содержания (контента) блога.
Обычная практика ведения блога состоит в вертикальном линейном размещении последовательности записей так, что последняя по хронологии запись всегда оказывается сверху. Поиск тематических записей ведется по рубрикам или меткам, что не всегда удобно. Дисциплинарный блог должен иметь дополнительную структуру с горизонтально (или, по выбору, вертикально) расположенными названиями разделов - страниц блога. При этом каждая страница реализует содержание одного из компонентов учебно-методического комплекса дисциплины [10].
Пионером в использовании блогов преподавателей в организации учебного процесса в нашей стране стал Российский университет дружбы народов [11]. Как показывает знакомство с порталом вуза, блоги преподавателей (в настоящее время они стали называться сайтами) используются в первую очередь для оперативного управления учебным процессом в плане назначения консультаций, оповещения о тех или иных образовательных событиях, размещения видеолекций и презентаций. Имеются биографические сведения о преподавателе, списки публикаций. Сайты имеют прямой выход в университетскую систему тестирования по данной дисциплине, гиперссылки на сайты кафедр и других подразделений вуза. В ряде случаев есть ссылки на персональные сайты преподавателей, размещенные на других платформах. Важным эле-
ментом обратной связи являются разделы портала, где студенты оценивают сайты преподавателей и приводится статистика посещений. Лучшие сайты преподавателей доступны всем посетителям портала без ограничений, что имеет эффект распространения инноваций не только в самом университете, но и в вузовском образовательном сообществе в целом. В то же время следует отметить неполное соответствие таких сайтов содержанию учебно-методического комплекса дисциплины, как он обычно трактуется (полный комплект организационно-обучающих материалов). Комментирование содержания страниц сайтов не предусмотрено.
Основываясь на определении блога как электронного дневника, т.е. публичного журнала событий в жизни отдельного человека, на кафедре «Информационные системы» НИУ «Южно-Уральский государственный университет» разработана инфо-коммуникационная система поддержки преддипломной практики и дипломного проектирования «Электронный дневник практики ». Цель разработки приложения - повышение качества дипломных работ за счет ритмичной и эффективной работы студентов и их руководителей во время практики и проектирования посредством увеличения плотности информационного обмена между участниками процессов. Основными измеримыми показателями процессов практики здесь являются:
• ритмичность работы, которая оценивается подтверждением ежедневных отчетов, равномерностью дат публикации материалов отчета, плотностью общения между студентом и руководителем, а также плотностью опубликованного материала, отслеженного во времени;
• объем опубликованного материала, в частности количество личных сообщений в рамках дневника, количество замечаний и комментариев к каждой публикации.
Дидактическими свойствами электронного дневника практики являются: посто-
Education Online
89
янная доступность ресурса, его открытость, полный контроль над контентом со стороны владельца, возможность формировать свой «образ» с целью подтверждения своих компетенций и дальнейшего трудоустройства, самовыражение и раскрытие творческих способностей, контроль со стороны выпускающей кафедры [12].
Введение аспирантуры как уровня высшего образования обострило проблему формирования соответствующих образовательных программ и методов обучения, совместимых с основной научно-исследовательской деятельностью данного контингента учащихся. Возможным путем может быть смешанное аудиторно-асинхронное обучение с опорой на электронный формат занятий. В Томском политехническом университете на кафедре инженерной педагогики для обеспечения самостоятельной работы аспирантов по курсу «Технология компьютерной визуализации информации» используется дисциплинарный блог (tkvi.wordpress.com), в структуре которого имеется набор таких страниц(разделов), как «Введение», «Инфографика», «Презентации», «Схемы», «Видео», «Вебинары», «Справочник», «Ваши вопросы» и «Стена». Названия отражают основное содержание страниц, которое направлено на практическое овладение сервисами Интернета, поддерживающих создание и оформление иллюстративных материалов для публикации в научных журналах, методических пособиях и в преподавательской деятельности. На основных страницах блога приведены не только авторские учебные материалы, но и импортированные с сервисов YouTube, Vimeo, SlideShare, SlideBoom и др. Эти электронные ресурсы используются при проведении аудиторных занятий в режиме самостоятельной работы под управлением преподавателя. Приведенные на страницах блога алгоритмы действий позволяют аспирантам, пропустившим занятие, самостоятельно освоить материал и выполнить контрольные задания. Результаты учебной деятельности
во время аудиторныхзанятий носят репродуктивный характер, однако выполнение контрольного задания предусматривает творческое использование полученного опыта для представления результатов работы по теме диссертационного исследования. Выполненные аспирантами задания пересылаются преподавателю по электронной почте. Кроме того, обратная связь осуществляется с помощью комментариев и заметок на общей «Стене ». Развивающая функция блога реализуется дополнительным презентационным материалом по истории изобразительного искусства на странице, посвященной становлению современной инфографики. Если нет возможности регулярного посещения занятий (выезд на стажировку в другую организацию, участие в программах академического обмена и т.д.), освоение дисциплины переводится в заочный дистанционный формат. Курс введен в расписание занятий осеннего семестра, но разрешено прохождение курса в течение учебного года до периода аттестации аспирантов.
Дисциплинарный блог (tputeacher. wordpress.com) по курсу «Создание электронных образовательных ресурсов» используется в рамках ДОП «Преподаватель высшей школы» и модульной системы повышения квалификации НПР ТПУ. Здесь имеется достаточно большое количество страницблога, авторскихи импортированных материалов, рекомендаций и заданий. Блог носит характер открытого дидактического ресурса, востребованного не только преподавателями ТПУ, но и сторонними пользователями. Число посещений блога -более 10500, его можно назвать массовым открытым образовательным ресурсом.
Блоги в неформальном образовании
В настоящее время неформальное образование преподавателей, учителей и администраторов образовательных организаций все больше переносится в Интернет. Оно поддерживается профессионально ориентированными социальными сетями Intel
90
Высшее образование в России • № 7, 2014
Education Galaxy (Образовательная галактика Интел), e-LearningPRO (Ассоциации e-learning специалистов), Open Class (Открытый класс), Сеть творческих учителей и др., сетевыми научно-методическими конференциями и семинарами, виртуальными методическими кабинетами образовательных организаций, а также блогами российских, украинских и белорусских педагогов (А.А. Андреев, Г.О. Аствацатуров, Ю.Н. Белоножкин, К. Бугайчук, И.В. Колоборо-дова, В.Н. Кухаренко, В. Наумов, В. Ню-ренберг, С.Л. Тимкин, Е.В. Тихомирова, И. Травкин, А.В. Хуторской, Ю. Якушев-ская и многие другие). Во многих случаях блоги являются своеобразными персональными методическими кабинетами, в которых систематизированы рекомендации экспертов, описаны алгоритмы действий по освоению техники работы с ресурсами, доступными в Интернете и полезными для учебного процесса. Авторы блогов, подобных «Дидактору» Г.О. Аствацатурова [13], выполняют роль кураторов контента Интернета и осуществляют дидактические функции: аналитическую, исследовательскую, а также компенсаторную, способствующую сокращению непроизводительных затрат времени и сил других преподавателей и учителей по поиску релевантной информации.
Опыт курирования контента, полученный в процессе создания и ведения дисциплинарного и/или неформального блога, может быть востребован в практике создания виртуальных методических кабинетов кафедр вузов и школ. В частности, один из авторов статьи является куратором контента виртуального методического кабинета кафедры инженерной педагогики [14], содержащего разделы новостей отечественной и зарубежной «цифровой» педагогики, обзоры публикаций ЮНЕСКО, статей и блогов, подборку презентаций и видеоматериалов, практические примеры актив-ныхи интерактивных технологий, фрагменты документальных видеозаписей лекцион-
ных и практическихзанятий,видеоинтервью с преподавателями, использующими инновации в учебном процессе.
Реализация идеи непрерывного повышения квалификации и личностного развития преподавателей вузов и учителей требует информационной и методической поддержки процесса профессиональной деятельности в межкурсовой период. В этом случае большую помощь могут оказать неформальные блоги преподавателей, проводивших курсы повышения квалификации в системе формального (институционального) образования и сохранивших связи со слушателями [15].
Заключение
Прежде всего отметим принципиальное отличие дисциплинарного блога от персонального сайта преподавателя, при всем их программно-техническом сходстве. Разрешая пользователям блога комментирование содержания страниц, мы открыто признаем равноправное участие в педагогическом процессе двух его субъектов - преподавателя и студента, что адекватно личностно-ориентированному (студентоцентрированному) подходу в образовании. Это не означает, что в блоге могут появиться любые посторонние, не санкцированные преподавателем записи, поскольку есть функция модерирования поступающих сообщений. Главный принцип коммуникации по типу «pear to pear» (p2p) - «равный равному» - реализуется не только на курсах повышения квалификации, но и в процессе электронного обучения студентов университетов. Иными словами, с сайта преподавателя приходится отсылать студента гиперссылкой на общеуниверситетский, кафедральный или дисциплинарный форум, тогда как в блоге есть специально отведенное окно комментирования для незамедлительной обратной связи. Это мотивирует студентов на отклик, а значит, на размышление и на оценку предъявленного материала.
Кроме того, дидактические качества
Education Online
91
блогов как новых инструментов электронного обучения создают основу для появления новых образовательных результатов: увеличения автономности как преподавателей, так и студентов, привлечения учащихся к обновлению контента дисциплинарных блогов, для создания комфортной образовательной среды, привычной поколению студентов эпохи «информационного цунами ». Достоинствами дисциплинарных блогов являются также открытость размещенных образовательных ресурсов, свобода выбора оформления и способов подачи учебного материала, возможность неформальной коммуникации с учащимися, предоставление им возможности самопроверки знаний и самообразования. На основе дисциплинарных блогов естественным путем могут быть созданы открытые образовательные курсы (пусть и не стремящиеся стать массовыми). В конечном счете формирование нестандартного мышления учащихся требует и нестандартной образовательной деятельности преподавателей по созданию дисциплинарных блогов и непрерывному курированию их контента.
Практика показывает, что многие преподаватели создают блог под возникшую педагогическую задачу - информационное и методическое обеспечение новой дисциплины, курса повышения квалификации или другого вида профессиональной деятельности. В результате в персональной образовательной среде преподавателя формируется облако блогов, играющее роль его профессионального портфолио, которое может учитываться в процедуре аттестации преподавателя.
Литература
1. Grainger B. Introduction to MOOCs: avalan-
che, illusion or augmentation? URL: http://
iite.unesco.org/pics/ publications/en/files/
3214722.pdf
2. Кухаренко В.Н. Инновации в e-Learning:
массовый открытый дистанционный курс
// Высшее образование в России. 2011. №11. С. 93-98.
3. Тимкин С.Л. Лихорадка MOOCs. Как наци-
ональные образовательные системы реагируют на американские проекты. URL:
http:// timkin-blog.blogspot.ru/ 2013_0 5_
01_archive.html
4. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Персо-
нальная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. 2013. № 6. С. 52-59.
5. Стародубцев В.А., Киселева А.А. От адап-
тированной коммуникационной среды к персональной образовательной сфере // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 3. C. 91-94.
6. Стародубцев В.А., Горохова Л.А., Киселева
А.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.
7. How to Use Blogs in the Classroom. URL:
http:// comfortdoc.squidoo.com/ edublogs
8. Бухаркина М.Ю. Блог в обучении англий-
скому языку в условиях аспектной организации преподавания. URL: http:// clck.ru/98EZg
9. Беловский Г. Средство обучения - понятие
научное или бытовое, может, без него можно обойтись? URL: http://clck.ru/98EYZ
10. Стародубцев В.А., Иванова В.В. Структура и содержание дисциплинарного блога как учебной среды // Вестник Московского государственного агроинженерного университета. 2012. № 4. С. 96-103.
11. Учебный портал РУДН. URL: http://web-local.rudn.ru/
12. Костерин В.В. «Электронный дневник» -инфо-коммуникационная система поддержки бизнес-процессов практических занятий в вузе // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. Екатеринбург, 2012. С. 441-443.
13. Блог Г. Аствацатурова. URL: http:// didaktor.ru/
14. Виртуальный методический кабинет. URL: http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/ iped/ Metod_kabinet
15. Киселева А.А. Видеоконференцсвязь: опыт внедрения и перспективы развития в образовании. URL: http://vksnvk. wordpress.com/
92
Высшее образование в России • № 7, 2014
Авторы:
СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич - д-р пед. наук, доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, [email protected] КИСЕЛЕВА Антонина Александровна - старший преподаватель, МАОУ ДПО Институт повышения квалификации (г. Новокузнецк), [email protected]
STARODUBTSEV V.A, KISELEVA A.A. BLOG AS A TOOL OF E-LEARNING
Abstract. The functions of a disciplinary blog are considered in the integrated process of traditional learning and e-learning. The guiding possibilities of independent learning for graduate students and for teacher’s professional training by using a blog as an educational and methodical complex are discussed. The main functions of the disciplinary blog are the following: providing with information and content, guiding of a user, stimulation of users’ thinking, training and self-control, socialization, formation of students’ outlook.
Keywords: e-learning, disciplinary blog, electronic educational and methodical complex
References
1. Grainger B. Introduction to MOOCs: avalanche,
illusion or augmentation? Available at: http:// iite.unesco.org/pics/ publications/en/files/ 3214722.pdf
2. Kukharenko V.N. (2010) [Innovations in e-
Learning: the massive open online courses]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 93-98. (In Russ.)
3. Timkin S.L. Likhoradka MOOCs. Kak
natsional’nye obrazovatel’nye sistemy reagi-ruyut na amerikanskie proekty [Fever of MOOCs. How the national educational systems react on the American projects]. Available at: http://timkin-blog.blogspot.ru/ 2013_05__01_archive.html (In Russ.)
4. Starodubtsev V.A., Kiseleva A.A. (2013) [The
personal educational sphere as an integrator of formal and informal education]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. No. 6, pp. 5259. (In Russ.)
5. Starodubtsev V.A., Kiseleva A.A. (2014) [From
the adapted communication environment to the personal educational sphere]. Alma Mater (Vestnik vyshei shkoly) [Alma Mater. Bulletin of higher school]. No. 3, pp. 91-94. (In Russ.)
6. Starodubtsev V.A., Gorohova L.A., Kiseleva
A.A. (2011) [Blogs in educational process]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. No. 4, pp. 232-240. (In Russ.)
7. How to Use Blogs in the Classroom. Available
at: http://comfortdoc.squidoo.com/ edublogs
8. Bukharkina M.U. [Blog in the English learning
in the conditions of the aspect organization of the teaching]. Available at: http://clck.ru/ 98EZg (In Russ.)
9. Belovskiy G. [Is the learning tool a science term
or it has a public sense?]. Available at: http:/ /clck.ru/98EYZ (In Russ.)
10. Starodubtsev V.A., Ivanova V.V. (2012) [The structure and content of a disciplinary blog as a learning environment]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo agroinzhenernogo univer-siteta [Bulletin ofMoscow State Agroengineering University]. No. 4, pp. 96-103. (In Russ.)
11. Uchebnyy portal RUDN [Peoples’ friendship university of Russia portal]. Available at: http://web-local.rudn.ru/ (In Russ.)
12. Kosterin V.V. (2012) [Electronic blog as an info-communicational system for business processes of the practical study in higher school]. [New information and communication technology in education: proc. int. sci. and pract. conf.]. Ekaterinburg: RSVPU Publ., 2012, pp. 441-443. (In Russ.)
13. Blog G. Astvatsaturova [G. Astvatsaturov’s blog]. Available at: http://didaktor.ru/(In Russ.)
14. Virtual’nyy metodicheskiy kabinet [Virtual methodic room]. Available at: http:// portal.tpu.ru/departments/kafedra/ iped/ Metod_kabinet. (In Russ.)
15. Kiseleva A.A. [Video conferencing: experience and prospects in education]. Available at: http://vksnvk.wordpress.com/ (In Russ.)
Authors:
STARODUBTSEV Vyacheslav A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Prof., National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, [email protected]
KISELEVA Antonina A. - senior lecturer, Novokuznetsk Advanced Training Institute, Novokuznetsk, Russia, [email protected]