Научная статья на тему 'Современные электронные средства обучения иностранному языку'

Современные электронные средства обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4427
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Наталья Александровна

В статье рассматриваются современные электронные средства обучения иностранному языку на примере английского языка и различные варианты их использования в работе преподавателя вуза для организации эффективного взаимодействия с учащимися в ходе совместной работы. Проанализированы несколько групп электронных средств: письменные инструменты, инструменты для чтения, инструменты для аудирования и говорения, виртуальные среды обучения, инструменты для создания тестов, итоговых вопросов, онлайн игры, мобильные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ELECTRONIC TOOLS FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article touches upon the issue of modern electronic tools for foreign language teaching on the example of the English language. It also deals with various options of using such tools in the work of the university teacher on organizing effective interaction with students in the course of teamwork. Several groups of electronic tools have been analyzed: written tools, reading tools, listening and speaking tools, virtual learning environments, tools for creating tests, final questions, online games, mobile technologies.

Текст научной работы на тему «Современные электронные средства обучения иностранному языку»

УДК 372.881.111.1

Копылова Н.А.

ФГБОУ ВО «Рязанский! государственный! радиотехнический! университет», г. Рязань, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассматриваются современные электронные средства обучения иностранному языку на примере английского языка и различные варианты их использования в работе преподавателя вуза для организации эффективного взаимодействия с учащимися в ходе совместной работы. Проанализированы несколько групп электронных средств: письменные инструменты, инструменты для чтения, инструменты для аудирования и говорения, виртуальные среды обучения, инструменты для создания тестов, итоговых вопросов, онлайн игры, мобильные технологии.

Ключевые слова

Информационно-коммуникативные технологии; электронные средства обучения; виртуальная среда обучения; дистанционное обучение; интерактивные технологии; тест; рефлексия.

Kopylova N.A.

FSBEI HE "Ryazan State Radio Engineering University", Ryazan, Russia

MODERN ELECTRONIC TOOLS FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Abstract

The article touches upon the issue of modern electronic tools for foreign language teaching on the example of the English language. It also deals with various options of using such tools in the work of the university teacher on organizing effective interaction with students in the course of teamwork. Several groups of electronic tools have been analyzed: written tools, reading tools, listening and speaking tools, virtual learning environments, tools for creating tests, final questions, online games, mobile technologies.

Keywords

Information-communicative technologies; e-learning modalities; virtual learning environment; distance learning; interactive technologies; a test; a reflection.

Основной! проблемой обсуждения в данной! статье является рассмотрение основных современных электронных средств обучения иностранному языку в вузе и возможности их использования для эффективного обучения студентов.

Актуальность

В современных условиях смещение понимания преподавания иностранного языка и приобретаемых навыков в ходе изучения способствуют новому осознанию использования различных технологии! [1], электронных средств при обучении иностранным языкам, которые влияют на приобретение новых языковых навыков у учащихся. Диапазон навыков, которые сеичас пытаются оценить у студентов, велик и отражает современное понимание преподавания и изучения

иностранного языка. В настоящее время основные идеи всех современных образовательных технологии! заключаются в следующем:

• участие студентов в парнои работе, связаннои с устнои деятельностью;

• быстрьш просмотр текста и выявление ключевои информации;

• рассказ занимательных истории;

• следование различным инструкциям;

• планирование, подготовка статьи на иностранном языке;

• написание рассказа для определеннои группы или по заданному жанру.

Следует отметить, что это лишь основные моменты, которые необходимо учитывать при изучении иностранного языка. Они обеспечивают поддержку и руководство учащихся в улучшении языковых навыков, помогают им быть более

открытыми, независимыми, лучше

организованными и более мотивированными.

Современные информационно-

коммуникативные технологии (ИКТ) способны обеспечить это. Сейчас легко записать речь студентов, используя компьютеры или мобильные телефоны, используя MP3 проигрыватели, хранить ее, воспроизводить и делиться еи без особых усилии. Преподаватели могут записать видео парнои, групповои работы учащихся, затем просмотреть его, оценить свою работу и работу студентов, внести коррективы. Без особых усилии студенты могут писать блоги, обеспечивая комментариями и обратной связью письменные работы. ИКТ способствуют не только практической работе, но также снабжают теоретическими материалами учащихся и педагогов: записи носителей языка для аудирования, аутентичные тексты по специальности, деловые игры и т.д. [3].

Цель работы

Основная цель даннои работы - рассмотреть подробнее инструменты (электронные средства), которые преподаватель может использовать в своеи работе для организации эффективного взаимодействия с учащимися в ходе изучения иностранного языка и которые можно разделить на несколько групп:

• письменные инструменты;

• инструменты для чтения;

• инструменты для аудирования и говорения;

• виртуальные среды обучения;

• инструменты для создания тестов, итоговых вопросов [6].

Рассмотрим каждую из групп более подробно.

Письменные инструменты обучения

Blogger (www. blogger.com) - это бесплатные блог-инструмент для Google. Студенты могут его использовать в качестве ежедневника, писать рассказы и истории, оценивать аудиторные занятия, дискутировать с одногруппниками. Преподаватели могут также оставлять свои комментарии в блогах. Студенты могут создавать сообщества, осуществлять рефлексию занятия.

Практика показывает, что студентам нравится читать блоги одногруппников, оставлять комментарии, делиться своими блогами, используя свои контакты, тем самым расширяя свою аудиторию для общения. Комментарии преподавателя могут служить хорошей мотивацией для изучения языка. В конце блоги оцениваются по содержанию и используемому языку. Студенты очень мотивированы к созданию блогов, делая их ясными, легко читаемыми и хорошо спроектированными.

WordPress (http://wordpress.com/) еще один очень популярный бесплатный блог-инструмент,

которьш обеспечивает теми же элементами, но более лучшего качества и визуального изображения. Версии WordPress могут быть загружены на один сервер и могут быть использованы вузом. Возможно также использовать дополнительные модули для расширения дополнительных возможностей

Wikis (http :// pbworks . com/) - это уникальный путь обеспечения платформой для взаимодействия и обмена информацией Wikis -это вебсаиты, созданные для групп студентов, а не индивидуумов. Wikis позволяют совместное выполнение письменных упражнении, где студенты могут редактировать, анализировать свою работу и работу одногруппников. Система Wikis создана таким образом, что преподаватель видит, кто из студентов внес какои вклад в совместную работу.

Tricider (http://tricider . com/en/t/) - это быстрыи и простои дискуссионный клуб (форум), которыи позволяет студентам не только добавлять свои собственные идеи, но также комментировать мысли своих одногруппников. Этот инструмент очень хорош для мозгового штурма, дебатов, подготовки эссе и редактировании статеи.

Wallwisher (http:// wallwisher.com/) - это вебсаит, обеспечивающий электронное

взаимодействие, в рамках которого студенты могут добавлять комментарии, картинки, видео ссылки по конкретным темам. Wallwisher подходит для мозгового штурма, написания эссе, проектов и обмена идеями.

Таким образом, разнообразие письменных инструментов позволяет педагогу эффективно использовать письменный вид работы в своеи деятельности.

Обучающие инструменты для чтения

Breakingnewsenglish.com (www.breakingnewsenglish.com/) - это полезный вебсаит, содержащий контент по чтению и аудированию. Весь материал разделен по темам, которые обновляются согласно текущим процессам. Этот саит содержит планы занятии по предложенным темам, которые всегда могут быть адаптированы к использованию преподавателем на занятиях полностью или частично.

Listenaminute (http ://listenaminute.com/) - это еще один источник для чтения и аудирования, которыи легко может быть приспособлен к любым условиям работы.

Таким образом, используя рассмотренные источники для чтения, учащиеся могут расширить и углубить свои знания по иностранному языку с помощью литературных произведении.

Обучающие инструменты для аудирования и говорения

Аудирование и говорение - это важные

элементы в изучении языка. Использование магнитофонов для записи речи и прослушивания носителей - это устаревший и неудобныи способ. ИКТ позволяют использовать различные инструмент, программы, способствующие лучшему усвоению.

ELLLO English (http :// elllo. org/) - это огромная коллекция монологов, диалогов разнообразных говорящих носителей, которые легко могут быть использованы при изучении иностранного языка.

Vocaroo (http ://vocaroo . com/) - это простои аудио инструмент, который позволяет записывать минутные аудиозаписи с помощью одного щелчка и делиться ими по e-mail, в Wikis, использовать в виртуальной обучающеи среде или даже загружать на свои компьютер.

Vocaroo позволяет студентам записывать свои голос до 5 минут, используя только одно нажатие на клавиатуре. Студентам даже не нужно открывать свои почтовый ящик, чтобы послать аудиозапись. Они просто делают запись, воспроизводят, пишут адрес электронной почты человека, которому они хотят ее послать. Получатель всего лишь нажимает на ссылку, и запись проигрывается. Аудиозапись может быть загружена на компьютер, вставлена в блог, электронную образовательную среду, вебсаит с помощью копирования полученного кода.

Vocaroo хорош для портфолио и для создания студентами коллекции своих аудиозаписей за определенный период или в ходе изучения конкретного модуля, в которой можно проследить прогресс и развитие учащихся. Преподаватель может использовать этот инструмент для создания обучающимися регулярно аудиозаписей в ходе изучения тем. На занятии студенты практикуют языковые навыки, а аудиозаписи готовят дома и посылают педагогу на проверку. Для итогового занятия студенты выбирают одну из лучших аудиозаписей и представляют ее на обсуждение всеи группе. Рассмотрим примерные темы для аудиозаписей:

• Даите личную информацию (расскажите о себе).

• Расскажите о том, как вы встретились с другом/подругои/интересным человеком.

• Расскажите о личности своего друга/подруги.

• Расскажите, что у вас общего с вашими друзьями.

• Расскажите о вашеи встрече с интересным человеком и т.д.

VoiceThread (http://voicethread. com/) - это великолепный инструмент для взаимодействия. Студенты могут добавлять письменные или звуковые комментарии, связанные с изображением, видео или печатными документами.

MailVu (http:// mailvu.com/) - это простои аудио

инструмент, которыи использует вебкамеру компьютера для простых парных или групповых записеи и может быть полезен для парнои или групповои работы.

Voxopop (www.voxopop. com/) - это аудио инструмент, работающий как дискуссионный форум с использованием аудио записеи. Преподаватели или студенты могут задать вопрос или определить тему для обсуждения, а учащиеся добавляют устные ответы, комментарии. Voxopop полезен для устнои работы, обсуждении, мозгового штурма, высказывания мнении и др.

myBrainShark (www.brainshark. com/mybrainshark) -

универсальный инструмент, которыи позволяет вам загружать видео, картинки, презентации в PowerPoint, документы и затем добавлять к ним свои голос, а потом делиться созданными продуктами посредством e-mail, блогов или электронных образовательных сред.

myBrainShark создает ссылку для обмена презентациями с одногруппниками и преподавателями. Учащиеся могут создавать презентации в PowerPoint по предложенной теме, записывать и перезаписывать свои голос до тех пор, пока не будут удовлетворены записью и затем делиться своеи работой одним нажатием клавиши. Студенты и преподаватели могут прослушать запись, добавить комментарии, сделать заметки (т.е. осуществляется обратная связь). В ходе занятия можно прослушать лучшие работы и обсудить их уже вместе со всеи группой.

myBrainShark очень полезная программа, т.к. нет необходимости делиться большими файлами. Это онлаин инструмент. Когда студенты создают презентацию в несколько слайдов, добавляют свои голос, они легко получают ссылку для того, чтобы поделиться еи. Преподаватель нажимает на ссылку и сразу начинает прослушивать и просматривать работу, которая уже загружена на сервер myBrainShark. Этот инструмент также вносит большои вклад в электронное портфолио студента (копилка его достижении).

myBrainShark подходит для изучения английского языка для академических целеи, для делового английского. Студенты могут готовить презентации в PowerPoint в течение всего курса в качестве итоговых задании по конкретной теме или в качестве итоговой работы по курсу. Также можно загружать PDF документы, видео, картинки и добавлять свои голос и свои комментарии.

Без сомнения студенты могут делиться ссылками на свои работы с одногруппниками и получать комментарии и замечания о них.

Рассмотрим пример. Студенты могут записывать себя, показывая презентацию с картинками о своем друге. Они могут включить следующую информацию:

1. как впервые встретились;

2. что имеет общего со своим другом;

3. какие вещи любят делать вместе;

4. что нравится в личности друга;

5. когда встречались в последний раз и что делали вместе и т.д.

Таким образом, используя обучающие электронные средства по обучению аудированию и говорению, позволят учащимся научиться говорить и понимать носителей иностранного языка.

Основные виртуальные среды обучения иностранному языку

Moodle (http ://moodle. org/) - онлайн виртуальная обучающая среда, которая уже используется во многих вузах и предоставляет различные возможности и в основном применяется для письма и обратнои связи. Moodle имеет чаты, форумы, которые могут быть применены для оценивания учащихся. Преподаватели также могут создать онлайн контрольные вопросы, тесты, которые студенты могут использовать, чтобы оценить свои прогресс.

Moodle - это простои способ загрузить учащимися свои письменные работы в различные периоды изучения языка и потом получить результат в качестве обратной связи. Эта среда позволяет студентам загрузить свои индивидуальные письменные домашние работы в виде фаилов или непосредственно написать на странице, к которой преподаватель имеет доступ. Учащии может загружать свои работы полностью, выполнять их частично, когда есть время, и только потом посылать на проверку, переделывать неправильно выполненные задания.

Преподаватели могут иметь доступ к работам и осуществлять обратную связь в любое удобное время, проверять законченные работы, частично выполненные и указывать на ошибки. Это рефлексивный способ общения с учащимися, которыи мотивирует их снова обратиться к своеи работе, посмотреть рекомендации, разобрать вопросы и предложения для усовершенствования. В среде Moodle учащиеся также могут иметь доступ к работам своих одногруппников, которые могут порекомендовать что-то для улучшения работы. Студенты приободряются в ходе обсуждения каких-либо вопросов письменно.

Moodle - свободно загружаемая среда, требующая сервер. Многие университеты уже используют эту систему для обучения, в том числе Рязанскии государственный радиотехнический университет (РГРТУ).

В рамках системы Moodle преподаватели обеспечивают процесс обучения в соответствии с учебными планами. После регистрации в системе

дистанционного обучения РГРТУ студент получает права доступа к дистанционным учебным курсам, где размещены учебные и методические материалы. Система Moodle предоставляет полный набор инструментов, позволяющих студенту обучаться самостоятельно. Используя в процессе обучения современные средства сетевого общения, студенты могут всегда связаться с преподавателем, задать вопрос, получить необходимую консультацию. С учетом результатов работы в дистанционном учебном курсе на очных сессиях проводится сдача зачетов и экзаменов [2].

Одним из основных понятии системы Moodle является дистанционный учебньш курс (в том числе и английского языка), которыи не только представляет собои средство для организации процесса обучения, но и является средои общения для его участников.

Участники дистанционного курса

(преподаватели и студенты) должны быть зарегистрированными пользователями саита. Регистрация студентов в системе дистанционного обучения РГРТУ осуществляется администратором саита в Центре дистанционного обучения (ЦДО) на основании личного заявления. Результатом регистрации пользователя на саите является создание его учетной записи, а также назначение студентов в соответствующие группы с установленным набором курсов (дисциплин). Каждому студенту выдаются его индивидуальные логин и пароль.

Для доступа ко всем ресурсам саита системы дистанционного обучения РГРТУ пользователи должны проити процедуру аутентификации. Аутентификация позволяет проверить, имеет ли пользователь с соответствующей учетной записью право на доступ к системе. Для инициализации даннои процедуры на саите необходимо в адреснои строке браузера (для работы с сайтом рекомендуется использовать браузер Mozilla Firefox, поскольку при использовании других браузеров корректная работа саита не гарантируется) набрать адрес http://cdo.rsreu.ru. После обработки запроса на экране появится стартовая страница системы (рис. 1).

После успешнои аутентификации на Главной странице саита СДО РГРТУ (рис. 1) нужно выбрать категорию курсов «Кафедра иностранных языков». Из появившегося списка требуется выбрать требуемыи дистанционный учебныи курс, то есть набор тематических (или календарных) модулей, в которых размещены информационные ресурсы и интерактивные элементы курса. Внешний вид дистанционного учебного курса представлен на рисунке 2.

Г-> не и|- ип* 11п-1|-'0*к-|||||1" 1Т ...Х1

Дистанционное обучение РГРТУ

ЧНшмтьдоп

6«Л1 ЛНИ ПО

•} ДОчийы

РИМ^Й!- "V «ФОЧ [ 1 <: -.Г'-' Ч

О/ 'уг/ »¡птнмф« г-|с; ^

Иа-чЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нлтсгарин нурсав

Рл рэйэтыв 1гИЫ'? курсы Илфо^р-! ГМУ.ЭТ ■(а-федра «никн ншнзпна ■■опрнник ялы но* Щф^ЧрлСЛП* ВС Кафедр-! АИТП ЩфодрлЗДУ СУПП

№«11 да

и:;

п ИиЧ ДОМйаЦй

И 10 «

ипфщн

тмнякгпш

¡71« гЗ Л9

■ис-гтт1 *■ раИаойк:

Рис. 1. Главная страница сайта СДОРГРТУ

ЮШКИ тин

'Твч С.111 I 1л?' 7С-'-Гг? »1 1впа ■■ у пи 1амп" 0|Г|||П1СПП

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Б СРЕДЕ МииОЬЕ: ВВОДНЫЙ КУРС

Воддный модуль

п^ 1"1Г1Ч>Г111 н «цу^ля-«"

□И куря □I ОС*ше 'лыеп-я о вдхк

3 Амдоа сгмлйгйЛй У.лшл- гюйыкжа РВЙГ<М-.:!Ц-И

Основный понятия дистанционного обучения

ВЫПОЛНИТЬ!

; л-лт- ВД^' а г«, к »>* акгмижнга й^чнп,

Г^-М Ч ЫМ К'ПН- -Ы

, Футапз^нальяьге бжш!

у Центра,

9 П Ш 12" И И II эЬ 1? и> 1-Е- ¡® Й И

и я а а вт н

ли "Н

Л*1 ЫРЦ1 '-■Э'ЗыГИН

пьнья: ьлои

Ивф'ОРмад!:1Е?:ые б зги:^

Рис. 2. Внешний вид дистанционного учебного курса

Информационные ресурсы - материалы для изучения, которые преподаватель размещает в модулях дистанционного курса.

Интерактивные элементы курса - это средства, позволяющие закрепить содержание изучаемого материала, контролировать усвоение отдельных тем или учебного курса в целом. К ним относятся лекции, рабочие тетради, задания различных типов, глоссарии (словари по курсу), форумы, чаты, опросы, тесты.

Кроме перечисленного выше, в Moodle реализована гибкая система оценок за все выполняемые задания (включая тесты), которые становятся доступными студенту непосредственно в курсе в разделе «Оценки» блока «Управление». Каждыи студент в этом журнале может видеть только свои собственные оценки.

Категория курсов «Кафедра иностранных языков» системы дистанционного обучения Moodle включает в себя следующие направления (табл. 1):

Таблица 1. Основные направления категории курсов «Кафедра иностранных языков» в системе

Направление Назначение курса

Англии! скии язык для студентов заочного обучения Курс предназначен для студентов заочнои формы обучения 1-2 курсов всех специальностей изучающих англиискии язык

Практическии курс обучения профессиональ но- ориентированн ому русскому языку как иностранному Курс предназначен для иностранных студентов продвинутого этапа владения русским языком как иностранным и аспирантов естественных и технических специальностеи

Англиискии язык. Лексика для направления «Компьютерны Курс предназначен для студентов очного, заочного и вечернего обучения 1-3 курсов специальностеи!: графика, дизаин, анимация

е технологии в графике, дизайне и анимации»

Англиискии язык: Практика чтения научно-технического текста Курс содержит учебные, лексические и методические материалы «Англиискии язык. Лексика для направления Электроника» и предназначен для студентов 1-2 курсов

Теория перевода Курс предназначен для студентов факультета переподготовки специалистов, обучающихся по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

Рассмотрим более подробно дистанционный! курс «Компьютерные технологии в графике, дизайне и анимации». В курсе прописаны цель, задачи обучения, представлены разнообразные задания (упражнения, контрольные задания, тесты и т.д.), дополнительные материалы (словари, учебники, рабочие тетради и т.д.), анкеты, календарь выполнения задании и т.д. Одним из предлагаемых студентам задании является описание представленных по различным эпохам картин. Студенты, предварительно ознакомившись на лекции с фразами, необходимыми для описания живописного произведения, выражают свои чувства, высказывают свои мысли о том, что художник изобразил на своем полотне. Это творческое задание позволяет развить у студентов логическое мышление, воображение, творчество, навыки письменного изложения своих мыслеи, мнении, критических замечании [3].

Edmodo (www.edmodo . com/) - это свободная онлаин виртуальная обучающая среда, которую педагоги могут загрузить самостоятельно, только подтвердив свои e-mail адрес и которую можно использовать для мозгового штурма, обсуждении, обмена информацией и быстрой обратной связи. В этои среде можно создать много различных групп со своими номерами и кодами. Студенты из группы получают доступ к своеи группе, написав свои email и получив определенный код. Интерфейс среды напоминает Facebook. Студенты имеют «стену», где они могут добавлять ссылки, видео, картинки. «Стена» может быть использована для группового обсуждения в аудитории или дома. Преподаватели также могут создавать тесты для обратнои связи и получения результатов о пройденном материале автоматически. Учащиеся имеют возможность загружать свои выполненные задания, которые оцениваются педагогом.

В этои среде преподаватель может поместить тему для обсуждения, а учащиеся должны высказаться не менее трех раз. Например, студенты делают это дома. Преподаватель просматривает высказывания, анализирует, делает обзор и заметки. На занятии необходимо

подчеркнуть лучшие высказывания, объяснить свои выбор. В качестве мотивации каждую неделю можно выбирать студента, которьш внес больший вклад в обсуждение тои или инои проблемы. Это развивает способность учащихся к коммуникации, используя пройденную грамматику и лексику. Здесь проверяется свобода в высказывании своих мыслеи по предложенной теме, умение анализировать, дискутировать с

одногруппниками. Темы учащиеся могут выбрать сами из предложенного списка. Основная цель преподавателя - получить обратную связь со студентами и определить их способность и умение письменно высказываться по проблеме.

Таким образом, образовательные виртуальные среды позволяют преподавателям и студентам общаться, осуществлять процесс обучения в любое удобное время, сохранять в личнои информации все необходимые документы и результаты усвоения полученных знании.

Инструменты для создания тестов и итоговых вопросов

Структурные элементы изучения английского языка (лексика, грамматика, синтаксис) все еще остаются важнои частью образовательного процесса. Традиционно эти элементы языка можно оценить, используя множественный выбор, верные или неверные утверждения, ранжирование, соединение различных частеи предложении или дефиниции, тесты и другие виды упражнении. С помощью ИКТ можно расширить способы оценивания знании учащихся. Например, онлаин тесты обеспечивают студентам гибкость в сроках их выполнения. Многие системы могут даже автоматически подсчитать результат

выполненного задания и сообщить обучающемуся о его прогрессе в ходе изучения тои или инои темы. Также в некоторых случаях студенты могут повторить упражнения и переделать тест, если результаты их не удовлетворяют. Успешно сданные тесты позволяют преподавателю перевести обучающегося на следующий уровень изучения материала, в противном случае учащиеся остается на прежнем уровне для повторения. Такои подход постепенного обучения по принципу от простого к сложному является очень важным в преподавании иностранного языка. В настоящее время существует определенное число бесплатных онлаин инструментов для создания задании для проверки и тестов. Например, Quia и ProProfs (www.proprofs . com/ quiz- school/) - бесплатный онлаин конструктор тестов, который может быть использован для создания контрольных вопросов в середине или конце курса или темы. Большинство виртуальных обучающих сред содержат структурные элементы для создания тестов, которые адаптированы и подходят для студентов, где они могут практиковать различные

навыки.

Таким образом, используемые инструменты для создания тестов и итоговых вопросов позволят преподавателю объективно оценить знания учащихся.

Примеры образовательных инструментов

Важно понимать, что в современных условиях очень много разнообразных инструментов, помогающих преподавателю и студенту обучать и обучаться иностранному языку. В 1999 г. Biggs ввел понятие конструктивное образование, которое он связывал с оценкои подходов преподавания и результатами знании учащихся в рамках программы обучения [5]. ИКТ позволяет с новых позиции приблизиться к цели основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и курса обучения иностранному языку. Например, если одна из целеи — помочь студентам быстро и лучше подготовиться к письму, мы можем использовать инструменты такие, как Wallwisher или Tricider, которые способствуют совместной работе и развитию этои идеи. Преподаватели могут легко направить учащихся к нужным направлениям развития мысли в ходе мозгового штурма с помощью этих инструментов ИКТ. Коллективное обсуждение проблемы может осуществляться как на занятиях, так и дома по сети. ИКТ предоставляет новые возможности для обучения, гибкость в выполнении различных типов задач. Для педагогов привлекательность электронного оценивания лежит в возможности определить уровень усвоения тех аспектов знания, которые до этого считалось невозможным оценить.

Онлаин игры имеют большую популярность среди преподавателей иностранного языка и обучающихся, что отмечается в wikis и блогах (например, http : // games2teach. wordpress. com). Игры можно использовать в аудиторной работе. Но с развитием ИКТ стало понятно, что обучать иностранному языку можно с помощью онлаин игр, игровых инструментов и сред для обучения и других целеи. Игровые технологии можно использовать, чтобы создавать соревновательную мотивацию учащихся к изучению языка и получения лучших результатов и удовольствия [6].

Для изучения иностранного языка подходит и 3D виртуальные миры, например, Second Life, которые были созданы не для обучения, но могут использоваться в образовательном процессе, симулируя реальныи мир для обучения учащихся различным профессиям, например, медсестры, охранника, акушерки и т.д., на иностранном языке. Это может использоваться для ролевых игр не только с одногруппниками, но и с представителями других стран, т.к. можно играть по сети Интернет. Основанные на симуляциях в виртуальных средах, видеоиграх, серьезные игры

для изучения иностранного языка разрабатываются каждый год.

Мобильные технологии еще не интегрированы в образовательный процесс, хотя могут быть использованы студентами для получения доступа к онлаин курсам и материалам, подкастам. Следует отметить, что мобильные технологии подходят для студентов, которые хотят осуществлять быстрыи и гибкии доступ к ресурсам курса в любое время без дополнительных затрат. Мобильные технологии подходят для учащихся, которые не всегда могут посещать аудиторные занятия, но могут обращаться к обучающим курсам, материалам в любое свободное время, слушать подкасты, оставлять комментарии в форумах, отвечать на сообщения педагога, осуществляя обратную связь. Сейчас становится все больше и больше современных инструментов ИКТ, которые позволяют учащимся практиковать грамматику, записывать и изучать новые слова и т.д. Особенно интересно для обучающихся использовать мобильные технологии для:

1) симуляции ситуации реальной работы;

2) получения доступа к обучающим материалам, подкастам, Интернет-ресурсам, где бы они не были и в любое время [6].

Мобильные технологии подходят для ситуационного обучения, т.к. студенты могут изучать среду реальной работы. Например, в английском языке для таксистов (Taxi English) можно собрать аудио материалы, которые водитель может слушать, ожидая следующего пассажира. Это означает, что на рабочем месте можно изучать иностранный язык.

Мобильные технологии более эффективны, когда они интегрируются в полноценный образовательный курс, а не используются хаотично, и студенты понимают ценность и уместность использования своих смартфонов.

Следует отметить, что обратная связь со студентами играет огромную роль в образовательном процессе. Хорошая обратная связь помогает студентам увидеть их недостатки и направить их в будущее изучение, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка. Важно понимать, что обратная связь должна исходить не только от педагога, но и от одногруппников. Студенческая обратная связь, саморефлексия способствуют достижению таких же целеи. Учащиеся понимают, что им нужно для получения больших результатов. Lam и Lee (2010) экспериментировали с различными комбинациями обратных связеи, мотивируя студентов создавать бумажные портфолио [7]. Ожидалось, что студенты пишут часть своего портфолио на занятии, в то время как преподаватель проверяет домашнее задание. Студенты также могут общаться друг с другом о своих письменных работах и писать обзоры и рецензии на работы одногруппников.

Также студенты могут выбрать несколько своих работ для получения рецензии от преподавателя. Мотивирующим аспектом является оценка работ одногруппниками и самооценка.

Самооценка является важным компонентом в продвижении в познании. После каждого вида деятельности студентам необходимо

самостоятельно оценить себя. Эта идея способствует развитию у студентов новых идеи и желания продвигаться вперед в своем развитии. Также важно, чтобы одногруппники тоже оценивали прогресс учащегося. Преподаватель оценивает работы учащихся, помогая к продвижению вперед.

Рассмотрим примерньш лист самооценки для аудиозаписей (табл. 2):

внимание при описании своеи работы. Когда студенты научатся оценивать свои работы и свои знания языка, это будет важным шагом на пути получения знании. Следует отметить, что обучающиеся очень справедливы в оценке своих работ.

Помимо использования в своеи работе аутентичных материалов для коммуникации и создания ситуации общения помогает Интернет, которыи обеспечивает нас разнообразными инструментами для таких задании, как совместная работа, обмен информацией работа в сети, проектирование, создание материалов и их публикация от самых простых до самых сложных.

Примерами издательских инструментальных средств могут служить блог-платформы (WordPress и Blogger), подкастовые сервисы (Podomatic), платформы, являющиеся единой базои проектных данных и средои обмена видео, слайдами, изображениями (Flickr, YouTube, Slideshare), инструменты для обмена знаниями, переписки (Wikis), обучающие управляемые системы (Moodle), социальные сети (Twitter, Facebook) или альтернатива для образовательного использования (Edmodo). Без сомнения, существуют и другие альтернативные инструменты, многие из которых преподаватели из разных стран адаптируют для себя и своих учащихся.

Рассмотрев разнообразные инструменты, можно отметить, что их большое количество, в котором каждыи преподаватель сможет наити для себя полезное и интересное.

Вывод

Таким образом, все рассмотренные образовательные инструменты могут быть использованы каждым преподавателем иностранного языка в вузе по своему собственному усмотрению. Они могут быть адаптированы под уровень владения языком учащимися, возрастную аудиторию, количество часов. Эффективным будет комбинированное использование различных инструментов. Это способствует создание комфортных условии для успешного усвоения иностранного языка учащимися.

Таблица 2. Лист самооценки аудиозаписей

Оценочная форма для студента

ФИО студента: Номер группы: E-mail: Ключ: 1 - очень плохо 2 - плохо 3 - средне 4 - хорошо 5 - очень хорошо

1 2 3 4 5 Мои записи хорошо организованы, имеют дело с различными сферами обсуждения

1 2 3 4 5 Я ясно артикулировал и обсуждал различные аспекты темы

1 2 3 4 5 Я был способен связать различные части монолога и соединить их вместе

1 2 3 4 5 Я использовал свои словарный запас, которыи отражает мои текущии уровень знания языка

1 2 3 4 5 Я доволен темпом высказывания. Было лишь несколько запинок, и монолог прошел довольно хорошо

Комментарии одногруппника (рефлексия)

Комментарии преподавателя (рефлексия)

Заставить студента давать характеристику на свою работу не просто. Язык характеристики должен быть простым, и надо показать учащимся, как они должны оценивать и на что обратить

Литература

1. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Тенденции применения образовательных веб-сервисов учителем математики в общеобразовательнои школе // Информатика и образование. - 2015. № 9 (268). С. 59-61.

2. Колесенков А.Н. Информационная поддержка принятия решении при организации и построении систем дистанционного обучения / / Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 5 (107). С. 62-68.

3. Колесенков А.Н. Способ трехмерной визуализации объектов в электронных образовательных ресурсах / / Ученые записки ИСГЗ. 2015. № 1. С. 285-288.

4. Копылова Н.А. Опыт использования дистанционных курсов при обучении англии скому языку в техническом вузе / / Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов X Юбилеинои международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ 2015. - 408с. - С. 78-82.

5. Biggs, J (1999) Teaching for quality learning at university: What the student does. Higher Education 40/3: 374-376.

6. Innovations in learning technologies for English language teaching. Edited by Gary Motteram. British Council 2013. 198 p.

7. Lam, R and Lee, I (2010) Balancing the dual functions of portfolio assessment. English Language Teaching Journal 64/1: 54-64.

References

1. Gubina T.N., Zubareva E.V. Tendencii primenenija obrazovatel'nyh veb-servisov uchitelem matematiki v obshheobrazovatel'noj shkole // Informatika i obrazovanie. - 2015. № 9 (268). S. 59-61.

2. Kolesenkov A.N. Informacionnaja podderzhka prinjatija reshenij pri organizacii i postroenii sistem distancionnogo obuchenija // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016. № 5 (107). S. 62-68.

3. Kolesenkov A.N. Sposob trehmernoj vizualizacii ob'ektov v jelektronnyh obrazovatel'nyh resursah // Uchenye zapiski ISGZ. 2015. № 1. S. 285-288.

4. Kopylova N.A. Opyt ispol'zovanija distancionnyh kursov pri obuchenii anglii skomu jazyku v teh-nicheskom vuze // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie [Jelektronnyj resurs] / Sbornik nauchnyh trudov X Jubilejnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. V.A. Suhomlina. - Moskva: MGU, 2015. - 408s. - S. 78-82.

5. Biggs, J (1999) Teaching for quality learning at university: What the student does. Higher Education 40/3: 374-376.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Innovations in learning technologies for English language teaching. Edited by Gary Motteram. British Council 2013. 198 p.

7. Lam, R and Lee, I (2010) Balancing the dual functions of portfolio assessment. English Language Teaching Journal 64/1: 54-64.

Поступила: 25.04.2017

Об авторах:

Копылова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет», доцент кафедры иностранных языков, n a kopyl ova@yandex . ru

Note on the author:

Kopylova Natalya, PhD in Pedagogy, Associate Professor, FSBEI HE "Ryazan State Radio Engineering University", Associate Professor of the Department of Foreign Languages, n a kopylova@yandex . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.