Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в филологическом образовании'

Современные педагогические технологии в филологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / TEACHING TECHNOLOGY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL TRAINING / PHILOLOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PHILOLOGISTS / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / READINESS TO USE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Статья посвящена изучению проблемы профессиональной подготовки будущих филологов. В работе рассматриваются актуальные тенденции развития филологического образования, а также потребность применения в системе профессиональной подготовки будущих филологов современных педагогических технологий. В исследовании также обосновывается потребность формирования готовности будущих филологов к использованию современных педагогических технологий. В статье определены основные педагогические условия, соблюдение которых в системе учебно-воспитательного процесса вуза позволить повысить эффективность формирования технологической компетентности будущих филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аметова Эльмира Куртмоллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PHILOLOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the study of the problem of professional training of future philologists. The paper considers the current trends in the development of philological education, as well as the need for the use of modern pedagogical technologies in the system of professional training of future philologists. The study also substantiates the need for the formation of readiness of future philologists to use modern pedagogical technologies. The article defines the basic pedagogical conditions, the observance of which in the system of educational process of the University to improve the efficiency of the formation of technological competence of future philologists.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в филологическом образовании»

показали качественную и положительную динамику изменения исследуемого уровня.

Выводы. Для развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ чрезвычайно важную роль играет развитие познавательной сферы. Недостаточное развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления отмечается практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья в силу специфики развития их психики и здоровья. Как показали результаты эксперимента, в ходе корригирования познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья получены положительные результаты. Исходя из этого, необходима целенаправленная работа по развитию познавательных процессов как важной основы развития познавательной активности детей с ОВЗ. При этом, учитывая «дефицит» учебного времени рекомендуется организация занятий по развитию познавательной сферы детей во внеурочной деятельности.

Следует отметить, что в данном исследовании развитие познавательной сферы рассматривается как одна из основ успешного обучения в школе. А как отмечалось выше, познавательная активность - это качество личности, развитие которой играет важную роль в успешном освоении и познании окружающего мира. Следовательно, для целостного развития познавательной активности необходимо создать педагогические условия для развития как познавательной, так и личностной и волевой сферы детей с ОВЗ.

Литература:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

2. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.

3. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.

4. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 6-20.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта) СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профессиональной подготовки будущих филологов. В работе рассматриваются актуальные тенденции развития филологического образования, а также потребность применения в системе профессиональной подготовки будущих филологов современных педагогических технологий. В исследовании также обосновывается потребность формирования готовности будущих филологов к использованию современных педагогических технологий. В статье определены основные педагогические условия, соблюдение которых в системе учебно-воспитательного процесса вуза позволить повысить эффективность формирования технологической компетентности будущих филологов.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, современные педагогические технологии, технология обучения, инновационные педагогические технологии, технологии педагогического обучения, филологическое образование, профессиональная подготовка будущих филологов, технологическая компетентность, готовность к применению педагогических технологий.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of professional training of future philologists. The paper considers the current trends in the development of philological education, as well as the need for the use of modern pedagogical technologies in the system of professional training of future philologists. The study also substantiates the need for the formation of readiness of future philologists to use modern pedagogical technologies. The article defines the basic pedagogical conditions, the observance of which in the system of educational process of the University to improve the efficiency of the formation of technological competence of future philologists.

Keywords: technology, pedagogical technology, modern pedagogical technologies, teaching technology, innovative pedagogical technologies, technologies of pedagogical training, philological education, professional training of future philologists, technological competence, readiness to use pedagogical technologies.

Введение. Анализ современных социокультурных, политических и экономических явлений говорит о том, что сегодня отечественное общество нуждается в новой стратегии развития, заключающейся в переходе на новые высокоэффективные технологии во всех сферах деятельности человека.

С целью соответствия образования как общественного института современным цивилизационным изменениям необходима трансформация функций образовательного процесса с ориентацией его субъектов на самостоятельное приобретение знаний и овладение необходимой информации.

Так, основой обеспечения профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности учителей-филологов, должны стать сегодня современные педагогические технологии, создающие условия для формирования у студентов ключевых профессиональных компетенций на высоком уровне.

Проблемы технологизации образования и различные аспекты внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс отражены в работах таких ученых, как В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, И.П. Подласый, Г.К. Селевко и др. Однако, наряду с большим количеством научных трудов, посвященных изучению роли и сущности инновационных педагогических технологий в образовании, отдельных исследований относительно технологизации процесса профессиональной подготовки будущих филологов все еще, по нашему мнению, недостаточно. Это актуализирует потребность реализации научных исследований в очерченном поле познания.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования будущих педагогов филологов.

Изложение основного материала статьи. Анализ педагогических публикации последних лет позволяет утверждать, что в современной науке исследователи активно обращаются к изучению педагогических технологий. В современных исследованиях ученые все чаще реализовывают задачу научного обоснования сущности понятий «педагогическая технология», «инновационная технология», «образовательная технология», «технология обучения». Указанные термины используются в качестве синонимических к понятиям «форма организации образовательной деятельности», «методика».

«Настоящий этап развития российской системы образования ознаменован переходом компетентностного подхода из стадии самоопределения в стадию реализации. Массовое внедрение нового подхода ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [2, 1].

Педагогические технологии понимаются сегодня как:

- совокупность всех используемых в определенной педагогической системе форм, методов средств;

- направление, система или последовательность процессов, направленных на достижение определенного образовательного результата.

В рамках педагогической технологии решаются такие вопросы, как:

- применение технических средств в образовательном процессе;

- различные аспекты его организации.

В широком значении в отечественной педагогике под понятием педагогической технологии понимают описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В.П. Беспалько трактует педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, которая может быть реализована на практике [1].

Технология обучения - более узкое понятие, представляющее собой упорядоченную «совокупность и последовательность методов и процессов, обеспечивающих реализацию проекта дидактического процесса и достижения диагностированного результата» [7, с. 229].

На основе вышеизложенных позиций сформулируем обобщенное определение педагогической технологии. Так, в рамках данного исследования под анализируемым нами понятием будем понимать научно обоснованную системную модель деятельности педагога, содержащую описание алгоритма действий, направленных на решение конкретной образовательной проблемы.

К технологиям педагогического образования в рамках данного исследования отнесем всю совокупность педагогических технологий, применяемых в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области образования. Данные технологии предусматривают:

- проектирование целей реализации образовательного процесса;

- выбор компонентов содержания профессиональной подготовки;

- определение методов и средств его реализации.

На основе анализа научных исследований последних лет, посвященных аспектам профессиональной подготовки филологов, а также - изучения практического опыта деятельности педагогических вузов заключим, что в нынешних условиях в профессиональном филологическом образовании стали активно применяться современные педагогические технологии.

По мнению И.Е. Клак, «осуществление модернизации содержания и технологии профессиональной подготовки учителей-филологов требует широкомасштабного внедрения инновационных педагогических концепций, теорий и моделей в практику деятельности высших учебных заведений» [3, с. 130].

Изучения сущности современных педагогических технологий и опыта вузов по их применению позволяет среди широкого спектра педагогических технологий выделить те, которые, по нашему мнению, действительно эффективны в системе профессиональной подготовки филологов. К данным технологиям отнесем следующие:

- технологию организации групповой учебной деятельности;

- технологию индивидуализации обучения;

- технологии проблемного обучения;

- игровые образовательные технологии;

- исследовательскую технологию;

- проектную технологию;

- технологию педагогических тренингов;

- технологию ситуативного моделирования;

- интерактивные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии электронного обучения;

- информационные технологии;

- компьютерные технологии и др. [4].

Учитывая тот факт, что филологическое образование является отраслью педагогического, подчеркнем, что будущий педагог-филолог к началу реализации собственной педагогической деятельности должен овладеть методикой применения современных образовательных технологий. Так, целью высшего филологического образования является не только обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, реализованной на основе использования инновационных педагогических технологий, но и формирование у студентов методических навыков применения указанных технологий в собственной будущей профессиональной деятельности.

Формирование у будущего педагога-филолога готовности к применению в образовательном процессе современных педагогических технологий позволит развить у него профессионально значимые качества и компетенции. К ним отнесем следующие:

- восприятие идеи технологизации образования в рамках компетентностного подхода как личной ценности;

- овладение содержанием образования, ориентированного на принципы технологического подхода;

- ориентация на саморазвитие личности;

- владение арсеналом современных педагогических технологий;

- умение эффективно применять современные педагогические технологии в собственной педагогической практике на основе принципов творчества и технологизация образования;

- умение проектировать учебно-воспитательный процесс;

- умение осуществлять педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе;

- умение находить оптимальные пути в аспектах решения учебно-воспитательных задач [5].

На основании теоретического анализа в научной литературы заключим, что процесс формирования готовности будущих филологов к применению современных педагогических технологий в рамках реализации процессов технологизации образования требует создания в контексте образовательной среды вуза необходимых организационно-педагогических условий как внешних по отношению к личности студента обстоятельств обучения, которые являются причиной его качественных изменений [3].

Так, формирование технологической компетентности будущих филологов как важной предпосылки обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов может быть реализовано, по нашему мнению, путем создания следующих организационно-педагогических условий:

1. Реализация трансформации методических акцентов профессиональной подготовки будущих филологов высшей школе в направлении технологизации и гуманизации.

2. Принятие идей компетентностного подхода как ведущей концептуальной основы реализации профессионально-педагогической подготовки будущих филологов.

3. Применение в системе реализации профессионального образования будущих филологов современных педагогических технологий:

- интерактивных

- компьютерных;

- информационно-коммуникативных;

- технологии педагогического проектирования;

- кейс-технологии;

- технологии контекстного обучения;

- технологии проектного обучения;

- технологий проблемного обучения;

- технологии индивидуализации обучения и др. [6].

4. Включение в содержание профессиональной подготовки будущих филологов компонента по освоению теоретических основ современных педагогических технологий.

5. Обеспечение студентам возможности практического использования современных педагогических технологий в реальном образовательном процессе.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, подведем итоги исследования. В системе подготовки будущего филолога в высшей школе с целью обеспечения качества его образования в соответствии с актуальными требования государства и общества необходимо применение современных педагогических технологий.

Важной задачей профессиональной подготовки будущих филологов является формирование готовности выпускников к использованию в собственной педагогической практике современных образовательных технологий. Решение данной задачи требует создания определенных организационно-педагогических условий в контексте образовательной среды вуза.

Систематическая деятельность, направленная на формирование технологической компетентности будущего филолога, выражающейся в наличии у него готовности к применению современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволит подготовить профессионала высокого уровня, способного реализовывать приоритетные цели и задачи современного образования.

Литература:

1. Безпалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Высш. школа, 1995. - 208 с.

2. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14. - С. 1-5.

3. Клак И.Е. Модернизация содержания и технологии профессиональной подготовки будущих учителей-филологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2. - С. 130-133.

4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - Москва: Просвещение, 1989. - 234 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 2005. - 272 с.

6. Педагогические технологии: учеб. пос. для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. - М., 2004. - 320 с.

7. Царенко А. М. Педагогические основы формирования у будущих учителей умений применять ТСО в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 09 «Теория обучения». - К., 2000. - 19 с.

Педагогика

УДК: 376.1

кандидат психологических наук Андреева Алена Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного учреждения

высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (г. Тамбов)

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данном исследовании рассматривается влияние устойчивости к стрессу педагога на психологический климат в современной системе инклюзивного образования. В статье выделены основные трудности в организации инклюзивного образования; определены понятия стрессоустойчивости педагога и психологического климата; эмпирически доказана эффективность влияния высокого уровня устойчивости к стрессу у педагога на формирование положительного климата в коллективе, где совместно обучаются дети с разными образовательными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.