Научная статья на тему 'Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики'

Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КИНОПЕДАГОГИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / CINEMA PEDAGOGICS METHOD / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER / REGULARITIES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А.

Актуальные потребности образовательной практики в разработке и освоении учителями конструктивных стратегий в воспитательной и развивающей деятельности отражаются в требованиях нормативных документов в сфере образования. Одним из перспективных современных методов воспитания, основанном на знании закономерностей развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной сфер обучающегося, является метод кинопедагогики. Констатируется, что теория готовности к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать различные виды психолого-педагогической готовности как основания для освоения новых видов деятельности и раскрывает контекст и движущие силы саморазвития учителя, исходя из специфики применения метода кинопедагогики. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании научных знаний впервые формулируется понятие, анализируется структура, определяются критерии и показатели готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики. Изучение возможностей развития данной готовности базируется на понимании закономерностей и принципов развития данного вида готовности. Это является основанием для выявления прикладного практического значения статьи, заключающегося в описании содержательных линий, которые могут быть положены в основу внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников, формирования содержания модульных курсов в системе дополнительного профессионального образования.The relevant needs of educational practice in the development and mastering by teachers of constructive strategies in educational and developmental activities are reflected in the requirements of normative documents in the field of education. One of the most promising modern methods of education, based on knowledge of the patterns of development of emotional, volitional, communicative, cognitive spheres is the method of cinema pedagogics. It is noted that the theory of readiness for professional and pedagogical activity allows to consider various types of psychological and pedagogical readiness as the basis for the development of new activities and reveals the context and driving forces of teacher's self-development, based on the specifics of the cinema pedagogics method. The scientific novelty of the research is based on scientific knowledge, which for the first time formulates the concept, analyzes the structure, defines criteria and indicators of readiness of teachers of general education organizations to use the method of cinema pedagogics. The study of the development possibilities of this type of readiness is based on understanding the regularities and principles of development of this type of readiness. This is the basis for revealing the applied practical meaning of the article. It consists in the description of the content lines, which can be the basis for intra-company professional development of teachers, forming the content of modular courses in the system of additional professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики»

Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики

Ильясов Динаф Фанильевич,

докт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: dinaf_chel@mail.ru

Буров Константин Сергеевич,

канд. пед. наук, доц., доц., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: burov_ks@ipk74.ru

Севрюкова Алла Александровна,

канд. пед. наук, доц., доц., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

E-mail: sevryukova_aa@ipk74.ru

Селиванова Елена Анатольевна,

канд. психол. наук, доц., доц., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

E-mail: selivanova_ea@ipk74.ru

Актуальные потребности образовательной практики в разработке и освоении учителями конструктивных стратегий в воспитательной и развивающей деятельности отражаются в требованиях нормативных документов в сфере образования. Одним из перспективных современных методов воспитания, основанном на знании закономерностей развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной сфер обучающегося, является метод кинопедагогики. Констатируется, что теория готовности к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать различные виды психолого-педагогической готовности как основания для освоения новых видов деятельности и раскрывает контекст и движущие силы саморазвития учителя, исходя из специфики применения метода кинопедагогики. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании научных знаний впервые формулируется понятие, анализируется структура, определяются критерии и показатели готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики. Изучение возможностей развития данной готовности базируется на понимании закономерностей и принципов развития данного вида готовности. Это является основанием для выявления прикладного практического значения статьи, заключающегося в описании содержательных линий, которые могут быть положены в основу внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников, формирования содержания модульных курсов в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: метод кинопедагогики, профессиональная готовность, профессиональное развитие педагога, закономерности, принципы.

Обеспечение достижения обучающимися высокого уровня качества результатов образования в современной науке и практике связывается с овладением учителями школ педагогической и методической компетентностью. Данное требование в явной форме присутствует в основных нормативных правовых актах, регулирующих сферу образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» при описании прав и обязанностей педагогических работников указывается на необходимость применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания. Профессиональный стандарт педагога при описании качеств педагога, обеспечивающих исполнение трудовых функций, выделяет умения, связанные с разработкой или освоением современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности обучающегося. Требования к аттестации учителей, также включают в себя процедуры установления педагогической компетентности, в части демонстрации владения различными педагогическими технологиями в конкретной ситуации. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют учителя на освоение комплекса универсальных технологий и предметных методик, ориентированных на развитие у учащихся определенных качеств, важных для успешного освоения содержания образования. Следовательно, грамотное использование обоснованных форм, методов образования и педагогических технологий для достижения целей преподавания можно рассматривать как атрибутивный элемент профессиональной деятельности педагога.

В нормативных документах, учебных и методических пособиях указывается на многообразие и вариативность педагогических технологий. Следовательно, перед учителем встает проблема выбора педагогической технологии, наиболее эффективно решающей актуальную педагогическую задачу. Действительно, научное знание и педагогическая практика достаточно динамично развиваются. Некоторые педагогические технологии теряют свою актуальность, другие - развиваются под влиянием синтезирования новых теорий и получения эмпирических фактов о закономерностях развития учащегося, интеграции уровней образования, растущих возможностей цифровизации образовательной среды и т.д. На первый план выходят технологии, позволяющие стимулировать активность обучающегося в образовательной деятельности, сделать акцент на развитии рефлексивного мышления. Ориентирование в поиске

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и освоении подобных технологий - не только научная задача, но и одна из функций системы повышения квалификации педагогических кадров.

Одной из важнейших составляющих педагогической деятельности, осуществляемой учителями, является воспитательная работа. Актуализация данной функции связана с возникновением новых негативных социальных явлений, требующих адекватных педагогических воздействий. Есть мнение, что в сфере воспитания существуют объективные обстоятельства, затрудняющие алгоритмизацию, технологизацию воспитательных воздействий. В частности, речь идет о том, что педагог имеет дело с развитием внутренних психологических процессов. Следовательно, при описании целесообразных педагогических воздействий делают акцент на современных методах воспитания, учитывающих закономерности развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной и других сфер личности.

Одним из таких способов воздействий является метод кинопедагогики. Метод предполагает просмотр, анализ и обсуждение видеоматериалов, направленных на решение учебной проблемы или воспитательной задачи. При реализации данного метода учитывается ряд авторитетных психологических теорий, используются позитивные стороны образовательных и социокультурных взаимодействий. Например, теории, раскрывающие идеи влияния позитивного, эмоционально-яркого киноматериала на познавательную и мотивацион-ную сферы личности.

Стоит отметить, что метод кинопедагогики достаточно давно используется в образовательной практике. При этом реализация данного метода предполагает наличие у учителя широты культурного кругозора, обладание чувством педагогического такта, владение коммуникативной компетентностью, освоение цифровых технологий. Кроме того, реализация метода кинопедагогики предполагает использование определённой последовательности действий. Все это определяет недостаточную популярность данного метода среди учителей.

Вместе с тем осмысление педагогических перспектив, освоение методической грамотности помогут педагогу уверенно применять данный метод для целенаправленных воспитательных воздействий. Освоение метода кинопедагогики учителями общеобразовательных школ связано с уточнением элементов готовности учителей, пониманием движущих сил, мотивирующих учителя к его применению. Следовательно, цель статьи мы определяем как выявление закономерностей и принципов, определяющих содержательную основу развития готовности учителей к применению метода кинопедагогики в образовательном процессе. 5 Сформулированная цель обращает авторов § статьи к определению понятия «готовность педагогов к использованию метода кинопедагогики». еЗ В научной литературе предложено большое коли-Ц чество трактовок готовности субъекта к осущест-

влению какой-либо деятельности. Достаточно часто готовность к деятельности интерпретируется в качестве результата субъекта образования к выполнению конкретных функций или действий [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Предлагаются результативные практики, раскрывающие особенности применения механизмов, условий, моделей формирования готовности к деятельности у субъектов образования. Обосновывается целесообразность обеспечения направленности деятельности тьюторов, в частности, преподавателей вуза или школьных учителей на осуществление содействия становлению или развитию у субъектов образования многокомпонентного внутреннего качества личности, выражающего предрасположенность к осуществлению новой для них практики.

По отношению к учителю, имеющему опыт работы в школе, вполне уместно говорить не о формировании, а о совершенствовании, развитии уже имеющихся компонентов готовности. Этому процессу посвящены труды современных авторов, выделяющих и подробно описывающих различные составляющие готовности практикующего учителя к реализации различных функций педагогической деятельности. В научных статьях обнаруживается единство взглядов исследователей на сложную природу готовности учителя осуществлять различные аспекты педагогического взаимодействия с обучающимися. При этом, однако, обнаруживается многообразие точек зрения относительно выделения компонентов соответствующей готовности. Отметим одновременно, что в большинстве случает авторы склоняются к выделению в структуре готовности к деятельности психологического контекста: мировоззренческие ориентации, установка, мотивация на развитие, изменения, вера в успех, творческие начала, рефлексивные способности, эмпатия.

Так, в результате теоретического анализа М.И. Лукьянова рассматривает готовность как активно-действенное состояние личности, позволяющее успешно выполнить профессиональную задачу. По мнению этого автора, важную роль в готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода играет сформированная психолого-педагогическая компетентность [9]. Значимость психологического компонента в структуре готовности подчёркивается также и в статье, автором которой является Л.С. Тополя. Рассуждая о профессионально-аксиологической готовности учителя к созданию ситуации успеха, исследователь утверждает, что «создание ситуации успеха на уроках в начальной школе возможно, если учитель осознает свою сопричастность к успеху ребенка, верит в его безграничные возможности» [10]. Раскрывая процесс подготовки иностранных обучающихся, А.П. Козулина даёт развёрнутое представление о компонентах готовности педагогов, позволяющих осуществлять инновационную деятельность с обучающимися. Среди таких компонентов упоминаются личностная готовность педагогов, а также теоретическая и практическая со-

ставляющие [11]. В.И. Осик, О.Г. Лызарь, Е.И. Он-чукова убеждают в том, что мотивационная готовность учителей физической культуры к занятиям физическими упражнениями является определяющей для формирования у школьников ценностных установок на здоровый образ жизни [12].

В результате изучения трудов отечественных исследователей о готовности учителей к выполнению широкой палитры профессиональных действий установлены следующие важные позиции: готовность является интегративным качеством личности; её структура отражает личностный, теоретический и практический сегменты деятельности, представляющих целостную структуру; ведущее место отводится психологической составляющей в структуре готовности; в отношении учителя-практика уместнее говорить о развитии или совершенствовании готовности; наполнение структурных компонентов имеет свой окрас в зависимости от осуществляемого вида деятельности. Исходя из последнего вывода, целесообразно представить специфику и преимущества кинопедагогики и затем определить готовность учителя использовать этот современный метод в практической деятельности.

Одним из оснований, определяющих потенциал метода кинопедагогики в решении воспитательных задач, является идея о единстве интеллекта и аффекта, высказанная в работах Л.С. Выготского. Согласно этому положению, оказывая влияние на интеллектуальную сферу, учитель может поспособствовать изменениям в аффективной сфере обучающегося. Будучи ориентированным на специфику восприятия современного школьника, для которого привычным является визуальный ряд и визуальный способ переработки информации, метод кинопедагогики направлен на формирование положительных установок в поведении детей. Использование метода кинопедагогики в профессиональной деятельности учителя направлено на формирование учебной мотивации, имеет пропедевтическое и коррекционное значение для обучающихся, склонных к агрессивному поведению, проявлениям негативных эмоциональных состояний, учит размышлять о своих действиях и их последствиях, принимать ответственные решения. Причём, подбор специального киноматериала не требует вложения больших ресурсов.

Подводя итог проведенному анализу научных исследований, можно констатировать, что в рамках акмеологической методологии, раскрывающей особенности профессионального развития педагога, значительное место занимает теория готовности к профессиональной деятельности [2]. Данная теория позволяет рассматривать различные виды психолого-педагогической готовности как основания для освоения новых видов деятельности и раскрывает контекст и движущие силы саморазвития учителя, исходя из специфики решаемых задач.

Обоснованные представления об интегрированной структуре готовности, а также психолого-

педагогическая специфика использования метода кинопедагогики для решения воспитательных и развивающих задач позволяет нам определить понятие «готовность учителей к использованию метода кинопедагогики».

Данное понятие рассматриваетсянами как личностно-профессиональная характеристика, способствующая выбору конструктивных стратегий в воспитательной и развивающей деятельности учителей на основе осмысления и применения киноматериала как способа эмоционально яркого отображения социальных проблем. Такая готовность включает в себя: психолого-педагогические знания учителей, ориентацию в критериях отбора киноматериала для его педагогически целесообразного применения, умение отбирать киноматериал для решения конкретных задач и оценивание эффективности выбранной стратегии.

Анализ данных элементов, исходя из специфики акмеологического и психолого-педагогического потенциала освоения конструктивных стратегий в воспитательной и развивающей деятельности способствовало выявлению критериев и показателей готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики в образовательном процессе. Данные критерии и показатели систематизированы и представлены в таблице 1.

Выявленная специфика готовности учителей к использованию метода кинопедагогики в образовательном процессе обращает нас к установлению закономерностей, проявляющихся в развитии элементов данного качества у учителя.

Первая закономерность обусловливается тем фактом, что учителя в значительной степени ориентируются на такие стратегии педагогической работы, которые декларировались в учебных и методических пособиях, ориентированных на уровень получения профессионального образования. Представляемые в учебной литературе методы обучения и воспитания зачастую основаны на авторитетных и действенных идеях ведущих отечественных педагогов. Например, теория конструктивного воздействия коллектива на личность учащегося, разрабатываемая в отечественной педагогике с начала ХХ-го века, стала основой для соответствующего принципа и метода воспитания. Технология создания и развития воспитательного коллектива успешно воспроизводилась в образовательной практике и являлась одной из основных для освоения воспитательной функции классного руководителя. Однако, чаще всего, освоение и успешное применение такой технологии порождало эффект торможения творческой активности учителя. В то же время, актуализирующиеся в современной педагогике тенденции к выстраиванию индивидуальных траекторий в воспитании не получили достаточной методической и технологической проработки. Следовательно, учитель склонен ориентироваться на осознанные, методически освоенные педагогические технологии, воспринимая новые перспективные знания с определенной сте-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

пенью настороженности. На основании этого мы можем сформулировать первую закономерность -склонность учителя придерживаться классических и оправдавших себя педагогических стратегий и техник педагогической работы обусловливает их ригидность в освоении и применении новых педагогических технологий.

Таблица 1. Критерии и показатели готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики

№ Критерии

3.

о с

и

Когни-тивно-ценностный

Комму-ника -тивно эмоцио -нальный

Моти-вацион но-деятель -ностный

Рефлексивно оценочный

Показатели

- знания в области психолого-педагогической науки: возрастные и индивидуальные осо -бенности обучающихся, теории развития личности, базовые педагогические концепции, межпредметные образовательные технологии;

- понимание педагогического потенциала ме -тода кинопедагогики в воспитательной и раз -вивающей деятельности;

- ценностное отношение к педагогическим возможностям отечественного и зарубежного киноматериала в решении наиболее актуаль -ных и сложных образовательных задач

- умение выстраивать эффективные коммуникации с различными контингентами обучающихся;

- убедительная аргументация с применением киноматериала для соответствующих педагогических целей;

- способность обнаруживать в киноматериале эмоциональные образы, яркие сюжетные линии;

- умение использовать метод кинопедагогики как способ эмоционально яркого отображения социальных проблем;

- эмоциональная саморегуляция при работе с киноматериалом

- стремление повысить эффективность своей деятельности путем применения ресурсов киноматериала;

- ориентация в критериях отбора киномате -риала для его педагогически целесообразно -го применения (нравственном, когнитивном, эмоциональном);

- проектирование условий и сценариев ре -зультативного применения метода кинопедагогики с учетом возрастных особенностей детей и специфики педагогической ситуации

- на основе осмысления киноматериала вы -бор педагогически оправданных способов содействия обучающимся в проектировании собственной стратегии поведения;

- оценка эффективности выбранной стратегии использования метода кинопедагогики

в решении конкретных педагогических задач

Другая закономерность связна с тем фактом, что современная социокультурная ситуация, ори-

ентирует общество на преобладание развлекательной функции ресурсов культуры. Современные учащиеся ориентируются на образы современных героев анимационных и кинофильмов, мотивация которых основана на удовлетворении базовых потребностей человека. Сложность в понимании мотивов поступков героев кинофильма, литературного произведения, скорее, затруднит их восприятие. Моральный и нравственный выбор как основа художественного конфликта, становиться признаком элитарной культуры. Практически отсутствует образовательный видео-контент, ориентированный на решение воспитательных задач. В этих условиях учитель склонен рассматривать содержание образования преимущественно как источник информации. В то же время потенциал использования ресурсов и образов культуры для постановки и решения морально-нравственных проблем требует широкого кругозора, наличие умения продемонстрировать актуальность классического произведения для современности и т.д. На основании этого мы можем сформулировать вторую закономерность - скованность действий учителя в отборе содержания обучения и воспитания сужает его возможности в использовании ресурсов культуры, минимизирует активность в привлечении возможностей кино для обогащения содержания педагогической деятельности.

Следующая закономерность связана с наличием условий реализации метода кинопедагогики в процессе образовательной деятельности. Совершенно очевидно, что учителя испытывают профессиональные затруднения в отборе,подготовке киноматериала. Этому способствуют определенные технические, временные ограничения, общая загруженность учителя. Наконец, знакомство учителя с методом кинопедагогики зачастую ограничивается его осведомлённостью. Узнав из средств массовой информации или интернета о данном методе, учитель не получает объемного представления о всех возможностях, которые могут быть реализованы на основе комплексного сотрудничества педагогов в решении педагогических задач разного характера и масштаба. Демонстрация возможностей и практическое применение данного метода в условиях образовательной организации поможет обрести учителю уверенность в его действенности и перспективности. Данные соображения позволяют нам сформулировать третью закономерность - применение киноматериала в различных формах и условиях профессиональной деятельности развивает субъектный педагогический опыт учителя.

Еще один аспект деятельности педагога может служить основой для повышения эффективности развития его готовности к применению метода кинопедагогики. Как мы отмечали, одним из компонентов готовности учителя к данной деятельности является коммуникативно-эмоциональный. Действительно, трудно представить деятельность учителя вне коммуникативных процессов трансля-

1.

4

ции, обмена знаниями, получения обратной связи. Как отмечают многие исследователи, трансляция содержания образования, совсем не исключает эмоциональной составляющей. Примеры таких уроков, показанные в художественных фильмах «Большая перемена», «Доживем до понедельника», отражают значимость не столько личного артистизма учителя, сколько его способность понимать эмоциональное состояние учащегося, сопереживать ему. В этом смысле опора на классический и современный киноматериал, демонстрация эмоционального отношения к его содержанию является действенным способом выстраивания педагогической коммуникации. Это обусловливает наличие четвертой закономерности - способность учителя демонстрировать эмпатию, синтонию, эмоциональную гибкость повышает результативность применения метода кинопедагогики.

Данные закономерности не стоит рассматривать отдельно друг от друга. В комплексе они отражают особенности влияния на разные компоненты готовности к применению метода кинопедагогики в образовании. Эти закономерности находят свое отражение при формулировании принципов отбора содержания повышения квалификации и выстраивания педагогического взаимодействия с учителями.

Первый принцип можно сформулировать как расширение кругозора учителя о многообразии технологий, их ресурсных возможностях и условиях применения в образовательной практике. Постановка современных педагогических задач, зачастую связана с наличием представлений о теоретических основах педагогической деятельности и осведомленностью о существовании передовых практик. Такие практики не сосредоточены в одном регионе или образовательной организации. Их изучение и обобщение составляет предмет обмена знаниями в педагогическом сообществе. Данная функция, реализующаяся в том числе в дополнительном профессионально педагогическом образовании, существенно влияет на изменение субъектной позиции учителей по отношению к освоению и использованию конструктивных стратегий воспитательной и развивающей деятельности. В частности, популяризация метода кинопедагогики может осуществляться в рамках реализации модулей курсов повышения квалификации, посредством представления опыта в средствах массовой информации и сетевых педагогических сообществах.

Принцип целесообразного использования содержания киноматериала для решения конкретных задач базируется на наличии прочных традиций и широких возможностей зарубежного и отечественного кинематографа как средств выражения социальной активности. Существует достаточно широкий перечень киноматериалов, по-свящённых той или иной социальной тематике. Демонстрация того, как эти киноматериалы могут быть использованы для обсуждения педагогических проблем, убедит учителя, что активная со-

циальная позиция может демонстрироваться посредством ярких, убедительных, эмоциональных средств. при этом сохраняется определенный уровень объективности подачи информации. Такая целевая ориентация киноматериала будет способствовать убеждению учителя в возможности применения метода кинопедагогики в конкретной педагогической ситуации.

Принцип погружения учителя в деятельность по решению педагогических ситуаций, использования контекста при просмотре киноматериала основан на достижениях педагогической науки в представлениях об эффективных технологиях образования взрослых. Практическая деятельность по освоению и методической интерпретации киноматериала противопоставляется традиционной ориентирующей структуре курсов повышения квалификации. Погружение в яркую, эмоционально насыщенную атмосферу кино вызовет естественную реакцию интереса и будет способствовать естественности и целенаправленности проведения рефлексивных сессий. Такая методика проведения занятий позволит максимально быстро вовлечь учителя в процесс профессионального саморазвития.

Четвёртый принцип развития эмоциональной отзывчивости учителя в результате освоения метода кинопедагогики связан с практической демонстрацией действия идеи о единстве интеллекта и аффекта. Эмоциональная отзывчивость, как мы уже отмечали, естественно возникает входе работы с киноматериалом. Вместе с тем можно предположить, что учителю затруднительно открыто выражать собственные эмоции. В этой ситуации метод кинопедагогики будет служить как средством саморазвития, так и инструментом эмоционального насыщения образовательного процесса и педагогических взаимодействий. По мере роста готовности учителя к использованию метода кинопедагогики, предполагается развитие его личностных и профессиональных качеств.

Выявление содержания, критериев и признаков, а также установление закономерностей и принципов развития готовности учителей к использованию метода кинопедагогики позволяют определить содержательные линии совершенствования этой профессионально-личностной характеристики. Такими содержательными линиями, на взгляд авторов статьи, могут быть следующие: 1) предпосылки использования современных образовательных технологий учителем; 2) психолого-педагогические основы деятельности учителей по использованию кинопедагогики в образовательном процессе; 3) содержательные и процессуальные аспекты использования кинопедагогики в образовательном процессе; 4) прикладные аспекты использования кинопедагогики в образовательном процессе.

Первая линия ориентирует на обращение к современной нормативно-правовой базе, посвя-щённой качеству образования, в целом, и образовательным технологиям, в частности. Целесоо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

бразным будет раскрытие многообразия образовательных технологий и оснований их использования в педагогической практике. Важно связать необходимость расширения спектра используемых учителями технологий и методов с вызовами времени, перед которыми учителя нередко демонстрируют либо отстранённость, либо отсутствие навыков владения современными средствами воспитания в работе с различными контингентами обучающихся.

Вторая линия посвящена изучению психолого-педагогических основ деятельности учителей по использованию кинопедагогики в образовательном процессе подразумевает рассмотрение влияния возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся на отбор и применение средств и методов работы со школьниками при использовании киноматериала. Здесь уместным будет обсуждение вопросов, связанных с формированием ценностных установок средствами кинопедагогики. Также невозможно оставить без внимания особенности интеллектуальной сферы современных школьников: клиповый характер мышления, лёгкость восприятия ярких образов, способность быстро переключаться с одного на другое.

Следующая содержательная линия, третья, направлена на рассмотрение содержательных и процессуальных аспектов использования кинопедагогики в образовательном процессе. Авторам представляется необходимым сосредоточиться в работе с учителями на высвечивании специфики киноискусства, классификаций кинематографа и основных видов киноискусства. Обзор шедевров отечественного и зарубежного кинематографа с точки зрения их использования в образовательной практике дополнит погружение педагогов в мир кино. Далее изучаются особенности метода кинопедагогики. Акцентируется важность оптимального сочетания визуального ряда и педагогического сопровождения просмотра. Педагогам важно показать целесообразность использования эффекта «присутствия» в формировании способности детей к восприятию и аргументированной оценке событий кинопроизведений. Развитие самостоятельности суждений и критического мышления детей в процессе анализа фильмов и установка на поиск школьниками альтернативных стратегий выхода героев из негативных жизненных сценариев - эти вопросы станут завершающими в представлении метода кинопедагогики.

Важной содержательной линией выступает четвёртая линия - «Прикладные аспекты использования кинопедагогики в образовательном процессе». Организуются практические пробы с целью формирования ценных навыков педагогов в использовании следующих аспектов рассматриваемого метода: 5 - критерии отбора киноматериала (нравственно-5 го, познавательного, эмоционального) для его

педагогически целесообразного применения; еЗ - проектирование условий результативного при-ав менения метода кинопедагогики: выявление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблемной ситуации и подбор киноматериала; организация различных вариантов просмотра киноматериала детьми; организация рефлексивных сессий с детьми по итогам просмотра киноматериала;

- проектирование сценариев применения метода кинопедагогики в коллективах и группах детей различных возрастных групп; особенности включения сценариев применения метода кинопедагогики в урочную и внеурочную деятельность;

- педагогически оправданные способы содействия детям в выборе собственной стратегии поведения и деятельности на основе осмысления киноматериала; продуктивный характер деятельности школьников в выборе собственной стратегии поведения; установка на участие в социально-значимой деятельности;

- использование кинопедагогики как способа: а) профилактики деструктивных психологических состояний школьников (страх, агрессия, фрустрация, тревожность); б) профилактики авитального поведения у школьников (суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ); в) совершенствования методического аспекта профессиональной деятельности учителя (методика преподавания предмета, грамотное использование психолого-педагогических знаний, развитие профессионализма); г) активизация участия родителей в обеспечении развития личности обучающихся.

Содержательные линии могут послужить хорошим ориентиром для организации внутриорга-низационного повышения квалификации педагогических работников, модульных курсов в системе дополнительного профессионального образования, самообразования. Результатом освоения выделенного содержания станет развитие всех компонентов готовности педагогов к использованию метода кинопедагогики в современной образовательной практике, к решению возникающих многочисленных сложных проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания школьников. В частности, такая модульная программа была разработана сотрудниками кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО в 2019 г.

Итак, анализ педагогической теории и практики позволил выявить проблему выявления закономерностей и принципов, определяющих содержательную основу развития готовности учителей к применению метода кинопедагогики в образовательном процессе. Достижения педагогической науки в области исследования готовности к различным видам профессионально педагогической деятельности и ее структуре, а также теоретические основы использования метода кинопедагогки позволили определить понятие и уточнить критерии и показатели готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики. Выявленные элементы готовности помогли сформулировать закономерности разви-

тия данного вида готовности. Установление таких закономерностей будет способствовать определению принципов, которые нашли свое практическое отражение в отборе содержательных линий повышения квалификации учителей по тематике применения метода кинопедагогики для решения педагогических задач.

Литература

1. Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: Монография. - Калининград, 2004.

2. Деркач А.А. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. - 2017. - № 2 (62). - С. 7-13.

3. Белослудцева Н.В. Педагогические пути формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 3. - С. 57-61.

4. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. - 2013. - № 3. -С.54-59.

5. Доколин А. С., Савва Л.И. Формирование готовности студентов ВУЗА к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=25325 (дата обращения: 15.03.2020).

6. Сиднева И.Е. Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита, 2013. - URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/67/3362/ (дата обращения: 15.03.2020).

7. Ткачева С. А., Сагынтай Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Педагогика и психология образования. - Том 4. - 2018. -№ 1. - C. 30-40.

8. Шевырдяева К.С. Формирование готовности студентов ВУЗа к реализации ЗОЖ в процессе профессиональной подготовки // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 4. -С.105-108.

9. Лукьянова М.И. Теоретический анализ феномена готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в понятийном поле категории «профессионально-педагогическая компетентность» // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. -№ 4. - С. 110-123.

10. Тополя Л.С. Профессионально-аксиологическая готовность будущего учителя к созданию

ситуации успеха // Инновационная наука. -2016. - № 8-2. - С. 189-191.

11. Козулина А.П. Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. -Выпуск 6 (25). - URL: http://naukovedenie. ru/PDF/54PVN614.pdf (дата обращения: 16.03.2020).

12. Осик В.И., Лызарь О.Г., Ончукова Е.И. Моти-вационная готовность к занятиям физическими упражнениями учителей физической культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 3 (203). - С. 159-163.

DEVELOPMENT OF READINESS OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS TO USE THE CINEMA PEDAGOGICS METHOD

Ilyasov D.F., Burov K.S., Sevrukova A.A., Selivanova E.A.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators

The relevant needs of educational practice in the development and mastering by teachers of constructive strategies in educational and developmental activities are reflected in the requirements of normative documents in the field of education. One of the most promising modern methods of education, based on knowledge of the patterns of development of emotional, volitional, communicative, cognitive spheres is the method of cinema pedagogics. It is noted that the theory of readiness for professional and pedagogical activity allows to consider various types of psychological and pedagogical readiness as the basis for the development of new activities and reveals the context and driving forces of teacher's self-development, based on the specifics of the cinema pedagogics method. The scientific novelty of the research is based on scientific knowledge, which for the first time formulates the concept, analyzes the structure, defines criteria and indicators of readiness of teachers of general education organizations to use the method of cinema pedagogics. The study of the development possibilities of this type of readiness is based on understanding the regularities and principles of development of this type of readiness. This is the basis for revealing the applied practical meaning of the article. It consists in the description of the content lines, which can be the basis for intra-company professional development of teachers, forming the content of modular courses in the system of additional professional education.

Keywords: cinema pedagogics method, professional readiness, professional development of teacher, regularities, principles.

References

1. Bryzgalova S. I. Formation in the university teacher readiness for pedagogical research: theory and practice: Monograph. Kaliningrad, 2004.

2. Derkach A.A. Theoretical bases of a psychological readiness of students - future psychologists to professional activity. Akmeo-logia. 2017, No. 2 (62), pp. 7-13.

3. Belosludtseva N.V. Pedagogical ways of formation of readiness of the students of the secondary professional education institutions to the professional activity. Society: Sociology, psychology, pedagogics, 2018. - № 3. - pp. 57-61

4. Gagarin A.V. Educational reflection in professional training of bachelors of psychology. Acmeology. 2013, No. 3, pp. 54-59.

5. Dokolin A. S., Savva L.I. Formation of the university students readiness to counteract their involvement in the cyber-extremist activity. Modern problems of science and education, 2016, No. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=25325 (accessed date: 03/15/2020).

6. Sidneva I. E. Model for formation of the university student's readiness for the organizational and administrative activity. Actual problems of pedagogics: materials of III International scientific

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

conf. Chita, 2013. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/67/3362/ (accessed date: 03/15/2020).

7. Tkacheva S.A., Sagyntay E. About the problems of the professional readiness of the future teachers for the educational work in the new sociocultural conditions. Pedagogy and psychology of education. Vol. 4. - 2018. - № 1. - pp. 30-40.

8. Shevirdyaeva K.S. Formation of readiness of university students for realization of a healthy way of life in the process of professional training. Pedagogical education and science. 2019, No. 4, pp. 105-108.

9. Lukyanova M.I. Theoretical analysis of the phenomenon of readiness of a teacher for realization of the personal-oriented approach in the conceptual field of the category "professional-

pedagogical competence". Scientific review. Pedagogical sciences, 2017, No. 4, pp. 110-123.

10. Topolya L.S. Professional-axiological readiness of the future teacher to create a situation of success. Innovative science,

2016, No. 8-2, pp. 189-191.

11. Kozulina A.P. Readiness of the Russian university professors for preparation of the foreign students: criteria and methods of estimation. Internet journal "Naukovedenie". 2014, No. 6 (25), Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/54PVN614.pdf (accessed date: 03/16/2020).

12. Osik V.I., Lyzar O.G., Onchukova E.I. Motivational readiness for physical exercises of the physical culture teachers. Bulletin of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and psychology.

2017, No. 3 (203), pp. 159-163.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.