2. Одной из важных педагогических задач является стимулирование личностного восприятия математики, когда успешное решение математических задач воспринимается не только как средство получения отметки, но и как средство формирования убеждения в способности добиваться ожидаемых результатов.
3. Рефлексивное обучение математике способствует формированию у учеников убежденности в собственной самоэффективности в учебной деятельности и личной ответственности за достижения или неудачи в процессе изучения математических дисциплин.
Литература:
1. Жуйкова Т.П. Общие психолого-педагогические положения математического развития личности / Т.П. Жуйкова // Мир науки, культуры и образования. - 2015 - №1 (50) - с. 85-87.
2. Ковалева Г.С. PISA - 2003: Результаты международного исследования / Г.С. Ковалева // Школьные технологии. - 2005. № 2. - с. 37-43.
3. Коломыцев Н.В. Психолого-педагогическая работа по развитию внутреннего локус контроля в подростковом возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
4. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 4-25.
5. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - 274 с.
6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. - СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.
7. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. C. 46-54.
8. Санина Е.И., Насикан И.В. Метапредметный уровень содержания образования как фактор развития математической грамотности / Е.И. Сенина, И.В. Насикан // Проблемы современного педагогического образования - 2018 - №60-4 - с. 371-374.
9. Серый А.В., Вечканова Е.М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3 (63). С. 238-247.
10. Спиридонова Е.В. Моделирование образовательной среды для формирования математической грамотности / Е.В. Спиридонова // Педагогика современности. - 2018 - выпуск 2 (14) - с. 28-32.
11. Тарханова И.Ю., Ардабацкая И.А. Образовательные цели личности в контексте социализации / И.Ю. Тарханова, И.А. Ардабацкая // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - с. 320-323.
12. Хохлова М.В. Система математических задач в контексте творческого развития личности студента / М.В. Хохлова // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2014 - № 16 -с. 194 - 198.
13. Bandura A. (1989). Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy, DP № 25, p. 729.
14. Bandura, A. (1994). Self-efficacy. In V. S. Ramachaudran (Ed.), Encyclopedia of human behavior (Vol. 4, pp. 71-81). New York: Academic Press. (Reprinted in H. Friedman [Ed.], Encyclopedia of mental health. San Diego: Academic Press, 1998.
15. Rotter J.B. (1954). Social learning and clinical psychology. EnglewoodCliffs, NJ, US: Prentice-Hall, Inc, ix, pp. 223-242.
Педагогика
УДК 371
доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Рамазанова Эльмира Асановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена вопросам экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации. В статье рассматривается теоретические и методические основы подготовки будущих воспитателей для осуществления экологического воспитания дошкольников. Раскрыты структурные компоненты и критерии готовности будущих воспитателей к экологическому воспитанию старших дошкольников: мотивационный, теоретический, практический. Педагогическая готовность воспитателя определена как компонент общей профессиональной готовности в той части, что касается экологического образования, воспитания экологически культурной личности дошкольника и педагогического сопровождения ребенка в процессе гармонизации отношений с природной средой.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, воспитание, педагог, подготовка, дошкольники.
Annotation. The article is devoted to environmental education in pre-school educational organizations. The article discusses the theoretical and methodological foundations of training future educators for environmental education of preschool children. The structural components and criteria of readiness of future teachers for environmental education of older preschoolers are revealed: motivational, theoretical, and practical. The teacher's pedagogical readiness is defined as a component of the General professional readiness in the part that concerns environmental education, education of an ecologically cultural person of a preschool child and pedagogical support of the child in the process of harmonizing relations with the natural environment.
Keywords: environmental education, environmental education, education, teacher, training, preschoolers.
Введение. На современном этапе России переживает значительные социально-экономические, духовные и культурные преобразования, требующие от высшей школы подготовки нового поколения специалистов, отвечающих запросам общества в области профессиональной деятельности, в соответствии со стандартами и рамкой квалификаций, и в тоже время с учетом потребностей и особенностей студенческой молодежи.
Наряду с этим обострение экологических проблем и необходимость их решения породили новое направление в образовании - экологическое. Экологическое воспитание молодого поколения - залог непрерывного гармонического развития человеческой цивилизации и общества, становления личности на каждом жизненном этапе.
В разные годы в научной литературе получили распространение такие направления педагогической подготовки будущих воспитателей: организация и педагогическое руководство процессом формирования профессиональной педагогической компетентности в условиях многоступенчатой системы подготовки (А. Беленькая [1]), применение природно-территориального комплекса в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного учреждения (Л. Завгородняя [3]), проектные технологии в педагогической подготовке (Л. Крайнова [4]), теория и методика педагогической культуры воспитателя дошкольного учреждения (Н. Лысенко), подготовка воспитателей-экологов (С. Николаева [7]), личностно ориентированный подход в обучении естествознания будущих воспитателей в педагогическом колледже (С. Сысоева [8]).
Современные исследователи определяют профессиональную подготовку педагогов как иерархическую систему, связанную с развитием личности детей. Педагогическая пропедевтика при этом является подсистемой общей профессиональной подготовки в той ее части, что касается формирования основ экологической культуры воспитанников. Специалист дошкольного образования как носитель экологической культуры должен быть осведомленным в экологических проблемах и эрудированным в области естествознания, иметь развитую потребностно-мотивационную сферу общения с природой, владеть методикой экологического воспитания дошкольников.
Целью данной статьи является вопрос к проблеме подготовки будущих воспитателей к экологическому воспитанию дошкольников.
Изложение основного материала статьи. Подготовка воспитателей осуществляется в России в разных типах учебных заведений (колледжах, высший школе), в частности, в высшей школе будущие педагоги получают достаточно высокий уровень педагогической подготовки, но больше теоретического, чем практического плана, что сказывается на качестве экологического воспитания детей. В связи с этим возникает насущная необходимость поиска новых путей подготовки будущего воспитателя, которые обеспечивали бы сочетание успешного усвоения наук психолого-педагогического цикла и формирование умений использовать приобретенные знания в педагогической деятельности, а также постепенное совершенствование профессионализма в становлении у дошкольников экологической культуры.
Итак, готовность к экологическому воспитанию детей должна быть результатом педагогической подготовки будущих воспитателей, а становление этой готовности означает образование системы таких мотивов, интересов, установок, черт личности, знаний, опыта практической деятельности, которые, активизируясь, обеспечат возможность эффективно выполнять свои профессиональные функции.
Будущий воспитатель должен обладать следующими умениями Приведем перечень умений, указанный в образовательно-квалификационной характеристике по направлению подготовки Педагогического образование профиль подготовки «Дошкольное образование»:
- творчески применять усвоенные знания психолого-педагогических дисциплин в ходе решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, функционирования детских коллективов в определенных педагогических ситуациях;
- проводить учебно-воспитательную работу на высоком теоретическом и методическом уровнях, объективно определять степень и глубину усвоения дошкольниками программного материала;
- использовать различные методы, приемы, средства и формы обучения, современные прогрессивные подходы к руководству учебно-воспитательной, оздоровительной и самостоятельной художественной деятельностью детей;
- творчески и эффективно использовать учебное оборудование, технические средства обучения;
- формировать у дошкольников систему знаний об окружающем мире, природные и общественные явления, национальные традиции, основы грамматики родного языка, развивать культуру устной речи, стимулировать интерес к литературе, музыке, живописи;
- осуществлять краеведческую и природоохранную работу с детьми;
- выявлять и учитывать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;
- работать с родителями и родительским активом.
Указанные умения, несомненно, необходимы для осуществления экологического воспитания детей, но с таким обобщенным перечнем трудно определить требования к личностному росту будущего специалиста дошкольного образования при обучении в вузе.
Изучение функций и умений дошкольного педагога, которые определил А. Кучерявый, помогло выделить наиболее важные из них для решения задач экологического воспитания старших дошкольников: диагностико-прогностические (прогнозировать эмоциональные реакции детей, действия и поступки, способствовать саморегуляции поведения); ценностно-ориентационные (учить чувствовать и понимать красоту родной природы во время прогулок, экскурсий, через народное творчество, литературу и изобразительное искусство); организационно-развивающие (обеспечивать развитие детей в игре, труде, познавательной деятельности); профессионально-творческие (создавать условия для формирования у ребенка предпосылок внутренней дисциплины как основы саморегуляции, а именно: стимулировать развитие способности соизмерять свое поведение с поведением других, давать нравственный образец воспитания; организовывать жизнедеятельность ребенка по принципу сотворчества с воспитателем); социально-педагогические (повышать уровень психологической и педагогической культуры родителей) [5].
Выше приведенный перечень функций и умений дошкольного педагога позволил определить профессиональную готовность воспитателя как сложное структурно-динамическое образование, характеризующееся определенным уровнем специальных теоретических, практических и мотивационных ценностей, которые приобрели значение личностного смысла и стали мотивами профессиональной
деятельности и поведения, а готовность к экологической работе с детьми - как составляющую общей профессиональной готовности в той части, что касается педагогической помощи детям в познании природы, гармонизации отношений с окружающей средой, воспитания эколого-культурной личности, экологического воспитания детей.
Важную роль в реформировании современного образования играет экологическая парадигма. Главной задачей экологического образования на этапе дошкольного детства является формирование экологического поведения.
Экологическое воспитание - это система действий и поступков человека, обусловленных осознанием нравственных норм поведения в окружающей среде, ценностным отношением к природе, познавательными и эстетическими потребностями в сфере природы, самоконтролем и самооценкой. На этапе дошкольного детства она характеризуется наличием: экологических представлений, понимание взаимосвязей в природе (элементы аутэкологии, демэкологии, синекологии, социоэкологии) познавательных интересов в сфере природы, проявлений гуманного отношения к природе, сочувствие; готовности к самоограничению собственных желаний в случае необходимости, умение предвидеть результаты собственного поведения в сфере природы, замечать и оценивать негативное поведение сверстников и других людей; способности к экологически уместным поступкам.
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование основ экологической культуры, главным компонентом которой выступает экологическое сознание. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для экологического воспитания: возникновение связи между аффектом и интеллектом ребенка, развитие чувственно - эмоциональной сферы, формирование умения подчинять мотивы своего поведения, приобретения мотивам качественно новые черты, связанных с возникновением опосредованных потребностей, появление возможности действовать согласно моральным мотивам.
Готовность к воспитательной работе в дошкольном учреждении составляет базис профессиональной подготовки к педагогической деятельности и требует поисков в создании целостной эффективной системы этой подготовки.
Подготовка будущих воспитателей к экологическому воспитанию старших дошкольников является частью более основательной характеристики педагогического профессионализма - готовности воспитателя к педагогической деятельности, рассматривается как функциональное состояние и устойчивая характеристика личности и включает в себя: экологическую направленность, положительную мотивацию, профессионально необходимые качества личности, естественные знания, умения и навыки, рефлексию результатов собственного труда, обеспечивая высокие результаты эколого-педагогической деятельности.
Современные исследователи подчеркивают связь между уровнем экологической культуры воспитателя и его возможностями по воспитанию экологической культуры у детей. Так, Н. Ярышева отмечает необходимость подготовки творческого воспитателя, которому необходимо быть знакомым с природой родного края, иметь эмоциональную чувствительность, заинтересованность, наблюдательность. Только такой воспитатель сможет заложить «фундамент экологической культуры» [9].
С. Николаева справедливо называет воспитателя носителем экологической культуры. Именно педагог является главной фигурой и определяющим фактором в экологическом воспитании. Она выделяет три аспекта личности воспитателя, которые определяют успех в становлении основ экологической культуры детей:
- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, чувство гражданской ответственности;
- профессионализм и мастерство (понимание целей, задач экологического воспитания, владение методикой экологического воспитания и конкретной технологии экологической работы с детьми);
- общая ориентация на гуманистическую модель воспитания (создание благоприятной атмосферы пребывания детей в дошкольном учреждении, экологизация их жизнедеятельности) [7].
В модели экологической подготовки будущих воспитателей, разработанной А. Газиной, предпочтение отдается практическим умениям [2]. Автор сгруппировала их в блоки с учетом характеристики и направленности их действия, особенностей эколого-педагогической деятельности воспитателя. В первый блок вошли психолого-педагогические умения: аналитические, прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные. Ко второму блоку - умение организовывать среду в условиях дошкольного учреждения, умение создавать оптимальные условия для организмов, умение оборудовать педагогический процесс необходимым для эколого-педагогической работы материалом.
В работе использовалась наиболее распространенная в современных исследованиях структура эколого-педагогической готовности, а именно определялись теоретический, практический и мотивационный компоненты. Среди названных компонентов эколого-педагогической подготовки будущих воспитателей ведущую роль играет мотивационный, поскольку именно развитые экологические мотивы являются стимулами для активной познавательной деятельности в сфере природы, для методической подготовки к работе с детьми, для участия в природоохранной деятельности и соблюдения правил экологически целесообразного поведения. Поэтому формированию мотивационной эколого-педагогической готовности будущих специалистов дошкольного образования уделяли больше внимания.
Теоретическое изучение исследований по проблемам готовности будущего воспитателя позволило определить ее как интегративное новообразование личности педагога, характеризующееся совокупностью экологических, естественно-краеведческих, теоретических и методических знаний в области экологического образования дошкольников, развитостью потребностно-мотивационной сферы, сформированностью экологического сознания и поведения в природе, сознанием собственной эколого-педагогической миссии, наличием умения оказывать влияние на мотивацию деятельности в природе и возможностью успешного формирования основ экологической культуры детей, желание самореализации и дальнейшего самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Выводы. На основание анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы обоснованы теоретико-методические основы эколого-педагогической подготовки, определены эколого-педагогическую подготовку будущих воспитателей как многоаспектный процесс, охватывающий формирование научной системы знаний в области взаимодействия природы и общества, воспитания гуманистического мировосприятия личности, развитие экологического мышления, формирование
экологических убеждений личности, усвоение норм экологической этики и как результат - формирование экологической культуры, эколого-педагогической готовности.
Литература:
1. Беленькая А.В. Экспериментирование - шаг к познанию / Анна Владимировна Беленькая // Дошкольное воспитание.- 2007. - № 5. - С. 7-10.
2. Газина А. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками / А. Газина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 86-90.
3. Завгородняя Л.П. Применение особенностей Сумского природно-территориального комплекса в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного учреждения/ Л.П. Завгородняя // Вестник Глуховского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Выпуск 2. - Глухов: ГДПУ, 2003. - С. 38-45.
4. Крайнова Л.В. Развитие экологического сознания будущих воспитателей дошкольных учебных заведений / Любовь Валентиновна Крайнова, Инна Васильевна Трубник // Дошкольное образование. - 2004. -№ 1. - С. 20-25.
5. Кучерявый А.Г. Педагогика: личностно-развивающие аспекты. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2011. - 439 с.
6. Лысенко Н.В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду / Нелли Васильевна Лысенко. - К., 1990. - 197 с.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 184 с.
8. Сысоева С.А. Профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в педагогическом колледже: личностно-ориентированная технология обучения естествознанию: Учебно-мет. пособие. / Светлана Александровна Сысоева, Людмила Васильевна Козак. - К.: Миллениум, 2006. - 194 с. - Библиогр.: 189-193.
9. Ярышева Н.Ф. Методика ознакомления детей с природой / Ярышева Н.Ф. - М.: Высшая школа, 1993. - 219 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент Рачковская Надежда Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, связанные с дефиницией «воспитательное пространство» в рамках современного высшего профессионального образования. Выявляются сущность и специфика процесса проектирования такого пространства посредством применения различных методик, форм и технологий. Определяются и подробно рассматриваются функции этого феномена, механизмы его реализации и методики оптимизации. В заключении статьи делается вывод о том, что проектирование воспитательного пространства современного вуза, развивающегося в соответствии с международными тенденциями развития высшего профессионального образования, базируется на принципах развития как педагогической, так и студенческой сред, организации их максимально эффективного взаимодействия и благоприятного взаимовлияния посредством интегрирования передовых инновационных методик, технологий и форм.
Ключевые слова: проектирование воспитательного пространства, воспитательная система, воспитание, образовательно-воспитательная система, воспитание обучающихся.
Annotation. The article discusses the main provisions related to the definition of "educational space" in the framework of modern higher professional education. The essence and specificity of the design process of such a space through the application of various techniques, forms and technologies are revealed. The functions of this phenomenon, the mechanisms of its implementation, and methods are determined and examined in detail optimization. The article concludes that the design of the educational space of a modern university, developing in accordance with international trends in the development of higher education, is based on the principles of developing both pedagogical and student environments, organizing their most effective interaction and favorable interaction through the integration of innovative methods, technologies and forms.
Keywords: designing of educational space, educational system, education, educational system, education of students.
Введение. Социокультурные нормы общества претерпевают постоянную, непрерывную, динамичную трансформацию, что требует от современного вуза, в первую очередь, ориентированности на индивидуальность обучающегося, его личностные способности, диагностику одаренности, формирование и развитие профессиональной культуры будущего специалиста. Именно с этой целью все отечественные и зарубежные педагоги ориентируются исключительно на воспитательно-образовательную систему.
Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется, в первую очередь, системностью в педагогическом подходе. Она проявляется в грамотной и профессиональной компоновке основных элементов принципов обучения и воспитания, а также в их реализации. Именно системность позволяет максимально органично оптимизировать образовательный процесс и создать педагогические предпосылки к формированию и развитию профессиональной культуры и компетентности в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста.
Воспитательная деятельность в вузе - важнейшее, приоритетное направление современной педагогики, которое развивается посредством взаимовлияния и тесного взаимодействия учебной и внеучебной (самостоятельной) работы обучающихся всех направлений подготовки и форм обучения, являющегося основой личностного, интеллектуального, творческого, профессионального и социального развития. Все