Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / БУДУЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / КРЕАТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК / SYSTEM / SYSTEM APPROACH / FUTURE EDUCATOR / READINESS / PREPARATION / CREATIVITY / ARTISTIC AND VISUAL ACTIVITY / PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Зотова Ирина Васильевна

В статье с позиции системного подхода раскрыты основные особенности подготовки будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста. В статье раскрывается сущность понятия «готовность», «подготовка», «профессиональная подготовка» и их характеристика. Рассмотрена сущность подготовки будущего воспитателя к развитию креативности детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности, основанная на системном подходе.The article reveals the main features of training future teachers to develop the creativity of preschool children from the point of view of a systematic approach. The article reveals the essence of the concept of "readiness", "training", "professional training" and their characteristics. The article considers the essence of preparing the future teacher for the development of creativity of preschool children in artistic and visual activities, based on a systematic approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Зотова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье с позиции системного подхода раскрыты основные особенности подготовки будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста. В статье раскрывается сущность понятия «готовность», «подготовка», «профессиональная подготовка» и их характеристика. Рассмотрена сущность подготовки будущего воспитателя к развитию креативности детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности, основанная на системном подходе.

Ключевые слова: система, системный подход, будущий воспитатель, готовность, подготовка, креативность, художественно-изобразительная деятельность, дошкольник.

Annotation. The article reveals the main features of training future teachers to develop the creativity of preschool children from the point of view of a systematic approach. The article reveals the essence of the concept of "readiness", "training", "professional training" and their characteristics. The article considers the essence of preparing the future teacher for the development of creativity of preschool children in artistic and visual activities, based on a systematic approach.

Keywords: system, system approach, future educator, readiness, preparation, creativity, artistic and visual activity, preschool child.

Введение. Современные изменения в образовании дошкольного воспитания открываются новые перспективы в педагогической профессии будущего воспитателя ДОО. Наполнение дошкольного образования новым содержанием, новые требования к подготовке будущих воспитателей повышают роль профессиональной деятельности в образовании, требует его качественных изменений. Поэтому сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки будущих воспитателей ДОО в высшей школе к их профессиональной деятельности. Подготовка будущих воспитателей в области дошкольного образования осуществляется в высшей школе с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед дошкольным образованием и всей системой образования России на современном этапе, которая на современном этапе требует изменения в содержании учебных дисциплин, технологиях подготовки будущих воспитателей в высшей школе.

Целью данной статьи является исследование проблемы системного подхода к подготовке будущих воспитателей к развитию креативности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих воспитателей в высшей школе рассматриваются в работах А.Г. Гогоберидзе, И.В. Головина [5], Н.В. Горбунова, Н.А. Глузман [4]. В которых говорится, что современный воспитатель дошкольной образовательной организации, должен обладать знанием современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, знать психолого-педагогические особенности дошкольника, иметь сформированные профессиональные компетенции для обеспечения гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

Такие ученые, как Е.И. Игнатьев [6], Т.С. Комарова [6], посвятили некоторые из своих работ, изучению творческих способностей детей в художественно-изобразительном искусстве.

Одним из условий обеспечения эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки будущего воспитателя выступает формирование его готовности к профессионально-педагогической деятельности, составной частью которой является его готовность к креативному развитию детей дошкольного возраста.

Для определения понятия «готовность будущих воспитателей к креативному развитию детей дошкольного возраста» необходимо уточнение определений понятий «готовность», «формирование готовности», связь этих понятий с понятием «подготовка».

С точки зрения психологии, «готовность» - это такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта, это психологический феномен, с помощью которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Выделяют готовность личностную (мотивационную, внутреннюю, позиционную) и познавательную (интеллектуальную).

Формирования профессионально-педагогической готовности будущих воспитателей рассматривали в своих исследованиях И.С. Богданова [3], В.О. Лазарев [9]. Анализ данных материалов позволил выделить два основных подхода к понятию «готовности к деятельности»: функциональной и личностной (как состояние и как результат).

Функциональный подход рассматривает готовность к любому виду деятельности как определенное состояние психических функций, которые обеспечивает высокое достижение в той или иной деятельности при условии достаточной сформированности личности.

С позиции личностного подхода готовность к деятельности - это результат подготовки, который представляет собой комплекс мотивационного, знаниевого и эмоционально-волевого компонентов и знаний, умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям деятельности.

Понятия «готовность» и «подготовка» не являются синонимичными, мы считаем, что «готовность» определяет как «цель любой деятельности», а «подготовка» представляет как процесс деятельности.

Кроме данных понятий определим термины «профессиональная подготовка» - специальное образование, получаемое в основном за счет обучения в системе профессионального образования или самообразования, и «профессиональная готовность» интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности профессиональной деятельности.

На основе исследования психолого-педагогической литературы, под готовностью педагога к определенному виду деятельности будем понимать совокупность качеств педагога, необходимых ему для выполнения данной деятельности, сформированных как результат целенаправленной специальной организованной подготовки.

Подготовку к той или иной педагогической деятельности мы представляем в виде целенаправленного процесса, целью которого является достижение определенного результата.

Формирование готовности студента к тому или иному направлению профессионально-педагогической деятельности - это совокупность действий, как со стороны преподавательского состава высшей школе, так и со стороны самого обучающего, а также со стороны средств массовой информации, общественных организаций направленных на приобретение обучающихся необходимого для выполнения данной деятельности комплекса знаний, умений и навыков.

Готовность будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности, мы рассматриваем как результат целенаправленной, специально организованной подготовки студентов, обеспечивающей формирование прочных творческих способностей у детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит подготовка специалиста в мотивационном, профессионально-педагогическом, научном и практическом плане.

Для проектирования интегрированных компонентов готовности будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста как одного из направленности профессионально-педагогической, необходимо выделить те профессиональные характеристики, которые являются важными для решения проблемы систематической работы по развитию креативности дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Готовность будущего воспитателя к развитию креативности детей дошкольного возраста формируется через целесообразную организацию процесса обучения в высшей школе; в изучении обязательного блока общепедагогических дисциплин, частных методик касающихся данного направления, в научно-исследовательской деятельности; в рамках самообразования; в период педагогической практики.

Необходимым и достаточным условием закрепления полученного теоретического материала в процессе изучения методик является практическая деятельность студентов по применению полученных знаний в процессе изучения теории в практике (на практических занятиях) и в профессиональной деятельности (прохождение педагогической практики в дошкольных образовательных организациях и выход на работу по направлению подготовки).

При успешной реализации всех составляющих приведенной системы в результате осуществления подготовки выходит будущий воспитатель, готовый к развитию креативности у детей дошкольного возраста.

С позиции системного подхода мы раскроем основные особенности подготовки будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста.

В философии вопросы системности, системного подхода поднимались уже в XVIII веке (П. Гольбах). В XIX веке различные науки (биология, социология, техники) способствовали развитию системного подхода и науке. Однако более подробное изучение системного подхода получило новый виток благодаря научно-технической революции и развитию кибернетики в первой половине XX века [8].

С этой точки зрения современной философской науки «система - это целостность, части которой (элементы подсистемы) настолько объединены между собой, что относительно всего внешнего всегда выступают как что-то единое, н это создает основу автономности системы, относительной самостоятельности её существования и поведения в окружающем мире».

С точки зрения логики, «система - это совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования».

Системный подход к организации любой деятельности, в том числе и психолого-педагогической, позволяет рассматривать деятельность как сложную динамическую систем. Каждый компонент системы - это самостоятельная часть, имеющая специфическое назначение. Это последние реализуется в его функции, представляющей собой определенное типичное для неё действие или комплекс таких действий, любой компонент может проявить свою функцию лишь при наличии другого, или других компонентов, а каждый компонент может существовать в системе при условии, если будет выполнять для неё целесообразное действие. В свою очередь, такое действие он может выполнять только при условии, если есть другой или другие компоненты, способные воспринять это действие. Функции, образующие процессы системы, являются ее содержанием, структура - формой. Вместе они объективно обусловлены и составляют систему в целом.

Проблемы педагогических систем рассматривали Ю. К. Бабанский [1]; введением системного подхода в педагогику, и в подготовку воспитателя в частности, занимались В.П. Беспалько [2], воспитательная система в дошкольном учебном заведении была объектом исследований Л.И. Новиковой [10].

В нашем исследовании педагогической системой мы считаем упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимообусловленных целостных структур н функциональных компонентов, которые составляют единое целое и своей структуре, объединенных общими целями, мотивами и задачами, направленными на воспитание и обучение личности.

Сущность подготовки будущего воспитателя к развитию креативности детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности, основанная на системном подходе, базируется на:

- формирование у студентов творческих способностей, креативного мышления, посредством изучения исторических аспектов;

- стойкой мотивации к креативному развитию;

- комплекс знаний по развитию креативности;

- умение применять эти знания в педагогическом процессе и навыков работы детьми дошкольного возраста.

Подготовка будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста имеет двуединую цель. С одной стороны целью является обогащение студентов знаниями по развитию креативности, а с другой - формирование у них умений и навыков по адаптации имеющихся знаний креативного развития детей дошкольного возраста.

Целесообразность подготовки будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности определяется необходимостью противоречий между:

- потребностями общества в креативном развитии и отсутствием систематической просветительской работы, направленной на развитие креативности дошкольников со стороны образовательных организациях;

- необходимостью креативного развития, которая подчеркнута в нормативных актах, базовых программах и концепциях и отсутствием соответствующего программного обеспечения креативного образования в высших учебных заведениях;

- актуальностью креативного развития и низкой мотивацией к ее организации у преподавателей высшей школе и воспитателей дошкольной образовательной организации;

- желанием обучающихся ознакомиться с методическими приемами организации работы по креативному развитию детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности и отсутствием методического обеспечения данного процесса.

Для решения выделенных противоречий организуется подготовка будущих воспитателей к развитию креативности детей дошкольного возраста, основанная на основных принципах:

- гуманизации (предоставление возможности для профессионально-личностного роста студентов);

- гуманитаризации (предоставление возможности приобщиться к общечеловеческим ценностям культуры);

- интеграции (органическая связь и взаимопроникновение подготовки в высшей школе и практики в дошкольной образовательнйо организации);

- интелектуализации (сочетание профессиональной подготовки развитием общего кругозора будущих воспитателей);

- инновационности (вариативность, динамичность содержания, форм, методов подготовки будущих воспитателей);

- сознательности и активности (глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путём напряженной работы); систематичности и последовательности.

Анализ методической литературы, позволил нам выявить формы по развитию креативности старших дошкольников в художественно-изобразительной деятельности, и условно разделить их на три группы:

- массовые - к которым, относятся художественные выставки, наблюдения, викторины по художественной деятельности, создание уголков творчества, открытые занятия по художественно-изобразительному творчеству;

- групповые - занятия по рисованию, кружки по художественно-изобразительной деятельности, выставка детских работ;

- индивидуальные - подготовка рассказов на художественную тематику, выполнение познавательных заданий, изготовление поделок на свободную тему.

Каждая из перечисленных форм имеет свой учебно-воспитательный потенциал. В практическом блоке реализации системы рассматриваемой подготовки будущих воспитателей эти формы использовались преподавателями высшего учебного заведения, организации учебно-воспитательной деятельности будущих воспитателей по изучению теории и методики по развитию креативности в художественно-изобразительной деятельности, что позволило студентам самим оказаться субъектами их применения. Но мнению таких ученых, как Т. Мак Фарлаида и Р. Паркера, именно принцип системности определяет успех в образовательном процессе [8].

Выводы. Для успешной подготовки будущего воспитателя к развитию креативности старших дошкольников в художественно-изобразительной деятельности необходимо использовать системный подход в подготовке будущих воспитателей, содержание которой представляет собой научно обоснованную и рационально отобранную научную информацию и организационные формы, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации профессиональной деятельности будущих педагогов ДОО.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Богданова И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Богданова Ирина Ивановна. - М: РАГС,1998. - 241 с.

4. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Подготовка будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста: современные стратегии: монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». - 248 с.

5. Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ / А.Г. Гогоберидзе, И.В. Головина // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 38-45. doi:10.17759/pse.2018230103

6. Игнатьев Е.И. Воображение и его роль в творческой деятельности человека / Игнатьев Е.И. - М.: Знание, 1968. - 32 с.

7. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Комарова Т.С. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - С. 65-68.

8. Л фон Берталонфи Системные исследования / Л фон Берталонфи. - М.: Наука, 1969. - 118 с.

9. Лазарев В.О. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В.О. Лазарев, Н.Н. Ставринова // Педагогика. 2006. - № 2. - С. 51-59.

10. Новикова Л.И. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / Л.И. Новикова. - М., 1993. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.