Научная статья на тему 'Подготовка будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников'

Подготовка будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКИ / ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНИК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PREPARATION / READINESS / PRESCHOOL TEACHER / COMPETENCE / FORMATION OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова И. В., Бутвина О. Ю.

Статья посвящена проблеме подготовке будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Дано определение понятий «социальнокоммуникативной компетентность», «профессиональная подготовка педагога». Рассмотрена профессиональная готовность будущего воспитателя к формированию социальнокоммуникативной компетенции дошкольников, под которой понимается интегральное новообразование личности педагога, которое характеризуется совокупностью теоретических, лингвистических и методических знаний по коммуникативному развитию дошкольников.The article is devoted to the problem of preparing future educators for the formation of social and communicative competence of preschool children. The definition of the concepts of “socio-communicative competence”, “professional training of the teacher.” The professional preparedness of the future educator for the formation of social and communicative competence of preschool children was considered, which is understood as an integral neoplasm of the teacher's personality, which is characterized by a combination of theoretical, linguistic and methodological knowledge on the communicative development of preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова И. В., Бутвина О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников»

Подготовка будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Зотова Ирина Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: [email protected]

Бутвина Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме подготовке будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Дано определение понятий «социально-коммуникативной компетентность», «профессиональная подготовка педагога». Рассмотрена профессиональная готовность будущего воспитателя к формированию социально-коммуникативной компетенции дошкольников, под которой понимается интегральное новообразование личности педагога, которое характеризуется совокупностью теоретических, лингвистических и методических знаний по коммуникативному развитию дошкольников.

Ключевые слова: подготовки, готовность, педагог дошкольник, компетентность, подготовка, формирование социально-коммуникативной компетентности.

Реализация современной образовательной политики возможна в условиях подготовки специалиста, ориентированного не только на получение систем психолого-педагогических знаний и умений, но и на развитие профессионально значимых личностных качеств, в частности, способности к пониманию и принятию внутреннего мира ребёнка, готовности к созданию благоприятных условий для его гармонического развития. В условиях совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания в России, а также действующей программы развития ребенка, коммуникативному развитию дошкольников придается особое значение.

Многие ученые обращали внимание на необходимость подготовки будущих воспитателей к коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин), методисты (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина), которые занимались вопросами особенности подготовки будущих воспитателей к коммуникативному развитию дошкольников.

На сегодняшний день в педагогической науке остро встает вопрос о подготовке будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в стенах высший школы. Реализация современной образовательной политики возможна в условиях подготовки специалиста, ориентированного не только на получение систем психолого-педагогических знаний и умений, но и на развитие профессионально значимых личностных качеств, в частности способности к пониманию и принятию внутреннего мира ребёнка, готовности к созданию благоприятных условий для его гармонического развития.

Следует отметить, что именно поэтому проблема формирования профессиональной подготовки будущих воспитателей особенно остро встает в настоящее время в свете образовательной парадигмы, ориентированной на бережное отношение к личности каждого ребенка.

В педагогической подготовке будущих воспитателей дошкольной образовательной организации существенное место отводится формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников, так как коммуникативное развитие занимает центральное место в системе высших психических функций, а ее развитие является важнейшим педагогическим условием социализации дошкольника.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Поэтому у будущих воспитателей, организующих взаимодействие с детьми дошкольного возраста в рамках социально-коммуникативное развитие, должны быть сформированы профессиональная компетентность в педагогической деятельности, а также значимые личностные качества, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, и успешность его осуществления.

В настоящее время остро обозначилась необходимость активного поиска путей совершенствования подготовке будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Вопросом подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности в плане вузовского обучения занимались такие ученые, как: А.В. Артемова [1], Н.А. Глуз-ман [2], Н.В. Горбунова [2], А.Г. Гогоберидзе [3], И.В. Головина [2], Е.А. Шумилова [4].

Общепризнанным является тот факт, что возрастает роль высших школ, осуществляющих подготовку будущих воспитателей. Одним из главных направлений по повышению качества профессиональной подготовки воспитателей является изучение и внедрение в практику новейших научных исследований и разработок. Основным фактором демократизации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения, влияющим на его результативность, является общение. Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общении - первая потребность ребенка, которая не утрачивает своей значимости в процессе всей жизни человека.

По мнению Е.А. Шумиловой, - это «совокупность конкретных качеств личности, способностей, социально-коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество, успешную реализацию в профессиональной деятельности, что выражается посредством продуктивного выполнения личностью различных социальных ролей» [4, 46].

Подготовки будущих воспитателей к формированию социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста состоит в развитии профессиональных умений и навыков будущих специалистов, которые так необходимы для усовершенствования профессионально-педагогической деятельности относительно коммуникативного развития дошкольников. В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи: сформировать у студентов интерес и мотивационно-ценностное отношение к овладению теоретическими знаниями по социально-коммуникативному развитию дошкольников; обеспечить понимание студентами знаний о методике развития речи дошкольников; научить будущих воспитателей планировать и ана-5 лизировать собственные НОД по формированию о социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. еЗ Опираясь на различные педагогические иссле-ав дования, под подготовкой будущих воспитателей

к формированию социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста понимается интегративное образование личности, включающее в себя мотивационный, знаниевый и самостоятельно профессиональный компоненты, каждый из которых характеризуется совокупностью критериев и показателей.

На основании рассмотренных вопросов, можем сделать вывод, что профессиональная позиция будущего воспитателя - одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Изучение профессиональной позиции педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу равнодушно).

Итак, проанализировав теоретические основы данного исследования, можно определить какие составляющие входят в подготовку будущих воспитателей формированию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

- понимание важности и необходимости формирования социально-коммуникативного развития дошкольников;

- знание психолого-педагогических механизмов, стимулирующих и улучшающих социально-коммуникативной компетентности дошкольников;

- умение анализировать полученные результаты в плане коммуникативного развития дошкольников и умение намечать коррекцию дальнейших действий.

На современном этапе развития общества, которое характеризуется значительно глубокими изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, образовательный процесс выделяет проблему социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста как одну их актуальных в наше время. Задачи развития речи необходимо решать уже на этапе дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности как таковой. Необходимо отметить, что речевое развитие детей дошкольного возраста это чрезвычайно сложный многофакторный процесс, который предполагает соответствующее педагогическое руководство. И именно поэтому организовать, проводить и контролировать работу

по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста должен квалифицированный специалист, который обладает высоким уровнем как теоретической, так и практической готовностью к осуществлению коммуникативного развития дошкольников. Таким образом, профессиональная готовность будущего воспитателя к формированию социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста не сводится к набору только знаний и умений в области вопроса по формированию коммуникативного развития дошкольников, а требует эффективного их применения в практике. Подготовка в профессиональной деятельности специалиста, можно отметить, что работа индивидуальна и совершенствуется в большей мере самостоятельно. В системе подготовки будущих воспитателей по формированию исследования социально-коммуникативной компетенции речь идет о повышении комплекса знаний и умений в области речевого развития дошкольников, профессионально значимых личностных качеств будущего воспитателя, развитии его творческих способностей и формировании общечеловеческих ценностей.

Итак, профессиональная готовность будущего воспитателя к формированию социально-коммуникативного компетентности детей дошкольного возраста, под которой понимается интегральное новообразование личности педагога, которое характеризуется совокупностью теоретических, лингвистических и методических знаний по коммуникативному развитию дошкольников; сформированностью коммуникативными умениями и навыками общения с детьми дошкольного возраста, а также высоким уровнем эффективной профессиональной деятельности.

Литература

1. Артемова Л.В. Приоритеты в подготовке педагогов дошкольного профиля / Л.В. Артемова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2. -С. 7-9.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Подготовка будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста: современные стратегии: монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ари-ал». - 248 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ / А.Г. Гогоберидзе, И.В. Головина // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 38-45. doi:10.17759/pse.2018230103

4. Шумилова Е.А. К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения [Текст] / Е.А. Шумилова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований. Екатеринбург, 2009. Выпуск 3(60) март. С. 42-49.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

Zotova I.V., Butvina O. Yu.

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov

The article is devoted to the problem of preparing future educators for the formation of social and communicative competence of preschool children. The definition of the concepts of "socio-communicative competence", "professional training of the teacher." The professional preparedness of the future educator for the formation of social and communicative competence of preschool children was considered, which is understood as an integral neoplasm of the teacher's personality, which is characterized by a combination of theoretical, linguistic and methodological knowledge on the communicative development of preschool children.

Keywords: preparation, readiness, preschool teacher, competence, preparation, formation of social and communicative competence.

References

1. Artemova L.V. Priorities in the training of preschool teachers / L.V. Artemova / / Preschool education. - 2002. - № 2. - Pp. 7-9.

2. Gluzman N. A., Gorbunova N.V. Preparing future educators to work with preschool children: modern strategies: monograph / N.A. Gluzman, N.V. Gorbunova. - Simferopol: limited liability Company "Publishing house Tipografiya "Arial". - 248 p.

3. Gogoberidze A. G., Golovina I.V. Modernization of the process of training teachers of preschool education: markers of new basic professional educational programs / A.G. Gogoberidze, I.V. Golovina // Psychological science and education. 2018. Volume 23. no. 1. Pp. 38-45. doi:10.17759/pse. 2018230103

4. Shumilova E.A. To the problem of formation of social and communicative competence of future teachers of professional training [Text] / E.A. Shumilova / / Education and science. News of the Ural branch of the Russian Academy of education. Journal of theoretical and applied research. Yekaterinburg, 2009. Issue 3 (60) March, Pp. 42-49.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.