DOI: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.18 УДК 378.14
Л. Л. Лашкова,
Сургутский государственный педагогический университет
Современные проблемы дошкольного образования как вектор профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе
Сургутский государственный педагогический университет
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, создает условия для переоценки роли педагога дошкольного образования в обществе, изменения его профессионального статуса, повышения престижа этой профессии.
Как известно, детские сады получили более широкие права в определении содержания образовательной деятельности, в том числе право на самостоятельную разработку основных образовательных программ, которые могут включать элементы, реализующие специфику
организации. Это могут быть собственные традиции и устои, свои находки в работе с воспитанниками, опыт инновационной педагогической деятельности.
Для разработки образовательной программы могут быть использованы также авторские комплексные и парциальные программы, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но здесь возникают некоторые трудности. Педагоги дошкольной образовательной органи-
зации зачастую «тонут» в мощном потоке программного обеспечения и педагогических технологий, предлагаемых разными научными школами. Совершенно очевидно, что сегодня нужен педагог думающий, умеющий делать правильный выбор.
В связи с этим при подготовке будущих воспитателей в Сургутском государственном педагогическом университете мы не только знакомим их с разными образовательными программами, но и учим их анализировать, сравнивать, подбирать из них те, которые в большей степени соответствуют интересам ребенка, запросам родителей, поставленным в дошкольной образовательной организации приоритетным задачам, национальным, этнокультурным, историческим особенностям и традициям конкретного субъекта Федерации. Студенты начинают понимать, что любая программа должна соответствовать критериям актуальности, инновационного потенциала, потенциальной полезности, надежности и перспективности [2].
Другим значимым профессиональным умением педагога дошкольной образовательной организации в современных условиях является владение информационно-коммуникационными технологиями. Неэффективная организация сайтов отдельных детских садов говорит о необходимости введения в образовательный процесс вуза учебных дисциплин, в рамках ко-
© Лашкова Л.Л., 2017 18
ЛИЯ ЛУТТОВНА ЛАШКОВА
доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор 117 публикаций
Рассматривается проблема профессиональной подготовки бакалавров педагогики в вузе. Показана специфика деятельности педагога дошкольной образовательной организации, формы и методы формирования профессиональных умений у будущего воспитателя с учетом проблем и перспектив в системе дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная подготовка, педагогический вуз, будущий педагог, дошкольная образовательная организация.
The article the problem of professional training of Bachelor of Education at a higher education institution is considered. Discovers the work specificity of the teacher of preschool education institution, forms and methods of the formation of professional abilities at the future educator taking into account problems and perspectives at the system of preschool education.
Keywords: preschool education, professional training, pedagogical university, a future teacher, preschool education institution.
торых будущие воспитатели могли бы овладеть коммуникативной и мультимедийной грамотностью, умением выстраивать коммуникацию различных форматов с разными субъектами, грамотно создавать электронные ресурсы, разрабатывать конструкторы виртуальных детских садов для родителей, чьи дети не могут посещать дошкольную образовательную организацию, но имеют желание самостоятельно заниматься с малышом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт особое внимание уделяют умениям педагога сотрудничать с семьей - как в содержательном, так и в организационном планах. В последнее время в детских садах наблюдается избыточное разнообразие различных форм взаимодействия с родителями. За их внешней привлекательностью много формализма. Следует помнить, что не только количественный, но и качественный показатель (содержательная сторона) будут способствовать повышению уровня компетентности родителей в воспитании детей.
Совершенно очевидно, что нынешние родители грамотные, хорошо информированные, но при этом очень занятые. Им зачастую приходится много трудиться для обеспечения благосостояния сво-
ей семьи. Студенты понимают, что такие родители явно будут протестовать против скучных лекций на воспитательную тематику. Нужны другие формы, равно как и деятель-ностные технологии взаимодействия. Поэтому на занятиях в вузе в квазипрофессиональной деятельности проигрываются мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги, вооружающие пап и мам эффективными средствами и методами воспитания детей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту одним из важных условий реализации образовательной программы является сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений [3]. Вместе с тем эта идея не в полной мере реализуется в дошкольной образовательной организации через диалогический характер коммуникации. Детям не всегда предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. Очевидно, что самостоятельная деятельность детей - это один из самых слабых моментов в образовательном процессе детского сада. При этом основные проблемы связаны со взрослыми участниками образовательного про-
цесса - родителями и педагогами, не владеющими как организацией этой деятельности, так и самой этой деятельностью.
В связи с этим в процессе педагогической практики особое внимание студентов обращается на умение проектировать мотивирующую образовательную среду, включая пространственно-временные и социальные условия развития детской активности (трансформируе-мость пространства, гибкость планирования, формы сотрудничества и общения). При этом чрезвычайно важно, чтобы для будущих педагогов тезис «игра - это ведущий вид деятельности ребенка» стал руководством к действию, чтобы в педагогическом процессе они заняли позицию играющего партнера, успешно решая при этом поставленные образовательные задачи. Необходимо поддерживать детскую инициативу, не торопиться отвечать и действовать за детей, развивать рефлексивные навыки у дошкольников (это могут быть самооценка, взаимооценка, голосование, оценка от лица сказочного персонажа и др.). Особое внимание следует обратить на индивидуальный подход: видеть каждого ребенка, учитывать его особенности, способности, интересы.
Практика показывает, что развивающая предметно-пространственная среда так и не становится «третьим учителем», оставаясь статичной и недостаточно продуманной. Существуют необоснованные запреты, дети в недостаточной степени принимают участие в преобразовании пространства, в котором живут и действуют. В связи с этим в ходе профессиональной подготовки педагогов важно правильно показать, каким образом можно достичь вариативности, гибкости, мобильности развивающей предметно-пространственной среды для организации и интеграции различных видов детской деятельности. Студенты на занятиях создают авторские, порой самые смелые и неожиданные, проекты среды групповой комнаты, учи-
В детском саду
тывая возможные способы самостоятельного использования ребенком предметов и материалов этой среды для приобретения опыта и познания окружающего мира.
Одним из важных вопросов науки и практики является оценка качества дошкольного образования. Следует отметить, что эта проблема достаточно сложная, комплексная, включает в себя, наряду с экономическими, социальные и культурные аспекты образования. Дискусси-онность рассматриваемого вопроса позволяет говорить о вариативности подходов к определению структурных компонентов качества и многообразии критериев его оценки [4].
На научных и методических семинарах в вузе студенты активно обсуждают следующие вопросы:
- каковы методология и инструментарий оценки качества дошкольного образования?
- может ли ребенок стать субъектом оценки тех образовательных условий, в которых он находится?
- как выбрать критериальный аппарат оценки качества образования, когда нормы не всегда соответствуют многообразию социальных условий?
- существуют ли риски внутренней и внешней экспертизы?
- как перейти с формальной «инспекторской» оценки на различные виды независимых экспертиз, предоставляющих инициативу родителям, представителям профессионального сообщества, профсоюзам?
В настоящее время большое внимание уделяется педагогике раннего возраста. В дошкольных образовательных организациях увеличилось число групп для детей до трех лет. В связи с этим возникает множество вопросов:
- как диагностировать развитие таких детей?
- каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста?
- как организовать взаимодействие с родителями воспитанников ранних групп детского сада? Осмысливая эти проблемы, студенты педагогического вуза учатся разрабатывать карты наблюдений за предметной и коммуникативной деятельностью детей, формировать навыки самостоятельности, проектировать формы сотрудничества с семьей в период адаптации ребенка к условиям детского сада [1].
С приходом в дошкольную образовательную организацию инклюзии возникает необходимость введения в образовательный процесс вуза особых предметных дисциплин, в рамках которых будущие педагоги научатся диагностировать особые образовательные потребности дошкольников, разрабатывать коррекционно-образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу, создавать специальные условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшим направлением подготовки бакалавров и магистров по направлению «Дошкольное образование» является совершенствование организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей. В настоящее время детские сады г. Сургута реализуют программы дополнительного образования разной направленности, например, «Шашки, шахматы», «Робостарт», «Алгорит-мика для малышей», «Юный эколог», «Танцевальная ритмика для детей», «Акварелька», «Домисолька» и др. В связи с серьезными изменениями в области организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации преподаватели вуза развивают, совершенствуют, обогащают содержание и технологический инструментарий традиционных учебных дисциплин, разрабатывают авторские дисциплины по выбору. При проведении семинарских и практических занятий широко используются учебные конференции, диспуты, дискуссии, мини-конкурсы, тренинги, проблемные ситуации, деловые игры, активные и интерактивные формы и методы обучения. Особое внимание обращается на использование медиотек образовательных ситуаций в детском саду, которые знакомят студентов с лучшими образцами педагогической практики.
В последний период право на образовательную деятельность получили семейные детские сады,
лекотеки, центры развития детей, гувернерская служба. Но пока далеко не все педагогические вузы в полной мере готовят специалистов, способных юридически и методически грамотно реализовывать новые модели дошкольного образования. Изучая специфику этих моделей, студенты Сургутского государственного педагогического университета выявляют положительные стороны такого дошкольного образования и проблемы организации и ведущие технологии их деятельности.
Следует отметить, что существенно активизировалась и обновилась работа студентов над курсовыми и дипломными проектами: повышены требования к их экспериментальной части, использованию результатов в практике образовательных организаций. Многие работы носят комплексный характер, интегрируя и обобщая знания студентов в области педагогики, психологии, методик, специальных дисциплин. Тематика ряда исследований определена по запросу Департамента образования и дошкольных образовательных организаций. Например: «Ознакомление дошкольников с архитектурой г. Сургута при использовании конструктора LEGO», «Формирование у дошкольников представлений о добре и зле под влиянием мультипликационного кино», «Воспитание у дошкольников гуманного отношения к детям-инвалидам», «Воспитание ценностного отношения к семейным
традициям у детей дошкольного возраста», «Развитие творческой активности у дошкольников при использовании робототехники» и др.
Практика показала, что для устранения существующего несоответствия в критериях оценки конкурентоспособности выпускников вузов, минимизации стрессогенного воздействия на них при выходе на рынок труда должны участвовать две равноправные стороны - работодатели (педагогическое сообщество) и академическое сообщество, что должно быть соответствующим образом закреплено законодательно с последующей разработкой соответствующих времени форм и институтов сотрудничества образования и рынка труда.
В Сургутском государственном педагогическом университете отслеживают становление молодого специалиста в ходе профессиональной деятельности. Выпускнику вуза не следует останавливаться в профессиональном росте, выйдя из стен университета, он призван регулярно повышать уровень своей квалификации. Содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации постоянно меняется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение профессионального стандарта пе-
дагога, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и др. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научно-исследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности. Приобретенные на курсах знания педагоги закрепляют на ста-жерских площадках в ведущих дошкольных организациях г. Сургута, успешно реализующих инновационные педагогические технологии в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Таким образом, происходящие изменения в российской системе образования открывают новые перспективы для развития профессии педагога детского сада. Наполнение дошкольного образования новым содержанием, новые требования к подготовке педагогических кадров требуют качественных изменений профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Сегодня образование будущих педагогов ориентировано на профессиональное совершенствование, личностный рост, формирование у студентов умений обеспечивать эффективное и разностороннее развитие детей дошкольного возраста, решать сложные профессиональные задачи в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГалигузоваЛ.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. М., 2016.
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 20.08.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://iroipk.ykt.ru/ (дата обращения: 20.08.2017).
4. Экспертиза качества дошкольного образования / под ред. А. Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. СПб., 2015.
LITERATURA
1. Galiguzova L.N., Meshherjakova-Zamogil'naja S. Vu. Doshkol'naja pedagogika. M., 2016.
2. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://www.firo.ru/ (data obrashhenija: 20.08.2017).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://iroipk.ykt.ru/ (data obrashhenija: 20.08.2017).
4. Yekspertiza kachestva doshkol'nogo obrazovanija / pod red. A. G. Gogoberidze, S.A. Ezopovoj, V.A. Novickoj. SPb., 2015.