УДК 378.147
Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова,
Сургутский государственный педагогический университет (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
Профессиональная подготовка будущих педагогов в системе многоуровневого образования
Переход России на уровневую модель профессиональной подготовки делает особо актуальной проблему гармонизации содержания и технологий обучения студентов в системе «бакалавриат - магистратура». Программа подготовки бакалавра предполагает комплексное освоение дисциплин гуманитарного и общенаучного циклов, акцентирование направленности на практику. Основная цель этой ступени образования - формирование общеобразовательной культуры личности, профессиональных ценностей и практических умений, необходимых для последующего самоопределения. А обучение студентов в магистратуре ориентировано на индивидуализированную подготовку с учетом выбранного стиля учебной деятельности, что определяется магистерской программой [2].
На кафедре теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета в полном объеме реализуются два уровня образования: бакалавриат и магистратура. В соответствии с профилем кафедры разработаны программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование»), а также магистерские программы «Методическое сопровождение в дошкольном об-
Сургутский государственный педагогический университет
разовании» и «Инновационная начальная школа».
Преемственность высшего профессионального образования обеспечивает его непрерывность при переходе с одной ступени на другую. Несомненно, это возможно на основе преемственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом специфики профессиональной деятельности. При этом повышение образовательного уровня по вертикали предусматривает профилизацию подго-
товки студентов и академичность их знаний. В результате двухуровневой вузовской подготовки выпускники получают фундаментальные знания и устойчивые профессиональные навыки педагогической деятельности.
Преемственность между образовательными программами бакалавриата и магистратуры нацелена на трансформацию и последовательное развитие общенаучных и профессиональных компетенций. Это обеспечивается так называемой взаимокомпле-
© Абрамовских Н.В., Лашкова Л.Л., 2015
НАТАЛЬЯ
ВИКТОРОВНА
АБРАМОВСКИХ
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Сфера научных интересов: профессиональная подготовка педагогов начального образования в вузе. Автор 98 публикаций
ментарностью изучаемых базовых учебных дисциплин общенаучного и особенно - профессионального блоков. Вместе с тем основную роль призвана сыграть вариативная часть учебных дисциплин, акцентирующая конкретный профиль подготовки, в том числе дисциплины по выбору студентов.
Сделаем сравнительный анализ преемственных линий в подготовке бакалавров и магистров на примере профилей «Дошкольное образование» и «Начальное образование». Образовательная деятельность по программам бакалавриата и магистратуры осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения. В связи с этим в настоящее время вносятся необходимые изменения в нормативные документы вуза, обеспечивающие подготовку бакалавров и магистров.
В учебных планах в соответствии с требованиями образовательного стандарта выделены
ЛИЯ
ЛУТТОВНА ЛАШКОВА
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Сфера научных интересов: профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования в вузе. Автор 107 публикаций
дисциплины соответствующих циклов предметной подготовки базовой и вариативной части. Преемственность можно проследить в изучении дисциплин на соответствующих уровнях подготовки. К примеру, в учебном плане профиля «Начальное образование» в профессиональный цикл введена дисциплина «Инноватика в образовании», цель которой - формирование ориентировочной основы профессиональной компетенции в области инновационной деятельности. В рамках этого курса студенты знакомятся с теоретическими основами инновационной деятельности в образовании и методическими основами инновационной деятельности в образовательных организациях. Соответственно, в учебный план подготовки магистров включены такие дисциплины,как«Инновационные процессы в образовании», «Инновационные технологии в преподавании предметов в начальной школе», «Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога», содержа-
ние которых углубляет знания и профессиональные компетенции магистров в области применения инновационных технологий в образовательном пространстве начального общего образования.
Программы подготовки магистров сегодня - это быстрый способ отражения требований рынка труда, профессионализации выпускников бакалавриата, удовлетворения образовательных потребностей студентов, желающих углубить знания в определенной области или развить новые компетенции, обучаясь по программам, отличных от профиля их базовой подготовки [5].
Говоря о сущности инновационных изменений, происходящих в Сургутском государственном педагогическом университете, необходимо отметить установку университета на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей, склонностей студентов, обеспечивающих развитие их профессиональной компетентности. В связи с этим активно обсуждаются вопросы перехода на модульные учебные планы, открывающие возможность выбора бакалаврами и магистрантами собственной образовательной траектории, путей проектирования собственного образовательного маршрута.
С целью обеспечения обучающихся реальной возможностью участвовать в разработке своей образовательной программы преподавателями кафедры разработаны преемственные в тематике бакалавриата и магистратуры дисциплины по выбору, которые раскрывают актуальные проблемы реализации системы дошкольного и начального общего образования.
В университете прошли внутреннюю сертификацию такие спецкурсы магистратуры, как «Современные технологии методического сопровождения в дошкольном образовании», «Тех-
Рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов в системе многоуровневого образования. Анализируется опыт Сургутского государственного педагогического университета по организации образовательного процесса, способствующего успешному формированию у бакалавров и магистров профессиональных компетенций.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, бакалавриат, магистратура, вуз, педагоги дошкольного и начального образования.
The problem of vocational training of teachers in system of multilevel education is revealed in the article. Authors analyze experiment of the Surgut state pedagogical university on the organization of the educational process promoting successful formation professional competences at bachelors and masters of.
Key words: vocational training, bachelor degree, magistracy, higher educational institution, teachers of preschool and primary education.
нология диагностики качества образовательного процесса», «Методическое сопровождение работы с одаренными детьми в дошкольной организации», «Современные подходы к формированию образовательной среды в инновационной начальной школе», «Управление инновационной научно-методической деятельностью в начальной школе» и др. В учебный план подготовки бакалавров включены такие дисциплины, как «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», «Инклюзивное образование в дошкольной организации», «Конструирование уроков в начальной школе с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта», «Использование интерактивных технологий в начальной школе», «Организация методической работы в образовательном учреждении» и др. Перечень курсов по выбору определяется ежегодно с учетом современных тенденций развития систем дошкольного и начального общего образования в России, а также потребностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Следует отметить, что полиэтническая среда Сургута и всего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязывает научить будущих педагогов работе с детьми-мигрантами, дошкольниками и младшими школьниками, для которых русский язык не является родным языком. Процессы миграции сложны и обусловлены рядом проблем. Среди них наиболее актуальными необходимо признать языковой и социокультурный барьеры, мешающие успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды деятельности. Сложность включения детей в иную культурную среду, отсутствие у них представлений о традициях и ценностях российского общества, трудности ком-
муникации в детском коллективе - все эти проблемы необходимо решать педагогу.
Учитывая профессиональные функции, знания и умения, заявленные в профессиональном стандарте педагога, важно наполнить выборный компонент определенным содержанием, которое отражает работу с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста, реализацию программ инклюзивного образования и др. При таком обучении бакалавры начинают понимать, что детство - это благоприятный период для развития одаренности. Однако возможности этого периода реализуются недостаточно. Это обусловлено ориентацией педагогов на «среднего» ребенка и отсутствием у них необходимых знаний о методах развития одаренности у дошкольников и младших школьников. Кроме того, студенты учатся в рамках инклюзии развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников и стремление к сотрудничеству.
Следует отметить, что многие курсы по выбору в Сургутском государственном педагогическом университете читаются работодателями и квалифицированными педагогами дошкольных образовательных организаций и начальных школ. Именно они задают тон в оценке эффективности подготовки бакалавров и магистрантов в соответствии с профессиональным стандартом.
Широко используются преподавателями кафедры активные и интерактивные формы и методы обучения студентов: деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, направленные на формирование профессиональных умений использования методов педагогического мониторинга, владение всеми видами развивающей деятельности дошкольника и младшего школьника, выстраивание партнерских отношений с
родителями детей для решения образовательных задач. Реализация профессиональных задач становится основной дидактической стратегией, которая может обеспечить научный отбор наиболее ценного содержания учебной дисциплины, обучение учащихся в условиях нелинейности самого процесса познания, развитие обучающихся с учетом их высокой, но мозаичной, информированности [3].
Активно обновляются фонды оценочных средств, отслеживающих уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавра и магистра, их знаний и умений в соответствии с профессиональным стандартом педагога. В настоящее время преподаватели зачастую используют такие оценочные средства, как кейсы, проекты, моделирование образовательных ситуаций и др.
Значимым аспектом в профессиональной подготовке будущих бакалавров и магистров является практика. В настоящее время выпускник, получивший степень бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и методической литературы в области образования, владеть современными технологиями сбора, фиксации и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования. Бакалавру предстоит конструировать содержание обучения на разных ступенях образования. Его профессиональная деятельность направлена на социализацию личности детей, формирование их общей культуры. Бакалавр должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями воспитанников.
В связи с этим в парадигме де-ятельностного подхода мы погружаем наших студентов уже с первого курса в практику. Первая практика имеет ознакомительный характер: студенты изучают специфику образовательного процесса детских садов и начальных школ, а на последующих курсах в ходе психолого-педагогической, педагогической и преддипломной практик они пробуют уже себя в роли воспитателя, учителя начальных классов. Все виды практик имеют свои особенности и предъявляют определенные требования к профессиональным и личностным качествам бакалавров педагогики. Важно отметить, что чрезвычайно важны непосредственное знакомство и систематические контакты потенциальных работодателей со студентами в процессе прохождения практик, поскольку они позволяют оценить профессиональное становление бакалавров в динамике и сделать выбор в пользу того или иного выпускника в перспективе.
В учебном плане подготовки магистров предусматривается четыре вида практики: научно-ис-
следовательская, педагогическая, научно-педагогическая и преддипломная. Выявляя преемственные связи, отметим, что в рамках педагогической практики бакалавров предусмотрено формирование умения использовать теоретические знания по различным курсам предметной подготовки для планирования и проведения занятий в детском саду и уроков в начальной школе. В задачи педагогической практики магистрантов входит формирование профессиональных компетенций, способности осуществлять на современном научном и методическом уровне преподавательскую, учебную и воспитательную работу в учреждениях, оказывающих образовательные услуги, приобретение магистрантами опыта практической инновационной педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации и начальной школе. Можно отметить, что углубление задач педагогической практики на уровне магистратуры и внесение в содержание практики задач инновационной деятельности соответствуют специфике образовательных программ.
Таким образом, в реализуемых программах подготовки бакалавров и магистров по профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» сохраняются возможности углубления знаний, умений, навыков, соответствующих компетенций, полученных обучающимися на предыдущем уровне. В то же время имеются достаточные возможности для углубленной подготовки магистров по проблеме инновационных подходов в системе дошкольного и начального образования.
Необходимо отметить, что преподавателями кафедры большое внимание уделяется обсуждению вопросов совершенствования качества профессиональной подготовки на соответствующих уровнях образования. Педагоги постоянно обновляют содержание дисциплин, преподаваемых в бакалавриате и магистратуре. На заседаниях кафедры теории и методики дошкольного и начального образования рассматриваются вопросы совершенствования методического обеспечения дисциплин по выбору по реализуемым образовательным программам, обсуждаются и принимаются решения по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, по введению новых тем научно-исследовательских работ.
Особо ценным является сотрудничество кафедры с дошкольными образовательными организациями и школами Сургута и Сургутского района. Ведущие педагоги дошкольных образовательных организаций и начальных школ проводят занятия в вузе, читая авторские курсы по актуальным вопросам дошкольного и начального образования. При реализации магистерских программ «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» и «Ин-
новационная начальная школа» проводятся научные семинары с приглашением работодателей и ведущих специалистов для обсуждения актуальных проблем науки и практики в области современного образования.
Разнообразна и содержательна внеаудиторная работа со студентами. Под руководством дипломированных преподавателей кафедры действуют проблемные исследовательские группы и объединения, бакалавры и магистры публикуют результаты своей научной работы в сборниках статей, участвуют в конкурсах, конференциях, в интернет-форумах и др. Следует отметить, что магистр по сравнению с бакалавром имеет более высокий уровень компетентности, профессионального сознания и деловой активности, что позволяет преподавателю выбрать наиболее эффективные формы учебных занятий, которые прежде всего сводятся к индивидуализации обучения. В связи с этим основой подготовки магистрантов является самостоятельная работа, которая наряду с традиционными технологиями поддерживается технологиями дистанционного обучения.
Своеобразным интегративным показателем и основным звеном преемственности непрерывной профессиональной подготовки в образовательной системе «бакалавриат - магистратура» логично рассматривать объективную готовность бакалавра к проблемно ориентированной научно-исследовательской деятельности в избранной предметной области. Подчеркнем, что для успешного продолжения обучения по соответствующей магистерской программе выпускник бакалавриата должен быть нацелен на восприимчивость к дальнейшим знаниям, творческое решение исследовательских и образовательных задач, научную работу по актуальной профильной проблематике.
Сегодня существенно активизировалась и обновилась работа студентов над дипломными проектами: повышены требования к экспериментальной части исследования, использованию результатов в практике образовательных организаций. Многие работы носят комплексный характер, интегрируя и обобщая знания студентов в области педагогики, психологии, методик специальных дисциплин. Тематика ряда исследований определена по запросу образовательных организаций города и района. Если в рамках бакалаврской работы студенты проектируют образовательный процесс в рамках конкретной педагогической проблематики либо разрабатывают методические рекомендации по организации образовательного процесса в детских садах и начальной школе, то магистранты проводят три этапа эксперимента, выявляя эффективность предложенных методик, технологий, проектов или моделей.
Кроме того, магистр педагогики должен уметь ставить задачи и разрабатывать план исследования в области дошкольного и начального общего образования, выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей и докладов на научно-практических конференциях, участвовать в реализации научно-исследовательских грантов и проектов [1].
Следует отметить, что научно-исследовательская деятельность магистранта определяется стратегией вуза по организации научных работ, качественным уровнем кадрового обеспечения университетов, активной разработкой научных проблем на кафедрах, учетом достижений студентов в науч-
но-исследовательской работе при определении их рейтинга успеваемости, личной заинтересованностью преподавателей в привлечении студентов к творческому научному сотрудничеству[4].
Сегодня кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета - это динамичный, постоянно развивающийся коллектив, где преподаватели полны творческих сил и устремлены в будущее. Положительная оценка качества подготовки наших выпускников, степень их продвижения по карьерной лестнице, география их трудоустройства свидетельствуют об эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования.
Расширение возможности кафедры в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества в образовательных услугах в системе непрерывного профессионального образования происходит за счет реализации программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Кафедра активно участвует в проведении таких курсов повышения квалификации, как «Педагогическое сопровождение ребенка в начальной школе», «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования при взаимодействии с социальными партнерами», «Психолого-педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей дошкольного возраста в условиях социокультурной среды дошкольной организации», «Робототехника в образовательном процессе» и др.
Содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации постоянно меняется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение профессионального стандарта педагога, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования и др. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научно-исследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности.
Вместе с тем исследование структурных элементов профессиональной адаптации молодого педагога и ее основных аспектов определило необходимость целенаправленного педагогическо-
го управления этим процессом. Цель такого управления состоит в обеспечении быстроты, высокого уровня и стойкости адаптации, уменьшении морально-психологических издержек молодого воспитателя и учителя, рациональном использовании компетенций, приобретенных в вузе, сбережении духовных и физических сил, их творческом развитии.
Обсуждая проблему успешной адаптации выпускников Сургутского государственного педагогического университета, преподаватели вуза вместе с ведущими педагогами школ и дошкольных образовательных организаций высказали на перспективу следующие предложения:
- внесение изменений в организацию образовательного процесса Сургутского государственного педагогического университета (проектирование и реализация спецкурсов и спецпрактикумов по заявкам работодателей на базе образовательных организаций);
- внесение изменений в организацию и методическое сопро-
вождение практики (научно-методическое сопровождение, корректировка документации, разные формы представления документации);
- организация новых форм сотрудничества образовательных организаций и вуза (мастер-классов, конференций, школ для наставников, психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной мотивации, вебинаров);
- разработка методического портфеля выпускника вуза, согласованного с работодателем;
- сотрудничество вуза с общественными организациями Сургута (молодежная организация работников образования, консалтинговые площадки);
- подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ по запросам работодателей;
- организация внутривузов-ского и межвузовского взаимодействия студентов разных уровней подготовки (проблемно-исследовательские группы студентов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Капкаева Л.С. Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры // Интеграция образования. 2012. № 2.
2. Кузнецова Т.И., Максимова Н.Ю. Преемственность профессиональных компетенций в системе уровневого образования (на примере бакалавриата и магистратуры) // Культура и образование. 2014. № 6.
3. Лаптев В.В., Ларченкова Л.А. Преемственность уровневого образования в области физики в педагогическом вузе // Известия Российского государственного педаго-
гического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174.
4. Мачинская Н.И. Организация профессионально-педагогической подготовки в условиях магистратуры: практический аспект // Народное образование. Педагогика. 2013. № 2 (39).
5. Никулина Е.Г. Изменения в содержании профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015.
LITERATURA_
1. Kapkaeva L.S. Preemstvennost' v organizacii samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah bakalavriata i magistratury // Integracija obrazovanija. 2012. № 2.
2. Kuznecova T.I., Maksimova N.Yu. Preemstvennost' professional'nyh kompetencij v sisteme urovnevogo obrazovanija (na primere bakalavriata i magistratury) // Kul'tura i obrazovanie. 2014. № 6.
3. LaptevV.V., Larchenkova L.A. Preemstvennost' urovnevogo obrazovanija v oblasti fiziki v pedagogicheskom vuze // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo
universiteta im. A.I. Gercena. 2015. № 174.
4. Machinskajа N.I. Organizacija professional'no-pedagogicheskoj podgotovki v uslovijah magistratury: prakticheskij aspect // Narodnoe obrazovanie. Pedagogika. 2013. № 2 (39).
5. Nikulina E.G. Izmenenija v soderzhanii professional'noj podgotovki v magistrature pedagogicheskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2015.