Научная статья на тему 'Формирование игровой компетентности у студентов - будущих педагогов учреждений дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования'

Формирование игровой компетентности у студентов - будущих педагогов учреждений дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / TEACHER OF PRE-SCHOOL INSTITUTIONS / ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE IN MANAGING EDUCATIONAL GAMES / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / REPARATION OF STUDENTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / SOCIO-DRAMATIC PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

Рассматривается проблема формирования игровой компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Показано, что игровая компетентность является важной составляющей профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений и необходимым условием осуществления психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.The article is dedicated of a problem of formation competence in managing educational games of an educator in preschool institutions under the implementation of the federal state educational standard of preschool education. Competence in managing educational games is an important component of educator’s professionalism in preschool institutions. It is a necessary condition of psycho-pedagogical support of development of preschool children’s play activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование игровой компетентности у студентов - будущих педагогов учреждений дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»

Формирование игровой компетентности у студентов - будущих педагогов учреждений дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

УДК 378.14:373.2

Е.И. Рзаева,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Рассматривается проблема формирования игровой компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Показано, что игровая компетентность является важной составляющей профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений и необходимым условием осуществления психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, педагог дошкольного учреждения, игровая компетентность, подготовка студентов, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

The article is dedicated of a problem of formation competence in managing educational games of an educator in preschool institutions under the implementation of the federal state educational standard of preschool education. Competence in managing educational games is an important component of educator's professionalism in preschool institutions. It is a necessary condition of psycho-pedagogical support of development of preschool children's play activity. Key words: socio-dramatic play, teacher of pre-school institutions, competence in managing educational games, reparation of students, federal state educational standard of preschool education.

Современный этап развития системы дошкольного образования в России во многом определяется введением в действие с 1 января 2014 года федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В нем обозначена важная задача: создание условий для «поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства» [5].

Однако реалии сегодняшнего дня показывают, что в режиме дня детских образовательных учреждений на творческую (не связанную с дидактическими потребностями) игру детям фактически не остается времени. На практике само понятие «игра» часто меняется на «игровые формы обучения». Сюжетно-ролевая игра как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте сплошь и рядом депривируется, причем на фоне ее тотальной эксплуатации. Это служит помехой достижению ряда целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в которых характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования заключается в том, что он «проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, по-

знавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам» [5].

Достижение предусмотренных образовательными стандартами дошкольного образования целевых ориентиров невозможно без формирования ценностного отношения к творческой сю-жетно-ролевой игре у педагогов дошкольных образовательных уч-

реждений. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольников во многом обусловлен тем, что педагоги сами не умеют занять игровую позицию, проявляя тем самым несерьезное отношение к игровой ситуации в целом, и в частности к сюжет-но-ролевой игре как деятельности. Это выдвигает определенные требования к компетенциям педагогов детских садов. Они, по нашему мнению, должны обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности, в том числе и сюжетно-ролевой игры. Очевидно, что успешность формирования сюжетно-ролевой игры детей во многом определяется профессиональным мастерством педа-

© Рзаева Е.И., 2015

гога, его компетентностью в осуществлении процесса руководства игровой деятельностью. В нашем понимании игровая компетентность - это структурное образование, включающее комплекс характеристик, необходимых воспитателю для осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности [2]. Игровая компетентность определяется совокупностью структурных компонентов: психолого-педагогических знаний, игровых умений и личного отношения воспитателя к игре. Решение проблемы формирования у студентов педагогического вуза игровой компетентности в осуществлении психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста позволит педагогу дошкольного образовательного учреждения обеспечивать руководство игрой с научных позиций.

В отечественных исследованиях этой проблемы констатируется низкий уровень готовности выпускников вузов к осуществлению руководства игровой деятельностью (И.Н. Асаева, И.Б. Бичева, Я.М. Курлат и др.). Традиционные модели подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к осуществлению психолого- педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, ориентированные на изучение особенностей игровой деятельности дошкольников в рамках отдельных дисциплин психолого-педагогического цикла, не отвечают современным требованиям к этой категории специалистов.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что у выпускников педагогического вуза (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»)

есть недостатки в подготовке к осуществлению психолого-педагогического сопровождения сю-жетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Основные трудности, возникающие у молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе их профессиональной деятельности, связаны с тем, что они, хотя и имеют достаточный уровень теоретических знаний по проблеме игры детей дошкольного возраста, но зачастую не знают как их применять на практике. Недостаточный игровой опыт молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений проявляется в неумении вести ролевой диалог, непонимании условности игровой ситуации, в больших затруднениях при диалектическом преобразовании игровых предметов, ролей и игровой ситуации в целом, а также в неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие между детьми в ходе игры. Кроме того, у них недостаточно собственных эмоциональных и творческих ресурсов, необходимых для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию игровой компетентности будущих воспитателей посредством междисциплинарной интеграции дисциплин психолого-педагогического цикла и предметов профессионального цикла. С этой целью была разработана научная концепция и создана модель системы формирования игровой компетентности у студентов в условиях педагогического вуза.

Модель включает мотивацион-но-целевой, содержательно-теоретический, процессуально-техно-логический, аналитико-диа-гностический, практико-резуль-тативный блоки, специфика реализации которых обусловлена

основной идеей предлагаемого нами подхода, заключающейся в том, что психолого-педагогическая подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к осуществлению профессиональной деятельности наряду с формированием знаний и умений, необходимых для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, может и должна способствовать формированию у них игровой компетентности как необходимого условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры с научных позиций.

В соответствии с этой идеей мотивационно-целевой блок модели ориентирует на формирование ценностно-смыслового отношения воспитателя к игре, связанного с глубоким пониманием ее важности для психического и личностного развития дошкольника. Мотивационно-целевой блок модели представлен изучением дисциплин базовой части профессионального цикла, а именно: «Психологии», «Детской психологии», «Проблемы психологии детей младшего возраста», овладение которыми способствует формированию у студентов знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, специфике ведущей деятельности, социальной ситуации развития дошкольников, психических новообразованиях возраста.

Содержательно-теоретический блок предусматривает системное осмысление воспитателем теоретических основ организации детской игры. Содержательно-теоретический блок включает изучение дисциплины «Психология и педагогика игры», относящейся к вариативной части профессионального цикла. Она опирается на классические и современные психолого-педагогические исследо-

вания проблемы игры. В рамках содержательно-теоретического блока изучается еще одна дисциплина - «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». В контексте изучения этой дисциплины студенты получают знания о закономерностях развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Процессуально-технологический блок включает формы и методы работы со студентами, организуемой как в традиционных формах, так и в формах поисковой, конструктивной деятельности, носящей индивидуальный и групповой характер. Интерактивный режим организации педагогического процесса способствует повышению учебной мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, развитию у них коммуникативных, профессиональных умений и на-

выков, а также рефлексивных и творческих способностей.

Аналитико-диагностический блок представляет собой комплекс методов и методик, направленных на формирование у студентов умений проводить диагностику уровней развития игрового пространства и сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Основу блока составляет комплекс методов и методик, способствующих определению уровня развития игровой компетентности студентов, который выполняет функцию обратной связи. После проведения такой диагностики каждый студент понимает, над чем ему стоит поработать и что еще необходимо освоить. Это представляется важным для выработки индивидуальных траекторий развития и обучения студентов.

В рамках аналитико-диагно-стического блока изучается дис-

циплина вариативной части профессионального цикла «Проблема игрового пространства в дошкольном возрасте» [3]. Цель дисциплины: изучение феномена возникновения и развития игрового пространства в дошкольном возрасте.

Особое внимание уделяется изучению методики формирования игрового пространства у дошкольников. Ее апробация происходит при прохождении прак-тико-результативного блока, который ориентирован на формирование у студентов умения осуществлять переход от знаний в области руководства игрой к реальным действиям в конкретной ситуации и к осознанию того, что нужно делать сейчас. Большое значение придается также формированию творческого отношения к поиску новых приемов и путей развития игровой

деятельности детей дошкольного возраста.

В контексте практико-резуль-тативного блока изучается дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение развития игровой деятельности дошкольников» [4]. Она опирается на следующее важное положение «Концепции по дошкольному воспитанию»: «чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий» [4]. Природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом - «руководить игрой». Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии осуществления психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности дошкольника, которое предстает как достаточно сложный механизм оказания есте-

ственной помощи ребенку. В процессе изучения этой дисциплины студенты учатся взаимодействовать с детьми в игре, учитывая результаты диагностики игровой деятельности, менять тактику при организации и развитии игры у детей, отбирать содержание игр на основе интересов дошкольников, ориентироваться на индивидуальные творческие проявления детей в игре.

Результаты экспериментального исследования показали, что нам удалось сформировать у студентов высокий уровень игровой компетентности. Разработанная модель формирования игровой компетентности студентов способствовала не только овладению ими прочными знаниями и умениями, но и создала возможность для их переноса в профессиональную деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследования была установлена прямо пропорциональная зависимость между уровнями развития игровой компетентности

воспитателя и сюжетно-роле-вой игры дошкольников. Высокий уровень развития игровой компетентности воспитателя привел к качественным изменениям в самостоятельной, творческой детской игре.

В заключение хочется отметить, что высокий уровень развития сю-жетно-ролевой игры не достигается спонтанно, для этого необходимы внешние, стимулирующие ее развитие факторы и прежде всего - игровая компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Формирование игровой компетентности обеспечит эффективную профессиональную деятельность педагога дошкольного образования, направленную на качественное воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001. С. 226.

2. Рзаева Е.И. Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С.21-24.

3. Рзаева Е.И. Роль игрового пространства в развитии творчества у детей дошкольного возраста // Научный поиск. 2012. № 4.5 С.60-62.

4. Рзаева Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития игровой деятельности в дошкольном возрасте // Научный поиск. 2014. № 2.4. С.38-40.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. №1155 ИПр://хп--273--84^. хп--р1а1/ак!у_т1поЬгпаик1_гоз811/рпка2-т1поЬгпаик1-г1:-оМ7102013-по-1155.

LITERATURA

1. Koncepcija doshkol'nogo vospitanija // Doshkol'noe obrazovanie v Rossii v dokumentah i materialah: sbornik deistvuyushih normativno-pravovyh dokumentov i programmno-metodicheskih materialov. M., 2001. S. 226.

2. Rzaeva E.I. Igrovaja kompetentnost' kak neobhodimoe uslovie professional'noi dejatel'nosti vospitatelja doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2013. №9. S. 21-24.

3. Rzaeva E.I. Rol' igrovogo prostranstvav razvitii tvorchestva u detei doshkol'nogo vozrasta // Nauchnyi poisk. 2012. № 4.5 S. 60-62.

4. Rzaeva E.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija igrovoi dejatel'nosti v doshkol'nom vozraste // Nauchnyi poisk. 2014. № 2.4. S. 38-40.

5. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovanija // Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossiiskoi Federacii ot 17 oktjabrja 2013 goda. №1155 URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_ minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.