Научная статья на тему 'Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения'

Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / SOCIO-DRAMATIC PLAY / PRE-SCHOOL AGE / TEACHER OF PRE-SCHOOL INSTITUTIONS / GUIDANCE OF PLAY ACTIVITY / COMPETENCE IN MANAGING EDUCATIONAL GAMES / REPARATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

Рассматривается проблема формирования у студентов педагогического вуза – будущих воспитателей игровой компетентности, которая является необходимым условием профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Освещается роль сюжетно-ролевой игры в достижении высокого уровня развития игровой деятельности у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of students of pedagogical universities – future educators game ofcompetence which is a necessary condition of professional activity of a teacher of preschool educational institution considered. Discusses the role of role-playing game in achieving a high level of play activity in children.

Текст научной работы на тему «Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения»

УДК 37.015.325

Е.И. Рзаева,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Главным стратегическим направлением модернизации высшей школы является обеспечение нового уровня качества подготовки квалифицированных, ответственных, конкурентоспособных кадров, спо-

© Рзаева Е.И., 2013

собных к постоянному профессиональному росту.

Модернизация российской системы образования предполагает и подготовку компетентных специалистов для дошкольных образовательных учреждений. Весь процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игровой деятельности, которая явля-

ется ведущей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эль-конин и др.). Именно в контексте игры происходит формирование основных психических новообразований дошкольного возраста.

Во многих исследованиях показано, что даже в старшем до-

ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЗАЕВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: психология, педагогика и методика высшего педагогического образования. Автор 40 публикаций

Рассматривается проблема формирования у студентов педагогического вуза - будущих воспитателей игровой компетентности, которая является необходимым условием профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Освещается роль сюжетно-ролевой игры в достижении высокого уровня развития игровой деятельности у детей.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, воспитатель дошкольного учреждения, руководство игровой деятельностью, игровая компетентность, подготовка студентов.

The problem of formation of students of pedagogical universities - future educators game of competence which is a necessary condition of professional activity of a teacher of preschool educational institution considered. Discusses the role of role-playing game in achieving a high level of play activity in children.

Key words: socio-dramatic play, pre-school age, teacher of pre-school institutions, guidance of play activity, competence in managing educational games, reparation of students.

школьном возрасте сюжетноролевая игра не достигает у детей высокого уровня развития: они играют мало, игры бедны по содержанию и носят преимущественно предметный характер (А.Л. Венгер, О.В. Гударе-ва, Н.И. Гуткина, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко,

В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Б.Д. Эльконин, Л.И. Эльконинова,

О.К. Репина и др.). Низкий уровень развития игровой деятельности у большинства современных дошкольников является следствием отсутствия адекватных психологопедагогических условий, которые способствуют ее формированию и развитию. Среди факторов, отрицательно сказывающихся на приобщении детей к играм, можно выделить:

- распад естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения действительности осваивались ребенком в ходе игр со старшими детьми (А.В. Запорожец,

Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.);

- разрыв между поколениями детей и родителей (В.И. Слободчиков, А.Л. Венгер, Б.Д. Эльконин);

- сужение сферы возможного участия детей в труде взрослых и изолированность от них (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова);

- внедрение новых информационных технологий, подмена игры просмотром телевизора (Н.И. Гуткина);

- недоступность социальных взаимоотношений в профессиональном мире взрослых(Л.И. Эль-конина);

- неприспособленность домашнего пространства и недостаток организованных игровых площадок для совместных игр (М. Гуддеми, Т. Ямбор, Р. Мур, М. Паттон);

- изменение социальных установок по отношению к игре: родители хотят, чтобы дети учились, а не играли (Е.С. Жорняк и др.);

- ориентацию воспитателей на подготовку детей к школе и на организацию обучающих занятий (В.С. Собкин, Е.М. Марич);

- жесткая регламентация игры педагогом привела к практике симулирования детской игры (Е.В. Груздова).

В Концепции дошкольного воспитания сказано: чтобы игра стала подлинным средством твор-

ческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми сверху тематики и регламентации действий [2]. В этом документе отмечается, что сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания. Стратегия дошкольного воспитания как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, так как в ней зарождаются и развиваются основные новообразования дошкольного возраста.

Анализ существующих в системе дошкольного образования программ обучения, воспитания и развития детей («Истоки», «Радуга», «Детство» и др.) показал, что далеко не все программы в полной мере раскрывают содержание, технологии осуществления руководства игровой деятельностью детей, в них недостаточно эффективно используются возможности игры в психическом развитии ребенка. Перечисленные обстоятельства вызвали необходимость совершенствования педагогической организации игры детей. В настоящее время проведены исследования,в которых изучались технологии организации детской игры в современном дошкольном образовательном учреждении (Е.В. Зворы-гина, Н.А. Короткова, Л.В. Лидак,

С.Н. Литвинова, Н.Я. Михайленко, В.И. Турченко, О.В. Гударева и др.), подготовка педагога к организации игровой деятельности детей (Л.С. Семушина, В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич, О.М. Попова, Л.Д. Лазарук, О.К. Васильева, А.К. Бондаренко, С.В. Пе-терина, Г.А. Карпюк, О.А. Колесник, Е.В. Груздова), развитие про-

фессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений (И.Н. Асаева, И.Б. Биче-ва, Е.А. Гнатышина, Я.М. Курлат, Л.М. Солянкина, Н.А. Пахтусова, Л.В. Абдалина, Л.М. Курилова). В научной литературе подчеркивается, что развитие игровой деятельности у дошкольников напрямую зависит от подготовленности воспитателя к организации игры. Вместе с тем в исследованиях констатируется низкий уровень готовности выпускников вузов -воспитателей к осуществлению руководства игровой деятельностью (И.Н. Асаева, И.Б. Бичева, Я.М. Курлат и др.). Анализ научных исследований по проблемам психологии и педагогики игры, исследование проблемы формирования игровой деятельности дошкольников в условиях современного детского сада, изучение образовательной практики в области профессиональной подготовки будущих педагогов позволили нам выделить ряд противоречий, актуализирующих проведение исследований в области разработки научной концепции и апробации модели подготовки воспитателей к осуществлению руководства игровой деятельностью детей в условиях вуза. Среди них мы выделили противоречия между:

- потребностью современных дошкольных образовательных учреждений в воспитателях, являющихся компетентными специалистами в области дошкольного воспитания, способных эффективно осуществлять руководство игровой деятельностью дошкольников, и низким уровнем развития игровой компетентности выпускников педагогических вузов;

- активным процессом модернизации педагогического образования на основе компетентност-ного подхода и существующим уровнем теории и практики формирования данных компетентностей у студентов - будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

- наличием ярко выраженной специфики профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и используемыми в настоящее время технологиями формирования компетентностей у студентов, не учитывающих этой специфики;

- необходимостью объективной оценки уровня сформирован-ности игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений и неразработанностью механизма и методики проведения оценки сформированности игровой компетентности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Эти противоречия определили актуальность проблемы формирования у студентов педагогического вуза игровой компетентности к осуществлению руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения осуществлять руководство игрой с научных позиций, целенаправленно(а не пускать на самотек, безучастно взирать на спонтанное развитие).

На первом этапе нашего исследования мы изучали генезис игрового пространства у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов г. Шуя Ивановской области с 1994 по 1996 год [3]. Исследование показало, что низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры можно значительно повысить, если сформировать у детей игровое пространство как структуру сознания ребенка, позволяющую осуществлять игровую деятельность на высоком уровне [4]. В ходе анализа был описан феномен игрового пространства дошкольника, разработаны экспериментальные методики его изучения, выделены направления в развитии игрового пространства, определены критерии оценки уровня его развития, разработана и апробирована методика формирования игрового пространства. В ходе исследования нами было доказано, что высокий уровень развития игрового пространства оказывает позитивное влияние как на развитие сюжетно-ролевой игры, так и на общее интеллектуальное развитие.

Второй этап исследования был посвящен формированию игровой компетентности у студентов педагогического вуза - будущих воспитателей [1]. Исследование проводилось на базе педагогического факультета Шуйского государственного педагогического университета с 1997 по 2012 год.

В нашем понимании игровая компетентность - это структурное образование, включающее комплекс характеристик, необходимых воспитателю для осуществления руководства игровой деятельностью. К ним относятся: ценностное отношение воспитателя к игре (понимание огромного потенциала игры для психического развития ребенка); обобщенная игровая теория (знание теоретических основ игры); высокий уровень развития игрового пространства воспитателя (игровая структура сознания как возможность осуществления игровой деятельности); владение методикой осуществления руководства игрой и формирования игрового пространства у детей дошкольного возраста; профессиональные умения и навыки конструирования содержания игр в зависимости от возраста детей, уровня развития игры и индивидуальных особенностей дошкольников; готовность воспитателей осуществлять переход от знаний по руководству игрой к реальным действиям в определенной ситуации и осознание того, что нужно делать сейчас в конкретной ситуации; креативность (творческое отношение воспитателя к поиску новых приемов и путей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста); совокупность личностных качеств (децен-трации, эмпатии, рефлексии); богатый собственный игровой опыт. С этой целью была разработана научная концепция и создана модель системы формирования игровой компетентности у студентов - будущих воспитателей в условиях педагогического вуза.

Результаты экспериментального исследования показали, что с помощью разработанной технологии обучения в экспериментальной группе студентов удалось сформировать высокий уровень игровой компетентности. После окончания вуза выпускники работали в качестве воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Мы провели исследование, в котором на протяжении трех лет в начале и конце учебного года (в сентябре и мае) определяли уровень развития сюжетноролевой игры и интеллектуального развития дошкольников. Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной (где работали выпускники с высоким уровнем игровой компетентности) и контрольной (где были воспитатели с низким уровнем игровой компетентности) группах показал, что дошкольники, воспитывающиеся в этих группах, отличаются друг от друга по уровню развития сюжетно-ролевой игры и, как следствие, уровню интеллектуального развития. Высокий уровень развития продемонстрировали дети из экспериментальной группы.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанная модель развития игровой компетентности воспитателя не только обеспечила формирование прочных знаний и умений, но и создала возможность для переноса их в профессиональную деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследования была также установлена прямо пропорциональная зависимость между уровнями развития игровой компетентности воспитателя и сюжетно-ролевой игры дошкольников. Высокий уровень развития игровой компетентности воспитателя, отмеченный нами на заключительном этапе эксперимента, привел к ка-

чественным изменениям в са-мостоятельной,творческой детской игре.

Таким образом, новый подход к осуществлению руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста посредством формирования у студентов - будущих воспитателей игровой компетентности разрушает сложившееся в настоящее время стереотипное представление об игре как регламентированном процессе и изменяет позицию воспитателя при осуществлении руководства сюжетно-ролевой игрой, что позволяет детям достичь высокого уровня развития игровой деятельности. А высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры не достигается спонтанно, для этого необходимы внешние факторы, стимулирующие ее развитие, и прежде всего определенная позиция взрослого, его игровая компетентность в осуществлении руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста, что является гарантом свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Литература

1. Зайцева С.А. Концептуальный подход к формированию информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов // Наука и школа. 2011. № 1. С. 29-31.

2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативноправовых документов и науч.-метод. материалов / под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: АСТ, 1997. С. 8-33.

3. Рзаева Е.И. Курс «Психология и педагогика игры» на интегрированном педагогическом факультете // Начальная школа. 1996. № 3.

4. Рзаева Е.И. Роль игрового пространства в развитии творчествау детей дошкольного возраста // Научный поиск. 2012. № 4, 5 С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.