УДК 37.015.325
Е.И. Рзаева,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Главным стратегическим направлением модернизации высшей школы является обеспечение нового уровня качества подготовки квалифицированных, ответственных, конкурентоспособных кадров, спо-
© Рзаева Е.И., 2013
собных к постоянному профессиональному росту.
Модернизация российской системы образования предполагает и подготовку компетентных специалистов для дошкольных образовательных учреждений. Весь процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игровой деятельности, которая явля-
ется ведущей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эль-конин и др.). Именно в контексте игры происходит формирование основных психических новообразований дошкольного возраста.
Во многих исследованиях показано, что даже в старшем до-
ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЗАЕВА
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: психология, педагогика и методика высшего педагогического образования. Автор 40 публикаций
Рассматривается проблема формирования у студентов педагогического вуза - будущих воспитателей игровой компетентности, которая является необходимым условием профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Освещается роль сюжетно-ролевой игры в достижении высокого уровня развития игровой деятельности у детей.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, воспитатель дошкольного учреждения, руководство игровой деятельностью, игровая компетентность, подготовка студентов.
The problem of formation of students of pedagogical universities - future educators game of competence which is a necessary condition of professional activity of a teacher of preschool educational institution considered. Discusses the role of role-playing game in achieving a high level of play activity in children.
Key words: socio-dramatic play, pre-school age, teacher of pre-school institutions, guidance of play activity, competence in managing educational games, reparation of students.
школьном возрасте сюжетноролевая игра не достигает у детей высокого уровня развития: они играют мало, игры бедны по содержанию и носят преимущественно предметный характер (А.Л. Венгер, О.В. Гударе-ва, Н.И. Гуткина, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко,
В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Б.Д. Эльконин, Л.И. Эльконинова,
О.К. Репина и др.). Низкий уровень развития игровой деятельности у большинства современных дошкольников является следствием отсутствия адекватных психологопедагогических условий, которые способствуют ее формированию и развитию. Среди факторов, отрицательно сказывающихся на приобщении детей к играм, можно выделить:
- распад естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения действительности осваивались ребенком в ходе игр со старшими детьми (А.В. Запорожец,
Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.);
- разрыв между поколениями детей и родителей (В.И. Слободчиков, А.Л. Венгер, Б.Д. Эльконин);
- сужение сферы возможного участия детей в труде взрослых и изолированность от них (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова);
- внедрение новых информационных технологий, подмена игры просмотром телевизора (Н.И. Гуткина);
- недоступность социальных взаимоотношений в профессиональном мире взрослых(Л.И. Эль-конина);
- неприспособленность домашнего пространства и недостаток организованных игровых площадок для совместных игр (М. Гуддеми, Т. Ямбор, Р. Мур, М. Паттон);
- изменение социальных установок по отношению к игре: родители хотят, чтобы дети учились, а не играли (Е.С. Жорняк и др.);
- ориентацию воспитателей на подготовку детей к школе и на организацию обучающих занятий (В.С. Собкин, Е.М. Марич);
- жесткая регламентация игры педагогом привела к практике симулирования детской игры (Е.В. Груздова).
В Концепции дошкольного воспитания сказано: чтобы игра стала подлинным средством твор-
ческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми сверху тематики и регламентации действий [2]. В этом документе отмечается, что сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания. Стратегия дошкольного воспитания как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, так как в ней зарождаются и развиваются основные новообразования дошкольного возраста.
Анализ существующих в системе дошкольного образования программ обучения, воспитания и развития детей («Истоки», «Радуга», «Детство» и др.) показал, что далеко не все программы в полной мере раскрывают содержание, технологии осуществления руководства игровой деятельностью детей, в них недостаточно эффективно используются возможности игры в психическом развитии ребенка. Перечисленные обстоятельства вызвали необходимость совершенствования педагогической организации игры детей. В настоящее время проведены исследования,в которых изучались технологии организации детской игры в современном дошкольном образовательном учреждении (Е.В. Зворы-гина, Н.А. Короткова, Л.В. Лидак,
С.Н. Литвинова, Н.Я. Михайленко, В.И. Турченко, О.В. Гударева и др.), подготовка педагога к организации игровой деятельности детей (Л.С. Семушина, В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич, О.М. Попова, Л.Д. Лазарук, О.К. Васильева, А.К. Бондаренко, С.В. Пе-терина, Г.А. Карпюк, О.А. Колесник, Е.В. Груздова), развитие про-
фессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений (И.Н. Асаева, И.Б. Биче-ва, Е.А. Гнатышина, Я.М. Курлат, Л.М. Солянкина, Н.А. Пахтусова, Л.В. Абдалина, Л.М. Курилова). В научной литературе подчеркивается, что развитие игровой деятельности у дошкольников напрямую зависит от подготовленности воспитателя к организации игры. Вместе с тем в исследованиях констатируется низкий уровень готовности выпускников вузов -воспитателей к осуществлению руководства игровой деятельностью (И.Н. Асаева, И.Б. Бичева, Я.М. Курлат и др.). Анализ научных исследований по проблемам психологии и педагогики игры, исследование проблемы формирования игровой деятельности дошкольников в условиях современного детского сада, изучение образовательной практики в области профессиональной подготовки будущих педагогов позволили нам выделить ряд противоречий, актуализирующих проведение исследований в области разработки научной концепции и апробации модели подготовки воспитателей к осуществлению руководства игровой деятельностью детей в условиях вуза. Среди них мы выделили противоречия между:
- потребностью современных дошкольных образовательных учреждений в воспитателях, являющихся компетентными специалистами в области дошкольного воспитания, способных эффективно осуществлять руководство игровой деятельностью дошкольников, и низким уровнем развития игровой компетентности выпускников педагогических вузов;
- активным процессом модернизации педагогического образования на основе компетентност-ного подхода и существующим уровнем теории и практики формирования данных компетентностей у студентов - будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- наличием ярко выраженной специфики профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и используемыми в настоящее время технологиями формирования компетентностей у студентов, не учитывающих этой специфики;
- необходимостью объективной оценки уровня сформирован-ности игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений и неразработанностью механизма и методики проведения оценки сформированности игровой компетентности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Эти противоречия определили актуальность проблемы формирования у студентов педагогического вуза игровой компетентности к осуществлению руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения осуществлять руководство игрой с научных позиций, целенаправленно(а не пускать на самотек, безучастно взирать на спонтанное развитие).
На первом этапе нашего исследования мы изучали генезис игрового пространства у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов г. Шуя Ивановской области с 1994 по 1996 год [3]. Исследование показало, что низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры можно значительно повысить, если сформировать у детей игровое пространство как структуру сознания ребенка, позволяющую осуществлять игровую деятельность на высоком уровне [4]. В ходе анализа был описан феномен игрового пространства дошкольника, разработаны экспериментальные методики его изучения, выделены направления в развитии игрового пространства, определены критерии оценки уровня его развития, разработана и апробирована методика формирования игрового пространства. В ходе исследования нами было доказано, что высокий уровень развития игрового пространства оказывает позитивное влияние как на развитие сюжетно-ролевой игры, так и на общее интеллектуальное развитие.
Второй этап исследования был посвящен формированию игровой компетентности у студентов педагогического вуза - будущих воспитателей [1]. Исследование проводилось на базе педагогического факультета Шуйского государственного педагогического университета с 1997 по 2012 год.
В нашем понимании игровая компетентность - это структурное образование, включающее комплекс характеристик, необходимых воспитателю для осуществления руководства игровой деятельностью. К ним относятся: ценностное отношение воспитателя к игре (понимание огромного потенциала игры для психического развития ребенка); обобщенная игровая теория (знание теоретических основ игры); высокий уровень развития игрового пространства воспитателя (игровая структура сознания как возможность осуществления игровой деятельности); владение методикой осуществления руководства игрой и формирования игрового пространства у детей дошкольного возраста; профессиональные умения и навыки конструирования содержания игр в зависимости от возраста детей, уровня развития игры и индивидуальных особенностей дошкольников; готовность воспитателей осуществлять переход от знаний по руководству игрой к реальным действиям в определенной ситуации и осознание того, что нужно делать сейчас в конкретной ситуации; креативность (творческое отношение воспитателя к поиску новых приемов и путей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста); совокупность личностных качеств (децен-трации, эмпатии, рефлексии); богатый собственный игровой опыт. С этой целью была разработана научная концепция и создана модель системы формирования игровой компетентности у студентов - будущих воспитателей в условиях педагогического вуза.
Результаты экспериментального исследования показали, что с помощью разработанной технологии обучения в экспериментальной группе студентов удалось сформировать высокий уровень игровой компетентности. После окончания вуза выпускники работали в качестве воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Мы провели исследование, в котором на протяжении трех лет в начале и конце учебного года (в сентябре и мае) определяли уровень развития сюжетноролевой игры и интеллектуального развития дошкольников. Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной (где работали выпускники с высоким уровнем игровой компетентности) и контрольной (где были воспитатели с низким уровнем игровой компетентности) группах показал, что дошкольники, воспитывающиеся в этих группах, отличаются друг от друга по уровню развития сюжетно-ролевой игры и, как следствие, уровню интеллектуального развития. Высокий уровень развития продемонстрировали дети из экспериментальной группы.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанная модель развития игровой компетентности воспитателя не только обеспечила формирование прочных знаний и умений, но и создала возможность для переноса их в профессиональную деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследования была также установлена прямо пропорциональная зависимость между уровнями развития игровой компетентности воспитателя и сюжетно-ролевой игры дошкольников. Высокий уровень развития игровой компетентности воспитателя, отмеченный нами на заключительном этапе эксперимента, привел к ка-
чественным изменениям в са-мостоятельной,творческой детской игре.
Таким образом, новый подход к осуществлению руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста посредством формирования у студентов - будущих воспитателей игровой компетентности разрушает сложившееся в настоящее время стереотипное представление об игре как регламентированном процессе и изменяет позицию воспитателя при осуществлении руководства сюжетно-ролевой игрой, что позволяет детям достичь высокого уровня развития игровой деятельности. А высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры не достигается спонтанно, для этого необходимы внешние факторы, стимулирующие ее развитие, и прежде всего определенная позиция взрослого, его игровая компетентность в осуществлении руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста, что является гарантом свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Литература
1. Зайцева С.А. Концептуальный подход к формированию информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов // Наука и школа. 2011. № 1. С. 29-31.
2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативноправовых документов и науч.-метод. материалов / под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: АСТ, 1997. С. 8-33.
3. Рзаева Е.И. Курс «Психология и педагогика игры» на интегрированном педагогическом факультете // Начальная школа. 1996. № 3.
4. Рзаева Е.И. Роль игрового пространства в развитии творчествау детей дошкольного возраста // Научный поиск. 2012. № 4, 5 С. 60-62.