3. Подласый, И. П. Педагогика: [Текст] учеб. / И. П. Подласый - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
4. Куделич, А. А. Ценностные ориентации нравственного и патриотического характера старшеклассников Беларуси и России [Текст] / А. А. Куделич // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. С. 234-242.
5. Щур кова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностноориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 139-148.
6. Шилова, М. И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельноволевых черт характера подростков / М. И. Шилова, Н. Ф. Яковлева. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - 264 с.
УДК 378
Абдуразакова Диана Мусаевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения праву ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», [email protected], Махачкала
Абдуразакова Арзу Нураддиновна
Старший преподаватель кафедры русского языка, ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Abdurazakova Diana Musaevna
Doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the theory and methodology of teaching law GOV VPO «Dagestan State Pedagogical University», [email protected], Makhachkala
Abdurazakova Arzu Nuraddinovna
Senior Lecturer of the Russian Language department, GOU VPO «Dagestan State Pedagogical University»
SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE TO YOUNG STUDENTS: PROBLEMS AND PRIORITIES.
Сложившиеся социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутрен-
ним и внешним пространством актуализировали проблему развития толерантного сознания молодежи.
Понятие толерантности включает в себя несколько аспектов, которые достаточно подробно изучены отечественными и зарубежными учеными. Философский аспект проблемы толерантности рассматривался в работах Л. В. Скворцова, В. М. Золотухина, А. В. Певцова, Б. В. Емельянова, Е. Б. Рашковского, Е. Г. Трубиной и др. Религиозный аспект затронут в работах П. О. Николаева, М. Б. Хомякова, И. В. Бестужева-Лады, К. Хюбнер. Анализу этического аспекта проблемы толерантности посвящены исследования Р. Р. Валитововй, Г. Н. Шихардиной, Д. 3. Мутагирова, А. А. Гусейнова, В. А. Салимовского, Т. П. Скрипкиной.
Социокультурный и социально-политический аспекты проблемы толерантности изучены в трудах О. В. Волосова, Г. Шабалы, М. Д. Култаевой, Т. Росийчука, М. Уолцера, Л. М. Дробижевой, Г. У. Олпорта, А. Е. Галеотти. Этническую составляющую проблемы толерантности затрагивали в своих работах такие ученые, как Ю. А. Сорокин, В. Ю. Хотинец, М. Б. Ешич, Л. П. Крысин, Н. М. Лебедева, Ю. Л. Платонов.
Доминантную роль в процессе развития толерантного сознания учащейся молодежи играет культурно-образовательная среда, которая понимается как личностно-ориентированная образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования, когда учебно-воспитательный процесс строится на принципах гуманизма, толерантности, плюрализма, историзма.
Ведущими направлениями организации целенаправленного педагогического процесса развития толерантного сознания учащейся молодежи в по-ликультурном образовательном пространстве являются:
- приобщение подрастающего поколения как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре,
- нравственное и гражданственное воспитание молодежи,
- развитие ноосферного сознания и планетарного мышления,
- формирование готовности и умения осуществлять конструктивный межкультурный диалог в многонациональной среде.
Важность развития толерантного сознания молодежи определяется рядом общественно значимых социокультурных изменений, произошедших в России в 1990-х гг. Это и деформация ценностей системы, и усложнение социальной структуры, дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества, порождающий разобщенность и антагонизм. Все эти изменения привели к забвению таких традиционных ценностей отечественной культуры, как духовное подвижничество, милосердие, терпимость.
Исследователи психологического состояния российского общества отмечают, что для современного периода характерны «... массовое чувство социальной несправедливости, социальной и физической незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне; утрата смысла жизни и жизненных пер-
спектив (одна из главных причин самоубийств); широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов, фобий, посттравматического синдрома; аномия (разрушение традиционных ценностей); атараксия (апатия и безразличие к происходящему); повышенная агрессивность; нравственная деградация; криминализация массового сознания; брутализация (ужесточение социальной жизни); кризис идентичности; конфликт поколений; понимание свободы как вседозволенности и др.» [3].
По данным социологических опросов, только 5% старшеклассников отмечают, что для них характерно стремление проявить милосердие, благотворительность, помощь ближнему; большинство опрошенных среди молодежи (15-21 год) неудовлетворительно оценивают состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей: 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% - что моральное состояние общества хорошее. При этом 58% респондентов согласились с утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% - «скорее, согласны»).
Достаточно пессимистично и отношение к последствиям такого состояния: 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, молодые респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Показательно, что заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).
Таким образом, можно констатировать, что отечественное образование, к сожалению, утратило свою основную составляющую - деятельность по воспитанию и развитию нравственных ценностей человека.
Строительство гражданского общества обусловило осознание отдельными гражданами и некоторыми группами своего особого места и роли в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессио-нальных отношений.
Как отмечают исследователи, данный процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков, страхов: ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, кавказофобии, антисемитизма, неизменно приводящих к росту национализма, дискриминации и связанной с ними нетерпимости, и, как результат - к ущемлению прав человека в самом широком спектре проявлений.
Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества, существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межкон-фессиональной, социально-экономической, межпоколенческой нетерпимости.
В этих условиях государственная федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» выступила как программа формирования социальных норм толерантности и стала базовым документом для разработки педагогических методов воспитания веротерпимости, миролюбия и доброжелательности, выступает в качестве противодействия эскалации социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.
Государство и образование как государственная структура выступают в данном случае как органы поиска согласия во всех сферах жизни общества, так как только при достижении социального доверия и толерантности становится возможным устойчивый экономический рост и социальная стабильность в многонациональном, межконфессиональном, поликультурном обществе.
Общие итоги мониторинга социальной напряженности позволили выявить ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать при прогнозировании социальных рисков и проектировании социально-экономических программ различного уровня. Среди них:
- рост мобильности населения, приводящий к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями, к росту вероятности социальных конфликтов;
- восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигран-тофобии как привычной социальной нормы и, как следствие - явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп;
- распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои - чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти» и Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.
Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни различных социальных групп повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, на основе результатов мониторинга «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» посвященного исследованиям отношений подростков к национализму и экстремизму, различным религиям (в том числе сектам), неформально-молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признается как одобряемый способ разрешения национальных конфликтов.
Настораживает тот факт, что 34,2% опрошенных подростков относятся с безразличием к любым радикальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам. Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков, то есть, тех, кто будет определять общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком будущем, к социально опасным явлениям проявления жестокости экстремизма, как
к привычной норме нашего образа жизни, является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики по толерантности в России.
Приведенные в материалах Программы факты иллюстрируют необходимость расширения нормативно-правовой базы и создание системы экспертизы, позволяющей дать правовую оценку различного рода проявлениям жестокости, агрессии и экстремизма.
В связи с этим в качестве эффективной меры для изменения данной ситуации обоснована необходимость введения государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности, законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в общественной жизни, СМИ и Интернете. Подобная экспертиза повысит эффективность правовых решений при оценке проявления экстремизма в СМИ.
Наряду с психолингвистической экспертизой радикальных текстов в Программе обоснована необходимость распространения гуманитарной экспертизы образовательных программ и учебников; психолого-педагогической экспертизы игровой продукции, в первую очередь компьютерных игр, нередко провоцирующих формирование деструктивного поведения детей и подростков.
Результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций, как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников и программ необходимо учитывать фактический материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур.
В ходе реализации Программы был разработан пакет социокультурных, образовательных и социально-психологических технологий формирования установок толерантного сознания для всех ступеней образования, включая послевузовское образование и повышение квалификации.
В русле данного исследования особую значимость приобретает сама констатация несомненной взаимосвязи основных принципов гуманистического мировоззрения и природы толерантного сознания, определяемого в данной работе как сущностная характеристика культуры личности. На основании анализа направлений развития гуманизма, характерных для европейской культуры и являющихся базой для формирования современного гуманистического мировоззрения, представляется возможным определение его основных принципов.
Мы выделяем основные константы гуманистического мировоззрения, неизменно остававшиеся в центре гуманистического взгляда на мир до настоящего времени. Очевидно, что постоянное обращение к определенным ценностям, признание этих ценностей непреходящими для человека как индивидуальности и общества в целом позволяет в результате обобщения
сформулировать основные принципы, характерные для гуманистического мировоззрения. Среди них: осознание человеком своей человечности в процессе обретения им духовных ценностей, в процессе социализации и индивидуализации, где усилиям самого человека принадлежит важная роль; осознание труда и творчества как неотделимой части жизни, достойной человека; развитие и поддержание интереса к глубинам человеческого характера, стремление постичь человека во всей его сложности; стремление к воплощению идеи правового государства, объединяющего людей с разными и даже не совпадающими интересами; безусловное соблюдение прав человека, непреходящая и неизменная ценность жизни и свободы человека; стремление к всесторонней образованности и гармоничному развитию личности; опора на реальную жизнь и традиционные семейные ценности; стремление к гармоничному экологически обоснованному взаимодействию с природой, изучение ее законов и внутренних связей.
Следовательно, современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание молодого человека.
На основе определения культурно-образовательной среды как важнейшего фактора развития толерантного сознания молодежи, были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются при определенных педагогических условиях.
В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов. В связи с этим приобретает особое значение обращение в учебно-воспитательном процессе к педагогическому потенциалу занятий искусством, так как именно область искусства может: предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.
Федеральный закон «Об образовании», помимо фиксации внимания на личности обучающегося как высшей ценности, ввел разделение базисного учебного плана на федеральный и региональный (национальнорегиональный) компоненты. Такое разделение предполагало включение в образовательный процесс тех или иных региональных реалий, способствующих большей социализации личности молодого человека. Содержание художественного образования, разработанное для всех субъектов Российской Федерации, не отражает в полной мере национальных особенностей, быта, природных условий каждого конкретного региона. Предполагается, что региональный компонент образования способен восполнить данный недостаток. Однако на практике не каждый регион подходят к решению данных вопросов таким образом.
В республике Дагестан, которая по размерам территории и численности населения является самой крупной республикой на Северном Кавказе, проблемам образования придается первостепенное значение. Одной из актуальных задач в образовательной политике республики является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.
Прошлое Дагестана - это история многочисленных народностей и этнических групп (аварцы, даргинцы, кубачинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы и др.), уходящая в глубь веков. Дагестанские народы были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии, и их история находит отражение в живом народном искусстве -в своеобразном орнаменте, в ритмическом и гармоническом строе народной музыки, в рисунке народного танца. В процессе погружения в пространство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание.
Более того, осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любви к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса. Основы этого направления были заложены в Законе «О языках Республики Дагестан» еще в 1993 г. По результатам научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является
О. А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве. В Республике Дагестан по результатам проводившегося конкурса были вручены гранты на реализацию проектов, среди которых можно видеть и такие, которые отражают тенденцию все большего внимания к национальнорегиональному компоненту образования и тем перспективам, которые открываются в процессе обращения к его возможностям. Названия проектов, удостоенных гранта Президента Республики Дагестан, говорят об определенной направленности развития образования в республике: проект «Центр «Сад-Школа-Вуз» по формированию добрых человеческих отношений»; проект «Воспитание экологической культуры личности дошкольника в условиях ДОУ»; проект «Приобщение дошкольников к духовному наследию народа»; проект «Учить по-новому»; проект «Морально-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в Дагестане»; проект
«Формирование русской речи младших школьников-дагестанцев в условиях смешанного национального состава» и др.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его оптимальном соотношении с искренним интересом и вниманием к культуре других народов. Этот процесс может быть активизирован при помощи более полного использования широких возможностей регионального компонента.
Библиографический список
1. Зятьков, А. Н. Феномен толерантности [Тест] / А. Н. Зятьков // Известия Академии педагогических наук. Педагогические традиции в этногенезе. - 2005. - выпуск 9 - С. 107-114.
2. Межуев, В. И. Гуманитарная наука и идеология [Тест] / В. И. Межуев // Интеллектуальная Россия. - 2007. - июль // }Ш://\¥\¥\улп1е1го5.ги
3. Социологический опрос на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества» // http://www.advertology.ru/printl3163.htm.
4. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» Ы1р://ск)Ь. 18ер1етЬег.ги/агПс1еГр11р?Ю=2000302310.
5. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Тест] / И. С. Якиманская - М.: Сентябрь, 1996. - С. 9.