Научная статья на тему 'Влияние единой культурно-образовательной сферы на процесс становления толерантного сознания молодежи многонационального региона'

Влияние единой культурно-образовательной сферы на процесс становления толерантного сознания молодежи многонационального региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / CULTURAL-EDUCATIONAL SPHERE / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / TOLERANT CONSCIOUSNESS / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / MULTINATIONAL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М.

В статье раскрывается авторская концепция современной культурно-образовательной сферы, влияние которой на развитие толерантного сознания молодежи многонационального региона реализуется в определенных педагогических условиях. Дается характеристика многонационального региона Дагестана, с которым на уровне правительства проводится систематическая работа по развитию толерантного сознания молодежи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is uncovered the author's conception about modern cultural-educational sphere, the impact of which on developing tolerant consciousness among youth in multinational region is realized in definite pedagogical conditions. The characteristic of multinational region of Dagestan is given, where on the government level systematic work are passed for developing tolerant consciousness of young people.

Текст научной работы на тему «Влияние единой культурно-образовательной сферы на процесс становления толерантного сознания молодежи многонационального региона»

одинаково, соответственно, 3,88 и 3,64 балла. Безусловно, самооценка может не совпадать с оценкой компетентных специалистов, но она в данном случае свидетельствует о неуверенности воспитателей в умениях проводить интегрированные занятия.

В целом же воспитатели достаточно хорошо владеют навыками конструирования и проведения традиционных занятий, что, на наш взгляд, является важным для формирования умений в области овладения технологией интегрированного обучения. Новое всегда лучше осознается и усваивается, если оно осваивается в сравнении с традиционным, в поиске общих и отличительных черт.

Сравнение полученных данных с данными предыдущего исследования показало, что самооценка незначительно, но повысилась. Это объясняется приобретением опыта интегрирования, а также возможностью обратиться к многочисленным методическим разработкам, появившимся в последние годы.

Расчет по формуле позволил получить следующие весовые коэффициенты:

ЭГ1 = 0, 387; ЭГ1 = 0, 392.

Полученные данные послужили основой для выделения следующих категорий рефлексивности: наличие отрицательной рефлексивной позиции по отношению к интегрированному обучению; безоценочное отношение (педагоги затруднялись дать оценку интегрированных занятий как средству развития личности дошкольника); некритическое положительное оценивание интегрированных занятий; положительное оценивание отдельных функций интегрированных занятий, положительное критическое оценивание интегрированного обучения в целом.

Таким образом, весовые коэффициенты свидетельствуют о приблизительно одинаковом для обеих экспериментальных групп уровне сформированности мотивов и потребностей во внедрении интегрированного обучения дошкольников. При этом полученные данные свидетельствует о выраженном положительном отношении к интегрированному обучению, а также о достаточно активном отношении к необходимости его внедрения и слабо выраженной критичности, рефлексивности, доминирующей потребности в готовых к применению разработках.

Д. М. Абдуразакова

ВЛИЯНИЕ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

В статье раскрывается авторская концепция современной культурно-образовательной сферы, влияние которой на развитие толерантного сознания молодежи многонационального региона реализуется в определенных педагогических условиях. Дается характеристика многонационального региона Дагестана, с которым на уровне правительства проводится систематическая работа по развитию толерантного сознания молодежи. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культурно-образовательная сфера, толерантное сознание, многонациональный регион.

In the article is uncovered the author's conception about modern cultural-educational sphere, the impact of which on developing tolerant consciousness among youth in multinational region is realized in definite pedagogical conditions. The characteristic of multinational region of Dagestan is given, where on the government level systematic work are passed for developing tolerant consciousness of young people. Keywords: liberal education, cultural-educational sphere, tolerant consciousness, multinational region.

Современные исследователи подчеркивают, что влияние культурного поля на формирование толерантного сознания молодого человека становится все более значительным (П. Курц, Э. Фромм и др.). При этом наиболее влиятельные позиции принадлежат области искусства, которое, развиваясь на основе новых технологий и открытий ХХ века, образует разнообразные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную и др.), обладающие значительной силой воздействия на человека, нередко вне зависимости от его личного желания.

Нам особенно важной представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания молодежи - таких, как обогащение культурного опыта, доверие и открытость в получении новой информации, общая направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкультурный диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде. Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного сознания молодежи с культурно-образовательной средой, причем данный процесс определяется исследователями как двоя-конаправленный - культурная среда не только воздействует на личность молодого человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны (Дж. Гибсон).

Следовательно, современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание молодого человека.

На основе определения культурно-образовательной среды как важнейшего фактора развития толерантного сознания молодежи нами были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются при определенных педагогических условиях.

Проведенный системный теоретический анализ подходов к созданию

культурно-образовательной среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса: философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А. И. Буров, Н. И. Киященко); предметное содержание культурно-образовательной среды (Е. В. Квятковский); полихудожественный подход к организации культурной среды (Б. П. Юсов); сре-дообразующая роль того или иного вида искусства в пространстве учреждения образования и культуры (Е. А. Бодина, И. М. Любинский); медиаобразование как фактор формирования культурной среды (Ю. Н. Усов); формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-образовательной среды учебного учреждения (Р. М. Рогова). Одним из наиболее последовательных направлений в организации культурно-образовательной среды является комплексный целостный подход к процессу обучения Л. В. Занкова.

В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов.

В связи с этим приобретает особое значение обращение в учебно-воспитательном процессе к педагогическому потенциалу занятий искусством, так как именно область искусства может: предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.

Федеральный закон «Об образовании», помимо фиксации внимания на личности обучающегося как высшей ценности, ввел разделение базисного учебного плана на федеральный и реги-

ональный (национально-региональный) компоненты. Такое разделение предполагает включение в образовательный процесс тех или иных региональных реалий, способствующих большей социализации личности молодого человека. Содержание художественного образования, определенное для всех субъектов Российской Федерации, не отражает в полной мере национальных особенностей, быта, природных условий каждого конкретного региона. Предполагается, что региональный компонент образования способен восполнить данный недостаток. Однако на практике не каждый регион подходят к решению данных вопросов таким образом.

В республике Дагестан, которая по размерам территории и численности населения является самой крупной республикой на Северном Кавказе, проблемам образования придается первостепенное значение. В Послании Президента Республики Дагестан М. Г. Алиева Народному Собранию подчеркивается, что одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.

Прошлое Дагестана - это история многочисленных народностей и этнических групп (в его многонациональный состав входят: аварцы, даргинцы, куба-чинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы и др.). Дагестанские народы сначала были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии, и их история находит отражение в живом народном искусстве - в своеобразном орнаменте, ритмическом и гармоническом строе народной музыки, рисунке народного танца. В процессе погружения в про-

странство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание.

Более того, осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любовь к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса. Основы этого направления были заложены в законе «О языках Республики Дагестан» еще в 1993 году. В рамках разработки научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является О. А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве. В 2008 году Президентом Республики Дагестан по результатам проводившегося конкурса были вручены гранты за ряд проектов, среди которых можно видеть и такие, которые отражают тенденцию все большего внимания к национально-региональному компоненту образования и тем перспективам, которые открываются в процессе обращения к его возможностям. Названия проектов, удостоенных гранта Президента Республики Дагестан, говорят об определенной направленности развития образования в республике: проект «Центр «Сад-Школа-Вуз» по формированию добрых человеческих отношений»; «Воспитание экологической культуры личности дошкольника в условиях ДОУ»; «Приобщение дошкольников к духовному наследию народа»; «Учить по-новому»; «Морально-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в Дагестане»; «Формирование русской

речи младших школьников-дагестанцев в условиях смешанного национального состава» и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его оптимальном соотношении с искренним интересом и вниманием к культуре других народов. Этот процесс может быть активизирован посредством более полного использования о широких возможностей регионального компонента.

Исследователями показано, что сфера ответственности современной системы психолого-педагогического сопровождения должна включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков (Ю. А. Харьков, А. П. Филатов).

Многолетнее наблюдение за деятельностью учителей общеобразовательных школ, воспитателей детских садов, преподавателей колледжей и вузов, а также руководителей кружков, студий и других коллективов, входящих в область дополнительного образования, деятельностью учреждений культуры позволило выявить как общие, так и специфические признаки самого понятия «педагогическое сопровождение», которое в данном контексте определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание и образование, на обеспечение всесторонней поддержки личности молодого человека в развитии толерантного сознания.

К общим признакам педагогического сопровождения относится: непрерывность (педагогическое внимание, направленное на обучающихся, должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и учеников может дать позитивный результат); целостность (деятельность пе-

дагога необходимо распространить на все сферы жизни молодого человека, выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером); гуманистическая направленность (внимание педагога к жизни и деятельности учеников должно носить личностно-ориентированный характер, основываться на индивидуальном подходе). В условиях деятельности учреждений культуры и образования мы выделяем две основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения: возрастные особенности молодежи и творческий потенциал мировоззренческих установок.

Содержание педагогического сопровождения определяется двумя группами целей: непосредственные и опосредованные. Первые ориентированы на создание условий для освоения культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность молодого человека, их способности к позитивной социализации. Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование культуры личности молодого человека в целом и такой важной ее составляющей, как толерантное сознание, то есть ориентированы на длительную целенаправленную педагогическую деятельность. Организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда факторов: внешние (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие); внутренние (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристичность образовательной среды); интегральные, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирую-щей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного или культурного учреждения и в жизнь молодого человека; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

Педагогическое сопровождение сегодня становится комплексной технологией, обеспечивающей поддержку и помощь молодому человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Нами были выделены следующие виды педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию толерантного сознания молодежи: дошкольно-развива-ющий - включает в себя передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию молодого человека, «разминке» всех его чувств и становлению способности к открытому, доброжелательному общению; школьно-образовательный - группируется вокруг образовательных методик с опорой на взаимодействие и взаимопроникновение различных учебных дисциплин, на ведущую роль непреходящих гуманистических ценностей, нашедших свое отражение в достижениях науки; студийно-творческий - предоставляет возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественно-творческого продукта; профессионально-вузовский - активизирует и конкретизирует процесс социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления образовательной и культурно-творческой работы молодого человека.

Важнейшим качеством специалиста учреждения культуры, осуществляющего педагогическое сопровождение, является его способность к созданию культурно-образовательной среды, в которой эффективно будет развиваться толерантное сознание молодежи. Причем данная среда не может быть ограничена только культурным пространством, а должна распространяться и на область образования, досуга и семейного воспитания. Областью, требующей повышенного внимания педагогов, является работа как с одаренными детьми, так и детьми, принадлежащими к группе риска. В связи с этим необходимо расширить использование в воспитательном про-

цессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями молодежи -таких, как тренинги личностного роста, бесконфликтного взаимодействия, ас-сертивности, самостоятельности; методы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям. Такое важнейшее направление воспитательной работы, как создание и поддержка детских и молодежных объединений, также требует адекватного и ответственного педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации участников детских и молодежных объединений (Е. А. Леванова, В. С. Мухина, А. А. Хвостов). В подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение на адекватном современности уровне, должен быть включен блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки обучающихся. Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать молодежи информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля, создавать соответствующую культурную среду. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.), привлечение возможностей искусства, особенно в плане коллективного творческого процесса, актуализирующего все необходимые внутренние силы молодежи (В. Н. Касаткин, Л. А. Щеплягина). Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения молодого человека являются его отношения с сообществом сверстников. Структурно модель этого процесса представлена на схеме 1.

Схема 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.