Научная статья на тему 'Формирование толерантного поведения у учащихся классов с многонациональным составом как средство успешной социализации иммигрантской учащейся молодежи'

Формирование толерантного поведения у учащихся классов с многонациональным составом как средство успешной социализации иммигрантской учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / УЧАЩИЙСЯ-ИММИГРАНТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / PUPIL / PUPIL IMMIGRANT / TOLERANCE / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко О. И.

В статье рассматриваются способы и инструменты формирования толерантного поведения у учащихся в многонациональных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOLERANT BEHAVIOUR FORMATION IN PUPILS OF CLASSES WITH MULTINATIONAL STRUCTURE AS MEANS OF THE SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF IMMIGRANT STUDYING YOUTH

The ways and instruments of the tolerant behavior formation in pupils in multinational groups are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного поведения у учащихся классов с многонациональным составом как средство успешной социализации иммигрантской учащейся молодежи»

Литература

1. Тесленко В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие к спецкурсу. -Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 195.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Академия, 2002. - 128 с.

3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141 с.

УДК 370.153.4 О.И. Денисенко

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИММИГРАНТСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются способы и инструменты формирования толерантного поведения у учащихся в многонациональных группах.

Ключевые слова: учащийся, учащийся-иммигрант, толерантность, мультикультурализм.

O.I. Denisenko

THE TOLERANT BEHAVIOUR FORMATION IN PUPILS OF CLASSES WITH MULTINATIONAL STRUCTURE AS MEANS OF THE SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF IMMIGRANT STUDYING YOUTH

The ways and instruments of the tolerant behavior formation in pupils in multinational groups are considered in the article.

Key words: pupil, pupil immigrant, tolerance, multiculturalism.

Демографические изменения, проходящие в последние десятилетия как во всем мире, так и в России, все в большей степени меняют этническую картину общества. Данные процессы не обошли и сферу образования: классы общеобразовательной школы, студенческие группы в высших и среднеспециальных учебных заведениях все чаще становятся полиэтничными по своему составу. Представители различных этнических групп приносят с собой в школьную среду традиции и привычки, кажущиеся странными представителям других этнических групп, включая титульную группу, а в крайних случаях и прямо противоречащими сложившимся в принимающем обществе нормам и устоям. Возникает опасность раскола ученического коллектива, превращение его в конгломерат агрессивно настроенных по отношению друг к другу и педагогам этнических групп. Эта ситуация требует новых методов работы с учащимися, иного подхода к формированию ученического коллектива. В частности, на первый план выходит воспитание толерантности как качества, цементирующего ученический многонациональный коллектив, как альтернативы агрессии и ксенофобии, как средства успешной социализации иммигрантской молодежи.

Целью статьи является обобщение накопленного опыта работы с полиэтническими ученическими коллективами, выработка инструментария воспитательной работы, направленной на формирование толерантной личности ученика. Для достижения этой цели автор использовал изучение теоретической литературы, а также анкетирование, проведенное в средних учебных заведениях г. Красноярска, Лесосибирска и Енисейска.

Анкета, использовавшаяся для опроса учащихся мигрантов, была разработана в 2009 году на кафедре иностранных языков аспирантами К.Б. Плотниковой, О.И. Денисенко под руководством доктора педагогических наук В.И. Петрищева.

Анкеты содержали следующие вопросы: 1. Чувствуете ли вы недружелюбное отношение к себе со стороны сверстников? 2. Чувствуете ли вы недружелюбное отношение к себе со стороны учителей? 3. Как вы оцениваете свою успеваемость в школе (низкая, средняя, высокая), 4. Организовывают ли для вас специальные занятия по изучению русского языка? 5. С кем вы общаетесь вне школы? (С друзьями со школы (не важно,

1B3

какой они национальности; с друзьями со школы (вашей национальности). 6. Какие проблемы возникают у вас в школе? (Насмешки со стороны сверстников, непонимание объяснения материала учителями, плохое знание русского языка. 7. Существует ли проблема непонимания вашей речи одноклассниками.

Опрос проводился анонимно, среди учащихся упомянутых выше учебных заведений. Респондентам выдались анкеты, при проведении опроса они находились в классе, им предоставлялось достаточное время для обдумывания вопросов и ответов, влияние со стороны исключалось. Опрос проводился в 2 этапа: 1-й этап в 2009-2010 гг., 2-й этап - в 2011 г., в нем приняли участие в общей сложности 480 респондентов.

По национальному составу респонденты разделились следующим образом: выходцы из Киргизии -48%, Таджикистана - 19%, Азербайджана - 14%, Казахстана - 10%, Армении - 7%, Украины - 3%.

Обработка результатов данного опроса выявила следующие проблемы, касающиеся темы, которой посвящена наша статья: 28,0% учащихся испытывают в той или иной степени недружелюбное к себе отношение со стороны сверстников иных этнических групп и 18,0% со стороны учителей; 16,0% учеников заявили, что существует проблема понимания их речи сверстниками (18, 5%) - заявили, что плохое знание русского языка является для них проблемой при учебе в школе; 32,2% родителя отметили чрезвычайную важность разработки и внедрения специальной программы педагогической и психологической поддержки их детей.

Результаты опроса выявляют наличие серьезных проблем с принятием обществом новых его членов из числа мигрантов и подчеркивают, что формирование толерантного поведения у детей и подростков, как мигрантов, так и представителей принимающей страны, является важным направлением в социализации детей-мигрантов в новое социокультурное пространство. Этим же проблемам уделено внимание и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где среди основных целей и задач образования на третьем месте стоит задача обеспечить формирование культуры мира и межличностных отношений [1]. Прежде чем перейти к описанию способов формирования толерантного поведения, остановимся на самом понятии толерантность, а также на характеристиках толерантной личности. Терминологический словарь современного образования определяет толерантность как «терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, отличающихся от собственных» [2]. Выделяются следующие типы толерантности:

1. Активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам).

2. Пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтниче-ских групп) [3].

Принимая эти виды толерантности, хотелось бы добавить к ним еще один вид:

3. Интегрирующую толерантность. Данный тип толерантности характерен тем, что он сочетает интерес к культуре и традициям иного этноса, с уважением к собственным традициям, знанием собственной культуры и истории. Такая толерантность служит отличным инструментом для социализации ино-этнических групп молодежи в принимающее общество.

Что касается характеристик толерантной личности, то целесообразно согласиться с С.Т. Барановым, который выделяет следующие черты:

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.);

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность к сопереживанию [3].

К перечисленным выше качествам цлесообразно прибавить еще два:

- уважение к собственному языку, культуре, традициям;

- высокое правосознание.

Формирование толерантности можно разделить на четыре этапа:

- формирование знаний (понятий). На данном этапе содержание образования наполняется идеями толерантности: знакомство учащихся с понятием толерантности, с ситуациями проявления сдержанности, уступчивости, терпимости. Учащиеся под руководством педагога моделируют различные житейские ситуации, находят пути решения возникающих конфликтов;

- формирование убеждений. На этом этапе знания должны перейти в убеждения, то есть «твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении» взгляды, которые служат руководством в жизни;

- формирование чувств. Только, обостряя чувства и опираясь на них, педагоги достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил;

- формирование толерантного поведения. Данный этап характеризуется проявлением толерантного отношения человека к "другим”, способностью делать самостоятельный выбор собственного поведения [4]

Процесс формирования толерантного поведения в школах должен опираться на принципы миграционной педагогики и этнопедагогики. Развитие этих принципов проводится путем разработки учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры учеников-иммигрантов. Курсы базируются на идеях этнопедагогики и мультикультурализма: признание этнических и культурных особенностей и ценностей ученика-мигранта и его семьи, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантам [3]. Практика педагогической деятельности основывается на единстве этнических и общечеловеческих ценностей, реализации принципов индивидуального и дифференцированного подходов.

Можно определить следующие задачи формирования толерантного поведения детей и подростков в

школе:

1. Развитие черт толерантной личности с приоритетом на открытое восприятие других культур, способность ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами [6].

Суть деятельности педагога при формировании толерантного поведения подростков можно определить следующими принципами:

1. Принцип субъективности, требующий опоры на активность самого ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

Условиями его реализации являются:

- Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.

- Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели.

- Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми.

- Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия.

- Развитие у детей стремления к сосуществованию с иными группами.

- Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

2. Принцип адекватности, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания при этом ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

Условиями реализации данного принципа являются:

- соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;

- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;

- обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;

- ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;

- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.).

3. Принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка.

Инструментами реализации принципа являются:

- мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;

- определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;

- предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.

4. Принцип рефлексивной позиции, предполагающий ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

- стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;

- совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;

- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.

5. Принцип создания толерантной среды, требующий формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежат реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

6. Особая роль в формировании толерантного поведения у учащихся в классах с многонациональным составом принадлежит обучению языку и истории принимающей страны - в нашем случае обучению русскому языку, литературе и истории. По результатам упомянутого в начале статьи опроса выяснено, что 27,8% респондентов у себя на родине вообще не учили русский язык, 43,1% респондентов отметили плохое знание истории принимающей страны, у 12, 2% таких знаний не было вообще, 26,0% респондентов отметили трудности с освоением русского языка. Слабое знание языка, традиций и истории принимающей страны неизбежно ведет к самоизоляции этнической группы, дроблению ученического коллектива на этнические фракции, появлению ксенофобии, враждебности, агрессии. Преподавание русского языка, культуры и истории, с заострением внимания на вклад различных этносов в развитие России, с подчеркиванием положительных и общих черт в традициях различных народов, с ровным, уважительным отношением ко всем членам ученического коллектива, является важным средством выработки толерантности у учащихся.

Разумеется, приведенный выше перечень методов и способов формирования толерантного поведения не является исчерпывающим, однако описанные выше виды и методы работы помогут педагогам в их работе по формированию сплоченного многоэтнического ученического коллектива.

Литература

1. Проблемы обучения детей мигрантов / Е.В. Бондаревская [и др.]. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. -С. 2.

2. Терминологический словарь современного образования (глоссарий). Учителям, студентам, школьникам, родителям. - Красноярск: рИо КГПУ, 2001. - 100 с.

3. Баранов ^Т. Этническая толерантность // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3.

- Ставрополь, 2006. 11Р1_: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2006_03.

4. Добросмыслова К.С. Этническая толерантность как вид социальной толерантности, проблема ее формирования // Мат-лы II Всерос. студ. науч.-практ. конф. / Нижнетаг. гос. соц.-пед. акад. - Нижний Тагил, 2010. - С.23-25.

5. Программа развития школы толерантности (Школы взаимопонимания). 11Р1_:

http://shkola172007.narod.ru/programma.htm.

---------♦'----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.