Научная статья на тему 'Педагогический потенциал культурно-образовательной среды в развитии толерантности учащихся'

Педагогический потенциал культурно-образовательной среды в развитии толерантности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Абдуразакова Арзу Нураддиновна

Статья посвящена актуальной проблеме развития толерантного сознания учащейся молодежи. Авторы рассматривают педагогический потенциал культурно-образовательной среды, в которой создаются педагогические условия для эффективного осуществления процесса развития установок толерантного сознания и освоения культурных традиций многонационального региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Абдуразакова Арзу Нураддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал культурно-образовательной среды в развитии толерантности учащихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

©2°п Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной проблеме развития толерантного сознания учащейся молодежи. Авторы рассматривают педагогический потенциал культурно-образовательной среды, в которой создаются педагогические условия для эффективного осуществления процесса развития установок толерантного сознания и освоения культурных традиций многонационального региона.

The article deals with an actual problem of the development of students’ tolerant consciousness. The authors consider the pedagogical potential of the cultural and educational environment, where the pedagogical conditions for the effective implementation of the process of the development of the tolerant consciousness and the development of the cultural traditions in the multinational region are created.

Ключевые слова: толерантное сознание, культурно-образовательная среда, межкультурный диалог, культурные традиции.

Keywords: tolerant consciousness, cultural and educational environment, intercultural dialogue, cultural traditions.

Анализ сложившейся на сегодняшний день системы образования в России показывает, что разработка его содержания происходит в условиях

информационного общества,

развития межкультурных

коммуникаций, глобализации

образовательных процессов, включая конвертируемость национальных образовательных систем, массовость образования, индивидуализацию и интеллектуализацию приемов и

способов обучения, диалогичность и коммуникативность, развитие систем профессионально-педагогической подготовки учителя и т.д. Все это влечет за собой необходимость пересмотра самой миссии образования, его основной цели и наиболее важных задач.

Опираясь на представления о целостности личности и культуры, при разработке педагогических условий развития толерантного сознания необходимо учитывать такие

особенности современной

реальности, как мультикультуризация и глобализация общества,

поликультурность образования,

основанного на воспитании у учащихся чувства гражданской

ответственности, открытости к осуществлению межкультурного диалога.

Современные исследователи подчеркивают, что в ХХ1 веке все

более очевидной становится

укорененность гуманизма в сознании человека. В наше время наступает этап новой его трансформации в постмодернистском пространстве. Все более значимым становится влияние на человека особого «культурного поля». Кроме того,

область искусства, развиваясь на основе новых технологий и открытий ХХ в., также образует разнообразные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную и др.), обладающие значительной силой воздействия на человека (нередко вне зависимости от его личного желания).

В ходе исследования нами было определено, что в процессе развития толерантного сознания

взаимодействуют несколько

социокультурных сред: общество с опорой на национальные

представления о ценностях и задачах воспитания создает историкокультурный фон, особую атмосферу, в которой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию; государство

определяет правовые, социальные, экономические основы

жизнедеятельности нации в целом и человека в частности; семья формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения; средства массовой информации создают информационный фон воспитания; учебные заведения выполняют образовательную функцию;

общественные организации создают

условия для социального и гражданского становления.

В конце ХХ столетия ряд отечественных ученых обратился к

разработке различных аспектов

культурной среды. Наиболее

фундированным направлением

является исследование эстетической среды и ее влияния на становление и развитие культуры личности.

В области образования адекватным проявлением

эстетической среды становится

культурно-образовательная среда, которая является частью общего культурно-образовательного пространства. «Это инфраструктура, ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности

учащихся, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру... Такая инфраструктура находит свое отражение в продуктах школьного труда, в воспитанности и должной обученности учеников, в

сотрудничестве их с педагогами, в соответствующем микроклимате в учебном заведении. В ней главной ценностью образовательного

процесса выступают и личность ученика, и личность педагога, а также их единое стремление к всестороннему и гармоническому развитию. При этом создаются соответствующие условия

ученического бытия: атмосфера

доброжелательности; гуманный стиль взаимоотношений; помощь учащимся в овладении демократическими принципами жизни; обмен опытом самообразования педагога и учеников» [4. С. 21].

Процессы, происходящие внутри культурно-образовательной среды, обусловленные ее эстетической наполненностью и гуманистической направленностью, привлекают

внимание многих ведущих отечественных исследователей (А. И. Буров, Е. М. Торшилов, Б. П. Юсов и др.).

Одним из путей обеспечения эстетического развития детей должна была стать комплексная

художественная методика,

предлагающая в качестве эстетических выделять способности, равно пригодные для художественной деятельности любого вида искусства [7. С. 35].

По мнению Л. Г. Савенковой, формирование образовательнокультурной среды «зависит от целого ряда условий - здесь переплетаются природные, экологические,

социальные и эстетические факторы. Большое значение имеют также национальные и региональные аспекты жизни, так как именно они отражают традиционные ценности человека, возникшие и

сформировавшиеся в конкретном природном, средовом окружении и передающиеся из поколения в поколение. Художественный облик каждой конкретной среды позволяет судить не только об интерьере, его предметах, но и о том человеке, который живет среди этих вещей, о его интересах, увлечениях, роде занятий» [6. С. 427].

Организация школьной среды «по законам красоты» подразумевает не столько участие в оформлении школы художников и дизайнеров, сколько активное участие в процессе создания подобной среды самих учащихся, по мере необходимости обращающихся за помощью к педагогу, художнику, дизайнеру, народному умельцу и другим специалистам.

В проведенном нами опытноэкспериментальном исследовании, к которому был подключен целый ряд учреждений культуры и искусства нескольких многонациональных

регионов России, была подтверждена доминантная роль культурнообразовательной среды в процессе развития толерантного сознания учащейся молодежи. Несомненно, это должна быть специально

организованная культурно-образовательная среда, созданная по

определенной модели, опирающейся на специально выделенные принципы, и реализующая несколько теоретически обоснованных

направлений педагогической

деятельности.

Такая среда была определена как «образовательная среда

поликультурного учреждения

образования и культуры» - личностноориентированная образовательновоспитательная система с

многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок

дополнительного образования.

Основным условием построения культурно-образовательной среды процесса выступает опора на следующие цели:

- контекстного социокультурного

рассмотрения предметного

содержания (А. Д. Жарков),

- диалогизации (В. С. Библер),

- семиотической неоднородности (Ю. М. Лотман),

- регионализации (Б. П. Юсов), перевода содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов,

- целостности источников содержания образования (А. В. Хуторской).

Ведущими направлениями

организации такой среды в учреждении образования и культуры многонационального региона

являются приобщение

подрастающего поколения как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; нравственное и гражданственное воспитание молодежи; развитие ноосферного сознания и

планетарного мышления;

формирование готовности и умения осуществлять конструктивный

межкультурный диалог в

многонациональной среде.

Поликультурное учреждение

образования и культуры

рассматривается в логике авторской концепции как социальнопедагогическое образование,

являющееся модулем целостного

поликультурного образовательного

пространства, в котором

осуществляется соединение

общекультурного, социального,

собственно образовательного и

личностного начал. Кроме того, в культурно-образовательной среде должна быть обеспечена

педагогическая поддержка адаптации личности в поликультурной среде.

В такой среде возникает и

возможность создания

экспериментальной площадки по внедрению инновационных

педагогических технологий

(подчеркнем, что среди них большое значение имеют технологии

поликультурного образования, которые должны отвечать критериям: опора в содержании образовательного

процесса на гуманистические идеи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

демократизм; толерантность).

Культурно-образовательная среда в логике авторской концепции

развития толерантного сознания учащейся молодежи понимается, прежде всего, как среда воспитательная, то есть способная

обеспечивать формирование и

развитие личности, направленная на создание условий для

самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития,

приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов. Для продуктивного осуществления процесса развития

толерантного сознания такая среда должна обладать свойствами гибкости и соответствия потребностям интеллектуального, эмоционального и творческого развития личности учащегося, способностью влиять на процесс становления творческой общности в учреждении образования и культуры.

Особенный интерес для исследования формирующей роли культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного

сознания учащейся молодежи представляют философские

положения:

1) об общности национальных культур,

2) об общечеловеческой культуре,

основанной на специфических

национальных культурах,

3) об опасности нивелирования национальных культур.

Многие положения русской философии начала ХХ века

позволяют рассматривать культурнообразовательную среду учреждений образования и культуры как

пространство, в котором создаются условия для единства

общечеловеческого и национального. Не случайно одной из важнейших задач русской философии было исследование взаимодействия

личности и культуры.

В работах русских мыслителей

личность предстает как активное животворящее начало в культурном синтезе. Н. А. Бердяев отмечал: «С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу; а с другой, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем» [1. С. 320], подчеркивая противоречия процесса вхождения человека в сложный и

многомерный мир культуры.

Другим важнейшим положением философии, которое ложится в основу разработок создания культурно-образо-вательной среды, является положение о том, что

индивидуальные качества человека с наибольшей полнотой раскрываются только в творческой

преобразовательной деятельности. В связи с этим усиливается представление о необходимости создания условий, позволяющих

раскрыть творческий потенциал человека, поскольку «. человечность есть раскрытие полноты

человеческой природы, то есть раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа

человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку [2. С. 163].

Анализ идей В. И. Вернадского, обосновавшего учение о ноосфере как высшей стадии развития биосферы Земли, в условиях которой человеческая мысль становится планетарной силой, показывает, что утверждение человеком своей гармонии с Космосом, Духом и Культурой происходит через восхождение от индивидуального к соборному сознанию в процессе активной созидательной

деятельности. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее [3. С. 37]. По мнению А. Ф. Лосева, личность оказывается своего рода

первосущностью, из которой берет начало культура и история. Личность, являясь телесно осуществленным символом, то есть тождеством духовного и телесного, творит культуру.

Таким образом, из этих положений вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. В русской философии обосновано целостное видение мира, в котором человек органично включен в Космос, то есть существование и выживание человека немыслимы без сохранения природы, поэтому

человек и жизнь на земле становятся единой универсальной ценностью, с которой должны соотноситься все остальные ценностные системы.

Подчеркнем, что в работах современных философов и культурологов понятие

«образованный человек» сближается не столько с представлениями об «информированном человеке»,

сколько с дискурсом понятия

«культурный человек». Отсюда

возникает необходимость

организации глубокого всестороннего взаимодействия между культурой и образованием. Исследователи,

рассматривая различные грани и

аспекты культуры (этнический, национальный и массовый), делают вывод о тесной взаимосвязи между культурой и образованием. В отличие от этнической (народной) культуры, передаваемой от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека (памяти, живой речи, природного слуха, органической пластики),

национальная культура усваивается каждой личностью посредством специальной подготовки, называемой образованием. Таким образом, образование сближается с культурой в том ее качестве, в каком она предстает как национальная

культура.

В целом следует еще раз отметить, что значительный

педагогический потенциал культурнообразовательной среды обусловлен, прежде всего, способностью

создавать условия для

межэтнического взаимопонимания и конструктивного межкультурного диалога.

В такой образовательной среде реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

В русле данного исследования особенно важной представляется связь современной культурнообразовательной среды и компонентов толерантного сознания, таких как:

- обогащение культурного опыта;

- доверие и открытость в получении новой информации;

- общая направленность на доверительное паритетное общение.

Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного

сознания с культурной средой, причем данный процесс

определяется исследователями как двояконаправленный - культурная среда не только воздействует на

личность человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны.

Д. Ж. Маркович считает, что «каждый из нас и человек, и среда, что зависят от угла зрения. В связи с этим и говорится: социальное

(общественное) поведение возникает как следствие того, что один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему нужно изучать влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду» [5. С. 53].

В целом, опираясь на положения о том, что: существует связь

современной культурно-

образовательной среды и компонентов толерантного сознания;

Примечания

в процессе развития психологопедагогической науки и практики наблюдается усиление интереса ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния культурной среды на процесс воспитания;

культурная среда оказывает на человека большое влияние и это влияние на формирование

толерантного сознания становится все более значительным; культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама испытывает воздействие с его

стороны, - можно утверждать, что современная культурно-

образовательная среда может оказывать формирующее

воздействие на толерантное сознание растущего человека.

1. Бердяев Н. А. Самопознание. М. : Мысль, 1991. С. 320-321. 2. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. М. : Республика, 1993. С.

163-167.3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. С. 37. 4. Гуманизация педагогического процесса в средней школе / сост. А. П. Сманцер. М. : Просвещение, 2005. С. 21. 5. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М. : Наука, 1991. С. 53. 6. Савенкова Л. Г. Дизайн - искусство XX века // Мировая художественная культура. М. : Питер, 2008. С. 427-428. 7. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск, 2002. С. 35.

Статья поступила в редакцию 11.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.