А.А. Омарова
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния национально-регионального компонента культурно-образовательной среды на формирование толерантного сознания у молодежи.
Ключевые слова: толерантность, национально-региональный компонент, этнопеда-гогика, молодежь.
Большим потенциалом в формировании толерантного сознания у подрастающего поколения обладает региональный компонент культурно-образовательной среды, который реализуется в разных регионах России с учетом специфики социокультурной ситуации, характерной для данной области, города и т.д. Особое внимание в нашем исследовании развития толерантного сознания было уделено специфике образовательной системы и становления личности в Республике Дагестан, что объясняется следующими факторами.
1. Прошлое Дагестана - это история многочисленных народностей и этнических групп (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы и др.), уходящая в глубь веков. Известно, например, что исторически дагестанские народы были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии, и их история находит отражение в живом народном искусстве - в своеобразном орнаменте, в ритмическом и гармоническом строе народной музыки, в рисунке народного танца. В процессе погружения в пространство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание [4].
2. Изучение истории своего многонационального региона способствует объединению народа, осознанию себя каждым как полноправного гражданина всей страны. Одной из актуальных задач в образовательной политике государства является «гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Об этом свидетельствуют различные законы, постановления об образовании, принятые на федеральном и республиканском уровне... Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями» [1].
3. Осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любовь к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса.
Позитивное отношение педагогической общественности к роли культурно-образовательной среды, базирующейся на содержании национально-регионального компонента, не вызывает сомнений - именно в нем педагогам видится возможность качественного роста не только образования, но и общего культурного уровня нового поколения. В Респуб-
© Омарова А.А., 2013
лике Дагестан в настоящее время в качестве основных принципов школьного образования определены «гуманистический, народно-национальный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [2]. Для создания культурно-образовательной среды в Республике Дагестан, соответствующей современным требованиям образования, предпринимаются меры, которые становятся основой для дальнейшего развития данного направления в отечественной педагогике.
Рассмотрим более подробно направления создания теоретической базы для разработки основ культурно-образовательной среды многонационального региона и практической апробации научных положений педагогами. Так, в 2001 году на базе Дагестанского государственного университета был создан Дагестанский научный центр Российской академии образования, директором которого стал академик О.А. Омаров. Под его руководством, несмотря на небольшой срок функционирования, ДНЦ РАО смог создать структуру, способную направить силы лучших ученых-педагогов и практиков на изучение наиболее актуальных и социально значимых проблем педагогики региона.
По результатам научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является О.А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве. «Рост этнического сознания народов Дагестана в условиях социальной и политической напряженности поставил задачу совместимости целей национального образования с политико-социальными задачами сохранения и развития в новых условиях общего образовательного пространства России. В связи с этим деятельность университетского комплекса Республики Дагестан строится в соответствии со следующими принципами:
- сочетание национальных, общероссийских и общечеловеческих факторов образования;
сохранение и развитие единого поликультурного научного и образовательного пространства Дагестана;
- разработка региональных проблем науки и образования;
- направленность на решение актуальных социально-педагогических проблем Дагестана» [5].
В 2002 году Ш.А. Мирзоевым была разработана программа «Культура народов Дагестана» (1 час в неделю) для всех ступеней школы. В педагогическую практику внедряется также курс «Введение в историю родного края», и проект для сельских школ «Родной очаг», предполагающий погружение в пространство народных традиций. В вузах изучается авторский курс З.Т. Гасанова «Культура межнационального общения».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его непременном балансе с искренним интересом и вниманием к культуре других народов. Этот процесс может быть активизирован при помощи регионального компонента образования, более полном использовании его широких возможностей. На основании анализа психолого-педагогической литературы, содержания ряда государственных документов, касающихся развития области образования и создания культурно-образовательной среды, можно утверждать, что на современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики
наблюдается усиление интереса ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния культурно-образовательной среды на процесс воспитания учащихся и в частности, на развитие у них толерантного сознания.
Проведенный в исследовании системный анализ подходов к созданию культурно-образовательной среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса:
- философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А.И. Буров, Н.И. Киященко);
- предметное содержание культурно-образовательной среды (Е.В. Квятковский);
- формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-образовательной среды учебного учреждения (Р.М. Рогова).
Одним из наиболее последовательных направлений в организации культурно-образовательной среды является комплексный целостный подход к процессу обучения (Л.В. Занков).
В русле данного исследования особенно важным представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания, таких, как:
- обогащение культурного опыта;
- доверие и открытость в получении новой информации;
- общая направленность на доверительное паритетное общение.
Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного сознания с культурной средой, причем данный процесс определяется исследователями как двояконаправленный - культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны.
Культурно-образовательная среда является неотъемлемой частью общего поликультурного образовательного пространства и поэтому должна адекватно отвечать на тот запрос, который выдвигает к образованию современное общество. В этой связи она реализует следующие функции:
- гуманитарно-воспитательную;
- социально-адаптационную;
- культурологическую;
- коммуникативную;
- образовательно-развивающую.
Культурно-образовательная среда может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность процесса образования. Мы выделяем наиболее значимые для авторской концепции:
- личностно-ориентированный подход;
- этнопедагогизацию;
- внедрение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс;
- активизацию чувственно-эмоциональной сферы;
- интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания;
- культуросообразность;
диалог культур в содержании и методике преподавания.
Современная культурно-образовательная среда может оказывать активное формирующее воздействие на толерантное сознание растущего человека при соблюдении определенных педагогических условий, а именно:
- сочетание национальных, общероссийских и общечеловеческих факторов в содержании образования;
- соотносительность в культурно-образовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления;
активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности;
- целенаправленное педагогическое сопровождение, включая социально-педагогическую поддержку, воспитание в учащихся таких качеств, как толерантность, отзывчивость, открытость, доброжелательность, терпимость; формирование у учащихся навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; развитие у учащихся мотивации на проявления качеств социальной и творческой активности, гражданской позиции, самоактуализации в поликультурном пространстве, трансляции идей толерантности своим сверстникам; выработку умений вступать в межкультурный диалог; интеграцию различных культурных кодов в поликультурной образовательной среде; развитие коммуникативных навыков; воспитание эмпатии и культивирование доброжелательного отношения к представителям других национальностей и культур;
- опора на педагогический потенциал регионального компонента, направленный на духовно-нравственное становление личности учащегося, приобщение его к историческому и культурному наследию;
- использование принципов этнопедагогизации;
- постепенное вхождение молодежи в пространство диалога культур внутри полиэтнической среды на основе активного участия в коллективном творческом процессе учреждений культуры и образования.
Характерной тенденцией создания культурно-образовательной среды в современном мультикультурном пространстве является усиление ее поликультурной составляющей за счет активизации использования таких компонентов, как:
- создание условий для развития интереса молодежи к культурным ценностям других народов;
- теоретическое осмысление сущности мультикультурного мира;
- проведение занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур.
Таким образом, культурно-образовательная среда в процессе развития толерантного сознания молодежи понимается в русле авторской концепции как личностно-ориентированная образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования, когда учебно-воспитательный процесс строится на принципах гуманизма, толерантности, плюрализма, историзма.
Библиографический список
1. Гасанов М.М. Национально-региональный компонент как фактор национального самосознания // Дагестанская правда, 21 ноября 2008 г.
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // http://www.gdezakon.ru/ zakon/education/
3. Иванищев С.И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования» // http://sci.informika.ru/text/.
4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. проф. Шигабудинов М.Ш. , Махачкала: Юпитер, 1997. - 400 с.
5. Маллаев Д.М. Патриотическое воспитание: опыт Дагестанского педагогического университета // Педагогика, 2008, № 8. - С. 119-120.
А.И. Паберзс
ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация. Статья посвящена государственному программированию как методу организации военно-патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга в современный период (2001-2013 гг.).
Ключевые слова: военно-патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Санкт-Петербурга, программирование, Государственная программа патриотического воспитания, основные направления военно-патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга.
Среди множества постановлений Правительства РФ, в качестве основного программного документа необходимо выделить Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1]. Принятие этой программы явилось важным событием в жизни нашей страны. Был принят государственно-правовой акт, определяющий роль, место и значение идей патриотизма на современном этапе общественной жизни России, направленный на обеспечение социально-экономического, духовного и культурного подъема Российского общества, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности страны. Значимость Программы заключается и в том, что она определила пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан России, роль и место федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций в этой системе, содержание и основные направления их деятельности в современных условиях.
Время, прошедшее с момента принятия Программы, позволяет констатировать, что ее реализация приносит первые плоды, она приобретает все больше сторонников. Патриотическое воспитание становится важным направлением в деятельности большинства субъектов Российской Федерации, многих государственных структур и ведущих общественных объединений. Анализируя итоги реализации Государственной программы, прежде всего, следует отметить, что на ее основе в стране в короткие сроки федеральными министерствами и ве-
© Паберзс А.И., 2013