Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический стиль / социокультурные факторы / преподаватель вуза / культура / социум / образование / pedagogical style / sociocultural factors / university lecturer / culture / society / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вэй Мяомяо

В статье анализируется влияние социокультурных факторов на формирование педагогического стиля преподавателя вуза. В частности, внимание уделяется таким важным факторам, как глобализация, информатизация в рамках их влияния на такие характеристики педагогической деятельности будущего преподавателя, как профессионализм, способность адаптации к разнообразным социокультурным реалиям, владение методикой самоконтроля и анализа. Также в статье освещается важность адаптации методов обучения к меняющимся условиям и интеграции социокультурных знаний в образовательный процесс. Исследование подчеркивает необходимость разработки гибких педагогических подходов, способных соответствовать современным требованиям образования. Результаты исследования демонстрируют, что социокультурные факторы значительно влияют на формирование педагогического стиля преподавателей вузов, требуя от них адаптации методов обучения к современным условиям и интеграции культурных знаний в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вэй Мяомяо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF UNIVERSITY TEACHERS’ PEDAGOGICAL STYLE

The article analyzes the influence of sociocultural factors on development of pedagogical styles in university teachers. Particular attention is paid to important factors such as globalization and informatization, and their impact on characteristics of a future teacher’s pedagogical activity, such as professionalism, the ability to adapt to diverse sociocultural realities, and proficiency in self-control and analysis methodology. The article also highlights the importance of adapting teaching methods to changing conditions and integrating sociocultural knowledge into the educational process. The study emphasizes the need to develop flexible pedagogical approaches that can meet modern educational requirements. The results of the study demonstrate that sociocultural factors significantly influence the formation of university teachers’ pedagogical styles, requiring them to adapt teaching methods to contemporary conditions and integrate cultural knowledge into the educational process.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА»

по-своему «многофункциональным» местом. Причем студенты не делятся четко на тех, кому необходимы спортивные достижения, и остальных. Многие студенты обозначали наличие у них одновременно и спортивных целей, и, например, целей получения семестрового зачета и развития определенных психических качеств. Некоторые студенты посещают вузовскую спортивную секцию одновременно для общения и получения спортивного разряда. Некоторые студенты имеют сразу множество целей, как спортивных, так и тех, которые не относятся к спорту. Имеются как студенты с целями только спортивными, так и студенты с целями, не подразумевающими спортивное развитие. Тренерам-преподавателям необходимо учитывать данное разнообразие студенческих целей и, при возможности, иметь более индивидуальный подход к обучающимся, чтобы каждый из студентов мог реализовать именно свои задачи. Кроме того, необходимо создавать такие условия в секции, чтобы студент мог решать не только спортивные задачи. При этом достижение студентом целей, не относящихся к спорту, может положительным образом сказаться на возможности достижения им целей спортивных. Впрочем, это не отменяет варианта, при котором тренер-преподаватель не просто помогает студенту в реализации имеющихся целей, но и, наоборот, помогает их скорректировать в нужном направлении, но делая это постепенно и аккуратно.

Библиографический список

Среди опрошенных не оказалось студентов, которые затруднились бы ответить на вопросы анкеты. То есть у студентов есть понимание, чего именно они хотят на текущем этапе обучения, и им не требуется помощь в начальном формировании целей. Если у них и отсутствовали конкретные цели изначально, то, может быть, это было в самый начальный период посещения спортивной секции, но достоверно сказать этого нельзя (для этого необходимо проведение исследования среди только что зачисленных в секцию студентов). В любом случае после полугода обучения у студентов уже имеются сформированные цели, которые они либо установили себе самостоятельно, либо под влиянием окружения в секции.

Сделанные выводы могут использоваться для совершенствования учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях вузов, а также для установления между тренерами и студентами более доверительных отношений, выражающихся в лучшем понимании тренерами студентов. Перспектива дальнейших исследований видится автору в поиске различных возможностей для большей гармонизации отношений «преподаватель - студент», в том числе через понимание, совпадение и достижение целей обоих указанных сторон. Также перспективным исследованием представляется изучение изменчивости целей на длительных временных отрезках и возможности их корректировки под влиянием окружения и атмосферы спортивной секции.

1. Золотова М.Ю., Маскаева Т.Ю., Глачаева С.Е. Формирование общекультурных компетенций бакалавра в рамках преподавания элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе. Педагогическое образование и наука. 2019; № 2: 147-154.

2. Закарян ГЗ., Мацко А.И., Балакирева Н.А., Мацко А.А. Оптимизация работы спортивного клуба в вузе. Перспективы науки. 2022; № 5 (152): 192-194.

3. Апарина М.В., Рузанова Н.В., Тюкалова С.А. Место массового спорта в структуре современного вуза. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2014; Т. 1, № 1: 169-171.

4. Матвеев А.Е. Развитие массового спорта в вузе и популяризация здорового образа жизни. Альманах мировой науки. 2017; № 4-2 (19): 125-126.

5. Бровашова О.Ю., Корбан А.Н., Клепиков И.Г Студенческий спорт, массовый спорт и спорт высших достижений. Наука-2020. 2020; № 2 (38): 45-49.

6. Воробьева С.М., Донских В.В. Детальное изучение мотивов студентов, желающих заняться пулевой стрельбой в вузе. Научное мнение. 2022; № 9: 129-133.

7. Воробьева С.М. Мотивация студентов к занятиям пулевой стрельбой. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; № 11 (165): 50-53.

References

1. Zolotova M.Yu., Maskaeva T.Yu., Glachaeva S.E. Formirovanie obschekul'turnyh kompetencij bakalavra v ramkah prepodavaniya 'elektivnyh disciplin po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019; № 2: 147-154.

2. Zakaryan G.Z., Macko A.I., Balakireva N.A., Macko A.A. Optimizaciya raboty sportivnogo kluba v vuze. Perspektivy nauki. 2022; № 5 (152): 192-194.

3. Aparina M.V., Ruzanova N.V., Tyukalova S.A. Mesto massovogo sporta v strukture sovremennogo vuza. Problemy razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v novom tysyacheletii. 2014; T. 1, № 1: 169-171.

4. Matveev A.E. Razvitie massovogo sporta v vuze i populyarizaciya zdorovogo obraza zhizni. Al'manah mirovojnauki. 2017; № 4-2 (19): 125-126.

5. Brovashova O.Yu., Korban A.N., Klepikov I.G. Studencheskij sport, massovyj sport i sport vysshih dostizhenij. Nauka-2020. 2020; № 2 (38): 45-49.

6. Vorob'eva S.M., Donskih V.V. Detal'noe izuchenie motivov studentov, zhelayuschih zanyat'sya pulevoj strel'boj v vuze. Nauchnoe mnenie. 2022; № 9: 129-133.

7. Vorob'eva S.M. Motivaciya studentov k zanyatiyam pulevoj strel'boj. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018; № 11 (165): 50-53.

Статья поступила в редакцию 18.06.24

УДК 371.132

Wei Miaomiao, teacher, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: weimiao8989@mail.ru

SOCIOCULTURAL FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF UNIVERSITY TEACHERS' PEDAGOGICAL STYLE. The article analyzes the influence of sociocultural factors on development of pedagogical styles in university teachers. Particular attention is paid to important factors such as globalization and informatization, and their impact on characteristics of a future teacher's pedagogical activity, such as professionalism, the ability to adapt to diverse sociocultural realities, and proficiency in self-control and analysis methodology. The article also highlights the importance of adapting teaching methods to changing conditions and integrating sociocultural knowledge into the educational process. The study emphasizes the need to develop flexible pedagogical approaches that can meet modern educational requirements. The results of the study demonstrate that sociocultural factors significantly influence the formation of university teachers' pedagogical styles, requiring them to adapt teaching methods to contemporary conditions and integrate cultural knowledge into the educational process.

Key words: pedagogical style, sociocultural factors, university lecturer, culture, society, education

Вэй Мяомяо, преп., Приамурский государственный университет Шолом-Алейха, г. Биробиджан, E-mail: weimiao8989@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В статье анализируется влияние социокультурных факторов на формирование педагогического стиля преподавателя вуза. В частности, внимание уделяется таким важным факторам, как глобализация, информатизация в рамках их влияния на такие характеристики педагогической деятельности будущего преподавателя, как профессионализм, способность адаптации к разнообразным социокультурным реалиям, владение методикой самоконтроля и анализа. Также в статье освещается важность адаптации методов обучения к меняющимся условиям и интеграции социокультурных знаний в образовательный процесс. Исследование подчеркивает необходимость разработки гибких педагогических подходов, способных соответствовать современным требованиям образования. Результаты исследования демонстрируют, что социокультурные факторы значительно влияют на формирование педагогического стиля преподавателей вузов, требуя от них адаптации методов обучения к современным условиям и интеграции культурных знаний в образовательный процесс.

Ключевые слова: педагогический стиль, социокультурные факторы, преподаватель вуза, культура, социум, образование

Социокультурная среда, в которой формируется человек, представляет собой пространство для самореализации, позволяя индивиду освоить и актуализировать свои потенциалы. Данный процесс достигается через понимание и приятие ценностей и значений, характерных для окружающего мира.

Социокультурные аспекты играют ключевую роль в развитии личности и профессиональной подготовке будущего преподавателя вуза. Данные факторы

формируют обширную сеть неофициальных институтов, охватывающих широкий спектр ценностей и поведенческих норм, характерных для определенного общества.

Образовательная среда в подобном контексте является ключевым элементом, способствующим сохранению и передаче культурных ценностей, норм и традиций, а также предоставляет возможности для практического опыта соци-

ализации, вовлечения в гражданские инициативы и решения реальных проблем в обществе.

Как отмечает А.В. Идиатуллин, образование создает социокультурное пространство, где формируются и реализуются человеческие ценности и смыслы. Студентам необходимо овладеть «багажом» социокультурных знаний и умений, соответствующих культуре, в которой они живут, и искать пути ее трансформации [1, с. 44].

Социокультурные факторы также оказывают значительное влияние на педагогический стиль будущих преподавателей вуза. Преподаватель, воспитанный в определенной культурной среде, формирует свой подход к обучению на основе ценностей и норм этой среды. Данный подход может включать специфические методы общения со студентами, особенности обучения и воспитания будущих специалистов, а также уникальные способы подачи и интерпретации материала. Исследование социокультурных факторов в рамках образовательной среды и их влияние на формирование стиля педагогической деятельности будущих преподавателей вузов видится актуальным направлением в сфере педагогики последних десятилетий, поскольку подготовка будущих педагогов в условиях правильного понимания социокультурных факторов позволяет молодым специалистам адаптироваться к разнообразию социокультурных контекстов, учитывая индивидуальные характеристики студентов [2; 3].

Целью данной статьи является анализ влияния социокультурных факторов на формирование педагогического стиля преподавателя вуза в современных реалиях. В процессе достижения цели в рамках данной статьи следует решить данные задачи:

- проанализировать теоретическую литературу по теме исследования;

- выявить ключевые социокультурные факторы, влияющие на стиль педагогической деятельности будущего преподавателя;

- определить, каким образом отобранные социокультурные факторы влияют на разные элементы педагогического стиля преподавателя.

В качестве ключевых методов исследования использовались метод наблюдения, сравнения и сбора данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка систематического рассмотрения взаимосвязи между социокультурными изменениями и педагогическими практиками.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование обогащает педагогическую теорию новыми концепциями и подходами, касающимися интеграции социокультурных знаний в образовательный процесс, а также в возможности использования материалов исследования в рамках подготовки учебных материалов в сфере педагогике, культурологии и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в целях повышения качества педагогической деятельности в вузах и разработки образовательных программ, а также позволят индивидуализировать обучение и улучшить взаимодействие между студентами и преподавателями вузов.

В данном исследовании стиль педагогической деятельности рассматривается как особый метод организации учебного процесса, включающего в качестве элементов коммуникацию, аспекты воспитания, деятельность педагога, направленную на обучение студентов.

Основные характеристики преподавателя вуза в современной реальности выражаются в:

- высоком уровне профессионализма;

- способности адаптации к разнообразным социокультурным реалиям;

- владении методикой самоконтроля и анализа;

- способности к анализу меняющихся социально-экономических условий, влияющих на воспитательные процессы в сфере образования [4, с. 23].

Одним из важнейших социокультурных факторов, изменивших образовательную систему в целом и стиль педагогической деятельности, является масштабный процесс глобализации во всех сферах современного общества.

В эпоху глобализации необходимость овладения не только знаниями, но и методами их приобретения и использования ставит перед будущими специалистами новые вызовы. Этот период характеризуется требованием прагматичного подхода, который позволяет выпускникам стать полноценными участниками общества сразу после завершения обучения. Однако такой прагматизм может быть воспитан только квалифицированным педагогом, который должен развивать в себе соответствующие качества для успешного выполнения этой миссии [5].

Современные процессы, определяемые глобализацией, влекут за собой универсализацию требований к образовательным услугам, повышение их качества, а также требуют прозрачности в методах передачи знаний и мониторинге их усвоения в рамках образовательного процесса. Данные требования изменяют личностные характеристики преподавателей. Если ранее ценными считались определенные качества, то теперь на передний план выходят толерантность, демократизм, гуманизм, способность понимать ученика и уважать его, а также поликультурность и открытость в общении, что неизбежно влияет на педагогический стиль преподавателей вуза [6].

Трансформация в педагогическом стиле преподавателя также является ответом на такой социокультурный фактор, как информационная революция, которая привносит в образовательный процесс информационные и компьютерные

технологии. Данные изменения модифицируют роль учителя, который уже не является единственным источником знаний.

Информационные технологии, как один из важнейших социокультурных факторов современной действительности, в значительной степени изменил педагогический стиль преподавателя вуза, обогащая его новыми методами и подходами. Отметим основные преимущества информационных технологий в сфере образовательного процесса. Во-первых, современные технологии предоставляют преподавателям доступ к широкому разнообразию мультимедийных и интерактивных ресурсов, таких как видеолекции, онлайн-курсы и виртуальная реальность, что делает обучение более наглядным и эффективным, позволяя студентам лучше усваивать материал.

Во-вторых, информационные технологии помогают преподавателям индивидуализировать обучение, адаптируя учебные материалы под конкретные нужды каждого студента. Системы управления обучением позволяют отслеживать прогресс студентов и своевременно корректировать образовательный процесс в зависимости от их успехов и сложностей.

В-третьих, значительное влияние технологий касается сотрудничества и коммуникации. Форумы, чаты и видеоконференции делают общение между студентами и преподавателями более активным и доступным, что усиливает взаимодействие и способствует глубокому пониманию учебного материала.

Наконец, технологии упрощают процесс оценки и предоставления обратной связи. Электронные тесты и задания могут быть автоматически проверены, что обеспечивает более быструю и точную оценку знаний студентов и помогает преподавателям эффективно адаптировать собственную методику [3, с. 27].

Таким образом, информационные технологии улучшают качество образования, делают данную сферу более личностно ориентированной и интерактивной, что способствует более глубокому и продуктивному обучению студентов, а также позитивно влияет на совершенствование педагогического стиля преподавателя.

В процессе профессионального становления преподаватель формирует не только профессиональные компетенции, но и личностные. В рамках данного подхода актуальным становится рассмотрение педагогического стиля преподавателя через призму социокультурных факторов, которые влияют на развитие его личности. К данным факторам относятся:

- экономические условия в стране;

- культурные ценности;

- политическая среда;

- образовательная, социальная среда и воспитание в семье;

- технологические изменения;

- межкультурные взаимодействия [4; 7].

Одной из важнейших задач будущего педагога вуза считается развитие умения обучать, воспитывать, а также вовремя заметить врожденные способности обучаемых, что позволяет в дальнейшем найти им своё призвание. С целью развития подобных способностей будущему преподавателю необходимо не только уметь глубоко анализировать различные явления, происходящие в образовательном процессе, но и раскладывать данные явления на элементы, выявлять проблемы и находить поиски их решения с учетом социокультурных факторов.

По мнению Ш. Амонашвили, мастер педагогики - это преподаватель, обладающий чёткой педагогической позицией, способный воплотить данный аспект с помощью современных методов и технологий, а также постоянно находящийся в поиске путей эффективного решения образовательных и воспитательных задач [6].

Социокультурные факторы могут в значительной степени повлиять на такие личностные качества будущего преподавателя с высоким уровнем педагогического мастерства, как кругозор, отзывчивость, принципиальность, внимательность к деталям и доброжелательность. Как отмечает Данильченко В.М., педагог с данными качествами способен эффективно использовать новейшие методы образовательного пространства с целью улучшить учебно-воспитательную работу и развить способность к быстрой адаптации в зависимости от социокультурных изменений [2, с. 30].

Также в профессиональные задачи современного преподавателя входят способность менять методический подход к образовательному процессу, уметь прогнозировать результаты обучения, анализировать ситуации и тенденции, возникающие в образовательной среде в связи с меняющимися социокультурными условиями.

Требования государства и общества к преподавателям вузов включают способность педагога проектировать личностное развитие обучаемого посредством использования разнообразных методов учебно-воспитательной деятельности.

Кроме того, политическая среда во многом предопределяет такой важный аспект стиля преподавательской деятельности будущего педагога вуза, как гражданская ответственность. В данный аспект входят категории долга, самостоятельности, добровольный выбор поведенческой модели, соблюдение дисциплины и норм, требовательность.

По данным социологических опросов, обучаемые ценят в личности преподавателя высокий уровень эрудиции, способность к критическому и логическому мышлению, многозадачному решению образовательно-воспитательных задач, стремление к коммуникации, открытость, справедливость, убежденность в своем деле. Также немаловажным фактором в процессе становления педагогического

стиля будущего преподавателя является стремление достичь максимально продуктивного уровня взаимодействия с обучаемым посредством общения и терпения [8; 9].

Проанализировав влияние социокультурных факторов на стиль преподавательской деятельности будущего педагога вуза, были сделаны следующие выводы:

- социокультурные факторы могут в значительной степени влиять на структурные компоненты педагогического стиля преподавателя вуза, поскольку социокультурная среда меняется стремительно;

- среди ключевых социокультурных факторов, влияющих на педагогический стиль преподавателей вузов, особую роль играют информатизация всех уровней образования, глобализация и смена социокультурной парадигмы в целом.

Библиографический список

1. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования. Современные научные исследования и инновации, 2013; № 2: 42-50.

2. Данильченко В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования. Полемика, 2011; № 15: 24-31.

3. Николина В.В., Фефелова О.Е. Влияние социокультурного фактора на самооценку и потенциал самореализации молодых преподавателей вуза. Современные проблемы науки и образования, 2016; № 4: 23-35.

4. Снигирева Е.М. Индивидуальный стиль педагогической деятельности: сущность, структура и основания существования. Исследования молодых ученых, Москва, 2011: 108-115.

5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Москва: Академия, 2014.

6. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). Донецк: Ноулидж, 2010.

7. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды. Челябинск: Интеграция, 2012.

8. Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Караганова К.А. и др. Стили педагогического общения и их характеристика. Современные научные исследования и инновации. 2019; № 12: 22-33.

9. Харченко А.В. Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования. Научно-теоретический журнал. 2019; № 3: 34-42.

References

1. Idiatullin A.V. Sovremennye sociokul'turnye faktory razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 2013; № 2: 42-50.

2. Danil'chenko V.M. Razvitie individual'nogo stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti v kontekste global'nogo obrazovaniya. Polemika, 2011; № 15: 24-31.

3. Nikolina V.V., Fefelova O.E. Vliyanie sociokul'turnogo faktora na samoocenku i potencial samorealizacii molodyh prepodavatelej vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016; № 4: 23-35.

4. Snigireva E.M. Individual'nyj stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti: suschnost', struktura i osnovaniya suschestvovaniya. Issledovaniya molodyh uchenyh, Moskva, 2011: 108-115.

5. Nikitina N.N., Kislinskaya N.V. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': Teoriya i prakíika. Moskva: Akademiya, 2014.

6. Amonashvili Sh.A. Kak lyubit detej (opyt samoanaliza). Doneck: Noulidzh, 2010.

7. Nizhegorodova L.A. Osobennosti individual'nogo stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy. Chelyabinsk: Integraciya, 2012.

8. Zakunova E.D., Anisimova A.E., Karaganova K.A. i dr. Stili pedagogicheskogo obscheniya i ih harakteristika. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2019; № 12: 22-33.

9. Harchenko A.V. Formirovanie lichnosti pedagoga v usloviyah globalizacii sistemy obrazovaniya. Nauchno-teoreticheskijzhurnal. 2019; № 3: 34-42.

Статья поступила в редакцию 06.06.24

УДК 378

Davydova O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: olgaidaw@mail.ru

Bogoslavets L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: gera1905@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS OF FOREIGN SCHOOLS IMPLEMENTING A PRE-SCHOOL TRAINING PROGRAM FOR CHILDREN. The article discusses the main directions of organization of methodological support for teachers of foreign schools (with reference to the Republic of Tajikistan) who prepare children for school, for whom Russian is not their native language. The work defines types of educational tasks in the implementation of the pre-school training program for bilingual children aged 6.5-7 years. The authors clarify the content of professional competencies of teachers of foreign schools who carry out pre-school training. The content of the thematic focus of the modules of the additional professional training program for pre-school training is presented. The study presents assessment of the level of formation of some pedagogical skills (analytical, informational, reflexive) among teachers participating in advanced training courses in Tajikistan, a review of SWOT analysis on issues and problems of organizing pre-school education for children aged 6.5-7 years entering Russian-Tajik schools. The paper outlines the main problems in the organization of pre-school education in Russian schools abroad.

Key words: foreign school, pre-school training, teacher, competence, pedagogical skills, methodological support, professional development program

О.И. Давыдова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: olgaidaw@mail.ru

Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: gera1905@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ШКОЛ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются основные направления организации методического сопровождения педагогов зарубежных школ (на примере Республики Таджикистан), осуществляющих подготовку детей к школе, русский язык для которых не является родным; определяются типы образовательных задач при реализации программы предшкольной подготовки детей-билингвов 6,5-7 лет; уточняется содержание профессиональных компетенций педагогов зарубежных школ, осуществляющих предшкольную подготовку. Представлено содержание тематической направленности модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по предшкольной подготовке. Проведена оценка уровня сформированности некоторых педагогических умений (аналитических, информационных, рефлексивных) у педагогов - участников курсов повышения квалификации в Республике Таджикистан, обзор SWOT-анализа по вопросам и проблемам организации предшкольной подготовки детей 6,5-7 лет, поступающих в российско-таджикские школы. Обозначены основные проблемы организации предшкольного образования в совместных российско-зарубежных школах.

Ключевые слова: зарубежная школа, предшкольная подготовка, педагог, компетентность, педагогические умения, методическое сопровождение, программа повышения квалификации

Анализ современных исследований в области предшкольной подготовки показал, что вопросы готовности ребёнка к школе и его методическое сопровождение в России достаточно обоснованы и проанализированы на каждом этапе исторического развития. В работах Безруких М.М., Белкиной В.Н., Божович Л.И., Гогоберидзе А.Г, Гуткиной Н.И., Дьяченко О.М., Кравцова Г.Г, Кравцовой Е.Е., Кудрявцева В.Т., Мухиной B.C. и др. [1] представлена концептуальная модель системы предшкольного образования, разработанная и апробированная в Россий-

ской Федерации. В исследованиях Выготского Л.С., Говоровой Р и Дьяченко О., Венгер Л.А., Микляевой Ю.В., Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Некрасовой 3., Поддьякова Н.Н., Смирнова С.А., Усовой А.П., Эльконина Д.Б. и др. [2] рассмотрены роль и значение игры в условиях предшколы во всех её тематических направлениях. В настоящее время чётко обозначены вопросы организации культурно-образовательного пространства ребёнка в предшколе (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин Д.Б. [1]) и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.