Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)'

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный клуб / спортивная секция / университет / студенты / пулевая стрельба / массовый спорт / студенческий спорт / внеучебная деятельность / роль спорта / обучение в вузе / sport club / university / students / shooting sport / mass sports / students’ sport / extra-educational activities / role of sport / university education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С М. Воробьева

В статье затрагивается вопрос работы спортивной секции вуза с точки зрения ее деятельности как фактора развития массового спорта среди студентов. Поднимается вопрос о целях, которые хотят достичь студенты при посещении вузовской спортивной секции. Среди студентов проводится анкетный опрос с вопросами открытого типа об их целях посещения спортивной секции. В итоге выявляется, что студенты имеют как спортивные цели (участие в соревнованиях, получение спортивного разряда и т. д.), так и цели, не относящиеся к спортивной деятельности (общение, получение положительных эмоций, получение семестрового зачета и т. д.), часто происходит сочетание таких целей у одного студента. Таким образом, спортивная секция рассматривается как многогранная вузовская структура, позволяющая индивидуализировать образовательную траекторию студента в рамках одной дисциплины и помочь ему в достижении имеющихся намерений или их аккуратной корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С М. Воробьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE GOALS OF STUDENTS WHEN VISITING THE UNIVERSITY SPORT SECTION (WITH REGARD TO THE SPORT SHOOTING CLUB)

The article considers the activity of the university sport section, which is one of the factors of the development of student mass sports. The question is raised about the goals that students want to achieve when visiting the university sport section. The survey with open-ended questions about goals of training in the sport section is conducted among students. As a result, it is revealed that students have both sports goals (participation in competitions, receiving a sports category, etc.) and goals that are not related to sports activities (communication, positive emotions, obtaining a semester credit, etc.), often occurs a combination of such goals in one student. So the sport section is a university multifunctional structure, which can develop the individual education student trajectory in the one discipline and can help a student achieve the goals or correct them carefully.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)»

- систематически проводить интересные спортивные соревнования с охватом всего населения, а не только школьников (34,5%);

- привлечь внимание властей к проблеме (24,1%);

- увеличить бюджетное финансирование соответствующих мероприятий

(17,2%);

- пропагандировать занятия физической активностью среди населения

(10,3%);

- привлечь спонсоров (10,3%);

- развивать программы корпоративного спорта (3,3%).

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что жители Малтанинского наслега ведут физически активный образ жизни и в целом положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом. Поэтому надеемся, что в ближайшем будущем в сельских поселениях число спортивных соревнований с участием разных слоев населения увеличится.

В рамках данного исследования был разработан проект «I наслежная спартакиада» - это комплексное физкультурно-спортивное мероприятие, которое проходит в сентябре по 11 видам спорта: стрельба из лука, футбол, гиревой спорт, туризм, шашки, шахматы, хабылык, хаамыска, дартс, пулевая стрельба, городки. Проведение спартакиады позволило собрать на одном месте представителей разных возрастных групп, профессий и уровней физической подготовки, что способствовало созданию положительной атмосферы и укреплению социальных связей. Одним из ключевых показателей результатов проекта является повышение интереса населения к активному образу жизни и здоровому образу жизни; оценка участниками спартакиады преимущества регулярной физической

Библиографический список

активности и знакомство с различными видами спорта, развитие местной инфраструктуры и повышение уровня организации спортивных мероприятий.

Вклад регионального подхода в проектирование современной системы управления массовой физкультурно-спортивной деятельностью в условиях сельского поселения (с учетом принципов культуросообразности, поликультурности, практикоориентированности, традиционализма, семейной педагогики) заключается в том, что основой физкультурно-спортивного движения должны стать развитие территориальных форм организации физкультурно-массовой работы, в частности по месту жительства, которое обусловливается региональными условиями. Успешному развитию массовости физкультуры и спорта по месту жительства способствует организация рекреативной физической культуры, закаливания, клубов любителей бега, школ здоровья по интересам в наслегах и селах, общественных клубов по оздоровительной и спортивной направленности. Основными направлениями деятельности муниципальных учреждений физкуль-турно-спортивной направленности являются:

- привлечение максимального количества молодежи и населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, соревновательной деятельностью;

- разработка, принятие и реализация целевых муниципальных программ развития физической культуры и спорта;

- строительство экономически целесообразных спортивных сооружений;

- проведение массовых мероприятий на уровне муниципального образования;

- привлечение максимального количества молодежи и населения.

1. Шабанова Л.Б. Роль государственного и муниципального управления в развитии физической культуры и спорта. Вестник науки и образования. 2021; № 7: 32-35.

2. Аронов Г.З. Проблемы и перспективы управления сферой физической культуры в муниципальных образованиях. Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016; № 32: 30-35.

3. Мамадиев А.Х. Региональный подход к проектированию системы управления развитием физической культуры и спорта. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022; № 1: 101-106.

4. Чиров А.Х.Физическая культура и массовый спорт как фактор устойчивого развития муниципальных образований. Вестник Академии 68 знаний. 2020; № 9: 58-62.

5. Олесов Н.П. Физкультурно-спортивное движение в Якутии как средство духовного и физического воспитания подрастающего поколения. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019; № 12 (178): 238-239.

References

1. Shabanova L.B. Rol' gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya v razvitii fizicheskoj kul'tury i sporta. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; № 7: 32-35.

2. Aronov G.Z. Problemy i perspektivy upravleniya sferoj fizicheskoj kul'tury v municipal'nyh obrazovaniyah. Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. 2016; № 32: 30-35.

3. Mamadiev A.H. Regional'nyj podhod k proektirovaniyu sistemy upravleniya razvitiem fizicheskoj kul'tury i sporta. Izvestiya Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2022; № 1: 101-106.

4. Chirov A.H.Fizicheskaya kul'tura i massovyj sport kak faktor ustojchivogo razvitiya municipal'nyh obrazovanij. VestnikAkademii 68znanij. 2020; № 9: 58-62.

5. Olesov N.P. Fizkul'turno-sportivnoe dvizhenie v Yakutii kak sredstvo duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; № 12 (178): 238-239.

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 796.034.2 + 378.1

Vorobyova S.M., senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: svechitos@gmail.com

STUDY OF THE GOALS OF STUDENTS WHEN VISITING THE UNIVERSITY SPORT SECTION (WITH REGARD TO THE SPORT SHOOTING CLUB). The

article considers the activity of the university sport section, which is one of the factors of the development of student mass sports. The question is raised about the goals that students want to achieve when visiting the university sport section. The survey with open-ended questions about goals of training in the sport section is conducted among students. As a result, it is revealed that students have both sports goals (participation in competitions, receiving a sports category, etc.) and goals that are not related to sports activities (communication, positive emotions, obtaining a semester credit, etc.), often occurs a combination of such goals in one student. So the sport section is a university multifunctional structure, which can develop the individual education student trajectory in the one discipline and can help a student achieve the goals or correct them carefully.

Key words: sport club, university, students, shooting sport, mass sports, students' sport, extra-educational activities, role of sport, university education

С.М. Воробьева, ст. преп., Московский авиационный институт (национального исследовательского университета), г. Москва, E-mail: svechitos@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)

В статье затрагивается вопрос работы спортивной секции вуза с точки зрения ее деятельности как фактора развития массового спорта среди студентов. Поднимается вопрос о целях, которые хотят достичь студенты при посещении вузовской спортивной секции. Среди студентов проводится анкетный опрос с вопросами открытого типа об их целях посещения спортивной секции. В итоге выявляется, что студенты имеют как спортивные цели (участие в соревнованиях, получение спортивного разряда и т. д.), так и цели, не относящиеся к спортивной деятельности (общение, получение положительных эмоций, получение семестрового зачета и т. д.), часто происходит сочетание таких целей у одного студента. Таким образом, спортивная секция рассматривается как многогранная вузовская структура, позволяющая индивидуализировать образовательную траекторию студента в рамках одной дисциплины и помочь ему в достижении имеющихся намерений или их аккуратной корректировке.

Ключевые слова: спортивный клуб, спортивная секция, университет, студенты, пулевая стрельба, массовый спорт, студенческий спорт, внеу-чебная деятельность, роль спорта, обучение в вузе

Спортивная секция в рамках высшего учебного заведения - особенная, специфическая структура. С одной стороны, она решает задачи образовательного процесса с учетом индивидуализации образовательной траектории: тот или

иной вид спорта в университете является элективной дисциплиной в курсе общей физической подготовки [1]. С другой стороны, такие секции имеют выраженную спортивную направленность (вплоть до посещения внешних спортивных сорев-

нований) и дополнительно предоставляют студентам возможность широкой вне-учебной деятельности [2]. В этом состоит важное отличие вузовской спортивной секции от, например, профессиональной деятельности в области спорта. Спортивная секция вуза - это, скорее, массовый любительский спорт, хотя, в зависимости от тренировочного плана и уровня мастерства студентов, может иметь элементы профессионального спорта: выступление на соревнованиях высокого уровня, вплоть до чемпионатов и Кубков России, вхождение студентов в состав сборной команды области, а не только вуза, выполнение спортивных разрядов, участие в отборочных внешних соревнованиях и т. д. С учетом того, что основная цель обучения студента в вузе - это получение высшего образования, вряд ли можно говорить о «карьере» в том или ином виде спорта, тем более часто студент начинает спортивные занятия в позднем возрасте. Расстановка приоритетов в пользу получения высшего образования также предполагает уход от идеи посвящения себя полностью спорту. По субъективному мнению автора, одновременное качественное получение высшего образования и успешная карьера в спорте - это единичные случаи. Поэтому спортивная вузовская секция является в первую очередь направлением массового любительского спорта [3; 4]. Через массовый студенческий спорт возможно решать задачи укрепления здоровья и разностороннего развития личности [5]. Однако необходимо знать, как сами студенты понимают задачи спортивной секции, какие требования студенты к ней предъявляют, то есть какие именно цели хотят достичь при посещении вузовской спортивной секции.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью точного понимания целей студентов при занятиях массовым любительским спортом. На базе понимания этих целей возможна дальнейшая индивидуализация образовательной траектории, которая может быть вариативной даже в рамках одного учебного предмета. Кроме того, лучшее понимание целей студентов при посещении спортивной секции по тому или иному виду спорта позволяет тренерам-преподавателям корректировать как общий тренировочный план, так и спортивный образовательный процесс конкретного студента. Кроме того, возможно условное разделение студентов на большие группы, каждой из которых дается свой тренировочный план для достижения конкретных целей. Например, в одной и той же спортивной секции одна группа студентов может тренироваться исключительно для развития определенных физических качеств, а другая - с целью победы на внешних соревнованиях. Но чтобы помочь студентам в достижении той или иной цели, необходимо понимание того, какую именно цель ставит перед собой сам студент. В случае отсутствия таких целей или их непонимания непосредственно студентом возможна корректировка этих целей с помощью тренера-преподавателя или посредством примера других студентов.

Цель настоящего исследования - выяснить ориентиры, стремления студентов, посещающих вузовскую спортивную секцию (исследовалась секция пулевой стрельбы в Московском авиационном институте).

Данной целью определяются следующие задачи исследования: провести анкетный опрос, выявляющий цели посещения вузовской спортивной секции пулевой стрельбы студентами; проанализировать полученные ответы, сведя их в наглядную таблицу; сделать выводы согласно полученным данным.

Научная новизна заключается в раскрытии идеи спортивной секции вуза как «многофункциональной» структуры, а вывод об этом делается на базе опроса студентов. Таким образом, сами студенты формируют понимание преподавателем того, как может функционировать секция.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что источником расширения знаний по исследуемой тематике становятся непосредственно студенты, которые подробно описывают свои цели, отвечая на вопросы открытого типа. Важно, что тем самым преподаватель имеет в своем распоряжении первичную информацию и на ее основе может выстраивать взаимодействие. Практическая значимость исследования состоит в том, что тренеры могут на базе представленных данных корректировать тренировочные планы конкретных студентов и тем самым индивидуализировать траектории развития.

Автор участвовал в исследованиях, посвященных начальным мотивам прихода студентов в пулевую стрельбу [6] и их интересу к этому конкретному виду спорта [7]. В нынешнем исследовании понимание студенческих целей расширено, и упор смещен в сторону целей занятий студентов в спортивной секции как вузовской структуре, а также понимания данных целей как спортивных. Речь идет не о конкретном виде спорта, а о том, какую роль для студента может выполнять секция. Интерес в том, что не всегда посещение секции студентом преследует только спортивные цели.

Участники исследования - 56 студентов (30 женщин, 26 мужчин) из секции пулевой стрельбы Московского авиационного института с опытом занятий от полугода и больше, как не имеющие разряда, так и с разрядами до КМС включительно. Исследование проводилось методом анкетного опроса с ответами открытого типа. Студентам необходимо было ответить на два вопроса: какие они имеют спортивные цели при посещении указанной секции (и имеют ли таковые) и какие они имеют цели, не относящиеся к спорту (опять же, если таковые есть). Студенты могли давать несколько вариантов ответов.

По итогам проведенного анкетного опроса были выделены основные цели, которые желают достигнуть студенты при посещении вузовской спортивной секции пулевой стрельбы. Анкета не имела готовых вариантов ответов, и студенты должны были полностью самостоятельно писать ответы, однако многие указан-

ные цели оказались похожими, что позволило их объединить и представить в наглядном виде (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетного опроса среди студентов об их целях посещения вузовской спортивной секции пулевой стрельбы

Указанная студентом цель посещения секции % респондентов

Выполнение/получение спортивного разряда, участие/победа на соревнованиях 53,5

Совершенствование и/или развитие спортивно-стрелковых навыков 50,0

Знакомства или общение 26,7

Развитие определенных психических качеств 23,2

Получение семестрового зачета по физической культуре 23,2

Нахождение в приятной атмосфере 23,2

«Разгрузка» после учебы, расслабление и погружение в спокойствие 19,6

Получение новых знаний, навыков, опыта 12,5

Получение эмоционального удовольствия, позитивных эмоций 7,1

Из представленных результатов опроса видно, что студенческая спортивная секция решает не только спортивные задачи. Конечно, больше половины студентов (53,5%) обозначили, что имеют спортивные цели: участие в соревнованиях, причем не только внутри вуза, но и внешних; занятие призового места или победа на этих соревнованиях; получение спортивного разряда. Ровно половина опрошенных студентов желают развития определенных спортивно-стрелковых навыков, однако не все студенты хотят их развивать с целью участия в соревнованиях. Некоторым из них интересен процесс совершенствования навыков сам по себе (при ответах на вопросы анкеты некоторые студенты обозначали, что желают, как развития спортивных навыков, так и участия в соревнованиях; некоторые же студенты указывали только развитие навыков). Кроме того, студенты обозначили множество целей, не относящихся к спортивной деятельности. Для 26,7% респондентов секция является источником новых знакомств и общения в коллективе. 23,2% студентов хотели бы развить определенные психические качества: в случае пулевой стрельбы речь идет о концентрации, усидчивости, силе воли, умении длительно удерживать внимание на конкретных действиях и ощущениях, контроле эмоций и собственного состояния и т. д. В других видах спорта развиваемые психические качества могут быть иными. Главное заключается в том, что тот или иной вид спорта в рамках вузовской секции студент может использовать для собственного контролируемого физического или психического самосовершенствования или коррекции в соответствии со своими пожеланиями. При этом некоторые студенты отмечали, что развитие данных качеств может положительным образом сказаться на иной их деятельности, в том числе учебной.

Также 23,2% студентов обозначили, что одна из их целей - получение семестрового зачета по физической культуре. То есть раз физическую культуру в том или ином виде студенту необходимо посещать в обязательном порядке, он может выбрать интересный или специфический вид спорта. Иногда студенты руководствуются идеей «меньшего из зол»: раз студенту обязательно нужно что-то выбрать из спортивных занятий, он выбирает лучшее для него из представленного, хотя при этом он может и не считать свой выбор идеальным, у него может не быть большого желания заниматься. Нередко случается, что позже таким студентам начинает нравиться выбранная деятельность, причем как по причинам личного спортивного интереса, так и по «косвенным» (атмосфера, коллектив, общая с коллективом спортивная цель). Такие студенты начинают успешно развиваться в выбранном виде спорта, хотя изначально они заявляли о своем нежелании заниматься спортивным направлением - в данном случае вынужденные обязательные занятия превращаются для студента в интересную деятельность, которой он занимается с удовольствием и желанием. Собственно, задача тренера-преподавателя - привить студенту интерес к занятиям спортом, тогда изначально вынужденные спортивные занятия станут для студента увлекательным времяпровождением, и он будет посещать спортивную секцию не только ради формального зачета.

Среди других целей 23,2% респондентов выделили важность нахождения в приятной атмосфере, создаваемой спортивной секцией, а 19,6% респондентов -возможность эмоциональной разгрузки и смены деятельности после учебы. То есть вузовская спортивная секция становится для обучающихся своеобразным местом отдыха. Также целями студентов стали получение новых знаний, опыта или навыков (12,5% опрошенных) и получение эмоционального удовольствия и позитивных эмоций (7,1% опрошенных).

Деятельность вузовской спортивной секции не ограничивается только спортивными целями. Посещая секцию, студент может решать и другие свои задачи, начиная от новых знакомств и заканчивая возможностью «отвлечься» и отдохнуть от учебного процесса. Таким образом, вузовские спортивные секции могут выходить за рамки только учебного процесса и становиться для студентов

по-своему «многофункциональным» местом. Причем студенты не делятся четко на тех, кому необходимы спортивные достижения, и остальных. Многие студенты обозначали наличие у них одновременно и спортивных целей, и, например, целей получения семестрового зачета и развития определенных психических качеств. Некоторые студенты посещают вузовскую спортивную секцию одновременно для общения и получения спортивного разряда. Некоторые студенты имеют сразу множество целей, как спортивных, так и тех, которые не относятся к спорту. Имеются как студенты с целями только спортивными, так и студенты с целями, не подразумевающими спортивное развитие. Тренерам-преподавателям необходимо учитывать данное разнообразие студенческих целей и, при возможности, иметь более индивидуальный подход к обучающимся, чтобы каждый из студентов мог реализовать именно свои задачи. Кроме того, необходимо создавать такие условия в секции, чтобы студент мог решать не только спортивные задачи. При этом достижение студентом целей, не относящихся к спорту, может положительным образом сказаться на возможности достижения им целей спортивных. Впрочем, это не отменяет варианта, при котором тренер-преподаватель не просто помогает студенту в реализации имеющихся целей, но и, наоборот, помогает их скорректировать в нужном направлении, но делая это постепенно и аккуратно.

Библиографический список

Среди опрошенных не оказалось студентов, которые затруднились бы ответить на вопросы анкеты. То есть у студентов есть понимание, чего именно они хотят на текущем этапе обучения, и им не требуется помощь в начальном формировании целей. Если у них и отсутствовали конкретные цели изначально, то, может быть, это было в самый начальный период посещения спортивной секции, но достоверно сказать этого нельзя (для этого необходимо проведение исследования среди только что зачисленных в секцию студентов). В любом случае после полугода обучения у студентов уже имеются сформированные цели, которые они либо установили себе самостоятельно, либо под влиянием окружения в секции.

Сделанные выводы могут использоваться для совершенствования учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях вузов, а также для установления между тренерами и студентами более доверительных отношений, выражающихся в лучшем понимании тренерами студентов. Перспектива дальнейших исследований видится автору в поиске различных возможностей для большей гармонизации отношений «преподаватель - студент», в том числе через понимание, совпадение и достижение целей обоих указанных сторон. Также перспективным исследованием представляется изучение изменчивости целей на длительных временных отрезках и возможности их корректировки под влиянием окружения и атмосферы спортивной секции.

1. Золотова М.Ю., Маскаева Т.Ю., Глачаева С.Е. Формирование общекультурных компетенций бакалавра в рамках преподавания элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе. Педагогическое образование и наука. 2019; № 2: 147-154.

2. Закарян ГЗ., Мацко А.И., Балакирева Н.А., Мацко А.А. Оптимизация работы спортивного клуба в вузе. Перспективы науки. 2022; № 5 (152): 192-194.

3. Апарина М.В., Рузанова Н.В., Тюкалова С.А. Место массового спорта в структуре современного вуза. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2014; Т. 1, № 1: 169-171.

4. Матвеев А.Е. Развитие массового спорта в вузе и популяризация здорового образа жизни. Альманах мировой науки. 2017; № 4-2 (19): 125-126.

5. Бровашова О.Ю., Корбан А.Н., Клепиков И.Г Студенческий спорт, массовый спорт и спорт высших достижений. Наука-2020. 2020; № 2 (38): 45-49.

6. Воробьева С.М., Донских В.В. Детальное изучение мотивов студентов, желающих заняться пулевой стрельбой в вузе. Научное мнение. 2022; № 9: 129-133.

7. Воробьева С.М. Мотивация студентов к занятиям пулевой стрельбой. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; № 11 (165): 50-53.

References

1. Zolotova M.Yu., Maskaeva T.Yu., Glachaeva S.E. Formirovanie obschekul'turnyh kompetencij bakalavra v ramkah prepodavaniya 'elektivnyh disciplin po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019; № 2: 147-154.

2. Zakaryan G.Z., Macko A.I., Balakireva N.A., Macko A.A. Optimizaciya raboty sportivnogo kluba v vuze. Perspektivy nauki. 2022; № 5 (152): 192-194.

3. Aparina M.V., Ruzanova N.V., Tyukalova S.A. Mesto massovogo sporta v strukture sovremennogo vuza. Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii. 2014; T. 1, № 1: 169-171.

4. Matveev A.E. Razvitie massovogo sporta v vuze i populyarizaciya zdorovogo obraza zhizni. Al'manah mirovojnauki. 2017; № 4-2 (19): 125-126.

5. Brovashova O.Yu., Korban A.N., Klepikov I.G. Studencheskij sport, massovyj sport i sport vysshih dostizhenij. Nauka-2020. 2020; № 2 (38): 45-49.

6. Vorob'eva S.M., Donskih V.V. Detal'noe izuchenie motivov studentov, zhelayuschih zanyat'sya pulevoj strel'boj v vuze. Nauchnoe mnenie. 2022; № 9: 129-133.

7. Vorob'eva S.M. Motivaciya studentov k zanyatiyam pulevoj strel'boj. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018; № 11 (165): 50-53.

Статья поступила в редакцию 18.06.24

УДК 371.132

Wei Miaomiao, teacher, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: weimiao8989@mail.ru

SOCIOCULTURAL FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF UNIVERSITY TEACHERS' PEDAGOGICAL STYLE. The article analyzes the influence of sociocultural factors on development of pedagogical styles in university teachers. Particular attention is paid to important factors such as globalization and informatization, and their impact on characteristics of a future teacher's pedagogical activity, such as professionalism, the ability to adapt to diverse sociocultural realities, and proficiency in self-control and analysis methodology. The article also highlights the importance of adapting teaching methods to changing conditions and integrating sociocultural knowledge into the educational process. The study emphasizes the need to develop flexible pedagogical approaches that can meet modern educational requirements. The results of the study demonstrate that sociocultural factors significantly influence the formation of university teachers' pedagogical styles, requiring them to adapt teaching methods to contemporary conditions and integrate cultural knowledge into the educational process.

Key words: pedagogical style, sociocultural factors, university lecturer, culture, society, education

Вэй Мяомяо, преп., Приамурский государственный университет Шолом-Алейха, г. Биробиджан, E-mail: weimiao8989@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В статье анализируется влияние социокультурных факторов на формирование педагогического стиля преподавателя вуза. В частности, внимание уделяется таким важным факторам, как глобализация, информатизация в рамках их влияния на такие характеристики педагогической деятельности будущего преподавателя, как профессионализм, способность адаптации к разнообразным социокультурным реалиям, владение методикой самоконтроля и анализа. Также в статье освещается важность адаптации методов обучения к меняющимся условиям и интеграции социокультурных знаний в образовательный процесс. Исследование подчеркивает необходимость разработки гибких педагогических подходов, способных соответствовать современным требованиям образования. Результаты исследования демонстрируют, что социокультурные факторы значительно влияют на формирование педагогического стиля преподавателей вузов, требуя от них адаптации методов обучения к современным условиям и интеграции культурных знаний в образовательный процесс.

Ключевые слова: педагогический стиль, социокультурные факторы, преподаватель вуза, культура, социум, образование

Социокультурная среда, в которой формируется человек, представляет собой пространство для самореализации, позволяя индивиду освоить и актуализировать свои потенциалы. Данный процесс достигается через понимание и приятие ценностей и значений, характерных для окружающего мира.

Социокультурные аспекты играют ключевую роль в развитии личности и профессиональной подготовке будущего преподавателя вуза. Данные факторы

формируют обширную сеть неофициальных институтов, охватывающих широкий спектр ценностей и поведенческих норм, характерных для определенного общества.

Образовательная среда в подобном контексте является ключевым элементом, способствующим сохранению и передаче культурных ценностей, норм и традиций, а также предоставляет возможности для практического опыта соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.