УДК 796.01.3(057.87)
DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-4-411 -419
Основные средства физического саморазвития
студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта
Т. Н. Петрова1, М. Н. Филимонова2, И. В. Воробьева3
1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Российская Федерация 3Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье авторами представлены основные средства физического саморазвития студентов - будущих специалистов физической культуры и спорта (ФКиС) средствами вузовской спортивно ориентированной среды. Целью данной статьи является раскрытие проблемы физического саморазвития студентов - будущих специалистов ФКиС в условиях мотивирующей спортивно ориентированной среды вуза, стимулирующей рост количественных и качественных показателей спортивной подготовленности и определение основных средств физического саморазвития студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В методологическую основу данного исследования легли ведущие положения и психолого -педагогические идеи, раскрывающие стратегические ориентиры самостоятельной деятельности и самоорганизации обучающихся по физическому саморазвитию, мониторинги самообследования и самодиагностики и другое. В основу исследования положены следующие принципы: развитие учебно-профессиональной мотивации студентов; направленность на физическое саморазвитие и самосовершенствование; ориентация на самостоятельный выбор студентом в рамках будущей профессиональной деятельности определенного вида спорта; использование активных форм и методов физического саморазвития. Основными методами данного исследования в контексте заявленной проблемы явились теоретические (традиционное изучение и фи-лософско-герменевтический анализ научно-педагогических трудов, обобщение опыта педагогической деятельности вузов России по данному направлению) и практические методы (сравнение и сопоставление, обобщение, моделирование; методы эмпирического исследования: наблюдение, структурное описание процесса физического саморазвития, социальная диагностика, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности, тесты), методы математической обработки. Научная новизна исследования: на основе анализа теории и практики физического воспитания раскрыта проблема физического саморазвития и самосовершенствования учащейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования; определены основные средства физического саморазвития студентов -будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Результаты исследования, обсуждения. По мнению авторов, для эффективного физического саморазвития студентов - будущих специалистов для сферы ФКиС необходимо, с одной стороны, организовать вузовскую спортивно ориентированную развивающую среду, а с другой стороны, актуализацию и внедрение в учебно -воспитательный процесс вуза воспитательно-образовательный потенциала физического саморазвития и этнопедагогического содержания народной педагогики. В заключение авторами делаются выводы о том, что основными универсальными средствами физического саморазвития студентов являются: 1) организация вузовской спортивно ориентированной среды; 2) вовлечение каждого студента в сферу этнической физической культуры, т.е. этноспорт, что является фактором формирования его социально-этической и физической духовно-нравственной базы и способствует самосовершенствованию и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, ресурсы и средства физического саморазвития, здоровый образ жизни, этноспорт, вузовская спортивно ориентированная среда
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Петрова Т. Н., Филимонова М. Н., Воробьева И. В. Основные средства физического саморазвития студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 411-419. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-411-419
The main means of physical self-development of students - future specialists in the field of physical culture and sports
T. N. Petrova1, M. N. Filimonova2,1. V. Vorobyeva3
1Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha village, Russian Federation 3Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russian Federation
Abstract. Introduction. In the article, the authors present the main means of physical self-development of students -future specialists in physical culture and sports by means of a university sports-oriented environment. The purpose of this article is to reveal the problem of physical self-development of students - future specialists in physical culture and sports in a motivating sports-oriented environment of the university, stimulating the growth of quantitative and qualitative indicators of sports readiness and to determine the main means of physical self-development of students - future specialists in the field of physical culture and sports. The methodological basis of this study was formed by the leading provisions and psychological and pedagogical ideas that reveal strategic guidelines for independent activity and self-organization of students in physical self-development, monitoring of self-examination and self-diagnosis, etc. The research is based on the following principles: the development of educational and professional motivation of students; focus on physical self-development and self-improvement; orientation towards the student's independent choice within the framework of future professional activity of a certain sport; the use of active forms and methods of physical self-development. The main methods of this research in the context of the stated problem were theoretical (traditional study and analysis of scientific and pedagogical works, generalization of the experience of pedagogical activity of Russian universities in this area), and practical methods (comparison and comparison, generalization, modeling; methods of empirical research: observation, conversation, interviewing, questioning, testing, examination, study of the results of activities, pedagogical experiment; questionnaires, observations, tests), methods of mathematical processing (Pearson and Fisher criterion). Research results, discussions. The authors of the article conclude that for the effective physical self-development of students - future specialists in the field of physical culture and sports, it is necessary, on the one hand, to organize a university sports-oriented developing environment, and on the other hand, to actualize and introduce into the educational process of the university the educational potential of physical self-development and ethnopedagogical content of folk pedagogy. Conclusion. The authors conclude that the main universal means of physical self-development of students are: 1) organization of a university sports-oriented environment; 2) involvement of each student in the field of ethnic physical culture, i.e. ethnosport, which is a factor in the formation of his socio-ethical and physical spiritual and moral base and promotes self-improvement and physical self-development in future professional activities.
Keywords: physical education, means of physical self-development, healthy lifestyle, socio-pedagogical aspect of personal self-development, ethnosport, university sports-oriented environment
The authors declare no conflict of interests.
For citation: Petrova T. N., Filimonova M. N, Vorobyeva I. V. The main means of physical self-development of students - future specialists in the field of physical culture and sports. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 4, pp. 411-419. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-411-419
Введение
Физическая культура и спорт как «...неотъемлемая составная часть нематериального культурного наследия человечества и факт культурного разнообразия призвана нести ответственность за их сохранение перед нынешним и будущими поколениями народов в составе Российской Федерации. Студенческий спорт сегодня — это мощный социальный и политический компонент всестороннего развития молодежи Российской Федерации» [6]. В связи с этим проблема физического саморазвития и самосовершенствования
учащейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования уже в течение многих лет остается актуальной и востребованной для всего мира. Мы считаем, что одним из условий решения этой проблемы является непрерывное профессиональное образование, которое рассматривается нами как символ качества подготовки высокопрофессиональных специалистов сферы физической культуры и спорта. Отечественные и зарубежные средства массовой информации активно пропагандируют здоровый образ жизни (ЗОЖ) в целях самосохранения
и формирования здорового генотипа нации. Это обязывает молодежь к самостоятельным занятиям спортом и физической культурой. На передний план в организации образовательного процесса в высших учебных заведениях выходит первейшая задача организации саморазвития и самосовершенствования личности учащейся молодежи через целенаправленное самостоятельное профессиональное самообразование и выбор здоровьесберегающих технологий для поддержания ЗОЖ с учетом физиологических особенностей организма каждого.
Организация и результаты исследования
Сложность проблемы физического саморазвития современной молодежи определяется тем, что многочасовые физически пассивные положения использования гаджетов и смартфонов (в т.ч. девайсов) ограничивают возможности физического движения и активно развивают гиподинамию, что в свою очередь способствует деградации организма и развитию всевозможных болезней, ухудшению здоровья. В качестве положительного фактора мотивированного стремления к физическому саморазвитию следует признать выбор форм, методов и средств реализации своих физических возможностей и способностей, саморазвития и самопроявления студентов в разных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Чурапчинский ГИФКиС», т.е. Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (Саха-Якутия), который представляет собой современное сельское образовательное учреждение и развивается по инновационной модели управления, обеспечивающей преемственность традиционной физической культуры и культивирование этноспорта на основе комплексного осмысления антропологических наук, направленное на развитие массового спортивно-физкультурного движения. В институте создан непрерывный цикл подготовки будущих специалистов сферы ФКиС, спортсменов и тренеров. Свою главную задачу институт видит «...в подготовке квалифицированных компетентных специалистов в области физкультуры и спорта (ФКиС), умело сочетая передовые инновационные технологии обучения с национальными культурными традициями народов и народностей, населяющих северные регионы России. Именно здесь, в суровых условиях севера, как
нигде важны стойкость, выносливость, ловкость, сила тела и духа»1.
В рамках формирования целостного естественнонаучного мировоззрения и формирования общей и профессиональной культуры будущего специалиста в сфере ФКиС в вузе осуществляется разностороннее самообразование и физическое саморазвитие студентов. Он должен понимать необходимость внесения инновационных форм и методов физкультурно-спортивного образования подрастающего поколения, критически осмыслить существенные проблемы оздоровления молодежи и иметь целостное представление об основных задачах будущей профессиональной деятельности. Это возможно лишь на основе обобщения и анализа современной теории и практики физической культуры и спорта, осознания специфики физического воспитания и образования, физического саморазвития личности на разных ступенях и уровнях подготовки.
Признавая приоритетность физического воспитания, его воздействия на общие процессы формирования личности и овладения специальными знаниями и навыками, наши педагоги начинают работу с использования средств закаливания, физических упражнений (естественных и специально подобранных движений, гимнастических и легкоатлетических комплексов) в неформальной сельской среде, обеспечивающих физическое саморазвитие, двигательную активность и укрепление защитных функций в естественных природно-климатических условиях Севера. Физическое саморазвитие личности студента - это объективный, сознательный и длительный процесс самосовершенствования, приращение количественных и качественных изменений организма. Весьма важно особо отметить, что физическое саморазвитие как неотъемлемая часть развития личности в целом предполагает формирование и развитие у обучающихся системы знаний о физиологических особенностях своего организма и выработку на этой основе умений и навыков для успешного решения ими проблем самосохранения и здоровьесбережения. Ученые-специалисты
1 Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»: принят 07.12.2015 г № 1127 // Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта: офиц. сайт. 2021. URL: https:// www.chgifkis.ru/upload/iblock/7bb/7bb910f3 c1ae785510f277a693795d91.pdf (дата обращения: 21.10.2021).
в своих трудах отмечают, что системные организованные занятия физической культурой и спортом благоприятствуют развитию силы, выносливости, повышают самооценку личности спортсмена как фактора готовности к соревновательной деятельности, физическому здоровью и самочувствию, кровоснабжению мозга и тому подобное1 [5; 6].
Обсуждение практики
Специфика физического саморазвития студентов — будущих специалистов сферы ФКиС заключается в том, что здоровая физическая форма повышает самооценку и самоуверенность личности. Занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью становится осознанной естественной потребностью. Это значит, что личностное и профессиональное саморазвитие становится важнейшим средством самосовершенствования в области физкультуры и спорта.
В вузе созданы все условия для физического саморазвития студентов — будущих специалистов ФКиС. С целью выявления организационно-педагогических условий эффективности физического саморазвития личности студента нашего института нами проведена экспертная оценка основных ресурсов, форм и средств, которыми обладает наше учебное заведение. Работу со студентами первого курса мы начинаем с ознакомления их со всей вузовской средой, системой разработанных ресурсов здоровьесбережения, в том числе и народнопедагогических, со спецификой деятельности спортивно-оздоровительной работы вуза в свободное от занятий время, средствами приращения показателей спортивно-физической подготовленности и так далее. Исследование показало, что наиболее эффективным средством физического саморазвития обучающихся является вузовская спортивноориентированная среда, которая рассматривается нами как социально-педагогический конструкт и эффективное условие в физическом саморазвитии обучающихся, формирующее особые ментальности здоровьес-бережения, субъективную позицию и активный характер личностного физического саморазвития, формирует общую картину мира и обеспечивает индивидуальные достижения в спорте.
1 Педагогика физической культуры : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Физ. культура» : рек. Учеб.-метод. объединением по образованию / под ред. С. Д. Неверковича. 3-е изд., стер. М. : Academia, 2014. 362 с.
Основная миссия института - «обеспечить качественное, доступное, эффективное и современное образование через развитие научных и образовательных технологий с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, научных и научно-педагогических кадров новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в спорте, науке, производстве во благо развития Республики и России»2.
«Целевой ориентир института - современный научно-спортивно-образовательный комплекс с развитой высокотехнологичной инфраструктурой, реализующий многоуровневую систему непрерывного профессионального образования в соответствии с запросами региона», - предусматривает интеграцию многоуровнего образования непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающая единую систему «школа — СПО—ВУЗ» Она «признана наиболее эффективной с точки зрения ее способности гибко реагировать на изменения современного рынка труда, соответствовать образовательным запросам и потребностям личности, предусматривать возможности ресурсной экономии» [3].
В этих целях используются самые современные и передовые спортивно ориентированные ресурсы. Во-первых, институт оснащен богатой спортивной материально-технической базой. Имеется открытый стадион с беговой дорожкой 400 метров по кругу, футбольной, баскетбольной, волейбольной площадками, уличными тренажерами ВСФК ГТО. Универсальный спортивный тир, который является единственным на Дальнем Востоке по оснащенности, где систематично проводятся тренировки по пулевой стрельбе. Также в институте проводятся тренировки по вольной борьбе, боксу, легкой атлетике, стрельбе из лука, по национальным видам спорта: мас-рестлингу, национальной борьбе «хапсагай», национальным прыжкам, северному многоборью. Главная задача тренерско-преподавательского состава вуза - сформировать здоровую в духовном и физическом планах личность [2]. Преподавателями и спортивными тренерами
2 Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта»: принят 07.12.2015 № 1127 // Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта: офиц. сайт. 2021. URL: https://www.chgifkis.ru/upload/iblock/7bb/7bb910f3c-
1 ae785510f277a693795d91.pdf (дата обращения: 21.10.2021).
в институте в основном работают выпускники этого же вуза, преданные делу спорта, достигшие в науке, образовании, спорте значительных показателей и спортивных высот.
Одним их наиболее значимых средств спортивно ориентированной вузовской среды, обуславливающих индивидуализацию физического саморазвития студентов, следует выделить большой тренажерный зал, где студенты имеют свободный доступ для целевых занятий по самым популярным видам спорта: кроссфиту, бодибилдингу, пауэрлифтингу и таму подобное. Надо особо отметить, что в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» признан федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой по реализации проекта: «Комплексное обеспечение подготовки спортивного резерва по виду спорта «мас-рестлинг».
С 2015 года в вузе функционирует непрерывная система спортивной учебы по подготовке резерва сборных команд «школа олимпийского резерва - училище олимпийского резерва - региональный центр спортивной подготовки», также Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов труду и обороне».
В сетевую структуру спортивно ориентированной среды вуза входит специально организованное учреждение «Региональный центр спортивной подготовки», который проводит успешную результативную работу по физическому саморазвитию и профессиональной подготовке спортсменов. В этом учреждении созданы все условия для специального физического саморазвития по базовым видам спорта: вольной борьбе, боксу, стрельбе из лука, пулевой стрельбе. «Основной целью деятельности учреждения является:
- организация и обеспечение стабильных условий многолетней круглогодичной специализированной централизованной подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва, их выступлений в составе спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
- совершенствование и развитие системы спортивной ориентации и отбора к специализированной подготовке для увеличения количества спортивного резерва, способного достичь высоких спортивных результатов в составе сборных команд на всероссийских и международных спор-
тивных соревнованиях»1 . Студенты института, которые занимаются спортом на высоком уровне, параллельно являются и воспитанниками данного центра, что дает импульс для практического, систематического физического саморазвития.
Высокую эффективность данной непрерывной системы спортивной подготовки показывают результаты работы, так, за годы работы данной системы подготовлены 3 участника олимпийских игр, 4 чемпиона мира среди студентов, 5 призеров чемпионата мира среди студентов, 3 чемпиона всемирных интеллектуальных игр, 10 чемпионов России среди студентов, более 80 мастеров спорта Российской Федерации и более 90 мастеров спорта Республики Саха (Якутия), в т.ч. более 30 членов сборных команд Российской Федерации по вольной борьбе, международным шашкам, лыжному спорту, легкой атлетике, боксу и пулевой стрельбе.
Организация вузовской спортивно ориентированной развивающей среды как наиболее эффективного средства обеспечивалась нами высоким учебно-воспитательным и мотивирующим потенциалом, позволяющим обучающемуся систематично и последовательно заниматься физическим саморазвитием и выработать активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях разного уровня (республиканского, регионального, международного).
Следующим наиболее эффективным средством физического саморазвития студентов, как показала наша практика, является потенциал традиционной физической культуры и этнического спорта. В нем ярко отражается здоровый образ жизни и быт народа, особенности трудовой деятельности, национальные устои. Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний человека.
Для теоретического саморазвития студентов в области национальных видов спорта в 2015 году создана и успешно работает профильная кафедра спортивной подготовки и национальных видов спорта. Она обеспечивает образовательный процесс по профилирующим дисциплинам, например, по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, в части,
1 Устав государственного бюджетного учреждения «Региональный центр спортивной подготовки»: принят 07.08.2015 г. № 860-р // Региональный центр спортивной подготовки: офиц. сайт. 2021. URL: http://csp-churapcha.ru/dokumenty/165-ustav (дата обращения 21.10.2021 г.).
формируемой участниками образовательных отношений введена дисциплина «теория и методика обучения национальным видам спорта»1.
В народной системе физического развития и саморазвития детей и молодежи природа выступала как основной космобиосоциальный фактор и информационный знак, в процессе совместной трудовой деятельности передавался и народный опыт, активно осуществлялось формирование именно здорового образа жизни. В любой момент и любая ситуация требовала у молодежи выполнения определенных социальных функций и регуляцию социального поведения.
Кроме этого, профильная кафедра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма полностью оснащена инвентарем по спортивному туризму, основная цель которого - физическое саморазвитие и самосовершенствование студентов, проявление самостоятельности в преодолении различного рода естественных препятствий, негативных проблем и экстремальных ситуаций. Это необходимо для того, чтобы формировать у будущих специалистов ФКиС способности выживания в дикой природе, преодоления сложных маршрутов и тому подобное.
Забегая вперед, можно признаться, что в перспективе руководство и педагогический коллектив вуза надеется приобрести статус Северной академии физической культуры и спорта, пропагандирующей и культивирующей народные этнические виды спорта.
В Республике Саха (Якутия) уже в течение многих лет успешно реализуется Концепция развития национальных видов спорта на 2013— 2020 гг., в которой отмечена основная задача -«эффективное использование потенциала культурного наследия для достижения целей государственной политики в области физической культуры и спорта, интеграции во всероссийское и мировое спортивное движение. В связи с продвижением национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) на всероссийском уровне, с их интеграцией в международное спортивное движение, возрастает конкурентность в данных видах спорта, что предъявляет новые требования к организации непрерывной системы подготовки
1 chgifkis.ru: официальный сайт. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта: сайт. Чу-рапча, 2021. URL: http://do.chgifkis.ru/enrol/index.php?id=313 (дата обращения: 21.10.2021). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
спортсменов на территории республики»2. В конечном счете эта Концепция ориентирована на:
- достижение цели образовательного и оздоровительного процесса нации, уровневое содержание этноспортивного опыта в системе предметов национально-региональной компетенции, соответствующее заявленным образовательным ориентирам;
- обеспечение системности и целостности формирования духовно-нравственной и физически здоровой нации, системообразующим фактором которого выступает гуманистическая направленность специфического функционирования этноспорта3.
Целостное физическое саморазвитие личности студентов и воспитательная деятельность в вузе проводится целенаправленно и систематично: в нем внедрена система спартианского движения с привлечением широкого массового актива участников-добровольцев. Особенность внедрения этого движения как средства саморазвития студентов в том, что к спартианским играм (это уникальные спортивные игры и народные забавы, которые представляют «альтернативный», интегрирующий традиционный и инновационный спорт с искусством и творчеством) массово привлекается не только студенческая молодежь, практически все жители села, семьи. Они начинаются с традиционного студенческого фестиваля творчества и проводятся в течение всего учебного года. В завершении проводится национальный праздник «Ысыах» (дословно «Изобилие»), связан, по якутским преданиям, с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия и является символом начала нового года. Успешная реализация задачи физического саморазвития студентов возможна только в том случае, когда «современный преподаватель физкультуры является энтузиастом своего дела, имеет довольно высокий физического образования, четко представляет ситуацию о современных тенденциях развития спорта, умеет находить оптимальные решения в различных педагогических ситуациях, может быть коммуникабельным
2 Концепция развития национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) на 2013-2020 гг.: во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2012 г. № 228-РП «О развитии национальных видов спорта Республики Саха (Якутия)» // Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия): офиц. сайт. 2012. URL: http://www.modun.ru/wp-content/uploads/ 2018/03/concept.pdf (дата обращения: 21. 10.2021).
3 Там же.
и толерантным» , . На этом празднике пристальное внимание уделяется оценке физической подготовленности и спортивному мастерству участников, проявлению творчества, эрудиции, уровню развития их интеллекта, спортивных достижений и результатов, специальной спортивной подготовке. Одной из важных задач этого народного спортивного праздника - привить студентам и жителям села навыки самостоятельного занятия физической культурой и спортом, превратить спорт в массовое движение за здоровый образ жизни. Традиционные виды физической активности и исконные забавы народа - это «элементы его биогенетического наследия, включающие архетип социального поведения, философию и мировоззренческие установки, направленность хозяйственной деятельности, передающиеся от поколения к поколению и обладающие ценным личностно-формирующим потен-циалом»3.
Реконструкция народных игр и исконных забав якутского народа в современную практику физического саморазвития студентов позволяет донести до молодого поколения национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы мышления, т.е. менталитета [7]. В этой работе мы опираемся на принцип природосообразности и исходим из того, что традиционные виды физической активности и исконные забавы народа - это элементы его биогенетического наследия, включающие архетип социального поведения, философию и мировоззренческие установки, направленность хозяйственной деятельности, передающиеся от поколения к поколению и обладающие ценным личностно-формирующим потенциалом. Так, в студенческой среде в последнее время все большую популярность набирают настольные национальные игры: «Хабылык», «Хаамыска», которые развивают умственные способности, координацию, гибкость пальцев и кисти, ловкость, находчивость. По данным играм проводятся республиканские чемпионаты, турниры и первенства. Среди обучающихся Чурапчинского института есть студенты, успешно
1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»).
2 Справочник учителя физической культуры / сост.: Н. М. Вилкова. Волгоград : Учитель, 2016. 118 с.: ил.
3 Там же.
занимающиеся данным видом, мастера спорта по национальным настольным играм РС (Я). От общей ориентации образовательно-воспитательной системы на этноспортивную культуру «как инте-гративного социального и личностного феномена зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса (детьми и взрослыми) общечеловеческих ценностей через этноспорт» [7].
К традиционным средствам физического саморазвития мы относим гигиену занятий физическими упражнениями, в том числе и народными, «игры и прогулки на свежем воздухе, закаливание, физический труд, который имеет огромное социально-воспитательное значение и является фактором ценностной ориентации молодежи на здоровый образ жизни, на интеллектуальное и гармоническое развитие» [5; 6]. Самостоятельность при этом является одним из эффективных ресурсов самообразования, саморазвития и практического решения задач здоровьесбережения, ценностной ориентации на ЗОЖ. Представление собственного образа в социальном мире в контексте сказанного характеризуется намеренностью личности на создание у окружающих положительного примерного впечатления и фокусирования внимания на себе, о себе и на ценности ЗОЖ.
Резюме
Таким образом, процесс физического саморазвития в условиях вузовской спортивно ориентированной развивающей среды обеспечивается инициативностью студенческой молодежи, ее субъектной позицией. Именно спортивно ориентированная развивающая среда позволит ей максимально использовать различные позитивные силы физического самороста и профессиональной самореализации в будущем.
Народная педагогика и этноспорт приобретают особое значение в формировании общей физической культуры общества и личности, и его трансформация в современную практику подготовки высококвалифицированных кадров в области физической культуры и спорта является главной особенностью и своевременным способом приобщения молодежи в общечеловеческим и национально-этническим ценностям, целостного развития в них самых лучших универсальных человеческих качеств - трудолюбия, милосердия, доброты в сочетании с физической силой и физической двигательной культурой.
Особенность физического саморазвития студентов заключается в том, что оно должно осуществляться в тесной связи с социокультурным и духовно-нравственным и другими направлениями комплексного воспитания. Самоутверждение и
приобретение смысла здоровой жизни в этом плане вполне логично, оно противостоит негативным обстоятельствам и приводит к определенным результатам успешной и гибкой адаптации в социальном мире.
1. Антипов А. В., Кулишенко И. В., Шустова Е. В. Педагогический контроль и самоконтроль физического состояния молодежи в процессе физической активности // Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С. 61-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol-fizicheskogo-sostoyaniya-molodezhi-v-protsesse-fizicheskoy-aktivnosti (дата обращения: 12.10.2021).
2. Готовцев И. И. Чемпионы своей судьбы // Аккредитация в образовании. 2017. № 8 (100). С. 48-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37174562 (дата обращения: 15.10.2021).
3. Готовцев И. И., Данилова А. И., Колесова Т. К., Филимонова, М. Н. Подготовка квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации и инноваций (на примере сельского физкультурного вуза) // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Международной научной конференции. Сибирский федеральный университет. 2018. С. 139-143.
4. Кочетков И. И. Эффективность подготовки студентов к трудовой деятельности методами профессионально-прикладной физической подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 24-28. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1405 (дата обращения: 06.10.2021).
5. Левченкова Т. В. Активные методы обучения в педагогике физической культуры и спорта // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 101-103. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/2658 (дата обращения: 09.10.2021).
6. Михайлова Т. В. Эффективность подготовки кадров в спортивном вузе в контексте социологического анализа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 6. С. 63-65. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28186171 (дата обращения: 17.10.2021).
7. Петрова Т. Н. Этноспорт: проблемы и перспективы внедрения в современную национально-образовательную систему // Сборник докладов Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава». М. : СпортАкадемРе-клама, 2012. С. 199-202.
8. Созинова О. В., Имамутдинова О. В., Улеева Н. Г. Виды контроля при организации учебных, учебно--тренировочных и самостоятельных занятий студентов по физической культуре и спорту // Наука России: цели и задачи: сб. науч. тр. по материалам II Междунар. науч. конф., Екатеринбург (г. Екатеринбург, 10 апреля 2017 г.). Л-Журнал, 2017. С. 18-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29247239 (дата обращения: 15.10.2021).
9. Ямбаева Н. В. Подготовка студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 65-68. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1090 (дата обращения: 19.10.2021).
10. Ivanov V. D. Physical performance evaluation (the Cooper test) // Actual Problems of Pedagogy and Psychology. 2021. Vol. 2. No 3. Pp. 20—25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44878191 (дата обращения: 10.10.2021).
Статья поступила в редакцию 26.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 18.11.2021 г.; принята к публикации 28.11.2021 г. Об авторах
Петрова Татьяна Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), [email protected]
Филимонова Марфа Николаевна
начальник учебно-методического отдела, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (678670, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), село Чурапча, ул. Спортивная, д. 2), [email protected]
Воробьева Инна Валериановна
кандидат педагогических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (428000, Россойская Федерация, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 38), [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
1. Antipov A. V., Kulishenko I. V., Shustova E. V. Pedagogicheskii kontrol' i samokontrol' fizicheskogo sostoyaniya molodezhi v protsesse fizicheskoi aktivnosti [Pedagogical control and self-control of physical fitness level of young population during physical activity]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 8, pp. 61-63. Available at: https://cyberleninkH.ru/article/n/pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol-fizicheskogo-sostoyaniya-molodezhi-v-protsesse-fizicheskoy-aktivnosti (accessed 12.10.2021). (In Russ.).
2. Gotovtsev I. I. Chempiony svoei sud'by [Champions of their destiny]. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in education, 2017, no. 8 (100), pp. 48-49. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37174562 (accessed 15.10.2021). (In Russ.).
3. Gotovtsev I. I., Danilova A. I., Kolesova T. K., Filimonova, M. N. Podgotovka kvalifitsirovannykh spetsialistov po fizicheskoi kul'ture i sportu v usloviyakh informatizatsii i innovatsii (na primere sel'skogo fizkul'turnogo vuza) [Training of qualified specialists in physical culture and sports in the conditions of informatization and innovation (on the example of a rural physical education university)]. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Informatization of education and e-learning methodology: materials of the II International scientific conference, Siberian Federal University, 2018, pp. 139-143. (In Russ.).
4. Kochetkov I. I. Effektivnost' podgotovki studentov k trudovoi deyatel'nosti metodami professional'no-prikladnoi fizicheskoi podgotovki [Efficiency of preparation of students for practical activity by methods of professionally-applied physical training]. Vest-nik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, no. 2 (26), pp. 24-28. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1405 (accessed 06.10.2021). (In Russ.).
5. Levchenkova T. V. Aktivnye metody obucheniya v pedagogike fizicheskoi kul'tury i sporta [Active methods of teaching in pedagogics of physical culture and sports]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015, no. 1 (20), pp. 101-103. Available at: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/2658 (accessed 09.10.2021). (In Russ.).
6. Mikhailova T. V. Effektivnost' podgotovki kadrov v sportivnom vuze v kontekste sotsiologicheskogo analiza [Sport university education efficiency in context of sociological analysis]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical education: education, training, 2016, no. 6, pp. 63-65. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28186171 (accessed 17.10.2021). (In Russ.).
7. Petrova T. N. Etnosport: problemy i perspektivy vnedreniya v sovremennuyu natsional'no-obrazovatel'nuyu sistemu [Ethno-sport: problems and prospects of introduction into the modern national educational system]. Sbornik dokladov Mezhdunarodnogo sportivnogo foruma "Rossiya - sportivnaya derzhava" = Collection of reports of the International Sports Forum "Russia is a sports power", M., SportAkademReklama Publ., 2012, pp. 199-202. (In Russ.).
8. Sozinova O. V., Imamutdinova O. V., Uleeva N. G. Vidy kontrolya pri organizatsii uchebnykh, uchebno-trenirovochnykh i samostoyatelnykh zanyatii studentov po fizicheskoi kulture i sportu [Types of control in the organization of educational, training and independent classes of students in physical culture and sports]. Nauka Rossii: tseli i zadachi: sb. nauch. tr. po materialam IIMezhdu-nar. nauch. konf., Ekaterinburg (g. Ekaterinburg, 10 aprelya 2017 g.) = Science of Russia: goals and objectives: collection of scientific papers based on the materials of the II International Scientific Conference, (Yekaterinburg, April 10, 2017), Yekaterinburg, L-Journal Publ., 2017, pp. 18-21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29247239 (accessed 15.10.2021). (In Russ.).
9. Yambaeva N. V. Podgotovka studentov fakul'teta fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma k sorevnovatel'noi deyatel'nosti [Training of students of the Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism for competitive activity]. Vestnik Mariiskogo gosudarstven-nogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 1 (21), pp. 65-68. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1090 (accessed 19.10.2021). (In Russ.).
10. Ivanov V. D. Physical performance evaluation (The Cooper test). Actual Problems of Pedagogy and Psychology, 2021, vol. 2, no 3, pp. 20-25. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44878191 (accessed 10.10.2021). (In Eng.).
The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 28.11.2021.
About the autors
Tatyana N. Petrova
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),
tanjana1 @yandex. ru
Marfa N. Filimonova
Head of the Educational and Methodological Department, Churapcha State Institute of Physical Culture
and Sports (2 Sportivnaya St., Churapcha village 678670, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation), [email protected]
Inna V. Vorobyeva
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev
(38 Karl Marx St., Cheboksary 428000, Russian Federation), [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript