Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ПОКИДАЮЩИХ СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ В ВУЗЕ И ОСТАЮЩИХСЯ В НЕЙ (В МНОГОЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ)'

АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ПОКИДАЮЩИХ СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ В ВУЗЕ И ОСТАЮЩИХСЯ В НЕЙ (В МНОГОЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пулевая стрельба / студенты / высшее учебное заведение / спортсмены-стрелки / спортивный клуб / спортивная секция / отбор кандидатов / уход из спорта / shooting sport / students / university / shooters-athletes / sport club / sport section / selection of candidates / retirement from sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С М. Воробьева, В В. Донских

В статье затрагивается вопрос работы студенческой спортивной секции пулевой стрельбы. За период с сентября 2017 года по сентябрь 2022 года собирается информация о количестве зачисленных в секцию студентов и покинувших ее, раздельно в двух отделениях секции: винтовочном и пистолетном. Приводится следующая статистика: количество ежегодно набранных в секцию студентов; количество ежегодно покинувших секцию студентов; количество оставшихся в секции студентов с каждого года набора. Проводится анализ полученных цифр. В среднем ежегодный процент покидающих секцию студентов-спортсменов примерно одинаков, если не считать год форс-мажора. В каждом наборе студентов наибольший пик спортивной активности приходится на 1 и 2 годы обучения в секции. К 4–5 году обучения в секции очень мал процент остающихся в секции студентов. Итоги приведенного анализа могут помочь тренерам – преподавателям спортивных студенческих секций пулевой стрельбы планировать процесс формирования сборной команды вуза для выступления на соревнованиях в перспективе нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF A NUMBER OF STUDENT-ATHLETES WHO LEAVE OR REMAIN AT A UNIVERSITY SHOOTING CLUB (LONG-TERM TIME)

The article anylises work of a students’ club of shooting sport. For the period from September 2017 to September 2022, information is collected on the number of students who come to the club and the number of students who leave the club, this is separately in two sections of the club: rifle and pistol. There are the following statistics: the number of students who come to the club every year; the number of students who leave the club every year; the number of students of each enrollment year who remain in the club. There is an analysis of the collected numbers. Usually the number of students who leave the club every year is the same, without a year of force majeure. The students of each enrollment year have the greatest sports activity in their 1st and 2nd years of study at the club. There are few students who stay in the club in their 4st and 5st years of study at the club. The results of the analysis of the article can help trainers-teachers of student sports shooting clubs with plan to create a university sports team that goes to competitions in the perspective of several years.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ПОКИДАЮЩИХ СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ В ВУЗЕ И ОСТАЮЩИХСЯ В НЕЙ (В МНОГОЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ)»

зультаты позволяют говорить, что это способствовало закреплению материала, мотивировало обучающихся на ответственное отношение к учебному процессу. Всем ученикам работа с образовательной платформой понравилась.

Учитывая то, что уровень подготовки учеников позволяет судить об эффективности проведенных уроков, мы сочли целесообразным эффективность работы по самообразованию будущих учителей продолжить во время педагогической практики на базе МБОУ СОШ № 18 г Армавира.

В классах, с которыми работали студенты, участвующие в эксперименте, проводилось анкетирование уровня сформированности знаний, умений и навыков по технологии. Уровень подготовки учащихся до эксперимента был примерно одинаков.

Сравнив результаты эксперимента, мы выявили, что в классе, где преподавали студенты экспериментальной группы, теоретические знания учащихся возросли на 0,8 балла, или 16% (с 3,5 до 4,3) относительно контрольного, также повысилась сформированность практических умений и навыков на 0,8 балла, или 16% (с 3,3 до 4,1). Все ученики, работавшие с платформой «Моя школа», сказали, что им нравится такая форма обучения, она напоминает игру, и они готовы с ней учиться даже дома.

Повышение уровня успеваемости в экспериментальной группе позволяет говорить об эффективности самостоятельной работы, проведенной будущими учителями.

Повторный тест на состояние готовности к саморазвитию показал, что данные студентов контрольной группы изменились незначительно, в то время

Библиографический список

как в экспериментальной группе практически все перешли на следующий уровень.

Примечательно, что после педагогической практики уровень технических знаний студентов по данной теме тоже вырос - в контрольной группе на 12%, а в экспериментальной на 17%.

Результаты проведенного эксперимента показывают, что использование цифровой образовательной платформы «Моя школа» в единстве с краткосрочным планированием самообразовательной работы и ориентацией ее на конкретные результаты способствует более качественному освоению специальных и методических компетенций, стимулирует познавательную самостоятельность студентов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование цифровых образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей и мотивация их к использованию образовательных платформ в процессе практической деятельности позволяет им определить границы «знания» и «незнания», стимулирует постановку целей самообразовательной деятельности.

Наличие близких целей актуализирует необходимость самопроектирования не только долгосрочных индивидуальных образовательных маршрутов, но и краткосрочных планов саморазвития профессиональных умений с опорой на структурный и содержательный контент образовательных платформ.

Положительный опыт профессиональной деятельности будущих учителей стимулирует мотивацию к самообразовательной деятельности, способствует развитию позитивного отношения к педагогическому труду.

1. Цифровая трансформация образования: методические рекомендации. Авторы-составители ГА. Сумина, Е.Ю. Новикова. Саратов, 2021. Available at: https://soiro64.ru/ wp-content/uploads/2021/08/metreki-cifrovaja-transformacija-obrazovanija.pdf

2. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2020.

3. Сальникова О.Д., Ромаева Н.Б., Соловьева О.В. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза. Перспективы науки и образования. Воронеж, 2021; № 2 (50): 311-324.

4. Полупан К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Калининград, 2020.

5. Ефимова Ю.В. Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2017.

6. Белова Е.А. Электронно-образовательные ресурсы с элементами автодидактики как средство саморазвития студентов среднего звена. Образование и общество. Орел, 2015; № 5 (94): 92-98.

7. Эрикенова Э.М. Субъектно-личностный подход как методологическая основа подготовки будущих экономистов к непрерывному образованию. Гуманитарные и социальные науки. 2019; № 4: 253-264.

8. Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию педагогов ОУ». Availavle at: https://pandia.ru/text/77/22/53209.php

References

1. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii. Avtory-sostaviteli G.A. Sumina, E.Yu. Novikova. Saratov, 2021. Available at: https://soiro64.ru/wp-content/ uploads/2021/08/metreki-cifrovaja-transformacija-obrazovanija.pdf

2. Bilenko P.N., Blinov V.l., Dulinov M.V., Esenina E.Yu. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: Pero, 2020.

3. Sal'nikova O.D., Romaeva N.B., Solov'eva O.V. Motivacionnyj resurs lichnosti kak uslovie razvitiya kompetencii samoobrazovaniya studentov vuza. Perspektivy nauki i obrazovaniya. Voronezh, 2021; № 2 (50): 311-324.

4. Polupan K.L. Konceptual'nye osnovy proektirovaniya individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta v cifrovoj obrazovatel'noj srede universiteta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2020.

5. Efimova Yu.V. Pedagogicheskoe stimulirovanie samorazvitiya informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2017.

6. Belova E.A. 'Elektronno-obrazovatel'nye resursy s 'elementami avtodidaktiki kak sredstvo samorazvitiya studentov srednego zvena. Obrazovanie i obschestvo. Orel, 2015; № 5 (94): 92-98.

7. 'Erikenova 'E.M. Sub'ektno-lichnostnyj podhod kak metodologicheskaya osnova podgotovki buduschih 'ekonomistov k nepreryvnomu obrazovaniyu. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019; № 4: 253-264.

8. Test "Ocenka sposobnosti k samorazvitiyu, samoobrazovaniyu pedagogov OU". Availavle at: https://pandia.ru/text/77/22/53209.php

Статья поступила в редакцию 30.07.23

УДК 799.3

Vorobyova S.M., senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: svechitos@gmail.com

Donskikh V.V., senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: vic@mai.ru

ANALYSIS OF A NUMBER OF STUDENT-ATHLETES WHO LEAVE OR REMAIN AT A UNIVERSITY SHOOTING CLUB (LONG-TERM TIME). The article any-lises work of a students' club of shooting sport. For the period from September 2017 to September 2022, information is collected on the number of students who come to the club and the number of students who leave the club, this is separately in two sections of the club: rifle and pistol. There are the following statistics: the number of students who come to the club every year; the number of students who leave the club every year; the number of students of each enrollment year who remain in the club. There is an analysis of the collected numbers. Usually the number of students who leave the club every year is the same, without a year of force majeure. The students of each enrollment year have the greatest sports activity in their 1st and 2nd years of study at the club. There are few students who stay in the club in their 4st and 5st years of study at the club. The results of the analysis of the article can help trainers-teachers of student sports shooting clubs with plan to create a university sports team that goes to competitions in the perspective of several years.

Key words: shooting sport, students, university, shooters-athletes, sport club, sport section, selection of candidates, retirement from sports

С.М. Воробьева, ст. преп., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва,

E-mail: svechitos@gmail.com

В.В. Донских, ст. преп., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва,

E-mail: vic@mai.ru

АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ПОКИДАЮЩИХ СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ В ВУЗЕ И ОСТАЮЩИХСЯ В НЕЙ (В МНОГОЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ)

В статье затрагивается вопрос работы студенческой спортивной секции пулевой стрельбы. За период с сентября 2017 года по сентябрь 2022 года собирается информация о количестве зачисленных в секцию студентов и покинувших ее, раздельно в двух отделениях секции: винтовочном и пистолетном. Приводится следующая статистика: количество ежегодно набранных в секцию студентов; количество ежегодно покинувших секцию студентов; количество оставшихся в секции студентов с каждого года набора. Проводится анализ полученных цифр. В среднем ежегодный процент покидающих секцию студентов-спортсменов примерно одинаков, если не считать год форс-мажора. В каждом наборе студентов наибольший пик спортивной активности приходится на 1 и 2 годы обучения в секции. К 4-5 году обучения в секции очень мал процент остающихся в секции студентов. Итоги приведенного анализа могут помочь тренерам - преподавателям спортивных студенческих секций пулевой стрельбы планировать процесс формирования сборной команды вуза для выступления на соревнованиях в перспективе нескольких лет

Ключевые слова: пулевая стрельба, студенты, высшее учебное заведение, спортсмены-стрелки, спортивный клуб, спортивная секция, отбор кандидатов, уход из спорта

Физическая культура в учебном процессе высших образовательных учреждений имеет ряд важных задач: профилактика гиподинамии и различных заболеваний, укрепление здоровья [1], формирование социальных отношений, развитие физических качеств, повышение возможностей адаптации организма [2], повышение уровня работоспособности, всестороннее развитие личности, оптимизация режима жизни [3]. При этом, как правило, имеются два больших направления деятельности: обязательные занятия в рамках учебного расписания, направленные на поддержание здоровья и физической формы, и спортивная деятельность вне учебного расписания, направленная на развитие массового спорта, спортивные достижения, выступления на соревнованиях [4]. Во втором случае речь идет обо всех атрибутах спортивной работы в рамках занятий со студентами: формирование сборной студенческой команды и ее резерва; циклы подготовки к промежуточным и главным соревновательным стартам; достижение определенных результатов как в части спортивной самореализации, так и в физическом выражении - занятии призовых мест, получении наград и т. д. Фактически внутри вуза существует структура (спортивный клуб, спортивная секция и т. п.) со спортивными целями в рамках массового спортивного движения [5; 6]. В задачи такой структуры входит не только привлечение студентов к спорту [7], но и конкретные спортивные достижения: победы на соревнованиях, выполнение разрядных нормативов, присвоение спортивных разрядов [8]. В этом случае одной из задач тренера-преподавателя является грамотное построение тренировочного процесса и формирование плана соревнований, позволяющих студентам показывать определенные спортивные результаты не в ущерб основной деятельности - учебному образовательному процессу.

Одной из важных задач тренера-преподавателя является формирование основного и резервного составов сборной команды вуза по определенному виду спорта для выступления на соревнованиях. Важным является то, чтобы в команде были мотивированные на данный вид спорта студенты, показывающие при этом высокие спортивные результаты. Однако часто сложность формирования студенческих команд и отбора перспективных кандидатов состоит в том, что спортсмены-студенты уделяют спортивным занятиям мало времени в связи с проблемами в учебе, расстановкой приоритетов, нехваткой времени на большое количество тренировок и т. д. Часто студенческие команды формируются тренером-преподавателем из числа студентов, не имеющих опыта в виде спорта. Тогда, например, в случае бакалавриата тренеру-преподавателю за 4 года необходимо воспитать из новичка такого спортсмена, который будет показывать высокие результаты на соревнованиях определенного уровня. Планируемый цикл подготовки резерва команды в этом случае в перспективе может рассчитываться на несколько лет вперед. В связи с этим представляется важным провести исследование, связанное с оценкой заинтересованности студентов в виде спорта в многолетней перспективе.

Актуальность данного исследования заключается в расширении знаний в части изучения того, как долго студенты смогут посещать тренировки и выступать за команду вуза на соревнованиях, что обусловлено необходимостью формирования спортивного резерва тренерами-преподавателями в многолетней перспективе. Цель исследования - собрать и изучить конкретные количественные данные по студентам, которые покидают спортивную вузовскую секцию и которые в ней остаются. Для этого исследование предполагает решение следующих задач: сбор данных по количеству принятых в секцию студентов на протяжении пятилетнего периода; сбор данных по количеству покинувших секцию студентов на протяжении пятилетнего периода; анализ собранных данных; формирование выводов по итогу проведенного анализа. Научная новизна исследования заключается в сборе и анализе конкретных количественных данных, на базе которых можно лучшим образом понять возможности спортивного резерва в многолетней перспективе. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности внести изменения в будущее формирование спортивного резерва и улучшения долговременного планирования.

Исследование проводилось на базе Московского авиационного института, вид спорта - пулевая стрельба. На протяжении 5 лет (2017-2022 гг) велся подсчет студентов в каждом из двух отделений секции (винтовочное и пистолетное): количество набранных студентов в каждом году и количество студентов, поки-

нувших секцию в течение года. Набор новых студентов проводился каждый год в сентябре - тренировочный план занятий привязан к учебному году студентов (сентябрь - июнь), соответственно, контрольные периоды подсчета также соответствовали учебному году. В секцию принимаются студенты, желающие заниматься пулевой стрельбой и не имеющие опыта в этом виде спорта. Студенты, принимаемые в секцию и имеющие разряд по пулевой стрельбе, как правило, составляют около 4-5% [9]. Также в сентябре каждого следующего года подсчи-тывалось количество студентов, покинувших секцию за прошедший учебный год и остающихся в секции с каждого года набора.

Количество ежегодно набираемых студентов в исследуемом периоде представлено в табл. 1, а количество покинувших - в табл. 2. Наборы новых студентов проводились в сентябре. В связи с пандемией вируса SARS-CoV-2 в 2020-м году в секцию принимались только студенты, имеющие спортивный разряд по пулевой стрельбе, полученный ими до поступления в вуз.

Таблица 1

Количество набираемых ежегодно студентов в секцию пулевой стрельбы МАИ в 2017-2022 гг.

Год Винтовочное отделение, чел. Пистолетное отделение, чел.

2017 61 40

2018 22 25

2019 35 26

2020 5 5

2021 54 25

Таблица 2

Количество студентов, ежегодно покидающих секцию пулевой стрельбы МАИ в 2017-2022 гг

Контрольный период,учебный год Количество на начало годового периода, чел. Покинуло в течение годового периода, чел.

Винтовка Пистолет Винтовка Пистолет

2017-2018 61 40 23 (37,7%) 16 (40%)

2018-2019 60 49 18 (30%) 21 (42,8%)

2019-2020 77 54 33 (42,8%) 16 (29,6%)

2020-2021 49 43 31 (63,2%) 27 (62,7%)

2021-2022 72 41 22 (30,5%) 15 (36,5%)

Набор сентября 2022 года на период 2022-2023 учебного года не учитывается, т. к. он не участвует в исследуемом периоде.

Наибольшее количество студентов покинуло секцию пулевой стрельбы в 2020-2021 учебном году. По всей видимости, это было связано с пандемией SARS-CoV-2. Во-первых, режим работы в университете был частично дистанционным, что не располагало студентов к посещению тренировок. Во-вторых, осенью 2020 года не было проведено полноценного набора новых студентов, вместе с тем, как видно из следующей табл. 3, с каждым последующим годом всё больше студентов этого набора покидают секцию.

В среднем в типовой учебный год секцию покидает от 29,6% до 42,8% студентов из каждого отделения секции (с учетом 2020-2021 учебного года - до 63,2%). По всей видимости, это не связано непосредственно с качеством проведения занятий или конкретным тренером: в пистолетном и винтовочном отделениях секции работают разные тренеры, имеющие разный стиль ведения тренировок, однако процент уходящих студентов одинаков. Полноценного исследования для выявления причин ухода студентов из секции не проводилось, однако опрос некоторых уходящих студентов и субъективные наблюдения выявили

Таблица 3

Процент остающихся студентов каждого ежегодного набора секции пулевой стрельбы МАИ в пятилетней перспективе

Сентябрь 2018 г. Сентябрь 2019 г Сентябрь 2020 г Сентябрь 2021 г Сентябрь 2022 г

Набор 2017 года Винтовка 62,29% 44,26% 14,75% 3,27% 1,63%

Пистолет 60,00% 22,50% 7,50% 2,50% 2,50%

Набор 2018 года Винтовка - 68,18% 59,09% 18,18% 9,09%

Пистолет - 76,00% 64,00% 12,00% 8,00%

Набор 2019 года Винтовка - - 62,85% 20,00% 5,71%

Пистолет - - 73,07% 26,92% 11,53%

Набор 2020 года Винтовка - - - 100,00% 80%

Пистолет - - - 100,00% 60%

Набор 2021 года Винтовка - - - - 74,07%

Пистолет - - - - 68%

следующие причины: переход студентов на 4-й курс обучения, где физическая культура (пулевая стрельба - элективная дисциплина) не является обязательной к посещению для получения зачета; отчисление из университета или уход в академический отпуск; переход в другую спортивную секцию; выявление проблем со здоровьем, требующих специализированных занятий физической культурой или же запрет на таковые; окончание университета; недостаток времени; смена приоритетов. Кроме того, отмечено, что чем старше курс вуза, тем больше времени студент тратит на другие приоритетные направления, связанные с поиском работы и непосредственно работой одновременно с учебой.

Получается, что для формирования резервного состава команды университета тренерам необходимо учитывать определенный выше процент уходящих из секции студентов. Пополнение уходящих студентов компенсируется новым набором в сентябре каждого следующего учебного года.

Вероятно, что процент уходящих студентов также может быть связан непосредственно с видом спорта как таковым. Пулевая стрельба требует определенных психических качеств. Часть студентов посещают секцию пулевой стрельбы из-за удобного расписания, малой физической нагрузки или только для получения зачета по физической культуре и уходят из секции сразу же после перехода на 4-й курс университета - из таких студентов сложно формировать резервный состав сборной команды, даже если они имеют определенную результативность. Было бы интересно сравнить количество уходящих из спортивных вузовских секций студентов в других видах спорта, однако, к сожалению, статей по данному вопросу найти не удалось, а ведь такая информация помогла бы сделать выводы о влиянии на процент уходящих студентов непосредственно вида спорта. При этом важно то, что речь идет именно о вузовской спортивной секции, а не профессиональном спорте, т. к. вузовская секция имеет собственную специфику занятий.

Как видно из табл. 3, в пятилетней перспективе очень мал процент студентов, остающихся в пулевой стрельбе. После третьего года обучения в секции остаются от 5,71% до 18,18% студентов, после четвертого - от 2,5% до 9,09%. После пятого года обучения в секции осталось лишь 1,63% - 2,5% студентов. После первого года обучения в секции остаются от 60% до 76% студентов, если не учитывать показатели сентября 2021 года, т. к. уже обращалось внимание на специфику этого периода, когда в секцию было набрано лишь по 5 человек в каждое отделение. Большой разброс показателей приходится на период после второго года обучения (начало третьего года обучения) - от 20% до 64% (до 80% с учетом набора 2020 года). Всё это создает определенные трудности в формировании сборной команды, призванной показывать высокие спортивные результаты. Фактически за первые год-два тренеру необходимо «с нуля» воспитать спортсменов, показывающих высокие результаты, при этом без гарантии того, что подготовленные студенты вскоре не уйдут из секции. Очень мало студентов, которые продолжают заниматься пулевой стрельбой на протяжении всех 5-6 лет обучения в вузе, их можно, что называется, «пересчитать по пальцам»: из винтовочного набора 2017 года (61 человек) к сентябрю 2022 года в секции продолжал

заниматься 1 человек (1,63%), из пистолетного набора 2017 года (40 человек) также остался 1 человек (2,5%). Получается, что основной «пик» занятий студентов этим видом спорта приходится на 1 и 2 годы обучения в секции. Третий год обучения является «переломным», после него велик процент уходящих студентов. С точки зрения спортивной результативности на соревнованиях обосновано привлечение в вуз студентов, уже имеющих спортивный разряд или опыт занятий видом спорта, поскольку они имеют необходимую начальную подготовку. Однако наличие спортивного разряда или звания не является гарантией того, что свои приоритеты студент не сместит в сторону учебы и работы.

В перспективе для обучения студентов без опыта для тренеров становится важным первичный отбор таких кандидатов в секцию, которые смогут в ближайшей перспективе начать показывать требуемые результаты. Однако в этом случае важным вопросом остается их мотивация к виду спорта - не все способные студенты имеют при этом мотивацию к соревнованиям и большому количеству тренировок. Видимо, с этим связан процент остающихся в секции студентов на протяжении 4-5 лет - у них должны совпасть мотивация, желание развиваться в этом виде спорта и ожидаемые спортивные результаты.

Тут встает важный вопрос о целях непосредственно спортивной секции. Чем более сложные цели в части спортивных результатов секция ставит перед собой, чем более высокий уровень соревнований посещают студенты секции, тем более сложен, с точки зрения тренера, поиск кандидатов и их последующее воспитание.

Таким образом, в проведенном исследовании были выполнены поставленные задачи и достигнута цель. По результатам исследования можно сделать следующие общие выводы:

1. Крайне мал процент студентов, продолжающих занятия в секции на протяжении всех 5-6 лет обучения в вузе. Предположительно, это связано с приоритетами студентов в сторону учебы, работы и т. д., а спорт рассматривается с позиции хобби, что представляется логичным.

2. Количество уходящих за год из секции студентов компенсируется ежегодным набором, что важно для поддержания спортивного резерва.

3. В среднем каждое отделение секции в течение года покидает около 30-40% студентов.

4. Для поддержания выступления сборной команды вуза на заданном уровне важным является первичный отбор в секцию кандидатов, в которых сочетались бы способности к быстрому освоению стрелково-спортивных навыков и высокая мотивация к указанному виду спорта.

Сделанные выводы могут применяться в работе тренеров-преподавателей вузовских секций пулевой стрельбы. Перспектива дальнейших исследований в данном направлении состоит в подобном анализе количественных данных в других видах спорта в рамках вузовских секций, что позволит тренерам-преподавателям наилучшим образом подходить к вопросу подготовки кандидатов в сборную команду вуза и формирования спортивного резерва.

Библиографический список

1. Манойлов А.А., Белюков Д.А., Смирнова Е.Ю. Физкультурно-спортивный клуб вуза как механизм реализации массовости спортивного движения и повышения качества трудовой жизни коллектива. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; № 2 (180): 232-239.

2. Александров С.Г., Потапова А.Д. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в жизни студентов вузов. Сфера услуг: инновации и качество. 2021; № 56: 30-41.

3. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи. Science Time. 2014; № 9: 254-261.

4. Дьяченко В.М. Спортивные секции и клубы вуза как компонент студенческого спорта. Современный преподаватель - доверенное лицо государства: сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016». Курск: МедТестИнфо, 2016: 64-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Малыхин А.В., Орлова Д.С. Роль физической культуры в жизнедеятельности студента технического вуза. Молодежный вестник ИРГТУ. 2022; Т. 12, № 3: 621-626.

6. Черкасов А.Ю., Парфенов А.С., Щекотихин М.П. Анализ деятельности физкультурно-спортивных секций в вузе (на основе социологического исследования). Наука -2020. 2022; № 3 (57): 47-52.

7. Касьяненко В.И., Волкова Н.С. Свободный выбор спортивной секции как механизм повышения мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузах на примере Дальневосточного федерального университета. Ученые записки университета им. П.Ф. Песгафта. 2021; № 4 (194): 178-185.

8. Ермакова Е.Г Роль спортивного клуба в популяризации физической культуры и спорта в вузе. Эпоха науки. 2020; № 24: 292-296.

9. Воробьева С.М., Донских В.В. Детальное изучение мотивов студентов, желающих заняться пулевой стрельбой в вузе. Научное мнение. 2022; № 9: 129-133.

References

1. Manojlov A.A., Belyukov D.A., Smirnova E.Yu. Fizkul'turno-sportivnyj klub vuza kak mehanizm realizacii massovosti sportivnogo dvizheniya i povysheniya kachestva trudovoj zhizni kollektiva. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020; № 2 (180): 232-239.

2. Aleksandrov S.G., Potapova A.D. Rol' samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v zhizni studentov vuzov. Sfera uslug: innovacii i kachestvo. 2021; № 56: 30-41.

3. Yakovleva V.N. Fizicheskoe vospitanie i fizicheskaya podgotovlennost' studencheskoj molodezhi. Science Time. 2014; № 9: 254-261.

4. D'yachenko V.M. Sportivnye sekcii i kluby vuza kak komponent studencheskogo sporta. Sovremennyj prepodavatel'- doverennoe lico gosudarstva: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh svetskih i duhovnyh uchebnyh zavedenij v ramkah Mezhdunarodnogo lagerya molodezhnogo aktiva «Slavyanskoe sodruzhestvo - 2016». Kursk: MedTestlnfo, 2016: 64-68.

5. Malyhin A.V., Orlova D.S. Rol' fizicheskoj kul'tury v zhiznedeyatel'nosti studenta tehnicheskogo vuza. Molodezhnyj vestnikIRGTU. 2022; T. 12, № 3: 621-626.

6. Cherkasov A.Yu., Parfenov A.S., Schekotihin M.P. Analiz deyatel'nosti fizkul'turno-sportivnyh sekcij v vuze (na osnove sociologicheskogo issledovaniya). Nauka - 2020. 2022; № 3 (57): 47-52.

7. Kas'yanenko V.I., Volkova N.S. Svobodnyj vybor sportivnoj sekcii kak mehanizm povysheniya motivacii studentov k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture v vuzah na primere Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 178-185.

8. Ermakova E.G. Rol' sportivnogo kluba v populyarizacii fizicheskoj kul'tury i sporta v vuze. 'Epoha nauki. 2020; № 24: 292-296.

9. Vorob'eva S.M., Donskih V.V. Detal'noe izuchenie motivov studentov, zhelayuschih zanyafsya pulevoj strel'boj v vuze. Nauchnoe mnenie. 2022; № 9: 129-133.

Статья поступила в редакцию 24.08.23

УДК 378.1

Glushkova N.G., senior lecturer, Department of Russian, Native Languages and Linguodidactics, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: nadezhda.glu@mail.ru

LINGUOECOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS: DEFINITIONS AND STRUCTURAL COMPONENTS. The article provides an overview of a number of works by Russian and foreign scientists concerning the definition of concepts of "linguoecology", "ecology of language", "linguoecological culture". Various approaches to understanding the definition of the linguoecological culture of future teachers are considered, their own definition of this phenomenon is given and its structural components are highlighted. The role of a teacher or mentor in forming the worldview and value orientations of the younger generation is determined. Measures taken at the state level to form a safe language educational space in educational organizations of various levels are considered. The relevance and necessity of the formation of the linguoecological culture of future teachers as an important component in the system of professional training of teaching staff is substantiated. The conclusions obtained by the author allow specifying the direction of further research.

Key words: linguoecology, ecology of language, linguoecological culture, pedagogical education

Н.Г. Глушкова, ст. преп., ГБОУ ВО «Ставропольской государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: nadezhda.glu@mail.ru

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ДЕФИНИЦИИ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

В статье даётся обзор ряда работ отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих вопросы определения понятий «лингвоэкология», «экология языка», «лингвоэкологическая культура». Рассматриваются различные подходы к пониманию дефиниции лингвоэкологической культуры будущих педагогов, дается собственное определение данного феномена и выделяются его структурные компоненты. Определяется роль педагога-наставника в формировании мировоззрения и ценностных ориентиров подрастающего поколения. Рассматриваются меры, принятые на государственном уровне, позволяющие формировать безопасное языковое образовательное пространство в образовательных организациях различного уровня. Обосновывается актуальность и необходимость формирования лингвоэкологической культуры будущих педагогов как важного компонента в системе профессиональной подготовки педагогических кадров. Выводы, полученные автором, позволяют конкретизировать направление дальнейших исследований.

Ключевые слова: лингвоэкология, экология языка, лингвоэкологическая культура, педагогическое образование

XXI век - век научно-технического прогресса, социально-культурных и экономических преобразований - стал одновременно временем глобальных политических, социально-экономических потрясений и экологических катастроф. Подобные масштабные изменения служат предпосылками возникновения идейных течений, деятельность которых направлена на активизацию защитных функций человечества, способных противостоять агрессивному влиянию прогресса на жизнь и окружающую среду в целом. Именно под воздействием глобальных мировых процессов зародившаяся в XX веке такая наука, как экология, эволюционировала в научную область лингвоэкологического знания: теперь идеи, высказанные некогда биологами и экологами, начинают применяться к рассмотрению языка и культуры. Обращение к вопросам формирования лингвоэкологической культуры языковой личности отражает поиск ответов на важные вызовы современности, среди которых нарушение экологии общения, возникновение языковых аномалий и катастроф, снижение ценности языковой культуры, проблемы лингвистической безопасности и этнолингвистической напряженности.

Важность и значимость проблем, связанных с лингвоэкологическими аспектами коммуникации, процессами оптимизации языкового поведения субъектов общения, вопросами формирования лингвоэкологической культуры, подтверждается широким спектром научных исследований.

Цель данной статьи - научно-теоретическое обоснование понятия «лингвоэкологическая культура» в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов и определение его структурных компонентов.

Задача исследования - определить сущность лингвоэкологической культуры, ее структурные компоненты и роль в подготовке будущих педаго-

гов на основе анализа научной и методической литературы по исследуемой проблеме.

Научная новизна статьи заключается в определении понятия лингвоэкологической культуры, ее структурных компонентов и выявлении значимости в системе профессиональной подготовки педагогов.

Теоретическая значимость статьи обозначена в обосновании феномена лингвоэкологической культуры, расширении педагогического знания о значимости формирования лингвоэкологической культуры будущих педагогов в системе современного профессионального педагогического образования.

Практическая значимость заключается в определении возможности внедрения в образовательный процесс вуза механизмов формирования лингвоэко-логической культуры будущих педагогов.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Со второй половины XX века экологический подход и экологические принципы активно проникают во все сферы жизнедеятельности людей (экологизация производства, экологизация технологий, экологизация законодательства, экологизация экономики и т. д.), находят свое отражение в новых научных направлениях: эколингвистика /лингвоэкология, лингвокриминология, юрислингвистика и т. д. Научное сообщество признает, что антропогенная деятельность зачастую напрямую угрожает существованию человечества, нарушая привычный образ и условия жизни людей.

Термин «экология языка» впервые прозвучал в 1970 году в докладе Айнара Хаугена «Ecology of Language» «Экология языка» [1, с. 78]. Начиная со второй половины XX века, круг ученых-лингвистов, занимающихся проблемами эколо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.